Социокультурное развитие ребенка изучали

Социокультурные ценности у детей младшего дошкольного возраста.
Что такое доброта? Что это такое доброта?
И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.
Доброта – это когда, доброта – это тогда, когда
Все друг другу друзья и дружить все могут!
Социокультурное развитие – это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, времени и пространстве, дружбе. В процессе социокультурного воспитания дети осваивают социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.
Социокультурное развитие ребенка по ФГОС ДО должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа. Традиция – это «ценностная социокультурная коммуникация между поколениями людей, определяющая все последующее развитие культуры»; множество представлений, обрядов, привычек передаваемых из поколения в поколение.
Дошкольный возраст это такой период, когда ребенок очень восприимчив к социокультурному развитию, перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и многое другое. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение – семья, друзья.
Уже в раннем возрасте происходит формирование ценностей. Важно учитывать в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, а затем во взрослого. Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. В дошкольном возрасте формируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация.
Семья – одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Становление семьи, ее стабильность и благополучие зависит от множества факторов и предпосылок, возникающих задолго до ее создания. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей его жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства.
Семья, является для ребенка первым проводником в открытый мир, вводит его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, формируя способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Приобретенным «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества в будущем, проявить эти приобретенные знания будучи семьянином.
Приобретая опыт стихийно формирующегося «образа семьи» у ребенка характеризует фрагментарность, неточность представлений, зависимость от степени эмоционального благополучия/неблагополучия ребенка.
Именно в семье определяется степень богатства, насыщенности уровня «образа семьи» накопление ребенком разнообразных впечатлений, приобретение опыта эмоционального переживания семейных ситуаций, усвоение способов взаимодействия с близкими людьми. Все родители мечтают, чтобы их дети выросли хорошими людьми. В первую очередь семья влияет на развитие ребенка, на нравственную составляющую личности, именно семья дает первое представление о добре и зле.
С древнейших времен добро и зло являются основными категориями в общении людей. Они представляют собой обобщенную форму оценки и разграничения нравственного и безнравственного в как поступках отдельного человека, так и в поступках (отношениях) между членами семьи.
Добро – одно из наиболее важнейших категорий этики. В понятии добра люди выражают свои интересы, пожелания и надежды на будущее. С помощью добра люди оценивают все происходящее вокруг них, общественные явления и действия отдельных лиц. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей или состояние общества в целом), общее понятие добра приобретает форму более конкретных понятий – добродетели, справедливости.
Зло – морально-этическая категория, по своему содержанию является противоположностью добра. В моральном сознании общества понятие зла является наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном поведении, заслуживающем осуждения, характеристикой отрицательных моральных качеств (таких как обман, малодушие, низость….).
Если добро ассоциируется с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей, то зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло – это всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло всегда ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга, вносит дисгармонию в семью, во внутренний мир личности, разрушает исходные ориентиры человеческой жизни.
Будучи противоположностями, добро и зло существуют неразрывно. Содержание добра и зла как оценочных моральных понятий обусловлено идеалом нравственного совершенства. Добро – это то, что приближает человека к человеческому идеалу. Зло – то, что отделяет от него.
Младший дошкольный возраст – это особенный возрастной период, «святой», «хрупкий», самый чувствительный к разнообразным влияниям. Ребенок впитывает всё новое, как «губка», а значит, все, что он в себя вбирает, оно становится его частью и начинает определенным образом влиять на его психическое и духовное развитие.
Ребенок развивается физически, интенсивно развивается и его внутренняя жизнь, он активно включается в систему поведения, способов общения.
В первые годы жизни ребенка личный пример родителей представляет для него образец поведения. Ребенок подражает всему: словам, интонации, действиям взрослых. Семейные ценности постепенно усваиваются им и становятся его личными ценностями. Семья является доминантой телесного и духовного развития ребенка. И как важно не потерять это золотое время, о котором впоследствии родители будут вспоминать, как о безвозвратном!
