Социально личностное развитие ребенка в современном мире

СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЁНКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Ерицян Н.В.

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение для детей дошкольного и младшего

школьного возраста «Начальная школа – детский сад №44»

г. Белгород

Социально-личностное развитие – процесс и результат двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: социализации и интериоризации, которые направлены на вхождение ребёнка в социокультурную среду.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-личностного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром – становится особо актуальной на данном современном этапе.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания – формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Проект государственного стандарта дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.

Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

  • трудовых навыков;
  • знаний;
  • норм, ценностей, традиций, правил;
  • социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых «маугли», показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Человек изменяется вместе с окружающей действительностью, но совсем не так стремительно, как мир. Взрослые, даже понимая, что в новых условиях надо менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, далеко не всегда в состоянии это сделать и лишь приспосабливаются к изменениям. Подрастающее же поколение воспринимает реалии жизни как данность. В этом различии взрослых и детей, видимо, кроется сегодня самая большая проблема. Ибо воспитывать должны взрослые, среди которых большинство не вписываются органично в современную жизнь.

Социально-личностное развитие детей – процесс сложный, противоречивый и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Поэтому организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребёнка в мир социальных отношений, требует от педагога особого мастерства, знания детей, собственного переживания, явно выраженного отношения.

Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности), уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде и др.).

Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности:

  • Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
  • Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
  • Изобразительная деятельность – позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
  • Предметная деятельность – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
  • Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
  • Проектная деятельность – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
  • Конструктивная деятельность – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития дошкольников.

Хочется остановиться на конкретных задачах по социально-личностному развитию дошкольников для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье.

В среднем дошкольном возрасте: развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость.

В старшем дошкольном возрасте: обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.

Литература

1. Волошина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений // Начальная школа. – 2000. – № 1.

2. Дозорова М.А., Кошлева Н.В., Кроник А.А, Семь Я. Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста. – Ярославль, «Ремдер», 2005. – 164 с.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России, 2002. – № 6.

5. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений / – М.: Аркти. 2003 – 112 с.

Источник

Личностное развитие ребенка в современном мире

Ледяева Л.И.

Сегодня, в современном обществе, все чаще наблюдается тенденция, когда отношение людей ко многим вещам, являющимся лишь частью, того целого, что до недавнего времени считалось достижениями человечества в области искусства и литературы, к сожалению, на данном этапе, утратили свою актуальность. И, если, пытаться разбирать причины данной ситуации, то сразу становится ясно, что у многих молодых людей отсутствует, даже, осознание самого понятия критерия ценностей, относящихся к достижениям в области мировой культуры и истории. В связи, с обозначенной проблемой, невольно встает вопрос о ее незамедлительном решении. Только, в этом случае, наше общество, сможет воспитать с ребенка достойную личность и гражданина.

Процесс формирования в ребенке положительных личностных качеств, предполагает целый комплекс обязательств в его воспитании. Но, конечно же, мы не должны забывать, что огромное влияние на человека, в определенном возрасте, оказывает его собственное мнение.. Так вот задача общества в том, чтобы дать ребенку правильные идеалы.

В науке существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают. При рождении индивидуальность человека ограничивается лишь свойствами его организма, но по мере того как у него проявляются особенности темперамента, формируются черты личности, его индивидуальность расширяется и распространяется на все более высокий уровень.

На протяжении длительного периода, начиная с 90-х годов, наше общество, в рамках нестабильной политической системы, было лишено каких-либо идеалов, являющихся, связующим звеном ни только для молодого поколения, но и для населения всей страны.

Поэтому, в данных условиях процесс, личностного развития проходил практически без участия общественных организаций и конечно же, каким человеком станет ребенок, в основном зависело от родителей, но и здесь до сих пор существуют спорные моменты.. Как, правило, специалисты практикующие в области детской психологии, очень часто утверждают, что активное негативного влияния на психику ребенка, могут оказывать и его родители. Причины, оставляющие негативный отпечаток в личности ребенка, могут быть разными и их проявление возможно в следующих формах: манера общения родителей с использованием грубых слов или же желание некоторых мам и пап, навязывать свою волю ребенку, некоторые идеалы, взгляды, считая, что только так, она или он сможет дать достойное образование, не забыв о моральном отношении.

