Социальное развитие ребенка в условия региона

Совсем скоро у 6-7-летних детей начнется новый период жизни – они станут школьниками. Даже тех из них, кто до этого посещал детский сад, ждет много перемен. Что уж говорить о домашних детях! Как помочь ученику адаптироваться в новой для него среде и какова при этом роль взрослых, рассказываем в нашей статье. 

Социальное развитие школьников необходимо 

В семь лет ребенок попадает в совершенно новую среду и перед ним встает масса задач: справиться с потоком новой информации из разных областей знаний, привыкнуть к требованиям учителя, занять достойное место среди других мальчиков и девочек. Провал в каком-либо из этих пунктов может привести к негативным последствиям, которые будут преследовать ученика до конца школы. 

Полагаем, ни один родитель и ни один педагог не пожелает реализации настолько печального сценария. Поэтому окружающим ребенка взрослым нужно позаботиться о его социальном развитии и сделать все, чтобы он смог:

  • адаптироваться к новым условиям,
  • сформировать правильное отношение к учебной деятельности,
  • наладить контакт с классным руководителем и другими учителями,
  • научиться взаимодействовать с одноклассниками, 
  • грамотно планировать свое время,
  • стать более самостоятельными и ответственными (о том, почему эти качества не тождественны друг другу, и о воспитании ответственности мы подробно рассказывали здесь). 

Как формировать социальное развитие школьников 

Для правильного формирования социального развития школьника нужно уделить особое внимание мотивам, которые стимулируют его к достижению успехов:

  • социальные – стремление ученика получить одобрение, позитивно окрашенное внимание со стороны преподавателя и родителей; желание заслужить авторитет среди одноклассников;
  • учебные – выполнение достаточно сложных, но в то же время посильных упражнений не только расширяет кругозор и улучшает интеллектуальную базу, но и дает ученику чувство удовлетворения, укрепляет веру в собственные силы.

Поэтому развитие социальных компетенций младших школьников – это в первую очередь развитие полноценной социальной активности школьников. Она состоит из нескольких компонентов, то есть направлений деятельности:

  • трудовой (ответственное отношение к учебе как к своей работе; полезный труд дома и в школе; соблюдение рабочей атмосферы, дисциплины на занятиях),
  • общественной (участие в классных или школьных объединениях, выполнение общественных поручений), 
  • умственной (хороший уровень усвоения знаний в соответствии с возрастом и школьной программой),
  • двигательной (естественная для детей потребность в физической нагрузке),
  • познавательной (жажда знаний и стремление к экспериментам, открытиям; поиск новых задач и решений, способность творчески подойти к процессу и предложить нестандартное решение),
  • нравственной (дружелюбное отношение к окружающим, готовность помочь тому, кто в этом нуждается; бережное отношение к общественному имуществу и к природе).

По способу проявления социальная активность бывает двух видов:

  • внутренняя – саморазвитие. Эта работа может быть долгой и кропотливой, но внешне незаметной, и результаты ее бывают видны не сразу. Однако именно она служит основой формирования мотивации для любых поступков;
  • внешняя – фактически выполненные действия. В этом и заключается непосредственное взаимодействие с окружающим миром. Но, повторимся, каждое действие обусловлено именно внутренними побуждениями. 

Для гармоничного развития социальных навыков у школьников оптимально уделять внимание сразу нескольким направлениям.

  • Социально-эмоциональное развитие младших школьников. Сюда входят способность сопереживать другим, управлять своими эмоциями и выражать их социально приемлемым способом, умение понимать и называть свои чувства и чувства окружающих. 
  • Социально-коммуникативное развитие младших школьников. Речь идет о знании речевого этикета и умении общаться, выражать свое мнение и слушать мнение другого человека, получать и передавать информацию, понимать полученные инструкции. Стоит отметить, что здесь важно научить детей соблюдать баланс между умением работать в команде, готовностью пойти на компромисс и в то же время способностью отстаивать собственное мнение и отвечать за свое решение. 
  • Социально-психологическое развитие младшего школьника. Этот пункт напрямую связан с учебной деятельностью. Психическая деятельность первоклассника переходит на качественно иной уровень. Появляются произвольное внимание, абстрактно-логическое мышление, письменная речь, смысловая память. Иначе говоря, именно в начальной школе у ребенка должно сформироваться умение учиться. 
  • Социально-личностное развитие младшего школьника. Под этим направлением подразумевается становление моральных и этических качеств. То есть нормы морали, этики должны стать личностным стержнем ученика, а следование им – его внутренней потребностью. 
Читайте также:  Социализация ребенка с нарушениями в развитии

