Социальная ситуация развития ребенка 3 лет
Возрастной период от 1 года до 3 лет называется ранним детством. Для этого этапа характерны личностные изменения, изменения в сфере познания, в социальной ситуации развития. Отношения между ребенком и взрослым меняются, это ведет к оформлению новой социальной ситуации развития.
Социальная ситуация развития
Характеризуется появлением совместной предметной деятельности ребенка и взрослого. В процессе такого вида деятельности происходит присвоение ребенком общественно выработанных способов применения предметов. Взрослый показывает малышу, как нужно пользоваться окружающими предметами, при этом объясняя, для чего необходим предмет.
Предметная деятельность
Схему социальной ситуации можно составить следующим образом: «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Самым важным в этой триаде является предмет. В этом можно убедиться, наблюдая за ребенком, занятым каким-то предметом. Он постоянно смотрит на него. Степень сосредоточенности еще маленькая, но она достигает максимальной концентрации, и внимание ребенка сосредоточено только на объекте увлечения. Но без взрослого ребенок не в состоянии применить предмет по назначению. Взрослый является обязательным партнером предметной деятельности, образцом для подражания и источником эмоционального стимулирования. Ребенка необходимо хвалить за его успехи и достижения. Совместное действие ребенка и взрослого опосредовано предметом, отсюда появляется новая форма общения, ситуативно-деловая. Взрослый на практике сотрудничает с ребенком по поводу действий с предметами. Эта деятельность имеет мотив, им является сам предмет и его изучение. Общение заключается в том, что предметная деятельность организуется. Взрослый объясняет, показывает: как нужно правильно, для чего нужно, когда это нужно делать. В этот период общение очень активное и интенсивное, а главное, речевое.
Замечание 1
В качестве способа обучения малыша выступает «обращенный показ» – представление с предметом с вовлечением ребенка в действие.
Ко второму году жизни ребенком получена почти вся информация о предметах домашнего окружения, и он понимает, что каждый предмет для чего-то нужен. Появляется потребность выяснить функции нового предмета. Вовсе нет гарантии того, что ребенок будет употреблять предмет по назначению, но он будет знать, когда и где это нужно делать правильно. Например, малыш может что-то конструировать из карандашей, зная при этом, что они нужны для рисования и письма. Это называется предметно-манипулятивной игрой. Сначала действие и предмет являются тесно связанными, но затем происходит разделение предмета и действия. Различают три основных фазы связи предмета и действия:
- с предметом производятся любые действия;
- употребление предмета только по назначению;
- свободное употребление предмета при знании истинного назначения.
Развитие предметной деятельности
Д.Б.Эльконин выделил два направления развития предметной деятельности:
- От совместного со взрослым действия до самостоятельного выполнения. Этот путь был исследован И.А.Соколянским и А.И. Мещеряковым, которые показали, что сначала ориентация, исполнение и оценка принадлежат взрослому. Затем выполняется частичное совместное действие. И только потом, ребенок производит действие самостоятельно на основе показа, речевого указания.
- При осуществлении действия развиваются средства и способы ориентации ребенка. Данное развитие проходит несколько этапов. На первом этапе орудия используются не специфично (манипуляция предметами). Также может использоваться предмет при несформированных способах его применения. Например, ребенок знает для чего нужна кружка, но подставляет ее донцем вверх. На первом же этапе происходит овладение способами употребления. Второй этап характеризуется тем, что ребенок переносит действия с одного предмета на другой. Например, понимая как и когда нужно обувать ботинки, ребенок старается «обуть» мячик, когда собирается гулять с ним. На третьем этапе возникает игровое действие. Здесь уже взрослый не подсказывает, как нужно играть и что делать. Ребенок начинает сопоставлять свойства предметов с операциями. Здесь ведущими видами деятельности в раннем возрасте становятся орудийные и соотносящие действия.
Соотносящие действия заключаются в том, что несколько предметов приводятся во взаимодействие (собирание пирамидок, кубиков).
Определение 1
Орудийные действия – это употребление предмета при воздействии на другие предметы.
Такого рода действиями ребенок овладевает под руководством взрослого. Глядя на взрослых, дети начинают выполнять те же действия с игрушками. Заменителями могут служить и другие предметы или объекты, доступные ребенку. Это очень важный показатель развития – зарождается знаковая функция сознания. Ребенок начинает понимать, что один объект может обозначать другой, а это предпосылка становления игровой, продуктивной, учебной деятельности.
Источник
Последнее обновление статьи: 14.05.2019
С раннего детства необходимо заниматься социальным развитием малыша. Ребёнка нужно приучать к традициям, ценностям и культуре окружающего общества, нормам и правилам поведения, чтобы он мог адаптироваться к жизни в любом коллективе. Обучение ребёнка происходит посредством общения и копирования поведения взрослых. На социальное развитие наибольшее влияние оказывает семья и детский сад.