То, что дети видят и слышат у себя в семье, оказывает на них огромное влияние. Фотографии, картины на стенах, журналы и книги, музыка и телевизионные программы – всё это создаёт определённую атмосферу семьи, закладывает фундамент личности ребёнка. От рождения дети не владеют способностью мыслить критически, поэтому все окружающее для них становится привычным, обыденным, воспринимается ими, как норма. Мы желаем, чтобы наши дети были добрыми, щедрыми и любили не только себя.
Совместные усилия родителей и воспитателей будут более плодотворными, если всегда будем помнить о таком духовном законе: «На что человек смотрит, тем и становится». Задумываясь над моральной атмосферой семьи, спросите себя: «Что мои дети видят и слышат в нашем доме»? Давайте будем более внимательными тому, какие книги и журналы смотрят наши дети, какую музыку слушают, какими игрушками и как играют наши дети. Убедитесь в том, что информация, получаемая ребенком, соответствует вашим представлениям о добре и зле, что мы хотим, чтобы отложилось в его сознании.
В семье ребенок видит образцы поведения, когда родные поддерживают друг друга в трудной ситуации, делятся душевным теплом и лаской. Я убеждена, что деятельность детского сада должна строиться на союзе воспитателя и родителей, на их взаимопонимании и доверии.
Учитывая личный жизненный опыт, у меня сложилась определенная система в работе с родителями, с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением умением стать помощником и союзником родителям, семье, детям.
Рано или поздно каждому из нас приходится в жизни делать выбор: находиться на стороне добра или зла, подлости и предательства или сопереживания и взаимовыручки. Задача воспитателя и родителей помочь нашим детям в становлении жизненного пути. Перефразируя слова Ф.М. Достоевского – красота, спасет мир и подразумевая под этим, в первую очередь, красоту нравственную, все лучшее что есть в людях, можно сказать -доброта, спасет мир. Думаю, что это должно стать девизом нашего непростого, быстротечного времени.
Источник
Социокультурное развитие учащихся
Cоциокультурное развитие учащихся – это процесс воспитания социально-значимых личностных качеств (целеустремленности, самостоятельности в принятии решений, коммуникабельности, гражданской ответственности, сознательности, гуманности, духовности и др.), в ходе которого происходит приобретение учащимися знаний о социальных нормах и культурных ценностях; принятие ценностных установок по отношению к себе, труду, обществу, знаниям, другим людям; формирование коммуникативно-поведенческих навыков на основе взаимоуважения, сотрудничества.
В результате этого процесса происходит совершенствование личности, закрепление приобретенных положительных личностных качеств, освоение учащимися социокультурного опыта, а также самореализация личности и становление ее в качестве субъекта культуры.
В связи с этим возникла реальная необходимость совершенствования системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, на формирование мировоззрения учащихся.
Эти условия, в частности, включают:
– ориентацию образовательного процесса на общечеловеческие ценности, применение практик мировой и национальной духовной культуры;
– освоение гуманистических методик обучения и воспитания, а также новых способов познания и форм организации образовательного процесса.
В связи с этим целью любого педагога должна стать целенаправленная деятельность по созданию условий для развития социально-значимых личностных качеств ребенка, по формированию благоприятного психологического климата в детском коллективе, по приобщение учащихся к нравственным и культурным ценностям общества.
И вот для решения поставленных задач в образовательном процессе, в связи с введением новых требований к результатам освоения ООП Стандартом определен новый ресурс – внеурочная деятельность, в процессе которой возможно и целесообразно решение задач воспитания обучающихся.
2. Под внеурочной деятельностью сегодня понимается образовательная деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочных, и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
– обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
– оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
– улучшить условия для развития ребенка;
– учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и др.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений РФ организация занятий внеурочной деятельности должна осуществляться по самым разным направлениям, обеспечивающим развитие личности школьника с учетом имеющихся ресурсов, желаемых результатов и специфики образовательного учреждения.
Внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других формах на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса. Cодержание культурных практик должно быть нацелено на развитие ценностных ориентаций учащихся и организацию культурного уклада их жизни. В содержание занятий необходимо включать тематику социального и культурного характера, изучать материал по культурному и духовному наследию страны.
