Социокультурная ситуация развития ребенка это
Людмила Кириллова
Современная социокультурная ситуация развития дошкольников и приоритеты в современной педагогической работе
Психологические особенности детей дошкольного возраста всегда привлекали внимание и интерес педагогов, психологов и, конечно же, родителей. Л. Н. Толстой считал, что в течение первых пяти лет жизни человек приобретает в своем развитии больше, чем за всю последующую жизнь.
Поэтому, забота о своевременном и полноценном психическом развитии детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение – главная профессиональная задача не только педагогов. Для успешного решения этой задачи необходимо знать и учитывать возрастные закономерности и особенности развития детей.
Идут годы, сменяются экономические и общественные формации, нарушается преемственность поколений в воспитании детей. И, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. Ситуация в России тоже не стала исключением. Современные родители озабочены образованием и развитием детей, формированием их физического здоровья. Однако не менее важно заложить основы душевного здоровья,необходимым условием которого является наличие четких моральных ориентиров: целостности, самостоятельности и ответственности личности.
Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном детстве.
В нашем государстве существовала идеология, в которой высшей ценностью признавалось общественное благо, благо других людей. Это способствовало воспитанию нравственных качеств – доброты, отзывчивости и внимательного отношения к другим людям.
В современных социально-экономических условиях развития получил распространение индивидуализм, как ведущая позиция человека по отношению к обществу. Современные родители воспитывают ребенка не для общества, а «для него самого». Главное, к чему они стремятся, – чтобы их дети были успешны, могли «чего-то добиться в жизни». Ребенок начинает рассматривать все явления жизни с позиций того, что ему нравится или не нравится, полезно или не нужно. Однако родители не учитывают, что индивидуализм мешает человеку научиться строить гармоничные отношения с окружающими людьми.
Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со сверстниками и взрослыми.
Особенно большое внимание вопросу воспитания чувств ребенка уделял В. А. Сухомлинский. «…Детский мир – это мир особенный, – писал он. – Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве…» Сухомлинский считал, что очень важно именно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону все законы совести и справедливости, тот никогда не станет настоящим человеком и гражданином. «Эгоисты, шкурники, люди, равнодушные к горю и невзгодам других, как раз и вырастают из тех, кто в детстве знает лишь свои желания и не обращает внимания на интересы коллектива».
Обязательное условие нормального развития ребенка – его активное общение. Процесс общения способствует не только формированию речевой активности, но и обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Таким образом, умение общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения, учитывать состояние другого – навыки, необходимые не только взрослому человеку.
Ведь коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены
социальному одиночеству, они включены в игровую деятельность со сверстниками и часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе.
Педагогу очень важно научить этому своих воспитанников, ведь он готовит ребят к серьезному этапу на их жизненном пути – обучению в школе.
В педагогической практике также возникли определенные перегибы. Личностно-ориентированный подход, применяемый без разумных и целесообразных ограничений, приводит, как показала практика, к формированию бескультурного поведения, которое, в конечном счете, неминуемо становится источником проблем не только для окружающих, но и для самого ребенка.
Ориентация родителей на успех приводит к тому, что они больше всего интересуются развитием интеллектуальных возможностей ребенка и значительно меньше беспокоятся о формировании его душевных качеств, эмоциональной сферы, для которой именно дошкольный возраст является сензитивным периодом.
