Социальная забота защита и развитие ребенка осуществляются
Политика государства в сфере защиты детей: стандарты
Политика государства в сфере социальной защиты детей осуществляется через стандарты, установленные законодательством Российской Федерации.
Такими стандартами являются:
- Предоставление бесплатного медицинского обслуживания;
- Обеспечение гарантированной материальной поддержки через выплаты государственных пособий гражданам которые имеют детей;
- Предоставление права на жилище соответственно законодательству;
- Предоставление квалифицированной юридической помощи;
- Организация мероприятий для оздоровления и отдыха детей, которые проживают в экстремальных условиях;
- Предоставление проведение мер оздоровления и отдыха детей которые проживают на территории с неблагоприятной экологической обстановкой;
- Предоставление гарантий на общедоступное начальное и средне бесплатное образование;
- Гарантия обеспечения детям права на профессиональную ориентацию, а также право выбора сферы деятельности с целью трудоустройства, а также обеспечение охраны и оплаты труда по достижению ими возраста 15-ти лет;
- Предоставление социальной адаптации и реабилитации, для детей, которые находятся в трудных жизненных обстоятельствах.
Формы и методы социальной защиты детей
Замечание 1
Социальная защита детей представляет собой два уровня, первый из которых подразумевает повседневную обстановку, то есть обычную жизненную ситуацию, а второй подразумевает ситуацию чрезвычайную.
Социальная защита предполагает защиту семьи и ребенка в обычном режиме, в сфере образования.
Для второго уровня характерны чрезвычайные ситуации, связанные с потерей родителей либо социальным сиротства, а также возникновение социальных или экологических катастроф.
К основным формам защиты детства относятся в первую очередь опека и попечительство, а также обеспечение детским домом, социальным приютом, социально-реабилитационным центром, центром помощи детям. Помимо того в нее входит предоставление института приемных семей, возможность усыновления, предоставление семейных воспитательных групп, возможность приобретения приемной семьи, обеспечение заменяющей семьи
К методам защиты детства относятся:
- Оценка социальной работы;
- Метод стимулирования поведения;
- Метод внедрения, планирование и проектирование социальной работы;
- Метод организации деятельности;
- Метод убеждения.
Социальная защита – это такой вид деятельности государства, который нацелен на формирование и развитие полноценной личности с целью выявления и нейтрализацию возможных негативных факторов, которые предположительно могут воздействовать на личность, а также с целью создания благоприятных условий для ее самоопределения и утверждения в жизни.
Объекты и субъекты социальной защиты детей
Определение 1
Объектами социальной защиты детей являются дети, то есть лица, которые не достигли возраста 18 лет. Различные группы детей требуют различной помощи.
Тем не менее, к приоритетным группам детей, которые нуждаются в социальной защите в первую очередь, относятся:
- Дети, которые остались без попечения родителей;
- Дети, уже проживающие в приемных семьях;
- Дети из многодетных и неполных семей;
- Дети-сироты;
- Дети и девиантных и педагогически запущенных семей;
- Дети из семьей, где родители являются безработными;
- Дети-инвалиды;
- Дети, проживающие в районах Крайнего Севера и в других отдаленных районов;
- Дети из семей беженцев или вынужденных переселенцев;
- Дети-жертвы вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф;
- Дети, которые состоят на профилактическом учете в органах внутренних дел;
- Дети, имеющие психологические и физические недостатки в развитии.
Субъектами социальной защиты детей являются три уровня власти: законодательная, исполнительная и судебная.
В сфере социальной защиты детей приоритет также отдается государству и создаваемым им институтам, на основе которых формируется социальная политика и законодательство в сфере отношений детей. А также через государственные институты обеспечивается реализация социальной защиты, гарантии социальной безопасности.
К субъектам также можно отнести общественные организации, благотворительные союзы, церковь, политические партии, предприятия и учреждения, а также средства массовой информации, юношеские детские организации, в том числе спортивного направления, частные лица, которые занимаются благотворительностью и ведут спонсорскую деятельность.
Замечание 2
Основополагающую роль в социальной защите детства имеют семья и школа.
А также немаловажную роль играют специальные социальные службы, такие как приюты, дома-интернаты, муниципальные службы и системы стационарных учреждений, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, учреждения дополнительного образования и развития детей, реабилитационные и консультационные организации.
Социальные педагоги и работники социальных учреждений, а также другие частные специалисты в сфере социальной защиты детей также являются субъектами социальной защиты.
