Социальное развитие ребенка картинки

Социальное развитие ребенка картинки thumbnail

Вера Строганова
Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей

В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию.

Наша главная задача состоит в том, чтобы любой ребенок чувствовал себя счастливым, мог адаптироваться и преодолевать трудности, иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности.

Для реализации задач социально – коммуникативного развития для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально – компетентная личность.

Для этого в групповой комнате я оформила игровые зоны.

С целью формирования дружеских взаимоотношений в группе оформлен уголок дружбы.

Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей

В нём имеются пособие «Кукла-мирилка», с помощью которого дети учатся выходить из неприятных ситуаций, находят пути решения конфликта. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет. Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить ребёнка правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором.

Кукла – мирилка в виде солнышка. При нажатии на нее, она говорит фразу «Я тебя люблю!» К ней прикреплена небольшая картотека мирилок. Детям очень нравиться их повторять.

Социальное развитие ребенка картинкиСоциальное развитие ребенка картинки

Дидактическая игра «С кем дружить?»

Задачи: Учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики. Воспитывать способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

В левой стороне фланелеграфа девочка. Справой стороны фланелеграфа фото детей с разным выражением лица: злым, веселым, смеющимся, грустным, плачущим. Дети выбирают с кем девочка захочет дружить по их мнению, объясняют свой выбор.

Социальное развитие ребенка картинкиСоциальное развитие ребенка картинкиСоциальное развитие ребенка картинки

В уголке находится альбом «С Днём рождения!» На каждой страничке альбома я изобразила яблоню в разное время года, а точнее по месяцам. В октябре на веточках капельки дождя, в декабре – комки снега, в мае – птичьи гнезда, в июне – цветы и т. д. Фото детей прикреплены на веточках дерева (на капельках, на гнездах, на листочках) Ребенок видит в какое время года, в каком месяце у него день рождение, какие изменения а природе в это время происходят.

Социальное развитие ребенка картинкиСоциальное развитие ребенка картинкиСоциальное развитие ребенка картинкиСоциальное развитие ребенка картинкиСоциальное развитие ребенка картинки

Альбом «Моя семья».

Цель: Закреплять знания детей о самом себе, о членах семьи : имена, отчества и фамилии; родственные отношения; формировать доброжелательное отношение чувство любви и заботы к своим близким.

Социальное развитие ребенка картинкиСоциальное развитие ребенка картинкиСоциальное развитие ребенка картинкиСоциальное развитие ребенка картинкиСоциальное развитие ребенка картинки

Дидактическая игра «Кому и что подарить»

Цель: Развитие умения ребёнка устанавливать причинно-следственные связи между членами семьи, между миром семьи и миром предметов.

Ход: Взрослый предлагает ребёнку выбрать в подарок каждому члену семьи предмет, который имеет к нему отношение. Воспитатель просит объяснить выбор ребёнка. Варианты: Одежда, обувь, косметика, электроприборы.

Социальное развитие ребенка картинкиСоциальное развитие ребенка картинки

Дидактическая игра «Моя семья»

Цель: Учить детей давать характеристику членам своей семьи.

Ход: Взрослый предлагает ребёнку выбрать члена семьи (папа, мама, бабушка и т. д.) и дать ему характеристику, какой он? (заботливый, любящий, храбрый, красивый, и т. д.) Воспитатель просит объяснить выбор ребёнка. Прилагательное обозначается символами (верблюд – выносливы, елка – стройная, лев – храбрый и т. д.).

Социальное развитие ребенка картинкиСоциальное развитие ребенка картинки

Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. И напротив, отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха. Перед нами стоит двуединая задача: с одном стороны, научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире и, с другой стороны, научить самому слушать, слышать и понимать других.

С этой целью в группе создан «Уголок настроения».

Методическое пособие «Мое настроение»

Цель: Развитие умения определять своё настроение, анализировать, рассказывать о причинах изменения своего настроения.

