Сопровождение социального развития ребенка

ТАЛАНОВА Е.В.

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Психолого-педагогическое сопровождение – это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в дошкольной среде. Ребенок, приходя в ДОУ и погружаясь в среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития. В частности, психолог, сопровождая вместе с педагогом ребенка в процессе воспитания и обучения, может, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне.

Главная цель сопровождения – создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.

Частная цель – формирование воспитательно-образовательной среды, способствующей успешному обучению и поступательному психологическому развитию учащихся.

Центральный принцип – ценность личного выбора человека, его самоопределения в значимых жизненных ситуациях.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

– предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

– помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

– психологическое обеспечение образовательных программ;

– развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

– профилактика;

– диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));

– консультирование (индивидуальное и групповое);

– развивающая работа (индивидуальная и групповая);

– коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

– психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;

– экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

В итоге – формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации, способной к личностному самоопределению и саморазвитию.

Новые технологии предполагают формирование у ребенка позиции по отношению к своей жизнедеятельности. А это, в свою очередь, новые основания взаимодействия психолога с педагогом, родителем и самим ребёнком.

Общий смысл таких технологий – передача в руки ребенку ключа к психологическим тайнам его активности, деятельности и общения. Обучение его умению делать ценностный, мотивационный выбор, ставить перед собой цель, планировать пути ее достижения, ориентируясь при этом на свои сильные стороны.

Основой и идеологией работы психолога ДОУ является сопровождение. Это означает выстраивание образовательного процесса по следующим позициям:

  1. Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза. Сопровождение ребенка опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка. Оно находится в логике его развития, а не искусственно задает ему цели и задачи извне. Это положение очень важно при определении содержания работы психолога. Он занимается тем, что нужно конкретному ребенку или группе. Таким образом, в качестве важнейшего аксиологического принципа в предлагаемой модели психологической практики заложена безусловная ценность внутреннего мира каждого, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития.
  2. Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. Внутренний мир ребенка автономен и независим. Взрослый может сыграть важную роль в становлении и развитии этого уникального мира. В процессе сопровождения взрослый, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических), побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь.
  3. В идее сопровождения заложена цель: создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального личностного развития и обучения. В процессе решения этих трех задач – образования, социализации и психологического развития – постоянно возникают небольшие и серьезнейшие противоречия и конфликты. Так, требования образовательной среды могут приходить в противоречие с возможностями ребенка. Как поступать в этой ситуации? Кого к кому приспосабливать?
  4. Но, с другой стороны, гибкость и приспосабливаемость образовательной среды не может быть бесконечной. Для того, чтобы сохранить свои изначальные цели и ориентиры, она вынуждена предъявлять некоторые требования к ребенку и в плане его умений, наличия определенных интеллектуальных предпосылок, и в плане учебной мотивации, целенаправленности в получении знаний и т.д. Если эти требования разумны, оправданы логикой самого образовательного процесса, задачей психолога будет приспособление ребенка к ним.

То же самое можно сказать и в отношении социализирующей среды. Она также должна быть способной приспосабливаться к каждому конкретному ребенку, но не до бесконечности. Есть ряд требований, норм, жестких правил, которые ребенок должен усвоить, принять и реализовывать в своем поведении и общении.

Роль педагога сводится, в самом общем виде, к четкой и последовательной ориентации ребёнка на определенные пути развития, прежде всего – интеллектуального и этического. Именно педагог задает большинство параметров и свойств дошкольной среды, создавая и реализуя концепции обучения и воспитания, нормы оценивания поведения и учебной успешности, стиль общения и многое другое.

Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора определенных микрокультурных ценностей -религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер, то есть родитель в меньшей степени вмешивается в выбор ребенком конкретных целей и задач жизнедеятельности, но стремится отсечь, закрыть те пути развития, движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка как с физической и правовой точки зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных, национальных традиций.

Читайте также:  Таблица развития ребенка по месяцам комаровский

Психолог создаёт условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями Педагога и Семьи, а иногда и в противовес им: помогать ему, делать осознанные личные выборы в этом сложном мире; конструктивно решать неизбежные конфликты; осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других, то есть, деятельность психолога задается той социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится ребенок.

Сегодня осуществляется переход системы на принципы опережающего (превентивного) сопровождения. Осуществляется поиск форм и способов работы не столько для образования, сколько – с самим образованием: его процессами и участниками.

Парадигма развивающего, личностно ориентированного образования предполагает также новые подходы к организации диагностической, коррекционной и развивающей работы в системе сопровождения.

Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются:

1) рекомендательный характер советов сопровождающего;

2) приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»);

3) непрерывность сопровождения;

4) мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;

Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.

