Социальные отклонения в развитии и воспитании ребенка
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет социологии
РЕФЕРАТ
По социальной педагогике
«Социальные отклонения в воспитании, их причины и пути преодоления»
Выполнила: студентка 3 курса
Группы Ант-д-3
Березовская Анастасия
Проверила: к.п.н., доцент Петрикова Н.Н.
Москва 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. НОРМА И ПАТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА, ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ……………..4
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ………………………………………………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….13
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………14
ВВЕДЕНИЕ
Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, – всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.
В настоящее время, в связи со сложившейся социальной ситуацией в стране, молодые люди оказались наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам, и, как следствие, возросло число конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В характеристике подобного поведения кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений, преступности.
Проблема нравственного воспитания и коррекции девиантного поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психологических проблем. Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно дать оценку девиантным отклонениям в молодежной среде, можно сказать, что масштабы девиации растут по многим показателям (алкоголизм, наркомания, проституция, разбои и суицид).
Для более полного понимания данной темы необходимо четкое представление о том, что представляет собой отклоняющееся поведение, каковы его причины.
ГЛАВА 1. НОРМА И ПАТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА, ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ.
Под нормой (от лат. norma) понимают правило, точное предписание, установленная мера.
«Социальная норма» («социальные нормы») – это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики нормы и правила общественного поведения и проявления человека в условиях жизни общества.
Нормы определяют сложившиеся или установленные (дозволенные или обязательные) стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых является для индивида необходимым условием взаимодействия.
В социальных нормах преломляется и отражается предыдущий социальный опыт общества и осмысление современной действительности.
Норма, это обобщение эмпирического опыта взаимодействия людей.
Нормы группируют по основным нормообразующим факторам на правовые, нравственные, этические, религиозные и др. Они служат критерием оценки социальной роли человека в любой конкретный момент и присутствуют в его повседневной жизни и деятельности.
Человек одновременно выполняет несколько социальных ролей –
гражданина, специалиста, члена семьи, коллектива и пр.
Социальное отклонение – это не соответствие поведения человека общественным ценностям и нормам, принятым в обществе (его среде жизнедеятельности).
Выделяют такие формы социального отклонения асоциальное поведение и антисоциальное:
Асоциальное поведение – это такое поведение человека, которое не
соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит противоправных действий.
Антисоциальное (от греч anti – против и социальный) – это противоправное поведение человека
В социологии выделяют такое явление, характеризующее несоответствующее нормам проявление человека в социальной среде, как
аномия.
Термин «аномия» предложен французским социологом
Д. Дюркгеймом и означает отсутствие норм в поведении, их недостаточность. Американский социолог Р. Мертон в 30-х гг. выдвинул теорию социальной аномии, под которой рассматривал состояние «безправия» в обществе, побуждающее индивида к отклоняющемуся
поведению. По его мнению, во всяком обществе господствуют определенные цели и средства их достижения. Нарушение равновесия между целями и средствами их достижения и служит основанием для аномии.
Мертон выделил типы реакции человека при аномии:
1.Конформизм – равное (наряду со всем) положительное отношение к целям и средствам их достижения, сложившимся в обществе
2.Инновативность – положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств, которое ведет к новационному поведению, новационной деятельности человека
3.Ритуализм – отрицательное отношение к целям, их забвение при
сохранении главного акцента на средствах составляет поведение ритуального типа (например, религиозная деятельность, бюрократизм
ипр)
4.Ретризм – отрицание и целей, и любых средств их достижения.
Он ведет к уходу от жизни (алкоголики, наркоманы и т д )
5.Бунт – отказ и от целей, и от средств, принятых в обществе с
одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами. Он
выступает в форме мятежа, переворота и провозглашает революционные перемены в социальных нормах и ценностях
В социальной педагогике и в социологии выделяют выражение –
отклоняющееся поведение. Это поведение человека, не соответствующее принятым в обществе нормам и ролевым предназначениям
Под девиантным поведением человека подразумевается система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе правил Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
Делинквентное поведение в крайних своих проявлениях характеризуется как уголовно наказуемое и подлежит административным воздействиям.
В 1950-х гг американский социолог А. Коэн выдвинул теорию делинквентных субкультур.
Основная идея теории.
Существует особая субкультура людей делинквентного типа, определяющая ориентацию их на успех, но совсем иным путем (иными средствами), по сравнению со стандартами общества.
