Социальное развитие ребенка через сюжетно ролевую игру

Введение

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно pасшиpяются: pамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте круг его интересов расширяется. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. В этом возрасте ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых, как важнейший способ социализации ребёнка, во многом определяющий его самоощущение в мире межличностных отношений, ответственности и самостоятельности. Поэтому проблема игры является центральной для понимания психического развития в дошкольном возраст.

1. Сущность и развитие сюжетно-ролевой игры

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят жизнь взрослых и отношения между ними. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

Игра берет свои истоки из предметно-манипулятивной деятельности ребенка в период раннего детства. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и что действия его похожи на действия взрослых. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал этого. В дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом для подражания. На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода – образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для развертывания такой игры – яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им. Так, Жан Пиаже описывает, как его дочь, наблюдавшую за старой деревенской церковью, настолько удивил колокольный звон, что она принялась ей подражать. Она подходит к столу своего отца и, стоя неподвижно, воспроизводит оглушительный шум. “Ты же мне мешаешь, ты же видишь, что я работаю”. – “Не говори со мной, – отвечает девочка. – Я – церковь”. В образно-ролевых играх ребенок глубже вникает в суть вещей, усваивает функциональные назначения предметов и овладевает навыками их использования, постепенно придвигаясь к более сложному миру взрослых. Н.Я. Михайленко высказала предположение, что переход от манипуляций с предметами к выполнению роли связан главным образом с двумя условиями: во-первых, с отнесением ряда определенных действий к одному и тому же персонажу (мама кормит, гуляет, укладывает спать, умывает, читает; доктор выслушивает больного, пишет рецепты, делает уколы, дает лекарство); и во-вторых, с принятием роли заданного в игре персонажа. Если первое ребенок чаще всего осознает сам, то второе приходит извне (это могут быть ничего не подозревающие взрослые или уже овладевшие техникой игры дети).

В младшем дошкольном возрасте игра состоит из однообразных повторяющихся действий, иногда напоминающих манипуляции с предметами, а состав участников игры может быть ограничен одним-двумя детьми. Например, трехлетний ребенок может «готовить обед» и пригласить на обед «гостью» или «готовить обед» для своей дочки-куклы. Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируются ребенком младшего дошкольного возраста, а возникают ситуативно, в зависимости от того, какой предмет или игрушка попали в данный момент ему в руки (например, посуда, – значит, будет играть в дом). Ссоры у детей этого возраста возникают из-за обладания предметом, с которым один из них захотел поиграть.

Ролевая игра у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети планируют свое поведение, раскрывая образ выбранной ими роли. Ссоры детей старшего дошкольного возраста, как правило, возникают из-за неправильного ролевого поведения в игровой ситуации и заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием «неправильного» игрока из игровой ситуации. Таким образом, содержание игр в дошкольном возрасте меняется следующим образом: переход от предметных действий людей к отношениям между ними, а затем выполнение правил, регулирующих поведение и отношения людей.

2. Социальная природа ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра, казалось бы такая ясная и понятная, вызывает массу вопросов у психологов. В самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на себя роли взрослых и начинают жить в каком-то воображаемом пространстве, продолжая при этом осознавать себя детьми?

Согласно концепции детской игры Д.Б. Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом – особой связи, характерной для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка. Этнографические исследования Д.Б. Эльконина показали, что в более примитивных обществах, где дети могут очень рано принимать участие в трудовой деятельности взрослых, отсутствуют объективные условия для возникновения сюжетно-ролевой игры.

Эти факты позволили сделать важный вывод: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Игра социальна по своему происхождению и по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе. Развитие цивилизации с неизбежностью привело к тому, что включение детей в производительный труд взрослого отодвигалось во времени. Детство удлинялось, что происходило не путем настраивания нового периода развития над уже имеющимися, а путем его своеобразного вклинивания. Время, когда ребенка еще нельзя учить овладению орудиями труда и в то же время он уже сознательно живет внутри общества и органически связан с ним, и стало периодом игры. Показательным в этом контексте является тот факт, что в процессе игры ребенок не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека (“Я – космонавт”, “Я – мама”, “Я – доктор”), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя, и отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых.

