Советская концепция развития ребенка

Советская концепция развития ребенка thumbnail

Ольга Романова

Развитие концепций дошкольного образования второй половины 80-х – первой половине 90-х XX века

Вторая половина 80-х первая половина 90-х гг 20 века относится к парадигмальному периоду развития дошкольного образования. В этот период были предложены и развиты основные концепции дошкольного образования, наметились совершенно новые пути к определению содержания образования.

Период 1986-1991 гг. был достаточно сложен с точки зрения общественно-политических, социально-экономических, социально-педагогических связей, однако инновационный процесс обновления дошкольного образования существовал и носил парадигмальный характер.

Вторая половина 1980-х гг. обладает противоречивой направленностью в области дошкольного образования, поскольку было принято считать, что в эпоху СССР существовала единственная и неповторимая система дошкольного образования, которая гарантировала всестороннее воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста, а также данная система имела фундаментальную психолого-педагогическую и медицинскую аргументацию.

Однако со временем становилось ясно, что уровень ДО уже не способен отвечать тем требованиям, которые созрели в обществе.

К критическим позициям относились следующие высказывания:

• стандартизированность работы дошкольных образовательных учреждений;

• политизированность работы дошкольных образовательных учреждений;

• недостаток разнообразия программно-методических материалов;

• отсутствие возможности широкого применения результатов научных исследований в практике.

Все это привело к переосмыслению целеценностных оснований ДО в направлении их гуманизации.

Принято считать началом отсчета данного периода статью в «Учительской газете» за сентябрь 1986 года «Манифест» педагогов-новаторов.

В концепции «педагогики сотрудничества» были обозначены главные положения личностно-ориентированной парадигмы, которая позднее составила ценностно-целевую основу психологических концепций дошкольного образования и во многом определила курс развития программ дошкольного образования нового поколения. В «Манифесте» уделялась внимание не формированию стандартных знаний детей дошкольного возраста, а созданию условий для того, что дети могли самообучаться и самовоспитываться при учете выявленных индивидуальных способностей дошкольника.

Эти утверждения нашли реализовались в «Концепции дошкольного воспитания». Данная концепция разрабатывалась группой педагогов и психологов под руководством Давыдова В. В., Петровского В. А. в 1989 году.

Освоение «Концепции дошкольного воспитания» парадигмальный сдвиг в развитии теории дошкольного образования, которое перешло к личностно-ориентированной парадигме обучения и воспитания.

Благодаря личностно-ориентированной парадигме Концепция «переосмыслила» содержание и принципы дошкольного образования. В рамках данных изменений подчеркивалось, что важно детям не просто давать ЗУН, а то, чтобы они научились сами приобретать и использовать в жизни эти ЗУН. Также отмечалось то, что в период дошкольного детства развивается личность человека, закладываются основы личностной культуры под которыми подразумевается ориентировка детей в социуме, в природе, предметах, которые созданы человеком, в собственной жизни, себе самом и своей деятельности [1].

В это время также была разработана еще одна Концепция дошкольного воспитания, которая была подготовлена НИИ дошкольного воспитания АНП СССР. Таким образом, в указанный период дошкольное образование носит вариативный характер. Главный тезис данной концепции заключался в том, что обучение детей должно строиться на основной потребности ребенка, а именно потребности в познавательной деятельности, потребности в новых впечатлениях и новых знаниях [2].

Список использованных источников

1. Дошкольное воспитание. 1989. № 5.

2. Дошкольное воспитание. 1989. № 9.