Нормы данной субкультуры – все, что выходит за рамки права, морали, нравственности, эстетики.
Средства достижения самоуважения и уважения со стороны других кражи, агрессивность, вандализм. К субкультуре насилия относят агрессивное поведение, воровство и пр. Она функционирует внутри мафии, банды, криминальных групп и определяет сущность и образ жизнедеятельности их членов.
Существуют различные теории формирования девиантного поведения человека.
Биологические – своеобразие внешнего вида
предопределяет склонность человека к правонарушению (Ломброзо.
Шелдон).
Психологические – особенности психики человека являются
той основой, которая определяет его склонность к конфликтам правонарушениям (Фрейд).
Социологические – девиантное поведение человека является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и пр. (Дюркгейм, Мертон Миллер и др. )
Биологические, и психологические теории выделяют особенное в личности, которое может сказаться на ее девиантном развитии, воспитании.
Инстинкт самосохранения проявляется в эмоциях страха и гнева (защита и нападение).
Человек, с рождения неся в себе агрессивное начало может иметь определенное предрасположение к девиации.
Любое предрасположение человека к девиации реализуется только при неблагоприятных для него условиях среды жизнедеятельности и
воспитания.
Девиантным человек становится постепенно. Основными этапами
становления девиантного поведения являются
- возникновение противоречия между социальными нормами (внешними требованиями) и личными ощущениями по поводу принятия (не принятия) норм;
- проявление несогласия, отрицание социальных требований ребенком на уровне эмоций и образов (разговоров с друзьями);
• проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство,
обман, кражи и т.д.). Это пробы на прочность своих образов в сравнении с внешними нормами. Не поздоровался со старшим. Ничего не случилось!;
• рецидивы противозаконных действий. Повторение опыта. Хождение по известной тропинке.;
- накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулиганство, проституция и др.). Появление репертуара использования своих образцов. Оправдание своего репертуара.;
- включение в группу с асоциальным поведением. Поиск единомышленников, которые такие же. Человек всегда чей-то.;
- нарушение законов. Поиск более острых ощущений. Переход к новым сценариям нарушений.;
- совершение преступления
Чтобы эффективно воздействовать на людей социально негативного (девиантного) поведения, необходимо выявить основные факторы, обусловливающие их формирование.
К таким группам факторов и их составляющих следует отнести (см. схему 1):
Развитие ребенка.
1. Отклонения в психическом и физиологическом развитии: низкий уровень интеллектуального развития от рождения или как результат черепно-мозговой травмы; эмоционально обусловленные отклонения и (или) отклонения активно-волевой сферы, способствующие формированию повышенной возбудимости, аффективного поведения, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаждений, злорадства и издевательства над окружающими, деспотизм, бродяжничество и пр.; отклонения в процессе формирования личности, приводящие к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками.
2. Негативная личностная позиция самого ребенка, подростка:
а) отклонения в самооценке подростка: завышенная – ведет к возникновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям; заниженная – рождает неуверенность в себе, поведенческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее в коллективе, сдерживает самовыражение;
б) отклонения в личностных притязаниях подростков. Они, как правило, вытекают из отклонений в самооценке. Притязания предопределяют личную позицию подростка и активность в достижении целей;
в) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствованию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и несформированностью потребности быть лучше;
г) негативно реализуемая потребность в самоутверждении и соперничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое соперничество. Эти потребности, их направленность в подростковом
возрасте предопределяют устремленность подростка к самоактивности;
д) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потребности и активного желания самоисправления;
е) стремление подростка к общению, участию в неформальных молодежных объединениях, в том числе и асоциальной направленности.
Ошибки школьного (профессионального) воспитания.
1. Несоответствие воспитания индивидуальности ребенка. Различные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость их
учета в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание
или стимулирование тех или иных возможностей ребенка в познавательной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных
возможностей, позволяющих преодолеть недостатки, и пр.
Адаптация ребенка к школе.
