Социокультурное развитие ребенка в доу
Ольга Александровна Рябцева
Методические рекомендации по развитию социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста
Социокультурное развитие – это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе и т. д. В процессе социокультурного воспитания осваивается социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.
Дошкольный возраст это такой период, когда ребенок очень чувствителен, сенситивен к социокультурному развитию, перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и т. д.
В настоящее время дошкольное образование направлено на формирование у детей дошкольного возраста взаимодействия с социумом, партнерства в разных социокультурных условия. И из этого видно, что это невозможно без знаний культурных ценностей своего и других народов.
В дошкольном возрастеформируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация. Все это делает актуальной проблему социокультурного воспитания детей в детском саду.
Приобщение детей к социокультурным нормам является одним из основных принципов ФГОС ДО. При написании программы детского сада необходимо учитывать специфику социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. (Приложение 1)
Социокультурное развитие ребенка по ФГОС ДО должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа.
Социокультурное развитие тесно связано с воспроизводством общепринятых норм и правил, с помощью которых обеспечивается сохранения традиция народов. Ведь традиция – это «ценностная социокультурная коммуникация между поколения ми людей, определяющая все последующее развитие культуры»; множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Известны работы многих исследователей по социокультурныму развитию (Н. Я. Большунова, Т. В. Соколова, К. И. Чижова, С. В, Каганович и др.). Они отмечают, что Социокультурное развитие определяется способностью сопоставлять жизнь с образцами. Они должны быть представлены как система человеческих установок и стилей общения, а также с помощью ритуалов, в проведении праздников, чтении и инсценировка сказок, пословиц и поговорок, потешек, проведение игровых тренингов, подвижных и сюжетно-ролевых игр, тематических проектов, выставок и мн. др., которые должны быть в системе дошкольного образования. (Приложение 2,3)
Ведь проведение праздников, чтение народных сказок и т. д. – это коммуникативное событие, он обеспечивает дошкольникам познание культурных ценностей своего народа.
Правильно организованное дошкольное образование дает возможность детям самостоятельно выявить социокультурные ориентиры, которыми в дальнейшей жизни они смогут пользоваться. При приобщении детей дошкольного возраста к русской культуре, необходимо обозначить содержание, которое будет доступно дошкольнику.
На начальном этапе важно определить уровень социокультурного развития детей с помощью различным методик (например: Н. И. Попомнящая «Предметные картинки», «3 вопроса»; О. А. Орехова «Домики» и т. д.). Они позволяют понять те духовные ценности, личностные отношения (пища, сон, отдых; мир вещей, животные; игра; родные, друзья; явления окружающего мира, путешествия; учеба, труд, досуг; профессия; искусство, наука; чувства человека и др., которыми дошкольник уже обладает, и, соответственно, построить свою работа в правильном ключе.
В процессе получения дошкольного образования дошкольники соизмеряют, сравнивают свои поступки, действия, с действиями и поступками других детей, воспитателей, родителей и т. д., тем самым осваивая социокультурные нормы.
Формирование социокультурных ценностей взаимосвязано с теми условия, в которых ребенок непосредственно проживает, воспитывается и здесь очень большую роль играет семья, ведь первыми и главными воспитателями детей являются родители. А. С.Макаренко говорил: «Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идет только обработка человека». В формировании ребенка как личности, становлении его нравственной позиции, Главная роль принадлежит семье, именно семья закладывает фундамент нравственных ценностей ребенка. И отклонения в воспитании могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, так как его представления и правде и лжи, добре и зле, могут не совпасть с представлениями других детей и взрослых.
Для правильного формирования ценностей необходима целенаправленная педагогическая деятельность, которая будет способствовать социокультурному развитию дошкольников в детском саду.
В образовательной деятельности детского сада важно определить проблему,которую в дальнейшем необходимо решить: это во-первых восприятие общечеловеческих нравственных ценностей (добро, зло, дружба, вежливость, совесть, любовь и мн. др.).
У дошкольников в процессе грамотного социокультурного воспитания, приобретаться опыт активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, проявляются способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей и формируется адекватная самооценка.
Педагогам дошкольного учреждения необходимо создавать условия для приобщения детей их родителей к основным социокультурным ценностям, обеспечивать единство познавательного, эмоционального и нравственного развития дошкольников, способствовать созданию системного социокультурного пространства воспитания и общения в дошкольном учреждении, и, конечно, повышать педагогическую культуру родителей. При этом одним из главных условий достижения результата является грамотно сформированные социокультурные ценности педагогического состава детского сада.
