Состояние связной речи у ребенка 4 года
ФоÑмиÑование ÑвÑзной ÑеÑи ÑвлÑеÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ из важнейÑÐ¸Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ ÑабоÑÑ Ñ Ð´Ð¾ÑколÑниками. СвÑÐ·Ð½Ð°Ñ ÑеÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ñделима Ð¾Ñ Ð¼Ð¸Ñа мÑÑлей. Ð ÑвÑзной ÑеÑи оÑÑажаеÑÑÑ Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÐºÐ° мÑÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñебенка. РазвиÑие ÑвÑзной ÑеÑи пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÑепенно вмеÑÑе Ñ ÑазвиÑием мÑÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑвÑзано Ñ ÑÑложнением деÑÑкой деÑÑелÑноÑÑи и ÑоÑмами обÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¾ÐºÑÑжаÑÑими лÑдÑми. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð´Ð»Ñ Ñого ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑвÑÐ·Ð½Ð°Ñ ÑеÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑо и пÑавилÑно ÑазвивалаÑÑ, нÑжно ÑазвиваÑÑ Ð¼ÑÑление.
ÐÑбиÑаÑÑ Ð¸Ð³ÑÑ Ð½Ñжно в ÑооÑвеÑÑÑвии возможноÑÑÑм ÑебÑнка. ÐоÑÑÑпноÑÑÑ Ð·Ð°Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÑÑпеÑное его вÑполнение пÑидадÑÑ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ ÑвеÑенноÑÑÑ Ð² Ñебе, и Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ поÑвиÑÑÑ Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ðµ пÑодолжиÑÑ Ð·Ð°Ð½ÑÑиÑ. ÐоÑÑепенно ÑледÑÐµÑ Ð¿ÐµÑÐµÑ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ Ðº ÑпÑажнениÑм, ÑÑебÑÑÑим более знаÑиÑелÑнÑÑ Ð¸Ð½ÑеллекÑÑалÑнÑÑ Ð¸ ÑеÑевÑÑ ÑÑилий.
ÐÑедлагаем ÑаÑÑмоÑÑеÑÑ ÑазвиÑие ÑвÑзной ÑеÑи по возÑаÑÑам и наÑнем Ñ ÑеÑвеÑÑого года жизни.
ÐеÑи ÑеÑвеÑÑого года жизни полÑзÑÑÑÑÑ ÑеÑÑÑ, легко вÑÑÑпаÑÑ Ð² конÑакÑ. ÐеÑи Ñами наÑинаÑÑ ÑазговоÑ, задаÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ вопÑоÑов, Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð½Ð°Ð²Ð°ÑелÑÐ½Ð°Ñ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑÑ ÑвелиÑиваеÑÑÑ. ÐеÑи ÑÑÑоÑÑ Ð¿ÑÐµÐ´Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð· 4-5 Ñлов. Ð ÑÑом возÑаÑÑе деÑи еÑе Ñ ÑÑÑдом ÑамоÑÑоÑÑелÑно ÑаÑÑказÑваÑÑ Ð¾ ÑобÑÑиÑÑ , коÑоÑÑе видел. ÐеÑи говоÑÑÑ ÐºÐ¾ÑоÑкими пÑедложениÑми, не вÑегда ÑоблÑдаÑÑ Ð¿Ð¾ÑледоваÑелÑноÑÑÑ Ð² изложении ÑобÑÑий. ÐонÑÑÑ Ñебенка без дополниÑелÑнÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑов нелÑзÑ.
ТÑÑдно малÑÑам опиÑÑваÑÑ ÑодеÑжание ÑÑжеÑной каÑÑинки. ЧаÑе вÑего он назÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¿ÑедмеÑÑ, лÑдей, живоÑнÑÑ , пеÑеÑиÑлÑÐµÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑ, коÑоÑÑе они ÑовеÑÑаÑÑ. ÐеÑеÑказ неболÑÑÐ¸Ñ ÑаÑÑказов возможно, но ÑÑо ÑкоÑее вÑего ÑаÑÑказ наизÑÑÑÑ, Ñ.к. в ÑÑом возÑаÑÑе Ñ Ð´ÐµÑей Ñ Ð¾ÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð°Ð¼ÑÑÑ Ð¸ знакомÑÑ ÑÐºÐ°Ð·ÐºÑ Ð¾Ð½Ð¸ Ñ Ð¾ÑоÑо помнÑÑ, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾ запомниÑÑ Ð´Ð»Ð¸Ð½Ð½ÑÑ ÑÐºÐ°Ð·ÐºÑ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ ÑаÑÑо ÑиÑаÑÑ. ÐÑÑ ÑпоÑобноÑÑÑ Ð½Ñжно пооÑÑÑÑÑ, Ñ.к. ÑÑо Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÐµÑ ÑазвиваÑÑ ÑзÑковое ÑÑвÑÑво Ñебенка, обогаÑÐ°ÐµÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑловаÑнÑй запаÑ, ÑлÑÑÑÐ°ÐµÑ Ð·Ð²ÑкопÑоизноÑение.