Условия формирования социальных навыков у младшеклассников:

  • доброжелательная атмосфера в классе, доверительные отношения между детьми и учителем;
  • вовлечение каждого ученика в учебную деятельность и общественную жизнь класса;
  • регулярная диагностика достигнутого уровня социального развития, отслеживание динамики и внесение необходимых корректировок в учебный и воспитательный процесс.

Чтобы активизировать социальное развитие школьников, важно вовлекать их в жизнь класса и во внеурочную деятельность (информацию о ней и интересные программы можно найти в этой статье). Подходящие варианты:

  • классные часы,
  • беседы общие и индивидуальные, дискуссии между учениками,
  • чтение книг и просмотр фильмов, содержащих нравственную проблему, с последующим обсуждением, 
  • «бюро добрых дел»,
  • экскурсии, в том числе краеведческие,
  • субботники, экологические мероприятия,
  • однодневные походы,
  • выпуск классной стенгазеты,
  • организация выставок,
  • подготовка классных мероприятий к праздникам (Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, День Победы и т. д.),
  • интеллектуальные, творческие и спортивные конкурсы,
  • концертные номера и театрализованные постановки – выступать с ними можно не только перед одноклассниками, но и перед учениками из других классов,
  • шефство над детским домом или ветеранами.

Из опыта педагогов

Не секрет, что наибольшую роль (помимо мам и пап) в социальном становлении младшеклассников играет классный руководитель. Его мировоззрение, жизненная позиция, характер, темперамент и личностные особенности, отношение к ученикам настолько важны для социального формирования его подопечных, что очень часто можно заметить: детские коллективы в начальной школе сильно отличаются у разных педагогов. Точно так же различаются и методы, которые они используют для социального развития младших школьников.

Учитель начальных классов из Белгородской области Светлана Владимировна Редченко выбрала для решения заглавной проблемы метод ученического самоуправления. Класс делится на группы, где есть командир, его помощник и еще трое детей. Каждую неделю назначается группа-лидер, которая отвечает за дежурство в классе и столовой, организует игры на переменах и на продленке. Есть группы, отвечающие за целое направление: творческое (выпуск классной стенгазеты, фото- и видеосъемка мероприятий), культурное (организация экскурсий, уроков вежливости, уроков краеведения), оздоровительное (организация походов, конкурса ритмической гимнастики) и т. д. Роли детей регулярно меняются. Таким образом, каждый ученик успевает побыть и лидером, и исполнителем, и ответственным за какое-либо направление. 

Педагог начальных классов из Пермского края Татьяна Леонидовна Короткова для социального развития младших школьников создала в классе «бюро добрых услуг». Вместе с детьми она устраивает акции (ремонт книг в библиотеке), десанты (помощь детскому саду либо ветеранам), операции (украшение главной сельской елки, выращивание цветочной рассады для парка), рейды (сбор экспонатов для школьного музея), сюрпризы (новогодний спектакль или снежный городок для малышей), фабрики (изготовление кормушек для птиц или наглядных пособий для детского сада). Все это, по мнению Татьяны Леонидовны, способствует развитию социальных компетенций младших школьников: опыта самообслуживания, становления морально-этических качеств и коммуникативных навыков, инициативности и умения работать в команде.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

