Социокультурная ситуация развития ребенка это

Социокультурная ситуация развития ребенка это thumbnail

Людмила Кириллова
Современная социокультурная ситуация развития дошкольников и приоритеты в современной педагогической работе

Психологические особенности детей дошкольного возраста всегда привлекали внимание и интерес педагогов, психологов и, конечно же, родителей. Л. Н. Толстой считал, что в течение первых пяти лет жизни человек приобретает в своем развитии больше, чем за всю последующую жизнь.

Поэтому, забота о своевременном и полноценном психическом развитии детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение – главная профессиональная задача не только педагогов. Для успешного решения этой задачи необходимо знать и учитывать возрастные закономерности и особенности развития детей.

Идут годы, сменяются экономические и общественные формации, нарушается преемственность поколений в воспитании детей. И, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. Ситуация в России тоже не стала исключением. Современные родители озабочены образованием и развитием детей, формированием их физического здоровья. Однако не менее важно заложить основы душевного здоровья,необходимым условием которого является наличие четких моральных ориентиров: целостности, самостоятельности и ответственности личности.

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном детстве.

В нашем государстве существовала идеология, в которой высшей ценностью признавалось общественное благо, благо других людей. Это способствовало воспитанию нравственных качеств – доброты, отзывчивости и внимательного отношения к другим людям.

В современных социально-экономических условиях развития получил распространение индивидуализм, как ведущая позиция человека по отношению к обществу. Современные родители воспитывают ребенка не для общества, а «для него самого». Главное, к чему они стремятся, – чтобы их дети были успешны, могли «чего-то добиться в жизни». Ребенок начинает рассматривать все явления жизни с позиций того, что ему нравится или не нравится, полезно или не нужно. Однако родители не учитывают, что индивидуализм мешает человеку научиться строить гармоничные отношения с окружающими людьми.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со сверстниками и взрослыми.

Особенно большое внимание вопросу воспитания чувств ребенка уделял В. А. Сухомлинский. «…Детский мир – это мир особенный, – писал он. – Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве…» Сухомлинский считал, что очень важно именно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону все законы совести и справедливости, тот никогда не станет настоящим человеком и гражданином. «Эгоисты, шкурники, люди, равнодушные к горю и невзгодам других, как раз и вырастают из тех, кто в детстве знает лишь свои желания и не обращает внимания на интересы коллектива».

Обязательное условие нормального развития ребенка – его активное общение. Процесс общения способствует не только формированию речевой активности, но и обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Таким образом, умение общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения, учитывать состояние другого – навыки, необходимые не только взрослому человеку.

Ведь коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены

социальному одиночеству, они включены в игровую деятельность со сверстниками и часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе.

Педагогу очень важно научить этому своих воспитанников, ведь он готовит ребят к серьезному этапу на их жизненном пути – обучению в школе.

В педагогической практике также возникли определенные перегибы. Личностно-ориентированный подход, применяемый без разумных и целесообразных ограничений, приводит, как показала практика, к формированию бескультурного поведения, которое, в конечном счете, неминуемо становится источником проблем не только для окружающих, но и для самого ребенка.

Ориентация родителей на успех приводит к тому, что они больше всего интересуются развитием интеллектуальных возможностей ребенка и значительно меньше беспокоятся о формировании его душевных качеств, эмоциональной сферы, для которой именно дошкольный возраст является сензитивным периодом.