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема 1.3. Развитие дошкольного образования в советский и постсоветский периоды. Выполнила студентка Дошкольного образования группы 2 А Каримова Луиза Ильгизовна Преподаватель Кузьмищева Татьяна Борисовна

2 слайд

Описание слайда:

С первых дней Советской власти развернулась широкая деятельность по созданию новой, подлинно народной системы образования и воспитания. Уже 9 (22) ноября 1917 г. Декретом ВЦИК и Совнаркома была учреждена Государственная комиссия по просвещению, в состав которой входил отдел дошкольного воспитания и помощи детям. Это означало, что Советская власть рассматривает дошкольное воспитание как часть единой системы народного образования и принимает на себя заботы о его развитии. Первое звено системы народного образования – дошкольные учреждения (ясли, детские сады, ясли-сады), предназначенные для детей в возрасте до 7 лет. В. И. Ленин назвал организацию советских детских садов «ростками коммунизма», указывал на их а важную роль в раскрепощении женщины. Работа в дошкольных учреждениях строится на научной основе. Для подготовки воспитателей и руководителей созданы педагогические учебные заведения. Педагогическое руководство и обеспечение кадрами (независимо от их ведомств, подчинённости) осуществляют министерства просвещения (народного образования) СССР и союзных республик и их местные органы.

3 слайд

Описание слайда:

Название документа Задачи, принципы документа «Декларации по дошкольному воспитанию» 20 ноября 1917 года В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста. «Программа воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях нового типа» (1962-1979 гг.) Её задачей является подготовка детей к обучению в школе. «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» 1984 г. Был связан с предыдущей «Программой воспитания в детском саду», однако новая программа характеризовалась дальнейшим обогащением содержания воспитания и обучения дошкольников, повышением требований к формированию разных видов деятельности ребенка, к развитию его личности, готовности к обучению в школе с 6 лет. Эти требования опирались на психолого-педагогические исследования тех лет, и раскрывали потенциальные возможности детей дошкольного возраста.

4 слайд

Описание слайда:

Основоположники теории общественного дошкольного образования. Наде́жда Константи́новна Кру́пская Большое внимание Надежда Константиновна уделяла организации, содержанию и методам общественного дошкольного воспитания. Анализируя положение женщин-работниц и их детей в капиталистической России, Н. К. Крупская показала, что изменить положение трудящейся женщины может лишь ее активная революционная борьба наравне с мужчинами. Организацию общественного дошкольного воспитания детей ранее угнетавшихся национальностей нашей страны Н. К. Крупская рассматривала как важный фактор в преодолении пережитков прошлого, остатков национальной вражды и розни, религиозных предрассудков, обычаев, закрепощавших женщину. Н. К. Крупская хорошо знала и понимала психологию ребенка-дошкольника, требовала бережно относиться к его духовному миру, его потребностям и интересам. На совещании заведующих дошкольными секторами в 1931 г. она говорила: «Как же можно правильно наладить дело, если мы не будем знать физических способностей ребенка, если мы не будем знать, что он может, если мы перескочим через возрастные особенности? Как же педагогика может не изучать того ребенка, с которым она имеет дело?».

5 слайд

Описание слайда:

Дора Абрамовна Лазуркина С 1917 года Д. А. Лазуркина – правительственный комиссар по дошкольному воспитанию и член коллегии Наркомпроса и ГУСа (до 1922 г.) В документах, подписанных Д. А. Лазуркиной, дошкольное воспитание рассматривается, как составная часть всей системы народного образования. Дошкольный отдел Наркомпроса, возглавляемый Д. А. Лазуркиной, проводил большую работу по развитию сети дошкольных учреждений, подготовке кадров воспитателей, методическому руководству и пропаганде идей дошкольного воспитания среди населения.

6 слайд

Описание слайда:

Мария Яковлевна Морозова В Петрограде (он входил в Северную область) м. Я. Морозова проводила большую работу по организации дошкольного воспитания. М. Я Морозова организовывала и до 1922 года заведовала «Музеем дошкольной жизни ребенка», позднее реорганизованный в Городской дошкольный методический кабинет, в работе которого деятельно участвовали такие специалисты, как Е. И. Тихеева и Л. И. Чулицкая. М. Я. Морозова руководила и детским садом, основанным при музее. М. Я. Морозова – автор книг «Счет в жизни маленьких детей», «Естественный метод усвоения детьми грамоты», «Павликины стихи», «Нюсины стихи». В 1926 году опубликована книга Морозовой и Коткиной «Игры октябрят» и др.

