Советы логопеда ребенок 1 год

Советы логопеда ребенок 1 год thumbnail

Ребенок в 1,5 года не говорит: ответы на вопросы родителей от логопеда – дефектолога.

rebenok-v-poltora-goda-ne-govorit

С осени 2014 года у всех читателей «Родной тропинки» есть возможность получить не выходя из дома он-лайн консультацию и систему он-лайн занятий по развитию речи своего ребенка в любом возрасте от логопеда -дефектолога из Санкт -Петербурга, ведущего специалиста детского речевого центра OPPI-ONLINE Комаровой Татьяны Андреевны.

Записаться на консультацию логопеда -дефектолога можно на этой страничке сайта «Родная тропинка».

В декабре на «Родной тропинке» была опубликована статья Татьяны Андреевны «14 причин обратиться к логопеду с ребенком», в которой мы объявили конкурс на самый интересный вопрос логопеду от родителей. Мы планируем записать видеоответы на самые интересные и глубокие ваши вопросы. Итоги конкурса еще не подведены, но уже сегодня Вы можете прослушать первый ответ логопеда – дефектолога на вопросы мамы ребенка чуть старше 1, 5 лет о задержке речевого развития.

Цитирую вопросы из видео, на которые ответила Татьяна Андреевна – вопросы к логопеду от мамы, ребенку которой невролог поставил диагноз «задержка речевого развития», т.к. ребенку больше чем 1, 5 лет, а он не говорит.

«Здравствуйте! Ребенку 1 год 7 мес. Вообще не говорит ни одного слова. Он гулит и лепечет. Сокращенные гав-гав, би-би даже не собирается говорить. Может говорить «ма-ма», но не как слово, а как слог, и со мной его не связывает вообще. Чаще всего ребенок просто мычит.

Ребенок здоров, родился по шкале Апгар 9/9.

Моя совесть при этом совершенно чиста. Я с самого рождения занимаюсь с ребенком всем, чем только можно (и Ваш просто потрясающий сайт нам в помощь!). И постоянно разговариваю, и вопросы задаю, и не тараторю, и кукольный театр показываю, и читаю, и логопедические распевки пою, и чистоговорки говорю, и скороговорки в медленном темпе, и потешки, даже артикуляционную гимнастику на себе показываю, и пальчиковые игры, и мелкую моторику развиваем, причем она совершенно прекрасна, и творчеством занимаемся, а уж сколько я ему пою – так я ни одной такой мамы не знаю.

И в плане эмоционального контакта и психологического климата в семье – всё тоже очень хорошо!

И ребенок умный, и всё понимает. Невролог пишет «Задержка речевого развития».

В связи с этим мои вопросы:

1) Почему на мам постоянно наводят страх: «Не будете заниматься и общаться с ребенком – он долго не заговорит»? Теперь я в это не верю.

2) Наш невролог собирается активировать речевой центр специальными лекарствами, которые дают людям после инсульта. Что Вы можете об этом сказать?

3) Сейчас идет активная пропаганда очень модного направления в медицине «Остеопатия», якобы это может помочь. Что Вы думаете и об этом?

4) В нашем городе открылся центр развития и коррекции речи. По телевизору выступал директор этого центра. Во-первых, она со 100%-ой гарантией заверила всех, что если ребенок не говорит в 1-1,5 г., то у него ОДНОЗНАЧНО будут проблемы в школе. И в этом центре есть какой-то чудо-аппарат, который надеваешь на голову и он посылает чудо-импульсы в речевой центр (если нужно, могу дать ссылку на видео). Здесь тоже хотелось бы Ваше мнение».

Ответы на эти вопросы – в видео логопеда – дефектолога выше на этой странице.

А мои советы по развитию речи самых маленьких деток Вы можете прочитать в статьях сайта:

– Ребенок в год не говорит: как учить ребенка говорить?

– Игры – потешки для самых маленьких: учимся говорить.

– Почему ребенок не говорит: как ему помочь?

– Ребенок не говорит: что делать? Видео для родителей и статья.

– в рубрике «Развитие ребенка 1-2 лет».

