Составить индивидуальную коррекционную программу развития для ребенка в

Рекомендации по составлению индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

(Методическое пособие для педагогов, специалистов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья)

Республика Карелия

Администрация Петрозаводского городского округа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 118 «Ягодка»

(МДОУ «Детский сад № 118)

Принято                                                                                            Утверждено:

На педагогическом консилиуме                         Заведующий МДОУ

 № ______________ от                                                                   «Детский сад № 118»

«___» ___________ 2019 год.                                                        _________ Луценко Е.В.

Рекомендации по составлению индивидуальной программы

коррекционно-развивающей работы с детьми

 с ограниченными возможностями здоровья.

(Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья)

Разработала:

педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 118 «Ягодка»

Фурцева Е.В.

Петрозаводск

2019 год

Содержание

  1. Пояснительная записка ……….………………………………………………………………
  2. Актуальность проблемы …………………………………………………………………….
  3. Алгоритм составления программы коррекционно-развивающего обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья …………………………………………………………

Приложение 1. Примерная индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Приложение 2. Бланк коррекционно-развивающего занятия с ребёнком с ограниченными образовательными потребностями.

1. Пояснительная записка.

      Работающие в дошкольном образовательном учреждении специалисты, педагоги, психологи, логопеды, социальные педагоги, медицинские работники призваны действовать в интересах ребёнка. В настоящее время детей, которым требуется специализированная помощь, становится все больше и работа будет эффективнее, если будет подчинена единому алгоритму.

       На данный момент в мире насчитывается:

– 23 % людей с инвалидностью;

– 40 % людей с ограниченными возможностями здоровья

В России по данным за прошедший учебный год (данные предоставлены РОССТАТ России):

– 1 миллион детей с инвалидностью;

– 2 миллиона детей с ОВЗ.

        К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:

– с нарушением слуха (слабослышащие);

– с нарушением зрения (слабовидящие);

с тяжелыми нарушениями речи;

с нарушениями опорно – двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (лёгкая форма);

с задержкой психического развития;

с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями.

        В Петрозаводске в 2018 г. в дошкольных образовательных учреждениях насчитывался 2901 воспитанник с особыми образовательными потребностями (в 2017 – 2127 человек, в 2016 – 1613 человек); в общеобразовательных организациях обучается 4309 человек (в 2017 – 3800, в 2016-3724 человека); в отдельных специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах обучается 617 человек (в 2017 – 580, 2016 – 626).

      По данным ПМПК Петрозаводска в 2017-2018 году численность детей с ОВЗ от общей численности продиагностированных детей составила:

50 % – с нарушениями речи;

27 % – с задержкой психического развития;

6 % – с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

2 % – с нарушениями зрения;

1 % – с интеллектуальными нарушениями.

       Реализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья возможна при тесном сотрудничестве специалистов: педагогов, психологов, логопедов, врачей. Работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОУ должна занимать исключительное положение. Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно – развивающей работы, психолого – педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни семьи, предотвратить ограничения деятельности.

  1. Актуальность проблемы.

        Актуальность разработки методических материалов вызвана увеличением детей, получившими статус «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (ребёнок с ОВЗ)», в связи с чем педагоги и специалисты дошкольных образовательных учреждений столкнулись с необходимостью написания программ коррекционно-развивающего обучения (индивидуальных образовательных маршрутов) детей с различными видами нарушений развития.

        В заключении ПМПК прописаны рекомендации для организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка, по какой программе должен обучаться ребёнок, помощь и наблюдение каких специалистов, врачей, требуется ребёнку.

        Использование рекомендованного в данном пособии порядка написания программы (образовательного маршрута) окажет существенную помощь членам психолого-медико-педагогических комиссий ДОУ, педагогам, другим специалистам, осуществляющими сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Алгоритм составления программы коррекционно-развивающего обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

– Описать проблему, понять в чем её причина и каковы её особенности.

