Советы логопеда родителям по развитию речи ребенка
Консультация для родителей на тему: «Советы логопеда родителям, заинтересованным в правильной речи своих детей»
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей среды. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер, братьев. Среди многих родителей бытует глубоко неправильное мнение о том, что звуковая сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование речи ребенка, начиная с самых ранних лет жизни.
Оказать реальную помощь по развитию речи в РАННЕМ возрасте и стимуляции речевой активности, помогут специальные приемы:
– РАЗГОВОР С САМИМ СОБОЙ. Когда ребенок находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, чувствуете. Говорить нужно медленно, четко, короткими простыми предложениями. Например: «Я сейчас возьму чашку. Чашка на столе. В чашке молоко. Таня пьет молоко».
– ПРОВОКАЦИЯ, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например: вы хорошо понимаете, какую игрушку дать ребенку, но даете совсем не ту. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это же будет и моментом, стимулирующим малыша назвать, нужный ему предмет. При возникновении затруднения, подскажите ему: «Я не понимаю, что ты хочешь: куклу, мишку или машинку?». В подобных ситуациях ребенок активизирует свои речевые возможности, чувствуя себе намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.
– РАСПРОСТРАНЕНИЕ. Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом. Если сможет, ребенок повторит за вами, если нет, то достаточно и того, что он вас слушает. Например:
Ребенок: «Суп».
Взрослый: «Это овощной суп. Очень вкусный. Суп кушают ложкой».
– ПРИГОВОРЫ. Использование игровых потешек, песенок, стихов, приговоров в совместной деятельности с ребенком. Сопровождение действий малыша словами, способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания, и постепенно проникать в их смысл. Затем дети постепенно, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями.
Например: «Водичка, водичка! Умой Маше личико!…»
Делаем зарядку: «Хома, хома, хомячок!»… И т.д.
Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребности ребенка в эмоциональном и тактильном контакте со взрослым. Большинство детей по своей природе – кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности ребенка в ласке, в физическом контакте.
– ВЫБОР. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Осуществление возможности выбора, порождает у ребенка ощущение собственной значимости. Например: «Тебе налить молока или сока?», «Тебе дать целое яблоко или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?».
– ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Это рисование, лепка, аппликация, конструирование. Развивают не только лингвистические способности, но и сенсорные, формируют мыслительную деятельность ребенка. Старайтесь любой рисунок малыша превратить в интересную историю, сказку.
Родители должны помнить, что очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за СВОИМ произношением, говорили с ним не торопясь, четко проговаривая звуки и слова спокойным, доброжелательным тоном. Неряшливая, торопливая речь взрослых обязательно отрицательно скажется на речи ребенка, он может, также невнимательно, относится к своим высказываниям, не заботясь о том, как его речь воспринимается слушателями. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» – смотри; «не бежи» – не беги; «ваще» – вообще).
Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь ребенка будет такой же.
Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: неправильным прикусом, отклонениями в развитии зубов, короткой подъязычной связкой, и т.д. Поэтому так важно своевременно обращаться к стоматологу и другим специалистам, что бы вовремя устранить эти недостатки.
Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, услышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Даже незначительное снижение слуха ведет к неправильному восприятию речи и как следствие к неправильному произношению. Важно оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий, включенных на полную громкость магнитол и телевизора. При заболевании органов слуха необходимо своевременное квалифицированное лечение.
Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев и сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.
Важно помнить два «ЗОЛОТЫХ НЕЛЬЗЯ».
– Нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и «сюсюкать».
– Нельзя допускать, чтобы ребенок обозначал окружающие предметы звукоподражаниями. Например, «бибика», «мумука», «ав-ав», «ам-ам». «ко-ко».
Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или наоборот, хвалить его за такие «успехи». В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда эти звуки ребенок не может произнести в связи с физиологическими особенностями развития детской речи. Т.е. нельзя требовать от ребенка в три года четкого произношения звуков: «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Л», «РЬ», «Р».
Несколько простых советов:
– Меньше протертой пищи, побольше – твердой. Пусть жуют: свежие яблоки, морковку, капусту, сухари и баранки. Это хорошо развивает речевой аппарат.
– Поиграйте с язычком. (- Язычок живет в домике. Открой рот (упр «Окошко») и покажи язычок. Сделай: «Заборчик». «Трубочку», «Качели», «Лошадку», «Часики» и т.д.). Можно намазать верхнюю губу капелькой меда или варенья: – Слижи варенье с губы! И т.д.
– Развиваем речевое дыхание. Используем такие игры:
«Сдуй ватку с ладошки», «Погреем руки», «Снежинка», «Самолетик», подуть на бумажную лодочку в тазике с водой. И т.д. Главное следить, чтобы при этом у ребенка не раздувались щеки, а губы вытягивались трубочкой.
Необходимо помнить, что овладение ребенком речью, находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, вы будете не только расширять
кругозор ребенка, но и способствовать быстрейшему овладению им правильной речью.
Побольше читайте ребенку: рассказы, сказки по возрасту. И обязательно потом ребенок должен ответить на вопросы по прочитанному тексту, пересказать небольшой отрывок. Заучивайте стихотворения, загадки, скороговорки.
