Сопровождение ребенка раннего возраста имеющими отклонения в развитии

Оказание психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с особенностями развития

Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение. 

Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности.

На базе (нашего детского сада) МБДОУ детский сад № 31  делаются  первые шаги в создании системы ранней помощи детям с ОВЗ. Специалистами нашего детского сада проводится работа по оказанию ранней помощи детям с ОВЗ.  Актуальной для нас эта проблема стала в связи с деятельностью на базе нашего сада «Центра игровой поддержки  ребенка от  1.5 года до 3 лет.  

С 2011 года на базе нашего детского сада  создан Центр Игровой поддержки ребенка (ЦИПР) для детей от 1,5 до 3 лет, не посещающих дошкольные учреждения. 

Деятельность ЦИПР  представляет собой вариативную  форму дошкольного образования для детей, которые не посещают дошкольное учреждение. Это повзоляет нам осуществлять взаимодействие семейного и общественного воспитания детей от 1.5 года до 3 лет, создать единое образовательное пространство.

Целью нашей работы в ЦИПРе является адаптация детей раннего возраста к социуму, и гармонизация детско-родительских отношений.  В ходе работы мы заметили, что  к нам чаще стали поступать дети имеющими проблемы в развитии, отклонения от  возрастной нормы. И перед нами стала необходимость внести дополнения в нашу работу. Таким образом в ЦИПРе появилось еще один блок работы: работа с детьми раннего возраста имеющими отклонения в развитии.

Сейчас мы уделяем особое внимание выявлению, профилактике и коррекции имеющихся у детей отклонений.

Цель этой работы является оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития.

Мы поставили перед собой задачи:

  • Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.
  • Оказание комплексной помощи детям группы риска и детям с выявленными отклонениями в развитии.
  • Формирование позитивного отношения к ранней помощи, семьям с проблемными детьми.
  • Оказание информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи семье.

Выделили для себя три основных направления деятельности:

1. Консультативно-диагностическое

2. Коррекционно-развивающее

3. Информационно-методическое

  1. Консультативно-диагностическое направление

Задачи этого направления представлены на слайде.

· определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;

· максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;

· анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;

· консультирование родителей по вопросам;

· обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;

· реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

· создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;

· консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

На этапе осуществления работы по первому направлению мы проводим диагностику, включающую в себя наблюдение, диагностику НПР детей, беседы с родителями. На этом этапе мы уточняем трудности, выявляем отклонения в развитии.

На всех этапах работы самым главным условием является тесное, эффективное взаимодействие с родителями.

Сотрудничество с родителями – непростой процесс, от успешности которого во многом зависит эффективность достижения целей коррекции.

Наш опыт показывает, что большинство родителей, имеющих детей с ОВЗ, первоначально не готовы к адекватному взаимодействию и взаимопониманию в силу того, что их взгляд на собственного ребенка и его перспективы не совпадают с оценками специалистов и педагогов. Это приводит к тому, что они не могут адекватно оценить возможности ребенка, неправильно его воспитывают. Не получая быстрого результата, родители впадают в отчаяние, перестают верить в оптимистический прогноз развития своего ребенка.

Работа с родителями осуществляется как в групповой форме так и в индивидуальном порядке.

На индивидуальных и групповых консультациях с родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем.  

В работе с родителями я использую анкеты, с помощью которых можно было более полно узнать о семье, о взаимоотношениях в семье и много другой информации.  Также были использованы тематические опросники, проективные рисунки, что помогает выстраивать свою работу с семьей.

Также у нас проводятся  Дни открытых дверей  родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов. Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

Совместно с родителями, в течение года реализуются краткосрочные проекты, выставки, праздники, круглые столы, тренинги.

Практика показала, что наиболее эффективной формой работы с родителями в нашем детском саду  является родительский клуб «Вместе в жизнь», которые проводятся в активных формах с участием педагогов. На таких собраниях тренингах родители вынуждены размышлять о психофизических закономерностях развития ребенка. Здесь они учатся всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка, расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком; получают профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов воспитания. У родителей формируется адекватное представление о детских возможностях и потребностях, раскрываются новые ресурсы.

Клуб  строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности, людей объединяют общие проблемы  и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку и семье. Целью клуба является психологическая поддержка родителей, формирование адекватного отношения к ребенку с нарушениями развития, ознакомление с методами и приемами эффективного взаимодействия и общения с «особым» ребенком. 