Особенности социального развития ребёнка 3 лет
База для социального развития у детей формируется в семье. Она связана с отношением мамы и папы к своему чаду с самого рождения, с отношениями между всеми членами семьи, с культурой поведения, которой придерживаются все домочадцы. Малыш как губка впитывает в себя всё что видит и слышит. Дома от папы и мамы он получает самое большое количество информации об окружающем мире.
В 3 года ребёнок начинает активно проявлять инициативу, независимость и самостоятельность. Родители всё чаще слышат от него фразу «Я сам!» Ни в коем случае нельзя ограничивает его самостоятельность. Наоборот, нужно давать ему задания (соответствующие его возрасту) и хвалить за их выполнение.
В 3 года малыш:
- начинает верить в свои силы;
- радуется, когда его заслуженно хвалят;
- хочет соответствовать требованиям родителей, ждёт одобрения от них;
- испытывает чувство гордости за свои достижения («Мой рисунок самый лучший!») или за своих родителей («Мой папа самый сильный»);
- выражает недовольство, когда ему в чём-то отказывают, может упрямиться, выражать протест слезами и криком («Купи шоколадку!»);
- огорчается и стыдится, если с чем-то не справился;
- ревнует, если мама или папа проявляет внимание другому малышу, сравнивают не в его пользу.
Необходимо помнить, что дети следуют не советам родителей, а их примеру.
После 3 лет ребёнок начинает задавать много вопросов, большинство из них адресуется родителям. У него уже сформирован большой словарный запас, благодаря которому он вступает в беседы, высказывает свои мысли.
Социальное развитие детей в коллективе
В 3 года большинство детей начинает ходить в детский сад. Для них это становится первым опытом нахождения в большой группе сверстников без мамы или папы. Для социальной адаптации требуется время. Ребёнку приходится учиться делиться игрушками, играть вместе с другими детьми, уступать место, сотрудничать.
Для социального развития 3-летнему малышу обязательно нужно общаться с другими ребятами. Так что если он не посещает детский сад, родители должны гулять с ним на детских площадках, где много детей. Малыша можно водить в различные кружки (танцевальный, музыкальный, гимнастический, рисования, лепки и другие), где он будет не только общаться со сверстниками, но и развиваться разносторонне.
Ребёнок в 3 года ещё очень привязан к родителям. Мама и папа должны учить его знакомиться, играться и общаться с другими детьми в песочнице и на игровых площадках. Необходимо учить его считаться с интересами других детей.
До 3 лет дети обычно играют по отдельности. После 3 лет они начинают взаимодействовать друг с другом. В этом возрасте игры основываются не на игрушках, а на воображении. Дети начинают играть в ролевые игры, где каждому достаётся своя роль, а сюжет игры строится вокруг реальных ситуаций из жизни взрослых. Сюжет для игр придумывается на основе увиденного в жизни, по телевизору или прочитанного из книг.
В 3 года у детей формируется разграничение мужского и женского. Так сюжетом воображаемых игр у мальчиков обычно становятся военные действия (с другими людьми, пришельцами, другими вымышленными монстрами), а у девочек — «дочки-матери», в доктора и пациентов, продавца и покупателей в магазине, поваров на кухне и т.п.
В играх с другими детьми 3-летний ребёнок уже может не отбирать понравившуюся игрушку, а применять коммуникативный способ, позволяющий её получить. Это может быть просьба, хитрость или обмен.
Основные признаки правильной социальной адаптации в 3 года:
- проявление лидерских качеств;
- нормальное общение с другими детьми;
- способность прислушиваться к мнению окружающих.
Как развивать социальную сферу 3-летнего ребёнка
Чтобы способствовать социальному развитию ребёнка в 3 года, необходимо:
- Относиться с уважением к малышу, демонстрировать свою любовь.
- Формировать у ребёнка положительное мнение о себе, хвалить, верить в его силы и способности.
- Учить понимать чувства других людей, сопереживать им, проявлять симпатию и отзывчивость.
- Демонстрировать, как нужно общаться в обществе и семье.
- Предоставлять свободу действий и выбора (в разумных пределах).
- Учить заботиться об окружающих, находить общие интересы, уметь делиться, не быть жадным.
- Помогать осваивать различные способы взаимодействия с другими людьми: играть вместе или наоборот, не мешать друг другу, уметь сотрудничать.
- Учить хорошему поведению и другим правильным вещам при помощи книг, фильмов и мультфильмов, развивающих телепередач, музыкальных произведений.
- Воспитывать вежливость. Ребёнок должен уметь здороваться, благодарить и т.д.
- Объяснять, что такое хорошо и что такое плохо.
Родители должны создавать тёплый и спокойный микроклимат в семье. Они должны быть авторитетами для малыша, подавать ему пример правильного поведения, дружеского и уважительного взаимоотношения.