Проблематика социальной защиты детей всегда является актуальной, в любое время и в любом обществе. Связано это чаще всего с тем, что дети всегда нуждаются и будут нуждаться в опеке взрослых, в меру того что им для самостоятельной жизни недостаточно ни физического, ни психологического, ни жизненного опыта.
Опека взрослых также проявляется на государственном уровне и уровне местного самоуправления через институты социальной защиты.
Государство, общество в целом обязаны осуществлять защиту детей от опасностей, удовлетворять минимальные потребности и в целом обеспечивать содержание детей.
В России, как и в современном мире, социальная защита детства является одним из приоритетных факторов экономического, социального и культурного развития общества. Она представляет основу социальной политики государства.
Одним из наиболее важных элементов правового статуса ребенка сегодня, является право на получение социальной защиты.
Замечание 3
Под системой социальной защиты детства понимают такую систему различных мероприятий, которые являются официальными и осуществляемыми обществом с целью обеспечения гарантированных условий жизни, а также гармоничного развития ребенка в процессе удовлетворения его потребностей и интересов.
Источник
Правильное воспитание детей – одна из главных задач нашей жизни.
Что такое правильное воспитание ребенка? Это формирование у него правильных целей, это помощь в создании правильного мировоззрения. Это советы, как относиться к миру и к самому себе.
Забота о выживании ребенка в сегодняшнем дне – это забота о его теле; забота о выживании ребенка в завтрашнем дне – это забота о развитии его интеллекта, способностей; забота о выживании ребенка послезавтра и в отдаленной перспективе – это забота о его душе. Без воспитания души ни о каком стратегическом выживании речи быть не может, а без любви и веры душу воспитать невозможно. Смысл воспитания ребенка в том, чтобы приблизить его к Богу.
Самый главный опыт приобретается ребенком на уровне чувств, в подсознании. То, что мы обычно называем воспитанием детей, то есть советы, нравоучения, воспитание привычек, составляет лишь 5-10% воздействия на ребенка. Остальное определяется внутренним состоянием и поведением родителей. Тот, кто не может воспитать себя, никогда не сможет воспитать своих детей. К примеру, если родители поклоняются благополучной судьбе, то не стоит удивляться тому, что их ребенок рано или поздно безнравственно отнесется к ним самим, если они в чем-то ущемят его благополучную жизнь.
Первую, главную модель отношения к жизни ребенок заимствует у своей матери. Для того чтобы ребенок развивался, он должен общаться один на один с матерью. Через любовь и душевное тепло происходит главное обучение. Чем больше хлопот, связанных с воспитанием детей, чем чаще мы с ними общаемся, гладим их, воспитываем, обучаем, тем больше любви открывается в нашей душе, и ребенок реагирует соответственно – учится любить и отдавать высшую энергию души.
Детдомовские дети, не получившие в раннем детстве достаточного количества тепла и ласки, вырастают инвалидами души – отсюда их часто крайне неудачная судьба впоследствии.
Любовь, искренность, забота, жертвенность, сострадание – этому маленький ребенок должен учиться с раннего детства, иначе он потом не сможет создать семью и развить в себе социальное мышление. Раньше девочка играла с кастрюльками, тарелочками, нянчила тряпичную куклу – и огромная, неиспользованная энергия шла на создание образа, стереотипа матери, жены, подруги. Когда девочки играют с печально известными куклами Барби, у них срезаются навыки и образ матери, жены, хозяйки. Жертвенность и сострадательность тут ни к чему, – кукле Барби нужны дворцы, машины и красивая одежда, то есть то, что нужно взрослому. В этой кукле воплощена идея бесплодия.
Современная наука педагогика не дает целостного понимания того, что такое ребенок и в чем смысл поведения детей. На самом деле, все очень просто: пока ребенок не вошел в социум, он отождествляет себя с телом и его поведение подчинено законам существования животного мира. У него есть четкое врожденное понимание иерархии, понятие вожака и необходимости подчинения вожаку, тенденция унижения слабого как ослабляющего род т.д. Ребенка нельзя осуждать за подобные формы поведения, – ему нужно помочь перейти на более высокий уровень взаимоотношений с окружающими. Нужно помогать детям переходить от уровня тела – к уровню духа и души.