Данная модель учитывает социально-культурные проблемы учащихся старшего подросткового возраста, поскольку именно в этом возрасте учащиеся оказываются в ситуации выбора ценностей и их осмысления, оценивают собственные действия и поступки.
Показатели оценки социокультурного развития
развиваемые компетенции:
1.познавательные
2.ценностные
3.деятельностные
Мотивационно-ценностный компонент. Целеустремленность.
– преобладание устойчивых личностных мотивов к познанию (например, знания, используемые для осуществления в будущем в профессиональной деятельности, самоутверждение, самооценка);
-осознанный выбор способов личностного самоопределения, стремление получить высокую оценку результатов своего труда. – сформированные ценностные ориентации учащихся, определяющие их жизненные устремления
Когнитивный (познавательный) компонент. Познавательная активность.
– овладение знаниями, умениями целеполагания, планирования, анализа учебно-познавательной деятельности;
-умение представлять результаты своей деятельности;
– усвоение знаний о культурных ценностях общества, о событиях, происходящих в стране и в мире, о социальной значимости профессий;
Духовно-нравственный и общекультурный компонент. Нравственность.
– овладение знаниями, умениями целеполагания, планирования, анализа учебно-познавательной деятельности;
– умение представлять результаты своей деятельности;
– усвоение знаний о культурных ценностях общества, о событиях, происходящих в стране и в мире, о социальной значимости профессий.
Социально-адаптивный компонент
Гражданская ответственность
умение руководствоваться в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями соблюдение прав и обязанностей ученика; – выполнение общественных поручений, участие в проведении мероприятий, имеющих гражданскую направленность.
Социальная активность
– проявление активности, самостоятельности, уверенности в принятии решений;
– способность и умение подчинять свои действия поставленным целям;
– способность к самоорганизации, владение способами организации свободного времени с целью собственного развития;
– приобретение учащимися опыта самостоятельной деятельности в процессе освоения культурных практик.
Коммуникабельность
– приобретение коммуникативных навыков группового общения (способность работать в команде, умение общаться, дискутировать, защищать свою точку зрения, выступать публично);
– приобретение опыта коллективного планирования и анализа деятельности;
– способность к выполнению различных ролей в коллективе при решении учебных и социальных задач;
– умение четко и корректно излагать свои мысли; умение давать и получать обратную связь
– способность к анализу собственного поведения и поведения других, способность видеть свои сильные и слабые стороны.
– умение быть тактичным, знать и применять в жизни правила поведения.
Источник
Содержание и методика работы по формированию социокультурных норм и ценностей в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста
Для того, чтобы раскрыть содержание данного параграфа, нам необходимо определить, что мы понимаем под терминами «содержание обучения» и «методика обучения», так, в электронном словаре мы находим следующее определение: содержание обучения – это система знаний, умений и навыков, которыми овладевают обучаемым за время обучения. Методика обучения – это совокупность методов и приемов апробированных и изученных для выполнения определенной работы.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования социально-коммуникативное развитие дошкольника направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни, в формировании социокультурного развития дошкольника.
Социокультурное развитие – это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе и т. д. В процессе социокультурного воспитания осваивается социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.
Дошкольный возраст это такой период, когда ребенок очень чувствителен, сенситивен к социокультурному развитию, перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений. В настоящее время дошкольное образование направлено на формирование у детей дошкольного возраста взаимодействия с социумом, партнерства в разных социокультурных условия. Все это невозможно без знаний культурных ценностей своего и других народов. В дошкольном возрасте формируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация. Все это делает актуальной проблему социокультурного воспитания детей в детском саду. Приобщение детей к социокультурным нормам является одним из основных принципов ФГОС ДО. Социокультурное развитие ребенка по ФГОС ДО должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа. Социокультурное развитие тесно связано с воспроизводством общепринятых норм и правил, с помощью которых обеспечивается сохранения традиция народов. Ведь традиция – это «ценностная социокультурная коммуникация между поколения ми людей, определяющая все последующее развитие культуры»; множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Известны работы многих исследователей по социокультурныму развитию (Н. Я. Большунова, Т. В. Соколова, К. И. Чижова, С. В, Каганович и др.). Они отмечают, что социокультурное развитие определяется способностью сопоставлять жизнь с образцами. Они должны быть представлены как система человеческих установок и стилей общения, а также с помощью ритуалов, в проведении праздников, чтении и инсценировка сказок, пословиц и поговорок, потешек, проведение игровых тренингов, подвижных и сюжетно-ролевых игр, тематических проектов, выставок и многое другое, которые должны быть в системе дошкольного образования. Ведь проведение праздников, чтение народных сказок – это коммуникативное событие, он обеспечивает дошкольникам познание культурных ценностей своего народа.
