Сопровождение социального развития ребенка
ТАЛАНОВА Е.В.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Психолого-педагогическое сопровождение – это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в дошкольной среде. Ребенок, приходя в ДОУ и погружаясь в среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития. В частности, психолог, сопровождая вместе с педагогом ребенка в процессе воспитания и обучения, может, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне.
Главная цель сопровождения – создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.
Частная цель – формирование воспитательно-образовательной среды, способствующей успешному обучению и поступательному психологическому развитию учащихся.
Центральный принцип – ценность личного выбора человека, его самоопределения в значимых жизненных ситуациях.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
– предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
– помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
– психологическое обеспечение образовательных программ;
– развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:
– профилактика;
– диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));
– консультирование (индивидуальное и групповое);
– развивающая работа (индивидуальная и групповая);
– коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
– психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
– экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
В итоге – формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации, способной к личностному самоопределению и саморазвитию.
Новые технологии предполагают формирование у ребенка позиции по отношению к своей жизнедеятельности. А это, в свою очередь, новые основания взаимодействия психолога с педагогом, родителем и самим ребёнком.
Общий смысл таких технологий – передача в руки ребенку ключа к психологическим тайнам его активности, деятельности и общения. Обучение его умению делать ценностный, мотивационный выбор, ставить перед собой цель, планировать пути ее достижения, ориентируясь при этом на свои сильные стороны.
Основой и идеологией работы психолога ДОУ является сопровождение. Это означает выстраивание образовательного процесса по следующим позициям:
- Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза. Сопровождение ребенка опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка. Оно находится в логике его развития, а не искусственно задает ему цели и задачи извне. Это положение очень важно при определении содержания работы психолога. Он занимается тем, что нужно конкретному ребенку или группе. Таким образом, в качестве важнейшего аксиологического принципа в предлагаемой модели психологической практики заложена безусловная ценность внутреннего мира каждого, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития.
- Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. Внутренний мир ребенка автономен и независим. Взрослый может сыграть важную роль в становлении и развитии этого уникального мира. В процессе сопровождения взрослый, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических), побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь.
- В идее сопровождения заложена цель: создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального личностного развития и обучения. В процессе решения этих трех задач – образования, социализации и психологического развития – постоянно возникают небольшие и серьезнейшие противоречия и конфликты. Так, требования образовательной среды могут приходить в противоречие с возможностями ребенка. Как поступать в этой ситуации? Кого к кому приспосабливать?
- Но, с другой стороны, гибкость и приспосабливаемость образовательной среды не может быть бесконечной. Для того, чтобы сохранить свои изначальные цели и ориентиры, она вынуждена предъявлять некоторые требования к ребенку и в плане его умений, наличия определенных интеллектуальных предпосылок, и в плане учебной мотивации, целенаправленности в получении знаний и т.д. Если эти требования разумны, оправданы логикой самого образовательного процесса, задачей психолога будет приспособление ребенка к ним.
То же самое можно сказать и в отношении социализирующей среды. Она также должна быть способной приспосабливаться к каждому конкретному ребенку, но не до бесконечности. Есть ряд требований, норм, жестких правил, которые ребенок должен усвоить, принять и реализовывать в своем поведении и общении.
Роль педагога сводится, в самом общем виде, к четкой и последовательной ориентации ребёнка на определенные пути развития, прежде всего – интеллектуального и этического. Именно педагог задает большинство параметров и свойств дошкольной среды, создавая и реализуя концепции обучения и воспитания, нормы оценивания поведения и учебной успешности, стиль общения и многое другое.
Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора определенных микрокультурных ценностей -религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер, то есть родитель в меньшей степени вмешивается в выбор ребенком конкретных целей и задач жизнедеятельности, но стремится отсечь, закрыть те пути развития, движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка как с физической и правовой точки зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных, национальных традиций.
Психолог создаёт условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями Педагога и Семьи, а иногда и в противовес им: помогать ему, делать осознанные личные выборы в этом сложном мире; конструктивно решать неизбежные конфликты; осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других, то есть, деятельность психолога задается той социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится ребенок.
Сегодня осуществляется переход системы на принципы опережающего (превентивного) сопровождения. Осуществляется поиск форм и способов работы не столько для образования, сколько – с самим образованием: его процессами и участниками.
Парадигма развивающего, личностно ориентированного образования предполагает также новые подходы к организации диагностической, коррекционной и развивающей работы в системе сопровождения.
Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются:
1) рекомендательный характер советов сопровождающего;
2) приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»);
3) непрерывность сопровождения;
4) мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;
Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.
