Сопровождения ребенка с нарушениями развития
«Психолого-педагогическое сопровождение детей
с поведенческими нарушениями»
По статистическим данным число новорожденных детей с различными недостатками развития неуклонно растет. Все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно – психические расстройства у детей. Среди причин этого:
- Аномальное, травматичное течение родов, грубые родовспомогательные процедуры, при которых травмируются различные отделы ЦНС ребенка; биологически и социально незрелые родители
- Низкий уровень психологической грамотности, явная невротизация определенного числа взрослых – родителей, педагогов, нередко не умеющих вести себя гибко, ситуативно и доброжелательно, от которых дети «заражаются» тревогой и напряжением
- Кризисное, переходное состояние нашего общества, ощущение неопределенности и беспокойства у значительной части населения, большое количество стрессов и накапливающиеся эмоциональные нагрузки.
Распадется практически каждый второй из вновь заключенных браков. За этим стоит психическая травматизация детей, развитие их характера и формирование личности. Современная семья стала малодетной, и в полной семье на одного ребенка, как правило, приходится несколько взрослых, далеко не всегда воспитывающих его согласованно и последовательно.
Все эти факторы, по отдельности или вместе способствуют возникновению отклонений в психофизическом здоровье детей, появлению поведенческих нарушений.
Нарушения поведения у детей – это те его изменения или проявления, которые осложняют, искажают или препятствуют свободному выражению себя: сковывают, ухудшают отношения в кругу сверстников; наносят вред душевному и физическому здоровью ребенка; негативно сказываются на адаптации в социуме.
С позиции психопатологии детского возраста в категорию детей с девиантным (отклоняющимся) поведением включаются дети с психопатиями, акцентуациями характера. Психопатии представляют собой стойкий дисгармонический склад психики. Этиология психопатий связана либо с наследственными факторами, либо с экзогенными вредностями. Не исключается влияние длительно действующих и деформирующих развитие личности ребенка средовых факторов.
Акцентуации характера -временные изменения характера, сглаживающиеся или, наоборот, обостряющиеся по мере взросления (А.Е. Личко, 1983). Применительно к дошкольному возрасту эти понятия обычно не употребляются, так как процесс формирования личности только начинается, и поведенческие нарушения еще не являются стойкими. Они вариативны и в значительной степени обратимы. Однако именно в дошкольном детстве складываются предпосылки всех этих отклонений и именно в этот период жизни ребенка наиболее эффективны профилактические и коррекционные меры.
В особом подходе нуждаются дети с так называемой детской нервностью (невропатией). Такие дети отличаются повышенной нервной возбудимостью с первых дней жизни, у них снижен аппетит, нарушается сон, они реагируют на изменения погоды. По особенностям психической деятельности выделяют два варианта детской нервности. При первом – преобладает повышенная возбудимость и раздражительность. При втором варианте преобладают явления повышенной истощаемости. Дети пугливы, отличаются повышенной тормозимостью, малоактивны, плохо адаптируются в новой обстановке. При наличии невропатии и для предупреждения неврозов первостепенное значение имеет правильное воспитание ребенка и укрепление детского организма. 0Патологическое формирование личности также относится к типу дисгармонического развития. Причиной являются неблагоприятные условия воспитания, длительные психотравмирующие ситуации. В.И. Гарбузов, А.И. Захаров и Д.Н. Исаев (1977) считают, что решающим фактором, который формирует личностные черты, предрасполагающие к возникновению отклонений в поведении детей и подростков, является неправильное семейное воспитание. Они выделяют следующие типы неправильного воспитания: отвергающий, гиперсоциализирующий, эгоцентрический .
Для детей с нарушениями поведения характерны следующие психологические особенности:
Психологический синдром социальной дезориентации проявляется в том, что для ребенка резко затруднено овладение правилами поведения. В итоге возникает неуправляемость, возможны агрессивные действия, ребенок может ломать ценные вещи, не понимает запретов. При социальной дезориентации причиной поведенческих отклонений служит невладение социальными нормами, а не их сознательное нарушение.
