Социокультурная среда развития ребенка это

Социокультурная среда развития ребенка это thumbnail
  1. Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка

Необходимыми элементами структуры социокультурной среды является система отношений, культура, пространство деятельности и временная организация жизни, или пространственно-временной хронотип, где образовательное учреждение занимает свое место.

Социокультурная среда, таким образом, понимается как многомерное иерархически построенное системное образование, включающее в себя следующие элементы: физический мир, систему существующих отношений между людьми и общественными институтами; культуру, традиции и обычаи; «пространство» или «набор общедоступных деятельностей», условия непосредственной жизнедеятельности и хронотип.

Современный педагог должен учитывать влияние среды на развитие личности. Социокультурная среда, обеспечивающая эффективное развитие личности ребенка, должна характеризоваться:

– относительной стабильностью и устойчивостью,

– связью, взаимодействием, непротиворечивостью различных дополняющих и взаимнокомпенсирующих друг друга пространств, в которых протекает жизнь ребенка;

– побудительным, а не запрещающим характером регламентации жизни; присвоенностью, осмысленностью всех видов деятельности, в которые включается ребенок;

– «творимостью» среды ребенком как условием его самореализации, воплощения себя во внешнем мире;

– достаточным богатством, разнообразием различных элементов среды, побуждающих делать выбор и дающих возможность найти свою социокультурную нишу;

– направленностью на общекультурные нормы и ценности, воспринимаемые ребенком как нечто само собой разумеющееся, являющееся необходимым условием.

На младшего школьника социокультурная среда влияет как совокупность социальных и природных условий. Исследователями доказано и позитивное, и негативное воздействие среды на человеческую личность: социокультурная среда может и формировать, и деформировать человека, обогащать или опустошать, в зависимости от того, что человек отбирает из нее и чему он противостоит. Поскольку младший школьник – это формирующаяся личность, воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития. В философии социокультурная среда определяется как совокупность трех составляющих:

1) мегасреда – современный социальный мир, окружающий человека и определяющий духовную и социально-психологическую атмосферу эпохи. К факторам, формирующим личность младшего школьника, относятся условия существования и культура всего человечества, культура, хранящая программы деятельности и общения в виде различных знаковых систем, «распредмечивая» которые человек становится культурным.

2) макросреда – общество, страна, к которым принадлежит индивидуум. Влияние макросреды обеспечивают общественные условия и культура данного общества через такие факторы, как средства массовой информации и социальные институты (детский сад, школа, учреждения культуры).

3) микросреда – социальное окружение младшего школьника в лице трех основных групп: семьи, учебно-трудового коллектива, друзей. Специфику каждой из этих групп определяют возрастные и когортные (культурные, по уровню образования и т.д.) различия.

Кроме этих факторов, можно выделить влияние биологических и психологических особенностей человека, обстоятельств его личной жизни.

Социальное развитие ребенка связано с основными этапами его творческого роста в культурно-досуговой деятельности. Первоначально заложенные в ней возможности изменяются в соответствии с личностным смыслом младшего школьника. Развитая личность, как отмечал С.Л. Рубинштейн, есть развитая сущность исходной сущности человека. Определяющие детерминанты этого процесса, очевидно, заложены не в каких-то одних потенциалах, а в их совокупности, включающей деятельность, культуру, индивидуальность и духовный мир личности. Эти исходные положения помогут нам выявить совокупность социально-педагогических факторов, которые определяются механизмами творческого развития.

Оптимальное совершенствование творческих способностей происходит в той среде, которая наиболее благоприятна для младшего школьника. Социокультурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: субъектов социотворческого процесса, творческой общности (студии, клуба, группы), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества.

Исходной идеей мы будем считать положение о том, что личность может менять свое место в социокультурной среде, постоянно переходя из одной микросреды в другую, тем самым, конструируя свою социокультурную среду. Мобильность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений.

