Социальное партнерство доу и семьи основа развития личности ребенка

Круглый стол
«Социальное партнерство ДОУ и семьи – основа развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»
Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 года № 1155, создало предпосылки для равноправного и заинтересованного взаимодействия семьи и детского сада как условия реализации государственного социального заказа.
Сейчас как никогда важно помнить о влиянии дошкольной организации на воспитание ребенка, о ее возможностях организовать качественное развитие, образование детей без ущерба для их здоровья. Не уменьшая значимости общественных институтов воспитания, надо признать, что человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по силе эмоционально-нравственного воздействия, на растущего человека соответствовало бы семейному воспитанию.
Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка. Семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в обществе.
ДОУ – как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников.
Взаимодействие семьи и детского сада предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка. Однако, надо признать, что в вопросе взаимодействия семьи и ДОУ встречается такое мнение: родители – это “помощники”при ДОУ. Таким образом, семье отводится роль объекта педагогического воздействия, а ДОУ – роль доминанта. Реально же взаимодействие предполагает, что ДОУ и семья – равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого, и равноправие сторон нарушается. Более эффективным будет взаимодействие, в котором каждая из сторон является и объектом, и субъектом одновременно.
Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность. Но нередки ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования, непонимания в общении с детьми и их родителями.
В свою очередь многие родители не совсем чётко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов. И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья и ДОУ могут достигнуть желаемых результатов.
Задача детского сада – «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Основные задачи сотрудничества с родителями:
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Принятый ФГОС ДО снимает многие опасения, связанные с перспективой «стандартизации» дошкольного образования. Дошкольное образование может развиваться, лишь развивая: в стандарте оба векторы увязаны воедино. За последнее двадцатилетие мир детства (как, впрочем, и мир взрослости) утратил многое, из того, что придавало ему самобытность. Детей приходится учить играть наравне со взрослыми. Поэтому Стандарт создан, в первую очередь, для того, чтобы вернуть ребенку детство. Дети развиваются в игре.
В последние годы произошла незаметная революция: изменился социальный статус дошкольного детства. Оно по всем новым логикам становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап.
Нам как никогда нужно создать такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство, семья, работники системы образования, те, кто создает продукцию для поддержки детства – книги, игры, журналы; люди, которые выступают как защитники детства. Надо ориентироваться на законы психического и личностного развития ребенка.
Что для ребенка является главным?
Во-первых, центральным новообразованием дошкольного возраста – является воображение. Ребенок должен уметь воображать и фантазировать.
Во-вторых – эмоций. Эмоции не зря называют центральной психической функцией дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте ребенок обретает способность управлять собственными эмоциями. Он учится контролировать свои эмоции, может с их помощью «запускать» какую-то деятельность, а может, наоборот, сдерживать ее начинание. Эмоции постепенно становятся предметом сознания ребенка. Формируется способность сопереживать, он приобретает навык хорошего понимания эмоций другого человека.
В-третьих, это общение и взаимодействие. Можно без преувеличения сказать, что в дошкольном возрасте ребенок проходит университеты общения. У ребенка появляются первые симпатии и антипатии, он приобретает навыки личностного и делового взаимодействия, он научается управлять своим общением. Благодаря общению у ребенка формируется психологическая и личностная готовность к школьному обучению.
Что же надо, чтобы у ребенка это было сформировано? Какие стандарты нужно положить в основу организации дошкольного образования, чтобы обеспечить детям психическое и личностное развитие?
- Необходима тесная связь с семьей ребенка. Без семьи нельзя создать развивающую среду, обеспечивающую формирование надлежащего уровня эмоций, воображения и общения.
- Нужно организовывать спонтанные формы обучения. Конечно, для этого нужно, с одной стороны, хорошо понимать, что интересно тому или иному ребенку, и, с другой стороны, как в это интересное ребенку вписать собственные (общества в целом, и конкретного взрослого, в частности).
- Необходимо создать условия для становления и развития игры. Этих условий довольно много, но главным из них является способность и любовь взрослых к игровой деятельности. Иными словами, если взрослые умеют и любят играть, и они будут играть с ребенком, у них есть все шансы построить программу, обеспечивающую выполнение стандартов дошкольного образования.
В конечном итоге речь идет о праве детей на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия. Сущность связей этого вида можно выразить формулой: «Детский сад – семья». Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”, «партнерство».
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению “открытость внутрь” значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д. Пример открытости демонстрирует педагог. Педагог может продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем – интересном, увиденном и пережитом в праздничные дни, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, важнейшее профессиональное качество, не позволит педагогу опуститься до панибратства, фамильярности. Личной готовностью открыть самого себя педагог “заражает” детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т. д.
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – «Детский сад №1 «Теремок»
городского округа закрытого административно-территориального образования
Сибирский Алтайского края
«Социальное партнерство ДОО и семьи – основа развития личности ребенка»
Воспитатель первой категории:
Чуднова Ирина Сергеевна
2020
Закон РФ «Об образовании» определяет, что родители являются первыми педагогами, и они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в процессе взаимодействия с семьёй.
