Солодянкина социальное развитие ребенка дошкольного возраста

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад № 646 Приморского района Санкт-Петербурга

Статья по теме:

«Социализация дошкольника»

Подготовила: Дондукова Ю.В.

Санкт-Петербург 2013.

Социализация – пропитывание человека обществом.

Знакомясь с Федеральными Государственными требованиями трудно не заметить, какое большое значение уделяет государство социально – личностному развитию детей. Социализация детей сегодня – это процесс, направленный  на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.

В связи с этим проблема социально-личностного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром – становится не просто актуальной на данном современном этапе, но и одной из самых важных.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает  деятельность педагога, направленную на помощь ребенку в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. В этой статье расскажу процессе социализации ребёнка, о том, чему ребёнок учится в его ходе, а также о проблемах, которые нередко возникают во время взаимодействия со сверстниками, и о том, как мы, педагоги, можем помочь ребёнку преодолеть эти проблемы.

Знакомство дошкольников с окружающим миром

Дошкольники, в казалось бы, самый беззаботный период детства, проходят, по мнению ученых, один из сложнейших путей в своем развитии. Окружающий мир стремительно входит в жизнь ребенка, наполняя ее все новыми и новыми знаниями и открытиями. Это особенно важный период, так как именно в этом возрасте начинается социализация детей в обществе. Они учатся взаимодействовать с окружающим их миром, контролировать свои действия и эмоции, развивается их практическое мышление. Дошкольники начинают отождествлять свое «Я» и отдельное «Общество», где-то к шести годам эта позиция окончательно закрепляется в их сознании.

Детский сад – начало социальной жизни ребенка

Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители, и педагоги-воспитатели и сами дети – сверстники дошкольника. В детском саду, помимо общественного окружения, расширяется и предметный мир ребенка, за пределами дома он видит множество новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и применении. Кроме того, в дошкольном образовательном учреждении, помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность. Специальные же методы обучения детей – психолого-педагогические приемы – направленно активизируют его социальное познание.

Активизация социального познания

Для активизации социального познания дошкольник должен пройти и пережить особо важные ступени социализации. В этом ему помогают взрослые и воспитатели в детском саду, которые в игровой форме, используя специальные методы и приемы, обучают детей.

1. Ребенку нужно понять и освоить так называемые социальные дистанции и пространство. Чтобы поведение дошкольника было корректно, воспитатели играют с детьми в игры, цель которых – обучить чувству социальной дистанции при общении с другими людьми, продемонстрировать виды эмоциональных взаимоотношений.

2. Понятие события, того, что когда-то произошло. Педагоги намеренно создают в детском коллективе события и учат детей выделить главное из заданной ситуации, выразить свое отношение, дать свою эмоциональную оценку происходящему, что в совокупности дает стимул для формирования эмоционального и волевого развития дошкольников.

3. Большое влияние на детей дошкольного возраста оказывают значимые для них взрослые. Обычно это родители, ближайшие родственники, друзья семьи или воспитатели, все те, с кем ребенок хорошо знаком и кому он доверяет. Выбрав для себя значимого взрослого, ребенок тянется к нему, ищет общения, разделяя с ним свои мысли, мнения и рассуждения.

4. Очень важны для детей ролевые игры, в которых они играют социальные роли взрослых, так они расширяют уже знакомые им социальные рамки, давая возможность примерить бытовые или профессиональные роли, развивать воображение, модулируя будущее.

5. Экскурсия во взрослую жизнь, в школу, является традиционным мероприятием. Детям дается возможность побыть в школьной среде, увидеть учителей и школьников, классы, столовую, спортивный зал. Такая экскурсия подготовит дошкольника к его новому социальному статусу и дальнейшей социализации в школе, к успешному входу в новый для него коллектив.

Признаки успешной социализации школьников

Жизнь показывает, что дети школьного возраста, пройдя этап первой социализации в детском саду, уже заметно отличаются в своем поведении от дошкольников. Они становятся активными участниками жизни общества; участвуют в жизни коллектива, занимаются в группах, откликаются на просьбы или предлагают свою помощь сами, дают и слушают советы, интересуются жизнью взрослых из своего окружения. Все это следствия постепенной и грамотной активизации социального познания с помощью взрослых: познания себя, окружающего мира и взаимодействие с ним.

Используемая литература и интернет-источники:

  1. Голованова Р.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2004г.
  2. Сертакова  Н. М.  «Игра как средство социальной адаптации дошкольников». 2009г.
  3. Солодянкина О.В. «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста». 2006г.
  4. https://phis.org.ru 
  5. https://apruo.ru

Источник

Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .

Социальное развитие ребенка дошкольного возраста методическое пособие

Доступна только бумажная версия документа

86,2 с.

Количество страниц

О произведении

Серия

Развитие и воспитание

ББК

Ч411,6(2)3,0, Ю983.7,0, Ч411.352.212я8, С550.325.2я78

Библиотека

Российская национальная библиотека (РНБ)

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Источник

татьяна солодянкина
Социально-личностное развитие дошкольника

Солодянкина Татьяна Вячеславовна, воспитатель Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 142 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга

Тема «Социально-личностное развитие дошкольника».

Подтема «Социализация дошкольников, через организацию и проведение совместной работы с семьей»

Тема социализации и адаптации детей в обществе, тема социальных взаимоотношений, в настоящее время является актуальной. Так как множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр., имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Повышенный спрос на различные тренинги среди взрослых, связанные с развитием коммуникативных навыков, межличностных взаимоотношений, на развитие навыков стрессоустойчивости, на умение решать конфликтные ситуации, говорит о том, что человек сейчас нуждается в психологической поддержке и помощи.

Способность к построению отношений, коммуникативные навыки с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт первых отношений в семье и в детском саду является основой для дальнейшего развития личности ребенка и во многом влияет на особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей на протяжении всей жизни.

Дошкольное детство – это самые важные первые шесть-семь лет, когда развитие детей идет стремительно и интенсивно, когда закладывается основа, фундамент для дальнейшего роста и развития личности.

Приходя в детский сад, ребенок попадает в новые социальные условия, меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с новыми людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, снижением активности. От того, как проходит социализация и адаптация ребенка в детском обществе, зависит последующий путь социального и личностного развития человека.

На протяжении 15 лет работая в детском саду, я поняла, что есть родители, особенно молодые, которые не имеют возможности или не знают, как воспитывать ребенка. Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок вырос умным, веселым и активным человеком. Получится это или нет, в большей степени зависит от того, как мама (папа, бабушка, дедушка) будут вести себя с ребенком. К сожалению, даже самые знающие и преданные ребенку родители иногда сталкиваются с проблемами, которые возникают у ребенка, вызывающие у родителей чувство растерянности, беспомощности. И тогда родителям нужна поддержка специалистов. Опыт педагогической деятельности говорит о том, что эффективно развивать ребенка в социально-личностном плане можно только в сотрудничестве с родителями. Потому, что ребенку необходимо общение и с родителями, и со сверстниками, и с другими взрослыми для полноценной социализации в обществе. Родители не всегда понимают, что эмоциональная разобщенность с ребенком, недостаточное общение в первые годы жизни в будущем может привести к непониманию, к недоверию, отчужденности в семье. И когда родитель в пожилом возрасте захочет тепла и поддержки, то ребенок не сможет ему этого дать, так как не знает и не умеет дарить душевное тепло своим родным. Меня заинтересовала работа с семьей. Поэтому я решила придти на помощь детям и их родителям. Начинала с малого – это были походы в театр, зоопарк, прогулки по городу в выходные дни. Целью данных мероприятий было приобретение социальных навыков детьми в процессе общения с родителями и приобретение социального опыта по освоению форм взаимодействия и культурного поведения в обществе. Я видела, сколько радости и удовольствия эти походы и неформальное общение приносили семьям. Дети и родители поняли, что наша группа – это своего рода маленькая семья, что родители нужны детям не только в плане материального обеспечения, но и как любящие, внимательные и заботливые партнеры и друзья. До сих пор мои выпускные группы поддерживают теплые отношения, общаются между собой и помогают друг другу.

В дальнейшем группы выходного дня стали проводиться в рамках «Родительского клуба». «Родительский клуб» является универсальной формой работы, так как с ее помощью можно в сотрудничестве с детьми и родителями решать много разных задач по удовлетворению социальных потребностей ребенка:

«потребность в эмоционально-положительных контактах, в любви, доброжелательном отношении, что создает чувство защищенности, внутренней гармонии с миром, ощущение ценности своей личности;

потребность в активной разнообразной деятельности и творчестве, что стимулирует положительное самоутверждение, формирует чувство уверенности, развивает инициативу;

потребность в познании достижений ребенка со стороны окружающих, что формирует положительную самооценку, чувство собственного достоинства, побуждает к активному, положительно-направленному выражению своих чувств к миру;

потребность в познании и активном информационном обмене, что способствует развитию интеллектуальных эмоций, радости открытий и формирует интеллектуальную инициативу и познавательную активность ребенка;

потребность в активном, содержательном и разнообразном общении ребенка со взрослыми и детьми, что развивает социальные чувства, сотрудничество, способность к самовыражению, к регулированию своих чувств в процессе коммуникации».