В пространстве социокультурной среды действует множество инициативно-творческих образований. В них немалую роль играют субкультуры, непрерывно взаимодействующие с макросредой и создающие самостоятельную канву для вхождения в нее. В связи с этим активизируется творческий потенциал каждой отдельной личности. Не случайно многие авторы считают, что молодое поколение само формирует свой социум.

Субкультура обладает свойствами развивать и формировать ребенка. Для нее свойственны направленность на социализацию, врастание в мир человеческой культуры и в тоже время “индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального и неповторимого “Я”. В этот период возрастает ценность общества сверстников.

Различные отношения, детерминированные социокультурной средой, включают в себя широкий спектр контактов с социальным миром, природой, сферой искусств, отношения в пространстве ближайшего социального окружения. Эта совокупность отношений (познавательных, эстетических, духовно-нравственных, творческих) влияет на творческие способности школьников через психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие эффективность познания и освоения опыта творческой деятельности, актуализацию и развитие потенциальных возможностей, творческих черт характера личности, мотивационно-потребностной сферы.

Как нам представляется, личностные факторы в процессе творчества приобретают характер стимулов к продвижению вперед и становятся детерминирующими. В этом видится “саморазвитие сил, заложенных в каждом человеке”. Каждая способность, наличествующая в человеке, стремится “выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой”.

Источник

«Социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка

Необходимыми элементами структуры социокультурной среды является система отношений, культура, пространство деятельности и временная организация жизни, или пространственно-временной хронотип, где каждое учреждение, входящее Ассоциацию социокульт.учр.поселка занимает свое место.

Социокультурная среда, обеспечивающая эффективное развитие личности ребенка, должна характеризоваться:

– относительной стабильностью и устойчивостью-форма Ассоциативных отношений наших учреждений способствуют этому)

– связью, взаимодействием, непротиворечивостью различных дополняющих и взаимнокомпенсирующих друг друга пространств, в которых протекает жизнь ребенка;(важным условием нашего взаимодействия-совместное планирование работы ,организация совместных проектов («поющий Силикатный)

– как следствие взаиомодействия – побудительный, а не запрещающий характер регламентации творческой жизни ребенка; (родитель и кл.руководитель заинтересован в возможности выбора творческой деятельности, а главное в умелом согласовании, выделении приоритетов на различных этапах взаимодействия), т.е.ребенок не поставлен в рамки жесткого выбора что важнее, есть возможность успеть, а значит выпоняется след характеристики среды

1. «творимостью» среды ребенком как условием его самореализации, воплощения себя во внешнем мире;

2. достаточным богатством, разнообразием различных элементов среды, побуждающих делать выбор и дающих возможность найти свою социокультурную нишу;

В условиях взаимодействия работа учреждений характеризуется направленностью на общекультурные нормы и ценности, воспринимаемые ребенком как нечто само собой разумеющееся, являющееся необходимым условием.

Исследователями доказано и позитивное, и негативное воздействие среды на человеческую личность: социокультурная среда может и формировать, и деформировать человека, обогащать или опустошать, в зависимости от того, что человек отбирает из нее и чему он противостоит. Ребенок – это формирующаяся личность, воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития.

Социальное развитие ребенка связано с основными этапами его творческого роста в культурно-досуговой деятельности. Первоначально заложенные в ней возможности изменяются в соответствии с личностным смыслом школьника. Развитая личность, как отмечал С.Л. Рубинштейн, есть развитая сущность исходной сущности человека. Определяющие детерминанты этого процесса, очевидно, заложены не в каких-то одних потенциалах, а в их совокупности, включающей деятельность, культуру, индивидуальность и духовный мир личности. Ярким примером являются ученица, буде представлять школу на конкурсе «Ученик года».Емельянова Екатерина – ребенок с хорошими, но не выдающимися природными данными и творческими способностями – Эти исходные положения помогут нам выявить совокупность социально-педагогических факторов, которые определяют творческого развития.

