Социальное развитие ребенка в современной семье

Социальное развитие ребёнка – это важнейший процесс становления сложной и разносторонней личности будущего взрослого человека. Конечно, большая часть этого развития проходит в семейном кругу. Именно в семье малыш получает первый опыт взаимодействия с людьми, усваивает социальные роли и применяет различные навыки коммуникации.
Что такое социальное развитие?
Социальное развитие необходимо включает в себя и усвоение ценностей, традиций и культуры всего общества. Здесь, опять же, ключевую роль играют родители и ближайшее окружение, которые включают ребёнка в процесс социализации. Важной частью этого процесса становится нравственное развитие, которое необходимо для полноценного раскрытия личности и адекватного взаимодействия с окружающим миром.
В то же время возможность осуществления столь сложного процесса обусловлена высокой восприимчивостью ребёнка, его стремлением познавать себя и окружающий мир.
Одним из основных инструментов познания мира и адаптации к нему становится общение. По мере взросления ребёнок осваивает несколько форм коммуникации, каждая из которых выводит ребенка на качественно новый уровень развития.
Стадии развития
Ситуативно-личностная форма общения
Именно эта форма общения является первой и возникает у ребёнка в возрасте примерно 2 месяцев. В это время малыш стремится удовлетворить свою потребность во внимании и заботе со стороны взрослых.
Особенно чувствителен ребёнок к доброжелательному отношению родителей и фактически игнорирует негативные эмоции, исходящие от взрослых, продолжая воспринимать их в качестве позитивного влияния.
Более того, потребность в доброжелательном внимании у детей в возрасте до полугода так велика, что разница между заботой родителей и вниманием со стороны других взрослых выражается только количественно.
Наиболее пагубно на младенцев влияет безразличие.
Ситуативно-деловая форма общения
Особенностью данного этапа становится переплетение процесса общения с практической деятельностью, активное взаимодействие со взрослыми. Ребёнок стремится к сотрудничеству с родителями, ожидает их помощи, стремясь к достижению видимого результата.
Важно, чтобы ребёнок ощутил доброжелательное отношение к себе в процессе совместной деятельности, получил поддержку.
Результатом осуществления совместной работы становится преобразование предметной деятельности ребёнка. Он не просто совершает отдельные действия, но стремится выстраивать их в процессы.
Ситуативно-деловая форма общения также приводит к возникновению и развитию речи.
Внеситуативно-познавательная форма общения
В рамках третьей формы общения дети стремятся перейти от практического освоения мира к теоретическому, понять связи, неуловимые на чувственном уровне.
Ребенок с энтузиазмом готов вступить в разговор со взрослыми. При этом он может быть особо чувствителен к оценке родителей, что проявляется в яркой эмоциональной реакции на замечания и похвалу.
Особое значение в рамках данной формы общения обретает речь, с помощью которой для познания становятся доступны абстрактные вопросы, отвлечённые от практической деятельности. Это, в свою очередь, открывает ребёнку дорогу для неограниченного обучения.
Внеситуативно-личностная форма общения
В данной форме коммуникативной деятельности направляющим является личностный мотив общения. Образ родителей становится полным. Родители – это не только люди, которые обеспечивают существование ребёнка. Он интересуется различными сторонами их жизни.
Также больше внимания дети начинают уделять своему социальному окружению, сосредотачиваясь на людях, а не на предметах.
Ребенок стремится к пониманию и сопереживанию, жаждет похвалы как признания правильности своих действий. Это же становится началом его нравственного развития.
Важным компонентом данной формы общения является восприятие ребёнком себя в качестве ученика, а учителями становятся родители, что открывает огромные возможности для успешного обучения. Дети в этот период легче всего поддаются воспитанию и усваивают новые знания и опыт.
Меняются и игры ребёнка. Основное внимание теперь обращено на ролевую составляющую игр, все разнообразите складывавшихся отношений между людьми.
Методики воспитания
Существует множество научно обоснованных методик воспитания, как отечественных, так и зарубежных. Наиболее знаменитыми являются методики Монтессори, Макаренко, Штайнера и Дюмана.
