Социальное развитие ребенка с нарушениями речи

Социальное развитие ребенка с нарушениями речи thumbnail



Проблема вступления в общественные отношения ребенком с ограниченными возможностями здоровья находится в центре внимания многих исследователей. Она особо актуальна для дошкольного образования, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы социального поведения. Ребенок знакомится с правилами, нормами, обычаями, культурными традициями, усваивает речь как средство общения, социального взаимодействия.

Успешность вхождения в социально-ролевые связи и отношения, умение налаживать положительные эмоциональные контакты, адекватное восприятие окружающей действительности, активная ориентировка в ситуации (в различных сферах быта), ее обследование и планирование являются показателем нормального социального развития индивида.

Дошкольники с нарушением речи не могут в полной мере овладеть навыками социально-бытовой ориентировки без специального обучения, без помощи педагогов и других взрослых. Недостатки в развитии навыков социально-бытовой ориентировки препятствует полноценному взаимодействию детей этой категории с окружающими людьми. В дальнейшем это может привести к формированию негативных мировоззренческих установок: осознание себя беспомощным, инвалидом, неполноценным членом общества.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Впервые термин ОНР был введён в 50–60 годах ХХ века основоположником дошкольной логопедии в России Р. Е. Левиной [3].

ОНР может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). «Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности» [6, с.65]. В числе этих проявлений выделяют следующие:

– позднее начало речи: первые слова появляются к 3–4 г., а иногда к 5 г.;

– речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;

– экспрессивная речь отстает в своем развитии от импрессивной, т. е. ребенок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

– речь детей с ОНР малопонятна [6].

По мнению В. Г. Суровой, для социальной адаптации детей данной категории большое значение имеет развитие навыков социально-бытовой ориентировки, которые в дальнейшем помогут ребенку свободно и самостоятельно ориентироваться в окружающей действительности [5].

Вопросы, связанные с развитием у детей навыков социально-бытовой ориентировки, рассматриваются учеными в рамках проблемы социализации. В научной литературе социализация трактуется как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [1, с.328].

Ведущую роль в социальном становлении ребенка и овладении им навыками социально-бытовой ориентировки играет деятельность. Причем решающее значение оказывает не вообще деятельность, а ведущая, в которой ребенок наиболее полно раскрывает свои возможности и наиболее эффективно усваивает социальный опыт.

Вторая сфера — общение. Посредством общения ребенок получает информацию об опыте, который ему необходимо усвоить и преобразовать в собственные взгляды, мысли, установки, нормы поведения и т. д.

Третья сфера — развитие самосознания личности. Главными функциями самосознания являются познание себя, самосовершенствование и поиск смысла жизни [8].

Ориентироваться в социальных ситуациях человек учится всю жизнь, допуская ошибки, приобретая, накапливая опыт социального поведения. Но человеку, имеющему нарушение речи сложно самому овладеть этим опытом.

Согласно приоритетным задачам специальной педагогики, в настоящий период времени все более значимой становится проблема развития навыков социально-бытовой ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушениями речи в ходе всего учебно-воспитательного процесса, особенно в образовательных учреждениях интернатного типа [7].

Условия интерната и речевая патология обусловливают ограничение коммуникативных контактов с окружающими людьми, что препятствует овладению социальным опытом.

Дети дошкольного возраста с нарушениями речи не одинаковы по структуре имеющегося нарушения, уровню своего развития, владения речевой деятельностью, обученности, социальному положению родителей, что убедительно доказали в своих исследованиях Г. А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, О. Е. Грибова, Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Л.Н. Смирнова, Т. Б. Филичева и др. Этот факт не может не учитываться при определении работы по развитию у этой категории дошкольников навыков социально-бытовой ориентировки.

С. А. Миронова указывает, что наиболее успешно овладение детьми с нарушениями речи навыками ориентирования в бытовых ситуациях осуществляется в следующих случаях:

1) данная работа целенаправленно организована и осуществляется как в условиях образовательного учреждения, так и в семье;

2) сфера взаимодействия дошкольника с нарушенной речью с окружающими людьми максимально расширена: создана возможность для систематического взаимодействия как со взрослыми, так и с окружающими сверстниками [4].