– Постановка чётких целей и задач предстоящей задачи (будет зависеть от заключения комиссии на основании общих рекомендаций).

– Понять, как можно решить проблему (какие можно применить методы, приёмы, средства).

– Подобрать соответствующий материал для работы (игры, задания, упражнения и т. д.).

– Составить коррекционно-развивающую программу как рабочий документ.

Приложение 1.

Примерная индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

        Написание любой индивидуальной коррекционно-развивающей программы начинается с титульного листа, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя воспитанника), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа должна быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ. На титульном листе можно указать педагога или специалиста, который является ответственным за реализацию данной индивидуальной программы.   

                                       Титульный лист.

Республика Карелия

Администрация Петрозаводского городского округа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 118 «Ягодка»

Принято                                                                                            Утверждено:

 На педагогическом консилиуме                         Заведующий МДОУ

 № ______________ от                                                                   «Детский сад № 118»

«___» ___________ 2019 год.                                                        _________ Луценко Е.В.

Примерная индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения

 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с нарушением……

 (нарушение прописано в заключении ПМПК)

Ф.И. ребёнка:             

Возраст:

Педагог:

Срок реализации программы: 1 год.

Согласовано с родителями:

Петрозаводск

2019 год

Содержание программы.

  1. Паспорт программы ……………………………………………………………………………
  2. Пояснительная записка ……………………………………………………………………….
  3. Цели, задачи программы ………………………………………………………………………

4.   Этапы и виды коррекционно-развивающей программы ………………………………………….

5.   Диагностика ………………………………………………………………………………………

6.   Проведение коррекционно-развивающей работы ……………………………………………….

7. Тематический план занятий (схема) …………………………………………………………….

8. Список литературы ………………………………………………………………………………

Приложение

1. Паспорт программы

1. Наименование программы:

Рабочая программа педагога ДОУ по педагогическому (психолого-педагогическому) сопровождению детей с ОВЗ в рамках реализации основной общеообразовательной программы «Детство» / под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой.

Содержание данной рабочей программы соответствует федеральным государственным стандартам (ФГОС); целям и задачам образовательной программы дошкольного учреждения.

Основание для разработки:

Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 29.12.2012 г.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Декларация прав ребенка ООН (1959); Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образователь-х учреждений к определенному виду» от 29 .05.13  

Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

СанПиНы за 2013 г. – СанПиН — 2.4.1.3049 -13.

Устав и др. локальные акты МДОУ.

        Данная программа сопровождения и организации коррекционно – развивающих занятий разработана (адаптирована) на ребёнка (ИФО) в соответствии с основной образовательной программой МДОУ «Детский сад № 118 «Ягодка». Основная Образовательная программа включает в себя: «Детство»: Программы развития и воспитания детей в детском саду (под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой. (2002).

Разработчик программы: педагог/специалист муниципального образовательного учреждения детского сада №118 «Ягодка» (ИФО).

Условия реализации программы:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № ___, группа № /кабинет специалиста.

Сроки реализации программы: – 1 год.

Форма работы: индивидуальная.

Количество занятий: 15 (1 – 2 раза в неделю).

Длительность одного занятия: (см. возрастную норму по СанПиН).

Оборудование и материалы: в работе используются практические материалы (дидактические игры, упражнения, тесты), наглядные (сюжетные картинки, карточки, игрушки, различные предметы, иной материал), словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы) методы.

Условия реализации программы:

  1. Условия группы, кабинета специалиста.
  2. Наглядные пособия, дидактические и учебные материалы.
  3. Обеспечение систематических знаний.
  4. Последовательное выполнение всех задач.
  5. Консультирование родителей, рекомендации.
  6. Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.

Принципы программы:

– Принцип «от простого к сложному» (постепенное усложнение заданий, что позволяет постепенно подготовить ребёнка к выполнению заданий достаточно высокого уровня сложности).

– Принцип активности и свободы самовыражения ребёнка (постановка ребёнка в позицию самоконтроля и самовыражения).

