Социально педагогические условия развития ребенка

Ирина Богданчикова
Создание условий для социального развития детей

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

В современном мире проблема социального развития ребенка дошкольного возраста в процессе с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, что, в свою очередь, возлагают на семью и дошкольные учреждения особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сожжет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Социальное развитие детей дошкольного возраста включает процесс усвоения детьми ценностей, традиций и культуры социума, а также социальных качеств личности, которые помогают ребенку комфортно жить в обществе. В процессе социальной адаптации дети учатся жить по определенным правилам и учитывать нормы поведения.

В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт,который предоставляет ему его ближайшее окружение: родители, воспитатели детского учреждения и сверстники. Социальная компетентность достигается благодаря тому, что ребенок активно общается и обменивается информацией. Социально неадаптированные дети чаще всего отвергают опыты других людей и не входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Это может привести к асоциальному поведению в будущем ввиду не усвоения культурных навыков и необходимых социальных качеств. Любая деятельность имеет цель, а способность ребенка добиться цели придает ему уверенности в себе и дает осознание своей компетенции.

Одна из задач учреждения – социализация ребёнка, усвоение воспитанником и дальнейшее развитие социально-культурного опыта,необходимого для его включения в систему общественных отношений который состоит:

• Трудовых навыков;

• Знаний;

• Норм, ценностей, традиций, правил;

Социальных качеств личности, которые позволяют ребёнку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

Для того чтобы личность ребенка развивалась гармонично, социальное развитие детей должно опираться на целостную педагогическую систему. К методам формирования социального опыта детей, которые влияют на формирование социального статуса ребенка,относят следующие виды деятельности:

1.Игровая деятельность: в игре дети примеряют на себя различные социальные роли, которые дают им чувствовать себя полноправными членами общества.

2.Исследовательская деятельность: обогащает опыт ребенка, позволяя ему находить решения самостоятельно.

3.Предметная деятельность: дает возможность ребенку познавать окружающий мир и удовлетворяет его познавательные интересы.

4.Коммуникативная деятельность: помогает ребенку найти эмоциональный контакт со взрослым, получить его поддержку и оценку.

Сегодня мы обращаемся к личности ребенка дошкольного возраста и анализу процессов, влияющих на ее формирование, через организацию и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности в дошкольном учреждении, как условия реализации социального заказа общества и семьи. Для решения поставленной задачи в нашем учреждении ведется работа по созданию следующих условий:

• Использование в практике работы дошкольного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы ребёнок мог усваивать культуру человечества без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

• Реализацию общеобразовательной программы, содержание которой позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными федеральными государственными требованиями;

• Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой представляет возможность ребёнку для саморазвития.

Развивающая среда в группах целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Предметно-пространственный мир детского учреждения включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Организуя предметно-развивающую среду в различных возрастных группах дошкольного образования, наши педагоги учитывали принцип личностно ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей.Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

Читайте также:  Нравственное развитие ребенка советы

• Обеспечение психологического комфорта ребёнка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья; в дошкольном детстве, на наш взгляд, это условие является важной составляющей качественного образования в целом.

• высокий профессионализм воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-личностного развития детей через курсовую подготовку, семинары-практикумы, круглые столы по данной проблеме, разработку методических рекомендаций для педагогов групп дошкольного образования, в которых раскрывалась бы суть проблемы социально-личностного развития ребёнка, методы и пути её оптимизации. Методическая работа в дошкольном учреждении строится на основе анализа достигнутых результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов.Методические формы разнообразны: дискуссии, деловые и ролевые игры, педагогические советы, «Круглые столы», методические выставки, научно – практические конференции, методические недели. Одной из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов в нашем учреждении является семинар-практикум – особая форма организации самостоятельной познавательной деятельности слушателей. Основная цель проведения – обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Все формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя, его самоутверждения.

Социальное развитиеосуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, а так же в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности. Поэтому ещё одним важным условием является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность. Согласно новым федеральным государственным требованиям основными моделями организации образовательного процесса являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность. Основным средством совместной деятельности выступает общение, поэтому в учреждении создана единая коммуникативная среда. Важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является партнёрство, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в проектах, преобразование реальной жизни. Педагогами групп дошкольного образования разработаны проекты социально-ориентированной направленности:

o «Здоровый малыш»

o «Моя дружная семья»

o «Я- россиянин»

Все эти проекты реализуются через различные формы совместной деятельности.Традиционными для нашего учреждения стали: тематические недели, экспериментирование, сценарии активизирующего общения, игровые обучающие ситуации, организация проектной деятельности.

Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья. Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра в ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.

Мы работает над созданием благоприятных условий для освоения детьми первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Решение вышеназванной задачи осуществляется, в частности, через развитие игровой деятельности детей. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом, и с взрослыми. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности.

Читайте также:  Воспитание и развитие счастливого ребенка

Нами создана и развивается игровая предметная среда, которая является средством тренировки человеческих отношений, позволяя копировать их. Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения в разных ситуациях. Выполнение роли ставит ребёнка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. В процессе игры раскрывается социальная польза выбранной роли. Ребёнок получает представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми.

Мы стремимся поддерживать коммуникативную инициативу детей, учим их договариваться друг с другом при распределении действий, игрушек, пособий. В коллективных играх успешно соблюдаются правила, поскольку сверстники следят за тем, как партнёры их выполняют. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит ребёнка перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнёра, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.

В играх формируются не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки и нормы поведения детей в разных условиях и в не игры. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию, проявляется в самых жизненных ситуациях. Как в повседневной жизни, так и в специально организованных занятиях, беседах мы работаем над развитием внимания и сопричастности к сверстнику. Учим понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.

