Социальное развитие ребенка литература
Социальное развитие детей дошкольного возраста
Краткий список отечественной литературы по фондам ГНПБ имени К. Д. Ушинского
Григорьева А. А., Сметанина В. И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада / Якут. гос. Ун-т им. М. К. Аммосова; Под общ. ред. Г.Н. Волкова.— М.: Academia,2003.— 155 с.— Библиогр.: с.136—147.
Первая глава монографии посвящена теоретико-методологическим основам процесса социализации личности ребенка и особенностям этого процесса в условиях национального дошкольного образовательного учреждения. Во второй главе показана решающая роль семьи в процессе первичной социализации ребенка, роль детского сада в педагогизации семейной среды.
Для специалистов в области дошкольной педагогики, организаторов народного образования, студентов и аспирантов педвузов.
Психолого-педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста: Материалы Всерос. науч. конф. 12—13 нояб. 2003 г. / Тольят. гос. ун—т.— Тольятти,2003.— 340 с.— ISBN 5-8259-0155-8.
В материалах конференции освещаются многообразные аспекты социализации личности ребенка — дошкольника: психолого-медицинские основы этого процесса, роль семьи, общение со сверстниками, игры и преобразовательная деятельность, развитие связной речи, природные факторы и культурное наследие как факторы социализации. Специальный раздел посвящен подготовке специалистов по социальному развитию личности.
Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкол. учреждений / Науч. ред. М.М. Безруких.— М.: ВЛАДОС,2002.— 223 с.— (Здоровьесберегающая педагогика).—ISBN 5-691-00715-7.
Основные разделы пособия: развитие социальной уверенности детей через обогащение сенсорного опыта; развитие социальных способностей; формирование социальных навыков; развитие эмоциональной сферы. По каждому разделу даны планы занятий и методические рекомендации. Специальная глава посвящена проблемам социально неуверенных детей и возможностям их решения.
Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью: Ст. и подгот группы.— М.: Элизе Трэйдинг: ЦГЛ,2003.— 241 с.— (Сер. «Воспитание человека»).— ISBN 5-901789-01-6.
В пособии в календарном порядке представлены конспекты занятий по следующим темам: семья, детский сад, родной город, родная страна, труд взрослых, предметный мир.
Для воспитателей детских садов и детских домов, для родителей.
Данилина Т. А., Степина Н. М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: Пособие для практ. работников ДОУ.— М.: Айрис—пресс,2004.— 106 с.— (Дошкол. воспитание и развитие).— ISBN 5-8112-0510-4.
Пособие посвящено деятельности социального педагога в дошкольном учреждении: ее принципам, целям и задачам, основным направлениям и формам работы с детьми, их родителями, с педагогами. Представлен обширный практический материал, основанный на опыте работы Центра развития ребенка – детского сада № 183 г. Москвы.
Ашиков В., Ашикова С. «Азбука мира»: Программа воспитания толерантности и основ культуры мира для детей ст. дошкол. возраста// Дошкол. воспитание.— 2003.— N 8.— С.28—37, N 9.— С.32—37, N 10.— С.18—21,N 12.— С.8—14; 2004.— N 1.— С.13—19.
Знакомясь с буквами русского алфавита, дети знакомятся со словами, обозначающими ценности, общие для народов всего мира (ангел, благодарность, герой, дружба и др.).
Козлова С. А. Я — человек: Программа соц. развития ребенка.— М.: Школ. Пресса,2003.— 44 с.— (Дошкол. воспитание и обучение: Прил. к журн. «Воспитание школьников»; Вып.33).— ISBN 5-9219-0225-Х.
Основные разделы программы: что я знаю о себе; кто такие взрослые люди; человек – творец; Земля – наш общий дом. В каждом разделе – требования к его усвоению и список литературы. Кроме того, приводятся рекомендации к планированию и к работе по программе для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов.
Развитие и воспитание социально адаптивной личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Сб. программ: На материалах опыт.—эксперим. работы МДОУ ЦРР—дет. сад № 28 «Красная Шапочка». г. Новоалександровска.— Ставрополь: Изд—во Ставроп. гос. ун—та,2002.— 266 с.