Средства массовой информации – телевидение, журналы и газеты – в недавнем прошлом постоянно показывали «труд советских людей»в самых разных сферах: сельском хозяйстве, производстве, науке, искусстве. Героями газет и экрана были космонавты, хлеборобы, шахтеры, ученые. Педагоги МБДОУ детский сад комбинированного вида № 451 стараются дать воспитанникам, как можно больше знаний об окружающем мире, о различных профессиях… Дети знают, что, первый человек, полетевший в космос, был гражданином России. О трагедиях на шахтах и гибели шахтеров они слышат в «Новостях». Об ученых, представителях интеллигенции, о рабочих, жителях деревни дети слышат преимущественно в контексте бедствий и проблем – экологических, экономических, социальных. Из десяти, опрошенных мной детей подготовительной группы, только одна девочка имела представление о том, что означает слово «ученый», да и то только потому, что в будущем, когда она станет взрослой, она мечтает стать ученым и «изучать мир, различные камни драгоценные рассматривать под микроскопом». У остальных слово «ученый» ассоциировалось со словом «учить», «учитель», «учит ребятишек читать да писать». Благодаря работе педагогов дети имеют понятия о «сельском хозяйстве», «хлеборобах». Но такие слова, как «овощевод», «фермер», «комбайнеры» привели их в замешательство. Давно в телевизионных передачах не видели мы комбайны, «плывущие» по бескрайным волнам полей пшеницы… не видим мы, чтобы ими гордились, их чествовали и вообще о них говорили. Времена Героев Социалистического труда, Героев Советского Союза, смотрящих на нас с экранов, во время награждения их орденами, аплодисментами, остались в прошлом веке. Также – мы не видим, чтобы чествовали и гордились людьми рабочих профессий … Опять же из десяти, опрошенных мной детей, только несколько ребят смогли вспомнить и назвать такие рабочие профессии,как: строитель, слесарь-сантехник, крановщик,
Сейчас героями прессы и телеэкрана стали политики, олигархи, деятели шоу-бизнеса, «звезды» эстрады.
Современные дети, воспитывающиеся в такой социокультурной обстановке, говорят, что, став взрослыми, они хотят жить хорошо. Не составляют исключение и наши дети. Только одна девочка сказала, что она хочет жить «средне», остальные хотели жить «хорошо», «богато», «серебряно». Что же они вкладывали в эти понятия? Современные дети, когда вырастут, хотят быть начальниками («Он много денег получает», бизнесменом («Это очень-очень богатый человек», директором банка («Он дает кредиты, дал деньги в кредит маме и папе», главным бухгалтером («Моя мама – главный бухгалтер и папа – главный бухгалтер тоже).
Ответы детей – отражение нашего сегодняшнего представления о том, что значит «жить хорошо». Ведь 20 лет тому назад на этот же вопрос, кем они хотят быть, когда вырастут, дети отвечали иначе.
В девяностых годах я работа воспитателем в подготовительной группе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 440. Часто в наш детский сад приезжали тележурналисты с операторами, брали интервью у детей моей группы.На вопрос: «Кем они хотят быть, когда вырастут?»Дети отвечали: строителем, парикмахером «как мама», учителем, ветеринаром «как дедушка», врачом, воспитателем «как Вы, Людмила Валерьевна», «милиционером «как папа»…
При этом они имели достаточно хорошее представление о том, какую будут выполнять работу: строить дома; делать красивые прически «волосы подстригать»; учить детей, «чтобы они были умными, стали учеными»; лечить животных,если они заболеют: лечить людей; воспитывать детей «читать им, учить их считать, животных любить и никого не обижать»; защищать людей от бандитов «бандитов арестовывать и арестовывать тех, кто нарушает правила дорожного движения»… Само представление во взрослости в сознании детей было неразрывно связано именно с работой, которую они выполняли. У меня в группе была девочка, которая мечтала о том, что будет ветеринарным врачом (уже в третьем поколении). Ее дедушка был ветеринарным врачом, и мама училась на последнем курсе Сельскохозяйственного института (тогда он так назывался) «на врача, который лечит животных», как говорил она, и очень гордилась своим дедушкой и мамой.
С тех пор, как дети моей подготовительной группы перестали посещать детский сад и поступили в первый класс, прошло почти 20 лет. Дети выросли, сейчас им за двадцать … Одни из них работают, другие еще учатся… С некоторыми из них я поддерживаю отношения до сих пор. Одна из моих воспитанниц закончила Высшую академию МВД России, впереди ее ждет адвокатская карьера. Среди моих выпускников есть учителя, экономисты, продавцы, водители … Один из моих выпускников занимается малым бизнесом.
Отрадно, что и сейчас – наши дети мечтают,когда вырастут быть : пожарным, бухгалтером, милиционером, парикмахером.
