Социально личностное развитие ребенка 4 лет

Социально личностное развитие ребенка 4 лет thumbnail

Консультация для родителей «Личностное развитие дошкольника 4-5 лет».

В начале моего выступления хотелось бы сказать о понятии личность и дать ему определение. Понятие «личность» чаще всего рассматривают через понятие человека в совокупности его социальных и приобретенных качеств. В понятие «личность» обычно включены такие свойства, которые являются более или менее устойчивые и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Личность есть пожизненно формирующихся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем, которые определяют своеобразное для данного человека мышление и поведение. Отметим, что практически все исследователи сходятся во мнении, что развитие личности напрямую зависит от влияния социальной среды, т.е. жизни среди людей. Человеческие особенности передаются ребенку путем социального наследования – в процессе воспитания, обучения, общения со взрослыми и сверстниками. Период 4-5 лет дошкольника основан на подражании, сопровождаемый закреплением наблюдаемых форм поведения сначала в виде внешних подражательных реакций, а затем – в форме демонстрируемых качеств личности. Подражание может стать устойчивым и полезным качеством личности ребенка, которое заключается в постоянной готовности видеть в людях положительное, воспроизводить и усваивать его. Правда, особой нравственно-этической селективностью подражание в этом возрасте еще не обладает, поэтому дети с одинаковой легкостью могут усваивать как хорошие, так и плохие образцы поведения.

В среднем дошкольном возрасте характер ребенка складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. В эти же годы оформляются такие важные личностные качества, как инициативность, воля, независимость. Чтобы способствовать личностному развитию ребенка 4- 5 лет, необходимо учитывать следующее. Во-первых, в этом возрасте уже закладываются основы созидательного отношения к предметному миру. Для этой цели можно использовать те скромные поделки, которые ребенок создает своими руками для игры или в качестве подарка кому-либо. Если взрослый систематически будет подчеркивать, что ребенок сделал что-то сам, что он уже многое умеет и сможет для каждого создать атмосферу заслуженного признания и успеха, то удовлетворение, которое при этом станет испытывать ребенок, будет побуждать его и дальше ставить подобные задачи. Во-вторых, в этот период могут возникнуть и подлинно познавательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать. Для дальнейшего развития познавательного интереса важно не только давать ребенку новые знания в увлекательной форме, необходимо максимально уважительно относиться к его собственным умственным поискам и их результатам. На пятом году жизни ребенок уже способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт. У него появляется круг чисто словесных знаний. Оперируя такими знаниями, ребенок может иногда приходить к неправильным выводам, получать логически несовершенные результаты.

Отношение к сверстникам в этом возрасте носит еще не очень дифференцированный характер. Дети в основном делятся на «плохих» и «хороших», и эти оценки в очень большой степени зависят от взрослых.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Читайте также:  Параметры развития ребенка норма

Трудовая деятельность способствует формированию ценностно-значимых качеств личности: стремление помочь товарищу, радоваться его успехам; бережно и уважительно относиться к результатам чужого труда.

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных «обследовательских» действий, приёмов простейшего анализа, сравнения.

Использованная литература:

1. Крысько В. С. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М.: Харвест, 1999. – С. 45

2. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. – М.: Владос, 1995. – Кн.1. – С. 142

3. Собкин B.C. С чего начинается личность. – М.,1976. – С. 168.

Источник

МАДОУ детский сад «Росинка»

Сообщение из опыта работы:

«Социально-личностное развитие детей 4-5 лет через сюжетно-ролевую игру.»

Подготовила: старший воспитатель Помазкина А.А.

Г. Новоуральск

Известно, что в дошкольном возрасте, дети начинают ориентироваться на мир взрослых, и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или «преобразовать» какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе. Средством для воспроизведения социальной действительности является игровое действие, предполагающее определенную степень условности.

А.В.Запорожец по этому поводу пишет: «Как ни стремится ребенок быть воспитателем, строителем или шофером, он не в состоянии сделать этого реально, потому что у него нет для этого ни физических сил, ни знаний, ни умений. Но он может сделать все это в игре, активно воспроизводя привлекательные для него действия и взаимоотношения взрослых и тем самым приобщаясь к социальной жизни, становясь в известном смысле ее участником.

