Составление рекомендаций родителям по развитию ребенка младенческого возраста
Рекомендации для родителей и педагогов раннего возраста.
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. На первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, позднее совершает с ними различные действия. К двум годам он хорошо овладевает ходьбой. Может не только ходить, но и бегать, взбираться на возвышения и слезать с них. Также в раннем детстве ребенок овладевает самым главным достоянием человека – речью. На втором году понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить, а к трем годам уже свободно объясняется с окружающими.
Этот бурный процесс не происходит сам собой, благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития необходимы дополнительные воздействия со стороны воспитывающих ребенка людей. Обучение необходимо как в семье, так и в детских учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение. Но, что делать, если очередь в детский сад еще не подошла? Существует множество центров, занимающихся развитием детей раннего возраста. Но и возможность посещать такие центры есть не всегда. Выход один – заниматься с ребенком самостоятельно. Для этого и были придуманы развивающие игры и игрушки.
Именно игра является наиболее подходящей формой обучения маленького ребенка. Вот несколько рекомендаций родителям:
• Не ограничивайте ребенку жизненное пространство. Дети, постоянно находящиеся в одном замкнутом пространстве, будь то кроватка, манеж или комната, как правило, отстают в развитии.
• Соблюдайте твердость в режиме и дисциплине, но вместе с тем не скрывайте своей любви и привязанности в отношении ребенка.
• Покупайте игрушки, соответствующие возрасту малыша. И не предлагайте ребенку сразу много игрушек. Иногда родители так увлекаются покупкой игрушек, что в буквальном смысле слова забрасывают ими своего ребенка, а интерес к ним у малыша быстро пропадает.
• Не забывайте, что игра развивает умственные способности ребенка. Поэтому играйте с ним. Если научить ребенка по-разному использовать предметы, рассматривать их на разном фоне, соединять с другими предметами, малыш начинает играть самостоятельно. Ему интересно, он от самых обыденных вещей получает новые впечатления. Для примера возьмем обычный шнурок: его можно положить на стульчик, повесить на спинку, намотать на руку, положить на плечо и т.д. Новизна впечатлений состоит в том, что меняется фон, на котором воспринимается предмет (то на стуле, то на руке, то на плече); движение игрушки (то висит, то качается, то полетела в броске); тактильные ощущения малыша (то игрушка в руке, то на плече и т.п.) Ребенок живет этими впечатлениями. И радость его от необычных манипуляций со знакомым предметом не меньше, чем от новой игрушки.
• Игры лучше подбирать под настроение ребенка.
• Подбирая игру, помните о возрасте и индивидуальных особенностях вашего малыша. Во время игры надо следить, чтобы каждое действие сопровождалось речью. Комментируйте не только свои движения, но и действия малыша. Это поможет в развитии речи.
Первый год жизни имеет важнейшее значение в психическом развитии ребенка. Мозг развивается в наиболее высоком темпе. Ребенок, вначале беспомощный, к концу первого года жизни овладевает прямостоянием, ходьбой, предметно-манипулятивной деятельностью, начальным пониманием обращенной речи. Именно в этот период начинается становление речи как средства общения, т. е. формируется сугубо человеческая функция, на развитие которой в эволюции ушли миллионы лет.
(0 – 1 мес.) наряду с набором врожденных приспособительных реакций, играющих основную роль в жизнедеятельности организма, можно с 3 – 4-й недели жизни выявить начальные предпосылки так называемого коммуникативного поведения: в ответ на обращенный к ребенку ласковый голос или улыбку начинает возникать ротовое внимание — ребенок замирает, его губы слегка вытягиваются вперед, он как бы «слушает» губами. Вслед за этой реакцией появляется улыбка. Уже в период новорожденности можно отметить, что ребенок быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.
(1 – 3 мес.) у ребенка наряду с интенсивным развитием реакций на зрительные и слуховые раздражители более отчетливо проявляются эмоциональные реакции на общение со взрослым: стабилизируется улыбка, а к концу периода появляется смех. К 3 месяцам у ребенка начинает развиваться выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого — «комплекс оживления». Попытка вступить в контакт с ребенком 10—12 недель вызывает у него радостное оживление, повизгивание, вскидывание ручек, перебирание ножками, голосовые реакции. На этом возрастном этапе комплекс оживления возникает при виде как знакомого, так и незнакомого лица.