7 слайд

Описание слайда:

Елизавета Павловна Тихеева Е. И. Тихеева разработала методику развития речи и мышления; систему дидактического материала и методику его использования в детском саду; научно обосновала дидактически основы дошкольного воспитания и, в частности, проблему преемственности воспитательной работы детского сада и школы. Профессор института дошкольного образования, а затем института им. Герцена, – Е. И. Тихеева выступала на всех всероссийских съездах и конференциях по дошкольному воспитанию. Участвовала в разработке учебных пособий и руководств для воспитателей детских садов. С 1928 года руководила детским садом Наркомпроса, который до 1917 года находился при Обществе содействия дошкольному воспитанию. В своей педагогической деятельности Е. И. Тихеева умело увязывала теоретические поиски с практикой воспитания и обучения детей.

8 слайд

Описание слайда:

Лидия Ивановна Чулицкая С 1919 года Л. И. Чулицкая заведовала кафедрой анатомо-физических особенностей и гигиены детского возраста в институте им. Лесгафта. В своих научных трудах и практической работе Л. И. Чулицкая придавала большое значение физическому воспитанию дошкольников как важнейшему звену педагогической деятельности. Большая эрудиция, богатый опыт, готовность передать свои знания и опыт молодежи помогли Л. И. Чулицкой подготовить активных продолжателей своей научной школы.

9 слайд

Описание слайда:

Современные проблемы дошкольного образования Учитывая постепенно улучшающуюся демографическую ситуацию в стране, спрос на услуги детских садов постоянно растёт. В крупных городах России отмечается дефицит дошкольных образовательных учреждений. Потребность ДОУ в квалифицированных педагогических кадрах. В настоящее время в Российской Федерации фиксируется увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья Меняются особенности социокультурной среды современного общества – это поликультурность, многонациональность, полиэтничность. Необходимость достаточного разнообразия типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов. Переход большинства ДОУ из режима функционирования в режиме поиска и в режим развития В настоящее время меняется социальный заказ родителей, их требования к услугам. Педагогов смущает отсутствие жесткой предметности, необходимость интеграции образовательных областей. В отечественной педагогике сильный акцент обычно делался именно на игровых формах и методах обучения детей, а не на свободной игре. Информатизация дошкольного образования– процесс объективный и неизбежный.

10 слайд

Описание слайда:

Тенденции развития дошкольного образования на современном этапе. Важнейшим нововведением основополагающего характера является создание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) – документа, не имеющего аналогов в отечественной истории. Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова. В соответствии с решением Совета проект ФГОС дошкольного образования был доработан и внесён на повторное рассмотрение. На основе заключений экспертных организаций и рекомендации рабочей группы общего образования Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования. Введение ФГОС ДО в практику требовало реализации целого ряда мероприятий, определения их характера и последовательности.

11 слайд

Описание слайда:

Направления реформирования дошкольного образования . Особым направлением развития дошкольного образования в Российской Федерации в ближайшее время станет создание системы раннего развития детей в возрасте от рождения до 3 лет. Важность именно этого направления развития дошкольного образования вызвана несколькими причинами: 1. большая часть детей, нуждается в местах в ДОУ, это дети в возрасте до 3 лет (62,9 % в целом по Российской Федерации). 2. квалифицированный штат педагогов. Наибольший спрос сейчас существует на группы для детей от 1,5 лет. Однако родители заинтересованы в том, чтобы ребенок постепенно привыкал к детскому саду, чтобы адаптация проходила менее болезненно. Кроме того, в Москве имеется перспективный опыт новой организационной формы развития детей дошкольного возраста, и раннего возраста в частности. Здесь активно развивается сеть центров игровой поддержки развития ребенка (ЦИПРР), в которых дети в совместных со сверстниками и взрослыми играх (подвижных, сюжетных, обучающих) получают адекватное их возрасту развитие. Параллельно необходимо развивать и нормативно урегулировать различные модели консультативной помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста.