При восприятии произведений художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства мы стараемся вызвать у детей чувство сострадания к тем героям, которые нуждаются в помощи или испытывают тревогу, волнение, физическую боль, огорчение, обиду, формируют представление о добре и зле. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать характеры героев, их поступки, понимать «что такое хорошо и что такое плохо».

В группах созданы условия для формирования нравственной основы патриотических чувств. В непосредственно образовательной деятельности дети получают первоначальные представления о стране, в которой они живут, о названии государства, его символе, территории и расположении, о многонациональном населении, о том, что государственный язык России – русский, столица России – Москва. Мы воспитываем в детях уважение и интерес к различным культурам. Это способствует развитию толерантности сознания детей.

Система нравственно – патриотического воспитания, способствует гуманистической направленности поведения воспитанников. На материале литературных произведений, исторических фактов, биографических данных, понятных жизненных ситуаций мы знакомим детей с поступками людей, защищавших и отстаивавших ценности жизни, семьи, дружбы, любви, и верности, созидания и труда. Такая форма работы, позволяет формировать у детей патриотические чувства, основанные на знакомстве с участием родственников в Великой Отечественной Войне, их подвигами, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

Нетрадиционные досуговые мероприятия с участием родителей и детей, служат социальному развитию навыков в установлении контактов с взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к родителям и другим взрослым людям. Досуги помогают детям осваивать способность взаимодействия взрослого и детей. Такая форма взаимодействия развивает эмоциональные и духовные связи между детьми, педагогами и родителями, способствует гармонизации внутрисемейных отношений.

Мы знакомим детей с принятыми правилами культурного поведения в общественном месте, с правилами вежливости, с правилами приличия. Дети получают навыки самообслуживания, учатся проявлять самостоятельность, кроме того у них воспитывается осознание необходимости помогать взрослым и младшим детям.

Большое внимание мы уделяем организации совместной трудовой деятельности. Это способствует формированию таких важных социально коммуникативных умений, как умение определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями сверстников, оценивать результат и характер взаимоотношений.

Читайте также:  Диагностика сенсомоторного развития ребенка

Постоянная, непрерывная работа способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению. Мы предоставляем детям возможность реально пережить собственную значимость в повседневной жизни и в игре. Это помогает осознанию ребёнком собственного «Я» и формированию положительного отношения к себе.

Таким образом, при создании условий для социального развития детей, необходимо не только передавать им социальный опыт в виде знаний и умений, но и способствовать раскрытию внутреннего потенциала.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

г. о. Чапаевск

СООБЩЕНИЕ

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Подготовила: заместитель директора по УВР, воспитатель

И. Г. Богданчикова

г. о. Чапаевск, 2016 г.

Источник

Яна Позднякова
Педагогические условия социализации дошкольников средствами социально-культурной деятельности

Социализация детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО) рассматривается нами как процесс овладения социокультурными нормами, ценностями, ролями в специально созданных психолого-педагогических условиях, посредством развития познавательной активности, формирования ценностных ориентаций, организации социальной коммуникации и воспитание на их основе гуманистических качеств личности дошкольника. Комплекс педагогических условий представлен совокупностью мер воспитательного процесса и организации социализирующей среды, обеспечивающих достижение социально-успешного уровня социализации личности дошкольника. К педагогическим условиям социализации дошкольников в процессе организации их социально-культурной деятельности можно отнести следующие. 1. Формирование социального опыта ребенка посредством специально организованного общения с педагогами, родителями, сверстниками в условиях ДОО. 2. Усиление профессиональной направленности педагогов ДОО на взаимодействие с семьей. 3. Развитие педагогической культуры родителей. Перейдем к рассмотрению содержания каждого из выдвинутых нами психолого-педагогических условий. Первое условие – формирование социального опыта ребенка посредством специально организованного общения со сверстниками, педагогами ДОО, родителями. За счет организации подобного пространства в ДОО расширяется семейно-бытовая сфера социализирующего пространства. Цель достигается посредством организации таких форм социально-культурной деятельности в условиях ДОО, как коммуникационные и ролевые игры; организация занятий по детскому художественному творчеству (по способу организации аудитории – индивидуальные и групповые). Комплекс данных форм наилучшим образом возможно реализовать в контексте деятельности специально созданной в ДОО экспериментальной «Лаборатории детского творчества». Второе условие – усиление профессиональной направленности педагогов ДОО на взаимодействие с семьей. Центральной частью в процессе социализации ребенка выступает педагогическая составляющая, на основе чего оказывается педагогическое содействие первоначально педагогам, а затем родителям в формировании успешного уровня социализации детей. Мы рассматриваем социальнокультурную деятельность ДОО как совместную деятельность педагогов, детей и родителей, которая должна обеспечить условия для полноценного развития личности в период дошкольного возраста [1]. Данное направление осуществимо при помощи таких форм социально культурной деятельности, как консультации, беседы, семинарыпрактикумы, тренинги, содержанием которых является оптимизация работы педагогов с семьей. Третье условие – развитие педагогической культуры родителей. Планируя содержание взаимодействия с родителями по повышению их педагогической культуры, своей целью мы ставили формирование у них осознанного отношения к воспитанию детей, содействующего развитию социальных качеств ребенка в условиях семьи, в том числе эффективных коммуникативных качеств. В процессе взаимодействия с родителями мы использовали формы организации социально-культурной деятельности,учитывающие их индивидуальные возможности: уровень культуры, образования, интересы, склонности и способности, потребности в образовательных услугах. Восстановление в практике образовательной организации таких форм просвещения, как школа молодой семьи, просветительская деятельность по культуре речи, взаимоотношениям в семье, определено современными социально-педагогическими условиями, что подтверждается исследованиями Р. В. Овчаровой [2]. Таким образом, данные условия образуют комплекс, позволяющий систематизировать социализирующее пространство растущей личности, организовать регулируемое образовательное пространство.

Источник