Своевременное появление и хорошая выраженность комплекса оживления свидетельствуют о нормальном психическом развитии ребенка.
(3 – 6 мес.) реакции, входящие в комплекс оживления, все более дифференцируются. Ребенок старше 4 месяцев при приближении к нему взрослого и при попытке вступить с ним в контакт внимательно всматривается в лицо взрослого, широко открывает глаза и рот, притормаживает общие движения. Таким образом, у него проявляется ориентировочная реакция, которая в одних случаях переходит в радостное оживление, а в других сменяется страхом и криком.
К концу этого возрастного этапа ребенок начинает узнавать мать. Правда, эта реакция еще очень непостоянна и ее появление зависит от многих условий, поэтому ее отсутствие не имеет самостоятельного диагностического значения. Однако если ребенок узнает мать, то это говорит о хорошем психическом развитии ребенка.
Для оценки психического развития на этом возрастном этапе важно проследить, как ребенок реагирует на игрушку. Ведущей формой деятельности в этом возрасте становится манипулирование игрушкой. Ребенок не только длительно фиксирует взор на игрушках и прослеживает за их перемещением, но направляет к ним руки, схватывает их, тянет в рот. Это сопровождается выразительными эмоциональными реакциями: он то улыбается, то хмурится.
В этот период интенсивно развиваются голосовые реакции, которые начинают приобретать некоторую самостоятельность. Наряду с певучим гулением к концу периода появляются лепет, а также избирательность и дифференцированность реакций на звук и способность локализовать звук в пространстве.
В развитии движений рук ведущую роль начинает играть зрительный анализатор: к концу периода ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, расположенной в поле его зрения.
(6 – 9 мес.) при общении ребенка со взрослым у него отчетливо проявляется ориентировочная реакция, которая сменяется реакцией радостного оживления на знакомые лица и реакцией страха на незнакомые. В некоторых случаях можно наблюдать, как ориентировочная реакция переходит в познавательный интерес, минуя реакцию страха.
Отличительной особенностью психического развития ребенка на этом возрастном этапе является его готовность к совместному со взрослым манипулированию игрушкой. Кроме того, к концу этого этапа у ребенка появляются начальные элементы общения со взрослым с помощью жестов. Он протягивает к взрослому руки, показывая, что хочет на руки, либо тянется руками к далекому предмету, если хочет его получить.
При нормальном развитии к концу этого этапа ребенок должен проявлять начальное ситуационное понимание обращенной речи, отвечая действием на словесную инструкцию. Например: он поднимает голову и глаза к лампе на вопрос: «Где огонек?», прижимается щекой к матери на просьбу «Поцелуй маму» и т. п. К концу периода он также обучается игре в «ладушки», ищет спрятанную у него на глазах игрушку.
Закономерным в этом возрасте является появление лепета. При общении со взрослым после того, как преодолена ориентировочная реакция и страх, ребенок начинает произносить цепочки слогов ба-ба-ба, ма-ма-ма. Если взрослый начнет отвечать ему тем же, голосовая активность ребенка возрастает, появляется радостное оживление и ребенок будет стараться подражать взрослому и самому себе. К 9 месяцам наблюдается расцвет лепета, он обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным ответом на голосовое обращение взрослого.
(9 – 12 мес.) характеризуется прежде всего появлением нового типа общения со взрослым, а именно предметно-действенного. Контакт с ребенком устанавливается и поддерживается с помощью ярких предметов и игрушек, которыми ребенок активно манипулирует. При этом он начинает проявлять избирательное отношение к различным предметам, но у него всегда отчетливо выражена реакция на новизну. Характерной особенностью этого этапа развития является то, что активная ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка начинает подавлять реакцию страха на новые раздражители.
Начиная с 9 месяцев дети с нормальным слухом и интеллектом адекватно реагируют на обращение, речь, ее интонацию, откликаются на свое имя, отвечают действием на некоторые знакомые словосочетания типа: «открой рот», «дай ручку» и др. К концу этого периода при слове «нельзя» большинство детей перестает тянуться к какому-либо предмету, т. е. действия ребенка начинают более отчетливо подчиняться словесным командам, что свидетельствует о начале развития регулирующей функции речи.