Рекомендации, обсуждаемые на заседаниях клуба, собираются и помещаются в тематических буклетах, которые мы раздаем родителям. А также вся информация размещается в группе в социальной сети. Также специалисты детского сада  проводят  по скайпу онлайн  консультации. 

Итогом занятий родительского клуба стало снижение уровня тревожности у родителей по отношению к своему ребенку «на данный момент» (мой ребенок сегодня) и при восприятии ребенка в будущем.

Работа с родителями позволила улучшить сотрудничество взрослых и детей. Эмоциональная близость и сотрудничество способствует налаживанию лучшего взаимопонимания и формирования чувства МЫ.

Наша цель помочь родителям принять своего ребенка таким, каков он есть, со всеми присущими только ему особенностями и сложностями. Научиться понимать его желания, улавливать смысл его поведения и реагировать на него так, как хотелось бы только ему.

А далее мы начинаем консультативно-коррекционную работу. И здесь особое значение имеет эффективное взаимодействие с родителями.

   2. Коррекционно-развивающее направление

Задачи на данном направлении представлены на слайде.

· разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;

· обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

· проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста;

Для осуществления коррекционно-развивающей работы в нашем детском саду создана предметно-пространственная развивающая среда.  Оборудован кабинет, для проведения занятий, оснащенный дидактическими играми и пособиями, наглядными материалами.

Для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми в нашем детском саду создана и оформлена сенсорная комната.  Сенсорная  комната является многофункциональным комплексом, наполненным различного рода стимуляторами, которые делятся на  основные блоки.

Развивающий блок предназначен для проведения диагностических процедур, развивающих занятий. В зоне активизирующего блока используются различные игры с зеркалом, напольными сенсорными дорожками, с балансировочной дорожкой, со звуковыми коробочками, сенсорными дощечками и др.

Деятельность в активизирующем блоке направлена на развитие мелкой моторики рук, обогащение сенсорного опыта учащихся, позволяет формировать представление о цвете, форме, величине предметов, способствуют развитию познавательной сферы: процессов памяти, внимания, мышления, направлена на коррекцию эмоционально-волевой сферы ребенка, развитие активной речи.

Игры с сенсорными дорожками (дорожка, на которую прикреплены различные материалы: деревянные дощечки, линолеум, пенопласт, ткань и др.) Сенсорные дорожки обеспечивают воздействие на рецепторы стопы,  развивают координацию движений, развивают умение передавать ощущения, эмоции в речи, решают задачи конкретного занятия.

Игры со звучащими коробочками (коробочки, имеющие разные наполнители: песок, бисер, крупы и др.)  способствуют развитию творческого воображения, развивают слуховые анализаторы.

В релаксационном блоке акцент делается на упражнения, направленные на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. Сочетание музыки, цвета, мягких тактильных ощущений приводят в состояние покоя, умиротворенности, что способствует быстрому восстановлению сил, работоспособности.

Оснащение игровой комнаты позволяет использовать в работе элементы арт-терапии: психологическая песочница и набор мелких фигур для песка, световой стол для рисования сыпучими материалами (песок, манка), разнообразные средства для проективного рисунка, музыкальный центр и записи музыкальных произведений. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка в работе могут также использоваться  игровая терапия, телесно-ориентированная  терапия .

Занятия за световым столом дают возможность  развивать творческие навыки, логическое мышление, внимание, память, тренирует мелкую моторику рук. 

Необыкновенно приятный на ощупь песок и его текучие свойства дают возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение.

Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Также на световом столе (за счет светодиодной подсветки) идет гармонизация цветом: в работе с гиперактивными детьми используется синий – успокаивающий цвет, с более пассивными детьми используется красный – активный цвет.

При организации обучающих коррекционных занятий мы исходим из возможностей ребенка: предлагаемое задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным.

В групповых помещениях оборудованы уголки, зоны, для организации различных видов деятельности детей.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся совместно с родителями,  с детьми, имеющими близкий уровень развития.

Взаимодействие педагога-психолога с педагогическим коллективом

Очевидно, что для успешной коррекции психического развития особых детей, их социальной адаптации необходимо изменить отношение находящегося рядом взрослого. В комплексном сопровождении развития ребенка педагог также  является одним из главных «сопровождающих», так как именно он реализует рекомендации специалистов повседневной работе с ребенком, а поэтому от профессионального взаимодействия педагога-психолога с педагогическим коллективом во многом зависит эффективность системы сопровождения детей с ОВЗ.

