Социальная ситуация развития ребенка в период новорожденности
Самую главную особенность данного возраста Л.С. Выготский видит в своеобразии ситуации развития. Она создается благодаря тому, что отделяясь от матери физически, ребенок не отделяется от нее биологически. А потому существование ребенка в период новорожденности можно рассматривать как промежуточное состояние между внутриутробным и внеутробным развитием.
Специфика социальной ситуации развития определяется полной биологической беспомощностью ребенка: он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого (его кормят, купают, одевают). Таким образом, младенец – это социальное существо.
Центральные новообразования периода новорожденности
Центральным и основным новообразованием периода новорожденности Л.С. Выготский назвал индивидуальную психическую жизнь новорожденного:
Индивидуальная психическая жизнь
Индивидуальная жизнь-
существование ребенка в отрыве от организма матери.
Психическая жизнь- так
как является частью социальной жизни окружающих людей.
Сроки окончания новорожденности
Д.Б. Эльконин утверждал, что вопрос о сроках окончания новорожденности остается спорным.
Существуют три точки зрения.
1. Рефлексологическая точка зрения: период заканчивается с момента
появления у ребенка условных рефлексов (конец первого – начало
второго месяца).
2. Физиологическая точка зрения: когда ребенок восстанавливает свой
первоначальный вес, то есть с момента установления равновесия со
средой.
3. Психологическая позиция: появление у ребенка намека на
взаимодействие со средой (1,6 – 2 месяца) – комплекса оживления.
Комплекс оживления
К концу первого – началу второго месяца в психической и социальной жизни
ребенка наступает переломный момент. Его связывают со специфической
реакцией ребенка на человеческий голос. В ответ на обращения матери он
улыбается, внимательно смотрит на нее, оживленно двигает конечностями и
издает разнообразные звуки.
Картина радостного поведения младенца была названа учеными «комплекс
оживления». Этот термин был впервые введен в 20-е годы Н.М.
Щеловановым.
Комплекс оживления- позитивная эмоциональная реакция младенца,
выражаемая в мимике, в движениях, звуках, производимых ребенком.
Комплекс оживления включает 4 основных компонента:
I. Замирание и зрительное сосредоточение – долгий, пристальный взгляд
на взрослого;
П. Улыбка, выражающая радостные эмоции ребенка;
III. Двигательное оживление – движения головы, вскидывание ручек и
ножек, прогибание спинки и пр.
IV. Вокализации – вскрики, гуканье, гуление.
ФУНКЦИИ КОМПЛЕКСА ОЖИВЛЕНИЯ
РЕАКТИВНАЯ:
как реакция на радующий объект
АКТИВНАЯ:
направлена на акт общения
Таким образом, комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормального психического развития ребенка.
Новорожденность – единственный период в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде природные, инстинктивные формы поведения.
Врожденные безусловные рефлексы – это автоматические, непроизвольные ответы на определенные внешние раздражители.
ВРОЖДЕННЫЕ БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ
г | |
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ | АТАВИСТИЧЕСКИЕ |
РЕФЛЕКСЫ: | РЕФЛЕКСЫ: |
– защитные рефлексы на действия | – рефлекс Робинзона |
раздражителей (зрачковый, | (цеплятельный рефлекс) на |
мигательный рефлекс и др.) | прикосновение к ладошке ребенка |
– сосательный рефлекс на | – переступательный рефлекс |
прикосновение ко рту ребенка | – рефлекс ползанья на |
– поисковый (ориентировочный) | прикосновение к подошве ног |
рефлекс на прикосновение к щеке | – плавательный рефлекс |
ребенка | и другие |
I
I
Включаются в более сложные формы поведения ребенка
На их основе ничто человеческое не развивается, уже в первом полугодии они угасают
Источник
Содержание:
- Социальная ситуация развития в период новорожденности
- Рефлексология и физиология нервной системы
- Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка
- Заключение
Предмет: | Психология |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 25.07.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты по психологии на любые темы и посмотреть как они написаны:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
С самого начала возникает ситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым. Все условия жизни ребенка являются непосредственно социально опосредованными.