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”

audiokurs-razvitie-rechi

Источник

Речь малышей порой забавляет и умиляет. А ее дефекты многим родителям кажутся смешными и безобидными. «Голос Череповца» отправился к специалистам Череповецкого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, чтобы узнать, нужно ли идти к логопеду с ребенком до трех лет и как методики раннего развития речи и «говорящие» игрушки воздействуют на эту самую речь?

Когда ни гугу. Учитель-логопед Елена Макарцева рассказала нам, когда и почему нужно обратиться к логопеду. Специалист обозначила семь основных причин.

1. Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета.

«Лепетать он может по-разному. Это и «кххх», и «гыгы», «агу», «агы». Затем появляются слоги: «диди», «гиги», «бубу», «тата». Насторожиться надо, если малышу уже исполнился год, а у него так и не появились лепетные слова. Он не понимает обращенную речь и не выполняет хорошо знакомых действий с предметами по просьбе родителей, – говорит логопед. – Например, не поворачивает голову в ответ на вопросы: «Где папа? Баба?» А также не реагирует на свое имя».

Если после года малыш не произносит порядка 8 – 10 слов типа «кис-кис», «ням», это тоже повод проконсультироваться.

Читайте также:  Амлет ребенок 1 год

2. Если к двум – двум с половиной годам ребенок пользуется слишком маленьким запасом слов, не говорит фразами или совсем не говорит. Не понимает или плохо понимает обращенную к нему речь, не умеет выражать свои желания и цели простыми словами и выражениями.

«К двум с половиной годам, как правило, малыш уже произносит элементарные фразы, объединяя два-три слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал), – поясняет Елена Викторовна. – Если в этом возрасте ребенок хорошо понимает речь взрослых, обращенную к нему, но выразить свои желания может исключительно жестами, не может сформулировать простых фраз по типу «хочу кушать» или «хочу пить», необходимо посещение с ним невролога и логопеда».

3. До трех лет малыш молчал, а затем стал активно говорить. При этом изъясняется он на «своем» языке, где понятных и простых слов почти нет.

Кроме того, если к трем годам у ребенка сохраняется повышенное слюноотделение: «Во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает, не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке пять секунд».

4. Если ребенок все понимает, а говорить не хочет. «Просто очень упрямый», – успокаивают себя родители.

5. Если малыш «захлебывается» речью, торопится высказать свои мысли.

«Это происходит, когда выдоха не хватает на фразу и ребенок добирает воздух посреди слова. В результате мы слышим обрывки слов, переходящие в набор гласных, темп речи очень быстрый, ребенок судорожно вдыхает, пытаясь высказать свою мысль».

6. Если ребенок не стремится к общению со сверстниками и взрослыми, к совместной предметно-практической деятельности, не интересуется окружающим. Играет один или участвует только в «неречевых» играх, неохотно отвечает на вопросы взрослого, старается ответить жестами.

7. Если ребенок сильно говорит «в нос». Гнусавость, или, как это называется, сильная назализация голоса, также является поводом идти к логопеду.

«Говорящие» игрушки. Нам стало интересно, будет ли эффект опережающего развития, если к ребенку с нормально развивающейся речью применить методику, нацеленную на преодоление отстающего речевого развития. На этот вопрос нам ответила Анна Шалкина, учитель-дефектолог Череповецкого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:

– Необходимо помнить о том, что каждый ребенок развивается в собственном темпе, по своей образовательной траектории. Опережающее развитие свойственно, как правило, более одаренным детям. Таким образом, использование методик, направленных на преодоление отстающего речевого развития, для обучения нормально развивающихся детей вряд ли будет способствовать опережающему развитию, это может лишь помочь ребенку более полно усвоить нормы родного языка. Любые занятия по определенной методике лучше начинать после предварительной консультации со специалистом.

– Есть тенденция обучать ребенка первым словам с помощью «говорящих» игрушек. Насколько это полезно?

