Социально личностное развитие ребенка в процессе игры
Ирина Красильщикова
Социально-личностное развитие детей через игры
Статья на педагогическую тематику.
Статья. “Социально – личностное развитие детей через игры“
Автор: Красильщикова Ирина Юрьевна, воспитатель БДОУ г. Омска “Детский сад №244 комбинированного вида”
Описание: Данная статья будет полезна воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям младших классов.
Цель: развитие навыков общения детей через игры.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию. Проблема социализации занимает всю жизнь, но основа социального развития закладывается именно в период детства. Детский сад – начало социальной жизни ребёнка. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу общество испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неспособность сочувствовать и т. п. Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Главная задача педагога состоит в том, чтобы любой ребенок чувствовал себя счастливым, мог адаптироваться и преодолевать трудности, иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности, наиболее эффективные методы и приёмы для получения детьми социальных навыков.
Основная цель педагогов – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет Игра. Игра является наиболее эффективным средством укрепления уверенности ребёнка в себе, понимании им своих личностных особенностей и возможностей в общении со сверстниками. Решение задач социального развития ребёнка в сюжетно- ролевой игре предполагает тесное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи. Родители могут знакомить ребёнка с основными областями социальной жизни и интересными событиями, взаимоотношениями людей. Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры детей, так как до 7 лет игра остается ведущей деятельностью детей. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитиеребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное. Присмотритесь,как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»… При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать. Игра даёт возможность ребёнку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат. Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка педагогам необходимо использовать коммуникативные игры по типу «Утро добрых встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, настраиваются на добрые события дня. Для развития положительного отношения ребенка к окружающим людям работа педагога с воспитанником реализуется через:
дидактические игры, направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям (“Народы мира”, “У кого какой дом”, подбери картинку). Развитию бережного отношения к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному) способствуют дидактические игры природоведческого содержания. Развитиюкоммуникативной компетентности ребенка способствуют: специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций “Облако настроения”, “Зеркало” и т. п., а также игры – драматизации, театрализованные игры. Для развития социальных навыков у детей работа педагогов строится через: проведение дидактических игр (выбери что правильно, а что неправильно, игр – тренингов “Спасаем друзей”, специальных игр на общение “Связующая нить”, “Скульпторы”.
Важную роль в социально – личностном развитии воспитанников играют подвижные игры, которые являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются, как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру называют важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Целью всех данных игр является то, что дети должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим. Это поможет быть им понятными, принятыми и признанными, а значит, и успешными в обществе людей.
Источник
Социально – личностное развитие дошкольников в процессе игровой деятельности.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в формировании личности ребёнка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Дошкольный возраст – время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств, период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина. Опыт социального поведения ребёнок может накопить и усвоить в совместной деятельности и общении с другими людьми. Значительную роль в социально – личностном развитии дошкольников, отводим игровой деятельности, и считаем, что через игру, можно обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Анализирование проблемы позволяет мне выдвинуть гипотезу, что социально – личностное развитие дошкольников будет протекать наиболее эффективно, в процессе игровой деятельности.
Цель: развивать социально – личностные отношения между детьми в процессе игровой деятельности.
Задачи:
- формировать у детей чувство собственного достоинства и своих прав;
- формировать социальные навыки: умение договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать контакты, разрешать конфликтные ситуации;
- развивать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, к окружающему миру;
- активизировать познавательный интерес;
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- создать предпосылки для активной игровой деятельности;
- раскрыть творческий потенциал детей.
Социально – личностное развитие включает в себя такие аспекты, как положительное отношение к себе, другим людям, к окружающему миру и т.д.
Опираясь на типовую программу Васильевой, подобрала ряд наиболее интересных занятий и игр для социально – личностного развития детей. Свою работу провожу в тесном контакте с родителями. Провела родительское собрание на тему: «Роль игры в жизни детей», с демонстрацией наиболее интересных и занимательных игр, наглядного материала, познакомила родителей с развивающей средой группы, предложила консультации, темы для беседы и игровые тренинги для проведения игр в домашних условиях. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов.
