Социальная ситуация развития ребенка эльконин

Социальная ситуация развития ребенка эльконин thumbnail

Вряд ли кто-то будет отрицать, что все дети разные, правда? У трёхлетнего ребёнка мотивы, потребности и способы развития совсем не такие, как у пятнадцатилетнего подростка, хотя и первого, и второго мы считаем детьми.

Совершенно естественно, что учёные и психологи всегда пытались каким-то образом систематизировать этапы развития, выделить общие закономерности в освоении жизненных уроков. Множество известных больших умов пытались поделить человеческое детство и вообще всё существование на отдельные периоды, которые были бы справедливы для всех. Среди них и швейцарский психолог и философ Жан Пиаже, и выдающийся американский психиатр Милтон Эриксон, и всем известный австрийский психоаналитик и невролог Зигмунд Фрейд.

Отечественная психология не отставала от мировых тенденций, и в педагогической сфере особенно громко прозвучало имя Даниила Борисовича Эльконина, всю свою жизнь посвятившего проблемам игры, а также периодизации игровой деятельности и всего психического развития ребёнка. Основным вкладом Эльконина в советскую и мировую педагогику стала разработка им и еще несколькими учёными в 50-60-х годах новой системы «развивающего обучения» и её внедрение в процесс обучения советских, а затем и российских школьников. Наиболее успешным опытом практической реализации Эльконинской системы был разработанный в девяностых годах Людмилой Петерсон непрерывный курс математики «Учусь учиться» для младшей и средней школы.

Но вернёмся к периодизации. Эльконин систематизировал этапы развития личности ребёнка от момента его рождения практически до совершеннолетия. После этого возраста периодизация уже не может быть полностью универсальной, ведь во взрослой жизни слишком много внешних факторов, просчитать которые не представляется возможным. Однако в тот период, который принято считать детством, каждый человек проходит в большей или меньшей степени одинаковые этапы психологических изменений. Для каждого возраста Элькониным описаны общие признаки и даже некоторые критерии для их объективной оценки.

По мнению Даниила Борисовича, особенности выявления отдельных периодов развития психики имеют огромное, почти фундаментальное значение не только для возрастной, но и для всей психологической науки в целом. Подробное изучение этой проблемы чрезвычайно важно, ведь оно поможет выделить движущие силы развития ребёнка на каждом из этапов, а это, в свою очередь, будет способствовать оптимизации педагогической системы и качественному улучшению воспитания. Когда родители чётко осознают мотивацию своего ребёнка и его потребности в данный период времени, они обеспечивают ему условия для гармоничного естественного развития.

Итак, в основе периодизации Эльконина лежит идея постепенной смены типов ведущей деятельности. Деятельность ребёнка на каждом конкретном этапе развития приводит к некоторым психологическим новообразованиям. Периоды делятся на:

–  ориентированные на освоение мотивационной стороны той или иной деятельности. В эти периоды ребёнок изучает человека, его мотивы и делает для себя выводы относительно человеческого поведения;

– направленные на овладевание техническими и операционными особенностями деятельности. Здесь фокус внимания детей сосредоточен на предметах и конкретных навыках взаимодействия с ними.

Эльконин выделил три обширных этапа развития:

1. Раннее детство;
2. Детство;
3. Подростковый возраст.

Каждый большой этап делится на два периода, в которых поочередно сменяется ведущая деятельность ребёнка. В каждый из периодов либо формируется эмоциональная составляющая и личные особенности, либо техническая сторона, навыки и интеллектуальная сфера.

Для удобства характеристики каждого из периодов Эльконин ввёл несколько основных критериев.

Социальная ситуация развития. Здесь рассматриваются внешние непосредственно окружающие ребёнка социальные условия, так или иначе влияющие на формирование определённых психических феноменов и отношений;

Ведущая деятельность. Здесь описывается тип активности, который доминирует на данном этапе развития. Именно он сейчас имеет наибольшее влияние на детскую психику;

Кризис. Ситуация, когда формирование какого-то одного аспекта психики сильно уходит вперёд, тогда как недостаточный навык в неактивном на данном этапе виде деятельности начинает тормозить весь процесс развития. Здесь происходит резкое изменение в психической составляющей жизни человека. Положительное прохождение кризиса позволяет выйти на качественно новый уровень развития;

Новообразования. Они появляются при положительном прохождении кризиса. Это некоторые выводы или новые навыки, которые являются конечной точкой периода, его естественным логическим завершением.