Используемая литература:
Щеголь В.И. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Фундаментальные исследования. – 2008
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад общеразвивающего вида № 9
Мурманская область, Ковдорский район, н.п. Ёнский
Выступление на семинаре «Взаимодействие социального педагога с педагогическими работниками, специалистами учреждений социальной сферы, здравоохранения, правоохранительными органами» по теме:
«Социально-педагогическое сопровождение
воспитанников ДОУ»
Подготовила
Социальный педагог
Лецко Татьяна Александровна
н.п. Ёнский
2014 год
Социально-педагогическое сопровождение воспитанников ДОУ
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Каким образом можно изменить сложившуюся ситуацию, и какова роль социального педагога ДОУ в этом?
Способствовать созданию социально – благополучной среды для каждого дошкольника – это главная задача, которая стоит передо мной, как социальным педагогом дошкольного учреждения.
Это возможно только при эффективном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Я выделила три основных направления деятельности:
- работа по организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;
- работа по защите прав ребенка;
- работа по вопросам социального развития ребенка.
Организацию работы по данным направлениям я представила в виде структурно – функциональной модели, которая условно состоит из трех блоков: информационно – аналитического, практического и контрольно – оценочного.
I. Информационно – аналитический блок – это информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление готовности семьи к сотрудничеству с учреждением, выявление нарушений прав ребенка в семьях; оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с родителями и детьми.
Для этого в своей практике использую:
- традиционные методы: опрос воспитателей, индивидуальные беседы с детьми, родителями, анкетирование («Мой ребенок и его индивидуальные особенности»), патронаж, который провожу самостоятельно и совместно с воспитателями групп или администрацией.
- сотрудничаю с педагогом – психологом, учителем – логопедом, медицинской сестрой, старшим воспитателем, администрацией, так как для выявления реальных условий развития ребенка мне необходимы данные диагностических методик, медицинских карт, наблюдений, которые проводят специалисты.
Для анализа и оценки ситуации в семье предлагала детям анкету «Семья глазами ребенка», которую проводила в форме стандартизированного интервью. Получив ответы на вопросы анкеты, могла в общих чертах определить, какой стиль воспитания присущ данной семье.
Содержательную информацию о психологическом климате в семье смогла получить также из рисунков детей на тему «Моя семья», «Мой самый любимый человек».
С целью определения степени удовлетворенности деятельностью детского сада, участвовала в проведении анкетирования среди родителей всех возрастных групп. Среди родителей вновь поступающих детей – провожу опрос на тему; «Ваши пожелания и ожидания от детского сада».
Для выявления профессионального мастерства педагогов использую опросник «Самооценка профессиональных навыков и умений, необходимых для эффективного общения с родителями».
С целью обогащения знаний родителей о правах ребенка использую следующие формы работы с родителями:
- индивидуальные и групповые консультации: «Нарушение прав ребенка в семье», «Дружеские взаимоотношения взрослых и детей – основа формирования положительных черт характера», «Игры для развития детей в домашних условиях», «Права первоклассника в школе»;
- информационные листы на стендах в раздевалках каждой возрастной группы.
- листы – памятки для родителей и педагогов.
В работе с педагогами в основном использую консультации: «Проблема зашиты прав ребенка», «Профилактика и коррекция нарушений прав ребенка в семье», проводилась деловая игра – викторина «Знаем ли мы права детей».
II. Второй блок условно называется практическим, потому что в рамках этого блока проводится работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей; социализация личности ребенка; коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация консультативного пункта. Обращаясь в него, родители получают консультативную или практическую помощь администрации ДОУ, старшего воспитателя, педагога – психолога, старшей медицинской сестры, учителя – логопеда, социального педагога, инструктора по физической подготовке. Специалисты помогают определить особенности развития каждого ребенка для подготовки его к поступлению в ДОУ или в школу, помогают решить проблемы общения, как со сверстниками, так и с взрослыми.
Школа молодых родителей организована для работы с семьями потенциальных воспитанников детского сада. Её цель: подготовить родителей и детей к поступлению в детский сад, выявить и помочь решить проблемы семейного воспитания, дать необходимые знания по вопросам психологического развития детей раннего возраста.
Использование в практике работы с детьми коммуникативных игр способствует развитию у последних навыков общения, коммуникативных способностей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников.
Особое внимание уделяю взаимодействию с неблагополучными семьями и относящимися к группе «риска»: многодетными, неполными, малообеспеченными, т. к. на сегодняшний день стабильно высоким остается количество неполных и малообеспеченных семей. Для работы педагогического коллектива с данной категорией семей разработала план профилактических мероприятий с семьями воспитанников, план работы с многодетными семьями. Для работы с семьями, состоящими на учете в детском саду и КДН, разработаны комплексные коррекционные планы работы.
Цель, задачи и содержание социального воздействия на семью, направлены на оказание ей помощи и преодоление проблем.
– Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитывать их детей – это родительское право и обязанность.
– Укрепить у родителей чувство уверенности в их силах и мудрости.
– Оказывать родителям помощь разумно выстраивать отношения с ребенком.
III блок – контрольно – оценочный – это анализ эффективности работы по социализации личности ребенка в ДОУ.
Если в 2011 – 2012 учебном году интерес к проводимым мероприятиям в ДОУ проявили 55% родителей, то уже 2012 – 2013 этот процент составил 64
Все это свидетельствует о повышении интереса родителей к воспитанию своих детей, эффективности форм проводимых мероприятий для семей воспитанников.
В 2011 – 2012 учебном году на профилактическом учете в КДН состояло 3 семьи, в 2012 – 2013 году 2 семьи. На начало 2014 года эти семьи сняты с учета.
Целесообразно организованная социальная среда детского учреждения полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника. В свою очередь, это формирует устойчивое восприятие ребенком микросоциума (семья, группа детского сада) и себя в нем, что закладывает прочный фундамент для развития и становления полноценной личности.
Список используемой литературы
- Мудрик А.В. Социальная педагогика Учебное пособие/ Под ред. В.А. Сластенина. М.:- Академия, 2000
- Г.И. Федосеева «Роль социального педагога ДОУ в социализации личности ребенка».
Источник
«Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей,
защита их прав и интересов»
Общешкольная методическая конференции
«Реализация «Закона об образовании». Права детей детям».
МОУ «СОШ «Свердловский ЦО».
Т.А.Федорова, социальный педагог
« Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью ». В.А. Сухомлинский
Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей – это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.
Основные задачи сопровождения детей из семей с признаками социального неблагополучия:
- выявление неблагополучных семей, определение причин семейного неблагополучия;
- содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности для обучающегося;
- помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
- профилактика социальной дезадаптации, девиантного поведения;
- работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
Социально-педагогическое сопровождение и поддержка детей – это система профессиональной деятельности, направленной:
- На оказание помощи детям, которые нуждаются в защите и охране прав, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
- На изменение взаимоотношений в семье
- На повышение педагогического потенциала семьи
- На изменение проявления заботы о детях членами семьи
- На организацию досуга детей из неблагополучных семей
- На координацию взаимодействия влияния на ребенка педагогов, родителей, сверстников
Социально-педагогическая помощь направлена и на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность, на обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.
Дети группы риска, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к негативным последствиям психологического и социального характера. Поэтому вполне закономерно, что появилось еще одно название данной категории детей, которое введено Законом РФ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” (1999) – “ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации”.
Категории детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке
– Дети – сироты, опекаемые дети;
– Дети с ограниченными возможностями здоровья;
– Дети, подвергающиеся жестокому обращению;
– Дети, проживающие в семьях социального риска;
– Дети из многодетных, малообеспеченных семей;
– Безнадзорные, беспризорные дети;
– Дети, состоящие на учете в КДН;
– Дети с особенностями психического развития.
Для оказания социально-педагогической помощи и поддержки детей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и их семьям работа ведется в системе в нескольких направлениях:
- Выявление детей, нуждающихся в защите и охране их прав, в «МОУ «СОШ «Свердловский ЦО».
Для этого классными руководителями проводится социально-педагогическое исследование условий воспитания и развития школьников, составляется социально-педагогический паспорт класса и школы, в котором отражаются все данные по каждому обучающемуся (категория семьи, с кем нарушено общение, трудности в учебе, отклонения в поведении, материальное положение и т.д.) Анализ социально-педагогического паспорта помогает определить наиболее актуальные проблемы и позволяет разработать план действий всех участников учебно-воспитательного процесса.
В 2012-2013 учебном году в нашем ЦО всего обучающихся – 462.
1 ступени: 255
2 ступени: 190
3 ступени: 17
Дети из семей «группы риска» составляют 64, 2 % (многодетные, неполные, оставшиеся без попечения родителей, малообеспеченные, неблагополучные, имеющие проблемы в обучении, общении с родителями и т.д.), нуждающихся в помощи и поддержке государства. Это на 3 % выше прошлого учебного года.
№ | Показатели | Всего семей | В них детей |
1 | Семей с детьми-инвалидами | 4 | 4 |
2 | Семей с родителями-инвалидами | 5 | 5 |
3 | Многодетных семей | 33 | 54 |
4 | Семей с одиноких матерей | 45 | 47 |
5 | Семей утерявших кормильца | 24 | 26 |
7 | Семей беженцев и переселенцев | 26 | 31 |
8 | Разведённых семей | 97 | 110 |
9 | Семей с детьми-сиротами и опекаемыми детьми | 12 | 12 |
10 | Семей находящихся в социально опасном положении | 19 | 21 |
11 | Детей с ограниченными возможностями | 11 | 11 |
13 | Детей безработных родителей | 28 | 35 |
14 | Детей работников бюджетной сферы | 53 | 57 |
15 | Состоит неблагополучных родителей в органах внутренних дел | 1 | 2 |
17 | Всего безнадзорных детей (ст.ФЗ №120) | 1 | 2 |
18 | Состоят на учете в органах внутренних дел | 1 | 1 |
В социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации находится 29 человек (неблагополучные семьи и состоящие на ВШК).