Тем не менее, социальная ситуация должна быть установлена. Единство ребенка и матери должно появиться. Единство, которое существует с самого начала, исходит от матери, а от ребенка еще ничего нет.
Ранние контакты родителей с ребенком имеют большое психологическое значение для укрепления связей, которые их связывают. Это взаимодействие особенно необходимо для несовершеннолетних матерей, людей, которые ранее не имели опыта работы с новорожденными, для матерей недоношенных детей и тех, кто подвергается риску. Но родители, усыновившие детей намного позже первых дней и недель после их рождения, могут развить такую же устойчивую привязанность к ним.
Включение отца в отношения с ребенком имеет много преимуществ. Например, оказалось, что такие дети более социально восприимчивы, чем в среднем. Однако следует помнить, что отцы, которые решили установить ранний контакт со своим ребенком, могут отличаться по некоторым другим критериям от тех, кто решил отказаться от таких отношений, поэтому мы не можем с уверенностью сказать, что именно ранний контакт вызывает положительные моменты в будущее развитие ребенка.
Социальная ситуация развития в период новорожденности
Большинство родителей, по мнению Дж. Гавирца, придают особое значение тому факту, что подкрепления (еда, любовь) предоставляются и не учитывают обстоятельства, при которых ребенок получает такую стимуляцию, и то, как эта стимуляция связана с поведение ребенка. Так, родители, которых другие считают «любящими», могут, с их точки зрения, проявлять заботу и любовь к ребенку, но такое поведение может не иметь никакого влияния на ребенка и даже, наоборот, привести к развитию неподобающего поведения.
Но могут быть случаи, когда родители, с точки зрения посторонних, реагируют равнодушно и «сухо» на ребенка, но на самом деле, взаимодействуя с ним, они создают эффективные условия для его обучения и, как следствие, дружелюбные и общительный человек воспитан.
Гевирц изучает не только то, как у ребенка формируется привязанность, но также и то, как формируется привязанность у родителей; это важно для понимания взаимодействия матери и ребенка. Младенцы доставляют взрослым бесконечное удовольствие. Разнообразные реакции ребенка – улыбка, смех, вокализация – служат положительным стимулирующим стимулом для поведения родителей, а плач может быть важным отрицательным сигналом; следовательно, прекращение плача, сопровождающее определенные действия взрослых, становится положительным подкреплением. Таким образом, младенец может формировать и затем управлять разнообразным поведением своих родителей.
Например, в поведенческом репертуаре родителей могут появляться «детские» гримасы, движения тела и бормотание, то есть реакции, которые могут вызвать подражание у ребенка, что, в свою очередь, станет подкреплением для поведения родителей. Дж. Гевирц и Д. Баер детально изучили проблему происхождения первых имитационных реакций. Гевирц считает, что первые подражательные ответы появляются случайно или в процессе обучения. Скорость, с которой эти ответы появляются, увеличивается с усилением. В определенный момент накапливается достаточное количество ранее усиливающих реакций, что приводит к появлению генерализации имитации, она становится относительно свободной от усиления.
Общение является одним из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми дети могут усвоить социально-исторический опыт человечества и реализовать им врожденную возможность стать представителями рода человеческого. Субъектом или объектом коммуникационной деятельности является другое лицо, партнер по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения является каждый раз те качества и свойства партнера, которые проявляются во взаимодействии. Отраженные в сознании ребенка, они затем становятся продуктами общения.
В то же время ребенок учится сам. Мы считаем, что у человека есть независимая потребность в общении, то есть не сводимая к другим потребностям (например, потребность в еде и тепле, впечатлениях и активности). Потребность в общении заключается в стремлении к познанию себя и других людей. Для ребенка мотив общения – взрослый. Общение со взрослыми в большинстве случаев является лишь частью более широкого взаимодействия между ребенком и взрослым, вызванного другими потребностями детей.