Теперь уже можно поговорить и непосредственно о самой периодизации.

Раннее детство

Социальная ситуация развития ребенка эльконин

Сначала у детей появляется комплекс оживления на появление взрослого, дети могут улыбаться, начинать активно двигаться при виде людей. До полугода эта деятельность общения развивается, малыш начинает узнавать маму. Взрослые пытаются развивать моторику ребёнка: дают игрушку, включают его в общение через предметы, пытаются взаимодействовать с ним посредством игрушек и погремушек. К концу этого периода у детей может возникать потребность в вербальном общении.

Социальная ситуация: в этом возрасте ребёнок уже отлучён от собственной матери в физическом смысле, хотя и имеет с ней практически неразрывную тесную психологическую связь и зависимость от неё.

Ведущая деятельность: эмоциональное общение и взаимодействие со значимыми взрослыми. Дети устанавливают первичный контакт и начинают формировать доверие.

Кризисы: 1) до двух месяцев – отлучение от матери, физиологическое отделение от нее, то есть изменение внешних условия развития; 2) около одного года – уход от неразрывного состояния зависимости от матери к большей самостоятельности.

Новообразования: перестройка организма и его адаптация к новому типу жизнедеятельности, созревание индивидуальных психологических особенностей.

Социальная ситуация развития ребенка эльконин

Малыш начинает активно исследовать мир вокруг себя. Он открывает и закрывает дверь, играет с песком, начинает самостоятельно орудовать ложкой и пить из чашек. Сейчас ребёнок посвящает почти всё своё время предметным действиям и выстраивает своё личностное общение с помощью игрушек и вещей.

Социальная ситуация: обретение первой в жизни автономности и свободы передвижения, малыш становится всё более самостоятельным и в какой-то степени независимым.

Ведущая деятельность: предметная. Манипулирование игрушками и вещами, формирование речевых навыков.

Кризисы: 3 года – вместе с независимостью и самостоятельностью растут и требования малыша, но в силу того, что эмоционально он еще не очень развит, свои потребности может выражать пока только капризным и деспотичным поведением, а также явными негативными эмоциями по отношению ко взрослым решениям, которые не совпадают с его желаниями. К трём годам всё чаще звучит местоимение «Я».

Новообразования: формируется самосознание малыша. Стремление к самостоятельности, овладевание навыками, напоминающими «взрослые».

Детство

Социальная ситуация развития ребенка эльконин

Стремление к самостоятельности приводит к ролевым играм, имитирующим «взрослую» деятельность. Здесь ребёнок активно повторяет за близкими взрослыми, примеряет на себя их социальные роли и поведение. Он изучает межличностные отношения людей в процессе труда, и к концу этого периода у него формируется потребность занять какую-либо значимую социальную позицию.

Социальная ситуация: ребёнок больше времени посвящает не совместным играм, а самостоятельной деятельности.

Ведущая деятельность: изучение сюжетно-ролевых игр и отношений.

Кризисы: 6-7 лет – формирование некоторых особенностей внутренних переживаний. Теперь внутренние переживания могут влиять на поведение. Самый простой пример – угрызения совести.

Новообразования: понимание взаимодействий человека и социума, формирование ценностной системы «хорошо-плохо», установление отношений ребёнка и общества.

Социальная ситуация развития ребенка эльконин

К началу данного периода у детей появляется потребность учиться. И именно в этот период эта потребность и должна удовлетвориться. Ребёнок учится читать и писать, развивает свои навыки и интеллектуальные способности. Начинается активная практика взаимоотношений с людьми.

Социальная ситуация: новые социальные взаимоотношения с людьми вне семьи.

Ведущая деятельность: непосредственно учебная активность и интеллектуальное развитие.

Кризисы: 12 лет – возникновение чувства взрослости и потребность в отношении к себе как к равному со стороны взрослых.

Новообразования: возникновение представлений о себе, как о взрослом человеке, потребность в самоутверждении.

