Социальное развитие ребенка среднего дошкольного возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 «Берёзка» общеразвивающего вида
Консультация для воспитателей
на тему:
«Социально-личностное развитие детей
среднего дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель
Гонтова М.Э.
г. Гусиноозёрск
2018 г.
Сообщение на круглый стол
«Социально-личностное развитие детей
среднего дошкольного возраста»
«Если сегодня мы будем учить
так, как учили вчера, мы украдем
у наших детей завтра»
Джон Дьюи
Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребёнок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определённым правилам и нормам поведения.
Цель социально-личностного развития детей среднего дошкольного возраста:
Помочь детям войти в социальный мир, совершенствуя работу по формированию социально-личностных качеств ребенка.
Задачи:
1. Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.
2. Развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.
3. Формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.
В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов ФГОС дошкольного образования.
В ФГОС ДО предусматривается:
- развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
О необходимости социального воспитания еще говорили великие педагоги и
философы прошлого: Сократ и Платон, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, но понимали несколько по-своему: считали, что путь к созиданию основ личности возможен через беседы о справедливости, правде, чести, долге, красоте, Родине, мужестве, верности и т.д.
Термин «социализация» происходит от латинского слова is – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества».
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Социализация продолжается в течение всей жизни человека, но дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, который по высказываниям Л.С. Выготского рассматривается как “врастание в человеческую культуру”.
Проблемы социально-личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста кроются в тех переменах, которые происходят в нашем обществе и государстве.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром – становится особо актуальной на данном современном этапе. Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности: несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами); произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома; отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Опыт работы показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения.
В детском саду перед педагогами встают задачи:
- Оказывать педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации;
- Способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе; уметь управлять поведением детей;
- Развивать социальную компетентность дошкольников (познавательные, общекультурные, коммуникативные, ценностно-смысловые, личностные компетенции, необходимые для вхождения в общество);
- Повышать правовую грамотность воспитанников; включать в социально- значимую деятельность.
- Учитывать индивидуальные и полоролевые различия;
- Изучать семьи и оказывать консультативную помощь родителям, повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и решении социально – педагогических проблем ребенка.
Одна из главных задач социально-личностного развития ребенка – это умение педагога организовывать и создавать различные ситуации, использовать жизненные обстоятельства. Ситуации строятся педагогом в виде игры. Необходимо, чтобы смысл игровых ситуаций был понятен каждому ребёнку, вызывал интерес и побуждал к решению данной ситуации.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и ребёнка, которые происходят через реализацию определённого сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
Важно отметить, что социально – личностное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.
Личный опыт ребёнка организуется так, чтобы он естественным путём, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.
Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.
Предпочтение отдаётся практическим методам организации детского опыта культуры общения, активному использованию жизненных обстоятельств.
Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций – одно из актуальнейших средств социально – личностного развития детей.
Ситуации конструируются педагогом как игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта и условные ситуации вербального плана.
Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребёнку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.
Очень важно: помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними. (Как хорошо, что мы поддерживаем друг друга! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы!)
Вот некоторые ситуации, которые находят наибольший эмоциональный отклик у ребят:
1. Практические ситуации гуманистического выбора.
Дошкольники становятся перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?
Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её?
Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-нравственного и эмоционального развития.
2. Практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать?»
Это различные ситуации затруднения, которые мы создаём, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.
Ситуации: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.
3. Практические ситуации «Мы самые добрые в детском саду».
Дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем.
Можно организовать ситуации «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Приготовим для малышей концерт», «Покажем сказку», «Поможем сделать снежную горку», «Научим малышей водить хороводы».
4. Следующие ситуации типа «Мы дружим со школьниками».
Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учениками школы: «У нас спортивный праздник», «Совместная литературная викторина в библиотеке», «Мы ждём наших учителей».
Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учеников.
5. Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».
Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.
6. Также дети участвуют в играх-имитациях: смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т.д.
Хочется подчеркнуть, что нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов.
Взаимодействие с семьёй эффективно при условии доверия друг к другу, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально-личностного развития.
Необходимо воспитать у ребёнка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду. Это основа нравственного воспитания, первая и важная ступень.
Ребёнок должен прежде всего осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, затем – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идём от близкого к далёкому.
Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями.
Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.
Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей.
Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать.
В заключение хочется призвать вас в каждодневной и часто становившейся рутинной для нас работе следовать актуальным как никогда словам великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться!»
Источник
Особенности социально – коммуникативного развития ребенка среднего дошкольного возраста
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Основной целью социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте является безболезненная и своевременная социализация ребенка, путем приобщения его к принятым нормам общения, взаимоотношению между сверстниками и старшими, а так же к принятым общекультурным традициям в семье и государстве в целом.
