Соотносящее действие свойственное раннему периоду развития ребенка

Соотносящее действие свойственное раннему периоду развития ребенка thumbnail

После младенчества начинается новый этап развития человека – раннее детство (от 1 года до 3 лет). Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. 

На первом году жизни у младенца сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. Следующие 2 года – период раннего детства – приносят ребенку новые принципиальные достижения.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей. Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев. Уже в период младенчества ребенок выполняет довольно сложные манипуляции с предметами – он может научиться некоторым действиям, показанным ему взрослым, перенести усвоенное действие на новый предмет, он даже может освоить некоторые собственные удачные действия.     

Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. Основные интересы ребенка переносятся в область овладения все новыми и новыми действиями с предметами, а взрослый приобретает роль наставника и помощника. С помощью взрослого ребенок усваивает назначение предметов.
В связи с овладением предметной деятельностью изменяется характер ориентировки ребенка в новых ситуациях, она направлена на выяснение того, для чего служит предмет, как его можно употребить. Ориентировка предыдущего возраста – что это такое? – меняется на ориентировку «что с этим можно делать?»

Особенно значимыми для психического развития ребенка являются 2 вида действий:
1. Соотносящиеся действия – их цель состоит в привидении нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения: складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек, закрывание коробок. 
2. Орудийные действия – это действия, в которых один предмет (орудие) употребляется при воздействии на другие предметы. Освоение действий с ложкой, совочком, чашкой, карандашом и т.д. – достаточно непростая задача для ребенка. Орудийными предметами ребенок овладевает в ходе обучения при систематическом руководстве взрослого.

В течение второго года жизни дети обучаются большинству предметных действий. Орудийные действия в определенной степени могут являться показателем интеллектуального развития детей. Предметные действия в большей степени отражают степень их обучения, широту контактов со взрослыми.

К концу раннего детства зарождаются новые виды деятельности: игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Одна из ранних форм игры детей раннего возраста – предметная игра (она представляет собой многократное воспроизведение общих схем использования вещей, варьирование функций предмета в реальном практическом действии). Постепенно предметная игра перерастает в сюжетно-отобразительную, когда ребенок воспроизводит в действиях свои собственные наблюдения повседневной жизни. Дети раннего возраста сначала действуют с предметами, затем осознают смысл предмета в игре и дают предметам новые игровые названия. 

В конце второго – начале третьего года жизни в поведении ребенка можно наблюдать феномен «роль в действии». Ребенок, воспроизводя действия конкретного взрослого, не осознает этого, но активно соглашается, когда ему это сообщают: «Ты ведешь машину как папа». Позже он сам замечает сходство своих действий с действиями взрослого и называет себя его именем. 
Все эти этапы развития предметной игры составляют одновременно предпосылки сюжетно-ролевой игры: переименование предметов, отождествление ребенком своих действий с действиями взрослого, называние себя именем другого человека. Со стороны взрослых ребенку необходима помощь, живой интерес и практические советы. 

Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет формирование сенсорики. Исследования многих ученых показали, что в первые годы жизни уровень развития сенсорики существенно влияет на мышление. В раннем возрасте начинается формирование сенсорных эталонов. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т.д.). Постепенно это качество обобщается и становится обобщенным эталоном – цвета, формы, размера. Именно эти 3 основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста. 

В раннем возрасте, кроме наглядно-действенного мышления, начинает формироваться наглядно-образное мышление. 
Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4-х лет. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. Например, играя со сборно-разборными игрушками (пирамидки, матрешки и др.), ребенок методом проб и ошибок ищет принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей. К 5-6-ти годам дети обучаются совершать действия в уме. Но уже объектами манипулирования выступают не реальные предметы, а их образы представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление называют наглядно-действенным.

Наглядно-образное мышление возникает в 2,5-3 года и является ведущим до 6-6,5 лет. Ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. По мере накопления ребенком опыта практических действий, ведущих к разным целям, его мышление начинает полностью осуществляться при помощи образов. Вместо того чтобы осуществлять реальные пробы, он проделывает их в уме, представляя себе возможные действия и их результаты. Так возникает наглядно-образное мышление. 
То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели. Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видах продуктивной деятельности.