Очень важной частью работы по формированию социально – личностного общения между детьми, являются психологические игры и доверительные беседы. Цель которых, двигательное раскрепощение детей, преодоление их пассивности, скованности, развитие умения понимать настроение друг друга, умение слушать собеседника, умение соблюдать дистанцию общения. Например, в играх «Дружная семья», «Угадай – ка», «Комплимент», «Ласковое имя» – закрепляются умения невербального общения, развивается чувство близости с другими детьми. Например, в доверительных беседах «Что такое обида?» или «Почему человек злится?» у детей формируется адекватная оценка негативных поступков, дети учатся выражать негативные чувства в безопасной, символической форме. Игры, в которых дети находятся в непосредственной близости и располагаются лицом друг к другу, создают оптимальные условия для контакта взглядов, физического контакта, обмена эмоциями, способствуют становлению эмоционально – положительного отношения к сверстнику, формировании потребности в общении, формировании чувства общности.
При совместных играх детей главной целью является установление партнёрских отношений, развитие навыков общения, формирование адекватного восприятия как действительности и других людей, так и себя. Совместные игры приучают ребёнка внимательно наблюдать за действиями других детей, повторять их, прислушиваться к сверстникам, согласовывать свои действия с действиями ровесника. В таких играх ребёнок учится управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения, внимательно и заинтересованно слушать собеседника, проявлять уважение к говорящему, сравнивать своё мнение с мнением собеседника, соглашаться с ним или возражать, спрашивать или отвечать, ясно и последовательно выражать свои мысли, ориентироваться в ситуации общения, договариваться, планировать свои действия, уступать. Необходимо предоставлять детям больше свободы в организуемых играх, поддерживать их инициативу.
Одной из разновидностей игр являются игры – драматизации.Обычно такие игры основаны на разыгрывании литературных произведений, стихотворений, рассказов, сказок.Играть можно с театральными куклами, с плоскостными и объёмными игрушками, использовать костюмы, маски, декорации, пальчиковый театр, и даже самодельные пластилиновые фигуры, в которых ребёнок действует за этого персонажа и изображает интонации эмоциями, мимикой, жестами, создавая конкретные образы.
Сказки – особо любимый детьми репертуар. Здесь образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков. Сказка – это рассказ об отношениях между людьми, об основных законах, действующих в нашей жизни, это готовый пример поведения, решения сложных ситуативных задач. Со сказочными героями дети учатся распознавать эмоциональные переживания и состояние окружающих, осваивают различные способы разрешения конфликтных ситуаций.
Особенно интересны сказки, где действующие лица – звери. Ребёнку легче представить себя в роли животного, потому что сказочный мир животных более доступен пониманию ребёнка. Такие игры дают возможность наглядно увидеть, к чему приводят те или иные отрицательные поступки или качества героев и как следовало бы поступить в данной ситуации. Важно правильно подобрать художественное произведение, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания, имело занимательно – развивающий сюжет.
Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок чаще всего отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка прививает детям добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, воинов, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
Так же предлагаю детям игры – импровизации, сказки и рассказы с открытым концом, где дети могут самостоятельно разыграть сюжет без предварительной подготовки. Такие игры требуют от детей совместный выбор темы, обсуждения, как её изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт социального поведения, умение поступать в соответствии с социальными нормами, развивает у детей чувство ответственности за другого человека, умение договариваться, устанавливать новые контакты, считаться с мнениями, желаниями и взглядами сверстников.
Предлагаю детям импровизировать на темы взятые из жизни(смешной случай, интересное событие, хорошие поступки), через которые развивается положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативная социальная компетентность детей. Подготовила и провела серию занятий на тему «Добрые дела». Полезно найти разные варианты развития каждой темы, как бы в перспективе увидеть результаты своих дел, поступков, как положительных, так и отрицательных образов.
Социальные роли – любимая игровая деятельность дошкольников. Играя роль, дети передают характерные особенности с помощью различных средств выразительности. Дошкольники могут самостоятельно распределять роли, проигрывать их, использовать нужные атрибуты. Основная задача каждого ребёнка по согласованию с партнёром определить своё место в последовательности действий, выполнять свои действия в нужном ритме и темпе, что развивает способности детей к согласованию целей, к осуществлению взаимоконтроля и коррекций действий, а так же умение понимать состояние и мотивы поступков других. Это в дальнейшем поможет ребёнку грамотно строить свои взаимоотношения с партнёрами, сверстниками и взрослыми.