QÁVöÀ£ïžbß،] Ð2VŒ„À«Çá1©’„¸
Rh䑁92–`uiZö2‹‚¹Ž9’³*²ß5p׃ÐûÐ[È-ÓÅß|5¶óÃÑՀÅj¸@§ö„Tnl8
mV&Mµƒ#”=¨m”ZVÊfGhÔ¦ñ4ήe_z¨x×Gõ‚¡þ&r¹Œýyzè]´Tf•ùM¦0¢Ø€p¯¤ŸÝëóOÑXœ»AXv?(Ò¥
UQpת(%§ÆŠ•îpZ=ÙeX+Þí©Mò…ú·[/®7’wö®‘ß‹û²ÜìäË`µõáÏòšQS8àpLª”pwF¶µÒ„{•`/¸Š^H|øÛ[‘ÖÀdMjv¢Êu5]›{X5 Þ‹‡q3Ô¬rôú%lv€’•!>ËxÊ×7Ÿ)/rãâèêç¡àmÜ!šr…®²ÅF—à ×¿ª2 –µ&
endstream
endobj
611 0 obj
>stream
¬t„Z1B¡K}쒽èäJG¡ïÕh·QgVÀxZ¯‘Z$˚=ç>ÿñîaã+t¨Yz›A‚WqkZ€ŠÐö¨´Ox¿­R2ßc˜ðcpk 0³*«x¦ßÃñCß ¼è¼…מQÌãÚ¡®~¬I@ê÷C퀽¹ôµR6/ô„ÉJþÒðì«’›9+¡É6Æ §ÀOg0 … É¥`*ª…W>65ä/©ò2փ›LMןdæ.mâÑ|rM2i³ÖŒBdsšÌKè³+Êsô}=›XÏñ¹ù5¦
䷖>E%ÚÛt¿wëu[ÇHË¹”ÎDÊÞnbä r»ò›…§­?ü7!ï²_¤Dì÷G–çآ߱ŒR”Cipõ*(ïiê¿R&Zy¶ñåéÓ°¦>j‡$ÖÝý²Ü£³-v,Ú¨ö ©B|ãŸ}¥#Zï’wX+i£‘žã|,=q(
5–ñÚ ·A8ÒRÝϊ
|4ý©¢î–WkªAž¾ð›
endstream
endobj
612 0 obj
>stream
öKl£y¡ ٨ݟ@»#©ë“ûµÜFœ¢ÓåE¢Ì8%j*&œUoNåb˜3.Í{ÓK=ª„à¢WäÍÁ9¾¸‹a?Á;ޝ—(xhl>‚è4pz‹8w$cOä§eÁԇ¾0½htûy;W­q”[nž‘v7$r|¥G[û†Ø/§ìŽ¾÷ÄÅIﲝå±Å5zº0Ï,/|é çۚuD¤Ø+“ðb™/ž5Ó¹¼Ì·TæEiҒK& “ÁMéz«I1䥐,*±“eJ/ãÍõú/¡£)ZùËi;÷.úºÎPéÛ.>J¤´@hÿߧúuÅF >Xpؐ›w9ş«à«h¡µK8ú­MÀÜ@sLÆ®„功ë¦ÛS÷Ö1«ªi­šßÄí£W¼¹™x
*’):š9&Ï
Re¥´Üûa〲çŸÓÐ.¶ó1´¸YgəÜÁL:Ðg†¸WñSÒ¼ _ÉîQ²~å˜ü®e¯`°Ú+!ç%F™Ôêçdb)°âÅ4±ªï†GmcPæ‘]²=ëµÑi¦®d‚]¨-_šµèa×·wDWÉlÈÀí‚}þþNÞñX”“þÞ觚ˇۓN þq/œÇóÓzs±ñzIœç(Rûf1jõé¼qaÝÀûû’}AlÊ8¢úÞÒÞÒ¤kÁ”Øä[uuý£kJþ>6$òºcSŒ0™z~Õr}`ß!Í)rqžÆuŅ¯m(uËXVؓ/²v±ÛLgµ
¾©P³õð l ±«o*ìÉÿ¹ˆ—Ñ{%Ÿà¿áˆÚévwioßE‚ªN¸û·‚BE÷vjæ’.­)¬1¡‰Îè/
°¸Ý¨Gy^cfO&A«õüh6I[…&û÷ºt1o^~Ê+“äQTñü
Ön¥Q‡‘3exõè]S‹Ù¹î™âe2ÿ—ól^±l¬+ÿsJ·M‹¤>ì»t{̵,A‚YÔsc—6ܼßëù—Ã*[þÔ¾9_Ž(®m¯ôý¤KîÖÇC‘³ÖïbwŽ:AÇ3,כްWFJ5UŽÝ
B%$üåÊÝ9؇ŠÒ/‹y‘PÑ —ý‘îò:tŠœòpۆtÁšRïB‹y+¥Çe°`íogLÑ«šÍ֔š®kÕ-dM€Ëˆž¿âMŸÔ›ƒ…¾€û™‹`ºD4/öy;/+°Ú㋁ž»ø/*k˜-¹8†Dð3ª(#LÒԅCÛ¢Á~ŒŸFpDm¶3à«ÊÚBÍ3ž¢F

