Социальный проект история развития ребенка

Социальный проект история развития ребенка thumbnail

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «НОВОРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Добрый диалог поколений»

.Социальный проект история развития ребенка

Автор-разработчик:

Резникова О.В.

воспитатель

Новороссийск, 20202 г

 ГКУ СО КК «Новороссийский социально-реабилитационный центр для несовершеннолнтних» и ГБУ СО КК «Новороссийский дом-интернат для престарелых и инвалидов» разработали социальный проект под названием «Добрый диалог поколений». Данный проект предусматривает взаимодействие между поколениями воспитанников и пожилыми людьми и инвалидами. Проект разработан в целях усиления патриотического воспитания, формирования гражданской позиции у подростков, уважение к людям старшего поколения и сохранения преемственности поколений.

1. Пояснительная записка

 В современном мире немаловажную роль в укреплении связей между поколениями, воспитании духовно-нравственных ценностей и в проявлении гражданских инициатив является взаимодействие между молодежью  и пожилыми людьми. Изучая историю страны через судьбы старших, подрастающее поколение учится гражданской ответственности, уважению к старшим и сохранению исторической преемственности поколений.

        Актуальность  проекта заключается в том, что в наше время существует недостаток в общении подрастающего поколения с пожилыми людьми. Возникает необходимостью в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании молодежи. В уважительном отношении к пожилым людям и инвалидам, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь.

Новизна  проекта связана с использованием понятий «поколение» и «диалог». Их значение сводится к следующему:

  • для детей – обмен, осведомленность о жизненном пути, проблемах и трудностях пожилых, оказание им помощи в освоении знаний, в т.ч., современных информационных технологий, реализации совместных инициатив;
  • для старшего поколения – взаимодействие внутри коллектива и с подрастающим поколением, спасение от одиночества, передача молодежи исторической правды, социального опыта, осознание своей активной роли в социально-экономическом и демократическом развитии страны;
  • для общества – устанавливаются отношения между поколениями, снижается социальная напряженность, формируется толерантность, партнерские отношения для достижения взаимопонимания и согласия.

Проект «Добрый диалог поколений» включает в себя  три направления:

  • «Дорогою добра» (организация досуга).
  •  «Умелые ручки» (творческая мастерская).

Целевые группы, на которые направлен проект:

  • воспитанники 11-17 лет;
  • пожилые люди и инвалиды ГБУ СО КК «Новороссийский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

Цель проекта:

1. Создание условий для диалога между представителями разных поколений, а именно воспитанников «Новороссийский СРЦН» и пенсионеров и инвалидов ГБУ СО КК «Новороссийский дом-интернат для престарелых и инвалидов».

2. Формирование у подрастающего поколения гражданской ответственности, уважение к старшим и сохранение исторической преемственности поколений.

Задачи проекта:

  • изучить историю страны через судьбы участников проекта;
  • организовать детей на дела, направленные на заботу и помощь о старшем поколении;
  • помочь пожилым людям и инвалидам повысить социальную активность;
  • укрепить значимость и важность старшего поколения в сегодняшнем дне;
  • организовать общение и взаимодействие детей с пожилыми людьми и инвалидами через реализацию данных проектов;
  • усилить патриотическое воспитание детей и сформировать твердую гражданскую позицию;
  • укрепит духовную связь между поколениями

Реализация проекта рассчитана на 2019-2020 гг.

2. Описание проекта

Для реализации достижения поставленной цели, а именно:

1. Создание условий для диалога между представителями разных поколений: пенсионерами и инвалидами  и учащимися .

2. Формирование у подрастающего поколения гражданской ответственности, уважение к старшим и сохранение исторической преемственности поколений. Выделено три направления: образовательное, воспитательное и эстетическое.

Проект предполагает работу с  пожилыми людьми и инвалидами дома – интерната и воспитанниками «Новороссийского СРЦН» в форме совместных творческих, познавательных и досуговых мероприятий.

3. Ожидаемый результат

       Особая значимость проекта «Добрый диалог поколений», в том, что результат его двухсторонний и старшее поколение и дети становятся социально значимыми единицами в обществе. У пожилых людей появляется  уверенность в будущем своих внуков, а у детей  истинные идеалы.

  1. 4. Результаты работы.

  • буклет по проекту «Добрый диалог поколений».
  • Встречи и беседы в доме – интернате.
  • Выступления воспитанников в  ГБУ СО КК «Новороссийский дом-интернат для престарелых и инвалидов»
  • изготовление подарков подопечным ГБУ СО КК «Новороссийский дом-интернат для престарелых и инвалидов»

1.