В основе такого взаимодействия дошкольного учреждения и семьи должно лежать сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника; совместный контроль, оценка результатов работы и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учётом индивидуальных возможностей взаимодействующих сторон.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние.
Все эти характеристики взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнёры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых отношений для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимовлияния, а также улучшению взаимоотношений в семье.
Инициатором установления сотрудничества должны стать педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а следовательно, понимают, что её успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог осознаёт, что такое тесное сотрудничество в интересах ребёнка и что необходимо помочь родителям убедиться в этом.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьёй и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения в семейном воспитании.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
Под включением родителей в деятельность дошкольного учреждения понимается участие их в:
– организации образовательного процесса;
– создании творческих групп, которые активно делятся опытом;
– организации совместной социально-развивающей среды;
– разработке общедошкольных планов; занятий; самостоятельной деятельности детей; совместной деятельности детей;
– разработке собственных курсов, программ, планов для работы с родителями, детьми;
– привлечении родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ.
Показателями (ключевыми компетентностями) включённости родителей в деятельность дошкольного учреждения рассматриваются:
– сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности;
– владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
– проявление интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.
Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяли друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребёнку; чувствовали компетентность педагогов в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Прибавим к этому культуру общения, тактичность, взаимопонимание – и картина «психологии доверия» будет достаточно полной.
Деятельность по организации взаимодействия ДОУ с семьей рассматривается с гуманистических позиций. Гуманистический подход в науке утверждает:
– все люди разные;
– каждая личность неповторима и уникальна;
– каждый человек прекрасен в своих потенциальных возможностях и особенностях;
– жизнь создаётся любовью;
– любить человека – значит утверждать его неповторимое существование;
– поведение не является сущностью человека.
Гуманистическая педагогика – педагогика приоритета личности обучающегося, а не обучающего. Личность педагога – мощный стимул к развитию тех, кого он образовывает, воспитывает, учит.
Большинство родителей хорошо справляются со своими обязанностями. Но если способствовать утверждению родителей в праве того, что она делают, они меньше тревожатся и чувствуют себя увереннее в воспитании ребёнка. Когда у них возникают искренние сомнения или они действительно осознают своё невежество, они стремятся получить не совет, а информацию. А причина поиска последней состоит в том, что теперь она, наконец, знают куда за ней обратиться. Они начинают понимать, что вполне возможен объективный подход и с меньшим подозрением относятся к педагогам. Такое общение создаёт наилучшие условия для развития эмоций, интеллекта, закладывает основы свободной личности ребёнка, поддерживая в нём индивидуальность. Демократическое общение исключает нарушение прав ребёнка и создаёт у него чувство личной защищённости. Здесь открывается обширное поле действия педагога: необходимо учесть чувства, мысли, поступки и интересы родителей и построить на этом фундаменте обсуждение или обучение, конструктивное взаимодействие. Информация должна передаваться без ущемления родительского чувства уверенности в себе. Если же объяснять родителям непреложные истины, то у них формируется чувство педагогической несостоятельности, кроме того не возникает доверительных взаимоотношений с педагогом.
Характер педагогической деятельности постоянно ставит педагога в коммуникативные ситуации, требует проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию с детьми и родителями. Именно способность к сотрудничеству стимулирует состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска, содействуют пониманию и сопереживанию. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал педагога на самообразование и саморазвитие не только в педагогическом, но и общекультурном и личностном плане.
Взаимодействие семьи и системы дошкольного образования самым непосредственным образом связано с понятием диалога. В силу многозначности последнего возникает необходимость в уточнении содержания диалога в соответствии с тенденциями гуманизации образовательной среды в целом, а также специфики актуальных форм диалога в дошкольном образовательном учреждении в частности.
Появилось понятие «диалогическое общение», раскрываемое как «форма общения, основывающаяся на априорном внутреннем принятии друг друга как ценностей самих по себе и предполагающая ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого из субъектов».
Диалогическое взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения включает и диалогическое отношение и диалогическое сознание, формирующиеся у субъектов, включенных в совместные действия. Тем более, что в Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что «отношения» между дошкольным образовательным учреждение и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
Ожидаемые результаты: дошкольное образовательное учреждение становится всё более открытой образовательной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, активно взаимодействовать с различными социальными институтами с целью обеспечения целостного и перспективного образования растущей личности в течении всей жизнедеятельности; ДОУ и семья – полноправные субъекты образовательного процесса.
Взаимодействие специалистов ДОУ и семьи проявляется в помощи и поддержке семьи в преодолении различных трудностей в воспитании детей, гармонизации отношений с детьми, развитии компетентности родителей. Психолого-педагогическая поддержка семьи – первая ступень к развитию долгосрочных отношений в системе «Педагоги – родители» в пространстве непрерывного образования.
