Социально личностное развитие ребенка через игру

Социально – личностное развитие дошкольников в процессе игровой деятельности.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в формировании личности ребёнка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Дошкольный возраст – время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств, период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина. Опыт социального поведения ребёнок может накопить и усвоить в совместной деятельности и общении с другими людьми. Значительную роль в социально – личностном развитии дошкольников, отводим игровой деятельности, и считаем, что через игру, можно обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Анализирование проблемы позволяет мне выдвинуть гипотезу, что социально – личностное развитие дошкольников будет протекать наиболее эффективно, в процессе игровой деятельности.

Цель: развивать социально – личностные отношения между детьми в процессе игровой деятельности.

Задачи:

  • формировать у детей чувство собственного достоинства и своих прав;
  • формировать социальные навыки: умение договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать контакты, разрешать конфликтные ситуации;
  • развивать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, к окружающему миру;
  • активизировать познавательный интерес;
  • воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
  • создать предпосылки для активной игровой деятельности;
  • раскрыть творческий потенциал детей.

Социально – личностное развитие включает в себя такие аспекты, как положительное отношение к себе, другим людям, к окружающему миру и т.д.

Опираясь на типовую программу Васильевой, подобрала ряд наиболее интересных занятий и игр для социально – личностного развития детей. Свою работу провожу в тесном контакте с родителями. Провела родительское собрание на тему: «Роль игры в жизни детей», с демонстрацией наиболее интересных и занимательных игр, наглядного материала, познакомила родителей с развивающей средой группы, предложила консультации, темы для беседы и игровые тренинги для проведения игр в домашних условиях. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов.

Очень важной частью работы по формированию социально – личностного общения между детьми, являются психологические игры и доверительные беседы. Цель которых, двигательное раскрепощение детей, преодоление их пассивности, скованности, развитие умения понимать настроение друг друга, умение слушать собеседника, умение соблюдать дистанцию общения. Например, в играх «Дружная семья», «Угадай – ка», «Комплимент», «Ласковое имя» – закрепляются умения невербального общения, развивается чувство близости с другими детьми. Например, в доверительных беседах «Что такое обида?» или «Почему человек злится?» у детей формируется адекватная оценка негативных поступков, дети учатся выражать негативные чувства в безопасной, символической форме. Игры, в которых дети находятся в непосредственной близости и располагаются лицом друг к другу, создают оптимальные условия для контакта взглядов, физического контакта, обмена эмоциями, способствуют становлению эмоционально – положительного отношения к сверстнику, формировании потребности в общении, формировании чувства общности.

При совместных играх детей главной целью является установление партнёрских отношений, развитие навыков общения, формирование адекватного восприятия как действительности и других людей, так и себя. Совместные игры приучают ребёнка внимательно наблюдать за действиями других детей, повторять их, прислушиваться к сверстникам, согласовывать свои действия с действиями ровесника. В таких играх ребёнок учится управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения, внимательно и заинтересованно слушать собеседника, проявлять уважение к говорящему, сравнивать своё мнение с мнением собеседника, соглашаться с ним или возражать, спрашивать или отвечать, ясно и последовательно выражать свои мысли, ориентироваться в ситуации общения, договариваться, планировать свои действия, уступать. Необходимо предоставлять детям больше свободы в организуемых играх, поддерживать их инициативу.

Одной из разновидностей игр являются игры – драматизации.Обычно такие игры основаны на разыгрывании литературных произведений, стихотворений, рассказов, сказок.Играть можно с театральными куклами, с плоскостными и объёмными игрушками, использовать костюмы, маски, декорации, пальчиковый театр, и даже самодельные пластилиновые фигуры, в которых ребёнок действует за этого персонажа и изображает интонации эмоциями, мимикой, жестами, создавая конкретные образы.

Читайте также:  Речь показатель уровня и особенностей развития ребенка

Сказки – особо любимый детьми репертуар. Здесь образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков. Сказка – это рассказ об отношениях между людьми, об основных законах, действующих в нашей жизни, это готовый пример поведения, решения сложных ситуативных задач. Со сказочными героями дети учатся распознавать эмоциональные переживания и состояние окружающих, осваивают различные способы разрешения конфликтных ситуаций.