Развитие социальной сферы ребёнка неразрывно связано с речевым, психически и эмоциональным развитием. Общаясь в коллективе, малыш узнаёт много нового, учится у других детей и чему-то учит их. Тем не менее, основы социального развития закладываются именно в семье. Поэтому родители должны следить в первую очередь за собственным поведением и отношениями между собой, а уже потом учить ребёнка советами.
Источник
В период раннего детства от 1 года до 3 лет (детей данного возраста все чаще называют — тоддлер), ходьба становится все более уверенной и увеличивается автономность ребенка от взрослых. Складывается все более свободное, самостоятельное общение с окружающим миром. Расширяется круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность.
Если раньше взрослый был центром мира ребенка, то ближе к году и после, ребенок акцентирует свое внимание на предметах, из которых состоит окружающий мир и на явлениях, которые в нем происходят. Так общение между ребенком и взрослым все больше завязывается на предметы и события (явления).
Так как ребенок не всегда может самостоятельно найти способ использования предмета или понять суть происходящих явлений, он вынужден обращаться к взрослому, как к носителю знаний, чтобы понять и/или научиться.
Таким образом, социальная ситуация развития в раннем детстве представляется в виде следующей схемы:
Ребенок — Предмет/Явление — Взрослый
Из этого складывается ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого. К ней можно отнести несколько основных ситуаций:
- Научение взрослым ребенка как пользоваться предметами;
- Объяснение взрослым ребенку происходящих явлений;
- Совместная игра ребенка и взрослого.
Существуют и другие ситуации совместного взаимодействия ребенка и взрослого, но именно три этих ситуации, составляют основу взаимодействия ребенка с взрослым вплоть до 3 лет. Поэтому в этот период детям все также необходимо присутствие взрослого и его доброжелательное внимание, чтобы взрослый участвовал в открытиях ребенка.
Взрослый выступает как образец для подражания. Как человек, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий его успехи и достижения. Похвалы и порицания приобретают для ребенка огромное значение, как для усвоения правильных действий с предметами, так и для развития его личности. Благодаря такому общению, дети начинают использовать предметы по тому назначению, с которыми они были созданы (ложкой – есть, расческой – причесываться). В предметной деятельности ребенок развивается со всех сторон: познавательная активность, мышление, моторика, речь и т.д. Особенно, если в этой деятельности принимает участие другой человек — взрослый или ребенок постарше. Тогда ребенок принимает участие и в общение, которое в этот период характеризуется рядом особенностей:
- Ребенок начинает активно использовать речь;
- Проявляет инициативу по отношению к взрослому, стремится привлечь его внимание к своим действиям;
- Требует от взрослого участия в своей игре с предметами;
- Испытывает доверие и открытость по отношению к взрослому, проявляет к нему свою любовь и охотно откликается на ласку;
- Так как ребенок очень чувствителен к оценке от взрослого, то он перестраивает свое поведение в зависимости от оценки взрослого — похвалы или порицания.
Потребность в общении со сверстниками, появляется лишь на третьем году жизни, до этого момента, ребенок к сверстнику относится больше как к неживому объекту, как к кукле. Он может ударить его, тыкнуть в глаз, при этом, никак не реагируя на его боль. Ребенок из-за свойственного ему эгоцентризма всегда исходит из собственных желаний, не учитывая интересы другого ребенка, не понимая его и не сопереживая ему. Он не понимает, зачем делиться с другими детьми, и не нужно сейчас требовать от него этого.
Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не является еще полноценным, в этот период ребенку больше интересен взрослый и его оценочная реакция. Настоящая игра между детьми не складывается, они обычно играют «рядом», а не вместе. Это так называемая параллельная игра, когда ребенок играет один в непосредственной близости от других играющих детей. Решающая роль в общение ребенка со сверстниками принадлежит взрослым.
Но уже между вторым и третьим годом жизни у ребенка наблюдается стремление привлечь к себе внимание сверстников и продемонстрировать им свои успехи. Появляется интерес к сверстникам и происходит некое подобие общения. Дети демонстрируют и воспроизводят друг перед другом эмоционально окрашенные игровые действия. Совместные действия и эмоциональные переживания дают им уверенность в себе. Через сверстника ребенок начинает выделять себя, и постепенно осознавать свои индивидуальные особенности.
Социальная ситуация развития меняется на третьем году жизни, знаменуя наступление кризиса трех лет.
Источник
Наталья Симонова
Кризис 3-х лет, как переходный период от раннего к дошкольному возрасту
Кризис 3-х лет, как переходный период от раннего
к дошкольному возрасту
Л. С. Выготский определял развитие как возникновение нового качества, появление чего-то качественно нового. В отечественной психологии показано, что развитие человека происходит в его деятельности. Все способности человека, его личность не только проявляются, но и формируются в деятельности, причем деятельность – это не только то, что человек делает руками и ногами, но и желания, переживания, представления и замыслы человека. В приложении к детскому развитию это означает появление нового отношения к миру и к другим людям, новых способностей, желаний, интересов и побуждений к действию. Все это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает, создает, к чему-то сам стремится.