}³³A¡»=ˆÙǨ3•Žë5[×kèûnëö·…ÒÜ~fšÈ(Áá]ÆRÊíÞ¾KÁ—­nXѵ̠F·Wë4 Ë·SiÝÅ©2Û»e
²
ØÔKn¶B*hW!5;„h¥&«~ôþÒÝ
2üßlò¢y=0¼‡•:©cåáô¶v
Bè @yªœb¥ã^ñXWü¿]́ƒË¼–”†›Ö”Ö
Sl×FD’2•lº­üÐ`¬±7‚uHMkg»”3™“ånb‹,§–
ʄŸÖI´0|…(*ZPY¬šÝ}I9 :Wȍȇ¦NtáhJ-à
2%N3[~]­PäOnɌö“â­½×Uywmô^ ÅH؃?’ÊñŠ×¯‹T—›
‡Äœ­U“É8–gþ3•7‰ç»;{̲A °™GÛ¹’r$Ÿÿ2îH·‹i² àŠ‡9öemxKr‚È`ú6$KÇbAÇF°O2ˆµœÏ݂=»†f66û½³’ҐLŽÆMEþ/lǛ‚ݧ,‚meg}ûÆ’6‘mÏÃ:õå#Š8ÔêçÇ`âFÆNfvp¾/½^qᴕëîñõ-jw
ö)wìa ‡(dd§jm¬¾¬ä§¿‹ ԓ
öq2ñÉÝøe@¾j8lÆé¢]µÊŒÅ|²ÚÁcùìµF÷”F¬ØÀ¸‚¡çƒÝódh)Í>‚Ɔ”¦x­ŒÝëÀOFÌ2Œ×I¥g÷*u:£I李Ã(»tV
m4é΋c¤:…D2¡™ˆW“Á¨°_p0Uô7[™­¯ÿB2…ÐçfŸËé)ò–ÐæÕ*æÞËó•v µ,ñ”ärµ>ÊrKLËTF„QvO@GË9iûؚxà¥]«CÓ~úD
sš˜µ|&—N›¸”^§ óƎ¢íj‘pI®©ú(±“4=“yG”Τµ
µž¾~[ÙÑÙ[>z²*5AÙø€H‚PüI 
«MàL¢u³þ-ùµ001^ñ¾zý¶°åáâcâŸaP¡Äe^NäêÊórŒuïSÐí„Ú$o¿Ö+;ÝàëF—Ùa’S-³ïøq@}%‚ŒÃÂkªg†½ð³kl鏷 ›õ¹»g ò˜w’»»÷€ îO‡ã‡iUÞÒxõñïºÆ‰_~Ù·‰3Åóó>]ºÉ¥Ò=_w›Åœ@)ڎî§6!êq„W’K¿ŽN5û˵É× }ø±hù…H@wÆjÌöÏIàø
fŽBÝZ„ùh¿Ÿ&zÂßh{&‘¤Ñž§ƒb.¢ –­ïóç¯!Ö5dß ‹G…z’*ö.÷mZ„Šg³2gy/$äÍ®íNßâTðqGgÓ?–Œ…!’$̂EH,sÃÐd1¤²5 Îæ8+£‡·¿äÛ¡
ÿààð¶…úÝã¹^Ï×z’ÞôátI wÂ8:tKßMOO´7™T—;Þbv}°j wè*–s |ŪʦPÜLJp™íü™éj˜˜ÆIh/p®C¶²Ð1Í¡ ›Ò4Î?M“æ6íüö¡Û¡þ•ÒÍö ÏT5Ë£ ½yP³2:H¤@φ:ùÊj5׌³ýCۀþ87ÄÒcqì¼ËKÎ[`…Ùq˜¤ÌfËý˜¹…qÊLÕÍ@Õ ³g]Śè1V|J-¢r²Uڈþÿž’ý½Í”Ò¹U{Š¼é
lj@’ÝРùù‡‚F‹8¿ùÍ/¡w¢Ès £®†%­jªr”Ÿ—Õèækß­ºí˜±(ÚðºZEþ©
Ðcñìbài“”ÏÒ ô‚¬3üE(×UÊ!áìÅ$Ç«6ÃJundÕÜûî’ԛ5¹ÓÌCq_ÜkÈçEÏã¯ÖˆfYêÕoà Œ{óäŠRPÂÓÓÉá´Iwi¹%A7qŽ½cF!X ù¤$o„ O£zÁYp+£úzpÐ
{ÃÀt*ÊHŠf ®_:ŸÇñ¡YõêM
«Ö¹“©¿^ÍÄËÐòuÄ¥×ãuDo:1ù0´¥˜ÝäPÝ0f Óí*uúP,d¿;ÅÝùsíy+:ÁÞFJ»#­õ8`×׈ñ¸ô¶°y]Ûü%¾}U(È:Süƒ.¡ÈçupÉϸÒs`×O‡KL$ýl,¹*ìE ú…û7ÀâÒ)ߣÙjwî^{›Ò&à•ÜÜóˑR…š~õå™1ÁQ—JCNÞ6ÿÓIÐF4¸Gë[¸0—A

