Социальное развитие ребенка четвертого года

Социальное развитие ребенка четвертого года thumbnail

Дошкольное развитие ребенка

Автор: Развитие ребенка

фото 1Многие основы жизнедеятельности закладываются в раннем возрасте.

Дошкольный этап развития наиболее подходящий для начала процесса социализации маленького человека.

Социальное развитие ребенка – это впитывание традиций общества, культуры, окружающей среды, формирование ценностей и способностей к коммуникации.

Особенности

фото 3В общении со сверстниками ребенок учится брать во внимание не только свои, но и чужие интересы.

Окружающий мир закладывает в ребенка ничуть не меньше, чем родительское воспитание, поэтому необходимо тщательно следить за социализацией малыша.

Социально-личностное

Социально-личностное развитие подразумевает закладывание фундамента в дальнейшее поведение малыша.

Он учится у сверстников, перенимает их повадки, манеру общения, имитирует действия – это нормальный процесс жизнедеятельности.

ВАЖНО! В сознании ребенка четко закрепляются правила, полученные в раннем возрасте от окружающего мира. В большинстве своем они остаются с ним на всю оставшуюся жизнь.

Социально-эмоциональное

В дошкольном возрасте ребенок учится проявлять и распознавать эмоции. Ведь чем раньше ребенок научится отличать одну эмоцию от другого, тем с большей точностью он будет понимать других людей.

На социально-эмоциональное развитие влияют несколько факторов:

  • наследственность;
  • опыт общения со взрослыми людьми;
  • факторы обучаемости;
  • социальный опыт в кругу сверстников.

Этапы

фото 3В каждом промежутке своей жизни человек изменяется по-разному – с различной интенсивностью, результатами и временем.

Социальное развитие детей тоже нельзя назвать единым, поскольку оно разделяется на несколько групп.

3 года

Многие родители убеждены, что в столь раннем возрасте ребенок может обойтись без контакта со сверстниками.

Данное утверждение является ошибочным. В этот период своей жизни малышу нужно помочь найти общий язык с другими детьми, в этом деле могут оказаться полезными детские сады.

Коммуникативные способности малыша в этом возрасте будут адекватны, если он ощущает поддержку со стороны родителей и получается правильный ориентир.

ВАЖНО! Необходимо с большой осторожностью пресекать неправильное поведение по отношению к остальным детям – драки, оскорбления и прочие проявления легкой или тяжелой агрессии.

Малыш должен осознавать, что такое хорошо и, что такое плохо.

От четырех до пяти лет

фото 2В данном возрасте ребенок начинает интересоваться окружающим миром, он заинтересован в обучении и задает множество вопросов.

Главная зада родителей – отнестись к этому периоду максимально серьезно и постараться помочь малышу узнать окружающий мир.

Неправильно воспитание может повлечь за собой эгоизм и черствость со стороны ребенка.

От шести до семи лет

Теперь ребенку интересен не столь окружающий мир в целом, сколько взаимодействия между людьми и эмоциональная составляющая жизни.

В процессе познания окружающих зарождается индивидуальность ребенка, с помощью которой он в дальнейшем будет отличаться от всех остальных людей на планете.

От чего зависит социализация ребенка?

Существует несколько факторов, влияющих на уровень социализации малыша:

  • отношения в семье;
  • детский сад или иное дошкольное учреждение;
  • окружение;
  • увлечения или иная деятельность;
  • книги/песни/фильмы/детские передачи и прочее.

Для гармоничного воспитания социализированного ребенка необходимо сочетать все факторы.

Как помочь дошкольнику развить такие навыки?

Основными средствами для социального воспитания дошкольника являются:

  • игры, направленные на социальный контакт;
  • непосредственное общение с ребенком;
  • обсуждение происходящего вокруг;
  • упражнения для развития речи;
  • расширение кругозора;
  • чтение книг.

Крайне интересным видом деятельности в этом возрасте являются сюжетно-ролевые игры. Ребенок перенимает некоторую модель поведения и учится у персонажа, которого изображает. Это позволяет ему лучше понять поступки людей и научиться чему-то новому.

Полезное видео

Рекомендуем также посмотреть интересное видео по теме:

Если создать для малыша максимально благоприятные условия, он будет легко обучаться и быстро станет полноценным членом общества.

Источник

  1. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ (СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

В возрасте 4-5 лет каждый ребёнок проходит важнейший период своего развития – становления личности, при котором закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей. В этом возрасте у детей очень активно притекает процесс социально-коммуникативного развития, то есть развития умений устанавливать и поддерживать контакты с окружающими людьми. С помощью этих контактов ребенок может адекватно воспринимать и реагировать в процессе общения на окружающую действительность. Социально – коммуникативное развитие требуется для того, чтобы в дальнейшем при поступлении в школу, в институт ребенок не испытывал проблем в общении с членами разных коллективов и превратился в полноценного члена общества.