Экспериментальные ситуации, описанные Д.Б. Элькониным, подтверждают особенную чувствительность детских ролевых игр к сфере деятельности людей и отношений между ними. Так, после посещения зоопарка дети в своих играх не отображают действия животных, но с удовольствием обыгрывают роли служебного персонала. Содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не предметы, не машины, не сам по себе производственный процесс, а отношения между людьми, которые осуществляются через определенные действия. Таким образом, вместе с возникновением ролевой игры, возникает и новый этап в развитии ребенка, который в современной психологии и педагогике носит название дошкольного периода развития. Этот период по праву может быть назван возрастом ролевой игры.

3. Основное содержание ролевых игр

Так как деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр очень многообразны и изменчивы. В разные исторические эпохи в зависимости от социальных, бытовых и семейных условий дети играют в разные по своим сюжетам игры. Основным источником ролевых игр является знакомство ребенка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети, плохо знакомые с окружающим миром людей, играют мало, их игры однообразны и ограниченны. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня развития ролевой игры у дошкольников, Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек, у них отсутствует содержание для игры. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, шофера, повара и т.д.), а роли телевизионных героев. Эти наблюдения обнаруживают, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмов, чем окружающих их реальных взрослых.

Определить сущность сюжетно-ролевой игры не так-то просто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной. Парадокс заключается в том, что именно в этой максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы целиком находящейся во власти эмоций, ребенок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. Именно поэтому, как указывает Эльконин, дети отказываются играть в себя или в тех, поведение кого они не могут выделить, и так бурно реагируют на нарушение правил действий персонажа.

4. Противоречия сюжетно-ролевой игры

Сущность детской игры кок раз и заключается в этом противоречии. Через игру мир социальных отношений, значительно более сложных, чем те, что доступны ему в его неигровой жизни, проникает в сознание ребенка и поднимает его на более высокий уровень. Принимая роль взрослого, ребенок тем самым берет на себя определенный, понятный для себя способ поведения, присущий этому взрослому. Именно это подчинение принятому закону доставляет ребенку максимальное удовольствие. По словам Л.С. Выготского, игра – это “правило, ставшее аффектом”, или “понятие, превратившееся в страсть”. Игра непрерывно создает такие ситуации, которые требуют действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие от игры связано как раз с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли. Именно поэтому Л.С. Выготский полагал, что игра дает ребенку “новую форму желания”. В игре он начинает соотносить свои желания с “идеей”, с образом идеального взрослого.

5. Значение ролевых игр для социально-психического развития ребенка

В игре осуществляются два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые отношения – это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения – это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов, начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание, память. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре. На решающую роль игровой деятельности в развитии произвольного поведения неоднократно указывал Д.Б. Эльконин. В его исследованиях было показано, что введение сюжета в игру ребенка существенно повышает эффективность подчинения правилу уже в 3-4 года.

В игре развивается мотивационно-потpебностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Фopмиpyющаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих фоpмy аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намеpениям, стоящим на грани сознательности. Таким образом, у ребенка преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм и пpиобpетается возможность смены одной позиции на дpyгyю, координации разных точек зрения. Благодаря децентpации, происходящей в pолевой игре, открывается путь к фоpмиpованию новых интеллектуальных операций – но уже на следующем возрастном этапе. (Чтобы пояснить последнее, воспользуемся пpимеpом Ж. Пиаже. Он спрашивал ребенка дошкольного возраста: “Есть y тебя братья?” – “Да, Аpтyp”, – отвечал мальчик. – “А y него есть брат?” – “Hет” – “А сколько y вас братьев в семье?” – “Двое”. – “У тебя есть брат?” – “Один”. – “А он имеет братьев?” – “Hет”. – “Ты его брат?” – “Да”. – “Тогда y него есть брат?” – “Hет”).

В игре впервые появляется и развивается соподчинение мотивов, выражающееся в социализации мотивационной сферы. У ребенка появляется понятие о необходимости определенной регламентации своего поведения в связи с выполняемой социальной ролью.

Общение как немаловажный фактор социализации дошкольника разворачивается главным образом также в процессе игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Кроме того, игра имеет огромное значение для общего психического развития ребенка. Именно в игре поведение ребенка впервые превращается в волевое, он сам начинает определять и регулировать свои действия, создавать воображаемую ситуацию и действовать в ней, осознавать и оценивать свои действия и многое, многое другое. Все это возникает в игре и, по словам Л.С. Выготского, ставит ее на высший уровень развития, возносит на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста.

                                                                Приложение.

