Социальное воспитание и развитие ребенка младенческого возраста

Социальное воспитание и развитие ребенка младенческого возраста thumbnail

Младенческий возраст – это период от рождения до года. В младенческом возрасте прежде всего необходимо обеспечить ребенку общение с взрослым, полноценное вскармливание и достаточный

гигиенический уход. Особенно необходимо для младенца состояние эмоционального благополучия. Дефицит эмоциональных контактов со взрослым может привести к задержкам развития уже в первые месяцы жизни, потому что оно невозможно без непосредственного участия взрослого человека. Именно взрослый создает все условия для нормального психофизического развития. Эмоциональное, непосредственное общение — ведущий тип деятельности в этом возрасте.

К первым признакам социального общения ребенка относится возникновение осмысленной улыбки, а немного позже – «комплекса оживления» (специфического проявления эмоциональных реакций).

Первая форма общения – эмоционально-непосредственная (ситуативно-личностная). Ее характеризует интерес к близкому человеку, возникновение эмоционального отношения к нему. Ребенок научается узнавать близких, радоваться им, возникают первые привязанности. К концу

первого полугодия появляется настороженность и страх по отношению к посторонним, малознакомым людям. Такая форма общения свойственна ребенку первого полугодия жизни.

Вторая, более развитая форма общения – эмоционально- опосредованная (ситуативно-деловая) – начинает складываться во втором полугодии жизни. Такое общение, опосредованное предметами, возникает на основе совместных действий с взрослым. Ребенка начинают интересовать и

радовать различные предметы, игрушки, действия с ними. Ярко проявляется потребность в новых впечатлениях. Взрослый, знакомя ребенка с окружающим миром, побуждает его к активному подражанию. Его эмоциональное отношение к совместным действиям с малышом во многом

определяет и эмоциональное развитие ребенка. Основные задачи развития общения детей младенческого возраста с взрослыми:

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

1. Способствовать возникновению чувства привязанности и доверия к взрослым, которые заботятся о ребенке.

2. Удовлетворять потребность ребенка в доброжелательном отношении.

3. Способствовать развитию интереса младенца к окружающему его миру и самому себе.

Взрослый для ребенка – источник радости, дающий чувство защищенности. Необходимо разговаривать с ребенком, называть предметы и явления, рассказывать о том, что взрослый с ним делает и собирается делать, интонировать свою речь, напевать, приговаривая в рифму. Важно выражать ребенку свои чувства по отношению к его действиям, как положительные, так и отрицательные. При этом ребенок должен чувствовать, что взрослый любит его и беспокоится о нем. Важно также в различных ситуациях «озвучить» чувства самого ребенка и показать, что взрослый готов их разделить. Пестушки, потешки, прибаутки, поговорки обогащают звуковую и речевую среду, развивают интонационный слух, чувствительность к звучанию поэтического слова, помогают освоить речь. От 3 до 6 месяцев полезны произведения, включающие голосовые «наигрыши» – звукоподражания народным музыкальным инструментам. Они развивают речевые реакции гуления, стимулируют голосовые возможности ребенка. С появлением у него лепета (5 – 6 месяцев) полезны короткие эмоциональные фразы и подговорки, в которых неоднократно повторяются и выделяются голосом слоги, созвучные лепету. С 9 месяцев важно развивать у ребенка речевое подражание, опираясь на «разученные», знакомые ему ситуации. С 12 месяцев малыш может вступать в речевое общение на основе элементов произведений малого фольклорного жанра, выполнять движения

соответственно звучащему тексту.

В младенческом возрасте интенсивно развивается общение ребенка со взрослым. Формируются первые привязанности, возникают социальные ожидания, складываются ранние формы взаимодействия ребенка и взрослого. Ребенок учится управлять поведением взрослого, используя голосовые реакции и мимику. Взрослый учится адекватно реагировать на различные реакции младенца, в том числе и эмоциональные, социально значимые. Первые слова могут иметь эмоциональную окраску, своеобразную выразительность, ситуативную отнесенность. Такую речь называют автономной, или ситуативной, потому что она понятна только близким людям, хорошо знакомым с окружающей ребенка обстановкой. Первые слова относятся к конкретным предметам и не имеют обобщающего характера. Появление первых слов свидетельствует об изменении социальной ситуации развития ребенка. Теперь он может пытаться сам сказать о своих желаниях. По отношению к сверстнику ребенок на протяжении первого полугодия жизни действует так же, как по отношению к игрушке или предмету. К концу года наблюдаются реакции, похожие на ревность

(тревожность), что является показателем начала формирования образа «Я». Зарождение образа «Я» ребенка связывается с появлением его первых желаний: «хочу», «не хочу», с пониманием таких слов, как «можно» и «нельзя». Оно зависит от отношения к нему взрослого человека с первого года жизни. Позитивное отношение к себе – важное эмоциональное состояние, основа для нормального развития личности.