– Принцип симпатии и участия (взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует её со стороны сверстников).

Возрастной контингент: ______________

Общее количество часов: ____________ (зависит от возрастной нормы — по СанПиН).

Время занятия: _________

Время занятия зависит от возрастной нормы — по СанПиН:

 – дети до 3-х лет – до 10 мин;

– 3-4 года – 15 мин.;

– 4-5 лет – 20 мин.;

 – 5-6 лет – 25 мин.;

– 6-7 лет – 30 мин.

Структура проведения занятия: варьируется в зависимости от возраста ребёнка, вида и степени нарушений, личностных особенностей.

Оценка эффективности: осуществляется с помощью достижений ребёнка, результатов программы: путем наблюдения, беседы, диагностики. Необходимым условием эффективности программы является заинтересованность и активное участие ребёнка на занятиях.

Выводы о происходящей динамике можно сделать следующими способами:

1. Контрольный срез: 1 — через месяц;

                                      2 — в конце работы.

2. Наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в свободной ситуации и на занятии: устойчивость к нагрузкам, время сосредоточения на предлагаемой деятельности, соотношение целенаправленной и хаотичной активности, скорость усвоения нового материала и приобретения навыков.

3. Отзывы родителей и специалистов об изменениях в поведении и деятельности ребенка.

Ожидаемый результат: (То, что мы хотим получить в итоге работы. Важная характеристика результата — достижение возрастных норм развития того или иного качества, хотя результатом может быть и сам факт изменения в лучшую сторону показателей свойств личности). Например, «Данная программа доступна для применения в условиях дошкольного учреждения. С её помощью можно успешно совершенствовать личностные и интеллектуальные умения и навыки детей, необходимые для перехода на следующую ступень обучения, улучшать произвольность всех психических процессов, можно ожидать появление внутреннего плана действий и возникновения соподчинения мотивов. Ребенок, занимающийся по данной программе, будет включен в непрерывный коррекционно-развивающий процесс перед переходом в школу, в чем и заключается главная цель данной программы».

 2. Пояснительная записка.

Программа коррекционной работы, в соответствии со Стандартом, направлена:

  1. на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы;
  2. коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, на их социальную адаптацию, а также на обеспечение условий для реализации основной образовательной программы.

3. Цели, задачи программы.

Цель программы: Цель должна быть сформулирована чётко, по возможности, кратко, например, реализация коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, направленных на развитие познавательной сферы ребенка (2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7) лет с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

– коррекционные (исправление отклонений и нарушений развития, разрешение проблем развития);

– профилактические (предупреждение отклонений и трудностей в развитии);

– развивающие (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития).

Работа с родителями:

– оказание помощи родителям в выстраивании эффективного взаимодействия с ребенком, обучение родителей методам занятий с ребенком дома;

– осуществлять поиск, определение, поддержание и развитие уже существующего эффективного взаимодействия с ребенком в семье.

   Примечание: Работа с родителями должна быть обязательно включена в программу коррекционно-развивающего обучения. Родители приглашаются на заседание комиссии в ДОУ, для того, чтобы они понимали, осознавали и создавали условия для развития своего ребёнка. На консилиум, по просьбе мамы, может быть приглашен специалист, с которым ребенок работал ранее (например, в другом учреждении), а также может быть приглашена бабушка ребёнка. Если родители не изъявляют желание прийти на заседание комиссии, они в любом случае должны быть ознакомлены с программой работы каждого специалиста и педагога (в том числе) на индивидуальной консультации. Педагог или специалист знакомит родителей со своей индивидуальной программой, показывает план работы с ребенком, и, если занятия уже проводятся, знакомит с результатами (бланки с распечатками на каждое занятие). В свою очередь, родители, после ознакомления, на титульном листе программы пишут о том, что они ознакомлены с программой работы, ставят дату и подпись.

      Работая по программе с ребенком с ОВЗ, стараемся дать домашнее задание на закрепление пройденного результата, чтобы ребёнок лучше усвоил материал.