Пониженная чувствительность к социальным нормам -это основная особенность психологического профиля ребенка с синдромом социальной дезориентации. Она проявляется не только в поведении, но и в недоразвитии разных видов детской деятельности и их особенностях.
Предпосылками поведенческих расстройств могут являться различные виды патологии. Они могут возникать вследствие умственной отсталости, аутизма, ЗПР. Иногда исходной причиной становится нераспознанный взрослыми сенсорный дефект (в частности, снижение слуха). Благодатной почвой для этого варианта развития становятся импульсивность и гиперактивность (двигательная расторможенность), резко повышающие частоту столкновений ребенка с социальными нормами и запретами.
Наиболее значимым фактором, обусловливающим девиантное поведение, является ранняя социальная депривация.
Негативное самопредъявление складывается уже в дошкольном возрасте и наиболее ярко проявляется в школьном возрасте у детей с особенно высокой потребностью во внимании к себе (т. е. с ярко выраженной демонстративностью). Позиция такого ребенка – это позиция «ужасного ребенка», «хулигана».
Уход от деятельности. Этот синдром складывается у детей, которым не удается реализовать присущую им демонстративность. Межличностная ситуация развития при этом синдроме характеризуется тем, что ребенок не получает достаточного внимания со стороны взрослых. данного профиля. В наиболее сложных случаях возможно обучение на дому.
Дети с нарушением поведения нуждаются в специально организованной помощи.
Психологическое сопровождение – это особый вид деятельности педагога-психолога, который, в первую очередь, направлен на решение проблем ребенка. Планируя свою работу, психолог руководствуется особенностями конкретного ребенка, его потребностями, состоянием психологического комфорта, которое ни в коем случае не должно быть нарушено ни взрослыми, ни детьми. И только затем потребностями педагогов, родителей или администрации орбразовательной организации.
М.Р. Битянова считает, что «сопровождение» – это «движение вместе с ним (ребенком), рядом, а иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям и потребностям, фиксирует достижения и вникающие трудности, помогает советом ориентироваться в окружающем мире, чутко прислушиваться к себе». [1, с.7].
О.Ю. Тришина утверждает, что психолого-педагогическое сопровождение будет успешным, если изначально в отношениях между сопровождаемым и сопровождающим будут присутствовать:
1. Открытость во взаимоотношениях всех участников процесса.
2. Учет индивидуальных особенностей.
3. Ориентация на успех.
4. Профессиональная компетентность человека, реализующего психолого-педагогическое сопровождение.
Зачастую, отклоняющееся поведение у ребенка заставляет задуматься не только родителей, но и ставит в тупик достаточно опытных специалистов. Одних поощрений и наказаний оказывается недостаточно, чтобы ребенок успешно адаптировался в социальной среде. К видам поведенческих нарушений относят: гиперкинетическое расстройство поведения, расстройство поведения, ограничивающееся семьей, несоциализированное расстройство поведения, социализированное расстройство поведения, делинквентное, аддиктивное поведение и др.
Психологическое сопровождение детей с нарушениями в поведении и обучении осуществляется по следующим направлениям:
1. Диагностика. В рамках психодиагностики выявляются дети и подростки с отклоняющимся поведением, учащиеся “группы риска”, характер и степень поведенческих и интеллектуальных нарушений (тест Р. Амтхауэра, ГИТ, «Определение уровня воспитанности учащихся» Н.П.Капустина, методика изучения мотивации учебной деятельности Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева), тест Басса-Дарки, экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе, тест школьной тревожности Филлипса, методика Н.И.Гуткиной по определению психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет, проективные методики диагностики детско-родительских отношений, выявление агрессивности и т.д.). Используется в качестве основы для последующего коррекционно-развивающего процесса, консультаций с участниками образовательного процесса.
2. Коррекционно-развивающая работа. В рамках данного направления проводятся коррекционные и развивающие занятия с учащимися (коррекция и развитие познавательных процессов, коррекция агрессивности, развития произвольности, развитие коммуникативных навыков). Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.