В целом чем раньше начнется приобщение детей с нарушениями речи к социальной действительности, тем легче им будет ориентироваться в окружающем мире. Между тем, упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. Весь процесс обучения и воспитания детей с нарушениями речи в специальных (коррекционных) учреждениях направлен на то, чтобы обеспечить их социальную интеграцию в общество.

Однако направленное формирование социально-бытовой компетентности осуществляется в процессе развития навыков социально-бытовой ориентировки. Для того чтобы дети с нарушениями речи могли социализироваться в общество, они должны овладеть теми же навыками социально-бытовой ориентировки, что и дети с сохранной речью: уметь ориентироваться в окружающей действительности, быть самостоятельными в самообслуживании, быстро и точно выполнять трудовые действия, стремиться к выполнению трудовых обязанностей, включаться в реальные связи со взрослыми и сверстниками, проявлять интерес к трудовой деятельности взрослых, иметь отчетливые представления о многообразии профессий; в повседневном поведении проявлять трудолюбие, бережное отношение к результатам труда, добросовестность, честность, т. е. должны иметь такой уровень социальной компетентности, который позволил бы им применять в новых создавшихся условиях сформированные навыки социально-бытовой ориентировки. Данные взгляды в том или ином аспекте излагаются в научных трудах Л. С. Выготского, В. А. Калягина, В. Г. Суровой, О. В. Трошина, Н. Н. Тукаевой, Т. Б. Филичевой и др.

В логопсихологии описаны трудности и недостатки в развитии навыков социально-бытовой ориентировки, присущие детям с нарушениями речи:

– недостатки в развитии гигиенических навыков и трудности самообслуживания;

– ограниченный круг сведений об окружающем мире, что приводит к неверной оценке бытовых ситуаций;

– трудности решения конфликтных ситуаций со сверстниками;

– недостатки в развитии эмоций, в связи с чем, дети неверно оценивают состояния окружающих людей;

– недоразвитие гигиенических навыков, а также навыков самообслуживания;

– трудности организации и реализации коммуникативных контактов как со взрослыми, так и со сверстниками [2].

Названные трудности значительно осложняют не только овладение детьми с нарушениями речи навыками социально-бытовой ориентировки, но и задерживают процесс социализации в целом.

Таким образом, развитие навыков социально-бытовой ориентировки у детей с сохранной речью осуществляется преимущественно спонтанно, чему способствует активное взаимодействие с окружающими людьми, различные виды деятельности, возможность легко устанавливать коммуникативные контакты. Дети с речевой патологией нуждаются в специально созданных условиях воспитания, направленных на обучение детей ориентироваться в окружающей действительности; на развитие самостоятельности в самообслуживании, на преодоление барьеров при установлении коммуникативных контактов со взрослыми и сверстниками.

Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие / Г. М. Андреева. — М.: Аспект-Пресс, 2008. — 363 с.
  2. Калягин В. А. Логопсихология [Текст]: учеб. пособие / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — СПб.: КАРО, 2005. — 288 с.
  3. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина. — М.: изд-во АПН РСФСР, 1958. — 31 с.
  4. Миронова С. А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи: Кн. для учителя: из опыта работы [Текст] / С. А. Миронова. — М.: Просвещение, 1987. — 142 с.
  5. Сурова В. Г. Развитие навыков социально-бытовой ориентировки у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.Г. Сурова. — М.: Полиграф сервис, 2008. — 97 с.
  6. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Сост. Л. И. Белякова, Г. С. Гуменная, Е. В. Лаврова. — М.: МПГУ, 1991. — 287 с., с.65
  7. Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2-х ч. [Текст]: пособие для студентов дефект. факультетов, практических работников спец. учреждений, воспитателей детских садов и родителей / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — М.: Альфа, 1993. — 103 с.
  8. Щетинина А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте [Текст] / А. М. Щетинина. — Вел. Новгород: НовГУ, 2004. — 132 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социально-бытовая ориентировка, нарушение речи, развитие навыков, ребенок, дошкольный возраст, окружающая действительность, речевая патология, социальный опыт, речевая деятельность, социальная среда.

Источник

В статье рассмотрены проблемы социализации детей с недостаточно сформированной речью.

Ключевые слова: социализация, нарушение речи, дислексия, дисграфия.