Неблагополучная семья – это семья полностью или частично утратившая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.
За обучающимися и их семьями ведутся наблюдения, которые позволяют проанализировать родительско-детские отношения, социально-психологические связи подростка в школе и за ее пределами, психологические особенности обучающихся.
На каждого подростка, состоящего на учете в ПДН, ВШК, КДНиЗП, в органах опеки и попечительства составлены карточки учета и контроля. На основе диагностики и анализа данных формировались проблемы ребенка и выбирались методы оказания ему и его семье социально-педагогической помощи и поддержки.
2. Для реализации права ребенка на обучение осуществляется систематический контроль за всеми обучающимися, ведется учет успеваемости и посещаемости ими занятий. Ежедневно каждое утро мною ведется учет отсутствующих на занятиях школьников, и выявляются причины их отсутствия, принимаются меры по возвращению детей в школу.
Формы социально-педагогической помощи детям и их семье:
- Индивидуальные беседы с обучающимися.
- Консультирование родителей, которое представляет собой обучение родителей элементам коммуникативной культуры в общении с детьми, способствующее опосредованному влиянию на процесс социализации детей.
Совместные рейды социального педагога и классных руководителей, социального педагога и инспектора ПДН. Основная цель этой работы – выявление проблемы жизненного пространства детей и взрослых членов семьи с целью снижения степени риска негативного влияния условий жизни на ребенка, его семейную социальную ситуацию.
В процессе обследования жилья ребенка проводится анализ санитарно-гигиенической обстановки, условий организации питания ребенка, наличие у него места для сна, обеспеченность сезонной одеждой и обувью. Составляется акт обследования жилищно-бытовых условий. На основании этих актов нами направлено ходатайство в СРЦН г.Всеволожска об оказании материальной, вещевой, психологической помощи детям в количестве 22 человек, об оказании помощи по организации бесплатного отдыха в ЛОЛ.
- Вызов родителей на Совет профилактики, предупреждение родителей о невыполнении родительских обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию и развитию своих детей.
- Ходатайство в ПДН о привлечении родителей к административной ответственности по ст.5.35.
- Вызов на КДНиЗП,
- Консультации с педагогами предметниками по вопросу устранения пробелов в знаниях учащихся
3. Просветительская и профилактическая работа
Для повышения педагогического потенциала родителей, для нормализации родительско- детских отношений в семье, проводятся:
- Классные часы: «Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения», «Стили семейного воспитания», «Семья как профилактический потенциал», «Трудный подросток»
По предупреждению правонарушений проводятся:
- Классные часы: «Права и обязанности обучающихся»
- Лекции для учащихся 7-11 классов «О правонарушениях, предусмотренных ст.2.4; ст.2.1; ст.20.0; ст.20.2 КОАП», «Уголовная ответственность несовершеннолетних»
По профилактике здорового образа жизни проводятся:
- Классные часы «Я выбираю ЗОЖ!», «Здоровое питание школьника», «СПИД – чума XXI века», «Ответственное поведение – ресурс здоровья»
- Мероприятия, направленные на борьбу с курением: акции «Меняю сигарету на конфету», флешмоб «Бросай курить – вставай на лыжи, здоровьем будешь, не обижен!», танцевальный флешмоб.
- Чемпионат школы по шахматам, шашкам, теннису, футболу и т.д. Администрация МО «Свердловское городское поселение» вручала кубки и грамоты победителям.
Все учащиеся, состоящие на ВШК, вовлечены во внеурочную деятельность.
В это лето 2013 у нас организована трудовая бригада для подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Работа подростков будет оплачена при помощи и поддержке Главы Администрации МО «Свердловское ГП» Тыртова В.А.
В своей деятельности как социальный педагог по социально-педагогическому сопровождению детей группы риска я руководствуюсь следующими нормативными документами:
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон РФ “Об образовании”;
- Письмо Минобразования России от 27.06.2003 № 28-51-513/16 “О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования”;
- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”;
- Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;
- Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации, 2008;
- Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 “О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы”;
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 “О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки”;
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761.
Работа с детьми из «группы риска» и их семьями по оказанию психолого-педагогической помощи – процесс сложный и длительный, результат работы отдален во времени.
В 2013-2014 уч.году социальным педагогом планируется продолжить работу с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Источник