Ребенку нужно давать любовь и придерживать его инстинкты; у нас же часто все воспитание сводится к тому, чтобы инстинкты подавить. Воспитание ребенка заключается не в подавлении и наказании, а в правильной мотивации. Если ребенку четко объяснить, куда и как идти, что такое хорошо и что такое плохо, заинтересовать его и дать простую понятную цель, – его не надо будет наказывать, он сам к ней пойдет. Ему нужно только подсказывать.
Таким образом, воспитание ребенка можно свести к 4 этапам:
1) формирование цели;
2) помощь и подсказка;
3) предупреждение, – если делать то, что нужно, ребенок не хочет;
4) наказание, – если делать то, что нужно, ребенок категорически отказывается.
Если цели правильные и масштабные, то ребенок будет энергичным и добродушным. Если цели привязать к инстинктам, ребенок будет эгоистичным, агрессивным или депрессивным. Если смыслом жизни и высшей целью является любовь и единение с Богом, тогда ребенок способен будет изменить свой характер, свои наклонности и привычки. И даже если у него в подсознании есть патологические тенденции, пришедшие от предков, при наличии любви в душе он сможет глубинно измениться и преодолеть их.
Начинать прививать ребенку правильную иерархию ценностей можно с элементарных объяснений: деньги – это хорошо, однако если есть деньги, но нет семьи, – человек счастлив не будет; если есть и деньги и семья, но на душе темно и пусто, в душе нет любви, – человек счастлив не будет. И только тогда, когда в душе светло и радостно, в душе живет любовь, – тогда будет энергия и приложится все остальное. Любовь нам дает Бог, Творец, и когда мы постоянно помним об этом, когда мы любим Его и обращаемся к Нему, – мы эту любовь получаем и становимся по-настоящему счастливыми.
Воспитание – это всегда помощь и поддержка. Эта помощь может быть жесткой, эта помощь может быть мягкой, но она всегда должна сопровождаться любовью. Ребенка можно наказывать, но нельзя ругать, – последнее тождественно его уничтожению на тонком плане.
Нужно понимать, что очень трудно преодолеть зависимость от инстинктов, двинуться в правильном направлении, поскольку чувства человека имеют огромную инерцию. Поэтому для воспитания ребенка необходима не только любовь, но и терпение.
Важные моменты в воспитании детей
Очень важно научить ребенка уважать родителей и подчиняться им, – это поможет с детства усмирять гордыню, т.к. в подсознании родители для человека тождественны Богу: они также создали нас, только на физическом плане.
Ребенок должен научиться заботиться о родителях, иначе впоследствии он вряд ли станет это делать. Давно известно выражение: «До 5 лет ребенок – царь, от 5 до 15 лет – раб, а после 15 – друг».
Мать и отец в любых ситуациях прежде всего должны демонстрировать детям свое единство, даже при внешних разногласиях, – иначе ребенку сложно будет впоследствии стать единобожником.
Ребенка нужно правильно хвалить. Если мы хвалим внешнее эго ребенка («какой ты сильный, какой умный и т.п.»), – мы усиливаем в нем гордыню, привязанность к ценностям этого мира, то есть, по сути, воруем у ребенка будущее; если же мы хвалим его за доброту, за то, что помог, сумел простить, – тогда мы защищаем стратегию, мы обеспечиваем ему будущее.
Ребенку необходима школа прохождения страданий тела и духа, школа прохождения душевной боли, – это его развитие. Иногда ребенок сам напрашивается на наказание, – это может быть знаком того, что ему недостает нормального стресса в жизни. В таком случае ребенку нужно помочь, дать ему возможность заниматься спортом, ходить в походы и т.д., то есть преодолевать трудности, – тогда ребенка нужно будет меньше наказывать.
Истерика у ребенка, направленная на то, чтобы получить желаемое во что бы то ни стало, – это знак, что ребенок находится в рабстве у инстинктов. В таком случае нужно не бояться применять жесткие меры для остановки истерики и в дальнейшем постепенно приучать ребенка к сдерживанию своих желаний.
Во всем должна быть золотая середина: ребенка нужно учить правильно конфликтовать и, в то же время, предоставлять ему возможность самостоятельно реализовывать навыки правильного решения конфликта в повседневной жизни; нельзя поощрять доносительство, но, в то же время, нужно научить ребенка сообщать взрослым о какой-то серьезной ситуации, которая может быть опасна, и т.д.
Ребенка нужно водить в церковь, учить молиться, – но не механически повторяя слова молитвы, а чувствуя любовь и тепло в душе. Можно попробовать передать ребенку свои чувства, испытываемые при искренней молитве.