При соблюдении вышеперечисленных требований дошкольники без проблем освоят систему социокультурных ценностей, у них будут развиты коммуникативные умения (слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться и мн. др., у детей будут развиты: речевое взаимодействие; мотивация к общению, самоконтроль, самостоятельность и т. д.
Список использованной литературы
1. Захарова Л. М., Пурскалова Ю. В. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира [Электронный ресурс] /https://www.teoria-practica.ru
2. Кахнович С. В. Социокультурный подход к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 10. – С. 69 – 74.3.
3. Кутырева С. И. Методическая разработка проектной деятельности по социокультурному развитию детей старшего дошкольного возраста «Живем вместе» [Электронный ресурс]/ https://nsportal.ru/detskii-sad
4. Николаева И. А. Семья как социокультурная среда развития ребенка [Электронный ресурс] / https://www.maam.ru/detskijsad
5. Чижова К. И. Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания [Электронный ресурс] / https://www.dissercat.com
Источник
Социокультурные ценности у детей младшего дошкольного возраста.
Что такое доброта? Что это такое доброта?
И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.
Доброта – это когда, доброта – это тогда, когда
Все друг другу друзья и дружить все могут!
Социокультурное развитие – это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, времени и пространстве, дружбе. В процессе социокультурного воспитания дети осваивают социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.
Социокультурное развитие ребенка по ФГОС ДО должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа. Традиция – это «ценностная социокультурная коммуникация между поколениями людей, определяющая все последующее развитие культуры»; множество представлений, обрядов, привычек передаваемых из поколения в поколение.
Дошкольный возраст это такой период, когда ребенок очень восприимчив к социокультурному развитию, перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и многое другое. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение – семья, друзья.
Уже в раннем возрасте происходит формирование ценностей. Важно учитывать в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, а затем во взрослого. Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. В дошкольном возрасте формируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация.
Семья – одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Становление семьи, ее стабильность и благополучие зависит от множества факторов и предпосылок, возникающих задолго до ее создания. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей его жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства.
Семья, является для ребенка первым проводником в открытый мир, вводит его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, формируя способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Приобретенным «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества в будущем, проявить эти приобретенные знания будучи семьянином.
Приобретая опыт стихийно формирующегося «образа семьи» у ребенка характеризует фрагментарность, неточность представлений, зависимость от степени эмоционального благополучия/неблагополучия ребенка.
Именно в семье определяется степень богатства, насыщенности уровня «образа семьи» накопление ребенком разнообразных впечатлений, приобретение опыта эмоционального переживания семейных ситуаций, усвоение способов взаимодействия с близкими людьми. Все родители мечтают, чтобы их дети выросли хорошими людьми. В первую очередь семья влияет на развитие ребенка, на нравственную составляющую личности, именно семья дает первое представление о добре и зле.
С древнейших времен добро и зло являются основными категориями в общении людей. Они представляют собой обобщенную форму оценки и разграничения нравственного и безнравственного в как поступках отдельного человека, так и в поступках (отношениях) между членами семьи.
Добро – одно из наиболее важнейших категорий этики. В понятии добра люди выражают свои интересы, пожелания и надежды на будущее. С помощью добра люди оценивают все происходящее вокруг них, общественные явления и действия отдельных лиц. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей или состояние общества в целом), общее понятие добра приобретает форму более конкретных понятий – добродетели, справедливости.
Зло – морально-этическая категория, по своему содержанию является противоположностью добра. В моральном сознании общества понятие зла является наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном поведении, заслуживающем осуждения, характеристикой отрицательных моральных качеств (таких как обман, малодушие, низость….).
Если добро ассоциируется с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей, то зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло – это всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло всегда ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга, вносит дисгармонию в семью, во внутренний мир личности, разрушает исходные ориентиры человеческой жизни.
Будучи противоположностями, добро и зло существуют неразрывно. Содержание добра и зла как оценочных моральных понятий обусловлено идеалом нравственного совершенства. Добро – это то, что приближает человека к человеческому идеалу. Зло – то, что отделяет от него.