С помощью игрового изображения действительности ребенок как бы получает доступ в привлекательную для него жизнь взрослых. Кроме того, через сюжетно-ролевую игру развиваются социальные эмоции и социальные качества личности, ребенок учится воспроизводить взаимооотношения людей.

При этом, возникающие в игре реальные отношения детей друг с другом имеют огромное влияние на формирование способности к взаимодействию и являются практикой их коллективных действий.

Для работы мною были выделены задачи социального и нравственного развития детей в игре. Это:

  1. Знакомство ребенка с основными областями социальной жизни и интересными событиями, поступками людей.

  2. Организация совместных игр с детьми.

  3. Создание условий для самостоятельной игровой деятельности.

Первая задача предполагала знакомство детей с трудовой, культурной и бытовой жизнью людей. Решить эту задачу нам помогли:

  • экскурсии как по детскому саду, так и за его территорию( в прачечную, медицинский кабинет, на кухню, на почту, в магазин);

  • чтение художественной литературы, знакомящей с профессиями (В. Маяковский «Кем быть?», Михалков «А что у вас?», С. Маршак «Почта» и др.)

  • создание альбома «Профессии наших родителей»;

  • встречи с интересными людьми (мама Сони П. рассказала о своем увлечении музыкой, познакомила с профессией музыкант, мама Кати С. Рассказала о профессии крановщика).

Читайте также:  Исследование уровня развития ребенка

Все это помогло развить интерес к деятельности людей и появились сюжеты игр «Почта», «Магазин игрушек», «Мегамарт», «Поход в театр», «Стройка»…

Я старалась обратить внимание детей на взаимоотношения людей друг с другом и членов семей с помощью художественной литературы (Л.Квитко «Бабушкины руки», Г.Виеру «Мама, почему?», С Капутикян «Моя Бабушка», С Прокофьева «Сказка про маму», А.Барто «Машенька» и др.)

Также велась работа по альбому «Моя семья» и традиции «Утро радостных встреч», где я обращала внимание на семейные традиции, праздники, совместные увлечения…

После проделанной предварительной работы, мы проводили игры по темам «Семья», «День рождения», «Дочка заболела», «У бабушки в гостях», «Детский сад», «Дочки – матери», «Праздник дома», «Встречаем гостей», «Семейный праздник» и другие.

Ценность таких игр в том, что дети имеют возможность переживать гуманные чувства к родителям, к малышам, своим сверстникам и окружающим, они направлены на заботу о человеке.

При организации совместных игр с детьми я старалась учитывать индивидуальные особенности детей для избежания конфликтных ситуаций в игре. В любой группе есть дети неуверенные, робкие, зависимые, а также несдержанные, стремящиеся навязать свою волю другим.

Чтобы было меньше конфликтов в игре между детьми, ежедневно в «Дружном кружочке» использовались игры, направленные на сплочение детей, такие как: «Лунный камень», «Шапка – невидимка», «Птичка на жердочке», «Новые имена». (Смотри приложение.)

Кроме этого я использовала игры, направленные на умение понимать партнера, так называемые игры без слов: «Маски», «Испорченный телевизор», «Магазин игрушек», «Подарки». (Смотри приложение.)

Эти игры помогли воспитать такие качества как сплоченность, дружелюбие, взаимопонимание, сотрудничество. Такие игры нужны для того, чтобы дети научились согласовывать свои желания, действия с партнерами, понимали смысл действий и поступков партнеров.

Помимо игр в том же «Дружном кружочке» мы обсуждали игру, вспоминали ее, восстанавливали ее ход, вспоминали поведение детей в разных ситуациях, их высказывания, поступки, действия. Поощряли дружеские проявления и стремление к взаимопомощи. (Например: «Вспомните, какой внимательный милиционер был Максим, он помог маме Катюшке перевезти коляску на другую сторону улицы».)

