Социальное благополучие и развитие ребенка
Уважаемые родители, тема, которая здесь поднимается, очень глубокая и разносторонняя! Хочется остановиться на основных её моментах.
В первую очередь, давайте спросим себя: «Мой ребёнок социально благополучен? Успешен ли он в отношениях со сверстниками и с окружающими взрослыми? Легко ли мой ребенок вступает в контакт с другими людьми? Чувствует ли он себя принятым в коллективе сверстников?» Каковы Ваши ответы на поставленные вопросы?
Большинство родителей ответят для себя, что их ребенок время от времени испытывает трудности в налаживании отношений с окружающими людьми. И это вполне согласуется с процессом становления личности ребенка. Ребенок познает мир! Он только еще усваивает смысл человеческих отношений, знакомится с многообразием общественных связей. На пути этого познания верным помощником для ребенка является близкий взрослый, т. е. родитель.
Что же нужно делать родителю, чтобы помочь ребенку быть социально успешным.
Рождаясь, ребенок попадает в определенное культурно–историческое пространство, в котором существуют не только внешние материальные предметы, но и идеальные формы, отражающие специфику данного общества (представления, идеи, ценности и т. д.). Конкретное общество предъявляет ребенку определенный набор норм морали и правил поведения, приемлемых в данной культурной среде.
Только взрослый является носителем человеческой культуры для маленького ребенка, и только он может передать ее. Ребенок присваивает образцы, правила и способы человеческих отношений. Только таким путем они становятся его собственными.
Образ поведения может быть задан в форме общественного правила или игровой роли или поведения конкретного человека (в первую очередь родителя). Таким образом, заезженная фраза «Родитель – образец для подражания ребенком!» имеет под собой глубокий смысл.
Стать человеком ребенок может только вместе со взрослим, в процессе совместной жизнедеятельности с ним. Взрослые фактически непрерывно направляют внимание ребенка на новые предметы, явления, события, правила поведения, способы действий, человеческие ценности. Благодаря взрослым всё это начинает существовать для ребенка, приобретает субъективную значимость, а потом становится его внутренним достоянием. Такая передача человеческой культуры от взрослых детям происходит в особом процессе воспитания и обучения.
Но это совсем не означает, что ребенка можно учить чему угодно и когда угодно, не считаясь с его возрастом и его интересами. У него всегда есть свои желания, интересы, своё отношение к окружающему, которые находят отражение в его деятельности.
Становление личности ребенка происходит в процесс его общения и совместной со взрослым деятельности.
Общение со взрослым на протяжении детского возраста развивается и принимает разные формы, каждая из которых характеризуется особым содержанием потребности в общении. Интересно, что если потребность удовлетворяется, то ребенок получает положительный опыт общения, у него формируются позитивные личностные качества, уверенность в собственных силах и активность в установлении отношений с окружающими людьми. Если же основное, базисное содержание потребности в общении данного возраста не удовлетворяется, то у ребенка может появиться масса эмоционально-поведенческих трудностей, например, агрессивность, вспыльчивость, обидчивость, капризность, тревожность, застенчивость, боязнь вступить в контакт с другим человеком и попросить помощи, низкая самооценка, и т. п.
Как же меняется содержание потребности в общении у ребенка на протяжении детства. Основной потребностью в общении для ребенка в возрасте от 2-6 мес. Возникает потребность во внимании, доброжелательности взрослого, в чувстве безопасности, которым наделяют малыша родители.
На протяжении раннего возраста ребенок испытывает очень сильную потребность в сотрудничестве со взрослым. И это неудивительно, ведь в этот период идет активное освоение окружающего пространства, мира предметов и способа действия с ними.
С 3-х до 5-ти лет основной потребностью для ребенка служит потребность в признании его достижений и в уважении его личности.