Младший дошкольный возраст – это особенный возрастной период, «святой», «хрупкий», самый чувствительный к разнообразным влияниям. Ребенок впитывает всё новое, как «губка», а значит, все, что он в себя вбирает, оно становится его частью и начинает определенным образом влиять на его психическое и духовное развитие.
Ребенок развивается физически, интенсивно развивается и его внутренняя жизнь, он активно включается в систему поведения, способов общения.
В первые годы жизни ребенка личный пример родителей представляет для него образец поведения. Ребенок подражает всему: словам, интонации, действиям взрослых. Семейные ценности постепенно усваиваются им и становятся его личными ценностями. Семья является доминантой телесного и духовного развития ребенка. И как важно не потерять это золотое время, о котором впоследствии родители будут вспоминать, как о безвозвратном!
То, что дети видят и слышат у себя в семье, оказывает на них огромное влияние. Фотографии, картины на стенах, журналы и книги, музыка и телевизионные программы – всё это создаёт определённую атмосферу семьи, закладывает фундамент личности ребёнка. От рождения дети не владеют способностью мыслить критически, поэтому все окружающее для них становится привычным, обыденным, воспринимается ими, как норма. Мы желаем, чтобы наши дети были добрыми, щедрыми и любили не только себя.
Совместные усилия родителей и воспитателей будут более плодотворными, если всегда будем помнить о таком духовном законе: «На что человек смотрит, тем и становится». Задумываясь над моральной атмосферой семьи, спросите себя: «Что мои дети видят и слышат в нашем доме»? Давайте будем более внимательными тому, какие книги и журналы смотрят наши дети, какую музыку слушают, какими игрушками и как играют наши дети. Убедитесь в том, что информация, получаемая ребенком, соответствует вашим представлениям о добре и зле, что мы хотим, чтобы отложилось в его сознании.
В семье ребенок видит образцы поведения, когда родные поддерживают друг друга в трудной ситуации, делятся душевным теплом и лаской. Я убеждена, что деятельность детского сада должна строиться на союзе воспитателя и родителей, на их взаимопонимании и доверии.
Учитывая личный жизненный опыт, у меня сложилась определенная система в работе с родителями, с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением умением стать помощником и союзником родителям, семье, детям.
Рано или поздно каждому из нас приходится в жизни делать выбор: находиться на стороне добра или зла, подлости и предательства или сопереживания и взаимовыручки. Задача воспитателя и родителей помочь нашим детям в становлении жизненного пути. Перефразируя слова Ф.М. Достоевского – красота, спасет мир и подразумевая под этим, в первую очередь, красоту нравственную, все лучшее что есть в людях, можно сказать –доброта, спасет мир. Думаю, что это должно стать девизом нашего непростого, быстротечного времени.
Источник
УДК 372.3/.4
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 000
г. Новосибирск
«СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ».
В данной статье раскрывается сущность социального воспитания дошкольников, ее актуальность и проблемы современных ДОУ в организации воспитательного процесса.
Дошкольное детство – это один из наиболее значимых периодов в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. В период дошкольного возраста ребенок активно взаимодействует с окружающей социальной средой. Через различные виды деятельности: игровую, изобразительную, конструктивную, учебную и т. д., ребенок приобретает первый социокультурный опыт, становится личностью.
Личность – это социальное понятие, оно подразумевает все, что есть в человеке надприродного и исторического. Когда ребенок появляется на свет, его нельзя назвать личностью, потому как личность не врожденна, личность возникает в результате культурного и социального развития.
Ведущую роль в становлении личности дошкольника играет семья. Дошкольное учреждение является следующим институтом социализации ребенка, но в силу занятости современного родителя, часто группа детского сада выступает первой ступенью в социальном и культурном развитии ребенка. Практика показывает, что рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к росту невротических явлений среди детей. Агрессивное поведение взрослых легко перенимается и демонстрируется детьми в группах детского сада. Все чаще встречаются эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста, такие как неуравновешенность, бурные эффектные реакции, упрямство, негативизм, конфликтность и т. д.
Исследование пожеланий и потребностей родителей по организации базовых и дополнительных услуг в ДОУ, проводимое в нашем дошкольном учреждении показало, что современную семью волнуют проблемы социокультурного развития ребенка и более того родители в основном полностью полагаются в вопросах воспитания своих детей на дошкольное образовательное учреждение.
