Социальное развитие ребенка подросткового возраста

Социальное развитие ребенка подросткового возраста thumbnail

Психическое и социальное развитие подростков

Подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Происходят изменения на физиологическом уровне, активно развиваются познавательные способности, интеллект и эмоционально-волевая сфера. По-иному строятся отношения со взрослыми и сверстниками.

Развитие познавательных способностей

Младший подростковый возраст (11-12 лет) характеризуется возрастанием познавательной активности, расширением познавательных интересов. Под влиянием обучения, усвоения более обобщенных знаний и основ наук высшие психические функции постепенно преобразуются в хорошо организованные, произвольно управляемые процессы. Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью. Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения. Память внутренне опосредствована логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер. Увеличивается объем памяти.

К 13-15 годам постепенно перестраиваются процессы мышления – оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому. В связи с развитием самостоятельного мышления, переходом к инициативной познавательной активности усиливаются индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности.

В период с 17 до 19 лет у подростков совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. Для юношей и девушек становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность. Возникает тенденция к обобщенному пониманию мира, к целостной оценке тех или иных явлений действительности.

Интеллект подростка уже позволяет формирование представлений о прошлом и будущем, осознание разницы между прошлым, настоящим и будущим. Появляется способность планировать и предвидеть будущее. Новым становится открытие конечности существования. Это вызывает тревогу и страх и может создавать предпосылки для ухода в религию и различные секты.

Интерес к школе и учению у старшеклассников, по сравнению с младшими школьниками, заметно повышается, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый и действенный характер, растет сознательное отношение к труду и учению.

Чувство взрослости и подражание

В начале подросткового возраста появляется желание быть похожим на старших, появляется чувство взрослости. Дети хотят, чтобы к ним относились как к взрослым и стремятся приобрести качества, свойственные взрослому человеку. С 12-13 лет дети начинают копировать поведение и черты внешности значимых для них взрослых или старших сверстников (лексика, способ времяпровождения, увлечения, украшения, прически, косметика и т. д.).

Для мальчиков объектом подражания становятся люди, которые ведут себя как «настоящие мужчины»: обладают силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верны дружбе. Поэтому мальчики в 12-13 лет начинают больше внимания уделять своим физическим данным: записываются в спортивные секции, развивают силу и выносливость. Девочки стремятся подражать тем, кто выглядит как «настоящая женщина»: привлекательным, обаятельным, пользующимся популярностью у других. Они начинают уделять больше внимания одежде, косметике, осваивают приемы кокетства.

Для того, чтобы обрести ценность и в собственных глазах и в глазах сверстников, подростки стремятся иметь определенные вещи (например, мобильный телефон, планшетный компьютер, одежду и обувь определенного стиля), наличие которых придает определенный статус, означает принадлежность к определенной группе. Неосторожные и тем более резкие высказывания о внешнем облике, вещах, манерах, умственных и других способностях подростков способны их глубоко оскорбить. Подростки обидчивы.

Появление чувствительности к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей связано с развитием в этом возрасте самосознания. Они хотят выглядеть лучше всех и производить хорошее впечатление. При этом в поведении подростков отмечаются демонстративность, внешнее бунтарство, стремление освободиться из-под опеки и контроля взрослых. Они могут демонстративно нарушать правила поведения, не вполне корректным образом обсуждать слова или поведение людей, отстаивать свою точку зрения, даже если не совсем уверены в ее правильности.

Одновременно у подростков возникает потребность в доверительном общении. Они хотят быть услышанными, им необходимо, чтобы их мнение уважали. Они очень переживают, когда их перебивают, не дослушав.

Общение со сверстниками и их влияние

В период с 10 до 15 лет ведущей деятельностью подростков становится общение со сверстниками. Именно в их сообществе реализуется главная потребность этого возрастного периода – получить признание своей личности, найти свое место в обществе, быть «значимым». Подростки активно ищут друзей, выясняют отношения, меняют компании. Динамика мотивов общения со сверстниками меняется каждые два года: в 10-11 лет сильно желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе; мотив занять определенное место в коллективе сверстников преобладает в 12-13 лет; стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности актуализуются в 14-15 лет.

