Социальная ситуация развития ребенок общественный взрослый

Социальная ситуация развития ребенок общественный взрослый thumbnail

1.Социальная ситуация развития в дошкольном
возрасте.

2.Игра как ведущая деятельность дошкольного
возраста.
Другие виды деятельности ребенка

3.Развитие психических функций в дошкольном
возрасте

4.Особенности личности дошкольника

5.Кризис 6-7 лет, проблема готовности ребенка
к школе

1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

Социальная ситуация развития – это своеобразное сочетание
того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые
устанавливаются у ребенка с социальной средой.
В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка
от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной
ситуации развития. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга
и установленных отношений с миром взрослых людей. Центром социальной
ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый
– мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать
в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре,
как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет
смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.

2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.

Другие виды деятельности ребенка

Другие виды деятельности ребенка.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель
определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения
с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.
Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят
на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил
игры.
Структура сюжетно-ролевой игры:
В каждой игре свои игровые условия – участвующие в ней
дети, куклы, другие игрушки и предметы.
тема;
Сюжет – та сфера действительности, которая отражается
в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны
главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения
новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты
– производственные, военные и т.д.
Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более
устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только
10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в
4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники
способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые
игры у них растягиваются на несколько дней.
роль (главная, второстепенная);
игрушки, игровой материал;
игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях
взрослых, которые воспроизводятся ребенком)
Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность – режут
хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения
действий и подчас забывают о результате – для чего и для кого они это
сделали.
Для средних дошкольников главное – отношения между людьми, игровые
действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за
ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок никогда не забудет “нарезанный”
хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность
действий – сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.
Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим
из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется.
Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно
предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются
речью (“Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!”).
В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии.
Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение
логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные
действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные
отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения,
общественный смысл деятельности взрослого человека.
Роль игры в развитии психики ребенка.
1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется
соподчинение мотивов – “хочу” начинает подчинятся “нельзя”
или “надо”.
3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются
первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые
мотивы, потребность в самостоятельности).
5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование,
лепка, аппликация)

3. Развитие психических функций в дошкольном возрасте

1) Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным,
осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные
действия – наблюдение, рассматривание, поиск Дети знают основные цвета
и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают
систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко).
2) Память. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный
(сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна.
Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и
не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него
события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно)
запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает
формироваться произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание
и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в
другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении
поручений взрослых, и во время занятий – подготовки детей к школьному
обучению.
3) Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят
о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного
возраста. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники
могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные
ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего,
ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия
задачи он должен представить себе, а для этого – понять
их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна
детям. Лучший способ добиться правильного решения – так организовать
действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе
собственного опыта. А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников
о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы
плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы,
он предложил им бросать в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся
легким, большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали,
поплывет предмет или не поплывет. После достаточно большого количества
проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинали рассуждать
последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим
формам индукции и дедукции.

4) Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и
сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится
действительно родным. Развивается звуковая сторона речи.
Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения.
Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем
возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей
словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от
условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.
Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует
примерно 100 слов, в 3 года – 1000-1100, в 6 лет – 2500-3000 слов. Развивается
грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности
морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение
фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения “взрослых”
слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим
ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда
очень удачны и непременно – оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному
словообразованию часто называют словотворчеством. К.И.
Чуковский в своей замечательной книге “От двух до пяти” собрал
много примеров детского словотворчества (От мятных лепешек во рту –
сквознячок; У лысого голова – босиком; Смотри, как налужил дождь; Уж
лучше я непокушанный пойду гулять; Мама сердится, но быстро удобряется;
ползук – червяк; мазелин – вазелин; мокрес – компрес).

4. Особенности личности дошкольника

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна
в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек
и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует
снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника
настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти
до полного изнеможения.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных
процессов
. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные
и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван,
закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова,
его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал,
сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.).
Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции
становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться
и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент,
но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.
Все, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, конструирование,
подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., – должно
иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится
или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен
делать то, что ему неинтересно.
Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом,
формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется
в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если
несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти
неразрешимой для него ситуации выбора.
Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем
дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение
в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные
побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это
становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют
роль “ограничителей”.
Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение,
получение награды. Более слабый – наказание, еще слабее – собственное
обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно,
но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений
и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность.
Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий
ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами, хотя
как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.
Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые
в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали,
подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.
Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки – других детей
или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем
дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо
от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя
из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного
детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение,
пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые
он усваивает.
Самосознание формируется к концу дошкольного возраста
благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно
обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.
Самооценка появляется во второй половине периода на основе
первоначальной чисто эмоциональной самооценки (“я хороший”)
и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала
умение оценивать действия других детей, а затем – собственные
действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка
умений становится более адекватной.
Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний.
В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных
состояниях и может выразить их словами: “я рад”, “я огорчен”,
“я сердит”.
Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок
осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления
о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются
быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды;
многие девочки – аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными
в общении.
Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок
помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем:
“когда я был маленьким”, “когда я вырасту большой”.