Ход: Приходя в детский сад, дети рассказывают о своём настроении, прикрепляют свою прищепку к цветному кругу. Красный круг – плохое настроение, грусть, печаль. Жёлтый круг – спокойное настроение, без эмоций. Зелёный круг – хорошее настроение, весёлое, радостное.

Планируем в раздевалке сделать уголок настроения, чтобы дети в утренние часы, по приходу в детский сад и, уходя из него, отмечают своё настроение. Родители будут иметь возможность следить за эмоциональным состоянием ребенка.

Социальное развитие ребенка картинки

С помощью пособия «Цветик семицветик» происходит обсуждение различных жизненных ситуаций. Дети, выбирая лепесток, определяют эмоциональное состояние героев, рассказывают о своих эмоциональных переживаниях, как правило, с положительной направленностью. Детям задаются вопросы: Кто он? Он какой? Почему такой? А ты таким бываешь? К чему это может привести? А что будет потом? Обсуждение с ребятами историй помогает научиться прогнозировать последствия собственного поведения. Совершая действие, ребенок учится осознавать, какую эмоцию

оно вызовет,«А что будет потом?», делать нужные выводы.

Социальное развитие ребенка картинки

Игра «Маскарад»

Цель: Развитие умения составлять портрет, изменяя выражение лица в зависимости от чувств и эмоций человека.

Ход: Дети составляют портреты сказочных персонажей. Изменяют положение бровей, глаз, рта на лице, передают различные эмоции людей: радость, грусть, злость, страх, испуг, удивление, восторг и т. д. (Как вариант можно сделать и составлять портрет дедушки, бабушки, мамы, папы, детей)

Социальное развитие ребенка картинки

Дидактическая игра «Эмоции»

Задачи: Учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики. Воспитывать способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

Ход: воспитатель показывает детям изображения эмоций – разные выражения лица : радость, страх, удивление, грусть, а дети называют, показывают их и соотносят с нужными рисунками: торт, разбитая ваза с цветами, злая собака, НЛО.

Воспитатель: Ребята, что у вас может вызвать радость (огорчение?

Дети: Когда меня похвалили, получил подарок, встретился с другом, сыграл в интересную игру и выиграл. (Когда поругали, поссорился с другом, подрался.)

Социальное развитие ребенка картинкиСоциальное развитие ребенка картинки

Дидактическая игра «Хороший или плохой поступок»

Цель: развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать положительные и отрицательные поступки.

Ход: Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их на магнитную доску с тучкой (плохие поступки) или на доску с солнышком (хорошие поступки) и объясняют свой выбор).

Социальное развитие ребенка картинкиСоциальное развитие ребенка картинки

«Коврик злости» Ребенок вытирает ноги пока не улыбнется и пройдет у него

злость.

Социальное развитие ребенка картинки

«Стаканчик для гнева» . Ребенок весь свой гнев и злость спускает в стаканчик и закрывает его.

Социальное развитие ребенка картинки

В группе имеется методическое пособие в виде дерева «Добрые дела круглый год». Каждый ребёнок на свою веточку со своей фотографией за добрые дела, сделанные ими в течение недели получает листочек (капелька, листочек желтый, красный – осенью, снежинка – зимой, цветочек – весной, зеленый листик – летом) Это может быть: помощь товарищу, воспитателю; выполнение правил поведения в течение дня без замечаний и напоминаний. Данный приём стимулирует детей к выполнению правил поведения. Быть вежливыми, трудолюбивыми, чутко относиться к другим людям.

Социальное развитие ребенка картинкиСоциальное развитие ребенка картинки

«Уголок уединения».

Уголок сделан в домике – палатке. Очень удобно переносить в разные части группы.

Цель: создание условий для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.

Это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.

Социальное развитие ребенка картинкиСоциальное развитие ребенка картинки

«Подушка – барашек» – ее можно просто пообнимать, прижаться к ней.

Для снятия агрессии имеется «Подушку для битья». Когда ребенок дерется, мы объясняем, что бить другого плохо, ему больно и обидно, а вот побить подушку очень даже можно. «Стаканчик для гнева».Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется.