Направление

 «Дорогою Добра»

1. Пояснительная записка

        Когда человек стареет, уходит на пенсию, происходит изменение его жизненного статуса, определенной роли в обществе и семье. Эта неопределенность часто негативно влияет на психологическое состояние пожилых людей. Они чувствуют невостребованность своего жизненного опыта, знаниям и таланту. Им крайне необходимо общение, ощущение своей полезности и причастности к каким – либо делам.

        Наша взаимосвязь основана на преемственности и связи поколений. Не секрет, что в наши дни разрыв в понимании между поколениями увеличивается. В данное время важно наладить постоянное общение молодежи с пожилыми людьми на основе традиционных форм и неформальных методов работы. Форумом для встреч поколений станет созданный с этой целью проект «Дорогою Добра». В его работе должны воплотиться традиционные ценности: милосердие, благотворительность, толерантность и почтительное отношение к старшим. Сегодня очень важно развивать эти ценности в подрастающем поколении.

Актуальность  проекта состоит в том, что через досуговые мероприятия необходимо наладить связь между поколениями, сблизить ценностные ориентации молодёжи и старшего поколения, воспитать  у молодёжи духовные качества: милосердие, сострадание, сочувствие, уважение, а также оказать взаимопомощь и поддержку путём развития взаимных интересов и совместных дел.

Цель программы:

1. Предоставление возможности активного участия воспитанников и  пожилых людей и инвалидов совместно  в досуговых мероприятиях.

Читайте также:  Компания центр развития ребенка

Задачи проекта:

  1. Создать обстановку семейного праздника, досуга, в котором принимают участие оба поколения.
  2. Сформировать интерес к традиционной культуре своего народа и родного края.
  3. Развивать духовно-эмоциональную связь между поколениями.
  4. Воспитывать уважение к людям старшего возраста

2. Описание проекта

             В проекте «Дорогою Добра» предусмотрено устраивать  тематические и праздничные мероприятий, совместные чаепития, проведение лекций, совместные беседы, вечера  воспоминаний, организация совместных прогулок, которые дети и пожилые люди совершают вместе. Во время проведения тематических мероприятий пожилые люди знакомят детей с народными традициями, истоками русской культуры. Люди старшего поколения прививают детям интерес к русским обрядам. На прогулках проводятся наблюдения за живой природой.

Пожилые люди двигаются, улучшают свою физическую форму, получают положительные эмоции. Поднимается их настроение, улучшается самочувствие.

Во время общения дети приобщаются к историческому прошлому своего народа через рассказы о войне, о легендарных героях прошлых лет, узнают о своих замечательных земляках, знакомятся с достопримечательностями родного города.

3. Ожидаемые результаты

        Мероприятия проекта «Дорогою Добра» оказывают положительное воздействие на воспитание подрастающего поколения, уважительное отношение к пожилым людям, доставляя им радость в общении с детьми.

Проект позволит пожилым людям и инвалидам почувствовать себя нужными и интересными современному обществу, способными осуществить свои самые смелые мечты в плане развития своих творческих способностей.

4.Тематический план

№ п/п

Наименования мероприятия

Срок  реализации

Ответственный

1.

Праздничная программа посвященная Дню пожилых людей

Октябрь 2019 г

Резникова О.В.

Захарова Т.К.

2.

Праздничная программа «День победы»

Май 2019 г

Резникова О.В.

Захарова Т.К.

4

Мероприятия посвященные 23 февраля

Февраль 2020

Резникова О.В.

Захарова Т.К.

       2.

Направление  «Умелые ручки»

  1. Пояснительная записка

Каждый человек от природы наделен определенными талантами и способностями. Тяга к реализации созидательного и творческого потенциала неизменно влечет людей к саморазвитию и общению с единомышленниками.

Цель программы:

Создать условия для социальной адаптации одиноких пожилых людей, включить их в совместную с детьми и подростками активную социально значимую и  творческую деятельность, скрасить их одиночество.

Приобщение школьников к духовно-нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт пожилых людей и детей, средства изобразительного искусства.

Задачи программы:

  • познакомить воспитанников с обычаями и традициями русского народа;
  • воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым;
  • формировать эстетический вкус;
  • развивать воображение и фантазию.

2. Описание программы:

В программе «Умелые ручки» предусмотрено проведение мастер-классов с воспитанниками. Изготовление поделок с помощью ручного труда.

