Социальное развитие ребенка в игре

Социальное развитие ребенка в игре thumbnail

       Социальное развитие дошкольника в игровой деятельности.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности,

традиции, культуру общества, в котором он живет. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми

и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и

нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным».

 Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой

развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение,

дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный

дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения

в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим

объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают

ведущей деятельностью дошкольника.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное

светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости

и любознательности.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми,- их называют

творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях

все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра

наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством

воспитания.

Игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни,

которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него

действительности» (А. Н. Леонтьев). Игровая роль определяет своим содержанием

действия ребенка не только по отношению к предмету, но и по отношению к другим

участникам игры. Роль должна быть насыщена действиями, которые характеризуют

положительное отношение к другим людям и вещам, событиям, т. е. необходимо

обогащать ее таким содержанием, которое в наибольшей степени обладает

воспитательным потенциалом. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин, выделяя эти особенности

роли, рассматривали ее как особую форму практического проникновения ребенка в мир

социальных отношений.

В дошкольном возрасте моделирование происходит в виде сюжетно — ролевой игры.

В ней через роль взрослого, которую берет на себя ребенок, происходит освоение

отношений между людьми. Коллективная игра не возможна без общения детей друг

с другом. Контактируя со сверстниками во время игры, дошкольники стремятся наладить

между собой деловое сотрудничество, у них появляется общее дело, они стараются

согласовать свои действия для достижения общей цели.

Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной

обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия

играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает,

что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не

«поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым

моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.

Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником,

знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в

игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного

воздействия игры. Так как обычно дети отражают в игре то, что их особенно поразило,

произвело на них впечатление, то неудивительно, что темой спонтанно возникающих

детских игр может стать и яркое, но отрицательное явление или факт.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует

действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

А. В. Запорожец отмечал: «Детская игра — это подлинная социальная практика ребенка,

это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируется общественные качества

и моральное сознание детской личности».

Поэтому, качественное развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте является

непременным условием полноценного социального развития личности дошкольника.

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача — создать дружный

организованный коллектив, научить детей играть. Воспитатель должен знать особенности

организации игры в детском коллективе. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей

дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр,

Читайте также:  Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста

обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

Поэтому вопрос о руководстве детскими играми является очень важным.

Используемая литература:

1. Чернышева В. Л. Социальное развитие детей дошкольного возраста через сюжетноролевую игру [Текст] / В. Л. Чернышева // Педагогическое мастерство: материалы IV

междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 75-78.

2. Юдина Е.Г, Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду:

Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение,

2003. – с.91.

3. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной

действительностью / С.А. Козлова. – М., 2000.

                4. Воспитание детей в игре. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик – М.: Просвещение, 1983.

Источник

Статья «Социальное развитие ребенка через игру»

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский.

 Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Социальный же опыт, полноценное социальное развитие дошкольнику необходимы, прежде всего, для того, чтобы успешно перейти от дошкольного периода к школьному.

Психологи говорят о том, что к поступлению в первый класс бывшему дошкольнику необходимо прежде всего умение строить отношения со сверстниками, при необходимости подчиняться требованиям взрослых, самое главное — научиться учиться, а не получать конкретные знания и умения. Именно это является залогом будущего успеха в учебной деятельности.

Что же значит социальное развитие? Социальное развитие дошкольников подразумевает процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить. Таким образом, у ребенка формируется базовая первоначальная культура.

Одна из основных составляющих социального развития ребенка, а именно развития общения, установления отношений, формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками требует более пристального внимания со стороны педагогов и родителей. Чем же можно объяснить социальную некомпетентность дошкольников? Можно назвать много причин. Но все они сводятся к одному знаменателю — взрослые (родители и педагоги) не обеспечивают детей полноценным, познавательным общением. Большинство родителей считают, если ребенок посещает детский сад, то там его всему научат, все что можно «разовьют». Но в детском саду жизнь детей настолько заорганизована, что остаются небольшие отрезки времени для свободного, содержательного общения с воспитателями, для творческих игр детей.

Современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше — читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника — игровая. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного «игрового” периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности.

Особенность социального развития детей заключается в усвоении социального опыта через взаимодействие ребенок — взрослый, в котором каждый оказывает влияние и модифицирует поведение другого. Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведение и деятельность окружающих его взрослых. Такое моделирование оказывает гораздо большее влияние на социальное развитие ребенка, чем словесные инструкции и поучения (а тем более занятия).

Как уже отмечалось выше основной вид деятельности дошкольников — игра. В дошкольном возрасте моделирование происходит в виде сюжетно — ролевой игры. В ней через роль взрослого, которую берет на себя ребенок, происходит освоение отношений между людьми. Коллективная игра не возможна без общения детей друг с другом. Контактируя со сверстниками во время игры, дошкольники стремятся наладить между собой деловое сотрудничество, у них появляется общее дело, они стараются согласовать свои действия для достижения общей цели.

А. В. Запорожец отмечал: «Детская игра — это подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируется общественные качества и моральное сознание детской личности». Поэтому, качественное развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте является непременным условием полноценного социального развития личности дошкольника.

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача — создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. В педагогическом процессе воспитатели большое внимание уделяют организации учебной деятельности, а сюжетно-ролевой игре (как самостоятельному виду творческой деятельности) отводится не значительное временное пространство в режиме дня (по остаточному принципу). Игра заполняет паузы между режимными моментами. Учитывая важность данной проблемы, мы в своей группе работу по развитию игровой деятельности осуществляем в двух направлениях:

Читайте также:  Отставание в развитии слепого ребенка

1. Создание необходимой предметно – развивающей среды для сюжетно- ролевых игр

2. Непосредственное руководство играми детей. Только в сотрудничестве с родителями можно добиться высоких результатов. Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Нашей задачей было направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. Мы выявили, что у большинства детей недостаточно знаний об окружающем мире и социальной действительности. Поэтому мы используем следующие методы по обогащению детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни – наблюдения; экскурсии; встречи с людьми разных профессий; беседа-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране; составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни;  индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; этические беседы; эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседы; инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра Так же используем методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности.

3. Оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем напоминаний, советов, предложений, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.

4.  В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры использовались также — поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий

5. Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому, хорошо изучив характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогая детям лучше узнать друг друга, обращали их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка. Большую помощь в работе оказывают методы связанные с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек для игр.

Опыт игрового взаимодействия детей обогащается в условиях специально созданной игровой среды. Дети стали используют знания, полученные при восприятии окружающего мира. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре. Игры оказали положительное влияние на развитие памяти, воображения, мышления, речи детей.

Источник

Если ваш ребенок застенчив и трудно сходится с другими людьми, можно поиграть с ним в игры, в которых нужно сотрудничать и взаимодействовать. Такие увеселительные занятия не только сплотят детей, но и помогут раскрыться каждому маленькому участнику. 

Предлагаем 10 игр на развитие социальных навыков, в которые можно играть дома, на празднике, в детском саду или на природе!

«Ищу друга»

Вам понадобится набор картинок или набор игрушек (2-3 мишки, 2-3 зайчика, 2-3 куклы, 2-3 куклы). Каждому ребенку выдается одна игрушка или одна картинка, у которой есть «друзья» — такие же картинки.

Детям предлагается найти друзей для своей игрушки (найти парные игрушки, то есть для зайчика найти других зайчиков, для мишки – других мишек). Под музыку дети ищут друзей. Это игра рассчитана для маленьких детей, которые еще только учатся взаимодействовать друг с другом.