5.Кризис 6-7 лет, проблема готовности ребенка к
школе

На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет.
Основные признаки:
1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается
переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);
2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);
3) симптом “горькой конфеты” – ребенку плохо, но он старается
этого не показать.
Психологическая готовность к школе – сложное образование,
предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной
сфер и сферы произвольности.
Обычно выделяют два аспекта психологической готовности – личностную
(мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе.
Интеллектуальная готовность включает в себя:
– ориентировка в окружающем;
– запас знаний;
– развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать,
классифицировать объекты);
– развитие разных типов памяти (образной,слуховой, механической и др.);
– развитие произвольного внимания;
Мотивационная готовность к школе включает в себя:
Внутренняя мотивация (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там
интересно и он хочет много знать), а не потому что у него будет новый
ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация).

Источник

Социальная ситуация

Социальная среда и психическое развитие

Определение ССР было введено советским психологом, основателем культурно-исторического подхода Львом Семёновичем Выготским. Автор придавал особое значение социально-культурной среде в онтогенезе психики и становлении социальной ситуации развития. В психологии этот подход занял центральное место для характеристики возрастной периодизации детского развития.

Социальная ситуация развития

В своём подходе Л. Выготский рассматривает становление психики через взаимодействие двух составляющих: естественного созревания и культурной среды. Развитие высших психических функций происходит в процессе саморазвития и обусловлено взаимодействием индивида с социумом. Овладение «психическими орудиями», знаково-символической системой (языком, письмом), культурными ценностями и требованиями общества сначала происходит во внешней деятельности, а затем переходит на внутренний уровень осознания.

ССР — понятие, которое используется для отображения уровня психосоциального развития ребёнка. Оно помогает раскрыть такие особенности социального взаимодействия:

  • объективное место ребёнка в социальных отношениях, его соответствие требованиям окружающих людей;
  • осознание своей социальной позиции и взаимоотношений с социумом.

Социальная ситуация развития это

Достижения психического развития провоцируют возникновение новых задач в социальном взаимодействии, решение которых становится содержанием психики ребёнка. Постепенно накапливаются противоречия между старой и новой социальной позицией. Окружающие люди предъявляют более высокие ожидания к возможностям ребёнка. Такие конфликты решаются в опережающем развитии необходимых способностей, мышления, памяти, внимания, самооценки, саморегуляции. В то же время они порождают много задач и внутренних конфликтов, что приводит к возрастным кризисам.

Каждый кризис приводит к возникновению психических новообразований, позволяет перейти к следующему этапу личностного развития и способствует формированию новой социальной позиции. Важно понимать, что ССР реализуется только во взаимодействии с другими людьми.

Периодизация детства

Отношения с окружающим миром складываются по-особенному в разные года жизни ребёнка. Для более структурного понимания и выделения главных признаков социального взаимодействия Л. С. Выготским была создана возрастная периодизация, согласно которой детство делится на пять больших этапов.

Младенчество (от рождения до года)

Младенец кажется совершенно асоциальным существом, но это ошибочное мнение. В этом возрасте возникает совершенно специфическая, глубокая и своеобразная социальность ребёнка, которая определяется двумя моментами:

  • младенец не в состоянии удовлетворить ни одну из жизненно важных потребностей без помощи взрослого, его первые контакты с действительностью социально опосредованы;
  • ребёнку недоступно основное средство социального общения — речь.

Эти два противоречия выступают двигателем психического развития в этом возрастном периоде.

Социальная ситуация развития в младенческом возрасте

Ребёнок остаётся биологически зависим от матери до конца младенчества, пока не научится ходить. Исходным пунктом развития сознания выступает психическая общность матери и младенца, что являет собой новообразование «пра-мы», которое Выготский назвал социальной ситуацией развития в младенческом возрасте.

Показателем состоявшейся ситуации развития «мы» является специфическая реакция на лицо матери — улыбка. Неразрывное единство проявляется в том, что ребёнок ничего не может без взрослого. Его социальное взаимодействие опосредовано ухаживающим за ним человеком: «Мы поели», «Мы погуляли». Такая неразрывность содержит в себе противоречие: ребёнку жизненно необходим взрослый, но в то же время он не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается при разрушении старой ССР.

Общение в раннем возрасте

Первый год жизни подходит к концу, и ребёнок приобретает больше самостоятельности благодаря обучению ходьбе. Ситуация слитности со значимым взрослым под названием «мы» начинает распадаться на «ребенок — взрослый».

По мере развития способности ходить увеличивается автономность ребёнка в плане общения с внешним миром. Основной потребностью на этом возрастном этапе становятся действия с предметами, что развивает пространственное ориентирование.

Стоит отметить, что все способы действия с предметами и орудиями становятся доступны ребёнку благодаря взрослому, который обучает его и поддерживает. Предметная и социальная среда перестает быть одним целым, а специфику новой ССР можно описать формулой: «ребенок — предмет — взрослый».