3. Ожидаемые результаты:

  • Раскрытие творческого потенциала участников мастер-классов
  • Украшение интерьера комнат пожилых людей  дома-интерната.
  1. Тематический план

№ п/п

Наименования мероприятия

Срок  реализации

Ответственный

1.

Мастер – класс «Фронтовые письма»

Февраль 2019 г

Резникова О.В.

2.

Мастер-класс «Подарок ветерану»

Май 2019 г

Резникова О.В.

3.

Поздравительные открытки

Октябрь 2020

Резникова О.В.

4.

Выставка рисунков «Как бились наши деды и отцы»

Март 2020 г

Резникова О.В.

Предполагаемые затраты и источники финансирования.

Положительная сторона проекта состоит в том, что его осуществление требует небольшых финансовых затрат – издержки, связанные с технической стороной демонстрации проекта (затраты на раздаточный материал, сбор информации).

Материалы для творчества: атласные ленты, бисер, проволока, бусины,

Канцелярские принадлежности:бумага, карандаши, краски, ножницы,клей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Века, А.В. История России с древнейших времен до наших дней / А.В. Века.- Мн.: Современный литератор, 2004.- 896 с.

  1. Верт, Н. История Советского государства: пер. с фр. / Н. Верт.- 3-е изд., испр.- М.: Весь мир, 2006.- 560 с.
  2. Великая Отечественная война. 1941-1945: энциклопедия / сост. И.А. Дамаскин, П.А. Кошель.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2010.- 447 с.: ил.
  3. Великая Победа: духовная преемственность поколений: материалы пленарного заседания межрегиональной науч.-практ. конф., посв. 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., 21-22 апреля 2005 г.- Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005.- 86 с.
  4. Всемирная история: Вторая мировая война / сост. А.Н. Бадак.- Мн.: Харвест, 2002.- 592 с.
  5. Зуев, М.Н. Отечественная история: учебное пособие / М.Н. Зуев. В 2-х кн. Кн.2. Россия в ХХ – начале ХХI века.- М.: ИД «ОНИКС», 2005.- 672 с.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

Г.БЛАГОДАРНОГО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Социальный проект   «Моя гражданская активность»

Разработчик: Даутова Галина Ивановна

Учитель истории  и обществознания

г. Благодарный

            Каждый, кто внес свою лепту в дело процветания страны или

физическим или нравственным трудом, является благородным и полезным гражданином.
                                                            Ян Чечот

Актуальность проблемы

       Гражданин – это человек любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свои права.

       Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, Родине.

       Патриотизм является важным  стимулом достижения успеха в международной конкуренции, сохранения и укрепления российской цивилизации. Но в условиях нестабильности современного  общественного развития  система гражданско-патриотического воспитания нуждается в совершенствовании.  Патриотизм неотделим от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который предстоит вновь создавать сегодня, исходя из новых условий.
Наш проект направлен на формирование гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным и патриотическим традициям, призван систематизировать и углубить деятельность школы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколении, позволит объединить проводимые в школе социально значимые мероприятия с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием подрастающего поколения. 
    Образовательное учреждение отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен дать систему знаний ,воспитать гражданина и патриота, повысить его гражданскую активность.

Но реализация духовно- нравственного  воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время предъявляет новые требования. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активную социальную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успехов.

В ходе реализации проекта предполагается достижение следующих результатов: 
– организация совместной деятельности учащихся, учителей,  представителей социума в реализации основных мероприятий проекта; 
– углубление и расширение деятельности по формированию у подрастающего поколения таких понятий, как верность Родине, служение Отечеству, народу; 
– привлечение молодежи к участию в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества; 
– повышение интеллектуального уровня обучающихся, заинтересованности в исследовательской деятельности. 

Знания и информация, полученные ими в ходе реализации проекта помогут принимать более правильные решения, играть в современном обществе более весомую рол

Цель проекта:

– воспитание патриотов страны, граждан правового государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу;

– формирование у  школьников  активной гражданской позиции, социализации учащихся;

– активное и ответственное участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

Задачи:
– развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
– создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

– формировать умение работы с различными источниками информации;
– развивать и углублять знания об истории и культуре родного края, города;

– содействовать защите прав, достоинства и интересов детей;

– способствовать развитию у детей и подростков осознания себя гражданином России, формированию основ гражданской, социальной и правовой культуры;

– создавать условия для проявления способностей каждого ученика.
Объект: воспитательный процесс в школе.

Предмет: содержание, формы и методы воспитательного процесса, способствующие формированию активной гражданской позиции у обучающихся.