Старший дошкольный возраст (6-7 лет) характеризуется потребностью в сопереживании и взаимопонимании взрослого и ребенка. Именно в этот период начинают устанавливаться осознанные доверительные отношения между детьми и родителями, которые дают ребенку силы самостоятельно преодолевать возникающие на пути взросления трудности. Умение преодолевать трудности, приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей действительности – одно из основных приобретений ребенка на выходе из дошкольного детства – умение адаптироваться к жизненным ситуациям, т. е. умение адаптироваться в обществе.
Своевременное удовлетворение потребности в общении ребенка- залог его социального благополучия!
Источник
Евгения Еременко
Консультация для педагогов «Социально-эмоциональное благополучие ребенка»
Консультация для педагогов
Социально-эмоциональное благополучие ребенка
На современном этапе поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и само-ценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду – один из принципов ФГОС. Поэтому социально-эмоциональное благополучие в детском саду – одно из главных условий развития личности ребенка, Запорожец подчеркивал важность эмоциональных переживаний дошкольника при взаимодействии с социумом на личностное становление, акцентировал внимание на том, что неблагополучие в социально-эмоциональной сфере создает опасность нарушения последующего формирования личности. А именно,затруднения в общении со сверстниками и взрослыми: замкнутость, агрессивность, конфликтность, демонстративность;особенности внутреннего мира: страхи, мнительность, тревожность и др.
Социально-эмоциональное благополучиев нашем детском саду диагностируется следующими методами: социометрия (выявление статуса ребенка в группе, цветовой выбор (обследование отношение ребенка к воспитателям и детскому саду, «Лесенка» (выявление самооценки детей, рисуночные тесты «Кактус», «Человек», «Несуществующее животное», наблюдение.
По результатам диагностик на начало учебного года в средних,старших и подготовительных группах было выявлено: по 1-2 ребенка в каждой группе отверженных детей, и столько же непринятых (учитывая особенности заболеваний некоторых детей это норма). По результатам цветовых выборов, даже неадаптированные дети младших групп выбирают позитивные цвета в отношении воспитателей и детского сада, за исключением 2-х детей. По результатам остальных тестов были выявлены социально-эмоциальные проблемы у ряда детей, не связанные с посещением детского сада.
Усвоение социально-эмоционального опыта идет через взаимодействие со взрослым, а в детском саду этот главный взрослый – воспитатель.
Для создания социально-эмоционального благополучияв нашем саду используются следующие приемы:
Игры (сюжетные, режиссерские, словесные, подвижные) Главная особенность игры – дети не боятся ошибиться
Психогимнастические этюды
Рисование (в парах, коллективное)
Метод беседы и постановки проблемных ситуаций.
Роль взрослого – уметь заметить недостатки, проанализировать их, помочь ребенку с ними спра-виться.
Я хочу напомнить вам некоторые моменты эффективного взаимодействия с детьми:
1. ребенок не должен подавлять негативные эмоции, а учиться выражать их в приемлемой форме.
2. изобилие однотипных эмоции (даже положительных) может привести к «эмоциональному отупению»)
3. чувства нельзя оценивать, нельзя заставить ребенка чувствовать то и не чувствовать это.
4. не существует хороших и плохих эмоций
Эмоциональный комфорт для ребенка – это понимание и поддержка, ориентированные на потребности ребенка в разнообразных впечатлениях, в активной деятельности, в ситуации успеха, во взаимодействии со сверстниками, уважении прав ребенка на развитии индивидуальности, профилактике возникновения конфликтных ситуаций и конечно формирование адекватной самооценки.
Есть некоторые правила,которые я вам напомню:
1. давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить «Ты это не умеешь»
2. негативная оценка не должна распространяться на личность ребенка.
3. эмоциональная окраска очень важна
4. не сравнивать с другими, но ставить в пример других можно, а для детей с заниженной самооценкой, даже нужно.
5. резкий переход от положительных к отрицательным.
6. не всегда нужно хвалить, можно просто констатировать факт выполнения.
7. демонстрация правильного отношения к неудачам (взрослый проигрывая говорит: «Ты вы-играл. (без похвалы). А мне надо еще потренироваться».