Приведу несколько примеров: «Я хочу быть механиком – чинить машины. Сам буду зарабатывать и сам куплю себе квартиру и еще машину…» или «Я буду пожарником. Буду тушить пожары. Спасать людей от пожара», «Хочу деньги заработать и купить гараж и машину, дом очень-очень большой. Сам куплю», «Я сам буду зарабатывать и когда вырасту, куплю себе гоночную машину»; «Я хочу быть парикмахером. Стричь, мыть челку, причесывать».
Конечно, в ответах современных детей их будущая взрослая жизнь большей частью связывается не только со сферой деятельности, но и со сферой потребления. Так, общаясь с детьми подготовительной группы,я услышала и такое: «А дом и машину мне купит папа», «Когда я вырасту, папа купит мне машину» (лимузин, квартиру, телефон с сенсорным экраном без кнопок, «Конечно, мама и папа купят мне машину», «Хочу денег побольше», «Хочу, чтобы были у меня миллиарды…».
Таким образом, в современной социокультурной среде ребенок дошкольного возраста, к сожалению, пока не получает достаточно импульсов для формирования важнейших векторов своего развития,к которым можно отнести:
– ориентацию на полезный для других людей труд;
– ориентацию на стабильную семейную жизнь родителей;
– представление о добре и зле;
– уважение и доверие к старшим;
– интерес к культуре и истории своего народа, любовь к своей стране.
В этой ситуации система образования, которая была и остается достаточно консервативным звеном общественной жизни, должна осознавать ответственность за формирование основ душевного здоровья у нового поколения.
Источник
На современном этапе модернизации российского общества мы остро нуждаемся в
кардинальном пересмотре своего отношения к подрастающему поколению, выработке
новых ориентиров в понимании смысла и цели воспитания и обучения, реформации
системы образования. Забота о ребенке признается приоритетным направлением в
деятельности государства. От того, какой образ ребенка и социокультурной
ситуации его развития лежит в основании этой деятельности, зависит будущее
наших детей. В рамках решения проблемы модернизации отечественного образования
В.И. Слободчиков (2011 г.) предложил проект построения инновационной
образовательной программы «Школа антропологической практики», которая призвана
преодолеть антропологический кризис, характеризующий современное российское
общество. Мы считаем, что проблема не может быть решена только реформой
образовательной системы, и предлагаем психолого-антропологический подход к
анализу понятия социокультурная ситуация развития, который может быть
использован для изучения и необходимого изменения современного отношения
общества к ребенку, закономерной частью чего должна стать модернизация
образования. Обобщим наши теоретические позиции в ряде тезисов.
1. Социокультурная ситуация развития
ребенка включает переживание самого ребенка (и не только социальных
отношений, но и феноменов культуры), возникающее через
посредничество референтных субъектов воспитания и образования.
2. Это переживание реализуется в
деятельностно-активностном комплексе, центром которого является
ведущая деятельность возраста, а ближайшей периферией – иные виды
деятельностей и активности, характерные для данного возраста.
3. Примат активного переживания
социокультурных взаимоотношений в обществе приводит к необходимости
рассмотрения социокультурной ситуации развития с позиций категории
субъекта и его фундаментального свойства – субъектности.
4. Социокультурная ситуация развития
ребенка включает переживание окружающих, в первую очередь
референтных взрослых, отношений с ребенком. В основе этого переживания
всегда лежит определенный образ ребенка, на который окружающие
ориентируются в организации социокультурных условий, обеспечивающих воспитание
и обучение ребенка. В зависимости от этого образа окружающие создают для
ребенка «обогащенную» или «обедненную» социокультурную развивающую среду –
условия, облегчающие или усложняющие реализацию ребенка как субъекта.
5. «Вершинным» образом ребенка, которым
руководствуется взрослый во взаимоотношениях с ребенком, должно стать
антропологическое представление о нем как об уникальном
развивающемся субъекте, овладевающем пространством не только социума, но и
культуры, потенциальном члене общества, способном стать творцом
социокультурного пространства. Функциональный смысл такого отношения к
ребенку – создание условий для его развития как субъекта жизненного
пути.