Гипотеза. Если ребёнок активен в рамках школьного и социального пространства, у него вырабатываются черты будущего гражданина: ответственность, самостоятельность, формируется активная жизненная позиция. В процессе реализации инициатив учащиеся почувствуют значимость общественно полезной деятельности, развития гражданской и социальной ответственности за себя и окружающих.

Методы работы:

-анализ методической литературы;

-методы психодиагностики (опросный метод, анкетирование);

-анализ полученных результатов;

-проведение анкетирования, соцопросов;

-проведение круглых столов по актуальным проблемам развития района, края.

Время проведения проекта: 2015-2018 г.г. (проект в стадии разработки)

 Этапы проекта:

 1.Подготовительный (2015)

 Формулировка темы учебного проекта и тем исследований обучающихся.

Составление плана работы.

2. Основной.  (2016-2018).  Определение  тем круглых столов, вопросов по актуальным проблемам города, района, края.  Осуществление взаимодействия

 3.Аналитический. Определение источников необходимой информации;

Определение способов сбора и анализа информации: Определение способа представления результатов;

Распределение задач (обязанностей) между участниками проекта.

Подведение итогов работы над проектом.

План работы  по реализации проекта

I этап: Подготовительный

Содержание этапа (мероприятия)

Сроки реализации

Предполагаемый результат

Задача: знакомство с  основными методами работы: изучение актуальных проблем  города, региона, сбор и анализ информации, взаимодействие с представителями социума.

1.Изучение социального партнерства.

2.Опеределение основных проблем в жизни города, школы, учащихся. (экономические, духовно-нравственные, политические идр.)

3.Проведение анкетирования среди учащихся школы по проблемам молодежной политики в районе.

4.Распределение обязанностей в работе в группах.

5.Определение участников проекта.

Сентябрь 2015

Октябрь- ноябрь

2015

Декабрь 2015

Декабрь 2015

Сформировать  представление у школьников о социальном окружении (ДДТ, школа искусств, РДК, районная библиотека и др.)

Выделить основные темы работы.

Приобретение навыков проведения анкетирования.

Приобретение навыков работы в группах.

Приобретение навыков работы в группах.

Задача: привлечение к реализации проекта представителей социума.

6.Разработка цели и задач проекта

Сентябрь- октябрь 2015

Формируется умение ставить цель

7.Определение участников  социального взаимодействия

Декабрь 2015

Составление  мероприятий по реализации проекта

II этап: Основной

Содержание этапа (мероприятия)

Сроки реализации

Предполагаемый результат

Задача: реализация проекта.

1.Подготовительная работа к проведению круглого стола (определение вопросов,  приглашение представителей социума, подготовка презентации и др.)

Январь  2016г.

Приобретение организаторских навыков, навыков работы в группах

2.Круглый стол «Церковь, государство и общество: задачи 21 века».

Февраль 2016 г.

Приобретение навыков общения, умения вести диалог с собеседником.

3.Подготовительная работа к проведению круглого стола (определение вопросов,  приглашение представителей социума, подготовка презентации, проведение соцопросов с жителями города и др.)

Март  2016г.

Приобретение организаторских навыков, навыков работы в группах.

Ученики научатся проводить соцопросы, составлять тексты обращений в органы власти.

4.Составление текста обращения  к администрации г. Благодарного.

Март 2016 г.

Ученики научатся проводить соцопросы, составлять тексты обращений в органы власти.

5.Круглый стол «Благодарненский район: проблемы и перспективы развития»

Апрель  2016 г.

Приобретение навыков общения, умения вести диалог с собеседником.

6.Участие в акции «Помоги ветерану»

Апрель-май 2016г.

Воспитание чувства гордости и любви к Родине, гуманное отношение к ветеранам войны.

7.Участие в акции «Георгиевская ленточка»

Апрель-май 2016г.

Воспитание чувства гордости и любви к Родине, гуманное отношение к ветеранам войны.

8.Операция: «Памятник»  (благоустройство памятника Неизвестному солдату во дворе школы, могилы Александры Бледновой)

Апрель-май 2016г.

Воспитание гуманного отношения к ветеранам войны.

9.Участие в акции «Свеча памяти»

Июнь 2016 г.

Воспитание чувства патриотизма.

9.Подготовительная работа к проведению круглого стола (определение вопросов,  приглашение представителей социума, подготовка презентации, проведение соцопросов с жителями города и др.)

Октябрь 2016г.

Приобретение организаторских навыков, навыков работы в группах.