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс профессиональной переподготовки

Учитель-наставник

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-1631675

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Во внешкольную воспитательную работу с детьми постепенно входило плановое начало. Внешкольные учреждения принимались на бюджет органов народного образования, для них стали строиться помещения, подготавливаться профессиональные кадры. Таким образом, на рубеже 40-х гг. в нашей стране сложилась определенная и достаточно широкая сеть внешкольных детских учреждений. В нее входили дома и дворцы пионеров, детские дома культуры и клубы, специализированные учреждения технического, экскурсионно-туристического, юннатского, художественного и спортивного профилей. Эта сеть расширялась за счет оздоровительных учреждений летнего отдыха.

К 1940 г. в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств. В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

Основными функциями детских внешкольных учреждений этого периода были воспитательная (приобретение детьми социального опыта), функция профессионального и гражданского самоопределения детей (формирование детей как членов общества); коммуникативная; функция формирования духовного образа жизни, методическая функция, способствующая кадровому обеспечению системы образования. Социальная функция сводилась к идеологическому воспитанию и предупреждению детской безнадзорности в условиях занятости родителей в сфере общественного производства[1].

Содержание работы в то время определялось, по мнению Л. К. Баляс- ной, тремя основными видами деятельности:

  • – инструктивно-методической, которая предполагает обучение по вопросам внеурочной воспитательной работы учителей, классных руководителей, руководителей кружков школ и внешкольных учреждений, общественных организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства; организует для них практикумы, лектории, семинары, конференции, тематические чтения, лагерные сборы; изучает, анализирует, обобщает и внедряет передовой опыт комсомольской, пионерской и внешкольной работы; создает методические выставки; разрабатывает рекомендации по самым актуальным направлениям воспитательной работы с пионерами и школьниками;
  • – организационно-массовой, направленной на совершенствование содержания, форм и методов воспитания детей и подростков; на повышение эффективности каждого мероприятия, проводимого в Домах пионеров, школах, пионерских лагерях, по месту жительства учащихся, в районе, городе;
  • – кружковой, которая определяется тем, что вся кружковая работа носит общественно полезный характер; каждый школьник может заниматься только в одном кружке[2].

Как отмечает Е. В. Смольников, система внешкольных учреждений обладала финансовыми ресурсами. Внешкольные учреждения, которые выполняли функцию методических центров пионерской и комсомольской работы, выступали в роли системоформирующих факторов территориальных образовательных систем, объединяли вокруг себя образовательные учреждения, решая общие педагогические проблемы, а также оказались способны интегрировать различные организации и социальные структуры в процесс воспитания подрастающего поколения.

Первая половина 40-х гг. была наполнена активной деятельностью воспитанников, педагогов и общественных организаций, направленной на помощь стране в Великой Отечественной войне. В зданиях внешкольных учреждений часто располагались госпитали. На занятиях дети изготавливали детали для фронта, шили воротнички, вязали перчатки, варежки. Формировались военные агитбригады, которые не только давали концерты в госпитале, но и выезжали с концертами на линию фронта. Кроме того, при содействии внешкольных учреждений развернулось тимуровское движение. Пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, работали на уборке урожая. Только в 1942-1944 гг. пионеры и школьники выработали на полях колхозов и совхозов 589 млн трудодней! В это же время ребята собрали 186 тыс. тонн лекарственных и других полезных дикорастущих трав и растений, пионеры собрали сотни тысяч тонн металлолома.

Годы войны ярко продемонстрировали значение внешкольных учреждений в подготовке и развитии специалистов-профессионалов. Выдающийся летчик, трижды Герой Советского Союза, маршал авиации А. И. Покрышкин так писал об этом в своих воспоминаниях: «Десятки тысяч широко известных специалистов, конструкторов, ученых, начинавших свой путь в технических кружках, внесли достойный вклад в развитие технического прогресса, а в годы Великой Отечественной войны с честью защищали свободу и независимость нашей Родины».