2. Несоответствие воспитательного воздействия своеобразию возрастного развития. Так, например, наиболее сложным в воспитании
является подростковый, отроческий возраст (11-13, 14-16 лет) –
переходный возраст. В социальном плане подростковая фаза – это
продолжение первичной социализации. Подростки – как правило,
школьники – находятся на иждивении родителей (или государства),
главной деятельностью является учеба. Это период завершения детства и начала «вырастания» из него
К проблемам подросткового возраста, неучет которых приводит к
отклоняющемуся поведению, относятся:
а) кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте: ускоренное и неравномерное развитие организма в период полового созревания; неразвитость сердечно-сосудистой системы, влияющей на физическое и психическое самочувствие подростка, «гормональная буря эндокринной системы в период полового созревания, проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости;
Источник
Глава 9
Детская субкультура и социокультурный мир ребенка,
подростка
• Ребенок – это особый мир с присущими ему особенностями в зависимости от наследственности, возраста, пола, своеобразия социального и психического развития. В процессе своего становления как личности он проходит длительный путь психического и социального развития и воспитания, меняясь качественно – формируясь как существо мыслящее, способное не только воспринимать окружающий мир, но и осознанно воздействовать на него. При этом каждому возрасту соответствует определенная субкультура и конкретный социокультурный мир ребенка, со своим содержанием и специфическим проявлением.
Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:
истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенка;
особенности проявления и необходимость учета социокультурного мира у ребенка, подростка.
§ 1. Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенка
Одним из традиционно устойчивых заблуждений, господствовавших в педагогике до середины XVIII в., было сравнение ребенка с «маленьким взрослым». Хотя представители гуманистического направления указывали на ошибочность такого положения. Так, например, Иоанн Златоуст (347-407) писал, что высшее искусство воспитания состоит в том, чтобы вначале спуститься до понимания воспитываемого, а потом уже возвышать его. Чтобы понять ребенка, надо его знать. Это была действительно гениальная мысль. Впоследствии Руссо в романе «Эмиль, или О воспитании» (1762) писал: «Детства не знают: при тех ложных понятиях, которые имеются о нем, чем дальше идут, тем больше заблуждаются. Самые мудрые из нас гонятся за тем, что людям важно, – знать, не принимая в расчет того, в состоянии ли дети научиться этому. Они постоянно ищут в ребенке взрослого, не думая о том, кем он бывает, прежде чем стать взрослым». И далее советовал: «Прежде всего хорошо изучите ваших воспитанников, ибо вы решительно их не знаете». Действительно, в конце XVIII в. ребенка рассматривали как взрослого человека, только маленького роста. Таковыми можно видеть их и на рисунках, и в скульптурах того времени.
«Я не сомневаюсь, – писал Пирогов в статье «Быть и казаться», – что у ребенка есть свой мир, отличный от нашего… он живет в собственном мире, созданном его духом, и действует, следуя законам этого мира. И если дети не имеют ни силы, ни способов нарушать законов нашей жизни, то и мы не имеем права безнаказанно и произвольно ниспровергать столь же определенные законы мира детей». А «мы, взрослые, нарушаем беспрестанно гармонию детского мира. Мы, насильственно врываясь в него, переносим ребенка на каждом шагу к себе, в наш свет. Мы спешим внушить ему наши сведения, наши понятия, наши взгляды, приобретенные вековыми усилиями уже взрослого человека. Мы от души восхищаемся нашими успехами, полагая, что ребенок нас понимает, а сами не хотим понимать, что он понимает нас по-своему». В работе с детьми важно «не переносить ребенка из его сферы в нашу, а самим переселиться в их духовный мир».
В XX в. известный польский педагог-гуманист Януш Корчак (1878-1942) также обращает внимание на то, что мы недостаточно знаем мир детей. «Ребенок не глуп; дураков среди них не больше, чем среди взрослых…
Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам; трудно – попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы.
Уважайте его незнание!»
Качественное социальное изменение человека на каждом этапе его возрастного развития составляет основу и суть процесса социализации. Она обусловливает своеобразие восприятия им окружающей среды и ориентирует на адекватное поведение, действия и поступки. Как ребенок воспринимает явления, так он на них и реагирует. Со временем эта реакция приобретает все более и более осознанный характер. Социальное изменение ребенка закономерно. На каждом возрастном этапе ребенок представляет то особенное, что определяет своеобразие его социального формирования, определенную субкультуру, играющую особую роль в этом процессе.
Термин «субкультура» (от лат. sub – под… – приставка и культура) определяет культуру какой-либо социальной или демографической группы. Например, детская субкультура, национальная субкультура, профессиональная субкультура и пр.