Т.Ð. на ÑеÑвеÑÑом Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ ÑвÑÐ·Ð½Ð°Ñ ÑеÑÑ ÐµÑе не ÑложилаÑÑ, в ÑаÑÑÐºÐ°Ð·Ð°Ñ Ð¾ ÑобÑÑиÑÑ Ð¸Ð· ÑобÑÑвенной жизни допÑÑкаеÑÑÑ Ð½ÐµÐ¿Ð¾ÑледоваÑелÑноÑÑÑ, пеÑеÑказ знакомой Ñказки возможен. ÐÑÑÑда ÑледÑеÑ, нÑжно обÑаÑаÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ и обогаÑаÑÑ ÑловаÑнÑй Ð·Ð°Ð¿Ð°Ñ Ñ Ð´ÐµÑей.
ÐаваÑÑ Ð¸Ð³ÑаÑÑ Ð´ÐµÑÑм в ÑÑжеÑно-ÑолевÑе игÑÑ, наÑÑолÑнÑе игÑÑ, ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÐºÐ°Ðº ÑемаÑиÑеÑкое лоÑо, пополнÑÑÑ ÑловаÑÑ ÑеÑез игÑÑ Ñакие как «ÐÑо как пеÑедвигаеÑÑÑ», «Угадай по опиÑаниÑ», «ЧаÑÑи пÑедмеÑа», конеÑно же оÑгадÑвание загадок, ÑазвиваÑÑ Ð´Ð¸Ð°Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкÑÑ ÑеÑÑ ÑеÑез излÑбленнÑÑ Ð¸Ð³ÑÑÑÐºÑ ÑелеÑон, ÑазÑгÑÑвание знакомÑÑ Ñказок.
ХоÑÑ ÐµÑе Ñаз повÑоÑиÑÑÑÑ, ÑÑо к ÑеÑвеÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ Ñебенок ÑпоÑобен пеÑеÑказÑваÑÑ ÑказкÑ, ÑаÑÑказÑ, ÑÑÐ¸Ñ Ð¸. ÐеÑвонаÑалÑно пеÑеÑказ возможен в ÑоÑме оÑвеÑов на вопÑоÑÑ.  ХоÑоÑо в ÑÑÐ¾Ñ Ð²Ð¾Ð·ÑаÑÑной пеÑиод иÑполÑзоваÑÑ Ð¼ÐµÑод ÑеаÑÑализаÑии, когда деÑи пÑоигÑÑваÑÑ Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼Ñе им Ñказки, именно Ñ Ð¾ÑоÑо знакомÑе.
Ð ÑÑом возÑаÑÑе Ð¸Ð´ÐµÑ ÑабоÑа над по обÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑеÑказа. ÐÑи пеÑеÑказе оÑÐµÐ½Ñ Ñ Ð¾ÑоÑо Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¼ÐµÑод пикÑогÑамм или меÑод наглÑдного моделиÑовнаиÑ, ÑÑÐ¾Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð¸ÑполÑзован в ÑабоÑе над вÑеми видами ÑвÑзного
ÐикÑогÑамма оÑноÑиÑÑÑ Ðº невеÑбалÑнÑм ÑÑедÑÑвам обÑениÑ: ÑÑо когда Ñебенок в Ñвоем вообÑажении ÑоединÑÐµÑ Ð½ÐµÑколÑко зÑиÑелÑнÑÑ Ð¾Ð±Ñазов, мозг ÑикÑиÑÑÐµÑ ÑÑÑ Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾ÑвÑзÑ, а пÑи пÑипоминании по Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¸Ð· обÑазов ÑÑой аÑÑоÑиаÑии мозг воÑпÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð²Ñе Ñанее ÑоединеннÑе обÑазÑ. СÑÑÑ Ð¸ÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¸ÐºÑогÑамм заклÑÑаеÑÑÑ Ð² Ñом, ÑÑо на каждое Ñлово или маленÑкое ÑловоÑоÑеÑание  пÑидÑмÑваеÑÑÑ Ð¸Ð·Ð¾Ð±Ñажение, Ñаким обÑазом, заÑиÑовÑваеÑÑÑ Ð²ÑÑ ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑение. ÐоÑле ÑÑого Ñебенок по памÑÑи, иÑполÑзÑÑ Ð³ÑаÑиÑеÑкое изобÑажение, воÑпÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑение Ñеликом.