Методика Монтессори
Методика Монтессори строится на индивидуальном подходе к каждому ребёнку и признании за ним возможности свободного выбора.
На первом месте в процессе воспитания стоит ребёнок, затем необходимо обратить внимание на среду, в которой он находится, и на последнем месте стоит личность самого воспитателя. Воспитатель должен лишь наплавлять ребёнка в обустроенной специально для него среде. Дети осваивают навыки и знания определёнными блоками (практическая жизнь, сенсорное развитие, языковые классы и другие), при этом каждый делает это в своём темпе.
Методика Макаренко
Методика Макаренко – одна из самых знаменитых в советской педагогике. Центральной педагогической идеей Макаренко является коллективизм.
Ребёнок должен…
- развиваться в коллективе;
- в этом коллективе ставить и достигать общие цели, следовать установленным традициям и правилам.
- среди сверстников ребёнок учится ответственности, лидерству и достижению целей.
Обязательным в процессе воспитания является труд, однако ребенку необходимо понимать, ради чего он трудится. Конечно, в процессе воспитания родители и другие взрослые должны быть искренними и открытыми, что способствует выстраиванию взаимного доверия.
Концепция Штайнера
Концепция Штайнера предполагает гармоничное развитие ребёнка. Он должен постоянно видеть положительный пример в лице своих родителей и воспитателей. Также ему важно получать практический опыт и научиться самостоятельности. Прямого давление на ребёнка оказывать не следует.
Развитие проходит в темпе, комфортном для ребёнка. Важно избегать внутреннего сопротивления при обучении, при этом обучаться малыш должен активно, исследовать и искать знания, а не просто насильно заучивать информацию.
Концепция Дюмана
Наконец, концепция Дюмана делает акцент именно на обучении. По его мнению, обучение ребёнка необходимо начинать с младенчества. Нужно по возможности рано научить ребёнка ползать, а позже в процессе познания дать ему как можно больше информации, предложив сделать выводы и отобрать информацию самостоятельно. Процесс обучения предлагается организовать через карточки.
Полезные советы
- Больше общайтесь с ребенком. Через ваш язык, эмоции и слова ребенок учится понимать мир и выносить о нем самостоятельные суждения. Общаясь с ребенком, Вы также стимулируете его любознательность, что расширяет границы его познавательных интересов и развивает воображение.
- Старайтесь давать ребенку как можно больше информации по интересующему его вопросу. Используйте разные носители информации: тексты, иллюстрации, музыку. Давайте ребенку потрогать заинтересовавший его предмет (если это безопасно), ощутить его запах. Помимо развития различных навыков, это также способствует более активному развитию мозга и памяти.
- Будьте примером для своих детей. Если Вы хотите воспитать в ребенке какие-то качества – трудолюбие, честность, аккуратность и т.д. – начните с себя. Ребенок не усвоит наставлений, если не увидит, что Вы сами следуете своим советам.
- Хвалите ребенка и поощряйте даже за небольшие достижения. Конечно, стоит держать баланс, однако важно показать ребенку связь между трудом и радостью, что позволит ему легче и с большей отдачей подходить к любой практической деятельности.
- Воспитывайте ребенка в процессе игры. На примерах дети способны лучше усвоить основные правила взаимодействия людей в обществе, социальные роли, а также понять основные нравственные требования, предъявляемые к личности.
- Позвольте ребенку развиваться в коллективе сверстников. Детский сад, различные секции и кружки, летние лагери позволят ребенку почувствовать большую самостоятельность и развить коммуникативные навыки. Также ребенок учится ответственности и получает богатый социальный опыт, который во многом определит его будущее восприятие окружающего мира и живущих в нем людей.
Автор: Екатерина Озаровская
Источник
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Влияние семьи на социализацию ребенка и становление его личности очень велико, ведь семья играет в этом процессе самую важную роль. Большое значение имеют не только методы воспитания и нравственный уровень развития “воспитателя” (родителя), но и генетически заложенные задатки.