Конспект открытого просмотра сюжетно – ролевой игры

Образовательная область «Социализация»

Тема: «Семья»

Программное содержание:

Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.

Развивать интерес к игре.

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.

Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи.

Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.

Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители.

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.

Оборудование. Мебель, посуда, атрибуты для оборудования домика, «детского сада», крупный конструктор, игрушечная машина, кукла – младенец,  игрушечная коляска, сумки, различные предметы – заместители.

Предварительная работа.

Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?».

Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме.

Чтение художественной литературы: Н.Забила «Ясочкин садик», А.Барто «Машенька», Б.Заходер «Строители», «Шофёр», Д.Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа», Е.Яниковская «Я хожу в детский сад», А.Кардашова «Большая стирка».

Сюжетно – ролевые игры; «Угощение», «Детский сад», «Стройка», «Маленькие помощники, «Дочки – матери».

Игровые роли:

1 семья: мама, папа, бабушка, старшая дочка, младшая дочка.

2 семья: мама, папа, дочка, кукла – младенец.

Примерный ход игры.

Организационный момент. Дети входят в группу, встают перед воспитателем.

– Ребята, недавно мы с вами беседовали о семье, рассматривали иллюстрации, фотографии. Скажите. А что такое семья? (Ответы детей). Расскажите о своей семье: сколько человек в ней живёт, кто, чем занимается (Дети по желанию высказываются).

– А вы хотите поиграть в игру «Семья» (Да). Чтобы у нас получилась интересная игра – нужно сначала решить: «Сколько семей у нас будет?», «Сколько членов семьи в них будет?», «Что будут делать члены семьи?», «Кто какие роли будет играть».

Распределение ролей, развитие сюжета.

 – Ребята, посмотрите (Жест на игровые уголки), здесь два дома, значит у нас будет…. Сколько семей? (Две).

 – В первой семье у нас будут: мама, папа, бабушка, старшая и младшая дочки. Что будет делать мама? (Ответы детей). А давайте мама будет работать в детском саду – воспитателем. Кто будет мамой – воспитателем? Что ты будешь делать на работе? (Ответ ребёнка). Что будет делать папа? (Ответы детей). Папа будет работать на стройке. Кто будет играть роль папы? Кем ты будешь работать? (Ребёнок выбирает роль папы – строителя или водителя). Что делает бабушка?(Ответы детей). Я буду бабушкой, и буду помогать всем вам. А что будут делать дети? (Ответы детей). Кто будет детьми?

 – Во второй семье у нас тоже будет: мама, папа, дочка и маленький сынок – кукла Андрюшка. Кто будет мамой? Папой? Дочкой? Что они будут делать? (Ответы детей).

– Где будет жить первая семья? Где вторая? (Дети решают, выбирают себе дом).

 – Хорошо. Если здесь будут наши дома, то где у нас будет стройка, на которой работают папы? Где у нас будет «детский сад»? (Дети выбирают места).

– Теперь, когда мы всё решили, можно начинать игру. Мамы и папы, взяли своих детей и разошлись по домам.(Играющие расходятся по своим домам и изображают, как они спят (ночь).  

Педагог в роли бабушки начинает игру.

Разыгрываются сюжеты:

Окончание игры. Бабушка (воспитатель) объявляет, что наступил поздний вечер и всем пора готовиться ко сну и спать. (Мамы, папы укладывают своих детей, «ложатся» спать сами).

Итог игры.

– Игра закончена. Понравилось вам игра? В какую игру мы играли? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи? Молодцы ребята, у нас получилась интересная игра, спасибо вам!

Источник

Татьяна Глущенко
Социализация дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

Социализация дошкольников через сюжетно – ролевую игру

Многие детские игры – это подражание серьезной деятельности игры.

(Корчак Я.)

Актуальность.

Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. В игре дети получают:

– опыт общественного поведения в среде сверстников;

– практически усваивают моральные нормы и правила;

– приобщаются в жизни окружающих взрослых;

– имеют возможность проявить большую чем в какой – либо другой деятельности, активность, самостоятельность.

Отсюда особое место занимают сюжетно – ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят все то, что видят вокруг себя. Знакомства ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни.

Основные понятия и термины

Игра – это особая самостоятельная творческая деятельность детей.

Игровая группа – это группа детей, возникающая на основе избирательной симпатии.

Ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщающей форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетная игра – детская игра, в которой ребёнок действует по определённому сценарию и воспроизводит в основных деталях сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок, и т. д.