Так вот, в данных обстоятельствах, эта ситуация, может стать стартовой точкой отсчета развития отношений между ребенком и родителями. Конечно же, все мы, с вами, знаем, что подростковый возраст ребенка, достаточно сложный период для формирования отношений всей семьи, время, когда ребенок перестает смотреть на мир, как правила через призму идеалов, предложенных родителями, у него появляется свой взгляд на вещи, который, чаще всего, не устраивает родителей, не принимающих ситуацию, когда ребенок заявляет о своей позиции. Сегодня, в условия современного развития общества, очень много говорится о новых формах и методах воспитания детей, но, как правило, их реализация находится лишь в рамках определенных образовательных учреждений. И вот здесь, наверное, было бы уместным, обращение к родителям с призывом к тому что, уже пора начать реформу системы воспитания внутри каждой семьи. Наше общество, на данном этапе развития, сделало нас заложниками обстоятельств, когда высшую ценность стали составлять деньги. И, как правило, во всей этой суете, дети остаются обделенными вниманием, заботой, теми трепетными моментами, которые в определенном возрасте, могут дать своему ребенку только родители. Поэтому, возложив однажды на себя эту ответственность, зачастую трудную миссию, мы должны с гордостью ее выполнить и в итоге, получить высокообразованного человека, обладающего комплексом морально-нравственных качеств, делающих из него достойного члена общества.

Конечно же, данное обращение не относится к семьям, имеющим достаточно сильные отклонения от общепринятых норм развития современного общества. С такими родителями ведется работа на уровне специализированных государственных органов.

Многие жизненные моменты, которые на первый взгляд, для нас родителей, могут показаться незначительными, оказывают сильное влияние на ребенка, зародив в нем специфичные ощущения и понятия (страхи, комплексы, неправильную оценку ценностей в обществе с которыми сталкиваются дети), которые в определенной момент заявят о себе, оставив негативное влияние на личности ребенка.

Как правило, сформированной личностью, принято считать человека, достигшего 18 – летнего возраста, когда его позиции и взгляды на жизнь по большей части зависят от его личностной точки зрения. Однако, даже на этом этапе, очень часто, всплывают детские обиды, полученные от родителей, которые могут стать серьезной преградой на пути его семейного благополучия. И, в этом случае, в преодолении данной проблемы, могут помочь родственники или опытный психолог.

Однако, анализируя выше сказанные моменты, мы ни в коем случае ни должно пренебрегать ролью общества в процессе складывания личности ребенка, так как только в обществе ребенок проходит все необходимые этапы социализации, соответствующие определенным возрастным периодам жизнедеятельности, которые сделают из него человека, готового к взрослой жизни. И. сразу, в памяти возникают жизненные примеры, когда мужчина или женщина, находясь в достаточно зрелом возрасте, продолжают жить со своими престарелыми родителями и не по тому, что им нужна помощь, а из-за того, что на каком-то этапе его личностного становления, произошла ошибка, скорее всего по вене его же родителей, которая в конечном итоге его и привела к такому образу жизни. Конечно же, такой человек по социальным показателям, не будет являться каким-либо антисоциальным элементом общества, но я думаю, что со мной многие согласятся, что врятли, кому-либо захочется считать его образцовой моделью для личностного становления, с самых первых моментов развития человеческого индивида до окончательного формирования его личности в жизни общества.

Оказывая активное влияние на вовлечение ребенка в процесс социализации, тем самым стремясь предоставить больше самостоятельности, мы не должны забывать, что в любом деле важно знать чувство меры, иными словами, с одной стороны, давая ребенку возможность узнать новый для ранее мало изученный мир, которым и станет для него общество людей, мы должны с особой точностью наблюдать за его шагами, как бы со стороны, но в тот момент, когда ребенок вдруг выберут ни тот путь, в силу определенных обстоятельств, наша задача как можно быстрей оказаться рядом с ним, увести с ложного пути, уберегая от ошибки..