Игры направленные на формирование адекватной самооценки.
«Волшебные ладошки»
Цель: развитие самовосприятия, повышение самооценки.
Ход игры: ребенку предлагается обвести свою ладошку, раскрасить любимыми цветами, на каждом пальчике написать свои лучшие качества (какой ты?: добрый, веселый, умный и т. д.)
«Волшебный цветочек»
Цель: развитие самовосприятия, повышение самооценки.
Ход игры: ребенок рисует сердцевину, внутри пишется имя. каждый листочек рисуется отдельно, раскрашивается разным цветом, внутри пишется ласковое имя, как называют дома.
Расскажи о соседе
Цель: развитие коммуникативных навыков
Ход игры: Мы с вами уже давно вместе ходим в наш детский сад. Дружим друг с другом. Сейчас проверим как мы внимательны друг к другу. Надо описать своего соседа. Рассказ должен быть таким,чтобы по вашему рассказу можно было догадаться о ком вы рассказываете: о соседе слева или справа- выбирайте сами.
Комплимент
Цель: развитие коммуникативных навыков
Ход игры: Ребята, посмотрите какие вы сегодня красивые, веселые, нарядные, добрые, умные, хорошие. Вы услышали сколько я вам сказала добрых слов? Я говорила вам комплименты. А теперь вы скажете комплимент друг другу. Не забывайте смотреть друг другу в глаза, комплимент говорят ласково.Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Детям младшего возраста надо дать мяч.
Назови ласково соседа
Цель: развитие коммуникативных навыков
Ход игры:- Ребята, сегодня мы будем ласково называть друг друга.Давайте попробуем вспомнить: как ласково каждого из вас называют дома. Надо не только ласково называть своего соседа, но и ласково смотреть на него. Детям старшего возраста можно еще дать установку на теплое рукопожатие.
Имя растет
Цель: развитие коммуникативных навыков, эм. сферы
Ход игры: «Ребята, имена растут вместе с людьми. Сегодня вы малы и имя у вас маленькое (Саша, Маша)
Когда вы подрастете, и имя подрастет (Мария) А когда вы станете взрослыми, вас будут называть по имени-отчеству. Вы помните, как зовут ваших пап? Давайте по очереди называть свое имя, как оно растет.»За что меня любит мама Цель:развитие коммуникативных навыков Ход игры: дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего, чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.
«Зайки и слоники»
Цель: повышение самооценки.
Ход игры: «Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, стараясь стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся. Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека? (Разбегаются) А что делают, если видят волка? А теперь мы с вами станем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что они делают, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра». «Волшебный стул»
Цель: повышение самооценки.Ход игры: Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого, надо изготовить корону и трон – он должен быть высоким. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа о его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
Источник
Ирина Архипович
Социальное благополучие детей с ОВЗ как часть валеологического воспитания
Социальное благополучие – это высшая социальная ценность, социальный идеал, область социальной оптимальности, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Стремление к достижению социального благополучия во все времена являлось наиболее устойчивой мотивацией активности социальных субъектов. Современное понимание сущности и содержания социального благополучия связывается с пребыванием в пределах цивилизации, максимально эффективным использованием ее благ, оптимальным осуществлением жизнедеятельности в условиях высоких темпов развития. В настоящее время социальное благополучие называют интегральным показателем эффективности функционирования социальной сферы, отражением социального самочувствия, уровня благосостояния, качества жизни населения, индикатором социальной безопасности общественной системы.
Социальное благополучие современного государства складывается из благополучия каждого отдельного гражданина. Лица с ограниченными возможностями здоровья и их семьи являются на настоящий момент одной из наиболее ущемленных категорий населения. Помимо социальных трудностей, характерных также для других категорий граждан, люди, имеющие инвалидность, сложнее адаптируются к различным социальным изменениям, имеют проблемы в связи с недостаточностью развития нормативно-правовой базы, обладают пониженной способностью к самозащите своих прав, страдают от неразвитости систем помощи со стороны государства и негосударственных организаций и практически все являются малообеспеченными. Именно поэтому социальная интеграция лиц с инвалидностью является важнейшим фактором формирования социального благополучия. Следовательно, необходимо определить основные содержательные характеристики данного понятия.