Семья – это самый первый институт социализации человека, она задает направление развития. И именно в ней формируются те качества, которые кроме как в семье нигде не могут быть сформированы. Ребенок получает первый опыт общения у родителей и берет с них пример поведения в социуме, перенимает нормы принятые в семье. В семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.
Влияние семьи на социализацию ребенка осуществляется и проявляется следующим образом:
Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.
Дети учатся у родителей определенному поведению, осваивая готовые модели поведения.
Родители для детей являются источником необходимого жизненного опыта.
Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.
Общение в кругу семьи позволяет ребенку формировать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка в большей степени будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения в семье; также развитие зависит от четкости и ясности общения в семье [39].
Семья – это определенный морально- психологический климат, для ребенка это школа взаимодействия с людьми. Именно в семье складывается первоначальное представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к духовным и материальным ценностям. Ребенок в семье получает основы знаний об окружающем мире. От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то, каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком [17]. С близкими людьми в семье ребенок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости, семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Но и вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать неблагополучная семья. При неблагоприятной ситуации в семье внимание матери концентрируется на конфликтах и спорах с мужем, а ребенок оказывается обделенным ее заботой. Бывает и наоборот, когда переживающая стресс мама окружает ребенка чрезмерной заботой, буквально не спускает его с рук, так что ее эмоциональное состояние передается ему напрямую. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и самореализации ее членов.
Сегодня распространилось стремление отказываться о детей. В редких случаях – родственникам, чаще – на попечение государства (таким пример может послужить социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних), порой воспитание детей просто пускают на самотек (знанимаясь своими делами: карьерой, а так же и пьянством и аморальным образом жизни), много случаев убийства нежелательного младенца. Все это проявления дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и государстве[32].
В зависимости от благополучия семьи, сложившейся воспитательной среды отражены следующие результаты в таблице “Воспитательная среда и поведение детей”
Таблица1
Воспитательная среда | Пол и возраст | Развитие и поведение ребенка |
Полная семья | Мальчик 1 год | Ребенок развивается без психических и физический отклонений. К концу 4 месяца начинает сидеть, когда по нормам развития дети садятся в 6-7 месяцев. В 8 месяцев он уже начинает делать первые шаги, и уже в 9 месяцев может самостоятельно сделать 15-20 шагов. Формирование самостоятельного стояния и походки у детей происходит в 11-12 месяцев. Ребенок не пугливый, не нервный |
Мальчик болен тяжелейшей формой детского церебрального паралича (ДЦП). Когда ему исполнилось 3 года, его перевели из дома малютки в дом интернат. После чего одна из сотрудниц детского дома приняла решение забрать мальчика в свою семью, где воспитывалось пятеро детей. | Мальчик 7 лет | Уже через пол года проживания в семье стали заметны улучшения в развитии ребенка. Мальчик все время улыбается, появились первичные навыки самообслуживания и он научился ползать. |
Детский дом N. В первые дни, после того как детей забрали из семьи, в которой родители имели привычку выпить. | Мальчик 5 лет и девочка 4 года | Все игры этих детей заключались в трех словах “Айда, нальем, выпьем”. |
Детский дом N. До прибытия в детский дом, мальчик проживал в семье, где поведение родителей было аморальным. | Мальчик, 4 года. | Когда мальчика вела медсестра в группу, он гладил ее руку при этом говорил “Ах, какие нежные руки, я бы ласкал и ласкал их..”. А после того как она его привела в группу он ей сказал: “Я бы тебя завалил и целовал всю жизнь. |
Таким образом можно сделать вывод, о том какую существенную роль играет семья и социализации ребенка. В детских домах дети не могут получить все то, что им может дать благополучная полноценная семья.
Литература:
1. Басова Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения. / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2012. – 663 с.
2. Основные понятия социальной работы: Глоссарий. – СПб: Имена, 2007. – 100 с.