3. Консультирование. Консультирование родителей детей с поведенческими проблемами, консультирование педагогов с целью совместного выявления причин возникающих у ребенка проблем, выработка совместного алгоритма действий для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. Консультирование учащихся по вопросам взаимоотношения с родителями, одноклассниками, учителями, по вопросам личного характера. Консультации по результатам диагностики групповые и индивидуальные.
4. Просветительская работа. Выступление на родительских собраниях («Конфликты между детьми и родителями: пути разрешения», «Особенности общения подростков», «Причины агрессивного поведения у детей» и т.д.).
Литература:
1. Авдулов Т. П. Агрессивный подросток. – М., 2008.
2. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2008.
3.Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.
4. Грецов А. Г. Психологические тренинги с подростками. – СПб., 2008.
5. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – М., 2008.
6. Леоненко Е. А. Детство на 100 %. – М., 2008.
7. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М., 2008.
8. Клейберг Ю. А. Девиантное поведение в вопросах и ответах. – М., 2008.
9. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. – Новосибирск, 1990.
10. Лохов М. И. Плохой хороший ребенок. – М., 2008.
11. Морено Я. Л. Психодрама. – М., 2008.
12. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М., 2008.
13. Пурнис Н. Е. Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии. – М., 2008.
14. Рудакова И. А. Девиантное поведение молодежи. – М., 2006.
Тришина, О.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя технического вуза: автореф. дис… канд. пед. наук / О. Ю. Тришина. – Кемерово, 2006. – 23 с.
15. Шустов Д. И. Аутоагрессия, суицид и алкоголизм. – М., 2004.
Источник
Мед. психолог ООПНД
Тиманькова Е.С.
Орловский областной психоневрологический диспансер
В настоящее время вопросы психологической помощи детям и подросткам с нарушением в развитии освещено далеко недостаточно. Трудности психологической реабилитации и адаптации детей с нарушениями в психическом развитии в значительной степени обусловлены сложной структурой и степенью тяжести их дефекта, что проявляется в своеобразных особенностях их умственного и эмоционально-волевого развития. Поэтому своевременная психологическая помощь им является одним из важнейших звеньев системы их реабилитации.
В наши дни психологическая помощь детям и подросткам с нарушением в развитии рассматривается как сложная система психолого-реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка с нарушением в развитии, формирования системы ценностных установок и ориентации, развития интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и физиологическим возможностям ребенка.
Система психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии состоит из следующих составляющих:
Блоки этой системы взаимосвязаны, но каждый из них имеет свою специфику и содержательную направленность.
Остановимся подробнее на одном из блоков психологической помощи как психологическое сопровождение.
Психологическое сопровождение детей с нарушением в развитии – это деятельность психолога, направленная на созидание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту в социуме (школа, семья, медицинское учреждение и т. п.)
В областной психоневрологическом диспансере был апробирован опыт введения психокоррекционных групп с участием полипрофильной бригады. С этой целью были подобраны дети в возрасте 7-12 лет, с легкой и умеренно выраженной умственной отсталостью, обучающихся психологическим недоразвитием, обучающихся во вспомогательной школе №14 г. Орла.
На подготовительном этапе устанавливался контакт и обмен информацией между участниками полипрофессиональной бригады, с целью отслеживания психологического статуса ребенка:
- Медицинский психолог ООПНД, ведущей группы
- Участковый врач-психиатр (о получаемом лечении, история развития ребенка);
- Родители (стиль семейного воспитания, отношения к болезни, этапы развития ребенка);
- Педагог-дефектолог (успешность овладения образовательной программой, социальный статус ребенка в группе);
- Логопед (речевое развитие ребенка);
- Школьный психолог (психологический портрет ребенка);
- Социальный педагог (адаптация ребенка в социуме).
На первом и заключительном занятии в группах психологического сопровождения детей с проблемами в развитии проводилась психологическое обследование с целью отслеживания групповой динамики.
