Социальное развитие ребенка в семье консультация для родителей

Автор: Новикова Наталья Владимировна

Воспитатель 1 категории

МБДОУ детский сад № 71 «Почемучка»

Белгородская область г. Старый Оскол

Консультация для родителей на тему:

«Социальное развитие дошкольников» (из опыта работы).

Семья начинается с детей /Александр Герцен/

Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения. Наибольшее влияние на социальное становление ребёнка оказывает его семья. Для ребёнка семья – это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Семья – это ячейка общества и важнейший источник социального и экономического развития. Тёплая атмосфера, взаимное уважение и доверие являются основополагающими факторами гармоничного социального развития ребенка.

Социальное развитие дошкольников происходит главным образом за счет общения, элементы которого присущи детям с младенческого возраста (мимика, движения, звуки).

Начиная с 6 месяцев и до 2-х лет, общение ребенка с взрослыми приобретает более ситуативную форму, которая представляет собой некоторое практическое взаимодействие. Ребёнок все чаще заинтересован в вашей помощи, поддержке, совете или определенных совместных действиях.

В возрасте от 3-х до 5 лет дети начинают задавать все больше вопросов, и общение принимает ярко выраженную познавательную форму. Основным средством общения становится речь, которая позволяет ребенку получать информацию и обсуждать со старшими окружающий мир.

От 6 до 7 лет детское общение принимает личностную форму. Дети начинают задавать вопросы о человеке и его внутреннем мире. Этот момент является наиболее ответственным в социальном становлении ребёнка – он зачастую нуждается в эмоциональной поддержке, понимании и сопереживании. Взрослые являются для детей образцом для подражания, потому они активно перенимают их стиль общения, особенности поведения и формируют собственную индивидуальность.

В игре детей есть часто смысл глубокий /Фридрих Шиллер/

Социальное развитие дошкольников происходит также через игру, а игра, как мы знаем, – это ведущая детская деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Личность ребенка формируется постепенно, шаг за шагом, так же важную роль играют различные занятия, упражнения, творчество, музыка, книги и наблюдение за окружающим миром.

Советы родителям, о том, как общаться с ребенком.

-Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи.

-Если ребенку действительно трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

-Если у ребенка эмоциональная проблема, его необходимо выслушать!

-Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания, скажите ему об этом.

-Убирайте из своего общения с ребенком привычные или автоматические приказы, команды, предупреждения, угрозы.

– Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке!

-Правила и последствия должны формулироваться одновременно!

-Принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, спокойный, а просто за то, что он есть!

– Дружелюбный тон общения.

– Когда ребенок хочет рассказать о чем-то, вы должны спокойно выслушать, периодически подтверждая беседу.

– Решения конфликтов должен быть конструктивным: выигрывают обе стороны – и родитель, и ребенок.

– никогда не унижайте своего ребенка, избегайте оскорблений.

Список использованных источников

  1. Авдеева Н. «Развитие личности в раннем детстве». //Дошкольное воспитание. № 3. 2006. – С. 103 – 110.
  2. Бабаева Т. «О социально-эмоциональном развитии дошкольников». //Дошкольное воспитание. № 6. 2006. – С. 13 – 19.
  3. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
  4. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения детей в детском возрасте. Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2003. – 314 c.
  5. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 312 c/.

Источник

Консультация для родителей

«Социальное развитие ребенка в семье, или Выходной с малышом».

Как известно, понедельник – день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каж­дую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, ка­призные, часто плачут. Скучают по маме, их трудно заинтересовать игрушками, занятиями, разговором. В группах раннего воз­раста это особенно заметно. Маленьким детям еще слишком трудно переключаться с организованной и стабильной жизни детского учреждения на неупорядоченную, как правило, жизнь семьи; двухдневный срок ощущается ими, как гораздо более длительный период, чем это привыкли чувствовать мы, взрос­лые? В результате появляется тот самый «тяжелый понедель­ник». Кроме того, не всем детям удается адаптироваться к усло­виям детского сада за один день. Есть малыши, которых «отдых выбивает из колеи» до середины недели.

Очень многое зависит от того, как организованы выходные, насколько учитываются возрастные особенности ребенка и его потребности. В эти дни родителям приходится решать сразу не­сколько задач. Во-первых, им нужно успеть переделать все свои «взрослые» дела, накопившиеся за неделю. Во-вторых, они должны вовремя накормить и уложить спать ребенка, погулять и поиграть с ним – словом, соблюдать привычный для малыша режим дня, который, к сожалению, совсем не совпадает с пла­нами родителей, и далеко не во всех семьях взрослые пытаются перестроить свои планы в интересах ребенка. Как проходит вы­ходной день в семье с трехлетним ребенком? Утром малыш про­сыпается, как правило, раньше родителей (многие дети 2-3 лет продолжают по младенческой привычке просыпаться очень ра­но – иногда в 5-6 часов утра). Сонная, раздраженная мама сна­чала пытается уговорить его «еще капельку поспать», но безре­зультатно. Папа спит. Мама все-таки встает, и начинаются ут­ренние хлопоты: она одевает, умывает, кормит ребенка, моет посуду, готовит завтрак и обед для взрослых, может включить стиральную машину или пылесос… Папа спит.