Задачи социального развития:

1.Развивать интерес и внимание ребенка к близким взрослым.

2. Учить ребенка замечать различные эмоциональные состояния взрослых: радость, печаль, гнев.

3. Формировать речевые и неречевые способы общения.

4. Вызывать у детей (во втором полугодии) поисковые движения на вопросы взрослого: «Где то-то?». Способствовать установлению связи между словом взрослого, ситуацией, предметом.

5. Побуждать выполнять отдельные движения по словам взрослого (во втором полугодии).

6. Поддерживать стремление ребенка активно пользоваться (к концу года) словами, в том числе при ответах на вопросы (по типу: «Кто(что) это?») и в инициативных высказываниях.

7. Воспитывать доверие ребенка к взрослому.

8. Удовлетворять потребность в доброжелательном, эмоционально положительном отношении к нему.

Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение со взрослым, благодаря которому формируется эмоциональная уравновешенность, чувство защищенности, познавательная активность,

Особую роль играет его интерес к индивидуальности ребенка — умение почувствовать и увидеть заинтересованность ребенка в совместной деятельности. Общение с ребенком должно основываться на сотрудничестве с ним. Если взрослый постоянно принуждает ребенка, он становится пассивным,

стремится лишь приспособиться к окружению, а не активно исследовать его и познавать.

В младенческом возрасте ребенок интенсивно растет и развивается. Формируется двигательная активность и сенсомоторная координация. Задачи физического развития:

1. Развивать движения, сенсомоторную активность, обеспечивающие перемещения в пространстве.

2. Содействовать формированию действий с предметами.

Маленьких детей размещают в просторных, светлых помещениях. Для бодрствования нужны манежи; наборы разнообразных ярких предметов,игрушек, погремушек, колечек, шариков, мячей. После полугода детям нужно больше пространства и специальные гимнастические пособия: валики, дорожки, доски, лесенки, диванчики. Необходимо создавать ситуации, развивающие зрительные, слуховые, вестибулярно-кинетические реакции, обогащающие тактильную чувствительность, побуждающие детей к исследовательским действиям. Рекомендуется помещать игрушки таким образом, чтобы ребенок мог поворачиваться, пытаясь дотянуться до них. Яркие игрушки, лежащие в

манеже, пробуждают детей к ползанию, а расположенные на барьере манежа — желание подняться на ноги, держась за его перекладины. В младенческом возрасте необходимы массаж и гимнастика.

Упражнения подбираются в соответствии с возрастными физиологическими возможностями организма. Игры-занятия, связанные с движениями, желательно проводить ежедневно индивидуально или с двумя-тремя детьми. Их длительность – 6-10 минут.

Познавательное развитие в младенческом возрасте начинается задолго до овладения речью. Интеллект формируется на основе действий ребенка с предметами и, главным образом, в совместной со взрослым деятельности.  Задачи познавательного развития:

1. Привлекать внимание ребенка к предметам-игрушкам, побуждать его обследовать их, экспериментировать с ними (стучать, трясти, катать, поворачивать).

2. Развивать пассивную и активную речь ребенка.

3. Способствовать развитию действий с предметами на основе словесных указаний взрослого.

Важнейшее условие познавательного развития малыша – эмоционально теплое, стабильное, ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение ребенка с матерью и другими близкими ему людьми. Это общение должно включать комментирующую и обращенную к младенцу речь взрослого. Для развития обобщений следует использовать специальный подбор игрушек, предметов и действий с ними (одноименные игрушки из разного материала, разного размера, фактуры, цвета; одна игрушка в разных ситуациях, разные действия с нею; одно действие с разными игрушками).

Ребенок воспринимает разнообразие ярких цветов, звуков, форм и радуется им. Он тянется к яркой игрушке, прислушивается к звукам, ищет глазами их источник. Искусство приходит к младенцу в виде рифмованных народных потешек, детских стихов, колыбельных песен, ярких картинок. Музыка

оказывает на ребенка этого возраста очень большое влияние. Она развего эмоциональную сферу, элементарные музыкальные способности. Задачи эстетического развития:

1. Доставлять детям радость музыкой, пением, движением под музыку и музыкальной игрой.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

3. Развивать устойчивость слухового внимания, способность прислушиваться к музыке, слушать ее.

4. Способствовать запоминанию движений, связанных с музыкой.