Подростковый возраст

Социальная ситуация развития ребенка эльконин

Здесь подросток примеряет на себя роли «взрослого». Он активно сравнивает себя с другими людьми, выявляет общности, на основе чего образуются объединения, проявляются лидерские качества, если они есть. Подростки перестраивают свои отношения и деятельность. Активно исследуется интимно-личностные аспекты и эмоциональные отношения со сверстниками.

Социальная ситуация: общение с ровесниками, нежелание взаимодействовать со взрослыми.

Ведущая деятельность: глубокое личное эмоциональное взаимодействие со сверстниками, освоение правил и норм поведения в социуме.

Кризисы: 15 лет – начинает формироваться самосознание и эго.

Новообразования: осознание собственной индивидуальности и способность к анализу собственных чувств и действий, рефлексия.

Социальная ситуация развития ребенка эльконин

Это период юности. Здесь ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования и самоактуализации. На этом этапе подростку важно иметь представление о том, кем он хотел бы стать в личностном и профессиональном плане.

Социальная ситуация: необходимость планирования будущего, поступления в университет и выбора профессии.

Ведущая деятельность: начало профессионального становление, приобретение первых необходимых профессиональных навыков.

Кризисы: 17 лет – нервное напряжение в связи со сложным самоопределением и вступлением во взрослую жизнь.

Новообразования: формирование мировоззрения, собственной ценностной системы и планов на будущее.

Итак, это принятая у нас в стране периодизация психического развития. Конечно, она имеет и плюсы, и минусы.

К плюсам можно отнести то, что она позволяет вывить ведущий тип деятельности ребёнка на каждом этапе его развития и, отталкиваясь от этого, формировать обучение. Также эта периодизация даёт возможность рассмотреть процесс развития как восходящую спираль, что помогает выявить связи, возникающие между отдельными периодами.

Самой главной причиной критики этой теории является её социальная направленность. Оно и понятно, ведь эта периодизация была разработана во времена Советского Союза, и она учитывает психическое развитие детей исключительно в рамках общества. Сегодня, конечно, гораздо более популярен индивидуальный подход к развитию.

Получается, что в рамках отношений между обществом и ребёнком периодизации Эльконина практически нет равных, но всегда нужно учитывать еще и особенности каждой маленькой уникальной личности, чтобы как можно более совершенно сформировать процесс её обучения.

Источник

    Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина. В помощь родителям.

Детство является периодом самого интенсивного и бурного развития в жизни человека. Малыш познает мир, активно впитывает знания и формируется как личность.

Исследования специалистов направлены на получение новой информации для создания максимально комфортных условий всестороннего развития ребёнка и преодоления различных кризисов в каждый возрастной период его развития. Полученные знания собраны в отдельной области Психологии – Возрастная психология детей. Она подразделяется по конкретным возрастам и изучает саму динамику процессов психики в определенный период развития. 

    Наиболее известной в российской психологической науке является возрастная периодизация Даниила Борисовича Эльконина, основанная на подходе к психологии развития, сложившемся в школе метра психологии Л.С.Выготского.

   Изучая психику ребенка от рождения до 7 лет, Д. Б. Эльконин неизменно проводил свои работы и ориентировал исследования многочисленных учеников в определенном направлении: раскрыть роль и значение совместной деятельности ребенка со взрослыми, их деятельностного общения в его психическом развитии. В этой области Д. Б. Эльконин сделал многое — долгое время его считали специалистом именно по дошкольной психологии, поскольку он занимался проблемами детской игры, развития речи, сознания и личности дошкольников.

Д.Б.Эльконин так формулирует закон периодичности:

“К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой”.

Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка.

Эпоха раннего детства (до 3 лет).

1. Младенчество (до 1 года). Здесь ведущий вид деятельности – эмоциональное общение. В 2-2,5 месяца у ребенка появляется комплекс оживления на появление взрослого: улыбка, двигательная реакция и т.д. К 6 месяцам эта деятельность общения развивается, ребенок узнает маму. Взрослые развивают руку ребенка: дают ему игрушку, включают его в общение через предмет, ведущее к действиям с пред метом. К году у ребенка начинает возникать потребность в вербальном общении.

На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к собственно предметным действиям, к началу формирования гак называемого практического, или сенсомоторного интеллекта.