Детская субкультура в широком смысле представляет все то, что создано человеческим обществом для детей, в более узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Понятие «детская субкультура» предполагает, что для каждого возраста характерна своя культура, обусловленная тем, что может усвоить на этот период ребенок и что может стать социальным содержанием его развития как личности: позволяющим ему понимать явления объективной действительности, реагировать на них и адекватно проявлять себя в данной социальной среде. В каждый возрастной период она отличается своим языком, содержанием, своеобразием восприятия явлений окружающей среды, мышления и поведения, что существенно влияет на действия и поступки ребенка в социуме.
Субкультура отражается в детских играх, фольклоре, художественном творчестве, традициях. В зависимости от пола, особенностей психического развития и социализации детей у них наблюдаются своеобразные проявления субкультуры, выражающиеся в тайных языках и шифрах, шалостях, детской «магии» и т.д., например в играх, считалках, загадках, дразнилках у дошкольников и младших школьников; фольклорном репертуаре и детских традициях у детей 8- 13 лет; стремлениях к последней моде (супер), к участию и организации неформальных групп, принятию разнообразных правил поведения и общения у подростков и пр.
Термин «социокультура» означает, что каждый ребенок в зависимости от возраста, с одной стороны, представляет собой определенную детскую субкультуру, с другой – конкретный результат культурного становления детской личности, обусловленный средой, социумом, в котором он жил и формировался. Она также определяет то индивидуальное, что сформировалось из этого ребенка на данном возрастном этапе, в данной социальной среде – реализованную социокультурную реальность. Поэтому в конкретном ребенке детская субкультура проявляется в его внутреннем социокультурном мире и реальном бытие.
Социокультурный мир ребенка представляет собой его социально-педагогическую характеристику, определяющую своеобразие восприятия им окружающей действительности (среды жизнедеятельности), реагирования на нее и проявления в ней в процессе социального изменения его личности в соответствии с возрастом. Он характеризует типичные реакции, отношения и поведение в конкретном социуме.
Выделяют типичный и индивидуальный социокультурный мир ребенка. Типичный – это социокультурный мир, характерный для определенного возраста. Он подчеркивает естественное в восприятии и реакциях ребенка на данном возрастном этапе. Выделяется он с учетом знания закономерностей возрастного и социального развития и воспитания детей. С его помощью можно оценить своеобразие социального развития ребенка данного возраста, его соответствие или несоответствие в развитии, приобретение социального опыта как личности. Другими словами, через типичный социокультурный мир можно определить ход социализации ребенка, его соответствие возрасту и уровню социального развития и воспитания.
Индивидуальный социокультурный мир свидетельствует об особенностях социального развития и воспитания данного конкретного ребенка, его индивидуальном своеобразии. С его помощью можно оценить уровень соответствия или несоответствия, опережения или отставания процесса социализации на данном этапе. Каждый ребенок исключительно индивидуален, и в то же время он типичен в зависимости от его возраста, уровня социального развития и воспитания. Благодаря этому мы сравниваем детей одного возраста, оцениваем их и делаем выводы о соответствии, задержке или опережении в социальном развитии.
Основными социально-педагогическими качественными характеристиками социокультуры ребенка являются:
восприятие окружающей среды и реакция на нее;
речь;
душевное состояние и переживания;
• самопроявление (проявление Я личности), отношения и взаимоотношения;
• поведение, действия и поступки.
Восприятие окружающей среды и реакция на нее. Восприятие ребенком меняется с возрастом. Оно зависит от его развития, социализации и социального обогащения. Именно психическое развитие ребенка обусловливает его интеллектуальное и социальное изменение, что, в свою очередь, влияет на развитие его психики. Особенности психического развития на различных возрастных этапах изучаются возрастной психологией.
Речь. Дети имеют природную предрасположенность к овладению языком. В этом один из аспектов социальности человека. Характерно, отмечал известный отечественный психолог А.Р. Лурия (1902-1977), что близнецы способны формировать «свой» язык, позволяющий им общаться и понимать друг друга. Большое образовательное значение изучению родного языка придавал Ушинский, так как, «усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения».
Речь по своей природе социальна: в ребенке заложена предрасположенность к овладению языком, но она развертывается в способность только при наличии социального фактора, своеобразие которого обусловливает соответствующую способность ребенка овладеть речью.