В настоящее время возросло количество случаев, когда у ребёнка в процессе обучения возникают трудности, связанные с различными нарушениями речи разной сложности, при этом, дети имеют нормальные потенциальные возможности, но по тем или иным причинам задерживаются в развитии и отстают от своих сверстников. В своей теории культурно-исторического развития психики Л. С. Выготский обратил внимание на то, что любой дефект, ограничивая взаимодействие ребёнка с окружающим его миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества. [1, с.220] На момент поступления в школу около трети всех детей имеют нарушения речи разной этиологии, характера и степени выраженности, которые обуславливают ограничения в их социализации. [2, с.58–65] Педагоги также отмечают низкий уровень развития в коммуникативной и познавательной сфере, недостаточность произвольности поведения, эмоциональную неуравновешенность и слабо развитую речь. Конечно, с возрастом эти нарушения могут исчезнуть, но могут и приобрести стойкий выраженный характер. Всё это создаёт определённые проблемы, затрудняющие отношения ребёнка с ровесниками и взрослыми, препятствуют его успешной социализации. Недостатки в звукопроизношении сказываются отрицательно не только на развитии речи, но и накладывают негативный отпечаток на характер ребёнка. А если нарушение сложное, то оно может привести к тому, что ребёнок замкнётся в себе, перестанет общаться и говорить. Если вовремя не исправить речевой недостаток, он может перерасти в стойкий и трудно поддающийся исправлению дефект, и у ребенка на этапе школьного обучения могут проявиться специфические ошибки чтения и письма — дислексия и дисграфия (Р. Е. Левина,Ф. А. Рау, М. Е. Хватцев), которые представляют собой самые распространённые формы речевых расстройств у младших школьников. [3, с.105–109] Такие ошибки возникают из-за несформированности высших психических функций, участвующих в процессе чтения и письма. Дислексия и дисграфия имеют общие механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи. Проблема нарушений письменной речи у школьников- одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение — средство дальнейшего получения знаний. Дисграфия является серьёзным препятствием в овладении письмом и чтением. Поэтому детям с нарушениями речи нужна своевременная, квалифицированная помощь.

Значительно легче предупредить нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте. Для этого начиная с младшего возраста, проверяется состояние слуховой дифференциации звуков речи. Если у детей есть какие-либо затруднения, необходимо провести работу, позволяющую справится с данными нарушениями. Учитель- логопед проводит логопедические занятия, требующие определенной системы по профилактике и коррекции речевых нарушений. Использует методы, направленные на развитие и совершенствование речевых функций и структурных компонентов речи, развивает общую координацию и мелкую моторику рук, формирует коммуникативную способность, развивает основные психические процессы, проводит эмоциональные тренинги, формирует адекватную самооценку, выполняет постоянный контроль за правильным артикуляционным укладом, речевым дыханием и просодической стороной речи, проводит комплексы упражнений, способствующие улучшению качества речи, развитию языкового чутья, четкости и разборчивости речи. На занятиях проходит работа по развитию диалогической и монологической речи. Дети учатся составлять рассказы по картине, серии картин, из личного опыта, пересказывают художественные произведения; выполняют творческие задания. Всё перечисленное подготавливает детей к овладению грамотой и предупреждает специфические нарушения чтения и письма.

Одним из важнейших направлений в работе учителя-логопеда является сотрудничество с воспитателем группы. Воспитатель принимает активное участие в коррекционном процессе, выполняет рекомендации логопеда. Ежедневно планирует воспитательно-коррекционную работу на каждый режимный момент.

Использует игровые упражнения, которые активизируют речевую деятельность детей, подбирает сюжетно-ролевые игры и упражнения, способствующие эффективному развитию речи, включает таких детей в коллективную деятельность, во время подвижных игр на прогулке следит за тем, чтобы дети в игре чувствовали себя уверенно. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность, они быстро овладевают речью, как полноценным средством общения и познания окружающей действительности.

Одним из направлений в работе учителя-логопеда является просвещение родителей. Они получают все необходимые рекомендации и дидактические материалы. Такая совместная деятельность позволяет родителям участвовать в коррекционно-развивающей работе и видеть динамику развития речи своих детей.