Благополучие личности складывается из ряда составляющих. Самым важным можно выделить социальный компонент. Социализация личности в современных условиях общественного развития накладывает отпечаток на всю жизнедеятельность человека, определяя ее направленность, систему ценностных ориентаций, отношений. В процессе социализации формируются и внутренние критерии оценки себя, системы отношений, жизнедеятельности и других объектов того социального поля, в котором находится сама личность и в котором реализуется ее поведение и деятельность. Социализация предполагает адекватное восприятие действительности, адаптацию к общественной среде, проявление интереса к окружающему миру. Спокойная доброжелательная обстановка, созданная родителями и воспитателями – это залог нормального психосоциального развития дошкольников. Через общение у детей закладывается характер, тип поведения в обществе и формируется личность. Именно поэтому социальная адаптация так важна для детей дошкольного возраста.
В процессе социальной адаптации дети учатся жить по определенным правилам и учитывать нормы поведения. В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт,который предоставляет ему его ближайшее окружение: родители, воспитатели и сверстники. Социальная компетентность достигается благодаря тому, что ребенок активно общается и обменивается информацией. Таким образом, при создании условий для социального развития детей, необходимо не только передавать им социальный опыт в виде знаний и умений, но и способствовать раскрытию внутреннего потенциала. Применительно к дошкольному образованию опыт работы показал, что недостаточно создать благоприятные условия для развития ребёнка, необходимо ещё и сформировать элементарные знания о своём организме, осознанное ведение здорового образа жизни.
Валеологическое воспитание должно осуществляться как во время занятий, так и в свободное время. Ребёнок должен не только уметь чистить зубы и делать зарядку, но и уметь любить себя, людей, жизнь. Только человек живущий в гармонии с собой, миром, будет действительно здоров.
Социальное благополучие – это удовлетворенность личности своим социальным статусом, материальной стороной своего существования, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры, хорошее физическое самочувствие, ощущение здоровья, это слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности и внутреннего равновесия.
Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия в немалой степени условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для государства социальное благополучие каждого отдельного индивида крайне важно. И поэтому наше государство всеми доступными способами пытается оказать всестороннюю помощь и поддержку всем категориям граждан. Особенно это актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей. Так как дети являются более уязвимыми, но в, тоже время имеют равные права с другими членами общества, должны жить достойно, и не должны быть исключёнными из жизни государства. Согласно ФГОС одной из основных задач дошкольных образовательных учреждений является задача охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей. Дошкольные образовательные учреждения, выполняя социальный заказ, несут полную ответственность за воспитание человека XXI века — человека здорового физически, духовно и нравственно, человека всесторонне и гармонично развитого. В Уставе Центра, как и в образовательной программе нашего подразделения задача охраны и укрепления здоровья дошкольников также находится на первом месте.
Источник
«УСПЕШНОЕ СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ»
«Все мы родом из детства». А. Экзюпери
Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников выдвигают в область приоритетных, так как продолжительное время в нашей стране система дошкольного образования была ориентирована, прежде всего, на развитие интеллекта, познавательного развития детей. Хотя, научно доказано, что эмоционально – волевые структуры являются фундаментом причинно – следственных основ регуляции во всех видах активной деятельности: творческой, познавательной, коммуникативной. Другими словами от того какое эмоциональное состояние преобладает у ребенка – зависит и то, как он будет воспринимать новую информацию, да и в целом окружающий мир.