Читайте также:  1 центр развития ребенка черемушки

Подростки стремятся быть принятыми сверстниками, обладающими, по их мнению, более значимыми качествами. Чтобы добиться этого, они подчас приукрашивают свои «подвиги», причем это может относиться как к положительным, так и к отрицательным поступкам; появляется стремление к эпатажности. Влияние сверстников на поведение подростков очень велико. И если у подростка заниженная самооценка, он или она могут не высказывать свою точку зрения, если она расходится с мнением группы, и болезненно воспринимают потерю авторитета в группе. Некоторые подростки, не имеющие своего мнения и не обладающие навыками самостоятельного принятия решения, оказываются «ведомыми» и совершают поступки, иногда противоправные, «за компанию» с другими, более сильными психологически и физически.

Так как подростки отличаются повышенной эмоциональностью, им кажется, что они могут справиться с любой проблемой. Поэтому они склонны к рискованному поведению. При этом они еще не умеют адекватно оценивать свои силы, не думают о собственной безопасности. Им хочется «испытать все, пройти через все». Подростка притягивает все, что ранее находилось под запретом. Многие из «любопытства» пробуют алкоголь, наркотики, начинают курить.

Эмансипация от взрослых

В возрасте 12-14 лет они переживают возрастной кризис, начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, нарушают внутренние запреты, перестают подчиняться взрослым. Многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, игнорируют замечания (подростковый негативизм).

В то же время подросток рефлексирует, старается понять себя и окружающих, критически относится к своим недостаткам, как физическим, так и личностным, переживает из-за тех черт характера, которые мешают ему во взаимоотношениях с людьми. В этом возрасте происходит духовный рост и меняется психический статус. Рефлексия, которая распространяется на окружающий мир и самого себя, приводит к внутренним противоречиям, в основе которых лежит потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Данные противоречия могут привести к навязчивым состояниям: сомнениям, страхам, угнетающим мыслям о себе. Проявление негативизма может выражаться у некоторых подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими протестными реакциями.

Подросток стремится освободиться от опеки и контроля со стороны взрослых (родителей, учителей), считая себя достаточно взрослым для того, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать так, как он считает нужным. Но в его психологии и поведении еще много инфантилизма – он недостаточно серьезно относится к своим обязанностям, не может действовать ответственно и самостоятельно.

Взросление

Возрастной период с 15-16 до 17-18 лет – это время перехода к самостоятельности, период самоопределения, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Жизнедеятельность в этот период усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности.

В это время вырабатываются ценностные ориентации, складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. Направленность на будущее, ощущение расцвета физических и интеллектуальных возможностей, открывающихся горизонтов создают у юношей и девушек оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Общее эмоциональное самочувствие становится более ровным, чем у подростков младшего возраста. Однако юность – это и период, которому свойственны противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания, но они менее демонстративны, чем в более раннем возрасте. Эмоциональная сфера в юности становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию.

Многие молодые люди в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути встает перед каждым. Но наряду с элементами взрослого статуса у старших подростков сохраняется значительная степень зависимости, идущей из детства, в первую очередь материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением.

К основным задачам социального развития подростка можно отнести следующие:

  • формирование идентичности, целостного Я;
  • развитие жизненной компетентности и социального интеллекта;
  • приобретение коммуникативной компетентности;
  • развитие морали и ценностных ориентаций;
  • формирование умения ставить и достигать цели;
  • развитие способности к самореализации и социальной адаптации;
  • развитие способности противостоять негативному давлению окружающей среды;
  • развитие способности преодолевать жизненные трудности;
  • приобретение относительной независимости и отделение от семьи;
  • создание своего круга общения, межличностных отношений, поиск друзей;
  • самоопределение в профессии;
  • формирование целостной концепции жизни.

Подготовлено по материалам: Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). Москва, 2005. https://www.alleng.ru/d/psy/psy014.htm (дата обращения 30.09.2014); Курс обшей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. В. Гамезо. Вып. 3. Москва, 1982. https://www.e-reading.ws/book.php?book=97821 (дата обращения 30.09.2014); Ткачева М.С. Хилько, М.Е. Возрастная психология. Москва. 2010. https://knigolib.net/?p=14684 (дата обращения 30.09.2014).

Смотреть в PDF

Читайте также:  Ребенок 2 года развитие мальчиков

Социальное развитие ребенка подросткового возраста

Для более удобной навигации можете использовать меню справа.

