Социальный проект история развития ребенка

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «НОВОРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Добрый диалог поколений»
.
Автор-разработчик:
Резникова О.В.
воспитатель
Новороссийск, 20202 г
ГКУ СО КК «Новороссийский социально-реабилитационный центр для несовершеннолнтних» и ГБУ СО КК «Новороссийский дом-интернат для престарелых и инвалидов» разработали социальный проект под названием «Добрый диалог поколений». Данный проект предусматривает взаимодействие между поколениями воспитанников и пожилыми людьми и инвалидами. Проект разработан в целях усиления патриотического воспитания, формирования гражданской позиции у подростков, уважение к людям старшего поколения и сохранения преемственности поколений.
1. Пояснительная записка
В современном мире немаловажную роль в укреплении связей между поколениями, воспитании духовно-нравственных ценностей и в проявлении гражданских инициатив является взаимодействие между молодежью и пожилыми людьми. Изучая историю страны через судьбы старших, подрастающее поколение учится гражданской ответственности, уважению к старшим и сохранению исторической преемственности поколений.
Актуальность проекта заключается в том, что в наше время существует недостаток в общении подрастающего поколения с пожилыми людьми. Возникает необходимостью в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании молодежи. В уважительном отношении к пожилым людям и инвалидам, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь.
Новизна проекта связана с использованием понятий «поколение» и «диалог». Их значение сводится к следующему:
- для детей – обмен, осведомленность о жизненном пути, проблемах и трудностях пожилых, оказание им помощи в освоении знаний, в т.ч., современных информационных технологий, реализации совместных инициатив;
- для старшего поколения – взаимодействие внутри коллектива и с подрастающим поколением, спасение от одиночества, передача молодежи исторической правды, социального опыта, осознание своей активной роли в социально-экономическом и демократическом развитии страны;
- для общества – устанавливаются отношения между поколениями, снижается социальная напряженность, формируется толерантность, партнерские отношения для достижения взаимопонимания и согласия.
Проект «Добрый диалог поколений» включает в себя три направления:
- «Дорогою добра» (организация досуга).
- «Умелые ручки» (творческая мастерская).
Целевые группы, на которые направлен проект:
- воспитанники 11-17 лет;
- пожилые люди и инвалиды ГБУ СО КК «Новороссийский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Цель проекта:
1. Создание условий для диалога между представителями разных поколений, а именно воспитанников «Новороссийский СРЦН» и пенсионеров и инвалидов ГБУ СО КК «Новороссийский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
2. Формирование у подрастающего поколения гражданской ответственности, уважение к старшим и сохранение исторической преемственности поколений.
Задачи проекта:
- изучить историю страны через судьбы участников проекта;
- организовать детей на дела, направленные на заботу и помощь о старшем поколении;
- помочь пожилым людям и инвалидам повысить социальную активность;
- укрепить значимость и важность старшего поколения в сегодняшнем дне;
- организовать общение и взаимодействие детей с пожилыми людьми и инвалидами через реализацию данных проектов;
- усилить патриотическое воспитание детей и сформировать твердую гражданскую позицию;
- укрепит духовную связь между поколениями
Реализация проекта рассчитана на 2019-2020 гг.
2. Описание проекта
Для реализации достижения поставленной цели, а именно:
1. Создание условий для диалога между представителями разных поколений: пенсионерами и инвалидами и учащимися .
2. Формирование у подрастающего поколения гражданской ответственности, уважение к старшим и сохранение исторической преемственности поколений. Выделено три направления: образовательное, воспитательное и эстетическое.
Проект предполагает работу с пожилыми людьми и инвалидами дома – интерната и воспитанниками «Новороссийского СРЦН» в форме совместных творческих, познавательных и досуговых мероприятий.
3. Ожидаемый результат
Особая значимость проекта «Добрый диалог поколений», в том, что результат его двухсторонний и старшее поколение и дети становятся социально значимыми единицами в обществе. У пожилых людей появляется уверенность в будущем своих внуков, а у детей истинные идеалы.
4. Результаты работы.
- буклет по проекту «Добрый диалог поколений».
- Встречи и беседы в доме – интернате.
- Выступления воспитанников в ГБУ СО КК «Новороссийский дом-интернат для престарелых и инвалидов»
- изготовление подарков подопечным ГБУ СО КК «Новороссийский дом-интернат для престарелых и инвалидов»
1.