Первая половина жизни соответствует ситуативному и личному общению. Эта форма общения может наблюдаться, когда дети еще не овладели цепкими движениями сфокусированного характера. Взаимодействие со взрослым разворачивается в первые месяцы жизни ребенка на фоне какой-то общей жизненной активности: ребенок еще не обладает адаптивным поведением, все его отношения с внешним миром опосредуются отношениями с близкими взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его основных органических потребностей. Операции, с которыми осуществляется общение, относятся к категории выразительно-мимических средств общения.
Ситуационно-личностное общение имеет большое значение для общего психического развития ребенка. Внимание и доброжелательность взрослых вызывают у детей яркие радостные переживания, а положительные эмоции повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его функции. В целях общения детям необходимо научиться воспринимать эффекты взрослых, а это стимулирует формирование перцептивных действий у младенцев в зрительных, слуховых и других анализаторах. Усвоенные в «социальной» сфере, эти приобретения затем начинают использоваться для знакомства с объективным миром, что приводит к общему значительному прогрессу в познавательных процессах у детей.
Отсутствие общения в этот период влияет негативно. Разлучение ребенка с матерью вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что оставляет неизгладимый отпечаток на всей его жизни. Разлучение с матерью влияет на развитие познавательных функций, эмоциональное развитие ребенка. А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отметил, что способность ребенка любить других связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме это выражалось.
Рефлексология и физиология нервной системы
Новорожденный ребенок, наряду с врожденными простыми и сложными специфическими рефлексами и общими неспецифическими реакциями, имеет врожденные реакции доминантного типа – это пища доминантная и позиционная доминантная.
Первым значительным этапом развития ребенка является появление доминант с других воспринимающих поверхностей, из которых наиболее значимы визуальные и слуховые доминанты.
Для развития и дальнейшего совершенствования этих доминант важно использовать их под воздействием внешних воздействий.
Последующие доминанты органа зрения и слуха развиваются на основе постепенного функционального осложнения изначально локальных рефлексов, которые уже получены у новорожденного с одних и тех же воспринимающих поверхностей.
Доминантные взаимосвязи функционирования сложных нервных механизмов являются основными условиями формирования дифференцированных моторных реакций, которые формируются на основе преимущественно существующих общих двигательных реакций и простых рефлексов, а также посредством формирования новых функциональных связей, что приводит к появлению более высоких реакций, таких как комбинационные рефлексы в области движений.
Время и порядок формирования генетически ранних комбинационных рефлексов соответствуют таковым в возникновении доминант. Установление новых функциональных связей, то есть формирование комбинационных рефлексов, возможно только при наличии доминантных процессов общего характера (концентрации), которые происходят не только в коре полушарий, но и одновременно в нижележащих частях нервной системы, а потому механизм комбинационных рефлексов не ограничивается только корковыми процессами. Поэтому на формирование комбинированных рефлексов и их работу влияют также подкорковые области, а также иннервируемые ими другие части тела: сосудистая система, железы и т.д. Также необходимо допустить возможность образования новые связи в подкорковых отделах, как, например, появление уже в течение первого месяца пищевой реакции в положении кормления.
В качестве одной из существующих проблем генетический метод ставит проблему развития бодрствования как функционального состояния, которое является основной предпосылкой всех высших реакций в целом.
В генезисе состояние сна является первичным или, скорее, отсутствие бодрствования, поэтому при генетическом исследовании представляется возможным проследить как количественное увеличение бодрствования, так и выяснить внешние и внутренние условия его возникновения. и развитие. Из этого ясно, что проблема сна может быть полностью решена только в связи с выяснением характера бодрствования, поскольку сон возникает, когда устраняются условия, необходимые для возникновения и поддержки бодрствования.
Безусловные рефлексы и их значение для развития ребенка
Ребенок рождается с определенной готовностью нервной системы адаптировать организм к внешним условиям. Итак, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие функционирование основных систем организма (дыхание, кровообращение).
В первые дни, также можно отметить следующее. Сильное раздражение кожи (например, инъекция) вызывает защитный отскок, мерцание предмета перед лицом – мигание, резкое увеличение яркости света – сужение зрачка и т. д., эти реакции являются защитными рефлексами.