Для решения третей задачи – создание условий для самостоятельной игровой деятельности,мною было продумано пространство для игр. Совместно с семьями Данила С., Сережи К., Кати С., Ярика П., Кристины С. была создана соответствующая предметно- развивающая среда, подготовлены атрибуты для сюжетно – ролевых игр, различные макеты (ферма, автозаправка, город, кукольный домик).

Я поддерживала желание детей приносить из дома любимые игрушки, выбирать себе партнера по игре.

Особо пристальное внимание уделяла конфликтам в игре.

Так, например, дети играли в «милицию», они бегали, стреляли, ловили друг друга и всех без разбора, мешали играть девочкам, тогда я вступила в игру в роли «генерала», созвала милиционеров на сбор и рассказала об обязанностях, спросила о работе милиции, дала задания каждому. Игра приняла другое направление, милиционеры следили за порядком на улицах города, находили пропавших кошек и собак. Они шли ко мне с докладом, я их поощряла за хорошую работу медалями.

Читайте также:  Гармоничное развитие личности ребенка предполагает

Иногда мы с детьми разбирали конфликтную ситуацию в дружном кружочке, дети сами предлогали выход из конфликта.

Таким образом, игра в нашей группе стала не просто отображением социальной действительности, но и средством развития таких качеств личности как взаимопомощь, взаимопонимание, сотрудничество, доброжелательность, партнерство и школой людских взаимоотношений.

Приложение.

Игры, направленные на сплочение детей.

«Лунный камень».

Дети по кругу передают лунный камень и произносят по очереди по одному слову стихи, скороговорки. Говорит только тот ребёнок, у которого лунный камень.

«Шапка-невидимка».

Дети встают в круг,при словах воспитателя: «Ураган налетает»,разбегаются, воспитатель набрасывает на нескольких детей покрывало. После этого объявляет: «Ураган исчезает» . Дети «расколдовывают» потерявшихся,назвав их по имени.

«Птичка на жердочке».

На полу на скакалке располагаются «Птички» – дети. Они поют, то тише, то громче.

Воспитатель или другой ребенок – дирижер, он машет палочкой и регулирует пение. Вверх – громче, вниз – тише и говорит: «Один поет, вдвоем поем, втроем … всполошился целый дом.»

«Новые имена».

Участники придумывают себе новые имена сказочных героев. Ведущий бросает мяч участнику, тот должен назвать свое новое имя. В течении дня или игры, ребенок должен откликаться только на новое имя.

Игры, направленные на умение понимать партнера.

«Маски».

Сначала дети воспроизводят состояния, которые изображены на масках (радость, гнев, огорчение…). Затем дети – зеркала, воспитатель ведущий. Он надевает маску, а дети изображают его состояние. Можно поделить детей на две группы: одна изображает какую-либо эмоцию, другая угадывает.

«Испорченный телевизор».

Ведущий показывает какое-либо действие (ест, идет и т.п.), дети должны догадаться, что он делает. Можно загадывать свое желание.

Можно договориться с детьми какого сказочного героя они будут изображать и предложить показать как этот герой сердится, радуется, приветствует и т.п. (Например: Карабас- Барабас и Золушка).

«Магазин игрушек».

Одни дети- игрушки, другие -покупатели, воспитатель -продавец. Дети-игрушки придумывают кого и как они будут изображать. (Например: волчок-кружиться, зайчик-прыгать, автомобиль- бегать и дудеть, лягушку -квакать и подпрыгивать и т.д.) Покупатели по очереди приходят в магазин, здороваются и просят показать игрушки. Если покупатель отгадывает, кого изображал ребенок, то забирает игрушку с собой и играет ей. Затем игрушки и покупатели меняются ролями.

«Подарки».

Выбирается именинник, он встает в центр круга. Дети идут по кругу и произносят следующие слова:

«Принесли мы всем подарки,

Кто захочет,тот возьмет,

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.»

Именинник говорит, какой подарок он хотел бы получить. Все дети изображают выбранную игрушку (конь – скачут галопом, волчок – кружатся, кукла – танцуют, самолет – летают ). Именинник выбирает тот подарок, который ему больше понравился.

Источник