Необходимо учитывать индивидуальный темп общего и музыкального развития малышей; разную степень активности и выраженности «комплекса оживления», что чаще всего зависит от здоровья ребенка, физического состояния в данный момент. В связи с этим музыкальный материал следует

предлагать детям дифференцированно. Радостное эмоциональное состояние ребенка на музыкальном занятии – непременное условие его музыкального развития. Петь, плясать и проводить «музыкально-двигательный показ» (показ действий с игрушкой или каким-либо атрибутом, сопровождаемый пением или игрой на детском музыкальном инструменте) нужно с каждым ребенком индивидуально. Занятия проходят три раза в неделю по 5-7 мин, через 30 мин после кормления. Для слушания хороши попевочки, небольшие колыбельные песенки и плясовые. Родителей нужно познакомить с задачами музыкального воспитания детей, побеседовать о музыке, которая звучит дома, поговорить о значении тишины, тихого пения и о шуме радио и телевизора.

К концу первого года ребенок:

– редко болеет, с аппетитом ест, хорошо засыпает, спит, с удовольствием купается, во время бодрствования активен, радостен;

– у него сформированы жизненно важные движения: ползание, ходьба, разнообразные действия с предметами в соответствии с их свойствами (открывает, закрывает коробку, укладывает в нее кубики; нанизывает кольца на стержень; прокатывает мяч, шарик; толкает игрушку на колесиках вперед, катит каталку перед собой и т. п.);

– хорошо ориентируется в знакомом ему пространстве среди многообразных предметов и игрушек. Знает всех окружающих его взрослых. Связывает понимаемые и произносимые слова с предметами, животными, людьми, действиями и их результатами. Владеет различными способами предметных действий и социальными способами общения с помощью эмоционально выразительных реакций и первых слов («мама, папа, баба, дай, на, нет» и др.). Все это говорит о хорошем самочувствии здорового ребенка, о его полноценном физическом и психическом развитии. На первом году жизни у ребенка формируются предпосылки развития личности, начинают складываться ее важнейшие характеристики. Он приобретает простые способы общения, используя для контакта с окружающими выразительные вокализации, жесты, мимику, а затем и первые слова. Начинает избирательно относиться к близким взрослым и чувствовать свою «отдельность» от них; действовать с предметами произвольно в соответствии с их назначением. Овладевает различными способами ориентировки и передвижения в пространстве.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

Развитие и воспитание

детей младенческого и раннего возраста.

Особенности развития и воспитания детей 3-го года жизни.

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов..

Младенческий возраст – это период от рождения до года. В младенческом возрасте прежде всего необходимо обеспечить ребенку общение с взрослым, полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход.

Особенно необходимо для младенца состояние эмоционального благополучия. Дефицит эмоциональных контактов со взрослым может привести к задержкам развития уже в первые месяцы жизни, потому что оно невозможно без непосредственного участия взрослого человека. Именно взрослый создает все условия для нормального психофизического развития. Эмоциональное, непосредственное общение — ведущий тип деятельности в этом возрасте.

К первым признакам социального общения ребенка относится возникновение осмысленной улыбки, а немного позже – «комплекса оживления» (специфического проявления эмоциональных реакций).

Основные задачи развития общения детей младенческого возраста с взрослыми:

1. Способствовать возникновению чувства привязанности и доверия к взрослым, которые заботятся о ребенке.

2. Удовлетворять потребность ребенка в доброжелательном отношении.

3. Способствовать развитию интереса младенца к окружающему его миру и самому себе.

Взрослый для ребенка – источник радости, дающий чувство защищенности. Необходимо разговаривать с ребенком, называть предметы и явления Важно также в различных ситуациях «озвучить» чувства самого ребенка и показать, что взрослый готов их разделить. Пестушки, потешки, прибаутки, поговорки обогащают звуковую и речевую среду, развивают интонационный слух, чувствительность к звучанию поэтического слова, помогают освоить речь.

В младенческом возрасте ребенок интенсивно растет и развивается. Формируется двигательная активность и сенсомоторная координация. Задачи физического развития:

1. Развивать движения, сенсомоторную активность, обеспечивающие перемещения в пространстве.

2. Содействовать формированию действий с предметами.

Познавательное развитие в младенческом возрасте начинается задолго до овладения речью. Интеллект формируется на основе действий ребенка с предметами и, главным образом, в совместной со взрослым деятельности. Задачи познавательного развития:

1. Привлекать внимание ребенка к предметам-игрушкам, побуждать его обследовать их, экспериментировать с ними (стучать, трясти, катать, поворачивать).

2. Развивать пассивную и активную речь ребенка.

3. Способствовать развитию действий с предметами на основе словесных указаний взрослого.

Развитие ребенка 1-го года жизни в сравнении с развитием детей более старшего возраста происходит   быстро.  Обеспечение своевременного физического и нервно-психического развития каждого ребенка является первой и основной задачей воспитания детей 1-го года жизни, что возможно только при создании определенных условий и если ребенок получает необходимые воздействия со стороны взрослых и достаточное количество впечатлений из окружающей среды.

