Социальное развитие ребенка в социуме

Социальное развитие ребенка в социуме thumbnail

На чтение 8 мин. Просмотров 2.2k. Обновлено 21.09.2018

Образовательная линия Базового компонента дошкольного образования имеет название «Ребенок в социуме» и определена первым среди других сразу после образовательной линии «Личность ребенка». Ведь осознание самого себя приходит к человеку через отношение к нему других.

Принципы социализации ребенка

Главными принципами организации работы по образовательной линии «Ребенок в социуме» являются:

  • единство формирования у детей представлений о социальной действительности как о части окружающей среды, что отражает деятельность и взаимоотношения людей, и воспитание у детей осознанного желания участвовать в жизни людей, которые их окружают;
  • достоверность и педагогическая целесообразность в отборе знаний о человеке, обществе, морали;
  • комплексность применения различных видов деятельности детей в формировании гуманного отношения к людям;
  • использование примера взрослого как носителя знаний, норм, ценностей, личных качеств.

Главная задача реализации образовательной линии «Ребенок в социуме» – раскрыть ребенку социальный мир и помочь получить социальный опыт, понять свое место в социуме как активного участника. В процессе индивидуального освоения мира ребенок не теряет собственного «Я», а, наоборот, сохраняет, развивает и обогащает содержание своего внутреннего мира.

Ребенок – социальное существо. Для него характерна острая специфическая потребность в другом. Поэтому любое, даже самое простое отношение ребенка к окружающему миру всегда преломляется через отношение к другому человеку. Само понятие «отношение» имеет субъективный и объективный аспекты.

По утверждению Лидии Божович, только через изучение отношения ребенка к действительности и, в первую очередь, к общественной действительности лежит путь к изучению его личности.

Чрезвычайно важно формировать у детей:

  • открытость миру людей как потребность личности;
  • навыки социального поведения;
  • осознанное отношение к себе как к свободной самостоятельной личности; к своим обязанностям, которые определяются связями с другими людьми;
  • готовность воспринимать социальную информацию;
  • способность сочувствовать, сопереживать;
  • желание познавать людей, делать добро, поступать достойно.

В предисловии к Базовому компоненту дошкольного образования указано, что взаимодействие с другими людьми является своеобразным видом вхождения ребенка в социум, что требует умения согласовывать свои интересы, желания, действия с другими членами общества.

В дошкольном возрасте формируются основы социальной компетентности ребенка:

  • способность понимать другого человека, его настроение, потребности, особенности поведения;
  • умение уважать других людей, помогать им, заботиться о них;
  • выбирать соответствующие ситуации общения и совместной деятельности.

Социально компетентный ребенок способен чувствовать свое место в системе отношений людей и адекватно себя вести.

Базовым компонентом дошкольного образования определены две компетенции дошкольника в отношении социального окружения:

  1. семейно-бытовая – знакомство с нормами и правилами семейного (семейного) сожительство; способность их соблюдать; умение поддерживать доброжелательные, дружеские, доверительные отношения в кругу семьи, проявлять заботу и любовь родных и близких членов семьи;
  2. социально-коммуникативная – знакомство с различными социальными ролями людей (знакомые, незнакомые; свои, чужие, дети, взрослые, женщины, мужчины, девочки, мальчики, молодые, пожилые), с элементарными социальными и морально этичными нормами межличностных взаимоотношений, умение соблюдать их во время общения.

Способность взаимодействовать с людьми, которые окружают: согласовывать свои действия, поведение с другими; осознавать свое место в социальной среде; позитивно воспринимать себя. Умение сопереживать, сочувствовать, помогать другим, выбирать соответствующие способы общения в различных жизненных ситуациях.

Особого внимания воспитателя требует развитие творческих игр социальной тематики, в которых ребенок отражает свое понимание социума, взаимоотношений людей, выполнение моральных норм, отношение к социальным обязанностям. В работе по образовательной линии «Ребенок в социуме» особое значение приобретает творческая игра.

Специфической особенностью работы по этой образовательной линии является то, что она не ограничивается определенными формами образовательной работы, местом в распорядке дня, длительностью во времени. Поскольку ребенок приобретает социальный опыт постоянно, то рядом с запланированными и подготовленными воспитателем формами стоит использовать также события, которые происходят вне плана.