Первая часть сборника – программы кружковой деятельности дошкольников, вторая часть – программы совместной деятельности детей и взрослых (программа объединения детей и взрослых «Берегиня», программа мастерской общения «Спешите делать добро» и др.).
Рылеева Е. В., Барсукова Л. С. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения: Пособие для рук. и методистов.— М.: Айрис—пресс,2003.— 56 с.— ISBN 5-8112-0302-0.
В пособии предлагаются критерии оценки социальной ситуации развития ребенка в группе детского сада, рекомендации для воспитателей и методистов на основе этой оценки, а также задания, способствующие овладению воспитательными методиками путем самообразования.
Яковлева Н. И. Организация и содержание социально—педагогической работы с семьей в условиях дошкольного образовательного учреждения / Метод. рекомендации для работников дошкол. учреждений / Шадр. фил. Моск. гос. открытого пед. ун—та им. М.А. Шолохова.— Шадринск,2003.— 53 с.— ISBN 5-7142-0516-2.
В рекомендациях раскрывается ведущая роль семьи как социального института становления личности ребенка, показаны направления социально—педагогической работы ДОУ, формы и методы сотрудничества с семьей, технология работы социального педагога в ДОУ.
Социальное развитие детей дошкольного возраста
Краткий список отечественной литературы по фондам ГНПБ имени К. Д. Ушинского Первая глава монографии посвящена теоретико-методологическим основам процесса социализации личности ребенка и особенностям этого процесса в условиях национального дошкольного образовательного учреждения. Во второй главе показана решающая роль семьи в процессе первичной социализации ребенка, роль детского сада в педагогизации семейной среды. Психолого-педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста: Материалы Всерос. науч. конф. 12—13 нояб. 2003 г. / Тольят. гос. ун—т.— Тольятти,2003.— 340 с.— ISBN 5-8259-0155-8. В материалах конференции освещаются многообразные аспекты социализации личности ребенка — дошкольника: психолого-медицинские основы этого процесса, роль семьи, общение со сверстниками, игры и преобразовательная деятельность, развитие связной речи, природные факторы и культурное наследие как факторы социализации. Специальный раздел посвящен подготовке специалистов по социальному развитию личности. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкол. учреждений / Науч. ред. М.М. Безруких.— М.: ВЛАДОС,2002.— 223 с.— (Здоровьесберегающая педагогика).—ISBN 5-691-00715-7. Основные разделы пособия: развитие социальной уверенности детей через обогащение сенсорного опыта; развитие социальных способностей; формирование социальных навыков; развитие эмоциональной сферы. По каждому разделу даны планы занятий и методические рекомендации. Специальная глава посвящена проблемам социально неуверенных детей и возможностям их решения. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью: Ст. и подгот группы.— М.: Элизе Трэйдинг: ЦГЛ,2003.— 241 с.— (Сер. «Воспитание человека»).— ISBN 5-901789-01-6. В пособии в календарном порядке представлены конспекты занятий по следующим темам: семья, детский сад, родной город, родная страна, труд взрослых, предметный мир. Данилина Т. А., Степина Н. М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: Пособие для практ. работников ДОУ.— М.: Айрис—пресс,2004.— 106 с.— (Дошкол. воспитание и развитие).— ISBN 5-8112-0510-4. Пособие посвящено деятельности социального педагога в дошкольном учреждении: ее принципам, целям и задачам, основным направлениям и формам работы с детьми, их родителями, с педагогами. Представлен обширный практический материал, основанный на опыте работы Центра развития ребенка – детского сада № 183 г. Москвы. Ашиков В., Ашикова С. «Азбука мира»: Программа воспитания толерантности и основ культуры мира для детей ст. дошкол. возраста// Дошкол. воспитание.— 2003.— N 8.— С.28—37, N 9.— С.32—37, N 10.— С.18—21,N 12.— С.8—14; 2004.— N 1.