Социально – личностному развитию способствуют так же подвижные и хороводные игры. Они предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании, обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь друг с другом в такой форме, дети учатся выражать свои эмоции, сопрягать действия, договариваться на языке действий, чувствовать состояние сверстника. В таких играх создаются оптимальные условия для развития у детей умений согласовывать свои действия с действиями партнёров.
Таким образом, в процессе создания и реализации игрового замысла дети получают полное представления об окружающем мире, конфликтные ситуации принимают конструктивные решения.
Поэтому игры необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.
Источник
Галина Пивоварова
Социально-личностное развитие младших дошкольников в процессе игры
Тема социализации и адаптации детей в обществе, тема социальных взаимоотношений, в настоящее время является актуальной. Так как множество негативных явлений в обществе, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность)., имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Повышенный спрос на различные тренинги среди взрослых, связанные с развитием коммуникативных навыков, межличностных взаимоотношений, на развитие навыков стрессоустойчивости, на умение решать конфликтные ситуации, говорит о том, что человек сейчас нуждается в психологической поддержке и помощи.
Способность к построению отношений, коммуникативные навыки с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт первых отношений в семье и в детском саду является основой для дальнейшего развития личности ребенка и во многом влияет на особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей на протяжении всей жизни.
Дошкольное детство – это самые важные первые шесть-семь лет, когда развитие детей идет стремительно и интенсивно, когда закладывается основа, фундамент для дальнейшего роста и развития личности.
Приходя в детский сад, ребенок попадает в новые социальные условия, меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с новыми людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, снижением активности. От того, как проходит социализация и адаптация ребенка в детском обществе, зависит последующий путь социального и личностного развития человека.
Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности, как правило, отсрочен во времени. Социализация же происходит во взаимодействии ребенка с окружающим миром и преобразованием его индивидуальности благодаря этому взаимодействию. Перед нами, педагогами, стоит очень сложная задача, работая с группой детей, найти такие действенные методы и приёмы работы, которые дадут наиболее высокие результаты в социальном и личностном развитии детей.
Особенность социализации в дошкольном возрасте – существенное усложнение и расширение сферы социализирующих влияний уже не только во взаимодействии с взрослым, но и через игровые контакты со сверстниками. Общение, все более приобретая черты коммуникативной деятельности, оформляется в мощный социальный фактор становления личности ребенка.
Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра.
Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ соблюдается принцип значимости всех видов деятельности и рационального сочетания игры и других видов деятельности.
«Давай поиграем!» – как часто в житейской суете мы не придаем значение этому призыву, просьбе, а иногда голосу несбывшейся мечты, доносящемуся из нашего далекого детства и звучащему из уст ребенка.
«Давай поиграем, ну давай!» И что же он слышит в ответ? – ваше мнение.
(ответы гостей)
«Да некогда мне…Не могу. Я устала… Тороплюсь….Не успеваю…» – говорим мы своему ребенку.
«Идите, играйте» – часто говорим мы детям в детском саду.
И дети идут и играют: они играют в человека-паука, монстров, которых потом же и боятся, другие в какие-то любовные романы из современных сериалов…
В детских играх редко кто воспитывает детей, готовит обеды и ужины, занимается стиркой, уборкой. Чаще это свадьбы, шоппинг, бизнес…
То, что мы видим в играх наших детей, это отражение того мира, который мы им дарим. Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем детей спать, совершаем такие поступки, смотрим такие телепередачи и фильмы, это мы покупаем детям такие игры.
В своей работе я уделяю большое внимание игре. Использую игры и игровые приёмы в разных видах деятельности, в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности.