К году ребенок понимает и простую обиходную речь. Однако необходимо отметить, что указанные функции развиваются у ребенка не спонтанно, а лишь в процессе специальных занятий. Поэтому они могут отсутствовать при педагогической запущенности.
Наряду с оценкой понимания речи следует обратить внимание и на произносимые ребенком звуки. Для начала этого этапа развития характерен активный лепет, состоящий из 5 – 6 слогов. Ребенок эхолалично повторяет слоги, хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, с удовольствием произносит различные звукосочетания с губными звуками, восклицания, междометия. Все эти звуки он сопровождает выразительной мимикой и жестами.
К концу периода ребенок чаще, чем раньше, обращает внимание на лицо говорящего, кивает головой в знак утверждения и качает головой в знак отрицания. Его голосовое общение со взрослым расширяется, он выражает эмоции удовольствия и неудовольствия. Большинство детей сигнализирует о биологических потребностях и интонационно выражает просьбу.
Качественной особенностью этого периода является начало общения ребенка со взрослым при помощи звукосочетаний.
В норме на этом этапе у большинства детей кончается доречевой период и начинается развитие речи. Одновременно появляется и новый интерес – рассматривание книг с картинками. В результате специальных занятий ребенок научается узнавать на картинках знакомые предметы, показывать их по инструкции и затем обозначать лепетными словами. Развивается также интерес к ритмам простых песен.
Развитие речевого общения в указанном объеме является показателем хорошего психического развития.
При нормальном психическом развитии к концу этого этапа наблюдается выраженная дифференцированность сенсорных реакций, которые можно оценить, наблюдая за игровыми действиями ребенка. Он радостно играет в прятки, звонит в колокольчик, привлекая внимание окружающих, играет со своим изображением в зеркале, ищет спрятанный предмет, предпочитает пользоваться звучащими игрушками, начинает применять предметы по их назначению — пить из чашки, есть ложкой и т. п.
Формирование психических функций у ребенка раннего возраста в значительной степени зависит от условий среды и воспитания (в широком смысле). При этом ведущая роль принадлежит общению с матерью.
Особо важная роль в психическом развитии ребенка принадлежит речи, причем не только в развитии высших форм логического мышления, но и в формировании восприятия. Речевое недоразвитие обычно сочетается с отставанием в общем психическом развитии.
Физиологические нормы раннего психомоторного развития:
– голову держит с 1-1,5 мес., удерживает к 2-2,5 мес.;
– сидит с 6 мес., без помощи взрослого к 8 мес.;
– стоит с 7-8 мес., самостоятельно (пытается сделать шаг) к 9 мес.;
– ходит с 10-12 мес., без помощи взрослого с 11-12 мес.
Удачи вам в таком нелегком труде, как воспитание детей
Источник
Юлия Никулушкина
Рекомендации для родителей детей раннего возраста
Знания, умения и навыки 3-летнего ребенка
К 3 годам в психике каждого ребёнка происходят многие качественные изменения. У ребёнка начинают интенсивно развиваться и совершенствоваться самосознание, характер, волевые качества. Помимо этого, он становиться более выносливым, физически сильным, и главное – нуждается в общении с ровесниками. Общение с родителями, хоть и остаётся преобладающим, но становится немного другим, чем раньше. Родители должны учитывать, что ребёнок нуждается не просто в присутствии рядом взрослого, но и в участии взрослого в игре. Для ребёнка главное – чтобы мама с папой обратили внимание на его достижения в игре и похвалили его за это.Сами игры ребенка приобретают другой характер: если раньше он играл, просто манипулируя предметами, то в этом возрасте он уже начинает играть по правилам. Ведущей деятельностью 3-летнего малыша является игра по правилам. Он уже умеет играть в «дочки-матери», в «гараж» – сначала он строит гараж для своих игрушечных автомобилей, потом загоняет их туда; в игре «званый обед» – ребёнок готовит обед и кормит им своих кукол, плюшевых игрушек. Увеличивается активность ребёнка в целом.
Культурно-гигиенические навыки:
В возрасте 3 лет дети уже могут самостоятельно, без помощи родителей, мыть руки, и отлично знают последовательность действий при этом. Они чётко знают, что нужно сначала закатать рукава, открыть кран, попробовать температуру воды, помыть руки, закрыть кран и хорошо вытереть руки полотенцем. В возрасте 3 лет детям уже не нужно часто указывать на то, что у них грязные руки – они сами понимают, когда нужно мыть руки и делают это не только в целях гигиены, но и чтобы показать родителям свою воспитанность и получить похвалу.