— С.13—19. Знакомясь с буквами русского алфавита, дети знакомятся со словами, обозначающими ценности, общие для народов всего мира (ангел, благодарность, герой, дружба и др.). Козлова С. А. Я — человек: Программа соц. развития ребенка.— М.: Школ. Пресса,2003.— 44 с.— (Дошкол. воспитание и обучение: Прил. к журн. «Воспитание школьников»; Вып.33).— ISBN 5-9219-0225-Х. Основные разделы программы: что я знаю о себе; кто такие взрослые люди; человек – творец; Земля – наш общий дом. В каждом разделе – требования к его усвоению и список литературы. Кроме того, приводятся рекомендации к планированию и к работе по программе для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов. Развитие и воспитание социально адаптивной личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Сб. программ: На материалах опыт.—эксперим. работы МДОУ ЦРР—дет. сад № 28 «Красная Шапочка». г. Новоалександровска.— Ставрополь: Изд—во Ставроп. гос. ун—та,2002.— 266 с. Первая часть сборника – программы кружковой деятельности дошкольников, вторая часть – программы совместной деятельности детей и взрослых (программа объединения детей и взрослых «Берегиня», программа мастерской общения «Спешите делать добро» и др.). Рылеева Е. В., Барсукова Л. С. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения: Пособие для рук. и методистов.— М.: Айрис—пресс,2003.— 56 с.— ISBN 5-8112-0302-0. В пособии предлагаются критерии оценки социальной ситуации развития ребенка в группе детского сада, рекомендации для воспитателей и методистов на основе этой оценки, а также задания, способствующие овладению воспитательными методиками путем самообразования. Яковлева Н. И. Организация и содержание социально—педагогической работы с семьей в условиях дошкольного образовательного учреждения / Метод. рекомендации для работников дошкол. учреждений / Шадр. фил. Моск. гос. открытого пед. ун—та им. М.А. Шолохова.— Шадринск,2003.— 53 с.— ISBN 5-7142-0516-2. В рекомендациях раскрывается ведущая роль семьи как социального института становления личности ребенка, показаны направления социально—педагогической работы ДОУ, формы и методы сотрудничества с семьей, технология работы социального педагога в ДОУ. |
Источник
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7»
(МБДОУ «Детский сад №7»)
Подбор литературных произведений для чтения с детьми разных возрастных групп
по формированию
полоролевой социализации в дошкольном возрасте
(в рамках реализации Основной образовательной программы дошкольного образования)
Разработал воспитатель:
С.В. Шулепина
г. Нижний Новгород
2017 г.
Перечень художественных произведений
для детей раннего возраста (2-3 года)
Тема | Художественная литература | |
Про мальчиков (мужчин) | Про девочек (женщин) | |
«Детство» | Русская народная сказка «Козлятки и волк» К. Чуковский «Федотка» Л. Толстой «Был у Пети и Миши конь» «В магазине игрушек» (из книги «Приключение Мишки Ушастика») перевод с польского В. Приходько. | Русская народная сказка «Маша и медведь» С. Капутикян «Маша обедает» (перевод с армянского Т. Спендиаровой) |
«Неправильные поступки» | С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» | А. Барто, П. Барто «Девочка – рёвушка» |
«Мальчики и девочки – будущие мужчины и женщины!» | «Три весёлых братца»(перевод с немецкого Л. Яхнина) Н. Пикулев «Приказ» (в сокращении) | А. Плещеев «Сельская песня» |
«Мужской и женский труд» | «Сапожник» (в обработке Б.Заходера) Л. Толстой «Был у Пети и Миши конь» Русская народная сказка «Теремок» (в обработке М. Булатова) | Русская народная сказка «Теремок» (в обработке М. Булатова) |
«Семья – союз мужчины и женщины» | Л. Толстой «Три медведя» «Котауси и Мауси» (в обработке К. Чуковсвого) С.Капутикян «Все спят» (перводс армянского Т. Спендиаровой) | |
«Мальчики и девочки – будущие мамы и папы!» | А. Барто (из цикла «Игрушки») | Г. Лагздынь «Больная кукла» М. Лермонтов «Спи, младенец…»(из стихотворения «Казачья колыбельная») А. Барто (из цикла «Игрушки») |
Перечень художественных произведений
для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Тема | Художественная литература | |
Про мальчиков (мужчин) | Про девочек (женщин) | |