2. Ранний возраст (собственно раннее детство) (1-3 года). Здесь ведущий вид деятельности – предметно-манипуляторный. Ребенок открывает и закрывает дверь, пересыпает песок и т.д. Он овладевает действиями с ложкой, карандашом, ведром, носовым платком и др. Это операционально-техническая фаза.

В этот период времени предметные действия служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов. Общение, в свою очередь, опосредуется предметными действиями ребенка и практически не отделено от них. Но к 3 годам ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми и заявлять: “Я”, “Я сам”.

Эпоха детства (3-11 лет).

3. Дошкольное детство (3-6 лет). Стремление к самостоятельности выводит ребенка паролевую игру, имитирующую отношения людей в процессе труда. Благодаря игровым приемам ребенок принимает на себя роль взрослого и моделирует в игре их межличностные отношения.

Таким образом, ролевая игра, объединяя общение и предметную деятельность, обеспечивает их совместное влияние на развитие ребенка. У него возникает потребность занять новую социальную позицию, и к концу этого периода у ребенка появляется стремление чему-то научиться, он хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки, тянется к учению.

4. Младшее школьное детство (7-11 лет). Это фаза операционно-технической деятельности, в основном деятельности учебной. Ребенок учится читать, писать. В процессе учения формируются интеллектуальные и познавательные способности, развивается система отношений ребенка с окружающими – его собственная практика взаимоотношений с другими людьми. Но приходит время, и он хочет подражать поведению взрослых; хочет равноправного отношения к себе. Наступает следующая эпоха

Эпоха подросткового возраста (11-17 лет).

5. Младший подростковый возраст (11-14 лет). Появляется новая деятельность – деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с равными себе по возрасту детьми, появляются лидеры. Возникает “чувство взрослости” – особая форма новообразования сознания, через которое под росток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельность и отношения.

Здесь важно, чтобы круги общения ребенка не выходили из-под контроля взрослых – “трудный возраст”, “переломный возраст”

6. Ранняя юность (15 – 17 лет). Ведущая деятельность – учебно-профессиональная деятельность. В этот период происходит освоение профессиональных навыков и умений. Операционная деятельность преобладает.

Таким образом, психическое развитие осуществляется в процессе закономерной смены ведущего типа деятельности. Переходы от одного периода к другому сопровождаются значительными трудностями в отношениях взрослых и детей, так как ребёнок «заявляет» о своих новых потребностях или умениях. Эти переходные периоды названы кризисами возрастного развития.

                                                          Педагог-психолог Гент И.Л.

Источник

УДК 159.9

Барсукова Анастасия Евгеньевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
студентка 2 курса

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема возрастной периодизации по Д.Б. Эльконину, ведь до сегодняшнего дня проблема возрастной периодизации остается актуальной.

Ключевые слова: возрастной период, Д.Б.Эльконин, периодизация, периоды, психическое развитие

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Барсукова А.Е. Возрастная периодизация психического развития по Даниилу Борисовичу Эльконину // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/06/92580 (дата обращения: 12.01.2021).

Споры о концепциях периодизации человеческого развития были всегда в возрастной психологии.

Периодизация является центральным и наиболее важным вопросом. Существуют множество концепций возрастной периодизации, которые базируются на различных критериях периодизации, поэтому выделяются разные периоды в жизни человека. Но именно определение периода и может помочь в установлении состояния личности. Периодизация незаменима Период для нас незаменим, с помощью него мы должны правильно определить стадию развития человека, потому что каждому периоду соответствует свой кризис, проблемы, а также особенности. Подход к человеку должен быть соответствующим тому периоду, в котором он находится.

Разделение процесса развития человека на периоды дает возможность лучше понять концепцию самого себя. Определение периодов и их содержание, их временные рамки однозначно трактуются понятием автора периодизации о самых значительных, важных сторонах развития. Выделяют три типа развития: биологическое, психическое и личностное. Периодизация психического развития – выделение общих законов в развитии человека. Каждый временной отрезок имеет определенную ценность и занимает определенное место в жизненном цикле развития человека, при помощи этого временного отрезка мы достигаем каких-либо результатов.

В данной статье мы рассмотрим возрастную периодизацию, представленную в таблице по Эльконину Даниилу Борисовичу, в таблицу будут входит такие критерии, как: социальная ситуация развития, психологические новообразования, ведущий вид деятельности и ведущая потребность. Эльконин Даниил Борисович – доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, автор теории периодизации психического развития, он принадлежит к той славной плеяде советских психологов, которая составляет костяк всемирно известной научной школы Л. С. Выготского.

