Социокультурная среда развития личности ребенка

В статье авторы рассматривают вопросы влияния социокультурной среды на развитие личности ребенка, ее воспитательный потенциал.
Ключевые слова: социокультурная среда, развитие, воспитание.
Социальные процессы, происходящие в российском обществе XXI века, не могут не повлиять на развитие личности ребенка. Развитие личности – сложный процесс, включающий в себя этапы эволюционного развития (появление нового по сравнению с предыдущим этапом – новообразования возрастных периодов), инволюционные изменения (утрата ранее сформированных психических свойств и качеств, имевших место ранее), особенности гетерохромного развития (проявление психических качеств в различное время: одни функции опережают в развитии другие функции), особенности биологического развития (наследственные и врожденные факторы), социального развития (под влиянием природной и социальной среды, исторического развития общества, национальной принадлежности и других факторов), а также специального развития (развитие психических функций, процессов, свойств личности в рамках профессиональной подготовки) [1].
Мы можем отметить, что социальные процессы оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка, а также на уровень его социальной адаптации. Это связано с тем, что человек является важнейшей составляющей социокультурной среды: под влиянием деятельности человека изменяются окружающая среда, создается социокультурная среда, соответствующая определенному периоду в развитии общества, отдельного человека. Социокультурная среда как совокупность макро- и микро- условий, по мнению Б. П. Черника, выступает как конкретное непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества [4, с.18].
Современное социальное пространство в условиях развития информационного общества – общества XXI века, это пространство, в котором под воздействием процессов информатизации и компьютеризации происходит постоянное изменение социокультурной среды, изменение условий социализации людей, в том числе и детей. Особенностью развития системы российского образования последних лет, связанной с совершенствованием современных технологий, информатизацией, компьютеризацией и развитием цифрового общества, является то, что социализация личности ребенка происходит в условиях постоянных социальных изменений. Например, появление и технологизация современных гаджетов как устройств, предназначенных для облегчения и совершенствования жизни людей в различных сферах общества (медицины, образования, авиации и т. д.) становится неотъемлемым атрибутом социализации ребенка, его развития, воспитания и личностного становления. Социокультурные изменения, происходящие в современном социальном пространстве под воздействием процессов информатизации, порождают исследования, связанные со становлением личности человека с целью формирования новых культурных потребностей и интересов, активизации его адаптационных механизмов, расширения поиска адекватных коммуникативных практик.
Проблемы развития социокультурной среды изучаются представителями различных наук: социологами, философами, этнологами, педагогами, психологами и др. Множественность определения «социокультурная среда» объясняется именно этим. Мы будем придерживаться понимания того, что социокультурная среда – это совокупность общепринятых норм, ценностей, правил, законов, технологий и научной информации, которая имеется у социума и человека как части социума для активного взаимодействия с жизненной средой.
Современная образовательная среда как субсистема, важная составляющая социокультурной среды, должна способствовать развитию ребенка, воспитанию у него личностных качеств, формированию определенных черт личности. Но всегда ли изменения, происходящие в обществе, связанные с изменением технологий и технологических процессов, в том числе в системе образования, несут в себе воспитательный потенциал, способствуют эффективному развитию ребенка?
Проведенные в сентябре 2020 года Фондом общественного мнения социологические исследования на тему изучения опыта дистанционного обучения школьников, приобретенного в период пандемии – как одного из вызовов современной социокультурной среды российского общества, – наглядно демонстрируют общественный взгляд на проблему готовности отечественной системы образования к подобным изменениям в обществе [3].
Респондентам, в чьих семьях есть дети школьного возраста, были заданы вопросы, связанные с их отношением к процессу дистанционного обучения школьников в период пандемии. Так, на вопрос «На ваш взгляд, в целом учителя справились с преподаванием в дистанционном формате скорее успешно или скорее неуспешно?» 43 % ответили, что скорее успешно, 36 % – скорее неуспешно, 21 % затруднялись ответить или давали другой ответ.