Каждый язык является результатом многовековой духовной жизни конкретного народа, он представляет собой органическое сочетание народной мысли и чувства, вот почему в полной мере язык может быть усвоен лишь в той обстановке, среди того народа, где он выработался. Изучаемый же вне этой обстановки и потому усваиваемый поверхностно, он никогда не окажет надлежащего развивающего влияния. Знакомясь с первых дней с родным языком, ребенок изначально воспринимает духовную жизнь народа, соединяясь с ней. Именно поэтому Коменский и Ушинский рекомендовали начинать с овладения родным языком, а затем, после того как он хорошо усвоен и оказал свое благоприятное воздействие, приниматься за иностранный. Сам по себе иностранный язык, изучаемый ребенком в русской обстановке, отмечал Ушинский, «никогда не окажет такого сильного влияния на его духовное развитие, какой оказал бы родной ему язык; никогда не проникнет так глубоко в его дух и тело, никогда не пустит таких глубоких, здоровых корней, обещающих богатое, обильное развитие» его как личности.
Языковая среда формирует социокультурный мир ребенка. Это можно наблюдать по языковому проявлению у детей. Существует выражение «маленький старичок» или «маленький дед». Так называют ребенка, преимущественно воспитываемого пожилым человеком. Он перенимает очень многое: манеру поведения, язык, суждения и пр. Характерно, что учителя особенно младших классов легко узнают родителей своих воспитанников по манерам поведения, языку и другим проявлениям.
Душевное состояние ребенка определяет его личную (субъективную) эмоциональную оценку своего внутреннего состояния и отношения к себе окружающих его людей. Эмоциональное реагирование ребенка отражает особенности его детской личности: реакцию на внутреннее комфортное состояние и дискомфорт, на отношение к себе окружающих, отношение к человеку, с которым он взаимодействует, оценку его действий и поступков, в какой степени они направлены на его безопасность и защиту, содействие ему и пр. По своей сути оно определяет социальное благополучие или неблагополучие ребенка и влияет на его реакцию, поведение и проявление.
Душевные переживанияребенка – это его чувственное состояние в данной конкретной среде, отношение к близкому человеку, к добру и злу, правде и неправде; чувствительность к несправедливости. Они во многом формируют устойчивость, уравновешенность или раздражительность психики, капризность ребенка в отношениях и проявлениях. Душевные состояния и переживания детей тесно взаимосвязаны и характеризуют их своеобразие.
Они естественным образом формируют такое явление, как детский страх, который является своего рода реакцией ребенка, отражающей его стремление к самосохранению. При определенных условиях страх может превратиться в патологию. Например, неожиданный, резкий и сильный звук, крик; длительное воздействие на психику ребенка факторов, существенно сказывающихся на чувстве его безопасности (частые рассказы о страшных историях, волшебных не по возрасту сказок; длительная, пугающая темнота и одино чество и пр.). Социально-педагогическая неграмотность родителей, типичные ошибки, допускаемые ими в процессе ухода и воспитания ребенка, проявляются тогда, когда они своими действиями стимулируют формирование и укрепление у ребенка чувства страха, превращая его в патологию, и недостаточно проявляют внимания к его профилактике и преодолению.
Самопроявление (проявление Я личности), отношения и взаимоотношения ребенка. Образ жизни ребенка формирует в нем то индивидуальное, что определяет его Я, особенности самопроявления, отношения к явлениям окружающей его реальности, взаимодействия в типичных ситуациях среды жизнедеятельности. Все это находит выражение также в отношениях к самому себе, матери (отцу), бабушке (дедушке), старшим, младшим, к сверстникам и т.д. Эти отношения ребенка со временем могут меняться в зависимости от жизненных ситуаций, приобретаемого опыта социального поведения и самосовершенствования. Позиция Я личности также может со временем стать другой, но может и укрепляться вследствие жизненных обстоятельств.
Поведение, действия, поступки. Это проявление собственно социокультурного мира ребенка. С возрастом они меняются, что-то переходит в привычки и становится характерной особенностью, что-то преодолевается (изживается). Данный факт исключительно важен в социальном формировании личности. Он диктует необходимость умения видеть своеобразие проявлений ребенка, понимать их субкультурный характер перспективы изменения, прогнозировать динамику и определять пути целесообразного педагогического влияния. Исключительно важно не забегать вперед (не требовать от ребенка того, что ему по возрасту, по уровню развития трудно понять) и не задерживаться (сохраняя в нем детские черты и тормозя социальное формирование).
Таковы основные социально-педагогические качественные характеристики социокультуры ребенка.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник