Социальное развитие ребенка четвертого года
Дошкольное развитие ребенка
Автор: Развитие ребенка
Многие основы жизнедеятельности закладываются в раннем возрасте.
Дошкольный этап развития наиболее подходящий для начала процесса социализации маленького человека.
Социальное развитие ребенка – это впитывание традиций общества, культуры, окружающей среды, формирование ценностей и способностей к коммуникации.
Особенности
В общении со сверстниками ребенок учится брать во внимание не только свои, но и чужие интересы.
Окружающий мир закладывает в ребенка ничуть не меньше, чем родительское воспитание, поэтому необходимо тщательно следить за социализацией малыша.
Социально-личностное
Социально-личностное развитие подразумевает закладывание фундамента в дальнейшее поведение малыша.
Он учится у сверстников, перенимает их повадки, манеру общения, имитирует действия – это нормальный процесс жизнедеятельности.
ВАЖНО! В сознании ребенка четко закрепляются правила, полученные в раннем возрасте от окружающего мира. В большинстве своем они остаются с ним на всю оставшуюся жизнь.
Социально-эмоциональное
В дошкольном возрасте ребенок учится проявлять и распознавать эмоции. Ведь чем раньше ребенок научится отличать одну эмоцию от другого, тем с большей точностью он будет понимать других людей.
На социально-эмоциональное развитие влияют несколько факторов:
- наследственность;
- опыт общения со взрослыми людьми;
- факторы обучаемости;
- социальный опыт в кругу сверстников.
Этапы
В каждом промежутке своей жизни человек изменяется по-разному – с различной интенсивностью, результатами и временем.
Социальное развитие детей тоже нельзя назвать единым, поскольку оно разделяется на несколько групп.
3 года
Многие родители убеждены, что в столь раннем возрасте ребенок может обойтись без контакта со сверстниками.
Данное утверждение является ошибочным. В этот период своей жизни малышу нужно помочь найти общий язык с другими детьми, в этом деле могут оказаться полезными детские сады.
Коммуникативные способности малыша в этом возрасте будут адекватны, если он ощущает поддержку со стороны родителей и получается правильный ориентир.
ВАЖНО! Необходимо с большой осторожностью пресекать неправильное поведение по отношению к остальным детям – драки, оскорбления и прочие проявления легкой или тяжелой агрессии.
Малыш должен осознавать, что такое хорошо и, что такое плохо.
От четырех до пяти лет
В данном возрасте ребенок начинает интересоваться окружающим миром, он заинтересован в обучении и задает множество вопросов.
Главная зада родителей – отнестись к этому периоду максимально серьезно и постараться помочь малышу узнать окружающий мир.
Неправильно воспитание может повлечь за собой эгоизм и черствость со стороны ребенка.
От шести до семи лет
Теперь ребенку интересен не столь окружающий мир в целом, сколько взаимодействия между людьми и эмоциональная составляющая жизни.
В процессе познания окружающих зарождается индивидуальность ребенка, с помощью которой он в дальнейшем будет отличаться от всех остальных людей на планете.
От чего зависит социализация ребенка?
Существует несколько факторов, влияющих на уровень социализации малыша:
- отношения в семье;
- детский сад или иное дошкольное учреждение;
- окружение;
- увлечения или иная деятельность;
- книги/песни/фильмы/детские передачи и прочее.
Для гармоничного воспитания социализированного ребенка необходимо сочетать все факторы.
Как помочь дошкольнику развить такие навыки?
Основными средствами для социального воспитания дошкольника являются:
- игры, направленные на социальный контакт;
- непосредственное общение с ребенком;
- обсуждение происходящего вокруг;
- упражнения для развития речи;
- расширение кругозора;
- чтение книг.
Крайне интересным видом деятельности в этом возрасте являются сюжетно-ролевые игры. Ребенок перенимает некоторую модель поведения и учится у персонажа, которого изображает. Это позволяет ему лучше понять поступки людей и научиться чему-то новому.
Полезное видео
Рекомендуем также посмотреть интересное видео по теме:
Если создать для малыша максимально благоприятные условия, он будет легко обучаться и быстро станет полноценным членом общества.
Источник
- СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ (СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
В возрасте 4-5 лет каждый ребёнок проходит важнейший период своего развития – становления личности, при котором закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей. В этом возрасте у детей очень активно притекает процесс социально-коммуникативного развития, то есть развития умений устанавливать и поддерживать контакты с окружающими людьми. С помощью этих контактов ребенок может адекватно воспринимать и реагировать в процессе общения на окружающую действительность. Социально – коммуникативное развитие требуется для того, чтобы в дальнейшем при поступлении в школу, в институт ребенок не испытывал проблем в общении с членами разных коллективов и превратился в полноценного члена общества.
Дошкольник среднего возраста овладевает коммуникативной компетентностью – способностью к эффективному решению коммуникативных задач, определяющей индивидуально-психологические особенности личности и обеспечивающей эффективность общения и взаимодействия с другими людьми.
Коммуникативная компетентность дошкольника среднего возраста выражается как комплекс универсальных умений, связанных с инициированием, поддержанием общения со взрослыми и сверстниками в различных социальных контекстах, включающих умение:
- слышать своего собеседника
- организовывать своё общение
- эмоционально сопереживать
- задавать вопрос
- выбирать стиль общения, соответствующий ситуации
- решать конфликтные ситуации
- пользоваться речью.
Развитие коммуникативных навыков детей 4-5 лет осуществляется в совместной деятельности детей и является основным условием возникновения и развития их общения и взаимоотношений, окрашенных такими характеристиками, как:
- эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания
- вежливость
- тактичность
- гуманность
- дружелюбие.
Следует отметить, что этом возрасте коммуникация ребёнка со взрослыми усложняется и приобретает новые формы и новое содержание. Дошкольнику 4-5 лет уже недостаточно внимания взрослых и совместной деятельности с ними. Благодаря речевому развитию значительно расширяются возможности общения с окружающими. Обострённая познавательная потребность ребёнка и расширение его познавательных интересов ведут к тому, что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы [3, с. 243]. Детей этого возраста оправданно называют «почемучками». Между взрослым и ребёнком складывается внеситуативно-познавательная форма общения. Взрослый выступает в роли источника знаний.
Для внеситуативно-познавательной формы общения характерна потребность ребёнка в уважении взрослых, которая проявляется в повышенной обидчивости детей. Очень важной для них становится оценка взрослых – любое замечание дети начинают воспринимать как личную обиду [3, с. 244].
В процессе общения со взрослыми дети сознательно усваивают нормы и правила поведения, что способствует формированию системы образов поведения. Через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является важным условием развития самосознания и контроля; начинают различать разные роли взрослых – воспитателя, врача и пр. и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними.
Кроме взрослого, в социально-коммуникативном развитии ребенка 4-5 лет всё большую роль начинают играть сверстники. Общение и отношения с другими детьми становятся не менее значимыми для ребёнка, чем его взаимоотношения со взрослыми. Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослым.
В ходе исследований, проведенных под руководством М. И. Лисиной и А. Г Рузской, было выделено несколько особенностей такого общения. Первая особенность – большое разнообразие коммуникативных действий и их широкий диапазон. Дети спорят, навязывают свою волю, успокаивают друг друга, требуют, приказывают, обманывают, жалеют и прочее. Появляются сложные формы поведения: притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, не отвечать собеседнику, кокетничать, фантазия.
Вторая особенность – очень яркое эмоциональное насыщение: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Это связано с тем, что начиная с четырёхлетнего возраста, сверстник становится более предпочтительным и привлекательным собеседником.
Третья особенность – нестандартность и отсутствие каких-либо регламентов в средствах общения. Дети используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения, со свойственной им раскованностью. Дети кривляются, прыгают, принимают причудливые позы, придумывают новые слова.
Четвёртая особенность в общении со сверстниками – преобладание инициативных действий над ответными.
К четырём годам и почти до шестилетнего возраста у детей преобладает ситуативно-деловая форма общения; в этом возрасте расцветает ролевая игра. В этот же период сюжетно-ролевая игра становится коллективной – дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.
В среднем дошкольном возрасте общение со сверстниками становится содержательным через общее дело – игру. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Основным содержанием игры у детей 4-5 лет становятся «отношения между людьми», роли которых дети примеряют на себе. Эти роли ярко очерчены и выделены. Дети до начала игры распределяют их между собой. Во время игры действия детей становятся короче, не повторяются и сменяются одно за другим. Они выполняются для осуществления определенного отношения к другому играющему ребёнку в соответствии со своей ролью. Роли дети среднего дошкольного возраста распределяют, как правило, до начала игры. Главные ссоры происходят из-за ролей – кто кем хочет быть. Дети осознают, что выбранная та или иная роль предполагает определённые правила поведения, то есть «диктует», что можно, а что нельзя делать.
Игра, по мнению Ф. Фребеля, порождает у ребенка чувство свободы, радость, довольство, «покой в себе и около себя». Игра позволяет ребёнку проявить собственную активность, полнее реализовать себя в повседневной жизни. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания. Именно в процессе игры, по мнению Л.С. Выготского, ребенок приучается осознавать свои собственные действия, поступки, соотносить собственное поведение с поведением окружающих.
Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью ребёнка 4-5 лет так, как по словам Д. Б. Эльконина, она рассматривается как специфический способ освоения социальной действительности. Ролевая игра имеет социальный характер и по содержанию, и по происхождению. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.
Особо следует упомянуть и о дидактических играх, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определённых способностей ребёнка.
Игра для ребёнка среднего дошкольного возраста – это жизненная лаборатория, в которой он экспериментирует, примеряет, прорабатывает и исследует.
Таким образом, в возрасте 4-5 лет дети овладевают важнейшими навыками:
- постигают главные ценности и моральные нормы, принятые в социуме;
- формируют умения принимать решения и быть самостоятельными;
- усваивают основные правила общения с взрослыми и сверстниками;
- проявляют эмоциональные составляющие общения: милосердие, отзывчивость, сопереживание;
- проявляют уважение к собственной семье, ровесникам и взрослым.
Ведущей и наиболее характерной для этого периода является сюжетно-ролевая игра, в которой зарождаются и развиваются все другие формы деятельности ребёнка 4-5 лет.
- РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 ЛЕТ)
Для раскрытия данного параграфа за основу взята примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией И.А. Лыковой и Л.Г. Петерсон.
В выбранной программе по социально-коммуникативному развитию для среднего дошкольного возраста задачи формулируются и раскрываются следующим образом:
Человек среди людей
- Формировать, конкретизировать, обогащать первоначальные представления о себе, о членах семьи, о внешних проявлениях мужчин и женщин (одежда, отдельные аксессуары, телосложение), помещениях, деятельности взрослых в детском саду. Например, в начале учебного года можно осмотреть с детьми группу и её помещения. Начать с раздевалки, потом пройти в группу, в спальню, в умывальную комнату. Задавать вопросы детям: «Где мы сейчас с вами находимся?», « Для чего нужно это помещение?», «Как можно понять, что это раздевалка, спальня или какое-то другое помещение?», «У каждого из вас есть свой шкафчик, полотенце, кроватка? Это удобно? Почему?», «А как вы думаете, кто придумал и сделал такие красивые и удобные шкафчики, кроватки?». Далее воспитатель подводит детей к выводу: «Да, это всё придумали и сделали взрослые люди, они очень старались, чтобы вам понравились эти шкафчики, кроватки, стульчики. Поэтому всё это нужно беречь». Основная цель – объяснить детям, что всё, что их окружает, сделано руками людей, люди вложили много труда, поэтому всё надо беречь.
- Формировать дифференцированные представления: о собственной половой принадлежности, об отдельных средствах цивилизации (транспорт, связь); о различных эмоциональных состояниях (веселье, грусть, страх, обида, огорчение) близких взрослых и детей, об адекватных способах разрешения конфликтных ситуаций; о правилах взаимоотношений с детьми и взрослыми в детском саду и семье.
- Способствовать проявлению сочувствия, стремления помочь близким людям, сверстникам, работникам детского сада, литературным персонажам; интереса к людям разного возраста и пола; потребности в ориентации на социально одобряемые поступки взрослых как образцы своего поведения.
- Воспитывать уважение к взрослым людям разного пола, бережное отношение к процессу и результату их труда.
- Содействовать становлению умений использования элементарных правил поведения в повседневном общении в детском саду и семье (здороваться, прощаться, благодарить, приносить извинения, аккуратно есть, следить за своим внешним видом, замечать собственную неопрятность, во время игр бесконфликтно распределять игрушки, роли, не кричать, не драться).
- Актуализировать стремление к оказанию помощи в различных видах деятельности (помогать накрывать на стол, протирать в доступных местах пыль во время уборки, собирать цветочные букеты; выносить мусор, нести сумки с продуктами, подавать девочке одежду).
- Побуждать детей к участию в обсуждении информации на знакомые темы, учить делиться впечатлениями об увиденном, услышанном, высказывать свою точку зрения, логично и понятно строить суждение.
- Продолжать активизировать словарь, необходимый для общения.
- Поощрять доброжелательное общение детей друг с другом; развивать культуру общения.
Человек в истории
- Формировать первоначальные представления о родном городе (его названии, главных улицах, отдельных исторических, культурных, архитектурных памятниках, о необходимости поддержания чистоты и порядка); о родной стране (ее названии, столице); о своей причастности к городу, стране. Например, можно совершить целевую прогулку по близлежащей улице. Обратить внимание на то, что в городе много улиц, каждая имеет своё название. На улице много домов, у каждого дома свой номер. Сказать, как называется улица, на которой расположен детский сад. Спросить детей, кто знает свой домашний адрес, обратить их внимание на то, что не у всех одинаковые названия улиц.
- Способствовать проявлению интереса к информации о родных местах (город, село, страна).
Человек в культуре
- Формировать первоначальные представления об отдельных постройках подворья; об отдельных атрибутах русской (а также национальной, местной) традиционной одежды; о русских (а также национальных, местных) народных праздниках, связанных с ними традициях, народных играх, устном народном творчестве.
- Формировать дифференцированные представления о назначении избы, ее убранстве; о растениях и домашних животных, их роли в жизни человека; о предметах быта, посуде, об их назначении.
- Учить устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к труду, к природе.
- Воспитывать интерес к культуре своего народа, бережное отношение к предметам быта; вызывать чувство восхищения красотой национального костюма, мастерством русских рукодельниц.
- Формировать навыки исполнения народных песен, плясок, хороводов, игр во время праздников.
- Знакомить детей с профессиями и трудовой деятельностью людей из близкого и более отдаленного окружения (повар, врач, медсестра, прачка, ветеринар, строитель, пожарный, полицейский, летчик, моряк, машинист поезда и т.д.).
- Продолжать формировать опыт самообслуживания; приобщать к разным видам посильного труда; учить принимать и ставить цель, планировать последовательность действий, доводить начатое трудовое действие до конца, достигать качественного результата.
- Направлять трудовую деятельность на общее развитие каждого ребенка, становление межличностных отношений в разных формах взаимодействия с детьми и взрослыми.
- Формировать культуру безопасного поведения:
Природа и безопасность
– знакомить с правилами безопасного поведения в различных погодных и природных условиях, при контактах с дикими и домашними животными;
– предоставлять вниманию детей модели безопасного поведения (в том числе экологически безопасного), способствовать первичному накоплению опыта безопасного для себя, окружающих людей и природы поведения;
– пояснять суть несоответствия действий детей (действий других людей, наблюдаемых детьми) правилам, знакомить с возможными последствиями нарушения правил для человека и природы;
Безопасность на улице
– знакомить детей с основными частями улиц, элементарными правилами дорожного движения;
– демонстрировать модели культурного и безопасного поведения
участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, водителей);
– формировать элементарные представления о дорожных знаках;
– знакомить с правилами безопасности на игровой площадке, поощрять стремление соблюдать их;
– формировать осознанное отношение к своему здоровью и безопасности;
– формировать элементарные представления о потенциально опасных ситуациях, возникающих в различных погодных условиях.
Безопасность в общении
– формировать представления о том, какое поведение взрослого и ребенка одобряется;
– знакомить с правилами безопасного поведения при контакте с незнакомыми людьми;
– формировать начала осознанного отношения к собственной безопасности;
– формировать коммуникативные навыки, опыт безопасного поведения в различных ситуациях общения и взаимодействия, знакомить с моделями безопасных действий;
Безопасность в помещении
– знакомить с факторами потенциальной опасности в помещении, учить соблюдать правила безопасного поведения, знакомить с доступными детям 4-5 лет моделями поведения в проблемных ситуациях;
– учить безопасному использованию предметов быта;
– знакомить с правилами безопасного поведения в общественных местах, формировать необходимые умения.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что у детей среднего дошкольного возраста ярко выражено стремление к установлению межличностного взаимодействия. Вследствие чего овладение детьми новыми элементами сюжетно-ролевой игры приводит к обогащению их сферы социальных контактов, успешность которых во многом предопределяется освоением разных видов социальной культуры.
В сюжетно-ролевых играх воспитатель побуждает детей действовать в соответствии с определенной ролью. Ролевое поведение детей усложняется, они начинают строить сюжеты с большим количеством персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги.
Заключение
К пяти годам жизни ребенок приобретает определенный социальный опыт. У него сформировано свое представление об окружающем мире, выработан свой стиль общения. Каждый ребенок наделен определенными свойствами и качествами характера. Ребёнок 4-5 лет уже уже маленькая личность, так как знает, где живет, какое место занимает в семье и в среде сверстников. Он строит планы и вполне способен отвечать за свои поступки. Мотив “я должен” начинает преобладать над мотивом “я хочу”.
В поведении детей 4-5 лет обнаруживаются проявления произвольности, способствующей саморегуляции в общении. В качестве основного механизма социального развития в данном возрастном периоде определяется эмоциональная идентификация.
Проанализировав роль игры как основного и ведущего вида деятельности в развитии социально-коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста можно сказать, что в игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. В игре дети учатся общению друг с другом. Игра развивает произвольное поведение ребенка.
Обращаясь к сюжетно-ролевой игре, воспитатель в детском саду развивает речевые, игровые, творческие и коммуникативные умения ребенка, реализуя тем самым задачи социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.
Источник