Оптимальное совершенствование творческих способностей происходило в той среде, которая наиболее благоприятна для школьника.

Екатерина посещала хореографическое отделение ДШИ.(входила в состав Ансамбля «Сонет», жесткого отбора по физическим данных в Ансамбль нет, основной характеристикой для успешных занятий является работоспособность ребенка. Но известно, что Ансамбль является ведущими хореографическим коллективом региона). В условиях анализа и грамотного взаимодействия педагогов, работающих с данным конкретным ребенком – возникла необходимость дополнительного развития коммуникативных умений – выразительной речи,умения декламации.Работа учителя литература,библиотекаря.

Взаимодействие стало успешным судя по результатам Всероссийского конкурса, в котором она участвовала. Успешность ребенка стало возможным благодаря следующим элементам благоприятной социокультурный среды

субъектов социотворческого процесса – ребенок – педагог средней школы – педагоги дополнительного образования. творческой общности (школа дши библиотека), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества.

Личность может менять свое место в социокультурной среде, постоянно переходя из одной микросреды в другую, тем самым, конструируя свою социокультурную среду. Мобильность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений.

В пространстве социокультурной среды нашего поселка действует множество инициативно-творческих образований.

– группа «Степ ту дэнс», которая была создана в результате молодежного инициативного проекта

– редакция школьной газеты «ДЕЛЬФin»

– творческий клуб участников конкурса «Живая классика», которые являются участниками мероприятий различного уровня

– инициативная группа проекта «Танцующий Силикатный», которое представит свое твочество на концерте к Юбилею поселка

направленность на социализацию, врастание в мир человеческой культуры и в тоже время “индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального и неповторимого “Я”. В этот период возрастает ценность общества сверстников.

Различные отношения, детерминированные социокультурной средой влияют на творческие способности школьников через психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие эффективность познания и освоения опыта творческой деятельности, актуализацию и развитие потенциальных возможностей, творческих черт характера личности, мотивационно-потребностной сферы.

Для перехода от репродуктивного освоения социально-художественного опыта к конструированию собственных отношений и продуктивно-творческой деятельности необходима творческая полноценность среды, обогащение ее располагающими к творчеству элементами, коррекция межличностных и деловых отношений, что целиком и полностью зависит от соответствующих социально-педагогических условий. Это положение разделяется многим учеными. Например, А.Г. Ковалев отмечает, что признание творческих проявлений имеет тем большую основу, чем “раньше и отчетливее выступают оригинальные творческие элементы”. Таким образом, для творческого роста младшего школьника имеет значение цивилизованность, креативность среды, насыщенность материальными условиями, разнообразие качественных линий развития.

В процессе репродуктивной деятельности преобладает действие культурно-досуговой среды, складывающейся из взаимодействия ближайшего социального окружения и клубных микросред общения и деятельности..

Клубная микросреда, доминирующая в процессе осуществления репродуктивной деятельности, ведет за собой развитие. В этом особенно ярко проявляется диалектика творческой деятельности, которая концентрирует все интеллектуальные, эмоционально-чувственные и творческие возможности. Таким образом, культурный хронотип определяет и ведущий тип деятельности на данном этапе (учение, труд), который, по мнению А.Н. Леонтьева, подготавливает переход к “новой высшей ступени развития”. Значимость ведущей деятельности проявляется в том, что элементы учебной деятельности постепенно начинают сочетаться с творческой и приобретать более важный смысл.

Усвоение социально-художественного познания, интенсивно происходящее в рассматриваемый момент развития, ставит перед необходимостью подчинения творческих задач и потребностей, возникающих в ближайшем окружении, единой стратегии, задаваемой досуговой деятельностью. Студийная среда приближает творческую личность к реальному выполнению различных видов творчества. Все это позволяет говорить о появлении у младших школьников микросоциальных отношений, в которых начинает формироваться личность через актуализацию заложенных в ней свойств.