3. Пинегина, С.В. Дети – сироты, как объект социально – психологической работы / С.В. Пинегина [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/ (дата обращения: 18.12.2017).
4. Социальное сопровождение семей с детьми / Гордеева М.В., Холостова Е.И., Волжина О.И., Кононова Л.И. и др. / Информационно-методический сборник. – М.: ИДПО ДТСЗН, 2015. – 242 с.
5. Холостова, Е.И.Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Издательско – торговая корпорация Дашков и К, 2006. – 240 с..
6. Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних “Причал надежды” – центр по профилактике семейного неблагополучия [Электронный ресурс]. – URL: https://prichal.ulsim.ru/rehabilitation/ (дата обращения: 12.01.2018).
Источник
Статья на тему:
«Воспитание детей в современной семье»
Подготовила
учитель начальных классов
высшей кв. категории
ГБОУ СОШ № 401
Садовникова
Татьяна Викторовна
2019 г.
Воспитание – это сложное и деликатное искусство, в котором должны соседствовать немного науки и опыта, а главное – любви.
Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» – это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В данном бесхитростном значении слова процесс воспитания свойственен и животным – «питают» своим молоком млекопитающие; детеныш кенгуру «воспитывается» матерью, жеребенок, встав на ножки, после рождения, тянет свою мордочку под брюхо лошади – «воспитываться», вскармливаться.
Первоначально в русском языке это слово полностью соответствовало своему исходному значению. Дети быстро взрослели, «воспитания» уже не требовалось. Вспомним: некрасовский «мужичок с ноготок» (мальчик пяти лет) заявляет, что в семье мужиков двое – «отец мой да я», себя расценивает как взрослого члена семьи. Воспитание завершилось для этого ребенка, оно исчерпало себя очень быстро.
Однако следует отметить, что никогда данный термин не ограничивался своим лексическим значением. Термин «воспитание» последовательно переосмыслялся, расширял свое значение. Сегодня, говоря о воспитании, меньше всего подразумевают «питание», а если имеют в виду это значение, то в его широком духовном значении.
«Воспитание, – пишет К. Д. Ушинский, – действует в двух своих проявлениях: “преднамеренное” воспитание (его специально организуют школа и наставники) и “непреднамеренное” (которое ребенок естественно впитывает в среде родного языка, народной культуры, семейной жизни и православной религии)».
О значении воспитания говорится уже не одну тысячу лет. Очень ярко звучат в наш занятой век слова Сократа: «Если бы я мог взойти на высочайшую трибуну Афин, то, возвысив голос, провозгласил бы: “Сограждане! Вы готовы перевернуть каждый камушек на своём пути в надежде найти под ним сокровища, но почему вы так мало заботитесь о детях, которым в один прекрасный день вы должны будете оставить эти сокровища?” Мир стремительно меняется, а острота проблемы только увеличивается. К сожалению, сейчас, как никогда прежде, очень мало времени семья уделяет времени на воспитание детей, отдавая его на откуп школе и кружкам. Теряется связь поколений, а вместе с тем и передача тех ценностей, которыми дорожили предыдущие поколения. Слишком многие родители не занимаются формированием своих детей. Они кормят их, растят, но при этом не проявляют достаточной заботы об их душевном развитии.
Мы должны признать, что для сегодняшнего ребенка, нежели в другие времена, характерен преждевременный контакт с наименее приятными реалиями окружающего мира. Интернет, кино, телевидение, рекламные щиты, примеры, увиденные на улицах и в городских парках, некоторые иллюстрации в ярких красках, всё это, по-своему и в разной степени, влияет на воспитание ребенка.
Его любознательность ослаблена, доверие пошатнулось, его дух независимости проявляется анархично, а основополагающие ценности, являющиеся показателями честности, авторитета, сознательности, любви, утратили свою силу и к сожалению, во многих болезненно подавлены.
От родителей зависит будут ли восстановлены в духе молодых людей основные ценности, выраженные этими старыми словами. Задача воспитания заключается также в том, чтобы провести через стремительную эволюцию нередко безумного мира это дорогое маленькое существо, которое несёт в себе большой потенциал возможностей, направленный как к добру, так и к злу.