Конечная цель – социализация ребенка – может быть успешно достигнута благодаря правильно поставленным задачам, основными из которых будут следующие:
- Усвоение основных моральных норм и ценностей, принятых в обществе.
- Помощь ребенку в освоении основных правил общения со сверстниками и старшими членами общества.
- Формирование у ребенка самостоятельности и умения принимать решения.
- Помощь ребенку в освоении основных эмоциональных составляющих общения – сопереживание, отзывчивость, милосердие.
- Формирование у каждого ребенка уважения к своей семье, сверстникам, старшим и обществу в целом.
- Помощь в формировании у ребенка позитивных установок по отношению к труду и творчеству.
- Формирование у ребенка готовности к совместному труду и отдыху.
- Формирование у дошкольника основ безопасного поведения для собственной жизни и жизни окружающих, причем во всех сферах жизни – дома, в обществе, на природе.
Потребность в общении начинает развиваться очень рано. На каждом этапе развития ребенка потребность в общении со взрослым и со сверстниками имеет свои особенности. Взрослый более понятный и чуткий партнер по общению: учит речевым нормам, знакомит с новыми словами, словосочетаниями; стимулирует потребность в употреблении новых слов;- понимает ребенка даже при непонятной речи (в этом минусы общения со взрослым – ребенку не нужно прилагать усилий, чтобы его поняли).
Мухина В. С. отмечала: взрослый для ребенка 4 – 5 лет основной и непререкаемый источник знаний. Общение ребенка со взрослым опережает по уровню своего развития общение ребенка со сверстником. Это свидетельствует о том, что общение со взрослым, задавая “зону ближайшего развития”, ведет за собой общение сверстников [27].
Общение дошкольника 4 – 5 лет приобретает более сложный характер, этому способствует более высокий уровень развития мышления, воображения, речи и других психических процессов. В дошкольном детстве осуществляется переход к внеситуативным формам общения, т.е. выходящим за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации. Ребенок становится способным общаться по поводу различных предметов и явлений, отсутствующих в зоне восприятия.
По мнению Обуховой Л. Ф., возрастная динамика показывает, что чем младше ребенок, тем больше у него разрыв между уровнем общения со взрослым и со сверстником, к концу дошкольного возраста уровень общения детей в обеих сферах несколько сближается. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Сверстник как партнер по общению не пытается угадать желание и настроение своего приятеля. Совместные игры и деятельность побуждают к развитию словарного запаса, необходимость договориться о правилах игры заставляет ребенка стараться более четко выражать свои намерения и желания, высказываться яснее и понятнее. В результате речь, обращенная к сверстнику, становится более связной, понятной, развернутой и лексически богатой, т. о. дети учат друг друга разговаривать. Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта. Отношения между детьми динамичны, они развиваются, в дошкольном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил. Так постепенно усложняется и обогащается коммуникативное поведение ребенка, формируются его новые формы. Таким образом, общение характеризуется особой потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Она определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к самопознанию.
Волков Б.С. отмечал, что общение дошкольников со сверстниками качественно меняется в сравнении с общением в предыдущие периоды, оно становится приоритетным. Ребенок осознает, что другие дети «такие же, как он». Это не означает, что он не видел и не замечал их раньше, но восприятие сверстника приобретает особое качество – осознанность. Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками, это коренным образом меняет отношение к нему. Если в раннем детстве ребенок существовал «рядом», «параллельно» со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство. Дети активно общаются между собой в самых разных ситуациях (во время режимных моментов, в процессе различных видов деятельности – игры, труда, занятий и др.). Особенно проявляется и развивается общение во время игровой деятельности. Совместная игровая деятельность постоянно предполагает переход с одного уровня на другой. Развивающееся общение влияет на характер игры и ее развитие. Возникает большое разнообразие коллективных задач: совместная игра; навязывание собственных образцов; управление действиями партнера и контроль за их выполнением; постоянное сравнение с собой и оценка конкретных поведенческих актов. Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения соответствующих действий: требовать, приказывать, обманывать, жалеть, доказывать, спорить [6].
Общение со сверстниками очень эмоционально насыщено. Действия, адресованные сверстнику, во много раз более аффективны, чем при общении со взрослым. Наблюдается большое разнообразие эмоциональных состояний: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Дошкольник одобряет ровесника чаще, чем взрослого, и чаще вступает с ним в конфликтные отношения.
Контакты детей нестандартны и не регламентированы. Дошкольники в своих взаимоотношениях используют самые неожиданные действия. Их движения раскованы, ненормированы: они прыгают, кривляются, принимают разные позы, передразнивают друг друга, придумывают разные слова, сочиняют небылицы и т.д. В среде сверстников ребенок может свободно проявлять свои индивидуальные особенности.