Используемая литература:

Щеголь В.И. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Фундаментальные исследования. – 2008

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад общеразвивающего вида № 9

Мурманская область, Ковдорский район, н.п. Ёнский

Выступление на семинаре «Взаимодействие социального педагога с педагогическими работниками, специалистами учреждений социальной сферы, здравоохранения, правоохранительными органами» по теме:

«Социально-педагогическое сопровождение

воспитанников ДОУ»

Подготовила

Социальный педагог

Лецко Татьяна Александровна

н.п. Ёнский

2014 год

Социально-педагогическое сопровождение воспитанников ДОУ

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Каким образом можно изменить сложившуюся ситуацию, и какова роль социального педагога ДОУ в этом?

Способствовать созданию социально – благополучной среды для каждого дошкольника – это главная задача, которая стоит передо мной, как социальным педагогом дошкольного учреждения.

Это возможно только при эффективном сотрудничестве с семьями воспитанников.

Я выделила три основных направления деятельности:

  • работа по организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;
  • работа по защите прав ребенка;
  • работа по вопросам социального развития ребенка.

Организацию работы по данным направлениям я представила в виде структурно – функциональной модели, которая условно состоит из трех блоков: информационно – аналитического, практического и контрольно – оценочного.

I. Информационно – аналитический блок – это информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление готовности семьи к сотрудничеству с учреждением, выявление нарушений прав ребенка в семьях; оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с родителями и детьми.

Для этого в своей практике использую:

  • традиционные методы: опрос воспитателей, индивидуальные беседы с детьми, родителями, анкетирование («Мой ребенок и его индивидуальные особенности»), патронаж, который провожу самостоятельно и совместно с воспитателями групп или администрацией.
  • сотрудничаю с педагогом – психологом, учителем – логопедом, медицинской сестрой, старшим воспитателем, администрацией, так как для выявления реальных условий развития ребенка мне необходимы данные диагностических методик, медицинских карт, наблюдений, которые проводят специалисты.

Для анализа и оценки ситуации в семье предлагала детям анкету «Семья глазами ребенка», которую проводила в форме стандартизированного интервью. Получив ответы на вопросы анкеты, могла в общих чертах определить, какой стиль воспитания присущ данной семье.

Содержательную информацию о психологическом климате в семье смогла получить также из рисунков детей на тему «Моя семья», «Мой самый любимый человек».

С целью определения степени удовлетворенности деятельностью детского сада, участвовала в проведении анкетирования среди родителей всех возрастных групп. Среди родителей вновь поступающих детей – провожу опрос на тему; «Ваши пожелания и ожидания от детского сада».

Для выявления профессионального мастерства педагогов использую опросник «Самооценка профессиональных навыков и умений, необходимых для эффективного общения с родителями».

С целью обогащения знаний родителей о правах ребенка использую следующие формы работы с родителями:

  • индивидуальные и групповые консультации: «Нарушение прав ребенка в семье», «Дружеские взаимоотношения взрослых и детей – основа формирования положительных черт характера», «Игры для развития детей в домашних условиях», «Права первоклассника в школе»;
  • информационные листы на стендах в раздевалках каждой возрастной группы.
  • листы – памятки для родителей и педагогов.

В работе с педагогами в основном использую консультации: «Проблема зашиты прав ребенка», «Профилактика и коррекция нарушений прав ребенка в семье», проводилась деловая игра – викторина «Знаем ли мы права детей».

II. Второй блок условно называется практическим, потому что в рамках этого блока проводится работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей; социализация личности ребенка; коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация консультативного пункта. Обращаясь в него, родители получают консультативную или практическую помощь администрации ДОУ, старшего воспитателя, педагога – психолога, старшей медицинской сестры, учителя – логопеда, социального педагога, инструктора по физической подготовке. Специалисты помогают определить особенности развития каждого ребенка для подготовки его к поступлению в ДОУ или в школу, помогают решить проблемы общения, как со сверстниками, так и с взрослыми.

Читайте также:  Центр развития ребенка в крымске

Школа молодых родителей организована для работы с семьями потенциальных воспитанников детского сада. Её цель: подготовить родителей и детей к поступлению в детский сад, выявить и помочь решить проблемы семейного воспитания, дать необходимые знания по вопросам психологического развития детей раннего возраста.

Использование в практике работы с детьми коммуникативных игр способствует развитию у последних навыков общения, коммуникативных способностей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников.

Особое внимание уделяю взаимодействию с неблагополучными семьями и относящимися к группе «риска»: многодетными, неполными, малообеспеченными, т. к. на сегодняшний день стабильно высоким остается количество неполных и малообеспеченных семей. Для работы педагогического коллектива с данной категорией семей разработала план профилактических мероприятий с семьями воспитанников, план работы с многодетными семьями. Для работы с семьями, состоящими на учете в детском саду и КДН, разработаны комплексные коррекционные планы работы.