Новая игрушка, цветок расцвел, болезнь товарища по группе и его возвращение в детский сад и много других событий, которые возникают вне плана образовательной деятельности, – все это может стать предметом социально-эмоционального переживания и осмысления детьми.

Формируем базовые качества личности ребенка по теме «Мое-твое-наше»

Для детей характерно присваивать то, что рядом и им нравится, а также конфликтовать с другими, отстаивая свое право или желание взять желаемую вещь себе. Поэтому различение понятий «мое», «твое», «наше» в значительной степени является основой социализации ребенка с раннего возраста.

Вхождение ребенка в мир людей, вещей и природы сопровождается ежедневным познанием правил сожительства в этом мире, определение своего места в нем и постепенным осознанием своих взаимоотношений с теми, кто рядом.

Тема «Мое-твое-наше» является значимой для личностного развития ребенка, в частности формирование базовых личностных качеств детей, которые являются основой обеспечения межличностного согласия и дошкольной зрелости, в частности ответственность, терпимость, доброжелательность самостоятельность, рассудительность, отзывчивость.

Ответственность

Организуйте с детьми полилог «Наши общие дела» с вопросами:

Что мы делаем в группе вместе? Умеем ли мы договариваться/обращаться за помощью/помогать друг другу? Какие из действий можем легко сделать сами, а для выполнения которых лучше объединиться?

Проведите с детьми беседу о том, как лучше сделать подарок своей маме/лепить кувшин? (самому); посадить цветы возле детского сада/играть в игры/убирать? (вместе).

Привлекайте детей к выполнению совместных практических задач, как: сделать афишу к празднику, навести порядок в книжном уголке, присмотреть цветник.

Во время такой деятельности не акцентируйте внимание лишь на достижении определенного результата, но подведите детей к пониманию, какие дела являются моими, а какие – нашими, сколько усилий нужно приложить каждому, чтобы достичь общего результата: вместе посадили цветы – это наша совместная работа и наш цветник.

Помогите детям осознать, что и «мое личное дело» может служить «нашим общим интересам»: сам сделал аппликацию – это моя работа, однако она может украшать нашу группу.

Проработайте в контексте темы «твое-Мое-наше» сказки вроде «Трое поросят», которые помогут детям сравнить результативность собственных и совместных усилий, осознать ценность совместного труда и согласия, подведет к пониманию ответственности за собственные решения.

Продолжайте работу по содержанию сказки в театрализованных и режиссерских играх, при конструкционной деятельности на тему «Дом» и тому подобное.

Терпимость и доброжелательность

Заметьте, что согласованность взаимодействия между людьми и их терпимое и доброжелательное отношение друг к другу – едва ли не важнейшее условие успешности личности как субъекта социума.

Читайте также:  Центр развития ребенка первые шаги

Проработайте с детьми стихотворение Светланы Зайцевой «Песочница», а затем на его основе организуйте игровую сюжетную деятельность детей.

Тренируйте детей в умении просить, корректно отказывать, принимать отказ, слушать и учитывать чужое мнение в диалогах «Просьба», «Убеждение», «Отрицание».

Применяйте в работе с детьми предметные картинки с изображением моих/наших вещей или предметов окружающей среды.

Обсудите с детьми причины и способы разрешения конфликтов между людьми.

Организуйте работу с корректурною таблицей и ассоциативной картой, что активизирует мыслительную и речевую деятельность детей.

Благоразумие

Формируйте у детей способность уважать и ценить труд людей, которые создали все то, чем мы пользуемся и что является нашим, важность сохранения природной среды, подаренного нам, людям, даром.

Тренируйте детей в умении устанавливать взаимосвязи между объектами и явлениями окружающего мира, между собственной деятельностью и окружающей средой с помощью ассоциативными картами «Мое-твое-наше».

Читайте и обсуждайте с детьми рассказы Василия Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», ведь реализация идеи экономного использования природных ресурсов также способствует формированию благоразумия как личностной черты ребенка.

Самостоятельность

Проработайте или вспомните с детьми сказку Юрия Ярмиша «Лучший подарок», которая поможет им понять, что самостоятельным нельзя стать без собственных стараний, усилий и обучения.

Проведите речевые упражнения «Чтобы уметь …, надо …», «Что я могу один?», строительно-конструкционную и изобразительную деятельность, поскольку включение детей в ситуации выбора оптимального способа решения задачи или проблемы дадут возможность детям убедиться в собственной состоятельности.

Создайте развивающую среду, способствующую самостоятельной работе детей как индивидуально, так и коллективно.

Отзывчивость

Для формирования духовно-нравственных качеств личности ребенка создавайте ситуации, когда стоит отстаивать свои желания и права относительно «моего-твоего-нашего». Эти качества выражаются в отношении не только к вещам («Это мое!», «Почему у меня этого нет?» и тому подобное), но и к проблемам (если кому-то плохо, или это только его проблема?).

Именно проживания таких проблемных ситуаций будет способствовать воспитанию у детей отзывчивости, побуждать к сопереживанию чужой беде.

Организуйте размышления над жизненными ситуациями или сказочными сюжетами для формирования у дошкольников неравнодушного отношения к чужой беде, например:

Петушок не послушал Котика и попал в беду, поэтому он сам в этом виноват. Но Котик не сказал Петушку, что это его проблема.

Наф-Наф, сочувствуя своим неразумным братьям, пустил их в свой дом. Он не говорил им, что они сами виноваты, и поэтому это их проблемы.

Проведите полилоги «Завидовать или нет?», «Что такое щедрость», «Мои и наши успехи», что будет способствовать анализированию детьми собственных мыслей и воспитанию в них доброжелательного отношения к другим.

Обращайте внимание детей на важные социально-психологические ситуации не только на протяжении проживания темы «твое-Мое-наше», но и во время будничных дел и повседневного общения.

Источник

Особо активно социальное развитие ребенка происходит в его первые годы жизни. К примеру, за первые 12 месяцев своей жизни малыш усваивает огромный объем навыков и знаний, устанавливает эмоциональный контакт с окружающими людьми, учится управлять своим телом, доверять взрослым, запоминает несколько сотен слов и учится произносить отдельные звуки и слога. Для того чтобы социально личностное развитие ребенка осуществлялось в правильном направлении и в установленные сроки, родителям следует прилагать определенные усилия: постоянно общаться с младенцем, разговаривать, петь песни и рассказывать сказки, а также проявлять свою любовь, гулять и знакомить с окружающим миром.

Социальные факторы развития ребенка

Что такое социальное развитие?

Само понятие «социальное развитие ребенка» подразумевает процесс, при котором малыш усваивает ценности, культуру общества, традиции и пр. В процессе взросления он подвергается различным социальным факторам развития ребенка: общению с взрослыми и сверстниками, обучению в детском саду и школе, играм и т.д. То есть малыш постепенно учится жить в социуме, подчиняясь общепринятым правилам и нормам поведения, учитывая интересы и чувства других.

Естественно, наибольшее влияние на социально личностное развитие ребенка оказывает его самое близкое окружение – семья. Можно сказать, что семья является неким транслятором, передающим подрастающему поколению опыт, знания, традиции и ценности. Поэтому для нормального, полноценного развития ребенка очень важна теплая, любящая семейная атмосфера, пропитанная уважением и доверием друг к другу.

Социальные факторы развития ребенка

Рассмотрим основные социальные факторы развития ребенка:

Общение с детьми и взрослыми. Среди ключевых факторов, влияющих на развитие ребенка, основное место занимает общение. Именно посредством общения формируются дружеские взаимосвязи ребенка со сверстниками, производится обучение дома, в детском саду и школе. С самого раннего детства ребенку присущи основные элементы общения. В первые шесть месяцев своей жизни младенец выражает свои ощущения и чувства посредством движений, мимики и звуков. Вот какие этапы общения проходит ребенок в различные возрастные периоды:

  • Младенчество. Начиная с полугодовалого возраста общение младенца с близкими людьми носит в основном ситуативно-деловую форму. То есть ребенок практически взаимодействует с взрослыми, он нуждается не только в заботе и внимании, но и в живом общении, совместных действиях и советах. При взаимодействии с взрослыми ребенок быстрее узнает роль различных предметов и учится обращаться с ними.
  • От трех до пяти. В этом возрасте общение обретает внеситуативно-познавательную форму. То есть ребенок способен формулировать и задавать вопросы о людях, предметах и явления. Овладев речью, он может обсуждать явления и предметы. В возрасте 3-5 лет малыш стремится познавать новую информацию, делиться ею с окружающими и обсуждать все происходящее.
  • От шести до семи. В этот период ребенку присуща личностная форма общения, то есть малыш все чаще спрашивает о человеке и его сущности. Важно, чтобы с 6 до 7 лет ребенок не переставал чувствовать любовь, понимание и сочувствие со стороны родителей. В этом возрасте взрослые являются для малыша эталоном для подражания, он копирует поведение близких. Также в этот момент крайне важно общение со сверстниками, в образовательных учреждениях ребенок должен чувствовать себя расковано и свободно.