Социализация – процесс становления личности, её обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Личность – относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включённости в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Игрушка – предмет, предназначенный для игры, воссоздаёт реальные и воображаемые предметы, образы, служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Сензитивность – способность человека в определенные возрастные периоды оптимально, быстро овладевать теми или иными видами деятельности, психической активности (обучение речи).

Согласно ФГОС ДО главным требованием к образовательной деятельности с детьми является социально-коммуникативное развитие личности.

Коммуникативные способности – это комплекс индивидуальных способностей человека, благоприятствующий построению личного и делового общения с людьми: понимание других, установление, поддержание и бесконфликтное прекращение контактов. (Виноградова Н. А.)

– Развитие коммуникативных способностей происходит в ежедневном общении ребенка со сверстниками и взрослыми.

– Коммуникативные способности играют ведущую роль в социальном развитии дошкольников.

– Позволяют различать ситуации общения :

– понимать эмоциональное состояние других людей;

– адекватно выстраивать свое поведение;

– владеть способами выражения своего отношения к взрослым и сверстниками.

Социально-коммуникативное развитие дошкольника

– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

– формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

– формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Социализация

Первичная

Семья

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.

Вторичная

ДОО

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является детский сад, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к средней. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Результат успешной социализации дошкольника

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,

включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка с

взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и

саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта,

эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

формирование готовности к совместной деятельности со

сверстниками,

формирование уважительного отношения и чувства

принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых

в Организации;

формирование позитивных установок к различным видам

труда и творчества; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Периоды развития сюжетно–ролевой игры

• До 1 года

• Общение внутри семьи. Семейные отношения и ценности формируют базовую информацию о происходящем в окружающем мире. Поведение близких становятся шаблонами поведения.

• От 1 года до 3 лет

• Появляется потребность общения в коллективе сверстников. На этом этапе необходимо создание условий для полноценных межличностных коммуникаций. Дети начинают дружить, делиться, сопереживать. Группа сверстников учит друг друга простым нормам сосуществования в обществе.

• От 3 лет до 6 лет.

• Главным средством познания для ребенка становится речь. Ребенок строит ролевые диалоги, проявляет любознательность, задает вопросы, анализирует полученные вербальным путем знания.

• Огромное влияние на процесс социализации дошкольников оказывает окружение ребёнка

• СЕМЬЯ

• (родители, братья, сестры, дедушка, бабушка и др. родственники)

• ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

• (в первую очередь педагоги)

• ОБЩЕСТВО

• (сверстники, друзья)

ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

СОЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ :

1) Положительный образ «Я»

Доверие

Уверенность

2) Способность к восприятию другого человека

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

1) Умение устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях

2) Умение реализовывать самоутверждающие способы поведения

Сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра – один из видов детской деятельности,

которые используются взрослыми в целях социализации

дошкольников.

– В игре ребенок формируется как личность, у него

– формируются качества, от которых впоследствии будет

– зависеть успешность его учебной и трудовой

– деятельности, его отношения с людьми.

Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.

Отсутствие сюжетно-ролевой игры это лишение ребенка:

– главного источника развития;

– импульсов творчества;

– признаков и примет социальной практики;

– богатства микроклимата коллективных отношений;

– активизации процесса познания мира

– Интеллектуальная загруженность детей отражается на игровой деятельности детей.

– Дети меньше играют, особенно в сюжетно-ролевые игры.

– Родители больше заинтересованы серьезной «муштрой» детей к школе.

– ДОО поддается запросам родителей. Количество занятий

(в том числе дополнительных) не оставляет место в режиме дня дошкольника для продолжительной сюжетно-ролевой игры.

– С каждым годом взросления ребенка в ДОО, время на игру становиться все менее и менее продолжительным.

Классификация игры

1) самодеятельные игры (по инициативе детей) – экспериментирования, сюжетно – самодеятельные.

2) игры с правилами (по инициативе педагога) – обучающие: дидактические, подвижные, досуговые.

3) народные – обрядовые, тренинговые, досуговые.

Педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры в социализации ребенка

– Любая сюжетно-ролевая игра имеет коллективный характер;

– Игра строится по предварительной договоренности, которая обсуждается коллективно и принимается группой детей;

– Практически все сюжетно-ролевые игры строятся на гендерных различиях, принятых в обществе;

– Спонтанная сюжетно-ролевая игра возникает и управляется лидером

(в младшем возрасте – педагогом, в старшем ребенком

лидером, входящим в круг предпочитаемых);

– Возникающие конфликтные ситуации, при грамотном педагогическом руководстве становятся образовательными задачами по приобретению навыков решения проблемных ситуаций;

– Успех игры зависит от личностных качеств и коммуникативных умений каждого участника игры.