Смирнова Е.О. отмечала то, что с возрастом контакты детей все больше подчиняются общепринятым правилам поведения. Но до конца дошкольного возраста отличительной особенностью детского общения являются его нерегламентированность и раскованность. В общении со сверстниками инициативные действия преобладают над ответственными. Для ребенка важнее свое собственное действие (высказывание, пусть даже чаще всего оно не поддерживается сверстником. Поэтому диалог может распадаться. Несогласованность коммуникативных действий нередко порождает протесты, обиды, конфликты между детьми. [36].
В это время формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным. Сверстник становится самоценной целостной личностью, межличностные отношения детей становятся более глубокими.
Таким образом, социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста направлено на позитивную социализацию, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Для решения задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста необходимо создать специально организованную, педагогически целесообразную среду, в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка: наблюдение – переживание – понимание – оценка – выбор установки.
1.3. Условия самовыражения и самореализации ребенка среднего дошкольного возраста
Корнеева Е.В. раскрывает сущность самореализации личности – как основную движущую силу, обеспечивающую запуск внутренних мотивационных механизмов саморазвития и самосовершенствования [16]. Самореализация личности строится через осознание субъектом собственных индивидуальных свойств, черт, качеств и путей их актуализации; способность принимать решения, мотивируемые потребностями роста.
И.Ю. Запорожец подчеркивает, что «именно в дошкольный период растущего человека закладываются (на определенном уровне их развитости и выраженности) многие конструкты самости, связанные с самореализацией, фиксируемые и раскрываемые для более поздних периодов» [11].
По мнению Деркача А.А., само понятие «самость» определяется как базовое основание формирования всех «самоконструктов» развития индивида в онтогенезе (самоотношение, самоопределение, самовыражение, самоутверждение и т. д.) [9].
Из числа конструктов самости, закладываемых на дошкольном этапе и продолжающих свое развитие в последующие возрастные периоды, мы выделили как основы самореализации самоутверждение, самовыражение, самоопределение, самоизменение.
Одной из ранних и простейших форм проявления самореализации И.Ю. Запорожец выделяет самоутверждение. Е.А. Киреева под самоутверждением понимает «стремление субъекта к переживанию самоценности и его результат, возникающий в процессе реализации им своего личностного потенциала».
Кудинов С.И выделял следующее: «Самоутверждение предполагает утверждение собственной личности, осознание её ценности и значимости» [18].
Ребенок уже в 3 года заявляет окружающим: «Я – сам!», стремится действовать и изменять мир. Кризисные явления в 3 года связаны с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов.
Г. Олпорт выделяет стадии развития самости, согласно которым с раннего детства самость развивается от осознания телесных ощущений к формированию образа себя: через запоминание собственного имени; ощущения чувства гордости, когда удается выполнить что-то самостоятельно; постижение значения слова «мой» («моя мама», «мой домик», «моя игрушка» и т.д.)
Самовыражение – это своего рода экспериментальное действие, в ходе которого человек получает новую информацию о себе и мире (И.П. Шкуратова). Для самореализации характерна деятельность, имеющая творческий характер, которая направлена на изменение и преобразование природного и социального мира. Н.Н. Поддьяков подчеркивает, что именно «творчество составляет основу общего психического развития, включая саморазвитие и самореализацию ребенка, так как каждая наша мысль, движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом к новому».
На протяжении дошкольного возраста ребенок постепенно становится субъектом собственной деятельности, проявляя самость через самоутверждение, самовыражение, самоопределение, самоизменение в конкретной ситуации выбора вида деятельности, ее содержания, материалов и оборудования, партнера по ее осуществлению, своей роли в коллективной деятельности.
В исследованиях Батыновой А.А. педагогические условия определяются как комплекс форм, методов, содержание материально – пространственной среды, ориентированных на решение педагогических задач [3].
Условия, выделенные О.Сафроновой – это взаимодействие педагогического коллектива с социумом, а также создание единого информационного пространства в семье и детском саду, согласованность действий в вопросах развития ребенка.
Педагогические условия формирования основ самореализации и саморазвития у дошкольников среднего дошкольного возраста ориентированы на обеспечение поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, что соответствует содержанию ФГОС дошкольного образования.
Психологией признается тот факт, что в каждой личности ребенка заложено позитивное начало, предназначение которого направлять человека по пути его самореализации.
Воспитательная ценность самореализации заключается в проявлении потенциальных возможностей личности дошкольника, их актуализации и дальнейшем развитии. Важным условием самореализации личности дошкольника в педагогически организованном процессе является многообразие деятельности и отношений, в которые ребенок может включиться.
Взрослым необходимо заботиться об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживать, помогать поверить в свои силы и возможности), уважать и ценить независимо от его достижений, достоинств и недостатков, необходимо установить с детьми доверительные отношения; которые способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).