Родители, посещающие «Родительский клуб», заинтересованы в использовании методов оптимального воспитания ребенка, стимуляции его интеллектуального развития и формирования у него таких качеств личности, как активность, инициатива и самостоятельность. Диалогу с обществом ребенок учиться у взрослых (в первую очередь у мамы и папы). Первый шаг в сложный мир взрослых и сверстников ребенок начинает с того, что оглядывается на тех, кто с ним рядом. Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление определенного стиля поведения, но и на психологическое здоровье детей.

Читайте также:  Второй коридор развития ребенка

Заседания клуба проходят в нестандартной, доброжелательной атмосфере, в них участвуют дети, родители, педагоги ДОУ. Темы и формы встреч предлагают родители и/или педагоги («Семейные традиции», «Досуг дома», «Наши папы» и др.). На «Родительском клубе» обязательно есть игровые и сюрпризные моменты, почти каждая встреча завершается созданием какой-нибудь совместной творческой работой (через создание стенгазеты, поделки, игрушки, через проведение совместных театрализованных постановок, концертов и т. д.).

Правила работы «Родительского клуба»:

• Соблюдать права ребенка.

• С уважением относится к потребностям семьи.

• Соблюдение партнерских, равноправных отношений между всеми участниками.

• Создание комфортных условий и безопасной среды всем участникам.

• Поощрять выражение эмоций ребенка и родителя.

Создать благоприятную и доверительную атмосферу встреч позволяет использование игровой деятельности, когда можно почувствовать себя беззаботным ребенком и тем самым стать ближе друг к другу, раскрыть свои творческие способности. По мнению Л. С. Выгодского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» – возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он сумеет сделать в сотрудничестве с взрослыми (родителями и педагогами). Через игру люди выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности. Игра помогает раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки.

«Родительский клуб» помогает:

• адаптироваться в детском саду и детям и родителям,

• позволяет обогащать их отношения опытом эмоционального общения,

• установлению партнерских отношений педагогов с семьями воспитанников,

• знакомит с положительным опытом семейного воспитания,

• помогает осознать родителям свой собственный опыт,

• повысить родительскую мотивацию.

Совместная работа педагогов и родителей проводимая в детском учреждении с семьей, имеет следующий результат:

• ребенок в центре внимания и отношений;

• родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения внутри своей семьи;

• педагоги узнают больше о семье и ребенке;

• дети чувствуют себя комфортней, спокойней, увереннее в социуме;

• расширяется круг общения и взаимодействия, как для родителей, так и для детей;

• полученный опыт взаимодействия на заседания клуба выносится и используется за пределами детского сада в других ситуациях (дома, во дворе, на прогулке и т. д.).

Твердят: «Вначале было СЛОВО…»

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви –

И озарение, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка.

Все начинается с любви…

Р. Рождественский.

Источник

В последнее время проблема социального развития ребенка очевидна. Проблемы личностного развития волнуют не только педагогов, но и родителей, которые обеспокоенны тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, добрым и успешным. Сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребенку адаптироваться в мире людей, усвоить нормы нравственного поведения; научить, не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую; учитывать желания, вкусы, чувства других людей; достойно выходить из конфликтных ситуаций; обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности. Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы ДНР. Современная стратегия социально-личностного развития дошкольников ориентирует дошкольное учреждение и семью на формирование духовно- нравственных и социальных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах самого себя, семьи, общества, на формирование позитивного отношение к окружающим людям, что в конечном итоге приведет к правильному становлению личности дошкольника. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед педагогами новую цель – создание условий для всемерной поддержки самораскрытия детей, их позитивной социализации. В новых социальных условиях, с изменением социального статуса дошкольного детства, успешная социализация зависит от взрослых, в стенах детского сада, где дети получают первый опыт широкого эмоционального и практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способствующий раскрытию детской индивидуальности, развитию социальных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, успешной подготовке к обучению к школе, а в дальнейшем и ко взрослой жизни.

От личностно – развивающего и гуманистического сотрудничества педагогов и родителей будет зависеть, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в современном обществе, и как сложится их дальнейшая жизнь. В этом состоит актуальность данной проблемы.