– «Говорящие» игрушки, несомненно, дают нужную эмоциональную нагрузку. Они способны заинтересовать ребенка, оказать помощь в обучении, воспитании, развитии – в частности, развиваются слуховое восприятие, мелкая моторика, мышление, память, – говорит Анна Николаевна. – Однако они чаще интересны ребенку лишь недолгое время. Дети не играют с ними, а изучают функции. Отчасти подобные игрушки несколько тормозят творческий потенциал детей, мешают развитию коммуникативных навыков. Изучив возможности одной игрушки, ребенок требует у родителей еще одну, а когда мама с папой покупают обычную куклу, машинку, мягкую игрушку, ему они не нравятся. Малыш уже привык к «самостоятельным» игрушкам, которые его развлекают разными способами. А тут машинку нужно катать, представлять, как она мигает фарами и т. д.

Инна Анохина, газета «Голос Череповца»

Источник

7 СОВЕТОВ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ

0-1 ГОДА И 1-3 ГОДА

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей.

Причины отставания в речевом развитии могут быть самыми разнообразными – как биологическими (проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; наследственный тип позднего развития речи; болезненность ребенка), так и социальными.

Нередко поведение родителей и их отношение к ребенку создает предпосылки к отставанию в речи у детей.

Почему дети не говорят???

К примеру, гиперопека малыша может привести к тому, что речевая функция ребенка останется невостребованной.

Ведь если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи?

Также речь у детей может развиваться медленнее, если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями.

В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты.

Что интересно – если ребенок часто находится в избыточной информационной среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить.

То есть если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с малышом много болтающих между собой взрослых.

Все это создает “шумовую завесу”, и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову.

В таких случаях ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться.

Поэтому полезнее говорить с детьми, а не при детях.

Как правило, в семьях, где у родителей нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

Читайте также:  Ребенку 1 год плачет при виде одного человека

Как родители могут помочь

Важно, чтобы и родители, а не только педагоги детских центров и логопеды, занимались развитием речи малыша. Самое основное для улучшения речи – это развитие мелкой моторики, улучшение работы органов артикуляционного аппарата.

Делайте с вашим малышом каждый день артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, играйте в дидактические игры или делайте самомассаж (рук, лица). При самомассаже можно использовать разные тренажеры, такие как мячик “ежик”, каучуковый мячик, массажное кольцо Су Джок.

Вот 7 несложных советов, как можно помочь ребенку в развитии речи.

1. Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку.

2. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, пазлы, игрушки – собирайки, кубики с картинками, игрушки-вкладыши).

3. Играйте с пальчиками, ведь на руках находится множество нервных окончаний, стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга. Детям очень нравятся такие забавы:

“Это пальчик – бабушка, этот пальчик – дедушка, этот пальчик папочка, этот пальчик – мамочка, этот пальчик я – вот и вся моя семья!”

(Возьмите руку малыша в свою и производите различные движения под фразы из потешки.)

4. Читайте, рассказывайте наизусть, пойте.

К вашим услугам потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки и проза. Возьмите на заметку произведения всеми любимых детских авторов: А. Барто, К.Чуковского, С.Маршака, С. Михалкова.

5. Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в деталях все, что хотите: чем занимается папа на работе, во что играют дети на площадках, какие заботы у птицы за окном и у людей на улицах, в магазинах и транспорте.

6. Изучите с ребенком голоса животных, их места обитания; узнайте, чем они питаются.

7. Разучите с малышом известные стишки про “Сороку-ворону”, “Мальчика-пальчика, который с этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, а с этим братцем песни пел”, “Ладушки-оладушки: мы печем оладушки.

Получилось ровно пять: один маме надо дать, два коту с усами, два съедим мы сами!”.

Родителям следует помнить, что если речевое развитие ребенка значительно задерживается, и в течение беременности, родов или в период раннего развития отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержи речевого развития и оказать ребенку помощь.

Самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.

Источник

Логопедические упражнения с детьми первого года жизни

По данным логопеда клиники неврологии СПбГМУ имени И. П. Павлова З. Ф. Бураковой, большинство детей идут в школу с логопедическими проблемами.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Общение и овладение родным языком необходимо ребенку с раннего периода. Чем раньше вы начнете логопедические занятия со своим малышом, тем лучше у него будет речь. Первый год жизни ребенка, когда общение со взрослым происходит при помощи экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств, называется довербальным. Второй этап формирования речи – ранневербальный, наступает тогда, когда ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова.