«Наушники» – чтоб изолироваться от звуков, побыть наедине с собой.

В заключение хочу подчеркнуть. Игра – это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности.

Спасибо за внимание! Желаю удачи!

Источник

Марина Боброва
Социальное развитие детей дошкольного возраста

В настоящее время задачи социального развития детей решаются дошкольной педагогикой через осознание взаимосвязи их психических особенностей с воспитанием и обучением. Истоки этой позиции восходят к культурно-исторической теории развития личности и находят свое продолжение в исследованиях, доказывающих, что развитие индивида проходит «не внутри его организма и личности», а «вне его», т. е. посредством общения и установления контактов с другими людьми, а также в их совместной деятельности – в процессе обучения и воспитания.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделять свое Я среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками.

Процесс социализации является одним из важных условий формирования и развития личности и неразрывно связан с процессом ее индивидуализации, который в педагогике трактуется как организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся и позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого.

Индивидуализация «есть неизбежный результат процесса социализации, и, напротив, индивидуализация возможна лишь через социализацию, лишь на ее основе.

Среди показателей социального развития дошкольников исследователи отмечают адекватные способы общения с близкими взрослыми, умственное сотрудничество со взрослыми, социальную компетентность или социальную зрелость, ориентировку в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе, о явлениях собственной жизни и о своей деятельности, а также в явлениях собственной жизни.

В дошкольный период у нормально развивающихся детей речь формируется прежде всего как интенсивное средство общения и в процессе общения со сверстниками приобретает форму диалога.

В игровой деятельности дети активно используют предметы-заместители, которые позволяют им осмыслить функции и значение разных продуктов человеческой культуры.

Взаимодействие взрослых и детей строиться с ориентировкой на особую чувствительность ребенка к социальным влияниям. Развитие культуры познания взрослых и детей, социальных эмоций и мотивов, самопознания, уважения к себе, способов общения происходит путем подражания взрослому, путем следования его речевой инструкции. Так формируются навыки межличностного поведения. Беседы на межличностные темы становятся для дошкольника основным источником сведений о нормах

нравственности, об оценке его собственных поступков и поступков других людей. Появляются социальные навыки общения; умение говорить по очереди, учитывать опыт, навыки и интересы собеседника, не перебивать его; готовность переходить на невербальные формы общения.

Дошкольник способен понимать эмоционально значимые жесты и мимику, передавать свое эмоциональное состояние улыбкой, гримасой или иными мимическими движениями. Взаимодействие ребенка со сверстником строиться на интересе друг к другу, играх рядом. Так формируется «просоциальное поведение», т. е. умение делиться, проявлять заботу, сотрудничать.

Усвоение ребенком общественного опыта осуществляется в процессе становления предметно-игровой деятельности, продуктивных видов деятельности, научения. Познание жизни окружающих взрослых людей происходит благодаря играм, в том числе сюжетным.

В дошкольный период формируются поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности (зрительная ориентировка, малыш учится выполнять действия по образцу и речевой инструкции. Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что имеет индивидуальное имя, которое он слышит, узнает ласковые варианты его, а также то, как его будут называть, когда он вырастет. Благодаря имени, местоимению «я» и жесту ребенок выделяет себя как персону.

У детей формируются представления о близких людях,об окружающей действительности: они хорошо знают свои инициалы, адрес, имена и отчества родителей и других близких людей. Сформированные представления о своей семье и ее членах позволяют ребенку выделить собственную позицию в ней.

Особое место занимают процессы половой индентификации и социализации ребенка, которые включаются в структуру образа Я, осуществляются не только через семью, но и через сверстников. Так происходит осмысление наименований «мальчик»«девочка» в связи с их половыми особенностями. Появление чувств неловкости, стыдливости – это результат своеобразия культурного развития общества. Любопытство, проявляемое ребенком в вопросах, связанное с половой принадлежностью, является в этом возрасте естественным и должно правильно удовлетворяться взрослыми.