Что касается внешнего вида малыша, то он в 3-летнем возрасте уже начинает радоваться при покупке новых вещей, а ношение чистой одежды доставляет ему большое удовольствие. Девочки уделяют внимание красивым причёскам, постоянно просят родителей сделать их. Большинство детей уже начинают брезговать грязными руками и грязной одеждой, не только своими, но и чужими. Они также умеют использовать строго по назначению носовые платочки.
Поведение ребёнка за столом:
Необходимо кушать самостоятельно, при этом быть чистыми и аккуратными, не разбрасывать еду, не играться ею. Вести себя за столом тихо и спокойно, не лезть в чужую тарелку. Они способны также кушать за общим столом. Благодарить родителей за еду «волшебным словом». Ребёнок должен привыкать к правильной сервировке стола и помогать родителям в её оформлении.
Умение самостоятельно одеваться:
В три года малыш уже в состоянии правильно одеваться без помощи родителей.Он надевает одежду в строгой последовательности: в начале – нижнее бельё, в конце – верхняя одежда. За помощью к родителям ребёнок обращается лишь в случаях, когда ему самому тяжело справиться, например, со шнуровкой или застёжкой. В этом возрасте ребёнок не должен путать свои вещи с чужими, привыкать к порядку в шкафчике.
Трехлетние дети как губка “впитывают” в себя новую информацию, особенно касающуюся интересующей их сферы. Поэтому нередко можно встретить малышей, которые перечислят вам марки встреченных ими автомашин. Многие малыши в этом возрасте знают буквы/цифры/и то и другое, умеют считать до 10-20. И эти дети вовсе не гении – просто они уже успели чем-то увлечься, и родители поддерживают эти увлечения.
Речь и мышление:
Ребенок выражает свои мысли с помощью полноценных предложений, часто имеющих сложную структуру. Употребляет союзы (потому что, поэтому, потом, до этого).
У него уже сформировалось некоторое представление о временной протяженности (хотя он может еще путать слова “завтра” и “вчера”, “уже” или “еще”, он правильно отделяет свершившиеся действия от планируемых. У него уже хорошо развита память, он узнает места, где был в прошлом, ассоциирует их с определенными событиями. Трехлетние детки, как правило, способны описать все, что происходило с ними недавно, выразить свое отношение к этому и даже сделать какие-то выводы (“Паша стукнул Петю, это плохо, так делать не надо”).
Малыш знает все предметы, которые окружают его в быту и встречаются ему на улице, может описать многие из них, рассказать об их назначении.
В 3 года дети рассказывают наизусть стихи, запоминают любимые сказки. Конечно, в речи еще остаются ошибки (в спряжениях глаголов, в согласовании прилагательных с существительными).
Воображение:
Воображение малыша в 3 года практически безгранично, он сам часто не способен отделять вымысел от реальности. Если он уверен, что в шкафу живет сказочная сова, убедить его в обратном почти невозможно.Не ругайте карапуза за выдумки: они не имеют никакого отношения к целенаправленному обману.
Творчество:
У каждого ребенка уже есть свои любимые творческие занятия, предпочитаемые материалы (к примеру, тесто для лепки ему нравится, а пластилин нет, способ их использования (любит ли рисовать пальцами или кистью).
Социальное поведение:
По стилю общения и поведения в социуме все дети очень заметно отличаются друг от друга, причем связано это не только с индивидуальными особенностями, но и с уже имеющимся социальным опытом. Среди трехлеток уже выделяются потенциальные лидеры – заводилы, которые придумывают новые игры, вовлекают в них других детей; видны дети “компанейские”, которые с удовольствием заводят новые знакомства, и тихони, одиночки, которые с большим удовольствием сидят с книжкой в уголке.
Коммуникативные навыки и социальное развитие детей в 3 года:
– умеет знакомиться, здороваться, прощаться (владеет соответствующими этикетными формулами);
– может вести себя в соответствие с требованиями, существующими в данной социальной группе;
– участвует в игре по ее правилам, может потом эти правила воспроизвести;
– умеет сотрудничать (делать что-то вместе с другим ребенком и взрослым, разделяя при этом с ним какие-то функции или операции);
– демонстрирует свой стиль поведения в конфликте (активно участвует, самоустраняется, старается его конструктивно разрешить).