«Детство» | С. Маршак «Сказка об умном мышонке» Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» (перевод с английского О. Образцовой) Ч. Янчарский «Игры», «Самокат» (из книги «Приключение Мишки Ушастика») перевод с польского В. Приходько | С. Черный «Про Катюшу» С. Капукян «Маша не плачет» (перевод с армянского Т. Спендиаровой) |
«Неправильные поступки» | Венгерская сказка (обработка А. Краснова и В. Важдаева) «Два жадных медвежонка» К. Чуковский «Краденое солнце», «Мойдодыр» В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» Э. Мошковская «Жадина» С. Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки») | Украинская сказка «Коза – дереза» (в обработке Е. Благининой) В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» А. Барто, П. Барто «Девочка чумазая» Л. Воронкова «Маша – растеряша» |
«Мальчики и девочки – будущие мужчины и женщины!» | Русская народная сказка «Волк и козлята» (в обработке А.Н. Толстого) Русская народная сказка «Бычок – черный бочок, белые копытца» (в обработке М. Булатова) | Русские народные сказки «Колобок», «Гуси- лебеди» К. Чуковский «Муха-цокотуха» |
«Мужской и женский труд» | Русская народная сказка «Теремок» (в обработке Е. Чарушина) Украинская сказка «Рукавичка» (в обработке Е. Благинина) К.Чуковский «Айболит» Белорусская сказка «Пых» (в обработке Н. Мялика) Й. Чапек «Трудный день» (из книги «Приключения пёсика и кошечки»), перевод с чешского Г. Лукина | Русская народная сказка «Теремок» (в обработке Е. Чарушина) Украинская сказка «Рукавичка» (в обработке Е. Благинина) |
«Семья – союз мужчины и женщины» | Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (в обработке М. Боголюбского) К. Ушинский «Петушок с семьей» Л. Толстой «Птица свила гнездо» | |
«Мальчики и девочки – будущие мамы и папы!» | О. Альфаро «Козлик – герой» (перевод с испанского Т. Давитьянц) | А. Майков «Колыбельная песня» В. Берестов «Курица с цыплятами» |
Перечень художественных произведений
для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Тема | Художественная литература | |
Про мальчиков (мужчин) | Про девочек (женщин) | |
«Детство» («Ма-льчики и девочки») | Н. Носов «Живая шляпа» М. Зощенко «Показательный ребёнок» Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров» | А. Введенский «О девочке Маше, о собаке Петушке, о кошке Ниточке» А. Усачёв «Солидная дама» |
«Неправильные поступки» | В. Драгунский «Тайное становится явным» Н. Носов «Мишкина каша» С. Маршак «Вот какой рассеянный» Н. Сладков «Неслух» | Л. Пантелеев «На море» (из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке») Л. Воронкова «Как Алёнка разбила зеркало» (глава из книги «Солнечный денёк») Ш. Перро «Красная шапочка» Русская народная сказка «Привередница» (в обработке В. Даля) |
«Мальчики и девочки – будущие мужчины и женщины!» | Русские народные сказки «Жихарка», «Мужик и медведь». Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | Русские народные сказки «Гуси- лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» В. Осеева «Волшебная иголочка» |
«Мужской и женский труд» | С. Михалков «Три поросёнка» Русская народная сказка «Чудесные лапоточки» (в обработке М.Горького) Л. Толстой «Мальчик стерег овец…» | Русская народная сказка «Снегурочка» Ю. Тувим «Овощи» (перевод с польского С. Михалкова) |
«Семья – союз мужчины и женщины» | Русская народная сказка «Журавль и цапля» (в пересказе В. Даля) Отрывки из повести А.-К. Вестли «Мама, папа, восемь детей и грузовик» А. Плещеев «Зимний вечер» | |
«Мальчики и девочки – будущие мамы и папы!» | А.-К. Вестли «Аврора из корпуса «Ц»» С. Маршак «Хороший день» Л. Толстой «Отец приказал сыновьям…» | М. Пляцковский «Кукушка», «Ты на свете лучше всех» А. Плещеев «В бурю» А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» |
Перечень художественных произведений
для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Тема | Художественная литература | |
Про мальчиков (мужчин) | Про девочек (женщин) | |