Воспитанию детей способствует незаменимая совместная работа отца и матери. Другие люди, как бы они не были талантливы, не имеют возможности оказывать такое же влияние, как родители.
Для гармоничного развития ребенку требуется чувствовать любовь его родителей. Если вы хотите чего-либо добиться от детей. То начните подавать тому пример. Пример может зачастую заменить всё остальное, но ничто не может заменить собой пример. Пример – великий учитель; это власть, которая сильна тем, что не устраивает шума, это авторитет, который тем более могущественен, что проникает неслышно. Однако, добрых примеров не всегда бывает достаточно для воспитания. Ребенок не рождается совершенным. Он может проявить в своем характере черты ревности, властности, склонности к одиночеству и т.п. Поэтому родители вполне естественно должны направить и сориентировать в верном направлении живые молодые силы при помощи упрека, который, будучи хорошо соразмерен и произнесен ко времени и к месту, поможет ребенку осязать границы добра и зла, справедливого и несправедливого; одним словом, сформировать его нравственные критерии. В похвалах и упреках, в наградах и наказаниях будьте всегда умеренными, логичными и справедливыми.
Следует заметить, что нет подлинного воспитания там, где нет воспитания совести. Ребенку нужно дать не только знание добра, но и привить ему вкус к добру. Для постепенного формирования совести ребенка необходимо – в его присутствии и вместе с ним – давать оценку тем фактам, свидетелями которых вы становитесь, или тем, что случайно встречаются вам при чтении: «Хорошо или плохо поступил этот мальчик, поссорившись со своим другом? Почему? Что бы ты сделал на его месте?».
Важным элементом воспитания является семейная атмосфера, в которой развивается ребенок. Она способствует ориентации юной души в сторону позитивного или негативного поведения. Родители, стремящиеся дать детям настоящее воспитание, должны приложить усилия для установления в семье радостной и безмятежной атмосферы. Дети нуждаются в покое: волнение и нервозность действуют на них отрицательно.
Одно из необходимых качеств, которое необходимо воспитывать в ребенке, – вежливость, идущую от самого сердца. Правила хорошего тона, –
Не следует путать со светским лицемерием или с деланной манерностью, – составляют часть культурного багажа всех людей, достойных так называться, которые уважают себя и других. Хотя современная жизнь и стремится атрофировать подобную сердечную деликатность, проявляющуюся в вежливости и уважении, родители должны бдительно следить за тем, чтобы она стала привычкой их детей.
Очень редко встречаются родители, озабоченные тем, чтобы их дети стремились к доброте, а ведь подобное стремление представляет собой элементарную основу для воспитания социального чувства.
Процесс воспитания невозможен без проведения совместного досуга и игр. Последнее для ребенка – это самое серьезное дело на свете., м ожно сказать, основное занятие. Поэтому очень важно родителям не только проявлять интерес к играм детей, о и принимать в них участие.
Нет ничего прекраснее любви отца и матери к своему ребенку. Но убеждены ли вы, что такая любовь – это хрупкое растение; и она должна уметь эволюционировать в своих проявлениях и в своих требованиях, чтобы не воспрепятствовать правильному развитию и совершенствованию ребенка, на которое он имеет законное право? Немногие родители осознают необходимость такой эволюции. Это становится причиной ряда более или менее скрытых конфликтов. Ребенок, став взрослым, сохранит тем большую признательность и любовь к родителям, чем лучше осознает, чем именно он обязан этим людям, бескорыстно жертвовавшим своими интересами ради него.
Библиография:
- Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Под ред. Пидкасистого П. И., М: Академия, 2006, 624 с.
- Педагогическое наследие К.Д. Ушинского в современной практике воспитания и обучения. Сборник статей под редакцией В.Б. Петровича, – Киев-Одесса, 1980.
- Гастон Куртуа. Искусство воспитания детей нашего времени, М., 2001. – 240 с.
Источник