Ученики научатся проводить соцопросы, составлять тексты обращений в органы власти.

10.Круглый  стол «Информационно-просветительская деятельность  как ресурс противодействия коррупции»

Ноябрь 2016г.

Приобретение навыков общения, умения вести диалог с собеседником.

11. Акции: «Посылка солдату»

Ноябрь- декабрь 2016

Воспитание гражданской позиции, осознание необходимости выполнение долга перед Родиной.

12.Изучение методов написания исследовательской работы (тезисы, реферат, доклад идр.)

Декабрь 2016 г.

Формирование умения работы с текстом.

13.Подготовительная работа к проведению круглого стола (определение вопросов,  приглашение представителей социума, подготовка презентации, проведение соцопросов с жителями города и др.

Январь 2017 г.

Приобретение организаторских навыков, навыков работы в группах.

14.Круглый стол  «Мы разные, но мы – против террора»!

Январь – февраль 2017 г.

Приобретение навыков общения, умения вести диалог с собеседником.

15.Разработка памятки «Правила поведения в случае террористической угрозы» совместно с представителями МЧС.

Февраль 2017г.

Формирование модели поведения в чрезвычайной ситуации.

16.Подготовительная работа к проведению круглого стола (определение вопросов,  приглашение представителей социума, подготовка презентации, проведение соцопросов с жителями города и др.

Март  2017 г.

Приобретение организаторских навыков, навыков работы в группах.

17. Круглый стол «Демографические проблемы Благодарненского района»

Апрель 2017 г.

Формирование навыков  анализа результатов, поиска путей решения проблемы, работы в группах.

18.Подготовка к проведению межрайонной  научно- практической конференции «Благодарненские чтения».Открытие бюста летчице Е.Д. Бершанской.

Апрель 2017 г.

Формирование умения работы с текстом, производить отбор информации.

19.Школьная конференция научного общества «Эрудит»

Май 2017 г.

Формирование умения работы с текстом, производить отбор информации.

20.Операция: «Памятник»  (благоустройство памятника Неизвестному солдату во дворе школы, могилы Александры Бледновой, бюста Е.Д. Бершанской)

Май 2017 г.

Воспитание гуманного отношения к ветеранам войны.

21.Участие в акции «Свеча памяти», оказание помощи ветеранам войны.

Июнь 2017г.

Воспитание гуманного отношения к ветеранам войны

22.Изучение методов написания исследовательской работы (тезисы, реферат, доклад и др.)

Сентябрь- октябрь 2017 г.

Формирование умения работы с текстом.

23.Подготовительная работа к проведению круглого стола (определение вопросов,  приглашение представителей социума, подготовка презентации и др.)

Октябрь 2017г.

Приобретение организаторских навыков, навыков работы в группах.

24.Круглый стол «Развитие волонтерского движения»

Ноябрь 2017

Формирование социальной активности, получение новой информации.

25. Подготовительная работа к проведению круглого стола (определение вопросов,  приглашение представителей социума, подготовка презентации и др.)

Январь 2018 г.

Приобретение организаторских навыков, навыков работы в группах.

26.Подготовка исследовательских работ на межрайонную научно-практическую конференцию «Благодарненские чтения».

Февраль-март 2018г.

Формирование умения работы с текстом

27.Открытие мемориальной доски на фасаде школы нашей землячке, разведчице партизанского отряда «Максим» Александре Бледновой.

Апрель 2018 г.

Воспитание чувства гордости за наших земляков, необходимости сохранения памяти о героях войны.

28.Круглый стол «Герои нашей земли»

Май 2018г.

Формирование социальной активности, получение новой информации.

29.школьная научно-практическая конференция «Эрудит»

Май 2018г.

Формирование социальной активности, получение новой информации.

III этап: Аналитический

Содержание этапа

Сроки реализации

Предполагаемый результат

Задача: Подведение итогов

1.Проведение диагностик «Что значит быть патриотом», «Моя гражданская активность»

Сентябрь 2018г.

Выявление результатов

2.Анализ проведенной работы.

Сентябрь 2018г.

Выявление результатов

Ожидаемые результаты.

В результате реализации проекта ожидается:

 1) в школе как в образовательной системе:

-обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
– вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2)в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
         3) в историко – краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
         4) в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
         5) в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Проект отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Использованная литература:

1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. – Волгоград: «Учитель», 2006.

2. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

3.  Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

4. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

5. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.

6. Материалы Интернета.

Источник

Читайте также:  Развития ребенка с четвертого по пятый месяц