Таким обÑазом, меÑод наглÑдного моделиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ меÑод пикÑогÑамм Â Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾  иÑполÑзоваÑÑ ÐºÐ°Ðº в ÑиÑÑеме индивидÑалÑной ÑабоÑÑ Ñ Ð´ÐµÑÑми доÑколÑного возÑаÑÑа, Ñак и в гÑÑпповой ÑабоÑе Ñ Ð´ÐµÑÑми. ÐÑобенноÑÑÑÑ Ð¿Ð¸ÐºÑогÑамм ÑвлÑеÑÑÑ, Ñо ÑÑо Ñебенок вмеÑÑе Ñо взÑоÑлÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑиÑоваÑÑ Ð±ÑÑÑÑÑе каÑÑинки. ÐÑÑÑе бÑаÑÑ ÑекÑÑ Ñ Ð½Ð°Ð»Ð¸Ñием динамиÑеÑкого ÑÑжеÑа, коÑоÑÑй легко изобÑазиÑÑ. ÐеÑед ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑением Ñла пÑедÑеÑÑвÑÑÑÐ°Ñ ÑабоÑа, об оÑени ее Ñ Ð°ÑакÑеÑнÑÑ ÑеÑÑÐ°Ñ .
Ðайка и дождÑ.
Ð¡Ð¸Ð´Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¹ÐºÐ° на полÑнке, гÑееÑÑÑ Ð½Ð° ÑолнÑÑке (зайка под ÑолнÑÑком). Ðо Ð²Ð¾Ñ ÑÑÑа набежала, ÑÑÑа ÑолнÑÑко накÑÑла (ÑÑÑа, закÑÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑолнÑÑко). Риз ÑÑÑи Ð´Ð¾Ð¶Ð´Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ð» (ÑиÑÑем полоÑÑ Ð´Ð¾Ð¶Ð´Ñ). ÐайÑик ÑпÑÑÑалÑÑ Ð² кÑÑÑÑ (ÑиÑÑем кÑÑÑÑ). Ðод кÑÑÑом ÑÑÑ Ð¾, не Ð½Ð°Ð¼Ð¾ÐºÐ½ÐµÑ Ð·Ð°Ð¹ÐºÐ¸Ð½Ð° ÑÑбка (Ð´Ð¾Ð¶Ð´Ñ Ð²Ð¾ÐºÑÑг, а под кÑÑÑом — неÑ).
ÐеÑи оÑÐµÐ½Ñ Ð»ÑбÑÑ Ð¸Ð³ÑаÑÑ Ñ Ð²Ð¾Ð»ÑебнÑм меÑоÑком, коÑобоÑкой, ÑÑÐ¾Ñ ÑпоÑоб можно обÑгÑÑваÑÑ Ð½Ð° ÑазнÑй возÑаÑÑ Ð¸ ÑеÑаÑÑ ÑазлиÑнÑÑ Ð·Ð°Ð´Ð°ÑÑ. ÐÑÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð¸Ð³ÑаÑÑ Ð² нее, где бÑдем ÑазвиваÑÑ Ð¾Ð¿Ð¸ÑаÑелÑнÑе ÑаÑÑказ.
Ребенок опÑÑÐºÐ°ÐµÑ ÑÑÐºÑ Ð¸ говоÑÐ¸Ñ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¹ ÑÑо пÑедмеÑ.