Социализация через игру. Для правильного социально личностного развития ребенка игра имеет крайне важное значение. Поэтому родителям необходимо всячески поощрять ребенка к игровому процессу, обучая его принципам игры. Основой игры является общение. Игровая деятельность – основная деятельность для ребенка до 7 лет. Если ребенок правильно и много играет, он развивается стремительными темпами, как в эмоциональном, так и в социально-эмоциональном плане. Обычно в играх детей воспроизводится жизнь взрослых, они могут играть в дочки-матери, в доктора, в школу, в магазин и пр. Именно в игре вырабатываются и проживаются варианты разрешения конфликтных ситуаций, оттачиваются навыки общения и пр.

Читайте также:  6 дней ребенку развитие режим

Культурное развитие. Малыш восприимчив к прекрасному, и на социальное развитие ребенка влияют различные виды искусства, поэтому его следует непременно познакомить с шедеврами человеческого искусства: живописью, скульптурой, музыкой и пр. Также для правильного социального развития ребенка важны разносторонние занятия, упражнения, беседы, чтение книг и прослушивание музыки, наблюдение и обсуждение жизненных ситуаций и пр. Из этих составляющих и складывается личность ребенка.

Диагностика социального развития ребенка

Методы диагностики социального развития ребенка связаны с многообразием проявлений его личности в общении и различных видах деятельности. Основным методом диагностики социального развития ребенка является наблюдение, в ходе которого выявляются следующие моменты:

  • Эмоциональные проявления: как часто ребенок весел, с каким настроением приходит в сад или школу, как часто малыш бывает печален или сердит, и чем вызваны такие эмоции, насколько ребенок конфликтен, как часто он проявляет упрямство и агрессию.
  • Проявление активности в общении, инициативность ребенка в контактах со сверстниками и взрослыми, робость и застенчивость.
  • Умение общаться и контактировать с одногодками и старшими людьми.
  • Соблюдение установленных правил, умение разрешать конфликты.
  • Уважение чувств и желаний других.
  • Культура общения, вежливые манеры поведения, умение завязать разговор, понимание основных манер поведения, ответная реакция на предложения взрослых и ровесников.
  • Наличие познавательного интереса к окружающим, желание понять внутренний мир близких и друзей.
  • Индивидуальное проявление ребенка в разнообразных видах деятельности (способность выдвинуть личную идею, разработать план действия, исправить ошибки, отношение к советам ровесников и взрослых и пр.).

Источник

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Факультет экономики и управления

Кафедра социальной работы

Доклад

по

социальной педагогике

ТЕМА: Развитие ребенка в социуме

Выполнила: студентка

группы 2051

2 курса

Мурадова Айнур Мурад Кызы

Руководитель:

доц. Александров Е.А.

Дата защиты: _______________________

Оценка: ____________________________

___________________________________

(подпись руководителя)

Дубна, 2013

Оглавление

Введение 3

Понятие о развитии ребенка 4

Биологические факторы 5

Социальные факторы 6

Влияние среды на развитие ребенка 7

Заключение 9

Список использованной литературы 10

Введение

Тема доклада «Развитие ребенка в социуме».

Цель: раскрыть понятие развития ребенка в социуме.

Задачи:

  • дать определение понятию развития ребенка;
  • охарактеризовать биологические и социальные факторы;
  • определить влияние среды на развитие ребенка.

Понятие о развитии ребенка

Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил.

К внешним факторам относятся окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним – биологические, наследственные факторы.

Развитие ребенка – не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность.

Установлено, что для каждого возрастного периода развития ребенка один из видов деятельности становится главным, ведущим. Совсем маленький ребенок полностью зависит от взрослых, даже на самые яркие предметы, игрушки ребенок обращает внимание только после того, как на них указывают взрослые. Поэтому вначале ведущую роль играет эмоциональное общение ребенка с взрослым. Затем предметы начинают привлекать внимание ребенка сами по себе, а взрослый становится только помощником в овладении ими. Ребенок осваивает новый вид деятельности – предметный. Постепенно интерес ребенка перемещается с предметов на действия с ними, которые он копирует у взрослых, – так формируется игровая деятельность, или сюжетно-ролевая игра.