Если ребенок все же не адаптировался в речевой среде, отказывается общаться, то значит, за всем этим скрывается серьезная проблема, а именно — недостаточность коммуникативной деятельности, коммуникативного поведения в целом, где речь является одним из важных условий успешности ребенка во взаимоотношениях с окружающими его людьми. Механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе. У них затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения. Они испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении.

Если ребёнок постоянно конфликтует, ссорится, не умеет договариваться и уступать во время совместной деятельности, если ему трудно даются налаживания дружеских и игровых отношений с другими детьми, и он предпочитает быть в одиночестве среди коллектива, то ему необходима помощь окружающих для формирования навыков коммуникативного поведения.

Большинство детей, которые посещают детские сады в коммуникативном отношении успешны. Они способны налаживать контакты, умеют договариваться о совместных игровых, трудовых и учебных действиях, планируют для себя какие-то задачи и пробуют выполнять их. Свободно излагают свои просьбы, делятся впечатлениями и задают вопросы. Но иногда бывает и так, что у ребенка-дошкольника отношения со сверстниками складываются сложно, поэтому так важно показать ему правильную модель поведения в обществе. Обратить его внимание, как на положительные, так и на отрицательные примеры общения между людьми в повседневной жизни. Не нужно жалеть добрых слов, нужно хвалить малыша за каждое «волшебное» слово, за добрые дела, которые он совершил, а главное подавать личный пример правильного поведения и общения с окружающими.

Ребёнок живёт в обществе, видит взаимоотношения взрослых между собой, копирует и переносит такие же взаимоотношения на общение со сверстниками.

Здесь важно построить общение с ребенком таким образом, чтобы оно приносило удовольствие и вызывало желание общаться, и на первый план выступает игра — как основной вид детской деятельности. С помощью разного рода речевых игр, заданий на выполнение мимических упражнений, логоритмики взрослый легко справиться с такой задачей, как обогащение активного и пассивного словаря ребенка, поможет ребенку в формировании правильного звукопроизношения и построению слоговой структуры речи, научит выражать свои мысли.

Но необходимо помнить, что не нужно перегружать ребенка заданиями. Если ребёнок получает слишком много информации, то может случиться так, что дефекты речи перерастут в заикание. Поэтому знания ребёнок должен получать соответственно возрасту и состоянию психических процессов.

Большую роль в социальном становлении ребенка играют родители. Иногда родители, по незнанию или в силу своей педагогической некомпетентности не придают большого значения нарушениям речи, которые замечают у своих детей, а порой и не видят их. Они не задумываются о том, что речевые нарушения влекут за собой такие проблемы как нарушение коммуникативной сферы, а между тем такие дети вызывают тревогу, прежде всего по тому, что самостоятельно свои проблемы они решить не могут.

Это серьезная проблема, мешающая детям чувствовать себя свободно и комфортно в играх, на занятиях и в повседневной жизни. И здесь решающую роль играют именно взрослые, и нормальное развитие ребенка во многом зависит от того, как они будут руководить процессом развития, научат ли малышей общаться с окружающими их людьми, научат ли их вежливому обращению, умению договариваться и уступать друг другу. Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации [4, с.107–115].

Таким образом, сформированная речевая компетентность ведет к формированию таких качеств личности как адекватная самооценка, самообладание, коммуникативность, уверенность в своих силах и возможностях, ощущение своей полезности и необходимости коллективу сверстников. У детей происходит развитие и активизация речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных качеств, что способствует формированию их положительной социализации в обществе и это является базой для формирования социально-адаптивной личности воспитанника и предпосылкой к успешному образовательному процессу в школе.

Литература:

  1.      Выготский Л. С. Вопросы детской психологии.- Изд-е 3-е. — СПб.: Союз, 2006.-с.220
  2.      Грачёва И. А., Маландина С. С. Интеграция дошкольников с патологией речи в начальном звене общеобразовательного учреждения как оптимальное условие для развития и обучения личности // Школьный логопед. -2010. -№ 4. -с.58–65
  3.      Данилюк Л. А. Инновации в деятельности школьного логопеда // Логопед. — 2010. — № 3. -с.105–109
  4.      Зайцев И. С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи / И. С. Зайцев // Дефектология.–2003.-№ 5.-с.107–115

Источник