Возвращаясь к теме о субъективных ценностях современного общества, безусловно влияющих на наши жизненные позиции, как правило, мы еще сами, очень часто, может быть, даже, и не осознавая этого, своими действиями и поступками, прививаем ребенку ложную систему ценностей. Как правило, в семьях с большим материальным достатком, где вся жизнь подчинена одной идеи: увеличение материального благосостояния, наверное глупо было бы думать, что для человека, выросшего в такой семье, основными личностными характеристиками, будут являться понятия о морали, нравственности, доброте, любви, верности, толерантности, умении жертвовать собой ради других и т.д. Мотивация, являющаяся основным двигателем деятельности человека, как правила, очень часто, закладывается еще в детстве, реализуясь на практике уже во взрослой жизни и, конечно же, родители, прежде всего родители, должны объяснить, и собственным примером показать ребенку истинные ценности, и идеалы. А не провоцировать ситуацию, когда слова и требования, в отношении ребенка противоречат собственным действиям.

И, конечно же, никогда ненужно забывать, что ребенок, такой же человек, только маленький и поэтому, когда вы в очередной раз решите проявить какую-то негативную реакцию, в отношении ребенка, пусть даже вам будет казаться, что он, на тот период заслужил, поставьте себя на его место и подумайте, а вас бы устроило такое отношение к себе….

В заключение, хотелось бы вспомнить слова известного русского критика и публициста Дмитрия Ивановича Писарева: «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира».

Источник

Личностное развитие ребенка в современном мире

Ледяева Л.И.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Полысаево

Сегодня, в современном обществе, все чаще наблюдается тенденция, когда отношение людей ко многим вещам, являющимся лишь частью, того целого, что до недавнего времени считалось достижениями человечества в области искусства и литературы, к сожалению, на данном этапе, утратили свою актуальность. И, если, пытаться разбирать причины данной ситуации, то сразу становится ясно, что у многих молодых людей отсутствует, даже, осознание самого понятия критерия ценностей, относящихся к достижениям в области мировой культуры и истории. В связи, с обозначенной проблемой, невольно встает вопрос о ее незамедлительном решении. Только, в этом случае, наше общество, сможет воспитать с ребенка достойную личность и гражданина.

Процесс формирования в ребенке положительных личностных качеств, предполагает целый комплекс обязательств в его воспитании. Но, конечно же, мы не должны забывать, что огромное влияние на человека, в определенном возрасте, оказывает его собственное мнение.. Так вот задача общества в том, чтобы дать ребенку правильные идеалы.

В науке существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают. При рождении индивидуальность человека ограничивается лишь свойствами его организма, но по мере того как у него проявляются особенности темперамента, формируются черты личности, его индивидуальность расширяется и распространяется на все более высокий уровень.

На протяжении длительного периода, начиная с 90-х годов, наше общество, в рамках нестабильной политической системы, было лишено каких-либо идеалов, являющихся, связующим звеном ни только для молодого поколения, но и для населения всей страны.

Поэтому, в данных условиях процесс, личностного развития проходил практически без участия общественных организаций и конечно же, каким человеком станет ребенок, в основном зависело от родителей, но и здесь до сих пор существуют спорные моменты.. Как, правило, специалисты практикующие в области детской психологии, очень часто утверждают, что активное негативного влияния на психику ребенка, могут оказывать и его родители. Причины, оставляющие негативный отпечаток в личности ребенка, могут быть разными и их проявление возможно в следующих формах: манера общения родителей с использованием грубых слов или же желание некоторых мам и пап, навязывать свою волю ребенку, некоторые идеалы, взгляды, считая, что только так, она или он сможет дать достойное образование, не забыв о моральном отношении.

Так вот, в данных обстоятельствах, эта ситуация, может стать стартовой точкой отсчета развития отношений между ребенком и родителями. Конечно же, все мы, с вами, знаем, что подростковый возраст ребенка, достаточно сложный период для формирования отношений всей семьи, время, когда ребенок перестает смотреть на мир, как правила через призму идеалов, предложенных родителями, у него появляется свой взгляд на вещи, который, чаще всего, не устраивает родителей, не принимающих ситуацию, когда ребенок заявляет о своей позиции. Сегодня, в условия современного развития общества, очень много говорится о новых формах и методах воспитания детей, но, как правило, их реализация находится лишь в рамках определенных образовательных учреждений. И вот здесь, наверное, было бы уместным, обращение к родителям с призывом к тому что, уже пора начать реформу системы воспитания внутри каждой семьи. Наше общество, на данном этапе развития, сделало нас заложниками обстоятельств, когда высшую ценность стали составлять деньги. И, как правило, во всей этой суете, дети остаются обделенными вниманием, заботой, теми трепетными моментами, которые в определенном возрасте, могут дать своему ребенку только родители. Поэтому, возложив однажды на себя эту ответственность, зачастую трудную миссию, мы должны с гордостью ее выполнить и в итоге, получить высокообразованного человека, обладающего комплексом морально-нравственных качеств, делающих из него достойного члена общества.