Читайте также:  Развитие ребенка после шунтирования

Развитие речи в раннем детстве.

Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные по звучанию и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи.
На начальных этапах понимание словесных сообщений относится к ситуации в целом. Причем для правильного реагирования ребенка важно, кто именно из взрослых, с какой интонацией сказал те или иные слова, находится ли в поле зрения предмет, о котором говорят, не отвлекается ли внимание ребенка более сильным наглядным впечатлением. Вопросы взрослых: «Где собачка (мячик, мама и т.д.)?», просьбы выполнить то или иное действие организуют поведение ребенка. 

Высшее достижение в понимании речи на третьем году жизни связано с пониманием рассказа другого человека, который сообщает о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения ребенка и взрослого. Речь начинает выступать в роли основного средства познания. 
К первому году словарь ребенка – 10 слов, к 1,8 г. – 50-100 слов, к 2-м годам – 200-300 слов, к 3-м годам – 1000-1500 слов. Сроки и темпы овладения ребенком речью во многом зависят от его индивидуальных особенностей, условий его жизни. 

Ситуации, неблагоприятные для развития речи:
– взрослые мало общаются с ребенком,
– погруженность взрослого в собственные проблемы,
– слишком хорошее понимание ребенка взрослыми и выполнение всех его требований.

Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы. После 1,5 лет ребенок становится инициативным. Появляется вопрос: «Это что?». Темп развития речи сразу возрастает. 
Таким образом, в период раннего детства происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи.

Личностные образования в раннем детстве.

Общение со взрослым имеет большое значение не только для формирования познавательной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста. Представления о себе, первая самооценка детей в это время является на самом деле оценкой взрослого. Поэтому постоянные замечания, игнорирование пусть даже не всегда успешных попыток детей сделать что-то самостоятельно, недооценка их стараний могут привести уже в этом возрасте к неуверенности в себе.

Первые представления о себе возникают у ребенка к году. Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. 
К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем. В этом возрасте уже появляется местоимение «Я». Также у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего «я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший». Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. В это же время у детей появляются первые признаки негативизма, упрямства, агрессии, которые являются симптомами кризиса 3-х лет. 

Автор статьи: Ирина Базан.

https://psi-pulse.ru/articles/detskaya-psixologiya/psixicheskoe-razvitie-detej-v-period-rannego-detstva-1-3-goda

Серия сообщений “Детская психология”:
Часть 1 – Психическое развитие детей в период новорожденности.
Часть 2 – Психическое развитие детей в период младенчества (от 2-х месяцев до 1 года).
Часть 3 – Психическое развитие детей в период раннего детства (1-3 года).
Часть 4 – Кризис новорожденности
Часть 5 – Кризис одного года

Часть 7 – Кризис 7-ми лет
Часть 8 – Предметная и игровая деятельность в раннем детстве
Часть 9 – Феномен воображаемого друга

Источник

Раннее детство – особый период в развитии ребёнка.

         Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность,  любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Прич­­­­­­­­­­­­ём все эти способности не возникают сами по себе, а  требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

         Что представляет собой ребёнок раннего возраста?

         Психологи считают, что первые три года –это самый важный период в развитии ребёнка. В этот  период закладывается основание всей будущей жизни. Уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях – всё это восходит к самому раннему детству, к отношениям малыша с родителями. Этот период имеет решающее значение для формирования личности, важно знать что представляет собой  ребёнок этого возраста.

Читайте также:  Признаки замедленного развития ребенка

         Основной особенностью периода раннего детства является наиболее интенсивный темп развития всех органов и систем.

         В период от 1 до 3 лет у ребёнка прорезываются все молочные зубы, он быстро растёт и прибавляет в весе,  развивается его речь и память. Ребёнок начинает ориентироваться в окружающем мире, активно познаёт его. В этот период огромное значение для малыша имеет игра.

От рождения до года.