Источник

Социальная ситуация развития человека в этом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Иными словами, подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Происходят изменения на физиологическом уровне, по-иному строятся отношения со взрослыми и сверстниками, претерпевают изменения уровень познавательных интересов, интеллект и способности. Духовная и физическая жизнь перемещается из дома во внешний мир, отношения со сверстниками строятся на более серьезном уровне. Подростки занимаются совместной деятельностью, обсуждают жизненно важные темы, а игры остаются в прошлом.

В начале подросткового возраста появляется желание быть похожим на старших, в психологии оно называется чувством взрослости. Дети хотят, чтобы к ним относились как ко взрослым. Их желание, с одной стороны, оправданно, потому что в чем-то родители действительно начинают относиться к ним по-другому, разрешают делать то, что раньше не дозволялось. Например, теперь подростки могут смотреть художественные фильмы, доступ к которым раньше был запрещен, дольше гулять, родители начинают прислушиваться к ребенку при решении житейских проблем и др. Но, с другой стороны, подросток не во всем отвечает требованиям, предъявляемым ко взрослому человеку, он еще не выработал в себе такие качества, как самостоятельность, ответственность, серьезное отношение к своим обязанностям. Поэтому относиться к нему так, как он хочет, пока невозможно.

Еще один очень важный момент состоит в том, что, хотя подросток продолжает жить в семье, учиться в той же школе и окружен теми же сверстниками, в шкале его ценностей происходят сдвиги и по-другому расставляются акценты, связанные с семьей, школой, сверстниками. Причиной этого является рефлексия,которая начала развиваться к концу младшего школьного возраста, а в подростковом возрасте идет ее более активное развитие. Приобрести качества, свойственные взрослому человеку, стремятся все подростки. Это влечет за собой внешнюю и внутреннюю перестройку. Начинается она с подражания своим «кумирам». С 12-13 лет дети начинают копировать поведение и черты внешности значимых для них взрослых или старших сверстников (лексикон, способ отдыха, увлечения, украшения, прически, косметика и т. д.).

Для мальчиков объектом подражания становятся люди, которые ведут себя как «настоящие мужчины»: обладают силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верны дружбе. Поэтому мальчики в 12-13 лет начинают больше внимания уделять своим физическим данным: записываются в спортивные секции, развивают силу и выносливость.

Девочки стремятся подражать тем, кто выглядит как «настоящая женщина»: привлекательным, обаятельным, пользующимся популярностью у других. Они начинают уделять больше внимания одежде, косметике, осваивают приемы кокетства и т. д.

Современная ситуация развития характеризуется тем, что на формирование потребностей подростков большое влияние оказывает реклама. В этом возрасте делается акцент на наличие определенных вещей: так, подросток, получая рекламируемую вещь в личное пользование, обретает ценность и в собственных глазах, и в глазах сверстников. Для подростка почти жизненно необходимо владеть некоторым набором вещей, чтобы обрести определенную значимость в своих глазах и глазах сверстников. Отсюда можно сделать вывод, что реклама, телевидение, СМИ в какой-то степени формируют потребности подростков.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Социальная ситуация развития

Подростковый период – период завершения детства и плавного перехода к взрослости. Данный период совпадает с хронологическим возрастом с 10-12 лет до 17-19 лет, хотя в настоящее время некоторые ученые выделяют его вплоть до 23 лет. Мы будем разделять подростковость на младший этап (с 5 по 9 класс) и старший этап (10-11 класс), который характеризуется выбором жизненного пути и профессии.

Социальная ситуация на первый взгляд остается прежней: ребенок-подросток продолжает жить в той же семье, ходит часто в ту же школу, он окружен теми же сверстниками, т.е. внешние обстоятельства жизни могут ничем не отличаться от условий жизни прошлого периода. Меняется лишь внутренняя позиция ребенка, формируются новые ценности, подросток по-новому начинает относиться к себе и от этого меняется его отношение к окружению – к семье, к школе, к сверстникам. Сравнение себя с взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый.

Поэтому у подростка впервые возникает чувство взрослости – стремление быть и считаться взрослым, действовать, как взрослый, желание показать свою взрослость, чтобы ее признавали окружающие.

Читайте также:  Развитие мышления у слепого ребенка

Это чувство возникает на основании:

  • Сдвигов в физическом развитии и половом созревании;
  • Растущей самостоятельности;
  • Результатов сравнения себя с взрослыми – между подростком и взрослым больше сходств, чем различий.