Дошкольник среднего возраста овладевает коммуникативной компетентностью – способностью к эффективному решению коммуникативных задач, определяющей индивидуально-психологические особенности личности и обеспечивающей эффективность общения и взаимодействия с другими людьми.

Коммуникативная компетентность дошкольника среднего возраста выражается как комплекс универсальных умений, связанных с инициированием, поддержанием общения со взрослыми и сверстниками в различных социальных контекстах, включающих умение:

  • слышать своего собеседника
  • организовывать своё общение
  • эмоционально сопереживать
  • задавать вопрос
  • выбирать стиль общения, соответствующий ситуации
  • решать конфликтные ситуации
  • пользоваться речью.
Читайте также:  Влияет ли наркоз на развитие речи ребенка

Развитие коммуникативных навыков детей 4-5 лет осуществляется в совместной деятельности детей и является основным условием возникновения и развития их общения и взаимоотношений, окрашенных такими характеристиками, как:

  • эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания
  • вежливость
  • тактичность
  • гуманность
  • дружелюбие.

Следует отметить, что этом возрасте коммуникация ребёнка со взрослыми усложняется и приобретает новые формы и новое содержание. Дошкольнику 4-5 лет уже недостаточно внимания взрослых и совместной деятельности с ними. Благодаря речевому развитию значительно расширяются возможности общения с окружающими. Обострённая познавательная потребность ребёнка и расширение его познавательных интересов ведут к тому, что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы [3, с. 243]. Детей этого возраста оправданно называют «почемучками». Между взрослым и ребёнком складывается внеситуативно-познавательная форма общения. Взрослый выступает в роли источника знаний.

Для внеситуативно-познавательной формы общения характерна потребность ребёнка в уважении взрослых, которая проявляется в повышенной обидчивости детей. Очень важной для них становится оценка взрослых – любое замечание дети начинают воспринимать как личную обиду [3, с. 244].

В процессе общения со взрослыми дети сознательно усваивают нормы и правила поведения, что способствует формированию системы образов поведения. Через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является важным условием развития самосознания и контроля; начинают различать разные роли взрослых – воспитателя, врача и пр. и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними.

Кроме взрослого, в социально-коммуникативном развитии ребенка 4-5 лет всё большую роль начинают играть сверстники. Общение и отношения с другими детьми становятся не менее значимыми для ребёнка, чем его взаимоотношения со взрослыми. Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослым.

В ходе исследований, проведенных под руководством М. И. Лисиной и А. Г Рузской, было выделено несколько особенностей такого общения. Первая особенность – большое разнообразие коммуникативных действий и их широкий диапазон. Дети спорят, навязывают свою волю, успокаивают друг друга, требуют, приказывают, обманывают, жалеют и прочее. Появляются сложные формы поведения: притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, не отвечать собеседнику, кокетничать, фантазия.

Вторая особенность – очень яркое эмоциональное насыщение: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Это связано с тем, что начиная с четырёхлетнего возраста, сверстник становится более предпочтительным и привлекательным собеседником.

Третья особенность – нестандартность и отсутствие каких-либо регламентов в средствах общения. Дети используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения, со свойственной им раскованностью. Дети кривляются, прыгают, принимают причудливые позы, придумывают новые слова.

Четвёртая особенность в общении со сверстниками – преобладание инициативных действий над ответными.

К четырём годам и почти до шестилетнего возраста у детей преобладает ситуативно-деловая форма общения; в этом возрасте расцветает ролевая игра. В этот же период сюжетно-ролевая игра становится коллективной – дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.

В среднем дошкольном возрасте общение со сверстниками становится содержательным через общее дело – игру. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Основным содержанием игры у детей 4-5 лет становятся «отношения между людьми», роли которых дети примеряют на себе. Эти роли ярко очерчены и выделены. Дети до начала игры распределяют их между собой. Во время игры действия детей становятся короче, не повторяются и сменяются одно за другим. Они выполняются для осуществления определенного отношения к другому играющему ребёнку в соответствии со своей ролью. Роли дети среднего дошкольного возраста распределяют, как правило, до начала игры. Главные ссоры происходят из-за ролей – кто кем хочет быть. Дети осознают, что выбранная та или иная роль предполагает определённые правила поведения, то есть «диктует», что можно, а что нельзя делать.

Игра, по мнению Ф. Фребеля, порождает у ребенка чувство свободы, радость, довольство, «покой в себе и около себя». Игра позволяет ребёнку проявить собственную активность, полнее реализовать себя в повседневной жизни. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания. Именно в процессе игры, по мнению Л.С. Выготского, ребенок приучается осознавать свои собственные действия, поступки, соотносить собственное поведение с поведением окружающих.

Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью ребёнка 4-5 лет так, как по словам Д. Б. Эльконина, она рассматривается как специфический способ освоения социальной действительности. Ролевая игра имеет социальный характер и по содержанию, и по происхождению. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Читайте также:  Причина внеутробного не развития ребенка

Особо следует упомянуть и о дидактических играх, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определённых способностей ребёнка.

Игра для ребёнка среднего дошкольного возраста – это жизненная лаборатория, в которой он экспериментирует, примеряет, прорабатывает и исследует.

Таким образом, в возрасте 4-5 лет дети овладевают важнейшими навыками:

  • постигают главные ценности и моральные нормы, принятые в социуме;
  • формируют умения принимать решения и быть самостоятельными;
  • усваивают основные правила общения с взрослыми и сверстниками;
  • проявляют эмоциональные составляющие общения: милосердие, отзывчивость, сопереживание;
  • проявляют уважение к собственной семье, ровесникам и взрослым.

Ведущей и наиболее характерной для этого периода является сюжетно-ролевая игра, в которой зарождаются и развиваются все другие формы деятельности ребёнка 4-5 лет.

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 ЛЕТ)

Для раскрытия данного параграфа за основу взята примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией И.А. Лыковой и Л.Г. Петерсон.

В выбранной программе по социально-коммуникативному развитию для среднего дошкольного возраста задачи формулируются и раскрываются следующим образом:

Человек среди людей

  • Формировать, конкретизировать, обогащать первоначальные представления о себе, о членах семьи, о внешних проявлениях мужчин и женщин (одежда, отдельные аксессуары, телосложение), помещениях, деятельности взрослых в детском саду. Например, в начале учебного года можно осмотреть с детьми группу и её помещения. Начать с раздевалки, потом пройти в группу, в спальню, в умывальную комнату. Задавать вопросы детям: «Где мы сейчас с вами находимся?», « Для чего нужно это помещение?», «Как можно понять, что это раздевалка, спальня или какое-то другое помещение?», «У каждого из вас есть свой шкафчик, полотенце, кроватка? Это удобно? Почему?», «А как вы думаете, кто придумал и сделал такие красивые и удобные шкафчики, кроватки?». Далее воспитатель подводит детей к выводу: «Да, это всё придумали и сделали взрослые люди, они очень старались, чтобы вам понравились эти шкафчики, кроватки, стульчики. Поэтому всё это нужно беречь». Основная цель – объяснить детям, что всё, что их окружает, сделано руками людей, люди вложили много труда, поэтому всё надо беречь.
  • Формировать дифференцированные представления: о собственной половой принадлежности, об отдельных средствах цивилизации (транспорт, связь); о различных эмоциональных состояниях (веселье, грусть, страх, обида, огорчение) близких взрослых и детей, об адекватных способах разрешения конфликтных ситуаций; о правилах взаимоотношений с детьми и взрослыми в детском саду и семье.
  • Способствовать проявлению сочувствия, стремления помочь близким людям, сверстникам, работникам детского сада, литературным персонажам; интереса к людям разного возраста и пола; потребности в ориентации на социально одобряемые поступки взрослых как образцы своего поведения.
  • Воспитывать уважение к взрослым людям разного пола, бережное отношение к процессу и результату их труда.
  • Содействовать становлению умений использования элементарных правил поведения в повседневном общении в детском саду и семье (здороваться, прощаться, благодарить, приносить извинения, аккуратно есть, следить за своим внешним видом, замечать собственную неопрятность, во время игр бесконфликтно распределять игрушки, роли, не кричать, не драться).
  • Актуализировать стремление к оказанию помощи в различных видах деятельности (помогать накрывать на стол, протирать в доступных местах пыль во время уборки, собирать цветочные букеты; выносить мусор, нести сумки с продуктами, подавать девочке одежду).
  • Побуждать детей к участию в обсуждении информации на знакомые темы, учить делиться впечатлениями об увиденном, услышанном, высказывать свою точку зрения, логично и понятно строить суждение.
  • Продолжать активизировать словарь, необходимый для общения.
  • Поощрять доброжелательное общение детей друг с другом; развивать культуру общения.

Человек в истории

  • Формировать первоначальные представления о родном городе (его названии, главных улицах, отдельных исторических, культурных, архитектурных памятниках, о необходимости поддержания чистоты и порядка); о родной стране (ее названии, столице); о своей причастности к городу, стране. Например, можно совершить целевую прогулку по близлежащей улице. Обратить внимание на то, что в городе много улиц, каждая имеет своё название. На улице много домов, у каждого дома свой номер. Сказать, как называется улица, на которой расположен детский сад. Спросить детей, кто знает свой домашний адрес, обратить их внимание на то, что не у всех одинаковые названия улиц.
  • Способствовать проявлению интереса к информации о родных местах (город, село, страна).