Гармоничный ребенок – это тот, по отношению к которому не возникает агрессии; который радостен, постоянно отдает энергию на общение и помощь другим; не расстраивается по пустякам.
Сможем ли мы сделать своего ребенка истинно счастливым, подарить ему счастливое будущее, – это зависит прежде всего от нас самих. Насколько мы сами идем к Богу и любви, настолько будут счастливы наши дети.
*******************************************************************
Сергей Николаевич Лазарев – автор многочисленных книг о духовном пути и развитии человека (серий книг «Диагностика кармы», «Человек будущего» и «Опыт выживания»). Долгие годы он занимается изучением взаимосвязи между состоянием души человека и его судьбой; он рассказывает о том, как наши поступки отражаются на нашем здоровье, нашем будущем и будущем наших детей. Идеи С.Н. Лазарева сформировались в систему отношения к жизни, определяющую место человека во Вселенной.
Книги, лекции и семинары С.Н. Лазарева – это изложение более чем 30-летнего опыта исследований в области синтеза науки и религии, это объединение важной информации, которая формирует универсальную систему знаний.
lazarev.ru
Дорогие Друзья! Если Вам понравилась информация, и Вы смогли почерпнуть из нее полезное для себя, пожалуйста, поставьте лайк и напишите свой отзыв в комментарии. Ваше мнение очень важно для нас! Это также очень поможет развитию и расширению канала!
Источник
«Здоровье детей – забота общая»
И.К. Воронцова
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления № 52г. Армавир
« Человек – часть природы и должен жить по её законам. Тогда здоровье восстанавливается и сохраняется естественным путём»
Наверное, высокая и вечная мечта человечества о великом, прекрасном, мудром единении человека с природой дарована людям свыше. Как всякую мечту, мы несём это ощущение в себе по жизни.
Здоровье – это не отсутствие болезней как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного, социального благополучия (из Устава Всемирной организации здравоохранения).
Н.М. Амосов полагает, что здоровье организма определяется его количеством, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций.
В.П. Казначеев трактует здоровье как «процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни».
В.А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Основными задачами детского сада по физическому развитию детей являются:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
- созданий условий для реализации потребности детей в двигательной активности; воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Эти задачи решаются благодаря целостной системе по сохранению физического, психического и социального благополучия детей, способствующей приобщению к ценностям здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно- образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.
В нашем дошкольном учреждении разработана комплексная система оздоровления тубинфифированных и тубвиражных детей в условиях ДОУ, представляющую фундамент для организации физкультурно – оздоровительной работы и воспитательно – образовательного процесса в режиме здоровьесбережения:
Направления работы: физкультурно – оздоровительное, медико – профилактическое, психологическое.
Физкультурно – оздоровительное направление представляет три блока.
- Воспитательно-образовательный : диагностика возрастно – половых показателей физической подготовленности детей. Физкультурные занятия, включая занятия с экологическим сюжетом и нетрадиционными техниками оздоровления, занятия по ЗОЖ, музыкально-ритмические занятия, утренняя гимнастика, пробуждения после дневного сна, оздоровительный бег, физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика. Игры и упражнения для профилактики коррекции осанки и плоскостопия. Самостоятельная двигательная активность детей.
- Оздоровительный блок: Диагностика узких специалистов (врачи УМП, физдиспансер). Занятия в секции коррекционно – профилактической гимнастики «Здоровей-ка». Использование коррекционно-развивающих упражнений в работе кружка фитбол –гимнастики « Веселый мяч» . Закаливающие мероприятия воздухом: утренний приём на воздухе; прогулки; подвижные игры. Закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожкам с различным покрытием и наполнителем); Режим проветривания. Закаливание водой: обширное умывание лица и рук, купание летом. Активный отдых: каникулы, Дни здоровья, спортивные развлечения, досуги, праздники, турпоходы.
- Коррекционно-развивающий блок: Занятия в секции коррекционно- профилактической гимнастики «Здоровей-ка». Психогимнастика по М.И.Чистяковой, Алябьевой. Самомассаж по А.М.Уманской. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. Гимнастика для глаз по Э.С.Аветисову. Игры на развитие познавательной и эмоционально- волевой сферы. Диагностика возрастно – половых показателей физической подготовленности детей.