Представление о том, что «я уже не ребенок» – центральное новообразование подросткового периода. Однако подросток еще не может быть полностью самостоятельным и действительно взрослым. Он ощущает, что его взрослость еще не совсем «подлинная», подросток чувствует неуверенность в своей новой позиции, которую отстаивает. Складывается несоответствие между осознанием себя взрослым, и объективным положением ребенка зависимого от родителей. У подростка нет возможности включиться в настоящую взрослую жизнь «на равных». Именно это противоречие и пытается преодолеть подросток. Он стремится выстроить свои отношения с окружающими по-новому, согласно своему представлению о себе и мире.

Физические изменения и их влияние

Процесс физических изменений, возникающих при вступлении в подростковый возраст, называется – пубертат или период полового созревания. Этот процесс контролируется гормонами, синтезируемыми эндокринными железами, которые постоянно поступают в кровь. Резкое увеличение их выработки происходит в возрасте около 11 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков, хотя существуют значительные вариации в несколько лет (разница наступления пубертата между детьми одного школьного класса может быть до 5 лет). Заканчивается этот период у девушек к 16-17 годам, у юношей к 18-19 годам.

Биологическими признаками этого периода является: заметное ускорение темпов роста, быстрое развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков, таких как волосяной покров на теле, увеличение мышечной и жировой массы тела, рост гениталий, ломка голоса у мальчиков. Женский пубертат обычно начинается с развития груди и бурного роста тела, и только после этого наступает менархе (научное понятие, означающее первую менструацию, которая происходит в 12-13 лет). Первым признаком пубертата у мальчиков является увеличение яичек, появление лобковых волос и увеличение пениса. В среднем в возрасте 13,5 лет происходит спермархе (первая эякуляция). Бурный рост мальчиков начинается позже, чем у девочек и представляет собой более интенсивный и длительный процесс.

Цифрами указан диапазон начала наступления и завершения процесс. Цветовой градацией указана их продолжительность.

Интенсивный рост тела, обычно сопровождается неуклюжестью и неловкостью. Подросток словно заново учится управлять своим «новым» телом. В некоторой степени неуклюжесть вызвана тем, что интенсивный рост не всегда симметричен, поэтому одна нога или рука может быть временно длиннее, чем другая. Интенсивный рост сопровождается повышенным аппетитом, организм требует питательные вещества, необходимые для стремительных преобразований.

Высокая скорость, с которой происходят физиологические перемены, вызывает повышенный интерес к своей внешности, требуя осознания и принятия нового телесного «Я». Подростки постоянно сравнивают себя с другими людьми и с выдуманным идеалом. Обнаруживаемые различия ведут к росту озабоченности своим внешним видом, различия вызывают тревожность и неуверенность в себе. Мальчики обычно озабочены низким ростом и недостаточным развитием мускулатуры, а девочки – излишним весом и высоким ростом. Преждевременное половое развитие может вызвать некоторые преходящие трудности у подростков. Обладая взрослым телом, но детским сознанием, они не могут еще соответствовать определенным социальным ожиданиям.

Слишком быстрое или слишком медленное развитие, резкое отличие от сверстников, несовпадение своего физического «Я» с эталонами красоты – эти факторы имеют громадное значение для самооценки подростков. Подростки значительно чаще, чем люди других возрастов, становятся жертвами синдрома дисморфофобии. Это убежденность в наличии конкретного физического недостатка, когда некоторые несовершенства или особенности внешности превращаются в бред мнимого уродства (узкий лоб, нос искривлен «как у Бабы-яги», неправильная форма лица и т. д.)

В подростковом возрасте часто чередуются периоды повышенной активности – значительного роста энергии (повышенная возбудимость, шумливость, неусидчивость) и периодов повышенной утомляемости – снижение работоспособности и продуктивности (увеличивается число ошибочных действий, подросток не может стоять прямо, постоянно стремится на что-либо опереться, жалуется на отсутствие сил).

В целом, пубертат (половое созревание) и его гормональные влияния воздействуют на эмоциональное состояние подростков – перепады настроения и его неустойчивость. Однако биологические факторы не являются для подростков судьбоносными, и объяснять ими все особенности данного возрастного этапа не правильно. На поведение подростков влияют также социальная и экономическая среда, обстановка в семье и школе, отношения со сверстниками, социальные сети, мода и культура, внутренние факторы и индивидуальные особенности развития.

Как помочь ребенку преодолеть с пользой этот период? Ответ вы найдете в нашей статье о принципах развития ребенка в подростковый период.

Источник