Цель, задачи и содержание социального воздействия на семью, направлены на оказание ей помощи и преодоление проблем.

– Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитывать их детей – это родительское право и обязанность.

– Укрепить у родителей чувство уверенности в их силах и мудрости.

– Оказывать родителям помощь разумно выстраивать отношения с ребенком.

III блок – контрольно – оценочный – это анализ эффективности работы по социализации личности ребенка в ДОУ.

Если в 2011 – 2012 учебном году интерес к проводимым мероприятиям в ДОУ проявили 55% родителей, то уже 2012 – 2013 этот процент составил 64

Все это свидетельствует о повышении интереса родителей к воспитанию своих детей, эффективности форм проводимых мероприятий для семей воспитанников.

В 2011 – 2012 учебном году на профилактическом учете в КДН состояло 3 семьи, в 2012 – 2013 году 2 семьи. На начало 2014 года эти семьи сняты с учета.

Целесообразно организованная социальная среда детского учреждения полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника. В свою очередь, это формирует устойчивое восприятие ребенком микросоциума (семья, группа детского сада) и себя в нем, что закладывает прочный фундамент для развития и становления полноценной личности.

Список используемой литературы

  1. Мудрик А.В. Социальная педагогика Учебное пособие/ Под ред. В.А. Сластенина. М.:- Академия, 2000
  2. Г.И. Федосеева «Роль социального педагога ДОУ в социализации личности ребенка».

Источник

«Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей,

защита их прав и интересов»

Общешкольная методическая конференции

«Реализация «Закона об образовании». Права детей детям».

МОУ «СОШ «Свердловский ЦО».

Т.А.Федорова, социальный педагог

« Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью ». В.А. Сухомлинский

Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей – это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.

Основные задачи сопровождения детей из семей с признаками социального неблагополучия:

  • выявление неблагополучных семей, определение причин семейного неблагополучия;
  • содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности для обучающегося;
  • помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
  • профилактика социальной дезадаптации, девиантного поведения;
  • работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей – это система профессиональной деятельности, направленной:

  • На оказание помощи детям, которые нуждаются в защите и охране прав, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
  • На изменение взаимоотношений в семье
  • На повышение педагогического потенциала семьи
  • На изменение проявления заботы о детях членами семьи
  • На организацию досуга детей из неблагополучных семей
  • На координацию взаимодействия влияния на ребенка педагогов, родителей, сверстников

Социально-педагогическая помощь направлена и на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность, на обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.

Дети группы риска, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к негативным последствиям психологического и социального характера. Поэтому вполне закономерно, что появилось еще одно название данной категории детей, которое введено Законом РФ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” (1999) – “ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации”.

Категории детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке

– Дети – сироты, опекаемые дети;

– Дети с ограниченными возможностями здоровья;

– Дети, подвергающиеся жестокому обращению;

– Дети, проживающие в семьях социального риска;

– Дети из многодетных, малообеспеченных семей;

– Безнадзорные, беспризорные дети;

– Дети, состоящие на учете в КДН;

– Дети с особенностями психического развития.

Для оказания социально-педагогической помощи и поддержки детей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и их семьям работа ведется в системе в нескольких направлениях:

  1. Выявление детей, нуждающихся в защите и охране их прав, в «МОУ «СОШ «Свердловский ЦО».

Для этого классными руководителями проводится социально-педагогическое исследование условий воспитания и развития школьников, составляется социально-педагогический паспорт класса и школы, в котором отражаются все данные по каждому обучающемуся (категория семьи, с кем нарушено общение, трудности в учебе, отклонения в поведении, материальное положение и т.д.) Анализ социально-педагогического паспорта помогает определить наиболее актуальные проблемы и позволяет разработать план действий всех участников учебно-воспитательного процесса.

В 2012-2013 учебном году в нашем ЦО всего обучающихся – 462.

1 ступени: 255

2 ступени: 190

3 ступени: 17

Дети из семей «группы риска» составляют 64, 2 % (многодетные, неполные, оставшиеся без попечения родителей, малообеспеченные, неблагополучные, имеющие проблемы в обучении, общении с родителями и т.д.), нуждающихся в помощи и поддержке государства. Это на 3 % выше прошлого учебного года.