«ÐšÐµÐ½Ð³ÑƒÑ€Ñƒ и кенгуренок»

В этой игре игроки учатся двигаться в паре, подстраивая свои действия к действиям партнера. Играют парами. Один игрок – «кенгуру». Он стоит. Другой игрок – «кенгуренок». Он встает к кенгуру спиной и приседает. Кенгуру и кенгуренок берутся за руки. Задача игроков в паре – дойти до окна (до стены). В игру можно играть даже с самыми маленькими детками и дома, и на прогулке.

«Дорисуй рисунок»

Игра очень простая. В нее можно играть даже вдвоем. Один человек начинает рисовать – рисует на листе бумаге закорючку. Второй игрок пары продолжает рисунок и вновь передает бумагу и карандаш первому игроку. Первый игрок снова продолжает и так до тех пор, пока рисунок не будет закончен. Обсуждаем, что было задумано первым игроком, который начинал рисовать, и что получилось.
Игра дает возможность проявить себя всем детям, здесь фантазия ничем не скована. 

Читайте также:  Уровни развития и зона ближайшего развития ребенка

«Любимая игрушка»

Все встают в круг. В руках у ведущего игры мягкая игрушка. Он говорит о ней несколько слов – комплиментов: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее ведущий предлагает детям поиграть с игрушкой.

Игрушку передают в кругу, и каждый игрок, получивший ее, говорит об игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», « Ты очень забавный», « У тебя такие красивые и мягкие ушки».
Игру можно проводить даже с маленькими детьми – предлагая им начало фразы, которую закончит малыш: «Ты очень…», « У тебя красивые…».

«Коробка с секретом»

Вам понадобится достаточно большая картонная коробка (например, из-под компьютера или другой бытовой техники). В нашей группе «Ð¨Ñ‚Ð°Ð½Ñ‹ на лямках» вы найдете и другие полезные игры из подручного материала — обязательно посмотрите. В этой коробке Вам нужно будет прорезать большие отверстия – такие, чтобы в них свободно пролезла рука. Всего нужно сделать 4-6 отверстий.

Играют 4- 6 человеr (сколько отверстий в коробке, столько и игроков может быть в игре). Игроки просовывают руку в коробку (ведущий в это время придерживает коробку на столе), там находят чью-то руку, с ней знакомятся и угадывают, кто это был, с чьей рукой они только что познакомились.

«Найди своего ребенка»

Это игра для семейных групп и семейных праздников. Игроки делятся на две команды. В одной команде — родители, в другой – их дети. Родителям по очереди завязываются глаза, и им нужно найти своего ребенка среди всех других детей на ощупь. Детям запрещено при этом что-либо говорить и подсказывать.

Наоборот, нужно запутать родителей – например, поменять кофту или снять бантик с волос, перебежать в другое место комнаты, присесть (чтобы не догадались по росту) и так далее. Как только родитель угадал своего малыша, он говорит: «Вот Маша!» (называет имя ребенка) и снимает повязку. Если родитель не угадал – то он получает фант, который отыгрывается в конце игры.

«Зеркало»

Игроки делятся на пары. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами.

«Здравствуйте»

Нужно успеть за ограниченное время (1 минута или пока звучит музыка) поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Заранее оговаривается способ, с помощью которого мы будем приветствовать друг друга – например, пожать друг другу руки. В конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия.

«Хромая уточка»

Уточка сломала лапку, и теперь плохо ходит. Ее роль выполняет один из детей. Ребенок, играя роль, уточки, старается показать, как ему больно, плохо и грустно. Все другие дети его утешают, гладят, говорят ласковые слова, обнимают, поддерживают. Можно играть так, чтобы дети сами выполняли роли, а можно использовать игрушки и говорить за них. В этой коммуникативной игре малыши учатся проявлять сочувствие.

«Путанка»

Игроки встают в круг и берутся за руки. Руки расцеплять нельзя! Игроки запутывают круг – не расцепляя рук, перешагивая через руки, оборачиваясь и так далее. Когда путанка готова, в комнату приглашается водящий. Ему нужно распутать игроков обратно в круг, не расцепляя их рук.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ “Об авторских и смежных правах – “Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.”

Источник