Нам взрослым предстоит переосмыслить задачи социального развития, направленных на:

 – развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

 – создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

– формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

– воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

– приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий; – развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

– создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

– формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Читайте также:  Книги для развития у ребенка памяти

Социальную ситуацию развития можно нивелировать за счет создания образовательной среды и участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательной инициативы. Организованное сотрудничество с семьями воспитанников, в нашем ДОУ послужило импульсом к построению новых взаимоотношений на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

Социализация – пропитывание человека обществом.

Знакомясь с Государственным Образовательным Стандартом ДНР трудно не заметить, какое большое значение уделяет государство социально – личностному развитию детей. Социализация детей сегодня – это процесс, направленный  на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.

В связи с этим проблема социально-личностного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром – становится не просто актуальной на данном современном этапе, но и одной из самых важных.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает  деятельность педагога, направленную на помощь ребенку в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. В этой статье расскажу процессе социализации ребёнка, о том, чему ребёнок учится в его ходе, а также о проблемах, которые нередко возникают во время взаимодействия со сверстниками, и о том, как мы, педагоги, можем помочь ребёнку преодолеть эти проблемы.

Знакомство дошкольников с окружающим миром

Дошкольники, в казалось бы, самый беззаботный период детства, проходят, по мнению ученых, один из сложнейших путей в своем развитии. Окружающий мир стремительно входит в жизнь ребенка, наполняя ее все новыми и новыми знаниями и открытиями. Это особенно важный период, так как именно в этом возрасте начинается социализация детей в обществе. Они учатся взаимодействовать с окружающим их миром, контролировать свои действия и эмоции, развивается их практическое мышление. Дошкольники начинают отождествлять свое «Я» и отдельное «Общество», где-то к шести годам эта позиция окончательно закрепляется в их сознании.

Детский сад – начало социальной жизни ребенка

Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители, и педагоги-воспитатели и сами дети – сверстники дошкольника. В детском саду, помимо общественного окружения, расширяется и предметный мир ребенка, за пределами дома он видит множество новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и применении. Кроме того, в дошкольном образовательном учреждении, помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность. Специальные же методы обучения детей – психолого-педагогические приемы – направленно активизируют его социальное познание.

Активизация социального познания

Для активизации социального познания дошкольник должен пройти и пережить особо важные ступени социализации. В этом ему помогают взрослые и воспитатели в детском саду, которые в игровой форме, используя специальные методы и приемы, обучают детей.

1. Ребенку нужно понять и освоить так называемые социальные дистанции и пространство. Чтобы поведение дошкольника было корректно, воспитатели играют с детьми в игры, цель которых – обучить чувству социальной дистанции при общении с другими людьми, продемонстрировать виды эмоциональных взаимоотношений.

2. Понятие события, того, что когда-то произошло. Педагоги намеренно создают в детском коллективе события и учат детей выделить главное из заданной ситуации, выразить свое отношение, дать свою эмоциональную оценку происходящему, что в совокупности дает стимул для формирования эмоционального и волевого развития дошкольников.

3. Большое влияние на детей дошкольного возраста оказывают значимые для них взрослые. Обычно это родители, ближайшие родственники, друзья семьи или воспитатели, все те, с кем ребенок хорошо знаком и кому он доверяет. Выбрав для себя значимого взрослого, ребенок тянется к нему, ищет общения, разделяя с ним свои мысли, мнения и рассуждения.

4. Очень важны для детей ролевые игры, в которых они играют социальные роли взрослых, так они расширяют уже знакомые им социальные рамки, давая возможность примерить бытовые или профессиональные роли, развивать воображение, модулируя будущее.

5. Экскурсия во взрослую жизнь, в школу, является традиционным мероприятием. Детям дается возможность побыть в школьной среде, увидеть учителей и школьников, классы, столовую, спортивный зал. Такая экскурсия подготовит дошкольника к его новому социальному статусу и дальнейшей социализации в школе, к успешному входу в новый для него коллектив.

Признаки успешной социализации школьников

Жизнь показывает, что дети школьного возраста, пройдя этап первой социализации в детском саду, уже заметно отличаются в своем поведении от дошкольников. Они становятся активными участниками жизни общества; участвуют в жизни коллектива, занимаются в группах, откликаются на просьбы или предлагают свою помощь сами, дают и слушают советы, интересуются жизнью взрослых из своего окружения. Все это следствия постепенной и грамотной активизации социального познания с помощью взрослых: познания себя, окружающего мира и взаимодействие с ним.

Используемая литература:

  1. Голованова Р.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2004г.

  2. Сертакова  Н. М.  «Игра как средство социальной адаптации дошкольников». 2009г.

  3. Солодянкина О.В. «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста». 2006г.

  4. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: пособие для практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003

Источник