Средства массовой информации – телевидение, журналы и газеты – в недавнем прошлом постоянно показывали «труд советских людей»в самых разных сферах: сельском хозяйстве, производстве, науке, искусстве. Героями газет и экрана были космонавты, хлеборобы, шахтеры, ученые. Педагоги МБДОУ детский сад комбинированного вида № 451 стараются дать воспитанникам, как можно больше знаний об окружающем мире, о различных профессиях… Дети знают, что, первый человек, полетевший в космос, был гражданином России. О трагедиях на шахтах и гибели шахтеров они слышат в «Новостях». Об ученых, представителях интеллигенции, о рабочих, жителях деревни дети слышат преимущественно в контексте бедствий и проблем – экологических, экономических, социальных. Из десяти, опрошенных мной детей подготовительной группы, только одна девочка имела представление о том, что означает слово «ученый», да и то только потому, что в будущем, когда она станет взрослой, она мечтает стать ученым и «изучать мир, различные камни драгоценные рассматривать под микроскопом». У остальных слово «ученый» ассоциировалось со словом «учить», «учитель», «учит ребятишек читать да писать». Благодаря работе педагогов дети имеют понятия о «сельском хозяйстве», «хлеборобах». Но такие слова, как «овощевод», «фермер», «комбайнеры» привели их в замешательство. Давно в телевизионных передачах не видели мы комбайны, «плывущие» по бескрайным волнам полей пшеницы… не видим мы, чтобы ими гордились, их чествовали и вообще о них говорили. Времена Героев Социалистического труда, Героев Советского Союза, смотрящих на нас с экранов, во время награждения их орденами, аплодисментами, остались в прошлом веке. Также – мы не видим, чтобы чествовали и гордились людьми рабочих профессий … Опять же из десяти, опрошенных мной детей, только несколько ребят смогли вспомнить и назвать такие рабочие профессии,как: строитель, слесарь-сантехник, крановщик,

Читайте также:  Центр развития ребенка рыжий кот

Сейчас героями прессы и телеэкрана стали политики, олигархи, деятели шоу-бизнеса, «звезды» эстрады.

Современные дети, воспитывающиеся в такой социокультурной обстановке, говорят, что, став взрослыми, они хотят жить хорошо. Не составляют исключение и наши дети. Только одна девочка сказала, что она хочет жить «средне», остальные хотели жить «хорошо», «богато», «серебряно». Что же они вкладывали в эти понятия? Современные дети, когда вырастут, хотят быть начальниками («Он много денег получает», бизнесменом («Это очень-очень богатый человек», директором банка («Он дает кредиты, дал деньги в кредит маме и папе», главным бухгалтером («Моя мама – главный бухгалтер и папа – главный бухгалтер тоже).

Ответы детей – отражение нашего сегодняшнего представления о том, что значит «жить хорошо». Ведь 20 лет тому назад на этот же вопрос, кем они хотят быть, когда вырастут, дети отвечали иначе.

В девяностых годах я работа воспитателем в подготовительной группе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 440. Часто в наш детский сад приезжали тележурналисты с операторами, брали интервью у детей моей группы.На вопрос: «Кем они хотят быть, когда вырастут?»Дети отвечали: строителем, парикмахером «как мама», учителем, ветеринаром «как дедушка», врачом, воспитателем «как Вы, Людмила Валерьевна», «милиционером «как папа»

При этом они имели достаточно хорошее представление о том, какую будут выполнять работу: строить дома; делать красивые прически «волосы подстригать»; учить детей, «чтобы они были умными, стали учеными»; лечить животных,если они заболеют: лечить людей; воспитывать детей «читать им, учить их считать, животных любить и никого не обижать»; защищать людей от бандитов «бандитов арестовывать и арестовывать тех, кто нарушает правила дорожного движения»… Само представление во взрослости в сознании детей было неразрывно связано именно с работой, которую они выполняли. У меня в группе была девочка, которая мечтала о том, что будет ветеринарным врачом (уже в третьем поколении). Ее дедушка был ветеринарным врачом, и мама училась на последнем курсе Сельскохозяйственного института (тогда он так назывался) «на врача, который лечит животных», как говорил она, и очень гордилась своим дедушкой и мамой.

С тех пор, как дети моей подготовительной группы перестали посещать детский сад и поступили в первый класс, прошло почти 20 лет. Дети выросли, сейчас им за двадцать … Одни из них работают, другие еще учатся… С некоторыми из них я поддерживаю отношения до сих пор. Одна из моих воспитанниц закончила Высшую академию МВД России, впереди ее ждет адвокатская карьера. Среди моих выпускников есть учителя, экономисты, продавцы, водители … Один из моих выпускников занимается малым бизнесом.

Читайте также:  Ребенок 11 месяцев развитие и питание рост

Отрадно, что и сейчас – наши дети мечтают,когда вырастут быть : пожарным, бухгалтером, милиционером, парикмахером.