На практике педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, сталкиваются с проблемами, которые не могут решить самостоятельно. Особые трудности они испытывают в организации режимных моментов, коррекционной работы с детьми. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

  1. Информационно-методическое направление:

· информирование родителей об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с помощью буклетов, объявлений и т.д.

· информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;

· создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста;

· повышение квалификации педагогов групп раннего возраста.

Заключение

Практика показывает, что дети, даже с не резко выраженными отклонениями в развитии на первом году жизни, при отсутствии необходимых лечебных и психолого-педагогических мероприятий в дальнейшем испытывают определенные трудности в обучении. С другой стороны, комплексные, адекватные занятия с детьми, имеющими выраженные отклонения в развитии, часто позволяют достичь заметных результатов. Причем чем раньше начинаются развивающие занятия, тем они более эффективны. Эффективность ранней помощи детям также определяется адекватностью, индивидуальной направленностью, пролонгированностью, междисциплинарностью, согласованностью работы «команды» специалистов и родителей на всех этапах работы с ребенком. К сожалению, многие родители ждут положительных результатов, не прилагая никаких усилий для развития и обучения ребенка. Только родители могут терпеливо и кропотливо вести ежедневную нелегкую работу, вырабатывая у малыша ту или иную задержанную функцию. Многие родители оказываются прекрасными педагогами, творческими и изобретательными, способными развить потенциальные возможности своего ребенка

Подводя итоги нашей деятельности, можно с уверенностью отметить положительные ее результаты. т.е., наш опыт показывает, что специально организованный процесс, взаимосвязь всех специалистов в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и испытывающими трудности в обучении, общении, поведении, дает положительный результат и позволяет снизить количество детей с нарушениями в развитии в старшем дошкольном возрасте.

Источник

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста является наиболее актуальным и необходимым, т.к. оно позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в развитии детей на ранних этапах развития.

Помощь специалистов наиболее эффективна именно в раннем возрасте, когда отношения в диаде «мать — дитя» еще очень лабильны, гибки, находятся в процессе формирования, когда возможно говорить только о тенденции в их развитии. Ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Если начать коррекционные мероприятия уже с младенческого возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.

 Основные принципы технологии сопровождения развития ребенка

Идея сопровождения, получившая широкое распространение в образовании, имеет разные толкования.

На современном этапе развития образования сопровождение развития ребенка — это сфера деятельности не только психолога. Сопровождение понимается как система профессиональной деятельности разных специалистов по созданию условий принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение — это помощь ребенку в ситуации развития, подразумевающая такой подход к ребенку, когда ничто не может быть изменено во внутреннем мире воспитанника помимо его интересов, его собственного желания. Цель сопровождения состоит не в том, чтобы «заглянуть» во внутренний мир ребенка и узнать, как он устроен, а в том, чтобы организовать сотрудничество с детьми для развития у них самопознания, умения управлять собой и делать личностный выбор. Сопровождать развитие — значит разработать и применить систему психолого-педагогических средств, обеспечивающих физический и личностный рост воспитанника.

Сопровождение требует, чтобы педагог овладел особой техникой общения с воспитанниками. Это не просто проведение коррекционно-развивающих занятий и даже системы таких занятий. Сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда чуть впереди. Взрослый внимательно наблюдает за воспитанником, фиксирует его достижения, помогает преодолевать трудности примером и советом.

Основными принципами условий жизнедеятельности ребенка в образовательном учреждении являются:

  1. рекомендательный характер советов сопровождающего: ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями, педагогами, близким окружением;
  2. «быть на стороне ребенка»: специалист сопровождения стремится решать каждую проблему с максимальной пользой для ребенка, даже если ребенок виноват в ней сам;
  3. непрерывность сопровождения: ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы; сопровождение прекращается, если проблема решена или подход к ее решению очевиден; дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, например хронически больной ребенок, ребенок-сирота, должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления;
  4. мультидисциплинарность сопровождения предполагает согласованную работу команды специалистов, включенных в единую организованную модель и владеющих единой системой методов;
  5. автономность: специалисты автономны от давления извне в ситуациях принятия решения.

Сопровождение предполагает индивидуальный подход и создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска», оказание гарантированной помощи всем в ней нуждающимся, а не только по заявлениям взрослых.

Система предупреждения отклонений в развитии детей раннего возраста начинает действовать задолго до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Она состоит из двух блоков:

I БЛОК

Подготовка к поступлению в дошкольное учреждение

I этап маркетинговые исследования;

II этап социологический;

III этап адаптационный.