Направление
«Дорогою Добра»
1. Пояснительная записка
Когда человек стареет, уходит на пенсию, происходит изменение его жизненного статуса, определенной роли в обществе и семье. Эта неопределенность часто негативно влияет на психологическое состояние пожилых людей. Они чувствуют невостребованность своего жизненного опыта, знаниям и таланту. Им крайне необходимо общение, ощущение своей полезности и причастности к каким – либо делам.
Наша взаимосвязь основана на преемственности и связи поколений. Не секрет, что в наши дни разрыв в понимании между поколениями увеличивается. В данное время важно наладить постоянное общение молодежи с пожилыми людьми на основе традиционных форм и неформальных методов работы. Форумом для встреч поколений станет созданный с этой целью проект «Дорогою Добра». В его работе должны воплотиться традиционные ценности: милосердие, благотворительность, толерантность и почтительное отношение к старшим. Сегодня очень важно развивать эти ценности в подрастающем поколении.
Актуальность проекта состоит в том, что через досуговые мероприятия необходимо наладить связь между поколениями, сблизить ценностные ориентации молодёжи и старшего поколения, воспитать у молодёжи духовные качества: милосердие, сострадание, сочувствие, уважение, а также оказать взаимопомощь и поддержку путём развития взаимных интересов и совместных дел.
Цель программы:
1. Предоставление возможности активного участия воспитанников и пожилых людей и инвалидов совместно в досуговых мероприятиях.
Задачи проекта:
- Создать обстановку семейного праздника, досуга, в котором принимают участие оба поколения.
- Сформировать интерес к традиционной культуре своего народа и родного края.
- Развивать духовно-эмоциональную связь между поколениями.
- Воспитывать уважение к людям старшего возраста
2. Описание проекта
В проекте «Дорогою Добра» предусмотрено устраивать тематические и праздничные мероприятий, совместные чаепития, проведение лекций, совместные беседы, вечера воспоминаний, организация совместных прогулок, которые дети и пожилые люди совершают вместе. Во время проведения тематических мероприятий пожилые люди знакомят детей с народными традициями, истоками русской культуры. Люди старшего поколения прививают детям интерес к русским обрядам. На прогулках проводятся наблюдения за живой природой.
Пожилые люди двигаются, улучшают свою физическую форму, получают положительные эмоции. Поднимается их настроение, улучшается самочувствие.
Во время общения дети приобщаются к историческому прошлому своего народа через рассказы о войне, о легендарных героях прошлых лет, узнают о своих замечательных земляках, знакомятся с достопримечательностями родного города.
3. Ожидаемые результаты
Мероприятия проекта «Дорогою Добра» оказывают положительное воздействие на воспитание подрастающего поколения, уважительное отношение к пожилым людям, доставляя им радость в общении с детьми.
Проект позволит пожилым людям и инвалидам почувствовать себя нужными и интересными современному обществу, способными осуществить свои самые смелые мечты в плане развития своих творческих способностей.
4.Тематический план
№ п/п | Наименования мероприятия | Срок реализации | Ответственный |
1. | Праздничная программа посвященная Дню пожилых людей | Октябрь 2019 г | Резникова О.В. Захарова Т.К. |
2. | Праздничная программа «День победы» | Май 2019 г | Резникова О.В. Захарова Т.К. |
4 | Мероприятия посвященные 23 февраля | Февраль 2020 | Резникова О.В. Захарова Т.К. |
2.
Направление «Умелые ручки»
- Пояснительная записка
Каждый человек от природы наделен определенными талантами и способностями. Тяга к реализации созидательного и творческого потенциала неизменно влечет людей к саморазвитию и общению с единомышленниками.
Цель программы:
Создать условия для социальной адаптации одиноких пожилых людей, включить их в совместную с детьми и подростками активную социально значимую и творческую деятельность, скрасить их одиночество.
Приобщение школьников к духовно-нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт пожилых людей и детей, средства изобразительного искусства.
Задачи программы:
- познакомить воспитанников с обычаями и традициями русского народа;
- воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым;
- формировать эстетический вкус;
- развивать воображение и фантазию.
2. Описание программы:
В программе «Умелые ручки» предусмотрено проведение мастер-классов с воспитанниками. Изготовление поделок с помощью ручного труда.
3. Ожидаемые результаты:
- Раскрытие творческого потенциала участников мастер-классов
- Украшение интерьера комнат пожилых людей дома-интерната.