- Медико – профилактический блок включает: Осмотр детей во время приёма. Осмотр врачом фтизиатром. Осмотр узкими специалистами. Оперативное наблюдение ЧБД, детей диспансерной группы. Мониторинг антропометрических показателей ребёнка. Лечение по назначению врача: химико-терапевтическое лечение + общеукрепляющее. Физиотерапевтические процедуры (электрофорез, ультрафиолетовое облучение, МКУЦСП «Доверие»). Профилактический прием дибазола, элеутерококка, оксалиновой мази для носа. Масляные и травяные ингаляции дыхательных путей. Поливитамины. Обеспечение рационального питания, витаминизированый второй завтрак. Витаминизация третьих блюд. Луковая и чесночная закуски. Дезинфекция групп бактерицидной лампой. Ежемесячный выпуск газет» Неболей-ка». Создание в уголках для родителей рубрик «Копилка семейного здоровья», «Советы доктора».
- Психологическое сопровождение: Индивидуальная психодиагностика: особенности психического развития, диагностика уровня готовности к школе, эмоциональное состояние, степень сформированности социальных отношений.
Коррекционно-развивающие занятия. Минутки релаксации на занятиях. Психолого-педагогическое просвещение педагогов: консультации по вопросам охраны психического здоровья ребенка, семинары, семинары-практикумы, тренинги. Информирование о результатах диагностики, с целью поиска путей дальнейшего развития ребёнка.
Психолого-педагогическое просвещение родителей: работа консультативного пункта, семейный клуб «Школа здоровья для родителей», родительские собрания, наглядная информация для родителей. Дни здоровья, День открытых дверей «Я и дома, и в саду с физкультурой дружу»; конкурсы стенгазет «Спорт в нашей семье», «Чтоб расти и закаляться!»;
конкурс «Лучший спортивный герб семьи»; конкурс коллажей «Полезная и вредная еда» и др.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры.
В работе нашего дошкольного учреждения широко применяются здоровесберегающие технологии в организованной образовательной деятельности и в режимных моментах: релаксациоционные минутки, пальчиковая гимнастика, динамические паузы между занятиями, физкультминутки, современные методики оздоровления: массаж биологически активных точек, самомассаж по Уманской, дыхательная гимнастика П.П.Бордучили, гимнастика пробуждения Н.Н.Ефименко, упражнения на коррекцию зрения и осанки. В игровой, сказочной форме дети осваивают приемы самомассажа, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, развивают двигательные навыки, знакомятся со строением тела, значением каждого жизненно важного органа для человека и т. п.
Изучение программы В.Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова «Развивающая педагогика оздоровления» помогло нам внедрить в работу с детьми такие формы оздоровления, как психогимнастику, самомассаж, мимическую гимнастику, что значительно обогатило режимные моменты, а использование нетрадиционных форм и методов оздоровления явилось средством обогащения развития личности каждого нашего воспитанника. Введение нетрадиционных форм оздоровления во все занятия позволило вовремя снимать мышечное напряжение, увеличить плотность занятий и работоспособность дошкольников. Кроме этого, вводя каждый раз что-то новое (текст, музыку и т.д.), мы способствуем не только повышению заинтересованности детей, но и развитию у них познавательных способностей.
Физическое развитие ребенка тесно связано с его познавательно-речевым и художественно-эстетическим развитием. Использование не только на занятиях, но и вне организованной деятельности различных форм оздоровления детей, развивает у них все психические процессы. Регулярное применение нетрадиционных форм оздоровления, способствует развитию у детей координационных способностей и подготовки руки к письму, а использование элементов психогимнастики помогает снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, способствует предупреждению утомляемости детей и повышению их работоспособности, развитию у них творческих способностей.
Список литературы
Береснева З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ, М., 2004
Волкова В.А. заведующий МДОУ Д/с 10 г.Лесосибирск .Создание системы мониторинга как средства управления ДОУ //Управление ДОУ №3,4, 2006.
Волкова В.А., Соколова Н.Б. Воспитательная система ДОУ М., ТЦ «Сфера» 2007.
Ввозная В.И., Коновалова И.Т. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ М., ТЦ Сфера, 2006
Гордеева В.А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ //Управление ДОУ №8, 2006.
Данилина Т.А. Взаимодействие ДОУ с социумом – М.:АРКТИ, 2004.
Волгоград. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ //Управление ДОУ №1,2004.
Зуйкова М.Б. Режим – путь к здоровью. //Управление ДОУ №1,2006.
Филиппова Л.В. Опыт социальной работы ДОУ в микрорайоне.//Управление ДОУ №4,2003.
Источник