И самое неприятное: уберите планшеты и компьютеры! Телевизор – как можно меньше! Это, конечно, очень удобно, но кроме вреда, ничего не приносит! Это уже истина, которую нам , ох как не хочется признавать!
Опытный педагог, присмотревшись к вновь поступившим детям, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи).
Например, проводя в начале года логопедическое обследование, сравниваешь двух малышей.
Один из них очень разумно и ясно ответит на вопросы, расскажет сказку, споет песенку, осмысленно, выразительно прочтет стихотворение (он их знает много: мама ему и пела, и рассказывала, и читала).
И второй. Обратитесь к нему с теми же вопросами, и ваши попытки кончатся ничем. Это не значит, что второй малыш глупее, или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что первому очень много внимания и заботы уделяли в семье.
Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий со своими детьми!
Источник
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
10 простых советов от логопеда.
Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
Повторяйте многократно одно и то же слово. При повторении фразы меняйте порядок слов («папа пришел, пришел наш папа», «мячик упал, упал мячик, упал»). Это позволяет ребенку легче услышать и понять, что фразы делятся на слова.
Говорите просто, чётко, внятно проговаривая каждое слово. Не искажайте слова специально. Уважайте попытки ребёнка говорить.
Учите ребёнка прислушиваться к различным звукам и давайте им речевое обозначение: водичка течёт: с-с-с, жук жужжит: ж-ж-ж, ветер гудит: у-у-у. Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа «бух», «ку-ку», «оп», «ав-ав», состоящие из одного или нескольких слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребёнку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны вашему ребенку.
Развивайте мелкую моторику. Пусть ваш малыш лепит из пластилина и из теста, рисует, раскрашивает, учится завязывать узелки, застегивать пуговицы, перебирает мелкие предметы, играет в пальчиковый театр. Все эти занятия влияют на развитие тонких движений пальцев рук, а, следовательно, помогают развитию речи.
Читайте, читайте, читайте! Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз- не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами; предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, когда ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловите его ритм, а затем пробуйте не договаривать последние строки, предоставляя это делать малышу. Вообще, для развития речи полезны любые игры с рифмами. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести его. Важно подбирать произведения по возрасту.
Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
Не предупреждайте желаний ребенка. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что-либо — достаточно просто посмотреть, потянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.
Ребенку необходимы развивающие игрушки, поэтому все сложные электронные игры оставьте для более старшего возраста. Играйте с малышом в мяч, кубики, матрешки, пирамидки, машинки, которые необходимо двигать ему самому, а не через пульт дистанционного управления.
Необходимо научить малыша правильному дыханию и развивать его артикуляционный аппарат для того, чтобы ребенок мог легко говорить длинными сложными предложениями
Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимание его — это пассивный словарь, говорит — это активный. Активный словарь может быть еще совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия.
Игры, развивающие речь ребенка.
Кто дольше
◈ В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный.
◈ Тянуть можно и некоторые согласные звуки. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха.
Повторяй за мной
Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат
◈ Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:
Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.
Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.
Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.
Проводи мишку
Игра способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве
Необходимый инвентарь: мягкая игрушка (например, мишка).
◈ Возьмите в руки мишку и голосом игрушки скажите ребенку, что очень хотите познакомиться с домом, в котором живет ваша семья. Попросите ребенка проводить мишку и показать ему все самое интересное.
◈ Пойдите на кухню, пусть ребенок проводит мишку туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.) Интересуйтесь, для чего они нужны.
◈ Затем сходите с мишкой в другие комнаты.
Голоса животных
Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.
◈ Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.
◈ Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие.
◈ Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.
♦ воробей — чирикает (чирик-чирик)
♦ ворона — каркает (кар-кар)
♦ гусь — гогочет (га-га-га)
♦ кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю)
♦ коза — блеет (ме-е-е)
♦ корова — мычит (му-у-у)
♦ кошка — мяукает (мяу-мяу)
♦ лошадь — ржет (и-го-го)
♦ лягушка — квакает (ква-ква)
♦ мышка — пищит (пи-пи-пи)
♦ осел — ревет (иа-иа)
♦ петух — поет, кукарекает (кукареку)
♦ пчела — жужжит (ж-ж-ж)
◈ Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.
Кукла спит
Игра способствует развитию речи, слуха
Необходимый инвентарь: кукла или мягкая игрушка.
◈ Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает ее на руках, споет колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом.
◈ Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом, чтобы не разбудить ее.
◈ Поговорите о чем-нибудь с крохой, задавайте вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все это нужно делать шепотом).
◈ Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.
Закончи слово
Игра способствует развитию речи, памяти, внимания
◈ Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите. Например: доро-га, мага-зин, коло-бок.
◈ Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который называете.
Повтори за мной
◈ Предложите ребенку повторять за вами рифмованные строчки:
Птичка прилетела, песенку мне спела.
Девочка проснулась, сладко потянулась.
Солнышко садится, Маша спать ложится.
У меня зазвонил телефон
Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса
◈ Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора.
◈ По очереди изображайте звонок телефона.
◈ Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы.
◈ Меняйтесь ролями.