Приведу несколько примеров: «Я хочу быть механиком – чинить машины. Сам буду зарабатывать и сам куплю себе квартиру и еще машину…» или «Я буду пожарником. Буду тушить пожары. Спасать людей от пожара», «Хочу деньги заработать и купить гараж и машину, дом очень-очень большой. Сам куплю», «Я сам буду зарабатывать и когда вырасту, куплю себе гоночную машину»; «Я хочу быть парикмахером. Стричь, мыть челку, причесывать».

Конечно, в ответах современных детей их будущая взрослая жизнь большей частью связывается не только со сферой деятельности, но и со сферой потребления. Так, общаясь с детьми подготовительной группы,я услышала и такое: «А дом и машину мне купит папа», «Когда я вырасту, папа купит мне машину» (лимузин, квартиру, телефон с сенсорным экраном без кнопок, «Конечно, мама и папа купят мне машину», «Хочу денег побольше», «Хочу, чтобы были у меня миллиарды…».

Таким образом, в современной социокультурной среде ребенок дошкольного возраста, к сожалению, пока не получает достаточно импульсов для формирования важнейших векторов своего развития,к которым можно отнести:

– ориентацию на полезный для других людей труд;

– ориентацию на стабильную семейную жизнь родителей;

– представление о добре и зле;

– уважение и доверие к старшим;

– интерес к культуре и истории своего народа, любовь к своей стране.

В этой ситуации система образования, которая была и остается достаточно консервативным звеном общественной жизни, должна осознавать ответственность за формирование основ душевного здоровья у нового поколения.

Источник

На современном этапе модернизации российского общества мы остро нуждаемся в
карди­нальном пересмотре своего отношения к подрастающему поколению, выработке
новых ориенти­ров в понимании смысла и цели воспитания и обучения, реформации
системы образования. Забота о ребенке признается приоритетным направлением в
деятельности государства. От того, какой об­раз ребенка и социокультурной
ситуации его развития лежит в основании этой деятельности, зави­сит будущее
наших детей. В рамках решения проблемы модернизации отечественного образования
В.И. Слободчиков (2011 г.) предложил проект построения инновационной
образовательной програм­мы «Школа антропологической практики», которая призвана
преодолеть антропологический кризис, характеризующий современное российское
общество. Мы считаем, что проблема не может быть решена только реформой
образовательной системы, и предлагаем психолого-антропологический подход к
анализу понятия социокультурная ситуация развития, который может быть
использован для изучения и необходимого изменения современного отношения
общества к ребенку, закономер­ной частью чего должна стать модернизация
образования. Обобщим наши теоретические позиции в ряде тезисов.

1.       Социокультурная ситуация развития
ребенка включает переживание самого ребенка (и не только социальных
отношений
, но и феноменов культуры), возникающее через
посредничество ре­ферентных субъектов воспитания и образования.

2.       Это переживание реализуется в
деятельностно-активностном комплексе, центром кото­рого является
ведущая деятельность возраста, а ближайшей периферией – иные виды
деятельно­стей
и активности, характерные для данного возраста.

3.       Примат активного переживания
социокультурных взаимоотношений
в обществе приводит к необходимости
рассмотрения социокультурной ситуации развития с позиций категории
субъек­та и его фундаментального свойства – субъектности.

4.       Социокультурная ситуация развития
ребенка включает переживание окружающих, в пер­вую очередь
референтных взрослых, отношений с ребенком. В основе этого переживания
всегда лежит определенный образ ребенка, на который окружающие
ориентируются в организации со­циокультурных условий, обеспечивающих воспитание
и обучение ребенка. В зависимости от это­го образа окружающие создают для
ребенка «обогащенную» или «обедненную» социокультурную развивающую среду –
условия, облегчающие или усложняющие реализацию ребенка как субъекта.

Читайте также:  Уровни когнитивного развития ребенка

5.       «Вершинным» образом ребенка, которым
руководствуется взрослый во взаимоотношениях с ребенком, должно стать
антропологическое представление о нем как об уникальном
развивающем­ся субъекте
, овладевающем пространством не только социума, но и
культуры, потенциальном чле­не общества, способном стать творцом
социокультурного пространства
. Функциональный смысл такого отношения к
ребенку – создание условий для его развития как субъекта жизненного
пути
.

6.       Исходя из этого образа, значимые
взрослые развертывают перед ребенком весь контекст социокультурных
отношений
в обществе, минимизируя влияние псевдокультурных явлений,
на­сыщая среду культурными феноменами, имеющими антропоцентрическую ценность,
либо субъек­тивно переосмысливая социокультурные феномены в качестве
антропоцентрически ценных. Тем самым задается зона дальнего, перспективного
развития
ребенка.