– Через сюжетно-ролевую игру происходит обогащение жизненного опыта детей, развиваются навыки самоорганизации, творческая инициатива;

– Сюжетно-ролевая игра формирует такие качества, как чуткость. Доброта, развивает общительность, взаимопомощь.

Требования к организации игры

– Любая сюжетно-ролевая игра должна соответствовать современной деятельности человека.

– Развитие научно-технического прогресса предоставляет человечеству много нового для жизни людей, поэтому задача педагога состоит в создании условий для отражения действительности в играх детей.

-Педагогам необходимо ориентироваться на современные социальные и семейные роли, только в этом случае будет обеспечено социальное развитие личности дошкольника.

Социально-коммуникативные навыки приобретаемые ребенком в процессе сюжетно-ролевой игры

Способен:

– организовать игровое пространство;

– выстроить процесс общения (слушать и слышать собеседника);

– анализировать мотивы и поведение своей личности и других людей в процессе общения;

– распознавать и предотвращать манипуляции со стороны других людей;

– неагрессивно настаивать на своем;

– рефлексировать свои поступки и поведение;

– разрешать межличностные конфликты.

Условия формирования сюжетно-ролевой игры

обогащение детей яркими впечатлениями о доступных явлениях окружающей жизни;

вычленение в последующих играх-занятиях наиболее характерных для этих впечатлений моментов и основных способов действий;

подбор игрушек и другого материала (их количество, сочетание, размещение);

руководство игрой в плане побуждения действовать по определенному сюжету, с последующим ненавязчивым вмешательством воспитателя (если это необходимо).

Эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определенных условий:

1. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту и потребностям детей;

2. Сюжетно-ролевые игры являются средством приложения природной активности ребенка

3. Сюжеты игр моделируют современные жизненные ситуации;

4. необходимость продуманной предметно-игровой среды;

5. Заключительным этапом сюжетно-ролевой игры должна стать рефлексия.

Уровни развития сюжетно-ролевой игры

Первый этап

Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются.

Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.

Второй этап.

Основное содержание игры – действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия).

Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться 2—3 человека.

Третий этап

Основное содержание игры — также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры.

Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаше протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.

Четвёртый этап.

Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер.

Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время.

Модель развития и руководства сюжетно – ролевой игры «Больница»

(1 этап)

Цель: Дать детям представления о действиях врача, познакомить с его орудием труда. Учить общаться в игре.

Структура игры :

Больница – больной (ребёнок с куклой) – врач (воспитатель) – пациент (кукла).

(2 этап)

Цель: Научить детей пользоваться атрибутами игры в определенной последовательности. Научить в игре пользоваться предметами заместителями. Воспитывать дружеские отношения в игре.

Структура игры:

Больница – пациент (ребёнок с куклой) – врач (ребёнок, очень активный) – медицинская сестра (воспитатель) – пациент (ребёнок с куклой).

(3 этап)

Цель: Закрепить на практике работу мед. сестры. Способствовать возникновению игры из окружающей жизни. Учить детей через игру чувствовать ответственность за ту роль и действия, которые он взял на себя. Помочь осознать важность и значимость данной профессии.

Структура игры:

Больница – медицинская сестра (ребёнок) – врач (ребёнок) – мама с дочкой (воспитатель с куклой) – большой ребёнок с мамой (ребёнок с куклой) – аптека – аптекарь (ребёнок).

Выводы:

Систематическая организованная работа с дошкольниками по использованию сюжетно-ролевых игр благотворно влияет на социальное развитие личности дошкольника.

– Проведение сюжетно-ролевых игр сопряжено с большим ощущением свободы, эмоциональным подъемом, радостью, весельем. Поэтому сюжетно-ролевая игра – это лучшее, понятное, доступное средство эмоциональной сферы ребенка дошкольника.

– Сюжетно-ролевую игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

– Для сюжетно-ролевых игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу.

– Сюжетно-ролевая игра учит действовать в соответствии с правилами в коллективе, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, стимулирует переход детского организма к более высокой степени социального развития

Источник