Все выше сказанное позволяет выделить группу социокультурных факторов, определяющих эстетическое развитие в среде:

· сочетание управляемых и спонтанных проявлений, способствующих взаимодействию между средами,

· круги общения и сотворческой деятельности в различных средах,

· сочетание индивидуализации и межсредовых контактов в процессе творческой деятельности,

· интегрирование форм педагогической деятельности в микро- и макросреде.

Учитывая влияние данных факторов, можно целенаправленно строить методику формирования основ эстетического воспитания младших

Таким образом, эффективность социокультурной, внеучебной деятельности школы пропорционально зависит от обогащения ее продуктивными формами сотрудничества школы и социально-культурными учреждениями поселка и района.

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.

Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

В настоящее время в связи с выходом в свет Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, особенно актуальным становится создание предметно-пространственной развивающей среды. Одной из основных задач ФГОС Дошкольного Образования является формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей (пункт 1.6). [5]

На психическое, физическое, личностное развитие ребенка дошкольного возраста, по данным последних исследований, оказывают влияние такие аспекты как: поведение педагога; тип образовательной программы; количественное соотношение детей и взрослых; характер организации развивающей предметно-пространственной среды.

Для повышения качества предоставляемых образовательных услуг, дошкольная образовательная организация должна обеспечить социокультурную среду сопровождения личности ребенка дошкольного возраста.

Сегодня, говоря об образованном человеке, мы представляем себе человека, обладающего не только специальными предметными знаниями, но и о человеке, разносторонне развитом. Такое разностороннее образование детей возможно лишь в специально организованных условиях, то есть существует необходимость создать развивающую предметно-пространственную и социокультурную среду. [4]

Исследователи с давних времен пытались определить генотипические и средовые факторы, влияющие на развитие детской одаренности. Есть ли связь между высоким уровнем интеллекта, или выдающимися творческими способностями с наследственными и средовыми факторами. Этот вопрос является одним из фундаментальных в педагогике. В отечественной педагогике и психологии на протяжении многих лет утверждалось, что «все здоровые дети одаренны одинаково, а «бесталанных и вундеркиндов» создает «среда» [4]

Термином «генотип» называют совокупность генов, информацию, записанную в молекулах ДНК, унаследованных от родителей.

«Среда» в психологической и педагогической литературе рассматривается как комплекс внешних факторов, которые влияют на процесс развития человека. Среду принято условно разделять на «макросреду» (климат, особенности национальной культуры и др.) и «микросреду» (семья, сверстники, школа и.т.д.). По данным психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и других, среда является мощным фактором развития личности, рассматривается как пространство, окружающее человека и зона его развития.

В психолого-педагогическом словаре среда определяется как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как организмом и личностью. П.И. Пидкасистый отмечал, что во взаимодействии личности со средой, изменения личности могут отставать от изменений, происходящих в среде и требуют учета в воспитательном процессе.

Р.Б. Стеркина среду развития ребенка рассматривает как комплекс санитарно-гигиенических, материально-технических, эргономических, эстетических условий.

О необходимости создания предметно-развивающей среды говорил еще философ Ж.Ж. Руссо. В своих трудах он писал «все прекрасно, когда выходит из рук творца, все портится в руках человека» [3] Ж.Ж. Руссо впервые стал рассматривать среду, как одно из условий разностороннего развития человека. При этом он разделял среду на предметную и природную. В своих трудах философ подчеркивал необходимость создания особых условий развития для установления равновесия между природными потребностями человека и его реальными возможностями. [3]

Большое значение в развитии теории развивающей среды внесла итальянский педагог М. Монтессори. Согласно ее теории, для детей необходимо создать такую среду, которая позволила бы им самообучаться и саморазвиваться самостоятельно, то есть роль взрослых должна быть минимизирована.

Французским философом и педагогом С. Френе была разработана концепция творческого развития личности. Он предлагал конструировать среду таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявлять свои потенциальные способности. Педагог же должен вовремя помочь ребенку обнаружить и развить свои природные задатки.

