Социальная ситуация развития ребенка ведущая деятельность
С психологической точки зрения ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психическое развитие.
Такое особое значение этого возраста связано с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития информации. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Три эти фактора определяют разностороннее и полноценное психическое развитие ребенка. (Немов, с. 66)
Новообразования, которые возникают к концу 1-го года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром.Социальная ситуация развития в этом возрасте такова: «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». В этом возрасте ребенок всецело поглощен предметом. Это проявляется, например, в том, как ребенок садится на стульчик или возит за собой машину – ребенок все время смотрит на этот предмет. Правда, за предметом ребенок еще «не видит» взрослого, но без него он не овладеет человеческими способами употребления предметов.
Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок, в то же время, должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе ведущей деятельности, которая рождается в период раннего возраста. Это предметная (предметно-манипулятивная) деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, т.к. мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности, как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то, что общение уже не является ведущей деятельностью в этом возрасте, оно продолжает интенсивно развиваться и становится речевым. Общение, связанное с предметными действиями, уже не может быть эмоциональным. Оно должно стать опосредствовано словом, имеющим предметную отнесенность. (Обухова, 95 г., С. 213)
За период раннего детства, примерно к 3-м годам память, восприятие, воображение и внимание начинают приобретать человеческие свойства. Но главное состоит в том, что ребенок начинает не только понимать, но и активно пользоваться языком в общении с людьми, что влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Благодаря речевому взаимодействию со взрослыми ребенок из биологического существа, индивида, к середине раннего возраста превращается в человека, а к концу периода – в личность.
Речь не только незаменима в общении для ребенка, но и играет важнейшую роль в развитии мышления. (Немов, С. 67)
Источник
1. . 2. . 3. 4. 5. 6-7 , | 1.– , , . 3- , . . ( – , ..). . , . , . 2. .. – . , , . , , . – : – , , . – ; – – , . , . , , – , .. , , . 3-4 10-15 , – , 4-5 40-50 . , . – (, ); – , ; – ( , ) – , , . – . – , , . 5- “” – , , . , , . . , (“, . !”). 2 . (3-5 ) ; . (5-7 ) , , . . 1) . 2) . – “” “” “”. 3) , ( , ). 4) (, , ). 5) (, , ) 3.1) , , , . – , , , . ( ). 2) . – , () . . – . , () . ( 4 5 ) . , . , , , – . 3) , – , . , . . , . , , – . , . – , . .. , , , . , ( , , .). , . , , . . 4) . . 7 . . . . , : , – , , , . . . 1,5 100 , 3 – 1000-1100, 6 – 2500-3000 . . ( ) ( ). 3-5 “” , . , , , – . . .. ” ” ( – ; – ; , ; ; , ; – ; – ; – ). 4.. , . . , , , . . ( , , , , , , , ; , , , , ..). , . , , , . , – , , , , , .., – , . , , , . . , , . . , . . . , . , “”. , – , . – , – . , , , , . – , , , . , . , , . – , . , , , . , , . , . (” “) . , – , . 7 . – . : ” “, ” “, ” “. , . . , , , ; – , – . . 6-7 , : ” “, ” “. 5. 6-7 ,7 . : 1) ( , ); 2) ( – , -); 3) ” ” – , . – , , . – () . : – ; – ; – ( , , ); – (,, .); – ; : (.. , ), ( ). |
Источник
Возрастной период от 1 года до 3 лет называется ранним детством. Для этого этапа характерны личностные изменения, изменения в сфере познания, в социальной ситуации развития. Отношения между ребенком и взрослым меняются, это ведет к оформлению новой социальной ситуации развития.
Социальная ситуация развития
Характеризуется появлением совместной предметной деятельности ребенка и взрослого. В процессе такого вида деятельности происходит присвоение ребенком общественно выработанных способов применения предметов. Взрослый показывает малышу, как нужно пользоваться окружающими предметами, при этом объясняя, для чего необходим предмет.