Лучший способ узнать ребёнка- понаблюдать за ним и прислушаться к нему. Полезно знать об общих чертах детей этого возраста:

·        Познаёт мир через ощущения

·        Полностью зависим

·        Сосредоточен на себе

·        Воспринимает звуки, зрительные образы, тон разговора(ласковый или сердитый)

·        Быстро растёт и изменяется

·        Играет сам с собой

·        Узнаёт людей и реагирует на них.

·        Учится хватать

·        Другие моторные навыки: учится ползать, сидеть, стоять

·        К концу года начинает ходить.

От года до двух лет.

         В два года ребёнок перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом, удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу. В подвижные игры для детей двух лет можно включать прыжки, бег, бросание мяча и скатывание его с горки.

·        Ходит всё увереннее

·        Требует внимания к себе

·        Познаёт мир через ощущения

·        Внимание быстро рассеивается

·        Полностью может концентрироваться только на одной вещи

·        Восприятия конкретны, воображение ещё не развито(думает только о том что видит)

·        Слабая координация движений

·        Нет «тормозов» его трудно остановить

·        Решителен

·        Любопытен ,жаждет исследовать мир

·        Подражает взрослым

·        Непослушен

·        Любит постоянный распорядок дня, чувствуя себя так безопасней

·        Сосредоточен на себе

От двух до трёх лет.

         В три года ребёнок называет правильно четыре основных цвета и несколько оттенков .Ориентируется в семи цветах спектра (знает чёрный  белый цвета) находит по образцу, по просьбе взрослого.

·        По-прежнему сосредоточен на себе.

·        Любопытен

·        Координация движений ещё не совершенна.

·        Активен.

·        Исследователь, интересуется окружающим миром.

·        Играет большей частью один.

·        Импульсивен, действует по первому пробуждению.

·        Склонен проверять «границы дозволенного».

·        Становится все более независимым.

·        Любит учиться.

·        Ему не надоедает повторять одно и то же.

·        Нелогичен.

·        Возникает чувство прекрасного.

·        Подражает взрослым.

·        Внушаем.

·        Сравнивает себя с другими.

·        Развивает самосознание.

·        Формируется словарь (у трех летних он уже довольно большой)

Быстрый темп развития организма – особенность раннего возраста.

         Быстрый темп развития ребенка раннего возраста имеет ряд особенностей. Прежде всего – это скачкообразность развития. Скачкообразность отражает нормальный закономерный процесс развития организма ребенка, и наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей.

         Быстрый темп развитие ребенка обусловлен быстрым установлением связи с окружающим миром и в то же время медленным закреплением реакции. Поэтому очень важно как можно больше повторять, закреплять новые навыки, учить малыша делать что – либо новое самостоятельно. Это лучше закрепит полученные знания.   

В чём уникальность раннего детства?

                                                Самоценность раннего детства – в остроте восприятия                                         окружающего мира, особом мире чувств и                                                             представлений.

                                                                           (Н.С. Ежкова)

         Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Его правомерно выделяют в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

         Период раннего детства уникален тем, что именно в этот временной отрезок ребенок развивается столь стремительно как ни когда в последующие годы жизни.

Источник

Особенности развития психики детей  раннего возраста.  

Главное отличие психологии ребенка можно обозначить как отсутствие устойчивых, внутренних основ существования. Внутренний, психологический план (ценности, представления, мотивация) только складывается и находится в процессе интенсивного становления. Это порождает характерные особенности детей раннего возраста.

Отличительная особенность детей раннего возраста – ситуативность их поведения и внутренней жизни. Все определяется наличной, воспринимаемой ситуацией. Предпочтения крайне не устойчивы. Нравится то, что близко лежит или что предъявляется значимым взрослым (адекватным образом). Однако при этом все новое (обстановка, люди, пища) принимается с трудом, поскольку нарушает привычный образ жизни.

В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребенка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый служит для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, но и образцом человеческих действий с предметами. Взрослый не только дает ребенку в руки предметы, но и передает способ действия с ними. В совместной деятельности с ребенком взрослый выполняет сразу несколько функций:

Читайте также:  Скачки развития ребенка по дате

– передает смысл действий с предметом, его общественную функцию.