Разумно организованная учебно-воспитательная деятельность раскрывает перед дошкольниками огромную роль социокультурных ценностей, является условием их дальнейшего верного выбора жизненных планов и нахождения цели и смысла жизни. Поэтому организуя деятельность воспитанников, педагоги ДОО стремятся создать условия, в которых у дошкольников формируются высшие социальные потребности, вырабатываются правильные представления о поведении человека, о смысле жизни, идеал, счастье, т.е. формируется духовность.
На первом этапе процесса формирования социокультурных норм и ценностей важны понимание того, что является для дошкольников ценным, актуализация направленности личности на то, чтобы «увидеть» нравственные отношения между людьми, осознание значимости их взаимопонимания, сопереживания и содействия.
Задачей второго этапа процесса формирования социокультурных норм и ценностей выступает согласованность в проявлении мыслей, чувств, поведения. Деятельность должна вызывать интерес, быть посильной, способствовать раскрытию индивидуальных особенностей воспитанников.
Третий этап – это создание готовности проявлять нравственное отношение как понимание, сопереживание, содействие.
На четвертом этапе – закрепление приобретенных умений и навыков. Особенно важно стимулирование познавательной активности, направленной на деятельность и общение не столько привлекательной, сколько нужной партнерам по взаимодействию.
Пятый этап процесса формирования социокультурных норм и ценностей выступает как своеобразная проверка устойчивости нравственных потребностей. Нравственное отношение выступает в качестве мотива поведения.
Надо, нельзя, можно – понимание этих нравственных истин и следование им в жизни свидетельствует о высокой моральной культуре. Но поднимается на эту ступеньку нравственного развития лишь тот, кто знает и осуществляет педагогическую истину, столь же простую, сколь и мудрую: на один запрет, который вы даете своим воспитанникам, должно приходиться десять побуждений к активной деятельности. Чтобы человек понял, что значит нельзя, он должен убедиться в том, что такое надо, необходимо. Из отношения к миру окружающих ребенка вещей и живых существ – книге, тетради, цветку, птице, собаке – начинается человеческая культура, начинается отношение к человеку. Любое правило можно повернуть к воспитаннику такой стороной, что исчезнет запрет и появится призыв к деятельности, одухотворяющий человека, помогающий ему утвердиться на поприще добра. Не надо держать детей в узде запрета: не рвите цветов, растущих в школьном дворе. Освободите их от этой узды, предоставьте им полную свободу, но одухотворите трудом: пусть у каждого из вас на школьном дворе растет цветок, взлелеянный вашими заботами.
Искусство воспитания заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, окружающих его, через отношение к вещам учился правильно, по-человечески относиться к людям. Ребенок должен «одухотворять» вещи, которые входят в его жизнь, должен чувствовать в них человеческое – разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживает, ему будет чужда подлинно человеческая тонкость натуры, чуткость восприятия, в нем утвердится то, что можно назвать моральной толстокожестью, равнодушием, невозмутимостью, а в сущности это и есть нравственное невежество.