Предметная деятельность
Схему социальной ситуации можно составить следующим образом: «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Самым важным в этой триаде является предмет. В этом можно убедиться, наблюдая за ребенком, занятым каким-то предметом. Он постоянно смотрит на него. Степень сосредоточенности еще маленькая, но она достигает максимальной концентрации, и внимание ребенка сосредоточено только на объекте увлечения. Но без взрослого ребенок не в состоянии применить предмет по назначению. Взрослый является обязательным партнером предметной деятельности, образцом для подражания и источником эмоционального стимулирования. Ребенка необходимо хвалить за его успехи и достижения. Совместное действие ребенка и взрослого опосредовано предметом, отсюда появляется новая форма общения, ситуативно-деловая. Взрослый на практике сотрудничает с ребенком по поводу действий с предметами. Эта деятельность имеет мотив, им является сам предмет и его изучение. Общение заключается в том, что предметная деятельность организуется. Взрослый объясняет, показывает: как нужно правильно, для чего нужно, когда это нужно делать. В этот период общение очень активное и интенсивное, а главное, речевое.
Замечание 1
В качестве способа обучения малыша выступает «обращенный показ» – представление с предметом с вовлечением ребенка в действие.
Ко второму году жизни ребенком получена почти вся информация о предметах домашнего окружения, и он понимает, что каждый предмет для чего-то нужен. Появляется потребность выяснить функции нового предмета. Вовсе нет гарантии того, что ребенок будет употреблять предмет по назначению, но он будет знать, когда и где это нужно делать правильно. Например, малыш может что-то конструировать из карандашей, зная при этом, что они нужны для рисования и письма. Это называется предметно-манипулятивной игрой. Сначала действие и предмет являются тесно связанными, но затем происходит разделение предмета и действия. Различают три основных фазы связи предмета и действия:
- с предметом производятся любые действия;
- употребление предмета только по назначению;
- свободное употребление предмета при знании истинного назначения.
Развитие предметной деятельности
Д.Б.Эльконин выделил два направления развития предметной деятельности:
- От совместного со взрослым действия до самостоятельного выполнения. Этот путь был исследован И.А.Соколянским и А.И. Мещеряковым, которые показали, что сначала ориентация, исполнение и оценка принадлежат взрослому. Затем выполняется частичное совместное действие. И только потом, ребенок производит действие самостоятельно на основе показа, речевого указания.
- При осуществлении действия развиваются средства и способы ориентации ребенка. Данное развитие проходит несколько этапов. На первом этапе орудия используются не специфично (манипуляция предметами). Также может использоваться предмет при несформированных способах его применения. Например, ребенок знает для чего нужна кружка, но подставляет ее донцем вверх. На первом же этапе происходит овладение способами употребления. Второй этап характеризуется тем, что ребенок переносит действия с одного предмета на другой. Например, понимая как и когда нужно обувать ботинки, ребенок старается «обуть» мячик, когда собирается гулять с ним. На третьем этапе возникает игровое действие. Здесь уже взрослый не подсказывает, как нужно играть и что делать. Ребенок начинает сопоставлять свойства предметов с операциями. Здесь ведущими видами деятельности в раннем возрасте становятся орудийные и соотносящие действия.
Соотносящие действия заключаются в том, что несколько предметов приводятся во взаимодействие (собирание пирамидок, кубиков).
Определение 1
Орудийные действия – это употребление предмета при воздействии на другие предметы.
Такого рода действиями ребенок овладевает под руководством взрослого. Глядя на взрослых, дети начинают выполнять те же действия с игрушками. Заменителями могут служить и другие предметы или объекты, доступные ребенку. Это очень важный показатель развития – зарождается знаковая функция сознания. Ребенок начинает понимать, что один объект может обозначать другой, а это предпосылка становления игровой, продуктивной, учебной деятельности.
Источник
Такое особое значение этого возраста связано с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития информации. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Три эти фактора определяют разностороннее и полноценное психическое развитие ребенка.
Новообразования, которые возникают к концу 1-го года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром. Социальная ситуация развития в этом возрасте такова: «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». В этом возрасте ребенок всецело поглощен предметом. Это проявляется, например, в том, как ребенок садится на стульчик или возит за собой машину – ребенок все время смотрит на этот предмет. Правда, за предметом ребенок еще «не видит» взрослого, но без него он не овладеет человеческими способами употребления предметов.
Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок, в то же время, должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе ведущей деятельности, которая рождается в период раннего возраста. Это предметная (предметно-манипулятивная) деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, т.к. мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности, как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то, что общение уже не является ведущей деятельностью в этом возрасте, оно продолжает интенсивно развиваться и становится речевым. Общение, связанное с предметными действиями, уже не может быть эмоциональным. Оно должно стать опосредствовано словом, имеющим предметную отнесенность.
За период раннего детства, примерно к 3-м годам память, восприятие, воображение и внимание начинают приобретать человеческие свойства.