1) Зрительно-моторный гештальт-тест Лоретты Бендер, который используется для оценки:
– уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей в возрасте 3-12 лет;
– степени нарушения организации перцептивных и моторных функций у больных с различными органическими поражениями головного мозга и психическими заболеваниями.
Степень сформированности у детей способности к копированию геометрических фигур значимо коррелирует с интеллектуальными способностями (особенно невербальным интеллектом); с возникновением трудностей в обучении и проявлениями дизлексии и дизграфии.
2) Тест “Рисунок семьи” выявляет особенности внутрисемейных отношений.
Базируясь на данных психологического обследования была создана психокоррекционная программа, целью которой является развитие сенсорных координаций орального праксиса, тактильной чувствительности, пространственных представлений, развития эмоциональной сферы и познавательных процессов. Было проведено 10 занятий, продолжительность одного занятия 60-90 минут, периодичность 1 раз в неделю, наполняемость группы 7 человек. Формы работы в группе были следующие: сенсомоторная гимнастика, арттерапия, элементы музыкотерапии, метод “от простого к сложному”, тренинг общения, закрепление полученных навыков многократным повторением усвоенного материала (по развитию познавательных процессов).
Но эффективность психокоррекционной работы невозможна без психологической поддержки родителей детей с нарушениями в развитии. Основной целью которой является повышение сензитивности родителей к проблемам детей, снижения эмоционального дискомфорта у родителей в связи с болезнью ребенка, формирования у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизации их педагогического потенциала.
Для этого проводились индивидуальные консультации, беседы с родителями о проблемах семьи, ребенка. Происходило ознакомление с результатами психологического обследования. А также родительские семинары в форме групповой дискуссии ( информированность родителей о психологических особенностях их ребенка, изменение отношения родителей к проблемам ребенка).
В качестве новой эффективной формы групповой работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, осуществлялось совместное занятие с членами клуба “Новые возможности” ООПНД. В ходе которого пациенты психодиспансера, являющимися членами клуба, показали сказку “Репка” детям, задавали вопросы. После спектакля дети и взрослые вместе фотографировались и пили чай.
В ходе опыта введения психокоррекционных групп с участием полипрофильной бригады было выявлено: положительная динамика в 53% случаев, частичная – в 37%, отсутствия динамики в 10%.
На заключительном этапе были предложены рекомендации всем участникам психологического сопровождения для дальнейшей работы с ребенком. Разработана карта социально-психологической реабилитации на каждого члена группы. Она включает в себя данные психологического обследования, план психокоррекционной работы, а также отражение каждым специалистом динамики психического состояния и развития познавательных процессов и личности ребенка.
Таким образом, проведение психокоррекционных групп с участием полипрофессиональной бригады (врача-психиатра, логопеда, педагога-дефектолога, социального педагога, логопеда, психолога) в условиях психоневрологического диспансера является процессом эффективным и достаточно перспективным.
Источник
Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с нарушениями развития.
Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. В настоящее время здоровье детского населения в российской федерации представляет серьезную проблему. Растет число детей, нуждающихся в коррекционной помощи, для таких детей и подростков требуются специальные условия обучения и воспитания. Рост заболеваемости среди детей обуславливает нарастание инвалидизации детского населения. Все это указывает на негативные тенденции, характеризующимися увеличением количества детей с различными проблемами и отклонениями в физическом и психическом развитии. Эти дети испытывают существенные трудности в адаптации в условиях общеобразовательных учреждений и обществе. Все они требуют пристального внимания врачей, педагогов, психологов, целенаправленной помощи с учетом проблем и потребностей каждого ребенка.
В законе «Об образовании» Российской Федерации в разделе «Специальное образование» содержаться важные положения, в которых отмечаются подходы к социальной адаптации детей с нарушениями развития. Социально -экономическое положение сложившееся в России, необходимость соответствовать общемировым тенденциям развития требуют от специальных (коррекционных) образовательных учреждений создание служб психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с нарушениями развития.