4. Этапы коррекционно-развивающей работы.

 Сбор первичных данных о ребенке;

  1. подбор и проведение методик на выявление уровня развития познавательной сферы, внимания (иное);
  2. анализ полученных в ходе обследования данных;
  3. разработка комплекса коррекционно – развивающих занятий по улучшению процессов внимания и повышению уровня развития познавательной сферы (иное);
  4. проведение запланированных занятий и их последующий анализ;
  5. работа с родителями; разработка рекомендаций родителям.

Виды коррекционно – развивающей работы.

Индивидуальные комплексные занятия педагога/специалиста с ребенком, игры, упражнения, учебные задания, артикуляционная  гимнастика, графические методы.

5. Диагностика.

Цель: получение информации об уровне развития и обучения ребенка, выявление индивидуальных особенностей и проблем участника образовательного процесса.

  1. Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности (учебной, игровой, трудовой).
  2. Педагогическое/психолого-педагогическое обследование ребенка с помощью диагностического инструментария.

6. Проведение коррекционно – развивающей работы:

Сбор первичных данных:

Ф.И.О. ребёнка: ______ Дата рождения: ______ Возраст: _______ Домашний адрес: _______

        Сведения о семье: а) семья полная/не полная, с кем проживает; братья, сестры (год рождения); б) мама – ИФО, год рождения, образование, профессия, место работы; папа – ИФО, год рождения, образование, профессия, место работы; в) социально-бытовые условия семьи, отношение к ребёнку в семье.

        Сведения об адаптации (особенности адаптации: взаимодействие со сверстниками и взрослыми, активность ребёнка, настроение, и т.д.). Сроки пребывания в данном учреждении (когда поступил в ДОУ, в каком возрасте, из каких условий).  

       Общее впечатление о ребенке, внешний вид, культурно-гигиенические навыки (сформированы в полном/не полном объёме). Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка.

        Группа здоровья.  

        Характеристика познавательного развития:

– Особенности восприятия. Усвоение сенсорных эталонов цвета, формы соответствуют возрастной норме, величины – различает большой, маленький, пространственные и временные представления на низком уровне.

– Особенности внимания.

– Особенности памяти. Какой вид памяти преобладает.

– Особенности мышления. Понимание и принятие заданий, выполнение инструкций.

– Ориентировка на себе, в окружающем пространстве, во времени. Ведущая рука.

– Особенности речевого развития (словарный запас, трудности произношения)

        Характеристика учебных умений и навыков. Усвоение программных требований (по образовательным областям).

        Характеристика эмоционально-личностного развития:

– Особенности личности. Самооценка. Индивидуально-типологические особенности. Тип нервной системы. Работоспособность. Темп выполнения заданий.

       Особенности эмоционально-волевой сферы. Эмоциональный фон. Настроение, эмоциональные реакции, их адекватность, стабильность/нестабильность.

        Особенности коммуникативного развития. Общение со сверстниками, взрослыми. Является ли инициатором общения. Конфликтность в игре.

        Особенности игровой деятельности. Вид игры. Любимые игрушки, предпочитаемые игры. Игра соответствуют/не соответствует возрасту.

        Особенности трудовой деятельности.

        Выводы педагога, специалиста на основе наблюдения за ребёнком в различной деятельности, анализа педагогической, психолого-педагогической диагностики ребёнка. Соответствие выявленного уровня развития возрастным показателям.

Прописываем предмет коррекции: ___________________________________________________

7. Примерный тематический план занятий по схеме:

Тема

Цели, задачи

Наименование  форм работы, упражнений (без подробных описаний)

  1. Список литературы.

                                                                                                                                   Приложение 2.

Индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий

Занятие №

Ребёнок:

Дата рождения:

Группа №

Сроки проведения:

Педагог/специалист:

Цель занятия:

Тематический план занятия:

Тема

Цели и задачи

Формы работы, упражнения

Источник