Не смотря на то, что социально – личностное воспитание явление актуальное, многие родители и педагоги стремясь подготовить детей к школе, стараются как можно боль дать детям теоретических знаний и умений, забывая при этом о главном – о воспитании детей. Практика показывает, что многие родители учат детей читать и писать, начиная с младшего дошкольного возраста, полагая, что эти знания помогут детям хорошо учиться в школе. Занятия с детьми старших групп зачастую проводятся как школьные уроки с жестко регламентированным содержанием. Мы, педагоги – дошкольники, забыли о том, что мы дошкольники и подготовка детей к школе в настоящее время все чаще рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений.
Сегодня не менее важно обеспечить социокультурную среду сопровождения личности дошкольника, что обеспечит в целом более качественный уровень образования. В условиях гуманизации образования главное в социокультурной среде – обеспечить личностно ориентированное сопровождение воспитания и образования ребенка.
Личностно ориентированное образование – это образование, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребенка с выявлением его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Итак, что же представляет собой социальное воспитание ребенка.
Педагогический энциклопедический словарь дает следующее определение:
Социальное воспитание – взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.
Результатом социокультурного воспитания и развития личности можно считать культуру поведения человека – совокупность сформированных социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этической культуры.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится о том, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
В связи с этим перед педагогами ДОУ встает задача воспитания и развития умения у детей жить в современном обществе, адаптироваться к новым условиям жизни, уметь ценить мнения других людей, уважать труд людей и уметь отзываться на чужие переживания. К моменту поступления в школу, ребенок дошкольник должен стать социально – эмоционально компетентным.
Социальное воспитание невозможно осуществлять изолированно от других линий развития ребенка, осуществляемых в дошкольном учреждении.
Социальное воспитание и развитие детей осуществляется при ознакомлении детей с окружающим и предметным миром, при ознакомлении с искусством, природой, во время проведения этических бесед с детьми.
В связи с этим целесообразно будет говорить об интегрированных подходах к воспитанию и обучению детей в ДОУ. Принцип интеграции позволяет в рамках одного занятия, решать задачи различных направлений развития ребенка в разных видах деятельности. Интегрированные занятия помогают сформировать целостную картину мира ребенка. Интегрированное занятие – это соигра, сотворчество, соимпровизация, сомыслие взрослого и ребенка.
Система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ решает ряд требований, предъявляемых государственным стандартом образования, к социально-личностному развитию воспитанников:
· Развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.
· Создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях.
· Формирование у ребенка чувства собственного достоинства.
· Воспитание уважения и терпимости к детям и взрослым, независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.
· Развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело и данное слово.
· Формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтов, умение договариваться, соблюдать очередь, устанавливать новые контакты.
Современный этап развития дошкольной педагогики и психологии характеризуется разнообразием и вариативностью программного обеспечения образовательного процесса. Большинство образовательных программ для дошкольников содержат разделы, посвященные социальному развитию ребенка.
Но, не смотря на прогрессивное развитие образовательной сферы, современные дошкольные учреждения сталкиваются с некоторыми трудностями в организации воспитательного процесса в детском саду:
1. Отсутствие квалифицированных педагогов, воспитателей в детском саду, особенно остро эту проблему ощущают новые, открывающиеся детские сады.
2. Многочисленное разнообразие образовательных инновационных программ и технологий, ориентированных на творчество и профессионализм педагогов, которые реализуют эти программы. Программами не предусматриваются разделы обучения и повышения квалификации педагогов.
3. Отсутствие единых взглядов на воспитание у педагогов дошкольных учреждений и родителей воспитанников.
Данные проблемы не остаются без внимания и предпринимаются различные меры для их решения: обучение педагогов на курсах повышения квалификации, изучение и анализ инновационных программ и технологий, разработка авторских программ, организация тесного сотрудничества с семьями воспитанников.
Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что дошкольные образовательные учреждения играют не маловажную роль в социокультурном развитии современной личности.
Воспитатель – это первый педагог, который открывает дверь ребенку в огромный мир, знакомит с современной социальной действительностью, способствует дальнейшему становлению и развитию личности.
Литература:
1. , «Возрастная психология» /часть I /, изд. Владос 2008 г.
2. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.»
3. «Педагогический энциклопедический словарь»,изд. Москва 2003 г.
4. «Социально – личностное развитие», изд. ТЦ Сфера 2008г.
Источник