Эмоциональное благополучие определяется как положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка, характеризуемое ощущением значимости, принятия, доверия, нужности, и возникающее в результате удовлетворения фундаментальных потребностей в безопасности, любви, уважении, самовыражении и общении. Эмоциональное благополучие дошкольника обуславливается разнообразными факторами: физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми (К. Н. Вентцель) Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности, – признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Ведь самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми. Поэтому развитию этого чувства у детей необходимо уделять серьёзное внимание с самого младшего возраста. Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду, ориентируясь на то, чтобы создать атмосферу тепла и мягкости. Группа должна создаваться как дом, где будут жить взрослые и дети. Именно жить, а не обучаться или только играть. Важно, чтобы и дети, и все работающие в группе взрослые чувствовали себя уютно, спокойно, расслаблено в этом помещении.
Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой.
Эмоции – это внутренние переживания человека. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными.
Поэтому важна работа с детьми дошкольного возраста по преодолению негативного эмоционального настроения, которая нацелена на корректировку эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, с помощью создания положительного эмоционального климата в группе.
Комфортное состояние дошкольника можно описать признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад. Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений.
Комфортное состояние ребенка в детском саду зависит от созданных условий:
- организации индивидуального подхода к ребенку, непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям;
- контроля за физическим и психическим состоянием ребёнка;
- учёт и использование привычек и стереотипов поведения ребёнка;
- организация взаимодействия со взрослыми: использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов, использование сказок и спокойной музыки при укладывании детей спать (непосредственное общение с каждым ребенком);
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослого с детьми, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребенка;
- установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
-позитивные и доброжелательные отношения между детьми разных национальных культур, религиозных обществ, а так же имеющими различные ОВЗ;
-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками;
- поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
-свободный выбор ребенком деятельности,
-свободное выражение своих чувств и мыслей,
– самостоятельность в разных видах деятельности (исследовательская, игровая, проектная, познавательная и т. д.)
- формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях,
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросу образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Не менее важным условием эмоционального благополучия также является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением начиная со второй младшей группы. Дети впервые приходят из дома в детский сад и должны окунуться в приятную, доброжелательную и ласковую атмосферу. А чтобы создать такую атмосферу воспитателю нужно запастись большим терпением, быть всегда доброжелательным к детям, ежеминутно уделять им больше внимания, стать «второй мамой», ведь дети с педагогом проводят в детском саду большую часть своего времени. Оказывать поддержку индивидуальности и инициативе детей (свобода выбора детьми деятельности), вовлекать ребенка в различные групповые, интересные виды деятельности. Воспитателю необходимо иметь в своем активном словаре достаточное количество ласковых слов.
Проанализировав среду детского сада на предмет эмоциогенности, обозначила следующие проблемы:
– отсутствие в группе центра эмоциональной разгрузки;
– отсутствие кабинета психолога, сенсорной комнаты в дошкольном учреждении, поэтому, на группу детского сада накладываются дополнительные задачи, обеспечения психологического комфорта;
– большинство педагогов в детском саду, при построении окружающей среды все еще ориентированы на познавательное развитие детей.
Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. С этой целью была разработана модель модернизации предметно – развивающей среды в группе детского сада «Уголок психологической разгрузки «Маленькая страна».
«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна» (И.Сеченов).
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции выражаются у них более бурно. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласковы в обращении с ребенком, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности.
Эмоционально-психологический климат в коллективе – это преобладающий в группе эмоциональный настрой, общее психическое состояние детского коллектива, непосредственными компонентами которого являются: общая эмоциональная атмосфера; преобладающее настроение; уровень активности детей.
Основными признаками благоприятного эмоционально-психологического климата являются:
- хорошее настроение детей в течение всего дня;
- свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;
- доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
- способность детей занять себя интересным делом;
- отсутствие детей-аутсайдеров; возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;
- отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;
- информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;
- высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников;
- желание участвовать в коллективной деятельности;
- удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.