Родителям следует четко представлять основные закономерности довербального и раннего вербального периодов.

Выделяют пять стадий развития речи ребенка от рождения до 18 месяцев. Длительность каждой стадии может колебаться в зависимости от индивидуального развития ребенка.

Пределы более позднего нормального развития навыков указаны в таблице «Возраст тревоги». Запаздывание развития навыков более указанных сроков требует консультации ребенка у специалиста. я стадия – от 0 до 2 месяцев – характеризуется рефлекторным криком. В крике преобладают гласоподобные звуки. Крик в норме – громкий чистый с коротким вздохом и удлиненным выдохом. Окружающим следует говорить с ребенком негромко, напевно. я стадия – от 2 до 5 месяцев – характеризуется качественным изменением крика, появлением гуления, смеха, улыбки. С трех месяцев начинается развитие интонационной характеристики крика. К 16 неделям смех малыша становится продолжительным.

Для формирования направленной ориентировочной зрительной реакции и развития ручной умелости на этой стадии рекомендуются занятия со следующими игрушками: яркие, блестящие (формирование направленной зрительной реакции); погремушки на рукоятке образные и геометрические (дополнительно развивают ручную умелость); погремушки на кольце (тренировка мелких мышц пальцев, развитие осязательных ощущений и ручной умелости); подвесные погремушки (привлечение зрительного внимания ребенка, побуждающего к звукопроизношению); подвесные гирлянды игрушек (формирование способности рассматривать предметы, переводить взгляд с игрушки на игрушку).

Речь ребенка формируется в общении с окружающими. Поэтому необходимо, чтобы речь близких была образцом для подражания. Она должна быть четкой, неторопливой, грамматически и фонетически правильной, интонационно выразительной. Следует избегать слишком утрированной жестикуляции и громкого голоса. Не искажайте слова, не «сюсюкайте». Обучение речи происходит путем подражания взрослым в процессе рассказывания потешек и стишков. Поэтому на первых двух стадиях наилучшими логопедическими занятиями будет выполнение комплекса пестования младенцев. я стадия – 5-7,5месяцев – стадия появления лепета, которая имеет большое значение для развития речи. Ребенок начинает произносить «ба, «ма, «та». В этой стадии рекомендуется к комплексу «Пестование младенцев» добавить вы-

полнение логопедических упражнений на гласные звуки (см. табл. 27). Ведущие логопеды Санкт-Петербурга очень высоко оценили комплекс «Пестование младенцев» для формирования правильной речи малыша, коррекции и профилактики логопедических нарушений. Результат при логопедических нарушениях может быть достигнут только длительными и упорными занятиями с детьми. Комплекс «Пестование младенцев» позволяет это делать ненароком, радостно и профессионально.

Читайте также:  Ребенку 1 год 1 месяц нет ни одного зуба

Дополнительно артикуляционные упражнения рекомендуется выполнять 1-1,5 минуты до 10-15 раз в день, используя подходящий момент. Например, играем в кубики, строим дом, протягиваем кубик ребенку, произнося «ой, ой, ой – приходи скорей домой». Во время занятий важно использовать приемы, вызывающие у малыша положительные эмоции, показывая одобрение, похвалу, поощряя его.

На этой стадии хорошо использовать следующие игрушки: яркие, большие, образные (побуждают к развитию речи, ребенок их рассматривает, узнает при участии взрослого); бубенчики (формирование ориентировочной реакции на звук); цветные флажки, ленточки в руках у взрослых (привлекают внимание ребенка, формируется способность выделять цвет из общего фона).

4-я стадия – 7,5-12,5месяцев – расцвет лепета.

Ребенок повторяет два одинаковых слога (ба-ба, та-та, ма-ма, па-па). При помощи лепета ребенок общается со взрослыми, выражая свои желания и нужды, заставляя взрослого обратить на него внимание. На этой стадии рекомендуются логопедические упражнения на звуки: М, П, Б, К, Г, Д, Т (см. табл. 27).