- Тематический план
№ п/п | Наименования мероприятия | Срок реализации | Ответственный |
1. | Мастер – класс «Фронтовые письма» | Февраль 2019 г | Резникова О.В. |
2. | Мастер-класс «Подарок ветерану» | Май 2019 г | Резникова О.В. |
3. | Поздравительные открытки | Октябрь 2020 | Резникова О.В. |
4. | Выставка рисунков «Как бились наши деды и отцы» | Март 2020 г | Резникова О.В. |
Предполагаемые затраты и источники финансирования.
Положительная сторона проекта состоит в том, что его осуществление требует небольшых финансовых затрат – издержки, связанные с технической стороной демонстрации проекта (затраты на раздаточный материал, сбор информации).
Материалы для творчества: атласные ленты, бисер, проволока, бусины,
Канцелярские принадлежности:бумага, карандаши, краски, ножницы,клей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Века, А.В. История России с древнейших времен до наших дней / А.В. Века.- Мн.: Современный литератор, 2004.- 896 с.
- Верт, Н. История Советского государства: пер. с фр. / Н. Верт.- 3-е изд., испр.- М.: Весь мир, 2006.- 560 с.
- Великая Отечественная война. 1941-1945: энциклопедия / сост. И.А. Дамаскин, П.А. Кошель.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2010.- 447 с.: ил.
- Великая Победа: духовная преемственность поколений: материалы пленарного заседания межрегиональной науч.-практ. конф., посв. 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., 21-22 апреля 2005 г.- Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005.- 86 с.
- Всемирная история: Вторая мировая война / сост. А.Н. Бадак.- Мн.: Харвест, 2002.- 592 с.
- Зуев, М.Н. Отечественная история: учебное пособие / М.Н. Зуев. В 2-х кн. Кн.2. Россия в ХХ – начале ХХI века.- М.: ИД «ОНИКС», 2005.- 672 с.
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
Г.БЛАГОДАРНОГО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Социальный проект «Моя гражданская активность»
Разработчик: Даутова Галина Ивановна
Учитель истории и обществознания
г. Благодарный
Каждый, кто внес свою лепту в дело процветания страны или
физическим или нравственным трудом, является благородным и полезным гражданином.
Ян Чечот
Актуальность проблемы
Гражданин – это человек любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свои права.
Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, Родине.
Патриотизм является важным стимулом достижения успеха в международной конкуренции, сохранения и укрепления российской цивилизации. Но в условиях нестабильности современного общественного развития система гражданско-патриотического воспитания нуждается в совершенствовании. Патриотизм неотделим от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который предстоит вновь создавать сегодня, исходя из новых условий.
Наш проект направлен на формирование гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным и патриотическим традициям, призван систематизировать и углубить деятельность школы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколении, позволит объединить проводимые в школе социально значимые мероприятия с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием подрастающего поколения.
Образовательное учреждение отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен дать систему знаний ,воспитать гражданина и патриота, повысить его гражданскую активность.
Но реализация духовно- нравственного воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время предъявляет новые требования. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активную социальную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успехов.
В ходе реализации проекта предполагается достижение следующих результатов:
– организация совместной деятельности учащихся, учителей, представителей социума в реализации основных мероприятий проекта;
– углубление и расширение деятельности по формированию у подрастающего поколения таких понятий, как верность Родине, служение Отечеству, народу;
– привлечение молодежи к участию в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества;
– повышение интеллектуального уровня обучающихся, заинтересованности в исследовательской деятельности.
Знания и информация, полученные ими в ходе реализации проекта помогут принимать более правильные решения, играть в современном обществе более весомую рол
Цель проекта:
– воспитание патриотов страны, граждан правового государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу;
– формирование у школьников активной гражданской позиции, социализации учащихся;
– активное и ответственное участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
Задачи:
– развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
– создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
– формировать умение работы с различными источниками информации;
– развивать и углублять знания об истории и культуре родного края, города;
– содействовать защите прав, достоинства и интересов детей;
– способствовать развитию у детей и подростков осознания себя гражданином России, формированию основ гражданской, социальной и правовой культуры;
– создавать условия для проявления способностей каждого ученика.
Объект: воспитательный процесс в школе.
Предмет: содержание, формы и методы воспитательного процесса, способствующие формированию активной гражданской позиции у обучающихся.