I этап

Маркетинговые исследования:

Изучение контингента детей ближайшего социума; (Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания )

Работа с детской поликлиникой;

II этап

Социологический:

Социальный скрининг семьи (“Социальный паспорт воспитанника”, “Анкета для родителей”);

Субъективная диагностика о готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (анкета для родителей); Анкетирование проводится до прихода ребёнка в группу. На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляют психологический портрет ребёнка с точки зрения особенностей его темперамента. Данные анкетирования дополняют беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребёнка в ДОУ.

“Журнал адаптации” (ознакомительная беседа до поступления ребенка в ДОУ).

III этап

Адаптационный:

Режим посещения ДОУ (индивидуальный);

Использование здоровьесберегающих технологий;

Повышение психологической компетентности родителей и педагогов;

Отслеживание течения периода адаптации.

II БЛОК

Основной задачей на этом этапе становится выявление, комплексное обследование и отбор детей раннего возраста, имеющих отклонения в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации.

Сопровождение развития детей в группах раннего возраста.

Включает в себя работу психолога в 4-х направлениях:

с администрацией;

с педагогами;

с родителями;

с детьми.

В работе с детьми раннего возраста активно взаимодействуют специалисты:

– воспитатель (см. построение педагогического процесса);

– психолог;

– медицинские работники;

– администрация Центра;

– музыкальный руководитель (развитие движений, чувства ритма, крупной моторики, артикуляционного аппарата);

– инструктор по физической культуре (организует занятия по плаванию, тем самым способствует общему физическому развитию, укреплению здоровья);

– учитель-логопед (индивидуальная работа по развитию речи, консультирование).

Для полноценной организации развивающей работы необходим тщательный анализ уровня развития каждого воспитанника. Информацию об актуальном уровне развития нам позволяет получить система диагностических мероприятий, включающая в себя медицинскую, педагогическую и психолого-педагогическую диагностику.

1.Диагностический этап. Медицинский работник изучает историю развития ребёнка, собирает анамнез. Педагоги (каждый в своей области) проводят наблюдение за ребёнком в разнообразных повседневных ситуациях, которые дополняют специальными заданиями с предметами и игрушками. Затем полученные результаты заносят в карту развития ребёнка. Мы используем отечественные разработки, позволяющие осуществлять диагностику и мониторинг развития детей раннего возраста. Оптимальным инструментарием для этого мы считаем диагностический комплект Е.А. Стребелевой.

Предлагаемые методики направлены на изучение уровня умственного развития детей раннего возраста (2 – 3 лет). Они предназначены для определения основных параметров умственного развития ребенка: принятия задания; адекватности его решения; обучаемости во время диагностического обследования; отношения к результату своей деятельности.

Предлагаемые задания позволяют выявить возможности умственного развития ребенка: восприятия, выделения отдельных признаков предмета (величины, цвета); узнавания; наглядно-действенного мышления; продуктивных видов деятельности (рисование, конструирование).

Разносторонность диагностирования умственного развития ребенка 2 – 3 лет позволяет обнаружить отклонения и определить пути его коррекционного обучения, специфические для каждого типа нарушений.

  1. Поисковый этап.  Обсуждение результатов диагностики, полученных каждым специалистом. Сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы.
  2. Консультативно-проективный этап. Разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы помощи ребёнку, выбор методов, распределение обязанностей по реализации программы, определение сроков исполнения и возможности корректировки планов.
  3. Деятельностный этап. Проведение коррекционно-развивающих занятий, ориентированные на индивидуальную программу развития малыша.
  4. Рефлексивный этап. Изучение успешности развития и продвижения ребёнка с проблемами в развитии в процессе обучения и воспитания; определяется динамика психофизического развития детей.

II блок в организационной модели службы ориентирован на оказание психологической и информационной помощи педагогам, работающим с детьми раннего возраста. Приоритетные задачи:

а) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития детей раннего и младшего возраста;

б) при возникновении необходимости обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;

в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие личности ребенка.

Деятельность III блока в организационной структуре службы направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста. В настоящее время эта помощь оказывается на консультативном уровне: индивидуальные и групповые консультации, информация в “уголках родителей” (стендовые консультации, информационные листки, памятки и т.д.), анкетирование родителей (для знакомства с личностными особенностями ребенка, отслеживания динамики изменений в развитии личности и т.д.).

Источник