– организует действия и движения ребенка, передавая технические приемы осуществления действия.

– через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребенка.

Новой ситуации развития соответствует и новый тип ведущей деятельности ребенка  – предметной,  способствующей развитию всех сторон психики и личности: восприятия, памяти, мышления, речи, самостоятельности самосознания.

Поскольку действия направлены в основном на такие свойства предметов, как форма и величина, именно эти признаки главные для ребенка. Напр.:  зеленая кошка, все равно воспринимается как кошка, так как цвет не является определяющим.  

Восприятие в раннем возрасте развивается в предметной деятельности малыша. Особое значение имеют действия, называемы соотносящими, т.е. с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов – их форму, величину, твердость местоположение. Т.е. малыш через практические пробы т.к. он еще не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов соберет пирамидку или вложит матрешку. (прикладывая, используя силу и так пока не подберет нужную деталь).

От внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Эта способность проявляется в том, что он подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб.

Не третьем году жизни складываются представления о свойствах вещей, закрепленных за конкретными предметами. Для обогащения представлений ребенка о свойствах предметах сенсорная среда должна быть насыщенна и разнообразна. Уже к началу раннего возраста у него есть отдельные действия, которые можно считать проявление мышления. Напр. подтягивает веревочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Мышление ребенка, осуществляемое в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно – действенное. Именно эта форма мышления характерна для детей раннего возраста. Но при этом важна при исследовании эмоциональная вовлеченность, наличие интереса, получение удовольствия от исследовательской деятельности. (удовлетворение любопытства, радость открытия).      

Одно из главных событий в развитии ребенка раннего возраста – овладение речью. Ситуация, в которой возникает речь, не сводится к прямому копированию речевых звуков, а должна представлять предметное сотрудничество ребенка со взрослым. За каждым словом должно стоять то, что оно обозначает, т.е. его значение, какой – либо предмет. Если такого предмета нет, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с ребенком, и как бы хорошо он ни воспроизводил ее слова. Необходимость говорить предполагает два главных условия: потребность в общении со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать. Ни то, ни другое в отдельности к слову еще не ведет.

Первые активные слова ребенка появляются во второй половине второго года жизни. В середине второго года происходит «речевой взрыв», выраженный в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка к речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка. Дети могут слушать и понимать не только обращенную к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые к ним не обращены.

Овладение речью открывает возможность произвольного поведения ребенка. Первый шаг  к этому – выполнение речевых инструкций взрослого, где поведение ребенка определяется не воспринимаемой ситуацией, а словом взрослого. Вместе с тем речь последнего, даже если ребенок хорошо ее понимает, далеко не сразу становится регулятором поведения.

В возрасте около 3 лет, благодаря развитию предметных действий и речи, в игре детей появляются игровые замещения, напр. палочка это ложка, но само оно не появится, важно совместная деятельность с теми кто владеет игрой и может строить воображаемую ситуацию. Такое приобщение дает начало новой, ведущей в дошкольном возрасте деятельности – сюжетной игре. Самостоятельные, придуманные ребенком игровые образы – первые проявления детского воображения.

Очень важно общение со сверстниками. Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально – практическим взаимодействием, характеризующимся непосредственностью, отсутствием предметного содержания; раскованностью, эмоциональной насыщенностью; ненормированностью и нестандартностью коммуникативных средств; зеркальным отражением действий и движений партнера. Это дает им уверенность в себе, яркие эмоциональные переживания, ощущение своего сходства с другими, равными ему существом, которое вызывает бурную радость.

Серьезные успехи ребенка в предметных действиях, речевом развитии, игре и в других сферах его жизнедеятельности, достигнутые в период раннего детства, качественно изменяют все его поведение. К концу раннего детства стремительно  нарастает тенденция к самостоятельности, желанию действовать независимо от взрослых, что находит свое выражение в словах «Я сам», являющихся свидетельством кризиса 3 лет. Ребенок уже способен оценить свои действия и поступки, поэтому в этом возрасте ребенку важна оценка его действий взрослым.                        

Источник