Ближайшее окружение дошкольника не ограничивается детским садом. Как правило, он хорошо ориентируется на улице, знает как пройти до ближайшего магазина или детской площадки. У него формируются четкие представления о временных и сезонных явлениях, о временах года, днях недели. Жизнь детей наполняется информацией из животного и растительного мира, представлениями о самом себе и явлениях собственной жизни, о своей деятельности и явлениях общественной жизни.

Дошкольник усваивает нормы, связанные с правилами поведения в быту. Сначала у ребенка формируются культурно-гигиенические навыки, а потом он осознает необходимость их выполнения.

Особенностью социального поведения дошкольника является соподчинение мотивов,что придает его поведению определенную направленность: если дал игрушку, не нужно отнимать. Зачастую преобладание общественных (социальных) мотивов над личными влияет на соблюдение правил поведения в обществе, а преобладание личных мотивов над общественными приводит к серьезным нарушениям в поведении.

Умение детей подчинять свои мотивы действиям формируется в присутствии взрослого путем показа, объяснений. Взрослый – эталон поведения ребенка. Адекватное поведение в присутствии взрослого – первый этап морального развития. Знание норм и правил поведения свидетельствуют об усвоении ребенком одной из сфер социальной действительности. Однако, в дошкольном возрасте еще имеет место и неосознанность поведения, когда дети бесцельно играют с машиной, катая ее по полу и т. д.

Итак, в ходе социального развития дошкольник овладевает следующими социальнозначимыми умениями и навыками:

• Здоровается при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощается при расставании с ними;

• Благодарит за услугу, подарок, угощения;

• Адекватно ведет себя в знакомой и незнакомой ситуации;

• Доброжелательно относиться к знакомым и незнакомым людям и адекватно реагирует недоброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;

• Может быть партнером в совместной игре со сверстниками, обращаться к ним с соответствующими просьбами и предложениями

• Положительно реагирует на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных в живом уголке, полить растения, убрать мусор, накрыть на стол;

• Уважает труд взрослых и его результаты;

• Умеет давать элементарную оценку своим поступкам и действиям;

• Замечает изменения в настроении близкого взрослого или сверстника;

• Начинает и поддерживает диалог со сверстниками и близкими взрослыми;

• Владеет некоторыми приемами разрешения конфликтных ситуаций.

Важную социально-воспитательную роль в обучении детей в этот период помимо семьи играет детский сад. Взаимодействие с коллективом сверстников и педагогами дошкольники осуществляют с помощью уже сформированных навыков сотрудничества с новыми взрослыми и сверстниками. Дети действуют в разных видах деятельности, адекватно ведут себя в быту, во время игровых занятий в группе, на детской площадке, соблюдают режимные моменты. Владеют навыками опрятности и самообслуживания.

Дети активно используют в быту средства социальнойсвязи со сверстниками и взрослыми: жесты, связную речь, сюжетный рисунок. У них постепенно формируются действия по подражанию, образцу, речевой инструкции. В большинстве случаев у дошкольника сформированы представления о себе, о людях и предметном мире. В этом возрасте у детейдоминирует несколько типов деятельности: игровая как ведущая, рисование, конструирование, лепка, аппликация, элементы учебной деятельности.

К важным социальным навыкам, которыми овладевают дошкольники, относятся адекватное поведение в семье и общественных местах, умение обслуживать себя в быту, использовать по назначению предметы гигиены, быть опрятным.

Таким образом, социальная линия развития является важной составляющей жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста, в структуру которой органично вплетаются психологические новообразования возраста, определяющие, в свою очередь, готовность ребенка к включению в коллектив сверстников и качество созревающей личности в целом.

Источник

Мы растим и воспитываем не просто детей, а будущих полноправных членов человеческого общества. В этом разделе мы собрали и систематизировали для Вас полезный опыт коллег по передаче воспитанникам разнообразного социально-культурного опыта, который пригодится детям для их дальнейшего активного включения в систему общественных отношений.

Здесь Вы найдёте конспекты и сценарии занятий по привитию детям общечеловеческих и семейных ценностей, воспитанию вежливости и умения себя вести в обществе. Кроме того, отдельное внимание уделено таким вопросам: как научить детей дружбе, доброте, научить их уважать труд, обычаи и традиции своего народа.