Ÿ rF`ìþndÆéů/{eÿ”ÁC”ÕÙi`‹âH”Ní ËÙÚeòþ™$А>é0Påß”qƒløVƒ¸¥tuþžžÿ/ý2óÆQ,]ÁÅÜzÖõõâ•Qùc¶”jV!–÷Ò&Î(ÜÕmw¼Úø²
bÿռۑ&þÖ¶â~ r+Þñ˜»±:ïâÑëåÙÊ3›o  ¬6hϏW¸¼­ûÇ?:e‘š‹0÷Óû=q#•h¢Ÿc4ö`W±Ü
ŒOU牋cœ_Ô@•Ýð†OÖx֝ç¢÷†‚Õ5jɾ?Ú`gí)öÊ0‰Ø£FN.Šk(^òm@IÉæ/äϕoV9©e„çP±I^Ív™ÓDydÃjƒBöBø`^¢) qÔ8¿îì!õŸý®™¹kNñI4ÝÂèŒåfúXM[„Ü”A‚>d6´ŠßޙñŠ} P!ÇA!–ŒÓ²àà|Œ33p.±$Ø¥H@’y9^s;ÚªÌὄ»/Ð £ÿ²O¿×Ê”3¯ex¬>ªÞJ0±_qû²ú4)—æu+âˆ) €@6ê%j»FáeU“{ÕññPâØκš~
‘’|>MjŽ£ìΞP‡‘”j• ¼OëԈË0ï}Êá~*A®Kš^X‹Cz©k¸ì†ñpAèŒñ”!Rý•
œw¹f²{ ¯3¬NÑ^ào5.é“xîÏÓèðý˜ðAm¸¥ÚÝýb
£>#™a8ékCêD: n™_ô¨k1ëJ­•t‡‘=*ö¹W3¼±¤H÷>™:/õ7K!ÒªÁây#ŸM«Hë7íȑLj”îMD3BrÀîôry‰ÚlüÉâ01@-ɇÐèå­çÅ£”á¬ÿØ: X!òìb'(&÷¸Á*…ý2hPˆŽ¿ ÌÿÚ’ýõìEEšyêú~M‰·@€NN•QKƒÐýécSõœ3+
¥›g±1v.`xÝқê‚n~š]b·ß•)™ìÂï-Ío¬—ïÞÜØ¢¤AƒÙü¸×ˆé}ì1¦=zIˆþS|ïêx,Õ>Q¯&nIh^ˆc–O³%§ÇæÊn,€4]ÛY‡ÅkçXÅò×F`qûý5Ø,/A³¶¿ÆÔÿ0Àø¸¤­›S¦8fÌ=¼¶r,º¢ ¾©J+Ìu%9Êa~|p3­ciPzþ¼ñoA$4ζîq䚽ÄpüI†
;ШûL}îÕՇQrîæÕëkGߨ…äÓsÞÒ³â&fùéK‹é>÷^ŽšàÎÁ’«rÏÞ£.‰[÷æ&š“ËŒe4,.½Û®“è˜ÛñÑq§÷΂Ái €DÂiS灝n,qWUëfK’‘è´ÕÄëW)csÖ½Šp¤bÛ*±voÜbï5MÓ>³ýyŸÕÝ©¢éÐwXôՌ[a+{jˆjÞóíâ5l]³5¡jØåüú‹mâ(Œß7“£²â Mà°Èü®>ÐБg&n”;õÒǤês °Ú”/ª±¸` jÄñû[’šÜÏ£-p%Ó2¿l|´±K ebLÄmDÚ‰gɤÀÁr:5_ä×r­éÉU’3z$qÑÖë÷tßH…i½ŽPÐx®
d7 ¬VÙŝ¢´˜ç4L€Ò±¯×5Æ҄”I@½ âå18/:ӆáŸF™Aí¾$
ï]Ջ…3éÓÈÄ”*‚”mÑ