7.       Создание перспективных условий для
субъектного развития ребенка происходит во взаи­модействии с референтными
взрослыми
, заинтересованными в воплощении в ребенке субъектно­го
антропологического образа человека. При этом в воспитании и обучении
соблюдается принцип зоны ближайшего развития, в которую включены в
качестве средств поиска смысла своей жизне­деятельности социокультурные
феномены.

8.       Таким образом, сторонами,
включенными в социокультурную ситуацию развития ребен­ка, являются
ребенок; ближайшие взрослые (родители, воспитатели, педагоги);
образовательные и воспитательные институты (детский сад, школа, система
высшего образования); социокультур­ный фон развития (класс, этнос, раса,
государство, общество).

9.       Структурными единицами
социокультурной ситуации развития, вступающими в динами­ческое
взаимодействие
, выступают:

переживание-отношение ребенка как развивающегося субъекта,
выражающее поиск жиз­ненных смыслов в социокультурном окружении в зависимости
от степени дифференциации и ка­чественного усложнения устройства
социокультурного пространства в сознании ребенка;

переживание-отношение ближайшего окружения к ребенку, исходя из его
образа как субъ­екта жизненного пути; в соотнесении с переживанием-отношением
ребенка оно образует развива­ющее пространство
со-переживания–со-отношения общности «ребенок – взрослый» и
социокуль­турного контекста;

– ориентированная на реализацию определенного образа ребенка система
воспитания и обуче­ния
, реализуемая конкретными педагогами, воспитателями
(в идеале – субъектно-ориентированная);

общественная идеология, актуализирующая определенные
социокультурные традиции по­нимания человека (в предельном воплощении – как
универсальной, уникальной, неповторимой, са­моценной индивидуальности).

10. Условно в социокультурной ситуации развития ребенка можно выделить
подсистемы:

макроусловий развития: общественная идеология и система обучения и
воспитания, при­нятая в определенном обществе и ее образовательных и
воспитательных институтах;

микроусловий развития: динамическая структура со-переживаний –
со-отношений ребен­ка как развивающегося субъекта и ближайшего социокультурного
окружения, которые вместе со­ставляют различные детско-взрослые общности. При
этом социокультурными микроусловиями в собственном смысле можно признать
переживания-отношения, порождаемые в пространстве детско-родительской
общности
. Переживания-отношения, возникающие в пространстве
детско­педагогической общности, в силу значимости для педагога
социального заказа уже в существен­ной степени отражают особенности подсистемы
макроусловий развития ребенка.

Психолого-антропологическое понимание социокультурной ситуации развития
ребенка по­зволяет сформулировать стратегические задачи модернизации
современной системы воспитания и обучения ребенка, исходя из целостного
понимания взаимоотношений ребенка с Миром.

Во-первых, необходимо воссоздание антропологически адекватной
общественной идеоло­гии, доктрины в построении отношений «ребенок –
государство».

Во-вторых, со стороны психологов, педагогов, государственных деятелей, т.е.
лиц, заинтере­сованных в реализации в наших детях «вершинного»
антропоцентрического образа, должна быть начата работа по выработке
антропологически адекватных ориентиров для модернизации систе­мы
воспитания и образования ребенка в нашей стране.

В-третьих, должна быть начата работа по взращиванию
воспитательско-педагогического сообщества, призванного реализовывать эти
ориентиры в своей воспитательно-образовательной практике.

В-четвертых, необходима специальная подготовка воспитателей, педагогов и
психологов к нравственно-воспитательной, обучающей,
коррекционно-профилактической работе с родителя­ми детей для того,
чтобы, понимая цель и смысл воспитательно-образовательной политики
госу­дарства, они стали мощным ресурсом в создании для ребенка развивающих
условий для раскры­тия его субъектности.

Таким образом, мы приходим к выводу, что создание антропологически
адекватной социо­культурной ситуации развития ребенка – это не столько удел
конкретного ребенка и его ближайше­го окружения, сколько общественная задача, в
решение которой должны быть вовлечены все ре­сурсы общества, начиная с
государства и заканчивая родителями.

Источник