После Великой Отечественной войны продолжилось дальнейшее расширение сети внешкольных учреждений. Период 40-70-х гг. характеризуется усилением ведомственного подхода в организации внешкольной образовательной, культурно-досуговой, оздоровительной работы с детским населением. В указанный период воспитательная работа школ и внешкольных учреждений отличалась усилением влияния на учебную и общественно полезную деятельность школьников. Кроме того, получила свое развитие система деятельности пионерских лагерей и детских здравниц как оздоровительно-воспитательных внешкольных учреждений[1].

Таким образом, в течение третьего периода происходило дальнейшее развитие системы дополнительного образования детей в России: расширилась сеть учреждений, стали более серьезно подходить к вопросу о квалификации кадров, государство проявило внимание к данной проблеме. Все это не могло не повлиять на организационную структуру внешкольных учреждений, которая такясе продолжала развиваться: цели и задачи деятельности определялись государством, в структуре появились методические центры, оформились три основных направления работы (инструктивно-методическое, культурно-массовое, кружковое), увеличилось количество кружков и секций, а также сотрудников и педагогов.

В послевоенные годы школьные комсомольские и пионерские организации стали все больше внимания уделять учебно-воспитательной работе: помогать школе и учителю добиваться прочных знаний у школьников, укреплять дисциплину и вовлекать учащихся в посильную общественно полезную работу. В марте 1947 г. ЦК ВЛКСМ принял постановление «Об улучшении работы пионерской организации». В 50-е гг. по инициативе Мосгороно широко развернулась сеть палаточных туристских лагерей для старшеклассников. Это была одна из удачных форм воспитательной работы, основанная на самодеятельном отдыхе учащихся.

Развитие системы внешкольных учреждений в 40-50-е гг. XX в., по мнению О. Е. Лебедева, характеризуется реализацией четырех основных социально-педагогических функций, таких как профессиональное и гражданское самоопределение детей, дополнительное образование, коммуникативная, методическая. В эти годы в деятельности внешкольных учреждений преобладает парадность и формализм, индивидуальная и клубные формы работы сменяются массовостью праздников[4].

В 60-е гг. XX в., в годы «оттепели», наблюдаются значительные изменения в работе внешкольных учреждений – воспитание приобретает «деятельностный» характер. Рождается и получает широкое распространение методика коллективного творческого дела И. П. Иванова («Коммуна юных фрунзенцев» в г. Ленинграде, во Фрунзенском доме пионеров). В эти годы в деятельности внешкольных учреждений приоритетными становятся уважение к увлечению ребенка, его занятиям в коллективе по интересам; показ подростку общественной ценности его занятия, значимости его знаний и умений для коллектива; использование его личного интереса, знаний и умений в коллективных целях; изменение статуса ребенка в школьном коллективе на основе учета его успехов во внешкольном учреждении, участия в школьных делах; совместное изучение школой и внешкольным учреждением опыта подготовки актива; взаимная информация педагогов внешкольных учреждений и школы о кружковцах[5].

В 1950-1960-е гг. сеть внешкольных учреждений продолжает расти. Впервые за всю историю народного образования в короткий срок была создана разветвленная и высокоразвитая инфраструктура внешкольных детских учреждений. Например, в Москве в 1957 г. имелось 16 детских парков и 4 детских городка при парках культуры и отдыха для взрослых, около 50 детских спортивных школ, 34 детские музыкальные школы. Городской клуб юных автомобилистов, городская станция юных натуралистов, городская экскурсионно-туристическая станция, 3 детских театра, 5 специальных детских кинотеатров, 89 детских библиотек, стадион юных пионеров, работали детские секторы при профсоюзных клубах[6]. В различного рода школьных кружках постоянно занимались свыше 100 тыс. учащихся. Особенно возросло количество технических кружков. Почти во всех школах имелись хоровые коллективы. Начиная с 1950 г. в Москве ежегодно проводились школьные, районные и городские праздники песни. Из года в год улучшался отдых юных москвичей во время зимних и летних каникул.