Читайте также:  Ребенок не говорит в 1 год и 1 месяц развитие

Источник

 Дошкольный возраст ребенка — период формирования социального развития и поведения, важный этап его социального воспитания. Итак, каким же должно быть социальное воспитание ребенка и какая роль в этом детского дошкольного учреждения?

Что такое социальное развитие дошкольника?

Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения. Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем ребенок учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами. Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение ребенка максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения.

Семья на первом этапе является главной ячейкой передачи опыта и знаний, накопленных ранее. Для этого родители малыша, его бабушки и дедушки обязаны создать в доме оптимальную психологическую атмосферу. Это атмосфера доверия, доброты, взаимного уважения, которые и называются первичным социальным воспитанием детей.

Общение — ключевой фактор социального становления личности малыша. Коммуникация лежит в основе социальной иерархии, что проявляется в отношениях „дети-родители”. Но главным в этих отношениях должна быть любовь, которая начинается еще с утробы матери. Не зря психологи говорят о том, что желанный ребенок — это счастливый, уверенный в себе и в перспективе успешный в социуме человек.

Социальное воспитание дошкольника

Социальное воспитание  — основа социального развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей.

В раннем детстве дети усваивают широкий круг действий с предметами, они открывают для себя способы употребления этих предметов. Это «открытие» и приводит ребенка к взрослому как носителю способа выполнения этих действий. А еще взрослый становится образцом, с которым ребенок себя сравнивает, которого наследует, повторяет его действия. Мальчики и девочки внимательно изучают мир взрослых, выделяя взаимоотношения между ними, способы взаимодействия.

Социальное воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.  

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей — отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентна, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи. В этой игре дети наследуют поведение врача, его действия с фонендоскопом, осмотром горла, шприцами, выписыванием рецепта. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений. Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих участковых педиатров.

Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре „Семья” или, как говорят дети, „в папу и маму”, то можно узнать, какая атмосфера царит в семье детей. Так, ребенок будет подсознательно брать на себя роль лидера в семье. Если это папа, то даже девочки могут быть папой, ходить на работу, а затем „идти в гараж ремонтировать машину”. Они могут давать указания своей ”половине” купить что-то в магазине, приготовить любимое блюдо. При этом в детской игре может проявляться и моральный климат, взаимоотношения между родителями. Это поцелуй родителей перед уходом на работу, предложение полежать после работы и отдохнуть, тон общения — приказной или ласковый. Копирование ребенком стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют у ребенка образец отношений в семье. Равенство это будет либо подчинение, взаимоуважение или диктат — зависит от родителей. Они должны помнить об этом каждую минуту.

Читайте также:  Сочинение развитии личности ребенка

Социальное воспитание дошкольника — это формирование гуманистических чувств и отношений. Например, внимание к интересам других людей, их нуждам, интерес к их работе, уважение любой профессии. Это и способность мальчика и девочки сочувствовать бедам и радоваться чужим радостям. Сегодня это очень важно, поскольку часто уже в дошкольном возрасте у детей формируется зависть. А это как раз и есть неумение радоваться за своего ближнего, которое с взрослением ребенка перерастает в двуличность и хамелеонство, преобладание материальных ценностей над моральными.  Социальное воспитание — это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения. Например, мальчик должен чувствовать раскаяние за то, что отобрал машинку у сверстника, он должен просить прощение за обиду. Девочка должна переживать за поврежденную куклу. Она должна понимать, что портить игрушки нельзя, к ним следует относиться бережно, как и ко всем вещам, предметам, одежде.

Социальное воспитание дошкольников — это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.

Социальное развитие в детском саду

Поскольку в своем большинстве родители — люди занятые и работающие (учащиеся), то важную роль в социальном развитии девочек и мальчиков дошкольного возраста играет детский сад и воспитатели.

Социальное развитие детей в детском саду – это целенаправленное формирование ценностей и традиций, культуры и норм поведения в обществе. Это и усвоение ребенком этических норм, формирование любви к природе и всем окружающим людям. Такие задачи социального развития детей, охватывающие их деятельность в детском дошкольном учреждении.Играя и общаясь с взрослыми, ребенок учиться сосуществовать с другими, жить в коллективе, учитывать интересы членов этого коллектива. В нашем случае — группы детского сада.Если ребенок посещает детсад, то в его социализации активное участие принимают воспитатели и музработники, няни и физруки.

Ребенок доверяет воспитателю и наделяет его авторитетом, поскольку вся жизнь мальчика и девочки в детском саду зависит от него. Поэтому нередко слово воспитателя будет главенствующим над словом родителей. «А воспитательница сказала, что так делать нельзя!» — такую фразу и ей подобные часто приходится слышать родителям. Это говорит о том, что воспитательница действительно является авторитетом для ребенка. Ведь она устраивает интересные игры, читает книжки, рассказывает сказки, учит петь и танцевать. Воспитательница выступает судьей в детских конфликтах и спорах, она может помочь и пожалеть, поддержать и похвалить, а может и поругать. То есть поведение воспитателя служит для ребенка образцом в разных ситуациях, а слово воспитателя — руководством в действиях, поступках, взаимоотношениях с другими детьми.

Социальное развитие ребенка в детском саду может происходить только в созданной воспитателем теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в группе — это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно дают замечания. Хороший воспитатель умеет сделать так, что ребенок чувствует себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У ребенка таким образом формируется чувство собственного достоинства и веры в себя. Он знает, что на него надеются на утреннике, что он обязан помочь няне и вовремя полить цветы при дежурстве. Словом, социальное развитие ребенка — это умение жить в коллективе, добросовестно выполнять порученные обязанности и готовиться к более серьезному и взрослому этапу социальных отношений — учебе в школе.

Источник