Дети младшего возраста должны уметь:
• Мыть руки, засучивая рукава;
• Мыть лицо, не разбрызгивая воду;
• Правильно пользоваться мылом;
• Не мочить одежду;
• Сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место. Одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
•Одежду снимать, одевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы расстегивать, застегивать, завязывать шнурки на ботинках;
• Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;
• Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;
•Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;
• Правильно пользоваться ложкой, салфеткой;
• Убирать игрушки, книжки, строительные материалы на определенное место.
Значение самообслуживания в воспитании детей.
• Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребенок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним.
• Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умения и навыки, проявляет заботу о своих близких.
• Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки, воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.
• Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.
• Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.
Воспитание самостоятельности
Воспитание самостоятельности – работа очень тонкая и деликатная. Вы должны в каждом моменте общения с ребенком думать только о том, как не навредить ему, не помешать его развитию. Будьте терпеливы, если хотите вырастить человека, за которого вам в жизни не будет страшно.
Внимание:
1 Никогда не помогайте ребенку в каком-то его деле, пока он вас об этом не попросит сам. Если же он обращается за помощью слишком часто – придумайте предлог, чтобы отложить свою помощь и дать ему еще один шанс.
2 Почаще поручайте ребенку сделать что-нибудь самому. И никогда не переделывайте то, что у него не получилось, – особенно с упреками ему и у него на глазах, иначе за выполнение следующего поручения он возьмется не скоро.
3 Всегда поощряйте достигнутые успехи. Если малыш явится перед вами гордый тем, что сам умылся и оделся, это нельзя оставить без внимания. Сама “наделась” (сам “наделся”) – имеет полное право на прогулке кататься с горки не десять минут, а пятнадцать.
4 Облегчите маленькому человеку самостоятельное существование в доме. Табуретки на кухне должны быть легкими и устойчивыми, у раковины должен стоять маленький стульчик, ящики с детскими вещами располагаться на доступном для него уровне.
5 Старайтесь общаться с ребенком на равных и чаще не говорите, а спрашивайте.Подчеркивайте ваш интерес к происходящему с ним и важность его мнения: “Как ты думаешь, что еще нам нужно купить?”, “Может, нам стол на кухне переставить сюда – что ты об этом думаешь?”.
И не забывайте: самому что ни на есть самостоятельному ребенку всегда нужны родительское внимание, забота, совет и просто присутствие.Недаром один мудрый педагог однажды сказал: “Ребенок подобен бумажному змею – он жаждет свободного полета и вместе с тем нуждается в прочной веревке”.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Нет ничего важнее воспитания малыша. Не прерывайте воспитание своего ребенка.
2. Помните – способности и характер человека не предопределены от рождения. В большей части формируются в определенные периоды жизни ребенка. Образование, воспитание и окружающая среда оказывают больше воздействие на личность.
3. Окружайте маленьких детей всем лучшим, что у Вас есть.
4. Раннее развитие связано с огромным потенциалом новорожденного. Структуры мозга формируются к трем годам. Мозг ребенка может вместить безграничный объем информации. Но ребенок запоминает только то, что ему интересно.
5. Многие навыки невозможно приобрести, если ребенок не усвоил их в детстве.
6. Впечатления раннего детства определяют его дальнейший образ мыслей и действий.
7. Не сюсюкайте с ребенком. Реагируйте на его плач.
8. Даже новорожденный чувствует ссоры родителей. Нервозность родителей заразна.
11. Присутствие бабушки и дедушки создаст хороший стимул для развития ребенка.
12. Ребенка лучше похвалить, чем отругать.
13. Интерес ребенка нуждается в подкреплении. Повторение – лучший способ стимулировать интерес ребенка.
14. Заучивание стихов тренирует память. Разучивайте с ребенком потешки, короткие стишки.
15. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Разберитесь с игрушками ребенка.
16. Игрушки должны быть приятны на ощупь
17. Игры развивают творческие задатки ребенка. Больше играйте со своим малышом.
Желаем Вам успехов в воспитании ребенка!
Источник