Читайте также:  Значение мышления для развития ребенка

Показатели

Всего

семей

В них

детей

1

Семей с детьми-инвалидами

4

4

2

Семей с родителями-инвалидами

5

5

3

Многодетных семей

33

54

4

Семей с одиноких матерей

45

47

5

Семей утерявших кормильца

24

26

7

Семей беженцев и переселенцев

26

31

8

Разведённых семей

97

110

9

Семей с детьми-сиротами и опекаемыми детьми

12

12

10

Семей находящихся в социально опасном положении

19

21

11

Детей с ограниченными возможностями

11

11

13

Детей безработных родителей

28

35

14

Детей работников бюджетной сферы

53

57

15

Состоит неблагополучных родителей в органах внутренних дел

1

2

17

Всего безнадзорных детей (ст.ФЗ №120)

1

2

18

Состоят на учете в органах внутренних дел

1

1

В социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации находится 29 человек (неблагополучные семьи и состоящие на ВШК).

Неблагополучная семья – это семья полностью или частично утратившая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.

За обучающимися и их семьями ведутся наблюдения, которые позволяют проанализировать родительско-детские отношения, социально-психологические связи подростка в школе и за ее пределами, психологические особенности обучающихся.

На каждого подростка, состоящего на учете в ПДН, ВШК, КДНиЗП, в органах опеки и попечительства составлены карточки учета и контроля. На основе диагностики и анализа данных формировались проблемы ребенка и выбирались методы оказания ему и его семье социально-педагогической помощи и поддержки.

2. Для реализации права ребенка на обучение осуществляется систематический контроль за всеми обучающимися, ведется учет успеваемости и посещаемости ими занятий. Ежедневно каждое утро мною ведется учет отсутствующих на занятиях школьников, и выявляются причины их отсутствия, принимаются меры по возвращению детей в школу.

Формы социально-педагогической помощи детям и их семье:

  • Индивидуальные беседы с обучающимися.
  • Консультирование родителей, которое представляет собой обучение родителей элементам коммуникативной культуры в общении с детьми, способствующее опосредованному влиянию на процесс социализации детей.

Совместные рейды социального педагога и классных руководителей, социального педагога и инспектора ПДН. Основная цель этой работы – выявление проблемы жизненного пространства детей и взрослых членов семьи с целью снижения степени риска негативного влияния условий жизни на ребенка, его семейную социальную ситуацию.

В процессе обследования жилья ребенка проводится анализ санитарно-гигиенической обстановки, условий организации питания ребенка, наличие у него места для сна, обеспеченность сезонной одеждой и обувью. Составляется акт обследования жилищно-бытовых условий. На основании этих актов нами направлено ходатайство в СРЦН г.Всеволожска об оказании материальной, вещевой, психологической помощи детям в количестве 22 человек, об оказании помощи по организации бесплатного отдыха в ЛОЛ.

  • Вызов родителей на Совет профилактики, предупреждение родителей о невыполнении родительских обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию и развитию своих детей.
  • Ходатайство в ПДН о привлечении родителей к административной ответственности по ст.5.35.
  • Вызов на КДНиЗП,
  • Консультации с педагогами предметниками по вопросу устранения пробелов в знаниях учащихся

3. Просветительская и профилактическая работа

Для повышения педагогического потенциала родителей, для нормализации родительско- детских отношений в семье, проводятся:

  • Классные часы: «Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения», «Стили семейного воспитания», «Семья как профилактический потенциал», «Трудный подросток»

По предупреждению правонарушений проводятся:

  • Классные часы: «Права и обязанности обучающихся»
  • Лекции для учащихся 7-11 классов «О правонарушениях, предусмотренных ст.2.4; ст.2.1; ст.20.0; ст.20.2 КОАП», «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

По профилактике здорового образа жизни проводятся:

  • Классные часы «Я выбираю ЗОЖ!», «Здоровое питание школьника», «СПИД – чума XXI века», «Ответственное поведение – ресурс здоровья»
  • Мероприятия, направленные на борьбу с курением: акции «Меняю сигарету на конфету», флешмоб «Бросай курить – вставай на лыжи, здоровьем будешь, не обижен!», танцевальный флешмоб.
  • Чемпионат школы по шахматам, шашкам, теннису, футболу и т.д. Администрация МО «Свердловское городское поселение» вручала кубки и грамоты победителям.

Все учащиеся, состоящие на ВШК, вовлечены во внеурочную деятельность.

В это лето 2013 у нас организована трудовая бригада для подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Работа подростков будет оплачена при помощи и поддержке Главы Администрации МО «Свердловское ГП» Тыртова В.А.

В своей деятельности как социальный педагог по социально-педагогическому сопровождению детей группы риска я руководствуюсь следующими нормативными документами:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Закон РФ “Об образовании”;
  • Письмо Минобразования России от 27.06.2003 № 28-51-513/16 “О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования”;
  • Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”;
  • Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;
  • Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации, 2008;
  • Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 “О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы”;
  • Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 “О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки”;
  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761.

Работа с детьми из «группы риска» и их семьями по оказанию психолого-педагогической помощи – процесс сложный и длительный, результат работы отдален во времени.

В 2013-2014 уч.году социальным педагогом планируется продолжить работу с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Источник