При поступлении в школу ребенок осваивает учебную деятельность, в этом ему помогают и педагоги, и другие взрослые. Наряду с учебной деятельностью у ребенка сохраняются сюжетно-ролевые игры и формируются новые виды деятельности: трудовая, спортивная, эстетическая и др. Для нормального развития ребенка с самого его рождения важное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира.

Биологические факторы

Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.

Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи – внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.

Говоря о роли наследственности в формировании и развитии ребенка, нельзя игнорировать тот факт, что существует ряд болезней и патологий, которые могут носить наследственный характер, например, болезнь крови, шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные заболевания изучает медицинская генетика, однако их необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка.

В современных условиях наряду с наследственностью отрицательно влияют на развитие ребенка внешние факторы – загрязнение атмосферы, воды, экологическое неблагополучие и др. Все больше рождается физически ослабленных детей, а также детей, имеющих нарушения в развитии: слепых и глухих или потерявших слух и зрение в раннем возрасте, слепоглухонемых, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.

Для таких детей деятельность и общение, необходимые для их развития, значительно затруднены. Поэтому разрабатываются специальные методики, позволяющие их обучать, что дает возможность таким детям иногда достигать высокого уровня умственного развития. Занимаются с этими детьми специально подготовленные педагоги. Однако, как правило, у этих детей существуют большие проблемы общения со сверстниками, непохожими на них, со взрослыми людьми, что затрудняет их интеграцию в общество.

Социальные факторы

Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало.

Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Различают макро- (от греч. «большой»), мезо- (“средний”) и микро- («малый») факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы – экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.

К мезофакторам относятся формирование этнических установок; влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок; тип поселения; средства массовой коммуникации и др.

К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников и многое, многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и в непосредственный контакт с которым он вступает. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом.

Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основном, в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды – дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т. д. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется.

Влияние среды на развитие ребенка

Среда – самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, в определенной степени влияет на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвергать; может относиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно.

Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.

Человек может занимать в обществе одновременно несколько позиций. Так, женщина может быть учительницей, женой, матерью. Каждая позиция предъявляет человеку определенные требования и в то же время дает ему какие-то права. Такая позиция человека в обществе, характеризующаяся определенными правами и обязанностями, в социологии называется социальным статусом.

Некоторые статусы нам даны от рождения. Так, статус человека может быть обусловлен полом, национальностью, местом рождения, фамилией и другими факторами. Такие статусы обычно называются врожденными, или предписанными.

К позитивным ролям следует отнести роль члена семьи. В семье ребенок усваивает несколько таких ролей: сына или дочери, брата или сестры, племянника, внука, а также знакомится с ролями отца и матери, бабушки и дедушки и др.

Следующая важная роль, которую осваивает ребенок в процессе своего развития, – это член коллектива. В детском саду и школе, в спортивной секции и детских общественных организациях, в общении со сверстниками ребенок усваивает роли члена коллектива, товарища, друга, ученика, лидера и многие другие.

К негативным ролям относятся такие, как бродяга, чаще всего это беспризорные и безнадзорные дети. На улицах, особенно крупных промышленных городов, в магазинах, на рынках, в транспорте мы встречаем детей-попрошаек, которые свыклись с этой ролью и часто довольно умело выпрашивают деньги у прохожих. Среди них появляются те, кто занимается воровством, иногда к этому их толкают взрослые, иногда этим дети промышляют самостоятельно.

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает ему возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания. В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности. В сфере общения происходит расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом. В сфере сознания – формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

В процессе социализации, и в частности социальной адаптации ребенка, проявляется объективная потребность человека быть «как все». Однако параллельно с этим в процессе индивидуального развития личности у ребенка постепенно формируется другая объективная потребность – проявить себя, свою индивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация, которая выражается в том, что те или иные социально значимые качества и свойства личности проявляются в индивидуальной, присущей именно этому человеку форме, что его социальное поведение при всей общей внешней схожести с поведением других людей приобретает черты неповторимости, уникальности.

Социальное развитие ребенка, таким образом, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности).

В целом усилия воспитателей и специалистов должны быть направлены на социальную адаптацию ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения или на преодоление последствий влияния негативных факторов.

Источник