Но главное состоит в том, что ребенок начинает не только понимать, но и активно пользоваться языком в общении с людьми, что влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Благодаря речевому взаимодействию со взрослыми ребенок из биологического существа, индивида, к середине раннего возраста превращается в человека, а к концу периода – в личность.
Речь не только незаменима в общении для ребенка, но и играет важнейшую роль в развитии мышления.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
7. ( 3 67 ) 7.1. 3 67 . , . . : , , , . , , , . , .. , ( , , ), ; , . . .. , , , , , . ( , , ..). , , , , , , . , , , . 7.2. . , , . , , . – (. 7.3). , , . .. , – , – , , . , , , . – , , . . . , , . , , , . .. , , , , . , , . 7.3. , , . , . . (. 6). 6 . – . , , , . – , . . , . . – ; , . : , , , , ; (, ); (, , ); (, , ) .. , , . – , , , . , , .. : , , . , . , . , , , . , . , . . -, .. . – . – , – . . – . . , , , , , , : , . . . , . , . . , , , , . , , , . , , , . , , . . : , , , , , , , .. , . . , . , , , . – , . – , . . , , , . . 1., . , . , , , . 2. . , . ( ). , : , . . .. , – . , . , . , : , ; . 3.. , , . , , . .. . 37 , . : 1) , . , ; 2) . , , ; 3) , , . , : , . : 1) . ; 2) , . , ; 3) . . : 1) . , , , : ..; 2) . , ; 3) . : , , , , .. : , . : , , ..; 4) . , : . , . , , . : 1) , , ; 2) . . . ; 3) , . , ; 4) . , , , . . . , -, , -, , -, , . , . , .. , , . . , .. . , , , . : , , .. , . , , .. , , , . , . : , , , , , : , , , , .. -, , . . : , , , .. , .. , : , .. . , , , . , , . . 7.4. . .. , : . .. , .. , .. . : ( -), ( ) ( , ). , , . . : (-), – . , .. , , .. , , , () . , . .. : ( .., 1989). , , . , . . . , . () , . . , . .. , , – , -, . , : 1) – ; 2) – ; 3) – . .. , .. , .. . , – – – . , , , , , . . – , , – . . , – , . – , . , , . . , , . : 1) , , ; 2) , , . . .. , , : 1) , – ; 2) , , , ; 3) . , .. ; 4) , ; 5) , . ; 6) , . .. : , , . , .. -, – – . , . . 34 , , . . . . . , . . – – , , . . , , . . , 68 , 1220 . . , , . , , . . . .. , . , – , . : 1) , .. – ; 2) . . , , , . . , . 56 , . . 67 . , . , , . , 12 12, -, , , . . , , . , , . . , , . . , , . . , , , , . .. , , : () (), . . . . , , , . , . , . . – . : -, -. – . – , , , . , , . , . . 1. . , , , .. , . 2. : ; , (, – ). 3. , , , . 67 . . . . 1. . , . 2. . . , . : , , , , . . (18711938) , : 10001100 , 25003000 . 3. . . . 35 , . , , , : , , , ( .. ). 4. . , , . . , , , . , . : , , , . . . , , , . . , , (, , ), . . : , , , , . : , , . , , . . , , , , . . , , . . , , . , . , . . , . , . , -… . !. , . , , , . . . , , , , , . , . , . , , – . – , . , . , – -. . . , , , , , . . , . , . : ?. : , . , , . , , , , . , , ( ) . , , . , . , , : . . . , , . : . . . , . , , , , , – . , . – . , , , , . , , , ( , , , , ). , , . , , . , (). . , , . , . , , . (, ?, ? ..) . , . : , . , , , , , . , . 7.5. .. . 1. . , , . , , . , : , . , , ( , ) , . , , . . , , , , , , .. , . , , , . , . 2. . , , . ( ). 3. . . , , . 4. . , . .. , , , . . 5. . , – – . 6. . , , , . , . .. , . 7.6. , . . .. , , : , , ; ( .., 1991). , : , , . , , . , , . , , , , . , .. , (. 8.5). , , , , . , . .. . 5, 6 7 , . , – , – , . , , , -, . , , , . -, , . .. , : 1) , ; 2) , ; 3) . . , . . . : 1) ; 2) ; 3) ( , , ); 4) (, , ); 5) . . : , . . , , , . .. , . . , , , , , . 6 : , , , , , .= |
Источник