Следующий вопрос «Как вы считаете, по каким причинам учителя не справились с преподаванием в дистанционном формате?», задавался тем респондентам, кто участвовал ранее в опросе, и кто считал, что учителя не справились с преподаванием в дистанционном формате (36 % из числа опрошенных ранее). Из данного числа респондентов 7 % считает, что плохо, недостаточно объяснялся материал, у школьников возникла необходимость обучаться самостоятельно, 6 % ответили, что к новому формату обучения учителя не были готовы, 4 % отметили отсутствие непосредственного общения с обучающимися, 4 % высказались о неотработанной системе преподавания, по 3 % респондентов обратили внимание на затрудненное восприятие материала детьми и их, как следствие, невысокие результаты обучения, проблемы с интернетом, отрицательное отношение к дистанционному обучению, низкую обеспеченностью школьников компьютерами, ослабление самоконтроля детей и их мотивации к учебе в домашних условиях, недостаточное владение компьютерами детьми и учителями, 2 % отметили недостаточный контроль со стороны учителей, по 1 % респондентов отметили увеличение нагрузки на родителей в период дистанционного обучения, неготовность к такому формату обучения всех субъектов образовательного процесса (детей, родителей и учителей), трудности при осуществлении образовательного процесса в дистанционном режиме и др.
Проведенные исследования наглядно демонстрируют, что, по мнению большинства опрошенных, в современных социокультурных условиях, связанных с использованием дистанционных образовательных технологий в системе общеобразовательной школы существуют проблемы во взаимодействии с детьми: отсутствует непосредственное общение педагогов с детьми, затруднено восприятие учебного материала детьми, в домашних условиях у детей ослабевает самоконтроль, мотивация к учебе, отсутствует действенный контроль со стороны родителей и учителей.
Таким образом, можно заметить, что варианты ответов респондентов сводятся к тому, что ни дети, ни сами учителя не готовы к продолжительному по времени взаимодействию посредством использования только дистанционных образовательных технологий, взаимодействия детей и учителей посредством только в виртуальной информационной среды.
Обращаясь к трудам отечественного педагога И. Ф. Харламова, следует отметить, что воспитание – сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитанников по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями [3, с. 275].
Наши наблюдения позволяют нам сделать вывод, что в условиях пандемии посредством виртуального общения педагога и воспитанников организовать активную деятельность детей по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями, становится крайне проблематично в связи с тем, что, как мы отмечали ранее, в домашних условиях у детей ослабевает интерес к учению, ослабевают регулятивные функции (самоконтроль, саморегулирование), мотивация как средство познания нового и т. д.
Таким образом, становится очевидным вопрос об использовании в новых социокультурных условиях таких методов и форм воспитательного воздействия на обучающихся, которые бы способствовали повышению степени взаимодействия участников воспитательного процесса, достижению наивысшей степени взаимодействия – сотрудничества, устанавливали бы такой порядок конкретных действий, процедур, которые бы были направлены на решение воспитательных, развивающих и образовательных задач.
Например, использование учителями в системе преподавания начальной школы в условиях дистанционного обучения образовательных платформ, созданных на базе научного, системного, деятельностного подходов, элементов игрофикации, исследовательских, творческих методов обучения, существенным образом будет способствовать проявлению интереса детей к тому, что они изучают, повышению их мотивации к учебной деятельности, и как следствие – пробуждению ослабленных регулятивных функций.
Исследуя проблему влияния социокультурной среды на воспитание личности ребенка, мы можем сделать вывод, что социокультурная среда с ее общепринятыми нормами, правилами, технологиями и др. непременно несет в себе воспитательный потенциал, способствует включению ребенка в различные социальные процессы и его взаимодействию с социальной средой. Вовлечение детей в современную социокультурную среду как активных членов существующего социального пространства, требует от учителей и родителей новых подходов к построению образовательного пространства, использования новых форм и методов работы с детьми.
Литература:
- Антонова Е. В. Особенности воспитания и социализации молодежи в современной профессиональной школе /Е. В. Антонова, Ю. В. Брыкин, И. З. Сковородкина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2015.- № 21 (101). – С.761-764. – URL: https://moluch.ru//101/22893/ (дата обращения: 10.03.2021).