Возраст ребенка до трех лет называется ранним. Это время, когда ребенок активно изучает мир, пытается познакомиться и познать все новое. Главным видом деятельности в этот период является игра. Именно игровая деятельность способствует изучению новых слов и навыков использования предметов. Сначала ребенок получает удовольствие от манипулирования предметами в игре, а со временем добавляется сюжет.

Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами.

Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия, которые видят. К концу года формируется сюжетно-отобразительная игра. Развиваются элементы наглядно-действенного мышления. Проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово. Малыши усваивают некоторые правила поведения, охотно выполняют поручения взрослого, обращаются к нему по своей инициативе. Дети становятся самостоятельнее в самообслуживании, что высвобождает больше времени для игр. Появляются простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности. Появляются элементы совместной деятельности.

Характеристика возраста ребенка третьего года жизни определяется тем, что было заложено на первом и втором годах в процессе развития и воспитания ребенка. На третьем году жизни ребенок становится более выносливым, так как совершенствуется деятельность всех его органов.

Совершенствуется ходьба: ребенок по сигналу взрослого может изменить направление и ритм ходьбы, увеличивается длина шага, но остаются несогласованными движения рук и ног. Ребенок уже может кататься на трехколесном велосипеде, приплясывать, подпрыгивать на двух ногах, уверенно лазать, подлезать, бросать мяч вперед и вниз, держа его двумя руками над головой или перед грудью. Совершенствуется мелкая моторика: ребенок почти самостоятельно может раздеться, одеться и развязать ботинки.

Лучше развиваются тормозные процессы — ребенок умеет подождать, легче адаптируется к новым условиям. Но по-прежнему недостаточно развита подвижность нервных процессов — плохо реагирует на запреты, ему трудно переключиться с одного вида деятельности на другой. Психическое развитие ребенка третьего года жизни характеризуется следующим состоянием основных психических процессов. Восприятие является доминирующей функцией со­знания. Этот период является начальным этапом сензитивного периода для развития предметного восприятия. Восприятие становится тоньше, дифференцировка лучше: ребенок узнает голоса и различает звуки на слух, ориентируется в физических свойствах предметов (цвет, форма, величина), в числовых и пространственных представлениях (много-мало, далеко-близко).

У ребенка развивается память — может вспомнить, что было в прошлом году. Он воспроизводит в играх действия взрослых, по частям узнает предмет.

Внимание становится более устойчивым. Ребенок может заниматься одним делом 15-20 минут. Совершенствуется способность переключать и распределять свое внима­ние. Взрослый может фокусировать внимание ребенка.

Под влиянием восприятия продолжает развиваться мышление. На третьем году жизни оно из наглядно-действенного становится наглядно-образным.

В 3 года у ребенка появляются элементы причинно-следственного мышления. Следовательно, у него начинают появляться представления о причинно-следственных связях (стул упал, так как у него нет одной ножки). В процессе развития речи развивается и мышление ребенка. Если на втором году жизни речь была средством общения со взрослым, то на третьем году жизни — и с детьми, то есть происходит расширение функ­ций речи.

Развивается способность к обобщениям, формируются элементарные представления о явлениях природы, общественной жизни, труде взрослых, о пространственных отношениях, о назначении предметов. Ребенок понимает устный рассказ взрослого без показа игрушки или картинки.

Одной из ведущих линий развития на 3-м году жизни является речь. На третьем году жизни расширяется пассивный и активный словарь. Активный словарь к двум годам — 200-300 слов, к трем годам — 1200-1500 слов. Ребенок начинает говорить сложными предложениями, происходит грамматизация слов, улучшается дикция, появляются вопросы: «зачем?», «почему?», «когда?».

Игровая деятельность на третьем году сложнее и разнообразнее. Ребенок играет с сюжетными и дидактическими игрушками, рассматривает картинки, наблюдает за окружающим миром, целенаправленно двигается с мячами, выполняет простые просьбы взрослого. Большое место в жизни ребенка занимает сюжетная игра. В 2 года — в 2 года 6 месяцев преобладают сюжетно-отобразительные игры. В 3 года изменяется содержание игры — дети производят в игре последовательные, взаимосвязанные действия. В игре начинают отражаться социальные отношения (ласковое обращение с кук­лой или наказание ее).

Завершается ранний период – кризисом трех лет, где ребенок отделяет себя от взрослых и говорит: « Я сам»».

Воспитательно-образовательный процесс в ДО строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, максимальном развитии всех специфических детских видов деятельности и, в первую очередь, игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.

Учитель логопед

Тарасова В.В.

Источник