Читайте также:  Нормы умственного развития ребенка до года

После завтрака ребенка отправляют или к игрушкам, кото­рые еще не могут надолго его занять, или к телевизору смотреть мультфильмы. Общение мамы с ребенком утром выходного дня

сводится к минимуму, ограничивается короткими распоряже­ниями: «Дай руку, не эту, другую!.. Когда же ты сам научишься одеваться?.. Ешь скорее. Не возись. Поел, иди, не мешай, по­смотри мультики».

А ведь от того, с каким настроением начинается день, зави­сит и то, каким он будет. Поэтому встретьте проснувшегося ма­лыша улыбкой, приласкайте его, вместе порадуйтесь заглянув­шему в окно солнышку, поговорите на доступные темы, попро­сите «помочь» застелить постель (например, подержать подушку, разгладить покрывало), а потом предложите разбудить игрушки – это и ребенка займет, и вам даст свободную минуту.

Соблюдение режима дня для детей третьего года жизни не­обходимо. Все мероприятия следует планировать с учетом этого режима. Поэтому, если обычно в детском саду ребенок гуляет после завтрака около двух часов, то и в выходной день это время он тоже должен провести на свежем воздухе. Сходите с ним в парк, прогуляйтесь по знакомым улицам, задержитесь на дет­ской площадке во дворе. Там он может поиграть с песком, по­общаться со сверстниками (с ними можно организовать какую-нибудь несложную подвижную игру). А вот «таскать» малыша с собой на рынок или по магазинам не стоит – кроме утомления и совершенно ненужной инфекции, он ничего там не получит.

Часто родители хотят посетить с ребенком зоопарк, парк ат­тракционов или съездить в далеко расположенную зону отдыха. Это уже можно делать, но очень важно правильно рассчитать время и соразмерить объем новых впечатлений с возможностя­ми маленького ребенка. Главное правило: любые развлечения, связанные с поездками и пребыванием в незнакомой обстановке, возможны только в первый выходной день, чтобы в воскресенье малыш успел успокоиться и войти в прежний ритм жизни. Пом­ните, что подобные мероприятия (поход в зоопарк, парк) стоит проводить в утреннее время, чтобы ребенок не был перевозбужденным к вечеру. Кроме того, не стоит забывать, что внимания ребенка раннего возраста хватает лишь на 20 минут, но при ус­ловии, если мама объясняет ему все происходящее. Все свои впечатления ребенок должен «переварить», и мама должна ему в этом помочь, вспоминая вместе с ним, что он видел, делал и т. д.

Во второй половине дня стоит отдать предпочтение спокой­ным занятиям.

Почитать малышу книжку, погулять в знакомых, привычных местах, на детской площадке или в парке. Не нужно смотреть телевизор, лучше расскажите на ночь сказку.

Кстати, вопрос о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является очень актуальным. Не секрет, что большинство родителей сажают ребенка перед телевизором чуть ли не с года, чтобы он хоть на миг оставил их в покое. В то же время многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпрепровождение не приносит ничего, кроме вреда; длительный просмотр телепере­дач в этом возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, особенно в клипах, сопровождаемых громкой музыкой, нередко провоцирует нарушение деятельности нерв­ной системы, вплоть до судорог. Быстрая смена изображений не дает ребенку возможность понять смысл происходящего, а сце­ны насилия, которыми изобилуют сегодняшние фильмы, нано­сят непоправимый вред детской, еще не сформировавшейся психике.

Если же вы считаете, что без телевизора вашему ребенку не обойтись, соблюдайте следующие правила:

До 2-2,5 лет ребенку нельзя (!) смотреть телевизор, от 2 до 3 лет (а лучше и позже) – не более 15 минут в день и только вместе с мамой. Она должна проговаривать в слух все, что видит на экране, и объяснять это ребенку: «Это девоч­ка. Она несет шарик. Красивый, голубой! А вот Зайка пришел, просит шарик у девочки. Видишь, добрая девочка, дала Зайке шарик…» Такой пересказ необходим, потому что двух-, трехлетний малыш не успевает понять смысл происходящего на экране, так как скорость его зрительного восприятия несравнима со скоро­стью восприятия старших детей и тем более взрослых. Смотреть можно только передачи, предназна­ченные для маленьких детей, лучше всего отечественные мульт­фильмы с четкой, ясной картинкой, мелодичной музыкой, доб­рыми, нестрашными героями и понятным, доступным малышу содержанием. Желательно периодически просматривать одни и те же мультфильмы, как перечитывают знакомые книги. Это способствует лучшему пониманию, более осознанному воспри­ятию, элементарному предвосхищению уже известных событий. И в этом ребенку тоже должна помочь мама: «Кто сейчас из окошка выглянет? Правильно, мышка. А кто это к ней сейчас прискачет? Лягушка-квакушка…»; для этого полезно иметь лю­бимые мультфильмы на кассетах, чтобы смотреть их по не­скольку раз (не в один день, конечно). Передача«Спокойной ночи, малыши»может быть рекомендована детям начиная с 3 лет, до этого возраста им трудно ориентироваться в сюжете передачи и переходить от бе­седы Хрюши и Степашки с ведущим к мультфильму, для начала можно смотреть только первую часть передачи, мультфильм за­писывать, а просматривать его в другой день. Если вы заметили, что вечером ребенок перевоз­буждается от просмотра телепередач, делайте это только по утрам, а вечером почитайте знакомую книжку, расскажите сказку, поговорите с малышом о том, как прошел день, что вы с ним видели, что делали, как играли, что нового узнал он Никогда не оставляйте ребенка одного перед телевизором и не разрешайте смотреть «взрослые» передачи. Не поощряйте игры с пультом переключения каналов без вашего ведома. Мало ли что он увидит!

Читайте также:  Развитие речи и речевого общения у ребенка дошкольного возраста

День, наполненный событиями, утомляет малыша. Многие родители думают, что уставший ребенок быстрее засыпает. На самом деле переполненный впечатлениями малыш перевозбуж­дается, нервничает, плачет или без причины смеется и, даже зе­вая во весь рот, не может уснуть.

Привычный режим дня, приятные, понятные ребенку собы­тия, постоянный контакт, доверительные отношения и с мамой, и с папой, внимание родителей, их ласка сделают общение ро­дителей с ребенком настоящим праздником.

Источник

Консультация для родителей

«СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»

Социальное развитие ребенка – это необходимый процесс для его полноценного существования, в истории человечества нет ни одного случая нормального и длительного существования человека, лишенного совершенно контактов с людьми (истории «маугли»). Поэтому социальному развитию ребенка следует уделять особое внимание.

Малыш узнает новое, получает знания о мире только при совместной деятельности с другими людьми, в условиях их активной позиции в отношении ребенка, когда взрослые демонстрируют навыки и умения, свойства и взаимодействия живых и неживых объектов, варианты отношений, передают накопленный опыт и культурные ценности.

В результате этого происходит развитие ребенка, он усваивает новое, только в таких условиях может овладеть речью и письмом, хорошо оперировать абстрактными понятиями, достичь нормального уровня интеллекта. И все это формируется именно в детстве, поэтому никакая развивающая среда сама по себе не даст такого познавательного эффекта, как живое общение и участие ребенка в жизни взрослого.

Человек по сути своей существо социальное (общественное), при рождении один из генетических ожиданий малыша является наличие рядом взрослого, который будет заботиться о нем, реализовывать потребности, и физиологические и психологические. По сути своей новорожденный ребенок зависим и прекрасно знает об этом, это для него норма, поэтому громким плачем он сигнализирует о своих нуждах, это его первое средство общения с другими людьми. Само наличие таких сигналов говорит о том, что малыш ожидает, что их будет кому услышать. Так и начинается социальное развитие ребенка.

В первые месяцы жизни малыш нуждается в общении прежде всего, с мамой, а после 3 месяцев имеет потребность и в других близких людях, по наблюдениям, ребенок 6 месяцев может уже воспринимать достаточно большой круг близких людей. Близким человеком для малыша является тот, кого он часто видит, несколько раз в неделю.

По достижению года малышу уже нужна постоянная группа разновозрастных детей для общения, но жесткая необходимость у ребенка именно в детском коллективе возникает к трем годам, для годовичка прежде всего социум – это семья. Не ждите от него адекватного общения в детском коллективе, ребенок только учится правилам поведения – что не принято делать в обществе, а что необходимо, как извиниться, как подождать своей очереди, как меняться и делиться игрушками. Поэтому первое время за ребенка все эти действия выполняет мама, показывая положительный пример.

По мере эмоционального развития ребенка усложняются его чувства, появляются способность сопереживать и жалеть, умение дружить, вместе с тем, желание нравиться, ожидание оценки. В этих условиях возникает масса разнообразнейших вариантов взаимодействия между детьми, ежедневно они познают огромные количества знаний и приобретают опыт общения. Если малыш 3-4 лет может еще играть один большую часть времени, то по достижении старшего школьного возраст – всегда ищет компанию. Поэтому не стоит форсировать события, нужно учитывать особенности развития ребенка.