«Детство» («Ма-льчики и девочки») | В. Дмитриев «Малыш и Жучка» (главы) Н.Носов «Живая шляпа» А. Гайдар «Чук и Гек» А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» (главы), перевод со шведского Л. Лунгиной | В. Катаев «Цветик – семицветик» М. Москвина «Кроха» О. Пройслер «Маленькая Баба – Яга» (перевод с немецкого Ю. Коринца) |
«Неправильные поступки» | Русская народная сказка «Заяц – хвастун» (в обработке О. Капицы) К. Паустовский «Кот – ворюга» Я. Аким «Жадина» | Русская народная сказка «Хаврошечка» (в обработке А.Н. Толстого |
«Мальчики и девочки – будущие мужчины и женщины!» | Русская народная сказка «Финист – Ясный сокол» (в обработке А. Платонова) А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь» | Русская народная сказка «Царевна – лягушка» (в обработке М. Булатова) Чешская сказка «Златовласка» (перевод К. Паустовского) |
«Мужской и женский труд» | «Дом, который построил Джек» (перевод с английского С. Маршака) | Русская народная сказка «Хаврошечка» (в обработке А.Н. Толстого С. Маршак «Почта» |
«Семья – союз мужчины и женщины» | Русская сказка «Царевна-лягушка» (обработка А. Афанасьева) А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» | |
«Мальчики и девочки – будущие мамы и папы!» | П. Бажов «Серебряное копытце» Молдавская народная сказка «Как братья отцовский клад нашли» (обработка М. Булатова) | М. Цветаева «У кроватки» Е. Благинина «Посидим в тишине» Г. Виеру «Мамин день» (перевод с молдавского Я. Акима) |
Перечень художественных произведений
для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Тема | Художественная литература | |
Про мальчиков (мужчин) | Про девочек (женщин) | |
«Детство» («Ма-льчики и девочки») | «Сынко – Филипко» (пересказ Е. Поленовой) | Немецкая сказка «Беляночка и Розочка» (перевод Л. Кон) Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка» (перевод с датского А. Ганзен) К. Аксаков «Лизочек» |
«Неправильные поступки» | К. Драгунский «Лекарство от послушности» Д. Хармс «Иван Торопышкин» А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль» | С. Маршак «Кошкин дом» |
«Мальчики и девочки – будущие мужчины и женщины!» | Русская былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник» «Садко» (запись П. Рыбникова) | «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева) Русская народная сказка «Снегурочка» Литературная сказка «Гуси – лебеди» А. Ремизова А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» |
«Мужской и женский труд» | «Семь Симеонов – семь работников» (обработка И. Карноуховой) А. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя …» | |
«Семья – союз мужчины и женщины» | А. Пушкин «У луоморья дуб зелёный…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») | |
«Мальчики и девочки – будущие мамы и папы!» | М. Валек «Мудрецы» (перевод со словацкого Р. Сефа) А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку» | А.Милн «Непослушная мама» (перевод с английского С.Маршака) А.-К. Вестли. «Папа, мама, восемь детей и грузовик» (главы, перевод с норвежского Л. Горлиной) |
Список литературы
- Л.В. Климина. Гендерный подход к образованию дошкольников.// Дошкольная педагогика- 3,2012г.- с.7
- С.И. Курбатова. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе.// Дошкольная педагогика- № 2,2012г.- с. 39
- Книга для чтения в детском саду и дома: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В.В. Гербова и др.- М.: Издательство Оникс, 2007.- 272с.
- Полная хрестомая для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей./ авт.-сост. С.Д. Томилова – М.: Астрель: АСТ, 2011.- 702с.
- С.Е. Соколова. Гендерные различия в развитии речи детей дошкольного возраста.// Дошкольная педагогика – № 2,2013г.
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7»
(МБДОУ «Детский сад №7»)
Подбор литературных произведений для чтения с детьми разных возрастных групп
по формированию
полоролевой социализации в дошкольном возрасте
(в рамках реализации Основной образовательной программы дошкольного образования)
Разработал воспитатель:
С.В. Шулепина
г. Нижний Новгород
2017 г.
Источник