Отдел школ и вузов МГК ВКП (6) 2 июня 1947 г. провел специальное совещание, посвященное вопросу летнего отдыха школьников. В каждом районе была введена должность лагерного организатора. В 1957 г. в пионерских лагерях отдыхали уже около 300 тыс. учащихся. Это стало возможным благодаря тому, что за десять послевоенных лет московскими предприятиями, учреждениями и профсоюзными организациями под Москвой было построено свыше 500 стационарных пионерских лагерей, расположенных в живописной местности, работало 150 городских пионерских лагерей. Дальнейший рост системы учебновоспитательное работы в московских школах намечался в пятилетнем плане развития народного образования в Москве на 1956-1960 гг. Во всех школах города проводились открытые комсомольские собрания и пионерские сборы. Несмотря на идеологическую окраску, жизнь пионеров и комсомольцев в послевоенной московской школе была наполнена самыми интересными и разнообразными делами. Ребята ходили в походы, знакомились с родным краем, участвовали в работе многочисленных кружков, занимались художественной самодеятельностью, спортом и т. п. Все это требовало упорядочения работы с кадрами, определения правового статуса педагогических работников и типов этих учреждений.

В 1952 г. Постановлением Совета Министров СССР «Об упорядочении сети, введении типовых штатов и установлении должностных окладов работникам внешкольных учреждений» была установлена единая номенклатура внешкольных учреждений, определено правовое положение их работников, намечены пути дальнейшего развития. Усиливается роль внешкольных учреждений как методических центров, укрепляются связи со школой и общественностью, педагогическими коллективами внешкольных учреждений, с наибольшей нагрузкой используется в воспитательной работе индивидуально-личностный подход, который органически дополняется и развитием самоуправления. В 1953 г. Министерство просвещения РСФСР утверждает единое Положение о внешкольных учреждениях в системе воспитания подрастающего поколения.

Периодом наивысшего развития внешкольных учреждений явились 70-80-е гг. XX в. Именно в этот период, подчеркивает исследователь М. Р. Катукова, определились главные направления социальнопедагогической деятельности и сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, которая включала четко определенные задачи, содержание и формы внешкольной работы. Внешкольные учреждения стали одним из основных институтов общества, так как усилилась их практическая роль в организации деятельности учащихся и ее воспитательного воздействия на них по месту жительства, в индивидуализации работы с неблагополучными детьми[7].

В советской системе образования принципами внешкольной работы выступали:

  • – массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения детей по интересам;
  • – идеологическая направленность;
  • – развитие инициативы и самодеятельности детей;
  • – общественно полезная направленность деятельности;
  • – разнообразие форм внешкольной работы;
  • – учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Согласно официальной концепции народного образования, из школьных стен должны были выходить не просто грамотные, а всесторонне развитые люди, обладающие к тому же прочным марксистско-ленинским мировоззрением. Во всех школах под руководством пионервожатого, организатора внеклассной работы или завуча по воспитательной работе действовали октябрятские звездочки, пионерские дружины и комсомольские организации. Вместе с тем школьные общественные организации не только несли идеологическую нагрузку, но и выполняли важную культурно-образовательную задачу, а кроме того, учили правилам общежития, труду и поведению в коллективе[8]. Практически во всех школах были открыты кружки юных техников, юных натуралистов, литературные, музыкальные, театральные; созданы политические клубы, клубы интернациональной дружбы (КИД).