В методических рекомендациях Министерства образования Российской Федерации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации (1995) подчёркивается: «педагогам дошкольных образовательных учреждений необходимо знакомит родителей с теми программами и технологиями, которые они используют в работе, вовлекая родителей в воспитательный процесс». В процессе такого взаимодействия взрослые начинают лучше понимать ребёнка, родители больше интересуются проблемами детского сада и активнее принимают участие в воспитании собственного ребёнка.
В настоящее время актуальной психолого-педагогической проблемой становится предупреждение и коррекция семейной дезорганизации, связанной со многими факторами. Поэтому важно повысить эффективность позитивных воспитательных влияний дошкольного учреждения на семью, проблемную, в частности.
Создание коллектива единомышленников – родителей и педагогов, ориентированных на личностный рос ребёнка, – позволяет успешно решать детские проблемы и с оптимизмом готовиться к будущим достижениям в школе и в жизни. Успех сотрудничества образовательного учреждения с семьёй возможен при следующих психолого-педагогических условиях:
– родители доверяют педагогам;
– создана общая установка на решение задач целостного развития ребёнка;
– выработана общая стратегия сотрудничества образовательного учреждения с семьёй.
При соблюдении данных условий можно реализовать единый, согласованный, индивидуальный подход к каждому ребенку в целях его целостного развития как субъекта деятельности.
Изучение семьи позволяет найти подход к членам семьи, создать необходимую атмосферу доверия. На развитие ребёнка влияет система отношений в семье с родителями, на которую можно повлиять с помощью комплексной психолого-педагогической работы педагогов дошкольного учреждения.
Социологические исследования показывают, что родителями дошкольников бывают люди самых разных возрастов. Знания возрастных особенностей не только детей, но и их родителей, знание психологических механизмов взаимодействия с людьми разного возраста помогают воспитателю, специалистам ДОУ предотвращать фрустрацию, трудности взаимодействия.
Весь период взрослости – это освоения социальных ролей – Матери и Отца. Потребности детей словно включают «пол» родителей. Только женщина может кормить грудью малыша, только мужчина может дать ребёнку образец мужского поведения. Мать и отец выступают по отношению к ребёнку как Женщина и Мужчина, реализуя свою сущность. Отцовское присутствие «на сцене», как полагают исследователи, важно время от времени. Важнее не сколько он остаётся на сцене, а что делает в свой «выход». Поэтому занятость родителей часто оказывается не при чём. Часто она – отговорка, выражение психологической беспомощности, бессознательного желания переложить ответственность за воспитание ребёнка друг на друга, на бабушку, на детский сад. В этом смысле задача ДОУ: вернуть родителей собственным семьям, научить из быть родителями собственных семей.
Процесс взаимодействия ДОУ и семьи рассматривается как эффективная система развития ребёнка. В новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты, в том числе и дошкольное учреждение, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Реализация эффективного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения осуществляется с помощью системного подхода. Системный подход формирует объёмный, многомерный взгляд на семью и внутрисемейный отношения, личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребёнка в данной семье. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов возможно в рамках открытого детского сада.
Открытость детского сада наружу означает, что детский сад открыт влиянию микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными рядом социальными институтами: общеобразовательной школой, музыкальной школой, спортивным комплексом, библиотекой, музеем, институтом повышения квалификации, педагогическим университетом, больнице и т.д.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка: организуя образовательный процесс и реализуя образовательный процесс, ДОУ способствует разностороннему проявлению активности детей. Формирование базовых компетентностей и общеё культуры дошкольника (культуры личности, деятельности и социального взаимодействия) не будет эффективным при отсутствии поддержки и заинтересованного отношения семьи.
Если дошкольное образовательное учреждение способствует интеграции ребёнка в социум, то семья призвана обеспечит индивидуализацию детского развития. Воспитательные силы семьи позволяют сформировать базис личности ребёнка: посредством специфических воспитательных функций в семье создаётся особый тип детско-родительских отношений, благодаря чему у ребёнка формируется отношение к себе и миру.
Системный подход означает, что семья и дошкольное учреждение – сложная система невидимых связей и взаимоотношений. Это взаимосвязь одних от других: детей от взрослых (педагогов, родителей, бабушек, дедушек и т. д.) и наоборот. Ни один из участников этого процесса не является абсолютно автономным.
Благодаря системному подходу специалисты учатся изменять взаимоотношения в семье таким образом, чтобы оно не было негативным, пессимистичным, агрессивным, и обучать членов семьи ответственности за свои слова.
Итак:
1. Семья и ДОУ – это некая целостность. Изменение одной подсистемы ведёт к изменению всей системы взаимодействии.
2. Проблема семьи обязательно рассматривается в контексте не только семейных отношений, но и отношений в ДОУ.
3. Понятие границ семьи и ДОУ характеризует эмоциональную близость членов семьи и сотрудников дошкольного учреждения. С помощью системного подхода семья и ДОУ обеспечивают друг другу поддержку.
4. Важна подготовка воспитателей и специалистов к восприятию семьи как системы. Это является важным условием взаимодействием семьи и ДОУ как системы.
Источник