- Педагогика: учебник для студ.учреждений сред. проф. Образования / И. З. Сковородкина, С. А. Герасимов. – М.:Издательский центр «Академия», 2018. – 640 с.
- Престиж профессии учителя. – Текст: электронный // ФОМ: [сайт]. – URL: Престиж профессии учителя / ФОМ (fom.ru) (дата обращения: 10.03.2021).
- Черник, Б. П. Эффективное участие в образовательных выставках / Б. П. Черник. – Новосибирск, 2001. – 132 c.
Основные термины (генерируются автоматически): социокультурная среда, воспитательный потенциал, дистанционный формат, развитие личности ребенка, ребенок, воздействие процессов, дистанционное обучение школьников, духовный опыт, современная социокультурная среда, современное социальное пространство.
Источник
«Социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка
Необходимыми элементами структуры социокультурной среды является система отношений, культура, пространство деятельности и временная организация жизни, или пространственно-временной хронотип, где каждое учреждение, входящее Ассоциацию социокульт.учр.поселка занимает свое место.
Социокультурная среда, обеспечивающая эффективное развитие личности ребенка, должна характеризоваться:
– относительной стабильностью и устойчивостью-форма Ассоциативных отношений наших учреждений способствуют этому)
– связью, взаимодействием, непротиворечивостью различных дополняющих и взаимнокомпенсирующих друг друга пространств, в которых протекает жизнь ребенка;(важным условием нашего взаимодействия-совместное планирование работы ,организация совместных проектов («поющий Силикатный)
– как следствие взаиомодействия – побудительный, а не запрещающий характер регламентации творческой жизни ребенка; (родитель и кл.руководитель заинтересован в возможности выбора творческой деятельности, а главное в умелом согласовании, выделении приоритетов на различных этапах взаимодействия), т.е.ребенок не поставлен в рамки жесткого выбора что важнее, есть возможность успеть, а значит выпоняется след характеристики среды
1. «творимостью» среды ребенком как условием его самореализации, воплощения себя во внешнем мире;
2. достаточным богатством, разнообразием различных элементов среды, побуждающих делать выбор и дающих возможность найти свою социокультурную нишу;
В условиях взаимодействия работа учреждений характеризуется направленностью на общекультурные нормы и ценности, воспринимаемые ребенком как нечто само собой разумеющееся, являющееся необходимым условием.
Исследователями доказано и позитивное, и негативное воздействие среды на человеческую личность: социокультурная среда может и формировать, и деформировать человека, обогащать или опустошать, в зависимости от того, что человек отбирает из нее и чему он противостоит. Ребенок – это формирующаяся личность, воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития.
Социальное развитие ребенка связано с основными этапами его творческого роста в культурно-досуговой деятельности. Первоначально заложенные в ней возможности изменяются в соответствии с личностным смыслом школьника. Развитая личность, как отмечал С.Л. Рубинштейн, есть развитая сущность исходной сущности человека. Определяющие детерминанты этого процесса, очевидно, заложены не в каких-то одних потенциалах, а в их совокупности, включающей деятельность, культуру, индивидуальность и духовный мир личности. Ярким примером являются ученица, буде представлять школу на конкурсе «Ученик года».Емельянова Екатерина – ребенок с хорошими, но не выдающимися природными данными и творческими способностями – Эти исходные положения помогут нам выявить совокупность социально-педагогических факторов, которые определяют творческого развития.
Оптимальное совершенствование творческих способностей происходило в той среде, которая наиболее благоприятна для школьника.
Екатерина посещала хореографическое отделение ДШИ.(входила в состав Ансамбля «Сонет», жесткого отбора по физическим данных в Ансамбль нет, основной характеристикой для успешных занятий является работоспособность ребенка. Но известно, что Ансамбль является ведущими хореографическим коллективом региона). В условиях анализа и грамотного взаимодействия педагогов, работающих с данным конкретным ребенком – возникла необходимость дополнительного развития коммуникативных умений – выразительной речи,умения декламации.Работа учителя литература,библиотекаря.