Особое место в воспитательно-образовательном процессе, во всех возрастных группах занимают сюжетно-ролевые игры – это игры, которые придумывают сами дети. В них отражаются их знания, впечатления, представления об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. У каждой игры есть тема, игровой замысел, сюжет, содержание роли. В этих играх дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для возникновения сюжетно-ролевой игры необходимо наличие у ребёнка знаний об окружающей его среды, событиях и явлениях общественной жизни. Сейчас я работаю в младшей группе. В младшем возрасте в сюжетно-ролевой игре несложный сюжет. Ребёнок стремится определить для себя роль, может на некоторое время увлечься ею, но через некоторое время забывает об этом и «переключается» на другую роль и зачастую неопределённо меняет сюжет игры. Поэтому в этом возрасте главную роль я беру на себя. Главным приёмом является совместная игра. Я показываю в игровой ситуации действия с игрушками, предметами-заместителями. Хорошо зная характер детей, я могу увлечь их в совместные действия с игрушками. В этом возрасте одной из важных задач является воспитание простейших навыков совместной игры. Она доставляет детям радость и даёт возможность обмена знаниями.
Чаще всего включаюсь в процесс игры сама и показываю образцы игрового действия, рассказываю о правилах игры, вношу элемент (атрибут).
Провожу работу по развитию общения детей в игре. Поощряю доброжелательные отношения детей во время игры, учу договариваться, проявлять сочувствие, уважительное отношение к партнёрам по игре, улаживать спорные вопросы и ситуации. В процессе организации разных видов игр учитываю желания детей, их индивидуальные особенности и эмоциональное состояние, а также дружеские привязанности.
Индивидуальный подход в организации игровой деятельности имеет важное значение в личностном развитии ребёнка. Понимая это, организовываю игрыс учетом личностных особенностей детей: застенчивых, гиперактивных, конфликтных. Организую игры для мальчиков и девочек, а также совместные. В сюжетно-ролевых играх девочки выполняют роли мамы, хозяйки, мальчики – роли, связанные с мужественными профессиями. Обращаю внимание на соответствующее поведение детей.
• Для развития игровой деятельности необходимо создание предметно-развивающей среды. К созданию предметно-развивающей среды подхожу творчески. Предметно-развивающая среда организуется мною таким образом, чтобы каждый ребёнок мог заниматься любимым делом. Размещение оборудования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам. А всё групповое пространство доступно детям. В игровых зонах представлены как крупные предметы «Кухня», «Парикмахерская», так и множество разных по размеру модулей, бросового материала.
• Имеются сюжетно-ролевые игры, атрибуты и предметы-заместители к ним,
• Имеются дидактические игры, картотеки подвижных игр,
• Имеются разные виды театров, уголок ряжения
Полноценное развитие игровой деятельности, становится возможным лишь при условии двусторонних усилий в этом направлении – семьи и ДОУ. Для этого мною организуется постоянная работа с родителями, включающая в себя как просвещение, так и обучение навыкам управления игровой деятельностью детей в семье на основании определённых принципов:
Рекомендации родителям
– играйте с детьми сами;
– приобретайте игрушки разных видов;
– обогащайте впечатления детей;
– собирайте вместе с детьми материал, заменяющий игрушки;
– продумывайте полезность игрушки.
Результат: если ребёнок увлечённо и подолгу играет,родители могут быть спокойны: малыш развивается правильно!
Консультации «Игрушки ваших детей», «Играйте с детьми». «Развитие речи ребенка в процессе игры».
Родительские собрания на тему: «Растём, играя», «Игра – дело серьёзное».
Провожу «Дни открытых дверей», где родители могут увидеть, как играют их дети, общаются со сверстниками и взрослыми.
Игровая деятельность – даёт ребёнку почувствовать себя равноправным членам человеческого общества. В игре у ребёнка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
В заключении хочу сделать следующие выводы:
• Игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий
• Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным языком игры – общими способами ее осуществления
• Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей
Советы:
• для игры важна практика, играйте с детьми как можно чаще
• приветствуйте проявление любых чувств, но не любого поведения
• поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками
• обратите особое внимание на неиграющих детей
• дети благодарны не столько взрослому лидеру, сколько взрослому выдумщику
• в игре должно быть интересно и взрослому, и ребенку
• воспитатели должны радоваться шумной активности детей
Источник