В процессе обучения предметным действиям ребёнок постоянно обращается к взрослому за помощью, вниманием или требованием поиграть с ним. Складывается ситуативно-деловое общение, сущностный аспект которого — деловое сотрудничество на основе предметных взаимодействий в деятельности или игре. Основными характеристиками социального общения в раннем детстве выступают:

Кто ввел понятие социальная ситуация развития

  • инициатива ребёнка в общении со старшими, желание получить внимание;
  • настойчивость в требовании от взрослого предметного сотрудничества и участия в делах ребёнка;
  • чувственное восприятие к оцениванию взрослым, различие позитивной и негативной оценки от значимого человека;
  • использование речи при взаимодействии со взрослым.

Второй и третий годы жизни характеризуются изучением выработанных человечеством способов манипуляций с предметами. Особенность ССР в этом возрасте заключается в том, что взрослый становится образцом специфично-человеческих предметных действий. Важным становится соучастие, то есть совместная практическая деятельность, а не просто манипуляции с предметами. Взрослый выступает как образец, как основное условие предметных действий для ребёнка раннего возраста.

Дошкольники: выход за пределы семьи

Ситуация совместной деятельности со взрослым распадается до начала дошкольного периода (в 3—7 лет), обогащается новыми формами и содержанием. «Система Я», которая становится центральным новообразованием, совместно с развитием речи способствует расширению круга общения.

Стремление быть как взрослый и несоответствие реальных возможностей вытекает в психическое противоречие. Общение со сверстниками приобретает более значимую роль, нежели на предыдущем возрастном этапе.

Социальная ситуация это

Психологический выход за пределы семьи формирует новую ССР, которую можно описать схемой «ребенок — взрослый (общественный)». Дошкольник начинает интересоваться взрослыми как носителями общественных функций: продавец, полицейский, воспитатель.

Подражание и желание быть «как взрослый» при объективной невозможности реализации этого желания порождает противоречие, которое решается в виде сюжетно-ролевой игры. Возможность примерять на себя разные образы, повторять действия, проигрывать воображаемую ситуацию позволяет малышу познавать мир взрослых.

Благодаря наступлению этапа сюжетно-ролевой игры появляется внеситуативно-познавательная форма общения. На первый план выступают не совместные предметные действия со взрослым, а теоретический аспект общения, информационное содержание разговора. Ребёнок видит в значимом человеке источник новых знаний, который может ответить на все вопросы и утолить познавательный интерес. Внеситуативный характер общения проявляется в том, что обсуждаются темы, не связанные напрямую с окружающим миром.

Под конец дошкольного возраста появляется внеситуативно-личностная форма общения, содержание которой сводится к миру людей, а не предметов. Ребёнка интересуют разные аспекты жизни взрослого, которые не видны ему непосредственно в этот момент.

Младший школьник и социум

Особенности школьного обучения в возрасте от 7 до 12 лет способствуют возникновению новой ССР, которая характеризуется возникновением произвольного поведения, формированием внутреннего плана действий и саморефлексии. Обучение становится ведущей деятельностью, в которой развиваются самооценка, дисциплина и контроль своих действий. Однако все эти новообразования формируются не сразу.

В первые дни школьного обучения ребёнок переживает стрессовую ситуацию, которая разрешается в период адаптации. В младшей школе многие межличностные контакты осуществляются через учителя.

Дошкольники

Именно он помогает сформировать у ребёнка навыки самостоятельного обучения, контролирует процесс приобретения знаний, умений и навыков, помогает в формировании социальной позиции школьника, организовывает сотрудничество.

Выход ребёнка за рамки семьи, расширение круга значимых взрослых — это всё формирует новую ССР, которую кратко можно описать формулой «ребенок — взрослый — задача». Социальная роль учителя обязует его предъявлять детям важные требования, контролировать их выполнение и оценивать его качество. У ребёнка формируется внутренняя позиция школьника — социально важная роль. Успехи и неудачи в учебной деятельности влияют на систему отношений со взрослыми, родителями и сверстниками.

Статус ученика и ответственного человека требует от ребёнка активизации всех психических процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления и речи. Развитие воли, целеустремлённости и саморегуляции сказывается на качестве социального взаимодействия в коллективе сверстников.

Младший школьник и социум

Подросток: стремление к взрослости

Особенность ССР в возрасте 12—17 лет заключается в личности подростка. Внешний мир остаётся неизменным: круг общения, семья, посещение школы. Изменения происходят во внутренней структуре личности и приводят к трансформации ССР.

Подросток школьник

Ведущей деятельностью у подростка становится интимно-личностное общение со сверстниками, которое является основой психосоциальной ситуации. Сильное влияние на межличностные взаимодействия оказывает самооценка подростка, которая в большей степени опирается не на своё «Я», а на мнение окружающих.

Отношения со взрослыми имеют двойственную природу. С одной стороны, подросток хочет быть независимым, с другой — не может полноценно обеспечить свою жизнь и нуждается в личностной и материальной поддержке. Этот внутриличностный конфликт разрешается в подростковом кризисе и переходе на этап юношества.

Таким образом, ССР — уникальный феномен, специфический для любого возраста. Это основной фактор и показатель психического и личностного роста ребёнка на каждом этапе развития.

Источник