6. Исходя из этого образа, значимые
взрослые развертывают перед ребенком весь контекст социокультурных
отношений в обществе, минимизируя влияние псевдокультурных явлений,
насыщая среду культурными феноменами, имеющими антропоцентрическую ценность,
либо субъективно переосмысливая социокультурные феномены в качестве
антропоцентрически ценных. Тем самым задается зона дальнего, перспективного
развития ребенка.
7. Создание перспективных условий для
субъектного развития ребенка происходит во взаимодействии с референтными
взрослыми, заинтересованными в воплощении в ребенке субъектного
антропологического образа человека. При этом в воспитании и обучении
соблюдается принцип зоны ближайшего развития, в которую включены в
качестве средств поиска смысла своей жизнедеятельности социокультурные
феномены.
8. Таким образом, сторонами,
включенными в социокультурную ситуацию развития ребенка, являются
ребенок; ближайшие взрослые (родители, воспитатели, педагоги);
образовательные и воспитательные институты (детский сад, школа, система
высшего образования); социокультурный фон развития (класс, этнос, раса,
государство, общество).
9. Структурными единицами
социокультурной ситуации развития, вступающими в динамическое
взаимодействие, выступают:
– переживание-отношение ребенка как развивающегося субъекта,
выражающее поиск жизненных смыслов в социокультурном окружении в зависимости
от степени дифференциации и качественного усложнения устройства
социокультурного пространства в сознании ребенка;
– переживание-отношение ближайшего окружения к ребенку, исходя из его
образа как субъекта жизненного пути; в соотнесении с переживанием-отношением
ребенка оно образует развивающее пространство
со-переживания–со-отношения общности «ребенок – взрослый» и
социокультурного контекста;
– ориентированная на реализацию определенного образа ребенка система
воспитания и обучения, реализуемая конкретными педагогами, воспитателями
(в идеале – субъектно-ориентированная);
– общественная идеология, актуализирующая определенные
социокультурные традиции понимания человека (в предельном воплощении – как
универсальной, уникальной, неповторимой, самоценной индивидуальности).
10. Условно в социокультурной ситуации развития ребенка можно выделить
подсистемы:
– макроусловий развития: общественная идеология и система обучения и
воспитания, принятая в определенном обществе и ее образовательных и
воспитательных институтах;
– микроусловий развития: динамическая структура со-переживаний –
со-отношений ребенка как развивающегося субъекта и ближайшего социокультурного
окружения, которые вместе составляют различные детско-взрослые общности. При
этом социокультурными микроусловиями в собственном смысле можно признать
переживания-отношения, порождаемые в пространстве детско-родительской
общности. Переживания-отношения, возникающие в пространстве
детскопедагогической общности, в силу значимости для педагога
социального заказа уже в существенной степени отражают особенности подсистемы
макроусловий развития ребенка.
Психолого-антропологическое понимание социокультурной ситуации развития
ребенка позволяет сформулировать стратегические задачи модернизации
современной системы воспитания и обучения ребенка, исходя из целостного
понимания взаимоотношений ребенка с Миром.
Во-первых, необходимо воссоздание антропологически адекватной
общественной идеологии, доктрины в построении отношений «ребенок –
государство».
Во-вторых, со стороны психологов, педагогов, государственных деятелей, т.е.
лиц, заинтересованных в реализации в наших детях «вершинного»
антропоцентрического образа, должна быть начата работа по выработке
антропологически адекватных ориентиров для модернизации системы
воспитания и образования ребенка в нашей стране.
В-третьих, должна быть начата работа по взращиванию
воспитательско-педагогического сообщества, призванного реализовывать эти
ориентиры в своей воспитательно-образовательной практике.
В-четвертых, необходима специальная подготовка воспитателей, педагогов и
психологов к нравственно-воспитательной, обучающей,
коррекционно-профилактической работе с родителями детей для того,
чтобы, понимая цель и смысл воспитательно-образовательной политики
государства, они стали мощным ресурсом в создании для ребенка развивающих
условий для раскрытия его субъектности.
Таким образом, мы приходим к выводу, что создание антропологически
адекватной социокультурной ситуации развития ребенка – это не столько удел
конкретного ребенка и его ближайшего окружения, сколько общественная задача, в
решение которой должны быть вовлечены все ресурсы общества, начиная с
государства и заканчивая родителями.
Источник