В своей работе он выделяет 6 периодов: младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и раннюю юность.

Таблица 1.

Возрастной периодСоциальная ситуация развитияПсихологические новообразования
Младенческий возраст

(2мес. – 1год)

Ребенок-взрослый;

«пра-МЫ» – ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого

-формирование базового доверия к миру;

-зрительное и слуховое сосредоточение;

-познание собственного тела;

-различение близких и посторонних;

-акт хватания;

-формирование предметного восприятия;

-манипулятивные действия;

-подражание;

-указующий жест;

-соотнесение предмета с названием;

-подражание действиям взрослого;

-автономная речь;

-овладение ходьбой;

-гипобулические аффективно-волевые реакции

Ранний возраст

(1-3 лет)

Ребёнок – предмет-взрослый;

Познание мира человеческих предметов;

Ситуация совместной деятельности ребёнка и взрослого через предметы:

-развитие речи;

-развитие предметного восприятия;

-зарождение самосознания;

-развитие памяти;

-гордость за достижения;

-наглядно-действенное мышление;

-сравнение своего действия с действием взрослого;

-возникновение игрового действия;

-развитие первичной половой идентичности;

-стремление к самостоятельности и -независимости от взрослого;

-появление страхов;

-развитие воображения;

-становление «системы Я» и самооценки

Дошкольный возраст

(3 – 7 лет)

Ребенок – предмет взрослый

«ребенок — взрослый (обобщенный, общественный)». Обобщенный взрослый — это носитель общественных функций.

Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка

-возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения (высказывание детей о солнце, луне, звездах и т.д.);

-возникновение первичных этических инстанций (что такое хорошо и что такое плохо);

-появление соподчинения мотивов (преобладание обдуманных действий над импульсивными);

-поведение становится произвольным (т.е.поведение опосредованное определенным представлением);

-возникновение личного сознания (возникновения сознания, своего места в системе отношений со взрослыми);

-появление внутренней позиции школьника (формирование сильной познавательной потребности и стремление попасть в мир взрослых);

-развитие самооценки (разделение Я-реального, Я-идеального, Я-зеркального)

-воображение (основано на памяти)

-доминирующая психическая функция – память

-произвольное поведение (контекстная речь, психологическая готовность к школьному обучению) (личностная готовность, интеллектуальная, волевая, коммуникативная составляющая)

Младший школьный возраст

(6-7 до 12 лет)

Социальный статус школьника (ситуация обучения).

«Ребенок – родитель» и «ребенок – учитель» (главная система отношений)

– память приобретает ярко выраженный познавательный характер: хорошо развивается механическая и логическая память;

– идет интенсивное формирование приемов запоминания;

– происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом, развивается синтезирующее восприятие;

– развивается произвольное внимание;

– развивается способность к самоорганизации, осваиваются приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка;

– формируется способность сосредоточиваться на не интересных вещах;

– развивается наглядно-образное мышление;

– начинает развиваться теоретическое мышление;

– рефлексия, анализ, внутренний план действий:

– активно развивается словесно-логического мышление;

– формируются элементы трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности;

– мотивы: учебно-познавательный, социальное одобрение, широкие социальные мотивы, занять место среди сверстников, достижения, избегания неудач;

– развиваются высшие чувства ( эстетические, моральные и нравственные).

Подростковый возраст

(11-12-15 лет)

К началу подросткового возраста складываются две системы общения:

«Подросток – взрослый»

и «Подросток – сверстник»

Отношения взрослого с подростком строятся на основе:

– дружбы

– сотрудничества

-уважения

-доверия

– удовлетворение

Главное общность интересов и сотрудничество

Отношения сверстника с подростком строятся на основе:

– Положение равенства-Тождественно положению взрослого в мире взрослых
– Является источником сотрудничества в разных видах деятельности
– Общение приносит удовлетворение

– стремление к общению со сверстниками (“группированию”),

-стремление к самостоятельности и независимости

– стремление занять значимую позицию в обществе

-появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями.

-учение приобретает для многих подростков личностный смысл.