Особенно интересны сказки, где действующие лица – звери. Ребёнку легче представить себя в роли животного, потому что сказочный мир животных более доступен пониманию ребёнка. Такие игры дают возможность наглядно увидеть, к чему приводят те или иные отрицательные поступки или качества героев и как следовало бы поступить в данной ситуации. Важно правильно подобрать художественное произведение, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания, имело занимательно – развивающий сюжет.

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок чаще всего отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка прививает детям добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания – не быть злодеем. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, воинов, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

Так же предлагаю детям игры – импровизации, сказки и рассказы с открытым концом, где дети могут самостоятельно разыграть сюжет без предварительной подготовки. Такие игры требуют от детей совместный выбор темы, обсуждения, как её изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт социального поведения, умение поступать в соответствии с социальными нормами, развивает у детей чувство ответственности за другого человека, умение договариваться, устанавливать новые контакты, считаться с мнениями, желаниями и взглядами сверстников.

Предлагаю детям импровизировать на темы взятые из жизни(смешной случай, интересное событие, хорошие поступки), через которые развивается положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативная социальная компетентность детей. Подготовила и провела серию занятий на тему «Добрые дела». Полезно найти разные варианты развития каждой темы, как бы в перспективе увидеть результаты своих дел, поступков, как положительных, так и отрицательных образов.

Социальные роли – любимая игровая деятельность дошкольников. Играя роль, дети передают характерные особенности с помощью различных средств выразительности. Дошкольники могут самостоятельно распределять роли, проигрывать их, использовать нужные атрибуты. Основная задача каждого ребёнка по согласованию с партнёром определить своё место в последовательности действий, выполнять свои действия в нужном ритме и темпе, что развивает способности детей к согласованию целей, к осуществлению взаимоконтроля и коррекций действий, а так же умение понимать состояние и мотивы поступков других. Это в дальнейшем поможет ребёнку грамотно строить свои взаимоотношения с партнёрами, сверстниками и взрослыми.

Социально – личностному развитию способствуют так же подвижные и хороводные игры. Они предполагают синхронность движений и физический контакт участников. Многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании, обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь друг с другом в такой форме, дети учатся выражать свои эмоции, сопрягать действия, договариваться на языке действий, чувствовать состояние сверстника. В таких играх создаются оптимальные условия для развития у детей умений согласовывать свои действия с действиями партнёров.

Таким образом, в процессе создания и реализации игрового замысла дети получают полное представления об окружающем мире, конфликтные ситуации принимают конструктивные решения.

Поэтому игры необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.

Читайте также:  История развития защиты прав ребенка

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

познавательно-речевого развития детей №28 «Колосок»

Развитие

социально-личностных качеств детей через игру

Воспитатели:

Зимова М.Н.

Синенко С.С.

Ессентуки 2021г

Развитие социально-личностных качеств детей

через игру

  1. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-личностного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром – становится особо актуальной на данном современном этапе.
  2. Основным направлением развития детей младшего дошкольного возраста является – социализация. Изначально, проанализируем сущность процесса социализации. Отметим, что сам термин не имеет однозначного толкования.

В психологическом словаре дается следующее определение: «социализация – это эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности».

В социологии существует другая интерпретация данного понятия. Так под социализацией понимается процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

  1. А в педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности», и представляется, как процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности.

Воспитание и обучение (в узком смысле) – это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности.

Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и в то же время независимо друг от друга, хотя и направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни. Различие между этими процессами заключается в том, что воспитание, которое осуществляется в семье, в детском саду, в школе, может прерываться, а вот социализация идет непрерывно.

В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

  1. Игра занимает значительное место в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

Если дошкольник не наигрался вволю – значит, многое ему недодали, многого ему будет не хватать во всей его последующей жизни.

Что же такое игра? Игра – это особый вид предметной деятельности, в основе которого лежит осознание ребенком мира предметов и человеческих отношений. Если ребенок двух лет и более не любит, не умеет играть, это важный симптом, свидетельствующий о неблагополучии в развитии малыша, о его болезненном состоянии или плохом контакте с окружающим миром.