Гипотеза. Если ребёнок активен в рамках школьного и социального пространства, у него вырабатываются черты будущего гражданина: ответственность, самостоятельность, формируется активная жизненная позиция. В процессе реализации инициатив учащиеся почувствуют значимость общественно полезной деятельности, развития гражданской и социальной ответственности за себя и окружающих.
Методы работы:
-анализ методической литературы;
-методы психодиагностики (опросный метод, анкетирование);
-анализ полученных результатов;
-проведение анкетирования, соцопросов;
-проведение круглых столов по актуальным проблемам развития района, края.
Время проведения проекта: 2015-2018 г.г. (проект в стадии разработки)
Этапы проекта:
1.Подготовительный (2015)
Формулировка темы учебного проекта и тем исследований обучающихся.
Составление плана работы.
2. Основной. (2016-2018). Определение тем круглых столов, вопросов по актуальным проблемам города, района, края. Осуществление взаимодействия
3.Аналитический. Определение источников необходимой информации;
Определение способов сбора и анализа информации: Определение способа представления результатов;
Распределение задач (обязанностей) между участниками проекта.
Подведение итогов работы над проектом.
План работы по реализации проекта
I этап: Подготовительный
Содержание этапа (мероприятия) | Сроки реализации | Предполагаемый результат |
Задача: знакомство с основными методами работы: изучение актуальных проблем города, региона, сбор и анализ информации, взаимодействие с представителями социума. | ||
1.Изучение социального партнерства. 2.Опеределение основных проблем в жизни города, школы, учащихся. (экономические, духовно-нравственные, политические идр.) 3.Проведение анкетирования среди учащихся школы по проблемам молодежной политики в районе. 4.Распределение обязанностей в работе в группах. 5.Определение участников проекта. | Сентябрь 2015 Октябрь- ноябрь 2015 Декабрь 2015 Декабрь 2015 | Сформировать представление у школьников о социальном окружении (ДДТ, школа искусств, РДК, районная библиотека и др.) Выделить основные темы работы. Приобретение навыков проведения анкетирования. Приобретение навыков работы в группах. Приобретение навыков работы в группах. |
Задача: привлечение к реализации проекта представителей социума. | ||
6.Разработка цели и задач проекта | Сентябрь- октябрь 2015 | Формируется умение ставить цель |
7.Определение участников социального взаимодействия | Декабрь 2015 | Составление мероприятий по реализации проекта |
II этап: Основной
Содержание этапа (мероприятия) | Сроки реализации | Предполагаемый результат |
Задача: реализация проекта. | ||
1.Подготовительная работа к проведению круглого стола (определение вопросов, приглашение представителей социума, подготовка презентации и др.) | Январь 2016г. | Приобретение организаторских навыков, навыков работы в группах |
2.Круглый стол «Церковь, государство и общество: задачи 21 века». | Февраль 2016 г. | Приобретение навыков общения, умения вести диалог с собеседником. |
3.Подготовительная работа к проведению круглого стола (определение вопросов, приглашение представителей социума, подготовка презентации, проведение соцопросов с жителями города и др.) | Март 2016г. | Приобретение организаторских навыков, навыков работы в группах. Ученики научатся проводить соцопросы, составлять тексты обращений в органы власти. |
4.Составление текста обращения к администрации г. Благодарного. | Март 2016 г. | Ученики научатся проводить соцопросы, составлять тексты обращений в органы власти. |
5.Круглый стол «Благодарненский район: проблемы и перспективы развития» | Апрель 2016 г. | Приобретение навыков общения, умения вести диалог с собеседником. |
6.Участие в акции «Помоги ветерану» | Апрель-май 2016г. | Воспитание чувства гордости и любви к Родине, гуманное отношение к ветеранам войны. |
7.Участие в акции «Георгиевская ленточка» | Апрель-май 2016г. | Воспитание чувства гордости и любви к Родине, гуманное отношение к ветеранам войны. |
8.Операция: «Памятник» (благоустройство памятника Неизвестному солдату во дворе школы, могилы Александры Бледновой) | Апрель-май 2016г. | Воспитание гуманного отношения к ветеранам войны. |
9.Участие в акции «Свеча памяти» | Июнь 2016 г. | Воспитание чувства патриотизма. |
9.Подготовительная работа к проведению круглого стола (определение вопросов, приглашение представителей социума, подготовка презентации, проведение соцопросов с жителями города и др.) | Октябрь 2016г. | Приобретение организаторских навыков, навыков работы в группах. Ученики научатся проводить соцопросы, составлять тексты обращений в органы власти. |
10.Круглый стол «Информационно-просветительская деятельность как ресурс противодействия коррупции» | Ноябрь 2016г. | Приобретение навыков общения, умения вести диалог с собеседником. |