Взаимодействие стало успешным судя по результатам Всероссийского конкурса, в котором она участвовала. Успешность ребенка стало возможным благодаря следующим элементам благоприятной социокультурный среды
субъектов социотворческого процесса – ребенок – педагог средней школы – педагоги дополнительного образования. творческой общности (школа дши библиотека), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества.
Личность может менять свое место в социокультурной среде, постоянно переходя из одной микросреды в другую, тем самым, конструируя свою социокультурную среду. Мобильность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений.
В пространстве социокультурной среды нашего поселка действует множество инициативно-творческих образований.
– группа «Степ ту дэнс», которая была создана в результате молодежного инициативного проекта
– редакция школьной газеты «ДЕЛЬФin»
– творческий клуб участников конкурса «Живая классика», которые являются участниками мероприятий различного уровня
– инициативная группа проекта «Танцующий Силикатный», которое представит свое твочество на концерте к Юбилею поселка
направленность на социализацию, врастание в мир человеческой культуры и в тоже время “индивидуализация, открытие и утверждение своего уникального и неповторимого “Я”. В этот период возрастает ценность общества сверстников.
Различные отношения, детерминированные социокультурной средой влияют на творческие способности школьников через психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие эффективность познания и освоения опыта творческой деятельности, актуализацию и развитие потенциальных возможностей, творческих черт характера личности, мотивационно-потребностной сферы.
Для перехода от репродуктивного освоения социально-художественного опыта к конструированию собственных отношений и продуктивно-творческой деятельности необходима творческая полноценность среды, обогащение ее располагающими к творчеству элементами, коррекция межличностных и деловых отношений, что целиком и полностью зависит от соответствующих социально-педагогических условий. Это положение разделяется многим учеными. Например, А.Г. Ковалев отмечает, что признание творческих проявлений имеет тем большую основу, чем “раньше и отчетливее выступают оригинальные творческие элементы”. Таким образом, для творческого роста младшего школьника имеет значение цивилизованность, креативность среды, насыщенность материальными условиями, разнообразие качественных линий развития.
В процессе репродуктивной деятельности преобладает действие культурно-досуговой среды, складывающейся из взаимодействия ближайшего социального окружения и клубных микросред общения и деятельности..
Клубная микросреда, доминирующая в процессе осуществления репродуктивной деятельности, ведет за собой развитие. В этом особенно ярко проявляется диалектика творческой деятельности, которая концентрирует все интеллектуальные, эмоционально-чувственные и творческие возможности. Таким образом, культурный хронотип определяет и ведущий тип деятельности на данном этапе (учение, труд), который, по мнению А.Н. Леонтьева, подготавливает переход к “новой высшей ступени развития”. Значимость ведущей деятельности проявляется в том, что элементы учебной деятельности постепенно начинают сочетаться с творческой и приобретать более важный смысл.
Усвоение социально-художественного познания, интенсивно происходящее в рассматриваемый момент развития, ставит перед необходимостью подчинения творческих задач и потребностей, возникающих в ближайшем окружении, единой стратегии, задаваемой досуговой деятельностью. Студийная среда приближает творческую личность к реальному выполнению различных видов творчества. Все это позволяет говорить о появлении у младших школьников микросоциальных отношений, в которых начинает формироваться личность через актуализацию заложенных в ней свойств.
Все выше сказанное позволяет выделить группу социокультурных факторов, определяющих эстетическое развитие в среде:
· сочетание управляемых и спонтанных проявлений, способствующих взаимодействию между средами,
· круги общения и сотворческой деятельности в различных средах,
· сочетание индивидуализации и межсредовых контактов в процессе творческой деятельности,
· интегрирование форм педагогической деятельности в микро- и макросреде.
Учитывая влияние данных факторов, можно целенаправленно строить методику формирования основ эстетического воспитания младших
Таким образом, эффективность социокультурной, внеучебной деятельности школы пропорционально зависит от обогащения ее продуктивными формами сотрудничества школы и социально-культурными учреждениями поселка и района.
Источник