По мере взросления определяются четыре уровня людей, влияющих на социальное развитие ребенка. Эти уровни различаются по частоте общения с ребенком, эмоциям, которые в это общение вкладываются, знаниям и информации, которые получит малыш при общении.

Первый уровень – это родители и члены семьи, они дают наибольшее число перечисленных факторов, далее второй уровень – это няни или воспитатели и педагоги дошкольных учреждений и центров раннего развития.

Третий уровень – это люди, имеющие эпизодические контакты с ребенком – на улице, в гостях. И четвертый уровень принадлежит тем, кого ребенок никогда не увидит, но знает, что они есть – жители земного шара, других стран, герои кино и т.д.

Наибольшее влияние на социальное развитие ребенка оказывают первый и второй уровни, и от них зависит успех в этом развитии, поэтому в ваших руках возможность оказать положительное влияние, научить и помочь освоить одно из важнейших умений – умение общаться.

Источник

Консультация для родителей «Социальное развитие дошкольников»

«Всегда поступайте так, чтобы ваши дети достаточно уважали вас, но не боялись. Не навязывайте им тех добродетелей, которыми не обладаете сами. Ведь дети наблюдают за нами и делают выводы»

Андре Моруа «О воспитании детей»

Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения со взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Читайте также:  Источники социального развития и социализации ребенка

Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста -результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер.

Наибольшее влияние на социальное становление ребёнка оказывает его семья. Для ребёнка семья – это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Семья – это ячейка общества и важнейший источник социального и экономического развития. Тёплая атмосфера, взаимное уважение и доверие являются основополагающими факторами гармоничного социального развития ребенка.

Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми, за счет общения, элементы которого присущи детям с младенческого возраста (мимика, движения, звуки). Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Начиная с 6 месяцев и до 2-х лет, общение ребенка с взрослыми приобретает более ситуативную форму, которая представляет собой некоторое практическое взаимодействие. Ребёнок все чаще заинтересован в вашей помощи, поддержке, совете или определенных совместных действиях.

В возрасте от 3-х до 5 лет дети начинают задавать все больше вопросов, и общение принимает ярко выраженную познавательную форму. Основным средством общения становится речь, которая позволяет ребенку получать информацию и обсуждать со старшими окружающий мир.

От 6 до 7 лет детское общение принимает личностную форму. Дети начинают задавать вопросы о человеке и его внутреннем мире. Этот момент является наиболее ответственным в социальном становлении ребёнка – он зачастую нуждается в эмоциональной поддержке, понимании и сопереживании. Взрослые являются для детей образцом для подражания, потому они активно перенимают их стиль общения, особенности поведения и формируют собственную индивидуальность.

Советы родителям, о том, как общаться с ребенком:

-Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи.

-Если ребенку действительно трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

-Если у ребенка эмоциональная проблема, его необходимо выслушать!

-Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания, скажите ему об этом.

-Убирайте из своего общения с ребенком привычные или автоматические приказы, команды, предупреждения, угрозы.

– Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке!

-Правила и последствия должны формулироваться одновременно!

-Принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, спокойный, а просто за то, что он есть!

– Дружелюбный тон общения.

– Когда ребенок хочет рассказать о чем-то, вы должны спокойно выслушать, периодически поддерживая беседу.

– Решения конфликтов должны быть конструктивными: выигрывают обе стороны – и родитель, и ребенок.

– Никогда не унижайте своего ребенка, избегайте оскорблений.

Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра как ведущая детская деятельность. Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности.

Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др. Они особенно ярко проявляются в игровой, трудовой деятельности детей и в повседневной жизни.

Личность ребенка складывается из мельчайших кирпичиков, среди которых помимо общения и игры важную роль играют различные занятия, упражнения, творчество, музыка, книги и наблюдение за окружающим миром. В дошкольном возрасте каждый ребенок глубоко воспринимает все прекрасное, потому задача родителей – познакомить его с лучшими человеческими творениями. Дети задают взрослым очень много вопросов, на которые нужно отвечать исчерпывающе и честно. Это очень важно, ведь для ребенка каждое ваше слово – это непреложная истина, потому не допускайте крушения веры в вашу непогрешимость.

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.

Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.

Список использованных источников

  1. Авдеева Н. «Развитие личности в раннем детстве». //Дошкольное воспитание. № 3. 2006. – С. 103 – 110.
  2. Бабаева Т. «О социально-эмоциональном развитии дошкольников». //Дошкольное воспитание. № 6. 2006. – С. 13 – 19.
  3. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
  4. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения детей в детском возрасте. Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2003. – 314 c.
  5. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 312 c/.

https://shkolabuduschego.ru/roditelyam/tsitaty-o-seme-vospitanii-aforizmy.html

Источник