Важнейшей основой для самореализации дошкольника является его желание и стремление к познанию, к саморазвитию, положительному самоощущению, уверенности в своих возможностях.
Поэтому своевременная поддержка, помощь грамотного и внимательного взрослого позʙоляет дошкольнику решать разного рода задачи, ʙозникающие при общении: преодолеʙать эгоцентризм, распознаʙать различные коммуникатиʙные ситуации и правила дейстʙия ʙ них, ʙыстраиʙать своё поведение адекватно и творчески.
Дошкольный возраст является тем периодом в жизни ребенка, когда социальное окружение помогает сделать значительный вклад в самореализацию дошкольника.
При целенаправленном воспитании закладываются основы самореализации дошкольника. Поэтому, особую актуальность приобретает тесное сотрудничество детского сада, семьи и социума. Их сотрудничество способствует более эффективному процессу самореализации ребенка-дошкольника.
Огромное влияние на процесс самореализации дошкольников оказывают те лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие (члены семьи, сотрудники детского сада (в первую очередь воспитатели), социум). Поэтому основной задачей детского сада является целенаправленная социализация личности ребенка.
В процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств.
Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.
Важно, чтобы воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений, т.е. ребёнок должен стать частью социума.
Организация образовательной деятельности при создании педагогом комплексных условий для проявления познавательной и творческой активности детей позволяет заложить в каждом ребенке стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоизменению, что выступает основой их успешной самореализации в будущем.
Реализация в ДОО направления по формированию основ самореализации у дошкольников предполагает создание информационной развивающей среды, ориентированной на развитие ребенка, а именно предоставление детям возможности для формирования детских замыслов, реализацию их в деятельности и презентацию достижений воспитанников. Информационная среда должна быть открытой и отвечать современным требованиям ФГОС ДО: доступность, безопасность, насыщенность, трансформируемость, вариативность, полифункциональность.
Информационная среда должна быть насыщенной и вариативной, чтобы у детей с разными интересами и особенностями в развитии был обеспечен одинаковый доступ к разным источникам информации. При формировании устойчивого интереса, ребенок дошкольного возраста может использовать разные источники информации:
– общение с людьми (со взрослыми и сверстниками);
– игровое моделирование;
– наглядные модели, макеты;
– предметы;
– иллюстрированные книги;
– дидактические пособия;
– аудиозаписи;
– видеозаписи.
Источники информации должны быть безопасными и дидактически ценными для детей.
Характеризуя подходы к организации информационной развивающей среды в дошкольной образовательной организации, необходимо отметить наличие в ней нескольких уровней: личное информационное пространство ребенка, информационное пространство группы, внешняя информационная среда. В условиях открытости дошкольной образовательной организации все уровни создают единое информационное пространство, ориентированное на развитие ребенка, реализации его интересов и замыслов в деятельности.
Взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам формирования у детей 4-5 лет основ самореализации в условиях ДОО.
Организационно-педагогические условия формирования основ самореализации у дошкольников включают различные формы взаимодействия с семьей. Это совместные мероприятия детей и родителей, педагогические гостиные, деловые игры по развитию и поддержанию детской инициативы.
Организация совместной деятельности детей и их родителей ориентирована на развитие познавательного интереса ребенка и способствует достижению нескольких задач.
Образовательные задачи:
– вовлечение каждого ребенка в активный познавательный процесс;
– реализация творческого потенциала детей.
Развивающие задачи:
– развитие познавательных интересов ребенка;
– формирование основ исследовательской деятельности;
– формирование умений обобщать полученную информацию и представлять ее окружающим.
Воспитательные задачи:
– воспитание личной ответственности ребенка за выполнение заданий по выбранной теме;
– способствовать самовыражению детей в познавательно -исследовательской деятельности.
Для реализации задач структура совместного мероприятия с родителями должна включать не только непосредственно совместную деятельность с детьми, но и теоретическую часть, позволяющую сначала ознакомить родителей с задачами встречи, а затем оценить полученные результаты в ходе взаимодействия с детьми.
Современные условия развития общества позволяют осуществлять взаимодействие с родителями с помощью Интернета, персонального сайта воспитателя, создавая единое информационное поле в семье и ДОО.
Формы взаимодействия с родителями с помощью сети Интернет могут быть следующие: каталог интернет – ресурсов, клуб, путешествия, веб – квесты.
Формы совместной деятельности с семьей должны создавать условия для вовлечения родителей в образовательную деятельность дошкольников, предоставлять возможность педагогического общения по вопросам образования и индивидуального развития детей и отвечать требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Таким образом, технология формирования основ самореализации у детей 4-5 лет носит комплексный характер и требует обучения педагогов ДОО соответствующим способам и приемам, им необходимы методические рекомендации по обеспечению организационно-педагогических условий в ДОО по формированию у детей среднего дошкольного возраста основ самореализации.
Источник