Человек в культуре

  • Формировать первоначальные представления об отдельных постройках подворья; об отдельных атрибутах русской (а также национальной, местной) традиционной одежды; о русских (а также национальных, местных) народных праздниках, связанных с ними традициях, народных играх, устном народном творчестве.
  • Формировать дифференцированные представления о назначении избы, ее убранстве; о растениях и домашних животных, их роли в жизни человека; о предметах быта, посуде, об их назначении.
  • Учить устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к труду, к природе.
  • Воспитывать интерес к культуре своего народа, бережное отношение к предметам быта; вызывать чувство восхищения красотой национального костюма, мастерством русских рукодельниц.
  • Формировать навыки исполнения народных песен, плясок, хороводов, игр во время праздников.
  • Знакомить детей с профессиями и трудовой деятельностью людей из близкого и более отдаленного окружения (повар, врач, медсестра, прачка, ветеринар, строитель, пожарный, полицейский, летчик, моряк, машинист поезда и т.д.).
  • Продолжать формировать опыт самообслуживания; приобщать к разным видам посильного труда; учить принимать и ставить цель, планировать последовательность действий, доводить начатое трудовое действие до конца, достигать качественного результата.
  • Направлять трудовую деятельность на общее развитие каждого ребенка, становление межличностных отношений в разных формах взаимодействия с детьми и взрослыми.
  • Формировать культуру безопасного поведения:
Читайте также:  Книги в помощь родителям по развитию ребенка

Природа и безопасность

– знакомить с правилами безопасного поведения в различных погодных и природных условиях, при контактах с дикими и домашними животными;

– предоставлять вниманию детей модели безопасного поведения (в том числе экологически безопасного), способствовать первичному накоплению опыта безопасного для себя, окружающих людей и природы поведения;

– пояснять суть несоответствия действий детей (действий других людей, наблюдаемых детьми) правилам, знакомить с возможными последствиями нарушения правил для человека и природы;

Безопасность на улице

– знакомить детей с основными частями улиц, элементарными правилами дорожного движения;

– демонстрировать модели культурного и безопасного поведения

участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, водителей);

– формировать элементарные представления о дорожных знаках;

– знакомить с правилами безопасности на игровой площадке, поощрять стремление соблюдать их;

– формировать осознанное отношение к своему здоровью и безопасности;

– формировать элементарные представления о потенциально опасных ситуациях, возникающих в различных погодных условиях.

Безопасность в общении

– формировать представления о том, какое поведение взрослого и ребенка одобряется;

– знакомить с правилами безопасного поведения при контакте с незнакомыми людьми;

– формировать начала осознанного отношения к собственной безопасности;

– формировать коммуникативные навыки, опыт безопасного поведения в различных ситуациях общения и взаимодействия, знакомить с моделями безопасных действий;

Безопасность в помещении

– знакомить с факторами потенциальной опасности в помещении, учить соблюдать правила безопасного поведения, знакомить с доступными детям 4-5 лет моделями поведения в проблемных ситуациях;

– учить безопасному использованию предметов быта;

– знакомить с правилами безопасного поведения в общественных местах, формировать необходимые умения.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что у детей среднего дошкольного возраста ярко выражено стремление к установлению межличностного взаимодействия. Вследствие чего овладение детьми новыми элементами сюжетно-ролевой игры приводит к обогащению их сферы социальных контактов, успешность которых во многом предопределяется освоением разных видов социальной культуры.

В сюжетно-ролевых играх воспитатель побуждает детей действовать в соответствии с определенной ролью. Ролевое поведение детей усложняется, они начинают строить сюжеты с большим количеством персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги.

Заключение

К пяти годам жизни ребенок приобретает определенный социальный опыт. У него сформировано свое представление об окружающем мире, выработан свой стиль общения. Каждый ребенок наделен определенными свойствами и качествами характера. Ребёнок 4-5 лет уже уже маленькая личность, так как знает, где живет, какое место занимает в семье и в среде сверстников. Он строит планы и вполне способен отвечать за свои поступки. Мотив “я должен” начинает преобладать над мотивом “я хочу”.

В поведении детей 4-5 лет обнаруживаются проявления произвольности, способствующей саморегуляции в общении. В качестве основного механизма социального развития в данном возрастном периоде определяется эмоциональная идентификация.

Проанализировав роль игры как основного и ведущего вида деятельности в развитии социально-коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста можно сказать, что в игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. В игре дети учатся общению друг с другом. Игра развивает произвольное поведение ребенка.

Обращаясь к сюжетно-ролевой игре, воспитатель в детском саду развивает речевые, игровые, творческие и коммуникативные умения ребенка, реализуя тем самым задачи социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.

Источник