В 1920 годы С.Т. Шацким было введено понятие «педагогика среды». Так же получили распространение такие понятия как окружающая среда (А.С.Макаренко) и общественная среда ребенка (П.П. Блонский). В это же время учеными выдвигались теории о необходимости воздействия не на самого ребенка и его качества, а на условие его существования. [2]

В.А. Петровский определяет развивающую среду как пространство, организованное специальным образом, оказывающее позитивное влияние на саморазвитие и самообучение ребенка.

М.Н. Полякова указывает, что развивающая среда – это комфортабельная, уютная, естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная игровыми материалами и сенсорными раздражителями [1]

Понятие «предметно-развивающая среда» стало активно использоваться педагогами после 1988 года, после выхода в свет «Концепции дошкольного воспитания» [3]

В исследованиях С.Л. Новоселовой доказывается необходимость обогащения социальных и предметных условий пребывания ребенка. Способности ребенка проявляются ярче, если есть возможность постоянного совершенствования форм действия.

В середине 90-х годов ХХ века выходит в свет новая концепция развивающей предметно-пространственный среды, в которой обосновывается необходимость проектирования среды для разных возрастных этапов дошкольного возраста.

В настоящее время в связи с выходом в свет ФГОС Дошкольного образования, обогащению развивающей предметно-пространственной среды уделяется особое внимание, так как это является одним из требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы. [5] Таким образом, развивающая среда способна стать движущей силой всего процесса развития ребенка.

Социокультурная среда дошкольной образовательной организации рассматривается как совокупность целенаправленно созданных условий, которые должны обеспечивать процесс развития и саморазвития ребенка. С одной стороны это пространство для развития и самоопределения ребенка (субкультура), а с другой стороны социокультурную среду можно рассматривать как сферу педагогических влияний, направленных на развитие и личности ребенка дошкольного возраста.

Социокультурная среда дошкольной образовательной организации представлена как единство трех составляющих: социокультурные события, значимые как для детей, так и для родителей и педагогов; принципы, нормы и правила взаимодействия и стиля отношений между всеми участниками педагогического процесса; развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации.

Таким образом, основные направления работы по создание социокультурного пространства в ДОО должны быть направлены на:

  1. Определение задач деятельности ДОО на основе анализа модели воспитательной системы ДОО.

  2. Анализ состояния социокультурной образовательной среды.

  3. Создание программ и плана деятельности организации.

  4. Проведение социокультурных событий

В социальном контексте под развивающей средой следует понимать любое социокультурное пространство, в рамках которого с различной степенью организованности происходит развитие личности. Развивающая среда является стимулятором в целостном процессе становления личности ребенка дошкольного возраста, а также способствует проявлению различных способностей в более раннем возрасте. Обогащенное развитие – это развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей детей. Различные исследования доказывают, что дети, находящиеся в условиях развивающей среды показывают более высокие результаты личностного и познавательного развития.

Таким образом, в условиях гуманизации образования, социокультурной среде отводится роль – обеспечение личностно-ориентированного сопровождения ребенка дошкольного возраста. Личностно-ориентированное образование создает условия для полноценного развития и проявления индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Литература

  1. Комарова, Т. Теоретические и методические основы создания эстетической развивающей среды [Текст] / Т. Комарова // Детский сад от А до Я – 2005 – N 4. – С. 18-35.

2. Компанцева, Л. Художественно-эстетическая предметно пространственная среда как условие приобщения детей дошкольного возраста к культуре / Л. Компанцева // Детский сад от А до Я. – 2005. – N 4. – С. 36-46.

  1. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ (методические рекомендации). Учебно-методическое пособие/ М.Н. Полякова.: М., Центр педагогического образования,2008.-96с.

  2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования /Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155

  3. Чумичева, Р.М. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка [Текст] / Р.М. Чумичева // Детский сад от А до Я – 2005 – N 4. – С. 6-17.

Источник