◈ Разговаривайте от имени игрушек, животных.
Чем заняться
◈ Поговорите с ребенком о том, что можно делать в лесу (гулять, отдыхать, слушать птиц…), на реке (купаться, нырять…).
◈ Пусть он придумает, что можно делать с цветами (нюхать, поливать…); что делает дворник (убирает, подметает…).
◈ Каждый раз задавайте вопросы так, чтобы при ответе ребенок использовал разные времена, числа, лица.
Загадалки
Игра способствует развитию речи, воображения
◈ Выберите ведущего. Он загадывает предмет и, не называя самого объекта, описывает его свойства, рассказывает, как он используется.
◈ Остальные игроки должны отгадать задуманный предмет.
◈ Например: высокий, стеклянный, из него можно пить сок или воду (стакан).
◈ Потом меняйтесь ролями.
Перед тем, как загадать, познакомьте ребёнка со всеми картинками-отгадками, а после того, как ребенок отгадал, покажите ему картинку-отгадку.
Кто есть кто?
Игра способствует развитию речи, знакомит с основами формообразования имен существительных
◈ Рассуждайте с ребенком о том, как называются животные-папы, животные-мамы и их детки. Например, если папа — слон, то мама — слониха, а их ребенок — слоненок и т. д.
Развиваем дыхание.
1.«Подуем на снежинку».
Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.
2.«Бабочка летает».
Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
3.«Плывет, плывет кораблик».
Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
4. «Дудочки и свистульки;
5. «Мыльные пузыри»;
6. «Задуваем свечки» и т.д.
Дуть нужно на всё, что попадается под руку, — это насколько хватит вашей фантазии.
Используя эти, на первый взгляд, крайне простые советы, Вы достигнете великолепного результата. Вы увидите, что ребенок стал уверенный, легче ориентируется в окружающей жизни и стремительно расширяет свой «словарный запас».
МБ ДОУ №136 комбинированного вида, учитель-логопед Ивина Е. Ю.
Источник
Советы логопеда родителям дошкольников
Основными нарушениями речи дошкольников является дислалия – нарушение звукопроизношения – замена звуков, их искажение, пропуск, перестановка слогов, неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов, небрежность произношения, нарушения ритма и темпа речи, заикание.
Если эти дефекты не проходят у детей в возрасте 3,5–4 лет, необходимо обратиться к логопеду, который разработает программу занятий с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Со многими проблемами невозможно справиться без помощи специалиста, владеющего определенными методиками, но работа по коррекции произносительных навыков должна продолжаться и дома.
Логопед советует:
- Развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережевывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щек, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.
- Разговаривать с ребенком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать “детский язык”.
- Каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
- Чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.
- Говорить четко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
- Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель – заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
- Не перегружать ребенка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
- Использовать упражнения для развития мелкой моторики.
- При заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия, способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия с малышом не должны быть скучным уроком, необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить ребенка на положительный результат, чаще хвалить его.
Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие.
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».
Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.
Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?
- Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
- С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
- Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
- Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
- Лепите со своим малышом из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
- Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести
косички из разноцветных шнурков.
- Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
- И, наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.
Участие родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей.
Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков (свистящие, шипящие, сонорные), специальные занятия.
Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит.
При работе родителей с детьми дома следует помнить пункты, написанные в памятке для родителей.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ РЕБЁНКА.
1. Принуждать ребенка заниматься нельзя! Занятия дадут наилучший результат,если они проводятся в форме игры и интересны ребенку.
2. За одно занятие не следует давать больше трех – четырех упражнений.
3. К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущее.
4. Все упражнения надо выполнять естественно без напряжения.
- Всю работу по воспитанию у детей правильного произношения, родители должны согласовывать с логопедом. Обращаться к нему при всех затруднениях.
Предупреждение недостатков речи
Что же способствует правильному речевому развитию?
1. Прежде всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окружающих. С ребенком нельзя говорить в обычном темпе, так как вследствие недостаточного в этом возрасте развития речеслухового аппарата он не все успеет услышать и понять.
2. Если ребенок затрудняется выразить свою мысль, представляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. После многократного повторения трудных слов ребенок с удовольствием повторяет их за мамой, делать он это должен добровольно. Излишняя требовательность раздражает, обижает ребенка, может вызвать боязнь «открыть рот», молчаливость, даже отвращение к речи.
3. Не следует раздражаться детской «болтовней», ребенок тренирует свои органы речи. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, когда кто-то спит или болен; не кричать.
4. Не рекомендуется перегружать ребенка – учить буквы, обучать чтению в трех – четырехлетнем возрасте без его желания; результат часто бывает обратный желаемому. Установлено, что для всякого обучения существуют оптимальные, наиболее
благоприятные сроки. Несоблюдение их плохо отражается на ходе умственного развития ребенка.
5. При раннем речевом развитии не следует принуждать ребенка к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями – это может привести к заиканию.
6. При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться больше играть с ребенком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас.
7. Вредно излишнее возбуждать фантазию и чувства ребенка частными и продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевозбуждает его, способствует расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.
8. Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует создание условий для нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а также зрения, обоняния и осязания.
Источник