В целях формирования ценностных ориентаций детей дошкольного возраста могут быть использованы следующие формы и методы работы: анкетирование, викторины, диспуты, тематические беседы, проблемные ситуации, игровые упражнения, игры, тематические мероприятия, проектная деятельность, театрализованная деятельность, изучение традиций, обычаев, культуры народов, изучение традиций и обычаев семьи, детского сада. К методам, обеспечивающим создание у детей практического опыта общественного поведения, относятся: воспитание нравственных привычек; пример взрослого или других детей; целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей; организация совместной деятельности; совместная игра. Нравственное воспитание детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях. Во вторую группу методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений и оценок, входят: беседа воспитателя на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение картин; метод убеждения, а также метод поощрений и наказаний.
Итак, главный акцент делается на формирование коллективистской направленности детей. Задача заключается не в воспитании сопереживания и сочувствия другому, а в формировании чувства своей связи с группой и осознания себя частью коллектива. При таком подходе человеческая личность (как своя, так и другого) не выделяется, а, наоборот, стирается и растворяется в коллективе.
В процессе получения дошкольного образования дошкольники соизмеряют, сравнивают свои поступки, действия, с действиями и поступками других детей, воспитателей, родителей, тем самым осваивая социокультурные нормы.
Формирование социокультурных ценностей взаимосвязано с теми условия, в которых ребенок непосредственно проживает, воспитывается и здесь очень большую роль играет семья, ведь первыми и главными воспитателями детей являются родители. А. С. Макаренко говорил: «Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идет только обработка человека». В формировании ребенка как личности, становлении его нравственной позиции, главная роль принадлежит семье, именно семья закладывает фундамент нравственных ценностей ребенка. Семья является первичным лоном человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Она образец жизни, который усваивает малыш и будет копировать в своей семье, став взрослым. Семейные взаимоотношения становятся для него «моделью», по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел. Ибо первые 3-5 лет весь мир человека – это, прежде всего, его семья, которая удовлетворяет его потребности: в еде, общении, защищенности и в главной человеческой потребности – быть любимым, быть нужным в этом мире. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить, верить, жертвовать – именно родители – первые воспитатели, они закладывают основу духовно-нравственного развития маленького человека. Но сегодняшняя ситуация говорит об утрате культуры семейных взаимоотношений. Частый диагноз, который врачи ставят детям – «синдром дефицита внимания», неудовлетворенная потребность в родительской любви лишает ребенка главного – способности любить, строить собственную семью, радоваться жизни. И отклонения в воспитании могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, так как его представления и правде и лжи, добре и зле, могут не совпасть с представлениями других детей и взрослых.
Для правильного формирования ценностей необходима целенаправленная педагогическая деятельность, которая будет способствовать социокультурному развитию дошкольников в детском саду.
В образовательной деятельности детского сада важно определить проблему, которую в дальнейшем необходимо решить: это во-первых восприятие общечеловеческих нравственных ценностей (добро, зло, дружба, вежливость, совесть, любовь и мн. др.) .
У дошкольников в процессе грамотного социокультурного воспитания, приобретаться опыт активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, проявляются способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей и формируется адекватная самооценка.
Педагогам дошкольного учреждения необходимо создавать условия для приобщения детей их родителей к основным социокультурным ценностям, обеспечивать единство познавательного, эмоционального и нравственного развития дошкольников, способствовать созданию системного социокультурного пространства воспитания и общения в дошкольном учреждении, и, конечно, повышать педагогическую культуру родителей. При этом одним из главных условий достижения результата является грамотно сформированные социокультурные ценности педагогического состава детского сада.
При соблюдении вышеперечисленных требований дошкольники без проблем освоят систему социокультурных ценностей, у них будут развиты коммуникативные умения (слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться и мн. др., у детей будут развиты: речевое взаимодействие; мотивация к общению, самоконтроль, самостоятельность и т. д.
Итак, чтобы ребенок очеловечивал мир вещей, учился через вещи по-человечески относиться к людям, надо побуждать его к активной деятельности. Без напряжения духовных сил, свойственных детской активности, маленький гражданин (ребенок должен быть в определенном смысле гражданином – понимать и чувствовать смысл человеческого, общественного, коллективного) никогда не поймет, что такое нельзя, недопустимо, невозможно.
Воспитание чувства духовности у дошкольников – процесс сложный, длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Данная работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям. И главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Источник