К 70-м гг. устоялись содержание и формы работы внешкольного учреждения. По мнению специалистов, внешкольное учреждение представляло собой своеобразную общность детей и взрослых, характеризующуюся целенаправленностью, разновозрастным составом участников, автономностью существования, цикличностью функционирования, разнообразием и свободой выбора деятельности, формальными и неформальными отношениями между детьми и взрослыми, возможностью ребенка не зависеть от стереотипного мнения привычного окружения и выступать в новой роли.

Складывается широкая сеть специализированных внешкольных детских учреждений с учетом дифференциации интересов детей, обеспечивающая развитие их творческих способностей в той или иной области знаний, ведется большая массовая спортивная работа; содержательную, эмоциональную работу с детьми во вне учебное время проводят учреждения Министерства культуры. В педагогическую деятельность всех внешкольных учреждений включается пропаганда детской литературы, руководство детским чтением. Большую культурно-просветительскую и физкультурно-оздоровительную работу среди детей и подростков с учетом их возраста и интересов проводят парки культуры и отдыха, специализированные детские парки. Воспитательную работу с детьми осуществляют профсоюзы. Только в системе Министерства путей сообщения в 1975 г. функционировало более 500 внешкольных учреждений. Огромную работу с детьми проводят учреждения Министерства речного и морского флота, ряда других ведомств.

Усилилась тенденция повышения ответственности предприятий, организаций, учреждений за организацию материально-технического обеспечения по своему профилю детско-юношеской деятельности в свободное время. Эта функция реализовывалась ими, как правило, посредством создания и развития сети различных типов внешкольных учреждений.

В эти годы постоянно увеличиваются ассигнования на внешкольные учреждения из государственного бюджета, создается разветвленная сеть внешкольных детских учреждений, которые проводят активную работу со школами, семьей, общественностью. Появляются новые формы работы с детьми, развивающие их познавательные интересы, формируется сознательное отношение к знаниям, науке. Широкое распространение получают технические клубы и кружки, в содержание работы которых входят радиоэлектроника, автоматика, телемеханика, биохимия, генетика, космонавтика[9]. Появляются профильные клубы, научные общества учащихся, пионерские театры, ансамбли. Претерпевают изменения методы работы с детьми: проводятся эксперименты, опыты, практические занятия; экскурсии, походы, экспедиции, работа с научно-популярной и общественно-политической литературой, подготовка рефератов, докладов, конкурсов, соревнований, выставок. Большую роль играют внешкольные учреждения в организации непрерывности процесса образования. Стремление к педагогически целесообразной организации досуга детей способствовало созданию клубов по интересам, детских площадок, комнат школьника по месту жительства, организации работы с детьми в разнообразных отрядах. Непрерывность процесса образования детей проявляется и в летних формах работы: массовых мероприятиях, смотрах-конкурсах, профильных, туристских и спортивных лагерях и т. д.

70-80-е гг. стали периодом наивысшего развития внешкольных учреждений, являющихся составной частью социума. Именно в это время определились главные направления в содержании деятельности и сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание и формы воспитательной работы. Содержание основных видов деятельности удалось сориентировать на учет возрастных и личностных особенностей детей, а также сформировать своеобразную «индустрию» организации досуговой деятельности детей и молодежи.

Таким образом, период 40-70-х гг. характеризуется усилением ведомственного подхода в организации внешкольной образовательной, культурно-досуговой, оздоровительной работы с детским населением. Внешкольные учреждения принимались на бюджет органов народного образования, для них стали строиться помещения, подготавливаться профессиональные кадры. Они стали реализовывать функции приобретения детьми социального опыта, профессионального и гражданского самоопределения детей (формирование детей как членов общества); идеологического воспитания и предупреждения детской безнадзорности в условиях занятости родителей в сфере общественного производства[10]. В указанный период воспитательная работа школ и внешкольных учреждений отличалась усилением влияния на учебную и общественно полезную деятельность школьников.

Вместе с тем высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное воспитание в 40-70-е гг. было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация, единственная молодежная организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры. Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностно-ориентированного развития ребенка, его интересов.

Источник