На четвертой стадии изучаются различные свойства игрушек: 1) шарики разных размеров, разного веса (учимся чувствовать руками, играем в мяч); 2) матрешки (комбинация движений рук – практическое мышление).

Таблица 27

Логопедические упражнения

в соответствии со стадиями становления речи детей 1 года жизни

СтадияРифма
3асс асс асс – мы купили квасссусс усс усс – ваш арбуз
ачч ачч ачч – это врачуч уч уч – это ключ
ачч ачч ачч – пожалуйста не плачьушка ушка ушка – вот моя подушка
арр арр арр – летит комарол ол ол – я люблю футбол
ой ой ой – приходи домойыш ыш ыш – мой малыш
ошка ошка ошка – вот моя большая ложкаесс есс есс – мы идем в лес
ор ор ор – ядовитый мухоморяло яло яло – теплое одеяло
4ба ба ба – звонкая трубако ко ко – у коровы молоко
бу бу бу – купите мне трубуки ки ки – вот идут быки
ва ва ва – высокая травама ма ма – высокие дома
га га га – хочешь, Галя, пирогапа па па – мелкая крупа
гу гу гу – гуси на лугупу пу пу – купим мы крупу
да да да – там холодная водата та та – тонкая черта
ды ды ды – выходи-ка из водыты ты ты – красивые цветы

5 сса сса сса – вот оса

ссу ссу ссу – мы увидели осу

жа жа жа – мы увидели ужа

же же же – вырос я уже

за за за – здесь привязана коза

зу зу зу – я пасу козу

ла ла ла – острая игла

ля ля ля – счастливая семья

лу лу лу – подойти к столу

лю лю лю – маму с папой я люблю

ра ра ра – нам домой пора

ро ро ро – полное ведро

Внимание!В каждой стадии добавляются новые логопедические упражнения, но обязательно остаются предыдущие.

Таким образом, ребенку к возрасту от 1 года до 1,5 лет могут быть предложены все указанные логопедические упражнения.

5-я стадия – охватывает период от 1 года до 1,5лет. На этой стадии лепетные звуки очень разнообразны. В эти месяцы происходит интенсивное развитие понимания обращенной речи. Вводятся дополнительные логопедические упражнения на свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), соноры (Л-Л, Р-Р) (табл. 27).

На этой стадии малыш активно играет яркими игрушками, ему понадобятся более сложные из них: транспорт, мячи, куклы, набор для куклы: нижнее белье, платья, передник, пальто (можно различные тряпочки, для самостоятельного изготовления одежды для куклы). Учимся одевать эти вещи, проговаривая действия, с помощью взрослых и самостоятельно. Головные уборы (шапки, панамки, чепчики), столовая (салфетки, посуда разных цветов и материалов), пуговицы, крючки, молнии (пуговицы с одной стороны – застежки с другой и т. д.), набор игрушек для строительных игр (развитие мышления, целенаправленная деятельность).

При подготовке к логопедическим занятиям удобно на домашнем стенде разместить перечень логопедических упражнений в соответствии со стадией становления речи. Можно написать на соответствующих картинках для показа ребенку текст упражнения. Например, на картинке с ключом с обратной стороны для родителей подписать: «Чи-чи-чи – где мои ключи».

Тогда маме, папе и всем ближним будет легко пользоваться набором звуков для артикуляционной гимнастики, и она станет неотъемлемым компонентом развивающих игр с малышом.

Успеха Вам в интересном, трудном и полезном деле.

Еще по теме Советы логопеда:

  1. Советы логопеда
  2. КОГДА СОВЕТ НЕОБХОДИМ
  3. Как избавиться от угрей: советы З-я
  4. Советы советчикам
  5. Советы советчикам
  6. Специфические советы.
  7. Советы
  8. Советы
  9. Советы
  10. Советы
  11. Совет
  12. Совет 48. Цветовая гомеопатия
  13. Совет 13. Как избавиться от герпеса
  14. Конкретные советы:
  15. Полезные советы
  16. Полезные советы
  17. Полезные советы

Источник