Социальное развитие ребенка в неполной семье

Чтобы воспитать малыша в неполной семье и уменьшить его сердечные раны, нужно сформировать правильную тенденцию воспитания. Сейчас очень много молодых женщин, которые уже в разводе или не вышли замуж, по определенным причинам, но с ребенком на руках.

Холостых отцов с детьми, которые воспитывают своих детей без участия нянь. В обыкновенной семье, где присутствуют и отец, и мать, воспитывать детей тяжело, а когда в этом процессе участвует только один родитель – вдвойне тяжело. Как воспитать малыша и заработать деньги родителю-одиночке?

Основания и факторы возникновения неполной семьи

Основания могут быть разные и они существенно оказывают влияние на дитя. Отец с матерью развелись по обоюдному желанию, либо же мама бросила папу, оставив ребенка с отцом? По какой причине мама вдова? Папа или скоропостижно умер от болезни или же его убили, а может совершил суицид? Отец ушел к другой семье? Тогда почему? И так далее.

Каждый случай ребенок воспринимает по-разному. Но каждая такая ситуация наносит ему душевную рану.

Неодинаково воздействуют и факторы, присутствующие в неполной семье. Существенно для ребенка значимо кого нет из родителей, на сколько долго, в каком возрасте семья у ребенка распалась, каков отсутствующий, а каков присутствующий родитель и какой сам ребенок?

Конечно же роль играет и общество, в котором он растет, и материальное положение семьи, ее культурная среда, а также присутствие бабушек и дедушек.

Особенности в воспитании детей в такой семье

В детские годы для ребенка очень важно чувствовать любовь мамы, нежность, ее ласку, заботу. Благодаря таким ее качествам у малыша формируется уверенность в себе и чувственность к окружающим людям. В стандартной семье каждый выполняет свои обязанности, мама с папой находят «золотую середину» и развивают свое чадо.

Когда же мама одна, ей свойственно бросать в крайности, ведь она хочет, чтобы ее ребенок не чувствовал отсутствие отца, а значит превратиться в строгую, требовательную, жесткую и грозную. В итоге дитя теряет и отца, и мать. Брать на себя такую задачу не стоит – не решаема, ведь развал семьи наносит удар малышу, это неминуемо.

А ведь это происходит тогда, когда ему так необходима любовь и забота родителей. Воспитание в неполной семье отличается более трудными условиями. И многое зависит от человека, который воспитывает ребенка, от его личных качеств, его воспитания и развития.

Решит ли проблему повторный брак?

О повторном браке нельзя с точностью сказать хорошо это или плохо, ведь все будет зависит от исхода. Если эти отношения приносят пользу родителю и ребенку, повышают их внутреннюю жизненную позицию, то такой брак не навредит ребенку. А если существует вероятность в противоположном, возникновение конфликтов, рукоприкладство и так далее, то такой брак нежелателен.

Формирование правильного развития детей в неполной семье

Чтобы ребенок рос здоровым и хорошо воспитанным нужно приложить немало усилий. Как правило, есть 4 круга потребностей у детей:

Обоюдный диалог с ребенком

Незачем слишком опекать его своей заботой и любовью, но также и недостаток этих факторов вреден. Чтобы ребенок не чувствовал себя заброшенным и не стал равнодушным должно быть обоюдное общение между ребенком и родителем.

Социальная адаптация

Ребенку необходимо уметь целенаправленно управлять своими влечениями и желаниями, самореализовываться, заинтересовываться вокруг происходящим, осваиваться в разных средах.

Потребность в эмоциях

Ребенка нужно поощрять, давать советы, когда он спрашивает, содействовать, когда он в этом нуждается. Для этого не нужно постоянно быть с ребенком, необходимо всего лишь создать предпосылки, с помощью которых у него начнет развиваться интерес к чему-либо. В основном, дети в неполноценных семьях сами по себе довольно темпераментны, конечно же и матери должны демонстрировать свою заинтересованность к их начинаниям и открытиям.

Социальные роли в обществе

Ребенку из неполной семьи, близка только одна социальная роль – его матери. Это одна из тех причин, из-за которой дети из неполных семей оказываются не в очень благоприятном положении, когда включаются в социальную жизнь. Существуют определенные социальные нормы, которые диктует, чем должны заниматься представители каждого пола.

Об этом детям должны рассказывать еще в дошкольном возрасте, поэтому девочки играют с куклами, а мальчики с машинками. Иначе в дальнейшем возможны отклонения в развитии. Чтобы не возникало проблем с самооценкой и не возникало дискомфорта, каждый должен выполнять свою семейную и общественную функции.

Для ребенка хоть и важно вырасти в полной семье, но важнее качество этих отношений. Он может расти с одним родителем, но понимать, насколько он важен для него, как они уважают друг друга, такое не часто бывает и в полных семьях. Не нужно забывать, что вырастить счастливого ребенка, сможет только счастливый родитель!