ÐоÑпиÑаÑелÑ: У Ð½Ð°Ñ Ð¾ÑкÑÑлÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñй магазин. ÐоÑмоÑÑиÑе, ÑколÑко в нем кÑаÑивÑÑ Ð¸Ð³ÑÑÑек! ÐÑ Ð¸Ñ ÑможеÑе кÑпиÑÑ. Ðо ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÐºÑпиÑÑ Ð¸Ð³ÑÑÑкÑ, нÑжно вÑполниÑÑ Ð¿Ñавило: не назÑваÑÑ ÐµÐµ, а опиÑÑваÑÑ, пÑи ÑÑом ÑмоÑÑеÑÑ Ð½Ð° игÑÑÑÐºÑ Ð½ÐµÐ»ÑзÑ. Ðо ваÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð¿Ð¸ÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð´Ð°Ð²ÐµÑ ÑÐ·Ð½Ð°ÐµÑ ÐµÐµ и пÑодаÑÑ Ð²Ð°Ð¼.
ÐеÑвÑм покÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð¸Ð³ÑÑÑÐºÑ Ð²Ð¾ÑпиÑаÑелÑ, показÑваÑ, как надо вÑполнÑÑÑ Ð¿Ñавила игÑÑ.
УважаемÑй пÑодавеÑ! Я Ñ Ð¾ÑÑ ÐºÑпиÑÑ Ð¸Ð³ÑÑÑкÑ. Ðна кÑÑглаÑ, ÑезиноваÑ, ÑÐ¼ÐµÐµÑ Ð¿ÑÑгаÑÑ, Ñ Ð½ÐµÐ¹ лÑбÑÑ Ð¸Ð³ÑаÑÑ Ð²Ñе деÑи.
ÐÑÐ¾Ð´Ð°Ð²ÐµÑ Ð¿ÑÐ¾Ð´Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾ÐºÑпаÑÐµÐ»Ñ Ð¼ÑÑ.
СпаÑибо! Ðакой кÑаÑивÑй мÑÑ!
ÐоÑпиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð¿ÑÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ Ð»ÑÐ±Ð¾Ð¼Ñ Ð¸Ð· деÑей ÑовеÑÑиÑÑ ÑледÑÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ÐºÑпкÑ. ÐгÑа пÑодолжаеÑÑÑ Ð´Ð¾ ÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ñ, пока вÑе деÑи не кÑпÑÑ Ñебе игÑÑÑки. Ð ÑеÑение игÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð¿ÑодавÑа могÑÑ Ð²ÑполнÑÑÑ Ð½ÐµÑколÑко деÑей пооÑеÑедно.
ÐмиÑÑива Ðлена СеÑгеевна
ÑÑиÑелÑ-логопед
ÐÐÐÐУ ÑенÑÑ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ñебенка — деÑÑкий Ñад â 96
г. ТомÑк
Источник
Развитие связной речи
у детей 4-5 лет
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.
Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т.п.). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.
В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:
– не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
– у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность:
– имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласования существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).
Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.
ПОМНИТЕ!
– Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
– Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
– Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.
– Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы.
Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-5лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.
Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, – дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. “Вот автомобиль, а что у него есть?” – “Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор…” – “А что есть у дерева?” – “Корень, ствол, ветки, листья…” К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).
Когда вы, вместе с ребенком, рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: “Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?” Можно просто спросить: “Какой он?” Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.
Спросите у ребенка: “Что бывает высоким?” – “Дом, дерево, человек…” – “А что выше – дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?” Или: “Что бывает широким?” – “Река, улица, лента…” – “А что шире – ручеек или река?” Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов “высота”, “ширина” и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..
Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно.
Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально.
Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено.
Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки. Четырех-пятилетнему можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков.
Получаются описания игрушек – можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка – елочка – корзинка – грибок – ежик…). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.
Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно.
Попробуйте предложить им
творческие задания:
Вспомни случай
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей – до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
Говорим по-разному
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!
Бюро путешествий
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.
Всегда под рукой
Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, – например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, – чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна – улыбающаяся, другая – печальная, третья – удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.
Лучший друг
Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в “рассказы о лучшем друге”. Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек – большой или маленький – или животное. Попросите его рассказать о своем “лучшем друге”. Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?
Рассказы по картинкам
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде “Веселых картинок”). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок – возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
Истории из жизни
Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом… Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.
Мой репортаж
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события – реальные или вымышленные – им воспроизводятся.
Семейное ток-шоу
Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте “журналисту” в руки микрофон – и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой… До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: “Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?” и т. д.
Измени песню
Детям нравится петь о знакомых вещах – о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке… Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений – тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, “взрослый” вариант переделанного текста.
Чем закончилось?
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте “вспомните” про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Источник