Психолого-педагогическое сопровождение -это целостная системно- организованная деятельность в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и воспитания каждого ребенка.
В словаре русского языка «сопровождать» означает – «идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. В дословном переводе сопровождение означает содействие .Анализируя специфику сопровождения в работе школьного психолога М.Р Битянова, рассматривает сопровождение как целостную систему профессиональной деятельности психолога и других участников всего психолого0педагогического процесса воздействия на ребенка, создающих социально -психологические условия для успешного обучения ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение это не только помощь в преодолении различных трудностей возникающих у учащихся в период обучения в образовательном учреждении, но и активная работа по сохранению психологического и психологического здоровья, создание условий для коррекции личности, защите прав детей, и что особенно важно по дальнейшей успешной социализации и адаптации в обществе.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями поведения и общения в условиях образовательного учреждения строится с учетом :
- Личностно- ориентированного подхода к обучению и воспитанию.
- Необходимости восстановления физического и психического здоровья, развития и саморазвития личности ребенка, как субъекта познания и предметной деятельности.
Несомненно , что сопровождение здоровых школьников, имеют несколько другие задачи, чем сопровождение детей с нарушениями в развитии.
Принципы психолого-педагогического сопровождения:
- Основополагающий принцип- соблюдение интересов ребенка.
- Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапа помощи в решении проблемы.
- Принцип системности сопровождения.
Цель психолого-педагогического сопровождения – обеспечить индивидуальное развитие ребенка, коррекция недостатков, социализация ребенка в коллективе и обществе.
Задачи:
- Систематическое отслеживание индивидуального уровня развития обучения и воспитания каждого школьника;
- Создание социально-психологических условий для развития познавательных возможностей учащегося и его успешного обучения и воспитания.
- Помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, воспитания, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями.
- Психологическое обеспечение индивидуальных образовательных программ;
- Коррекция имеющихся недостатков в развитии.
Необходимо отметить, что на разных уровнях образования, задачи психолого-педагогического сопровождения различны. Развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и творческих способностей, создание условий к адаптации к школе, определение готовности к обучению все это уровень начальной школы. Сопровождение перехода в основную школу ( 5 класс), формирование жизненных навыков, помощь в социализации к изменяющимся условиям- основная школа. Профильная ориентация, помощь в личностных проблемах – старшая школа.
Этапы психолого -педагогического сопровождения :
- диагностический – установление доверительного контакта со всеми участниками проблемной ситуации. На этом этапе осуществляется сбор информации о возможных путях и способах решения проблемы.
- консультативный- обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных вариантов решения проблемы, рассматриваются позитивные и негативные стороны разных решений, составляется план работы, очень важно распределит обязанности по его реализации , определить последовательность действий, уточнить сроки его исполнения и возможности корректировки.
Функции психолого-педагогического сопровождения:
- Информационно-аналитическая -сбор и анализ психологической разноуровневой информации, мониторинга, разработка прогнозов, выявление проблемных зон.
- Технологическая – консультирование, психологическое просвещение, коррекционная работа.
- Научно -исследовательская – обобщение опыта, выводы.
Психолого-педагогическая служба детям с нарушением развития не должна ограничиваться только консультированием и психокоррекционными занятиями . Эффективность работы в значительной степени зависит от социально-психологической среды, окружающей ребенка или подростка с проблемами в развитии.
Важным моментом в работе является психологическое просвещение , которое предполагает повышение психологической компетентности педагогов образовательного учреждения и осуществляется в форме : лекций, бесед, круглых столов, творческих мастерских, психологических тренингов и т.д.
Слаженная работа всех специалистов по психолого-педагогическому сопровождению детей и подростков позволяет детям решить многие свои проблемы и в дальнейшем вести нормальный образ жизни. В настоящее время действующая система сопровождения требует дальнейшего развития , важной задачей является подготовка высококвалифицированных специалистов и преемственность в оказании помощи конкретным людям при переходе из одной организации в другую.
Источник