Конечно же, данное обращение не относится к семьям, имеющим достаточно сильные отклонения от общепринятых норм развития современного общества. С такими родителями ведется работа на уровне специализированных государственных органов.

Многие жизненные моменты, которые на первый взгляд, для нас родителей, могут показаться незначительными, оказывают сильное влияние на ребенка, зародив в нем специфичные ощущения и понятия (страхи, комплексы, неправильную оценку ценностей в обществе с которыми сталкиваются дети), которые в определенной момент заявят о себе, оставив негативное влияние на личности ребенка.

Как правило, сформированной личностью, принято считать человека, достигшего 18 – летнего возраста, когда его позиции и взгляды на жизнь по большей части зависят от его личностной точки зрения. Однако, даже на этом этапе, очень часто, всплывают детские обиды, полученные от родителей, которые могут стать серьезной преградой на пути его семейного благополучия. И, в этом случае, в преодолении данной проблемы, могут помочь родственники или опытный психолог.

Однако, анализируя выше сказанные моменты, мы ни в коем случае ни должно пренебрегать ролью общества в процессе складывания личности ребенка, так как только в обществе ребенок проходит все необходимые этапы социализации, соответствующие определенным возрастным периодам жизнедеятельности, которые сделают из него человека, готового к взрослой жизни. И. сразу, в памяти возникают жизненные примеры, когда мужчина или женщина, находясь в достаточно зрелом возрасте, продолжают жить со своими престарелыми родителями и не по тому, что им нужна помощь, а из-за того, что на каком-то этапе его личностного становления, произошла ошибка, скорее всего по вене его же родителей, которая в конечном итоге его и привела к такому образу жизни. Конечно же, такой человек по социальным показателям, не будет являться каким-либо антисоциальным элементом общества, но я думаю, что со мной многие согласятся, что врятли, кому-либо захочется считать его образцовой моделью для личностного становления, с самых первых моментов развития человеческого индивида до окончательного формирования его личности в жизни общества.

Оказывая активное влияние на вовлечение ребенка в процесс социализации, тем самым стремясь предоставить больше самостоятельности, мы не должны забывать, что в любом деле важно знать чувство меры, иными словами, с одной стороны, давая ребенку возможность узнать новый для ранее мало изученный мир, которым и станет для него общество людей, мы должны с особой точностью наблюдать за его шагами, как бы со стороны, но в тот момент, когда ребенок вдруг выберут ни тот путь, в силу определенных обстоятельств, наша задача как можно быстрей оказаться рядом с ним, увести с ложного пути, уберегая от ошибки..

Возвращаясь к теме о субъективных ценностях современного общества, безусловно влияющих на наши жизненные позиции, как правило, мы еще сами, очень часто, может быть, даже, и не осознавая этого, своими действиями и поступками, прививаем ребенку ложную систему ценностей. Как правило, в семьях с большим материальным достатком, где вся жизнь подчинена одной идеи: увеличение материального благосостояния, наверное глупо было бы думать, что для человека, выросшего в такой семье, основными личностными характеристиками, будут являться понятия о морали, нравственности, доброте, любви, верности, толерантности, умении жертвовать собой ради других и т.д. Мотивация, являющаяся основным двигателем деятельности человека, как правила, очень часто, закладывается еще в детстве, реализуясь на практике уже во взрослой жизни и, конечно же, родители, прежде всего родители, должны объяснить, и собственным примером показать ребенку истинные ценности, и идеалы. А не провоцировать ситуацию, когда слова и требования, в отношении ребенка противоречат собственным действиям.

И, конечно же, никогда ненужно забывать, что ребенок, такой же человек, только маленький и поэтому, когда вы в очередной раз решите проявить какую-то негативную реакцию, в отношении ребенка, пусть даже вам будет казаться, что он, на тот период заслужил, поставьте себя на его место и подумайте, а вас бы устроило такое отношение к себе….

В заключение, хотелось бы вспомнить слова известного русского критика и публициста Дмитрия Ивановича Писарева: «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира».

Источник