ФРУСТРАЦИЯ – появление переживаний неудачи, возникающих при наличии реальных или мнимых непреодолимым препятствий на пути к цели, в качестве которых выступают те или иные отрицательные образы и представления
Способы формирования благоприятного эмоционально-психологического климата в группе. Так как, социально-психологический климат – это результат совместной деятельности детей, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо:
- ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей;
- информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
- находить общие интересы, которые объединили бы детей и на их основе организовывать общие дела;
- формировать традиции группы;
- создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь группы каждого ребенка;
- привносить общечеловеческие ценности в жизнь коллектива;
- поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций;
- не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
- создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в группе и сохранению стабильно – положительных отношений между детьми и воспитателем;
- развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
- развивать эмпатийные способности детей группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.
К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие: личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность); профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость); ориентация педагогов на эмоциональный комфорт дошкольников.
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.
Первое место среди поставленных задач нового стандарта (ФГОС) занимает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Совместная деятельность из цикла «Эмоции и здоровье». Основные задачи: научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Деятельность построена в основном на обыгрывании ситуаций, беседах с детьми, проводятся психологические игры, этюды, психогимнастика, релаксация.
Стенд «Страна настроения». После знакомства с основными понятиями, дети уже самостоятельно определяют свое настроение и рядом с фотографией выкладывают цветную карточку настроения с соответствующей пиктограммой. Желтый цвет характеризует радость, зеленый – спокойствие, красный – страх, грусть. Методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У ребенка возникает необходимость и потребность рассказать о своем настроении, потребность выговориться, поделиться тем, что на душе.
«Карточки настроения». Дети раскрашивают квадратики в желтый, зеленый, красный цвет, определяют и закрашивают свой кружок настроения. «Карточки настроения» показываются родителям.
Эмоциональные шарики «Мое настроение». Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние.
«Мое творчество». Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов. Цель: показ возможностей, способностей детей сверстникам и родителям.
«Здравствуйте, я пришел». Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых. Ребенок – личность, член коллектива.
«Уголок именинника». Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа. Цель: познавательного развития, эмоциональное благополучие.
«Паровозик желаний». Персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д. Цель: ребенок – центральное лицо в детском коллективе.
«Звезда дня». На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного «Звездой дня». Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «я-концепции», развитие самосознания и самооценки. Ребенок – центральное лицо в детском коллективе.
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка тепло, свет, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых!
«Шкатулка секретов». В ней сложены пушистые бубончики, кусочки меха, мягкие кисточки, гладкая стеклянная палочка, кусочек шёлковой ткани и т.д. Ребёнок закрывает глаза, педагог проводит по его руке любым предметом с вопросом “Что это? Угадай?”.
Разнообразные волшебные предметы: шляпа, колпачки, палочка, плащ и т. д. помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.
Для снятия эмоционального напряжения и умения выразить такую негативную эмоцию как гнев (агрессия) в приемлемой для окружающих форме, используются «Коврик злости», «Упрямая подушка», «Лист гнева».
В уголке размещена корзинка с клубочками разноцветных ниток. Их цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубки, ребёнок успокаивается. Ещё один вариант использования клубков – воспитание чувства принадлежности к группе, безопасности в коллективе. В этом случае в игре участвует и педагог. Наматывая нитку на большой палец правой руки, педагог начинает петь песенку (например, «Колобок», «Теремок»). Затем передаёт клубок ребёнку, назвав его по имени, и тот продолжает песенку. К концу песенки все соединены одной ниточкой. Все снимают нитку с пальца и кладут на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе будут также дружить и помогать друг другу.
Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры – «Кукла Мирилка». Поссорившиеся дети берут с разных сторон руки куклы, произнося разные стихи – мирилки. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства. От куклы дети испытывают дополнительно тактильные ощущения и не только забывают обиды, но и стараются сразу поиграть с ней.
В дополнение в группе имеется спортивный уголок, где добавлены игры с мячом, разноцветными ленточками, верёвочками на сплочение детей, увеличение внутренней доброжелательности и формирование самопринятия.
Для снятия стресса, мышечного зажима применяется мышечная релаксация. Умение расслабиться даёт возможность снизить уровень переживаний путём воздействия на состояние тела. Это помогает ребёнку снять напряжение, успокоить?