Источник

«Особенности развития личности ребенка в неполной семье»

Семья – важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения, в ней человек рождается, через нее продолжается человеческий род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

На современную семью оказывает влияние множество факторов: индустриализация, урбанизация, образование, религия и др. Являясь основополагающим институтом в структуре общества, семья особенно чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизнедеятельности, ее стабильности и воспитательной дееспособности.

Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.

Число детей, которые воспитываются без одного или обоих родителей в настоящее время, растет. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводимости и внебрачной рождаемости. Немалую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству.

Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка. 

 Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.

Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

 нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных);

 недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;

 затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

 формирования избыточной, патологической привязанности к матери.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.

Приведенные выше примеры влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят о наличии каких-либо жестких механизмов, причинно-следственных связей. Здесь речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Известно, что на развитие интеллекта в первую очередь влияют наследственность, социальное окружение и собственный опыт ребенка. История знает немало примеров того, когда дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.

Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.[5]

Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Вод влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.

Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.

Дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.

Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.

В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.

Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях — чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.

Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.

Таковы некоторые психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.

Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

Источник

Каждый ребенок, находясь в семье, воспитывается по-разному, имеет свою, глубоко индивидуальную, платформу развития. Ее формирует семья, то есть оба родителя, отец и мать. От того, каков интеллектуальный и образовательный уровень развития супругов, их успешность, благосостояние, характеры, род занятий, и то время, которое они могут уделять своим близким внутри семьи, зависит успешность формирования полноценной и сбалансированной личности ребенка. И влияние внутрисемейных отношений имеет накопительный эффект, оказывая все большее влияние по мере его взросления.

Неполная семья – что это такое?

Неполная семья – это семья, где ребенка воспитывает только один родитель. Причин для такого дисбаланса может быть множество. Оставшийся супруг овдовел, или развелся со второй половиной, возможно ребенок изначально родился вне брака. Существуют семьи функционально неполные, когда ребенок проживает с обоими родителя, и формально поводов назвать такую семью неполной, нет. Но в силу своей профессиональной деятельности или особенностей характера, один из родителей слишком мало внимания уделяет своей семье, и ребенку в частности. Отсюда следует вывод, что важно не только наличие обоих родителей в браке, но и их эмоциональная вовлеченность во внутрисемейную жизнь, установление прочных родственных связей друг с другом. Полная семья может стать прочной основой для благополучного формирования личности ребенка, его успешности в будущей жизни, но не является гарантом всего этого.

Особенности воспитания детей в неполных семьях

Как взаимодействуют ребенок и родитель, в отсутствии второго?

Модель проживания и поведения участников такой семьи отличается от общепринятой. Родитель-одиночка, часто испытывает трудности материального характера, вынужденный самостоятельно обеспечивать потребности ребенка. Нередко, для этого ему приходится работать сверхурочно, на двух и более работах. В дополнение к этому оставшийся супруг вынужден выполнять роли обоих родителей, и матери, и отца.

Успешность реализации этого влияет на личностное развитие ребенка. В нашей стране, исторически сложилось, что зачастую ребенка воспитывает только мать, и такая семья, по сути, является материнской. В чем заключается специфика такой модели? Присутствует дефицит общения с отцом (мужчиной), что является негативной предпосылкой психического развития ребенка, а именно:

1) Риск нарушения интеллектуального развития ребенка (превалирование вербальных способностей в ущерб аналитическим и логическим). Для ребенка важно с раннего детства иметь опыт взаимодействия и с женским, и с мужским типами мышления. Дефицит того или другого отрицательно влияет на его развитие.

2) Нарушение эффективности половой идентификации ребенка (девочки или мальчика). В возрасте от трех до восьми лет дети формируют свою половую ориентированность, идентифицирую себя или мальчиками и девочками. Игры отца с детьми в их раннем детстве, их различие, помогают усвоить важнейшие принципы полового поведения. Например, мать, в одиночку воспитывающая сына, рискует окружить его гиперопекой, из лучших побуждений парализовать волю ребенка к самостоятельности, принятию собственных решений. В ребенке формируется инфантилизм.

3) Сложности в установлении навыков общения с противоположным полом в среде сверстников. Модели поведения ребенка с отцом и матерью закладываются также – в раннем детстве. Позднее, выходя в социум, и учась строить собственные отношения с детьми противоположного пола, ребенок лишенный этого опыта, совершает множество ошибок. Следствием этого может стать стойкий негатив к противоположному полу, девиантность поведения.

4) Прочное формирование гипертрофированной привязанности ребенка к матери, переходящей в патологию. Любая крайность губительна, и замыкая все свои интересы на потребностях и желаниях матери, ребенок впадает в полную зависимость от ее настроений, мнений и оценок. Переходя в подростковый возраст, ребенок часто начинает тяготиться этим эмоциональным бременем, появляется антогонизм, уход в дворовую среду, самостоятельное принятие судьбоносных решений, без опоры на опыт матери.

И мать, и отец играют в воспитании ребенка разноплановые роли, но необходимы они оба, чтобы не нарушился баланс, и ребенок получил достаточно жизненного опыта от обоих родителей. Это будет мощной предпосылкой построения им гармоничных отношений в своей собственной семье и ощущению счастья от полноценности жизни.

Источник