– в моральной сфере отмечается переоценку нравственных ценностей

– возникновение и развитие самосознания.

– самооценка подростка, строится на основе отдельных поступков

– с развитием самосознания у подростков развивается стремление «быть» и что-то значить.

– начинают формироваться элементы теоретического мышления.

– рассуждения идут от общего к частному.

-подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач.

-развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение.

– развивается рефлексивное мышление.

-используется преимущественно логическая память.

– «эгоцентрическая доминанта» – интерес подростка к собственной личности;

– «доминанта дали» – установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;

– «доминанта усилия» – тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям.

– «доминанта романтики» – стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

-формирование рефлексии (рефлексивная задача “Кто я?”).

– чувство взрослости;

– легкое возникновение эмоциональной напряженности.

Ранняя юность (с 15 до 18 лет) – Юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым.

– Роли, выполняемые юношей, качественно отличаются от ролей взрослых, и это ясно сознают обе стороны.

– Юноша начинает задумываться о выборе будущей профессии. Материально он еще находится на иждивении родителей.

– Личностное определение характеризуется развитием самосознания, влиянием значимых взрослых и формированием системы взглядов, убеждений, построение модели своего будущего.

В этом возрасте продолжают развиваться познавательные процессы. Однако сколько-нибудь существенных, кардинальных изменений не наблюдается.

самоуважение – обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. Уровень самоуважения формируется под влиянием оценок окружающих людей и собственной оценки своих внешних данных, психических сил и способностей

закладываются основы мировоззрения: происходит формирование ценностных ориентаций, углубление нравственного сознания, рост социального и познавательного интереса к наиболее общим принципам мироздания, универсальным законам развития природы и общества

Таблица 2.

Возрастной периодВедущий вид деятельностиВедущая потребность
Младенческий возраст

(2мес. – 1год)

Непосредственное эмоциональное общение со взрослымдо 6 мес.- потреб­ность в доброжелательном внимании взрослого.

с 6 месяцев-Потребность в общении со взрослым

 Ранний возраст

(1-3 лет)

Предметно-орудийная (предметно-манипулятивная)Потребность в освоении предметного мира Познавание окружающего мира через действия с предметами (требования и просьба поиграть вместе)
Дошкольный возраст

(3 – 7 лет)

Сюжетно-ролевая игра.

Игра помогает воспроизвести основные смыслы человеческой деятельности и усваивать те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии.

4 линии влияния игры на психическое развитие:

-развитие мотивационно – потребностной сферы

-преодоление познавательного эгоцентризма

-развитие идеального плана

-развитие произвольности действий

Потребность в общении(усвоение соц. Опыта), во внешних впечатлениях(развитие познавательных способностей), в движениях(овладение системой разнообразных навыков и умений)
Младший школьный возраст

(6-7 до 12 лет)

Учебная деятельность.

В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Потребности в общении с людьми, во взаимопонимании и сопереживании, в познании.

Потребность в свободных действиях и движении, потребность познания действительности в новых впечатлениях.

Подростковый возраст

(11-12-15 лет)

Д.Б. Эльконин выделял интимно-личностное общение,
Д. И. Фельдштейн — общественно полезную деятельность,В.В. Давыдов —общественно значимую деятельность
потребность в общении со сверстниками,

потребность в самоутверждении,

потребность найти свое место в обществе – быть “значимым”

потребность в отношении к себе как ко взрослому

Ранняя юность

(с 15 до 18 лет)

Учебно-профессиональная

Это деятельность, составляющая базу для психологически обоснованного и компетентного выбора будущей профессии. Для того чтобы стать личностно образующей и профессионально ориентированной, ведущая деятельность должна быть вариативной и дифференцированной.

 Потребность самоопределения:

-потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознания себя в качестве члена общества.

-готовность к вступлению в новую жизнь.

Потребность в достижениях.

Библиографический список

  1. Общедоступный портал для студентов. URL: https://studopedia.ru/
  2. МойДокс.ру. URL: https://mydocx.ru/
  3. Интернет помощник. URL: https://helpiks.org/
  4. Учебник по возрастной психологии. URL: https://college4.ru/attachments/article/40/hilko_m_e_tkacheva_m_s_vozrast.pdf

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Барсукова Анастасия Евгеньевна»

Источник