Всё о том, как сделать взаимодействие ребёнка с обществом успешным.

Включает в себя разделы:

  • Гендерное воспитание
  • Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
  • Профессии. Знакомство с профессиями и трудом взрослых. Профориентация дошкольников
  • Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей в быту и природе
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
  • Семья. Материалы по теме
  • Дружба. Учимся дружить
  • Этикет. Правила поведения в обществе
  • Права ребенка. Правовое воспитание детей
  • Экономическое воспитание дошкольников
  • Вежливость. Воспитание вежливого ребенка

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 6799.
Все разделы
| Социально-коммуникативное развитие детей. Социализация дошкольников

Новое

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе «Я и моя мама»
Программное содержание: Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме, вызывать чувство гордости и радости задела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу. . Задачи: – формировать положительное отношение к маме (посредством употребления…

Консультация для родителей «Социально-коммуникативное развитие ребёнка»
Консультация для родителей «Социально-коммуникативное развитие ребёнка» Цель: способствовать оказанию помощи семье в вопросе развития социально-коммуникативных навыков ребёнка. Данный материал будет полезен для родителей детей дошкольного возраста, педагогам для консультации…

Социально-коммуникативное развитие детей. Социализация дошкольников – Социально-коммуникативное развитие «Поможем Чебурашке найти друга» у детей среднего дошкольного возраста

Публикация «Социально-коммуникативное развитие «Поможем Чебурашке найти друга» у…»
Проектирование игровой ситуации, направленной на воспитание эмоциональной отзывчивости у детей среднего дошкольного возраста. ТЕМА НОД : “Поможем чебурашке найти друга” Цель: формировать у детей представление о дружбе. Задачи: -учить детей испытывать радость от общения,…

Клуб общения «Ультрамарин» — практика социально-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ОВЗ
Клуб общения «Ультрамарин» — практика социально-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей. Авторская программа (Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. Юдин М.Г. педагог-психолог ГБОУ…

Программа «Социальное познание старшего дошкольника: проблемы и их решение»
Авторская программа « Социальное познание старшего дошкольника: проблемы и их решение» Карасева Анна Владимировна-воспитатель. Разделы: Работа с дошкольниками. Пояснительная записка. В период дошкольного детства ребёнок проходит огромный путь в своём развитии – его направление…

Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста». Форма проведения «Гайд-парк» Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста». Форма проведения «Гайд-парк»
Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных документах социально-эмоциональный интеллект являестя одним из главных. Поэтому мы решили разобраться в данном вопросе и провести педсовет….

Социально-коммуникативное развитие детей. Социализация дошкольников – Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Как у наших у ворот, чудо-дерево растет»

Статья «Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Как у наших…»
Конспект занятия по социально-коммуникативному взаимодействию, включая детей с ОВЗ на тему «Как у наших у ворот чудо-дерево растет…» Составила: учитель-дефектолог Челышева М. П. Цели и задачи: Цель: социализация и коммуникация детей с ОВЗ в группе. Задачи воспитательные:…

Мы играем в сказку. Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в группе раннего возраста Мы играем в сказку. Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в группе раннего возраста
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в группе раннего возраста. Выполнила: Волобуева М.А. Тема: «Мы играем в сказку» Цель: Учить детей слушать сказку и сопровождать ее игровыми движениями. Воспитывать интерес к игре, формировать игровые умения….

Диагностические методики по изучению социально-коммуникативного развития дошкольников
Раздел 1 Диагностические методики изучения осведомленности норм и ценностей, принятых в обществе Название методики, автор: Методика «Неоконченные ситуации» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс) Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы. Диагностические…

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Доброта нужна всем»
Цель: формирование у детей представления о нравственных качествах: доброта, отзывчивость, стремление совершать добрые дела. Задачи: Образовательные: • Формировать умение детей слушать воспитателя и выполнять просьбу взрослого; • Продолжать учить детей понимать и отвечать на…

Источник