11. Акции: «Посылка солдату» | Ноябрь- декабрь 2016 | Воспитание гражданской позиции, осознание необходимости выполнение долга перед Родиной. |
12.Изучение методов написания исследовательской работы (тезисы, реферат, доклад идр.) | Декабрь 2016 г. | Формирование умения работы с текстом. |
13.Подготовительная работа к проведению круглого стола (определение вопросов, приглашение представителей социума, подготовка презентации, проведение соцопросов с жителями города и др. | Январь 2017 г. | Приобретение организаторских навыков, навыков работы в группах. |
14.Круглый стол «Мы разные, но мы – против террора»! | Январь – февраль 2017 г. | Приобретение навыков общения, умения вести диалог с собеседником. |
15.Разработка памятки «Правила поведения в случае террористической угрозы» совместно с представителями МЧС. | Февраль 2017г. | Формирование модели поведения в чрезвычайной ситуации. |
16.Подготовительная работа к проведению круглого стола (определение вопросов, приглашение представителей социума, подготовка презентации, проведение соцопросов с жителями города и др. | Март 2017 г. | Приобретение организаторских навыков, навыков работы в группах. |
17. Круглый стол «Демографические проблемы Благодарненского района» | Апрель 2017 г. | Формирование навыков анализа результатов, поиска путей решения проблемы, работы в группах. |
18.Подготовка к проведению межрайонной научно- практической конференции «Благодарненские чтения».Открытие бюста летчице Е.Д. Бершанской. | Апрель 2017 г. | Формирование умения работы с текстом, производить отбор информации. |
19.Школьная конференция научного общества «Эрудит» | Май 2017 г. | Формирование умения работы с текстом, производить отбор информации. |
20.Операция: «Памятник» (благоустройство памятника Неизвестному солдату во дворе школы, могилы Александры Бледновой, бюста Е.Д. Бершанской) | Май 2017 г. | Воспитание гуманного отношения к ветеранам войны. |
21.Участие в акции «Свеча памяти», оказание помощи ветеранам войны. | Июнь 2017г. | Воспитание гуманного отношения к ветеранам войны |
22.Изучение методов написания исследовательской работы (тезисы, реферат, доклад и др.) | Сентябрь- октябрь 2017 г. | Формирование умения работы с текстом. |
23.Подготовительная работа к проведению круглого стола (определение вопросов, приглашение представителей социума, подготовка презентации и др.) | Октябрь 2017г. | Приобретение организаторских навыков, навыков работы в группах. |
24.Круглый стол «Развитие волонтерского движения» | Ноябрь 2017 | Формирование социальной активности, получение новой информации. |
25. Подготовительная работа к проведению круглого стола (определение вопросов, приглашение представителей социума, подготовка презентации и др.) | Январь 2018 г. | Приобретение организаторских навыков, навыков работы в группах. |
26.Подготовка исследовательских работ на межрайонную научно-практическую конференцию «Благодарненские чтения». | Февраль-март 2018г. | Формирование умения работы с текстом |
27.Открытие мемориальной доски на фасаде школы нашей землячке, разведчице партизанского отряда «Максим» Александре Бледновой. | Апрель 2018 г. | Воспитание чувства гордости за наших земляков, необходимости сохранения памяти о героях войны. |
28.Круглый стол «Герои нашей земли» | Май 2018г. | Формирование социальной активности, получение новой информации. |
29.школьная научно-практическая конференция «Эрудит» | Май 2018г. | Формирование социальной активности, получение новой информации. |
III этап: Аналитический
Содержание этапа | Сроки реализации | Предполагаемый результат |
Задача: Подведение итогов | ||
1.Проведение диагностик «Что значит быть патриотом», «Моя гражданская активность» | Сентябрь 2018г. | Выявление результатов |
2.Анализ проведенной работы. | Сентябрь 2018г. | Выявление результатов |
Ожидаемые результаты.
В результате реализации проекта ожидается:
1) в школе как в образовательной системе:
-обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
– вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2)в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
3) в историко – краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
4) в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
5) в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Проект отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Использованная литература:
1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. – Волгоград: «Учитель», 2006.
2. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
3. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
4. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
5. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.
6. Материалы Интернета.
Источник