  1. При поступлении в детский сад в адаптационный период неоценимое значение имеют совместные игры, игры-забавы: «Найди игрушку», «Назови соседа», «Иди ко мне», «Пришел Петрушка с нами поиграть», «Веселый поезд», «хоровод с куклой». Эти игры способствуют формированию психических качеств: памяти, внимания, наблюдательности, сообразительности, являются прекрасным средством воспитания коллективизма.
  2. В первом полугодии особое внимание уделяем формированию понимания речи взрослого. В этот период малыш пополняет словарь названиями окружающих предметов и действий с ними, овладевая смысловой стороной речи. Особую роль играет чувственный опыт, получаемый при непосредственном контакте с предметами быта, игрушками, в совместных действиях со взрослыми и т.п. Ребенок начинает понимать, на что направлены усилия взрослого, знакомящего его с окружающим миром. Мы учим детей понимать рассказы взрослого о вещах и событиях, связанных с их личным опытом, не сопровождаемые показом предметов, картинок, действий. Например, рассказать и вовлечь в процесс рассказывания самих детей о том, что они видели, когда гуляли (собаку, птичку, машину).
Читайте также:  Как протестировать ребенка на развитие в 4 года

А сейчас Светлана Сергеевна расскажет о развитии личностных качеств дошкольников, через различные виды игр.

  1. Дидактические игры

Среди игрушек дошкольников особое место занимают дидактические игры, т.е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения или развития новых способностей.

Дидактическая игра – это не любые действия с учебным материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет побудительные мотивы и свои способы действий. Развивающие дидактические игры содержат готовый игровой замысел, предлагаемый ребенку, игровой материал и правила. Все это определяется целью игры, т.е. тем, для чего игра создана, на что она направлена.

  1. В нашей группе оборудован сенсорный уголок. Родители изготовили бизиборд, с помощью которого, дети учатся управляться с разнообразными застежками. Упражняются в различии и назывании цветов, развивают мелкую моторику рук. Особенно эффективны игры с матрешками, шарами, грибками, вкладышами, пирамидками. Сенсорное развитие – это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса к разнообразию мира, совершенствованию мышления и других психических процессов.
  1. Ролевые игры

Ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Например, такими играми являются: дочки-матери, шофер, доктор.

  1. В сюжетно-ролевой игре, успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля и общительность, но самое главное это деятельность перерождает стремление к самореализации, самовыражению.

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

Все эти умения формируются постепенно. Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера – игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером – сверстником.

  1. Дети любят игры с куклами. Кукла – это любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Это мы стараемся использовать для того, чтобы постепенно формировать у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание. В будущем сформированные положительные качества будут постепенно переноситься на взаимоотношения самих детей. По этой теме составлен ряд конспектов: «Новая кукла»; «Катя заболела»; «Уложим Машу спать»; «Катя в магазине».
  2. Театрализованные игры

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. За что? Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Дети очень любят слушать сказки. Но, сюжет становится понятным, если произведение достаточно хорошо иллюстрировано. С этой целью, мы начали знакомить малышей с пальчиковым театром, настольным театром, куклами бибабо. Так постепенно создаются зрительные образы, демонстрируются способы их эмоциональной выразительности и игры.

  1. Подвижные игры

Игровая деятельность развивает как вербальные и невербальные средства общения, так и коммуникативные умения (умение управлять своими эмоциями, умение высказывать свое мнение, умение вызывать желание общаться у партнера).

Сама методика обучения подвижным играм направлена на развитие коммуникативных умений. По ходу сбора на игру, объяснения игры происходит непосредственное общение взрослого и ребенка. Здесь идет, главным образом, развитие вербальных средств коммуникации, т.е речи.

Так же коммуникация может идти между детьми, это когда один ребенок объясняет правила другому ребенку или группе детей.

Для развития невербальных средств коммуникации, можно использовать этюды, как подводящий этап к театрализованной, ролевой, подвижной играм. Этюды будут учить ребёнка передавать настроение, повадки, черты того или иного персонажа.

В игровой деятельности развивается потребность в общение. Ребенок сталкивается с необходимостью:

– устанавливать контакты в игре;

– соблюдать нормы поведения;

– приспосабливать свое поведения к конкретной ситуации;

владеть навыками игровой деятельности.

Источник