Помимо защитных, у новорожденных можно обнаружить реакции, направленные на контакт со стимулом. Это ориентировочные рефлексы.
Наблюдения показали, что уже в период с первого по третий день сильный источник света вызывает вращение головы. Также доказано, что уже в первые дни новорожденные обычно следуют за медленно движущимся источником света. Приблизительно пищевые рефлексы также легко запускаются. Прикосновение к уголкам губ и щек заставляет голодного ребенка находить поисковую реакцию: он поворачивает голову к раздражителю, открывает рот.
Помимо перечисленных, у ребенка обнаруживаются еще несколько врожденных реакций: сосательный рефлекс – ребенок сразу начинает сосать предмет, заложенный в его рот; броский рефлекс – касание ладони вызывает захватывающую реакцию; рефлекс отталкивания (ползания) – при прикосновении к подошве ног и некоторых других рефлексах.
Таким образом, ребенок вооружен определенным количеством безусловных рефлексов, которые проявляются в самые первые дни после рождения. В последние годы ученые доказали, что некоторые рефлекторные реакции появляются еще до рождения. Итак, через восемнадцать недель у плода формируется сосательный рефлекс.
Большинство врожденных реакций необходимы для жизни ребенка. Они помогают ему адаптироваться к новым условиям существования. Благодаря этим рефлексам у новорожденного становится возможным новый тип дыхания и питания. Если до рождения плод развивается за счет тела матери (через стенки сосудов плаценты – место ребенка – питательные вещества и кислород поступают в кровь плода из крови матери), то после рождения ребенка организм переходит на легочное дыхание и так называемое оральное питание (через рот и желудочно-кишечный тракт). Эта адаптация происходит рефлексивно. После того, как легкие наполнены воздухом, вся ритмичная мышечная система включается в ритмичные дыхательные движения. Дыхание легко и спокойно. Питание происходит через сосательный рефлекс.
Врожденные действия, включенные в сосательный рефлекс, сначала плохо координируются друг с другом: когда ребенок сосет, он задыхается, задыхается, и его сила быстро истощается. Вся его деятельность направлена на сосание ради сытости. Установление рефлекторного автоматизма терморегуляции также очень важно: организм ребенка все больше приспосабливается к изменениям температуры.
Новорожденный – единственный период в жизни человека, когда в чистом виде можно наблюдать проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, еде, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, стать основой умственного развития – они только обеспечивают выживание ребенка.
У ребенка, в отличие от детенышей животных, существующие безусловные рефлексы не обеспечивают появления человеческих форм поведения, в то время как сложный набор безусловных рефлексов детенышей животных позволяет взрослому развиваться с активными защитными, охотничьими, материнскими и другими реакциями, необходимыми для нормальное существование.
Исследования показали, что при относительно небольшом наборе врожденных реакций ребенка на внешние раздражители возникает множество рефлексов, на основе которых ничего не развивается. Это атавистические рефлексы, наследство, полученное ребенком от предков животных. Таковы броский рефлекс и рефлекс ползания. Движения, связанные с этими рефлексами, исчезают в будущем. Броский рефлекс заключается в том, что ручка сжимается в кулак в ответ на раздражение ладони.
Заключение
Движения ребенка, необходимые для его умственного развития, для развития способности взаимодействовать с внешним миром, формируются не на основе этого броского рефлекса, а на основе хватания, возникающего при раздражении пальцев. Захватывающий рефлекс угасает, прежде чем хватка начинает обретать форму. Рефлекс ползания при сосредоточении на подошвах также не является отправной точкой для развития самостоятельного движения в космосе.
Как показали наблюдения, подлинное ползание начинается не с отталкивания ногами, а с движения рук: ребенок тянется к объекту, который привлек его внимание, «переходит» руками и движется вперед. Захват и ползание начинают формироваться не в неонатальном периоде, а гораздо позже, когда ребенок взаимодействует со взрослым, который заставляет и тренирует эти действия.
Таким образом, ребенок гораздо менее «вооружен» врожденными формами поведения, чем детеныш животного. У ребенка все человеческие формы поведения еще должны быть сформированы.
Источник