Под новообразованиями Л. С. Выготский понимал качественно новый тип строения личности и её деятельности, взаимодействие человека с действительностью и те психические и социальные изменения, отсутствующие как целое на предыдущих этапах его развития и впервые возникающие на данной возрастной ступени. Л. С. Выготский установил, что ребенок в овладении собой (своим поведением) идет тем же путем, что и в овладении внешней природой, т. е. извне. Он овладевает собой как одной из сил природы, при помощи особой культурной техники знаков. Ребенок, изменивший строение личности, есть уже другой ребенок, социальное бытие которого не может не отличаться существенным образом от бытия ребенка более раннего возраста.
К скачку в развитии (изменению социальной ситуации развития) и возникновению новообразований приводят фундаментальные противоречия развития, складывающиеся к концу каждого отрезка жизни и «толкающие» развитие вперед (к примеру, между максимальной открытостью к общению и отсутствием средства общения – речи в младенчестве; между нарастанием предметных умений и невозможностью реализовать их во «взрослой» деятельности в дошкольном возрасте и т. п.).
Кризис возрастной – сложный в психологическом плане период жизни, который возникает при переходе человека из одного возраста в другой и сопровождается существенными изменениями в психологии и поведении ребёнка, которые входят в противоречие с его прежними взглядами и привычками.
При этом предполагается, что изменение в переживании ребёнком среды обусловлено тем, что в момент возрастного перехода происходит открытие новой идеальной формы развития – именно такое представление о критическом возрасте позволяет обнаружить его внутренние содержание и объяснить изменения в поведении детей в кризисные периоды
И раз ребенок становится иным, старая социальная ситуация уничтожается и должен начаться новый возрастной период к которому ребенок переходит через кризис 3 лет. Для того чтобы осмыслить, что происходит в период 3-летнего возраста, надо раньше всего рассмотреть ситуацию развития – внутреннюю и внешнюю, в которой протекает кризис. Рассмотрение надо начинать с симптомов возраста.
Кризис трёх лет в концепции Л. С. Выготского проработан наиболее подробно. Ему посвящена работа «Кризис трёх лет», в которой описано «семизвездье симптомов» этого возрастного перехода.
Первый симптом, на который обращает внимание Л. С. Выготский,- негативизм. Эта поведенческая реакция состоит в том, что ребёнок не хочет что-то сделать только потому, что это предлагает кто-то из взрослых. Негативизм вынуждает ребёнка действовать вопреки своему аффективному желанию. Детский негативизм надо отличать от обычного непослушания – ребенок не делает только потому, что его об этом попросили.
При резкой форме негативизма дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном. Стремление противоречить, стремление сделать наоборот по сравнению с тем, что ему говорят, есть негативизм в собственном смысле слова.
Второй симптом – упрямство. Упрямство, в отличии от настойчивости, состоит в том, что ребёнок настаивает на чем-то лишь потому, что он этого потребовал. По сравнению с негативизмом упрямство проявляется в ситуациях, где исходно ребёнок сам заявил некоторое требование. Нельзя сказать, что ребенок от одного аффекта свободно переходит к другому, нет, он делает так только потому, что он так сказал, он этого и держится. Мы имеем другое отношение мотивировок к собственной личности ребенка, чем до наступления кризиса.
Третий симптом – строптивость. Строптивость безлична, она направлена скорее на всю ситуацию воспитания, чем на кого-то конкретно, именно эта направленность против норм воспитания отличает строптивость от негативизма.
Строптивость от упрямства отличается тем, что она направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании.
Четвёртый симптом – своеволие. Он заключается в «тенденции к самостоятельности». В противоположность первым трём симптомам, своеволие – это не протест, а наоборот, стремление к не которому действию, предмету, ситуации.
Следующие три симптома, по словам Л. С. Выготского, носит второстепенный характер. Это протест–бунт – поведение начинает носить протестующий характер; обесценивание – например, отрицательно отношение к родителям; деспотизм – желание проявлять деспотическую власть по отношению к близким.
Кроме этих главных симптомов, есть и другие,невротического свойства: возможен энурез, ночные страхи, иногда резкие затруднения в речи, гипобулические припадки.
Вот основные симптомы, которыми пестрят описания кризиса трех лет. Нетрудно видеть, рассмотрев эти симптомы, что кризис выступает главным образом такими чертами, которые позволяют распознавать в нем как бы бунт против авторитарного воспитания, это как бы протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Кризис в его типических симптомах настолько очевидно носит характер бунта против воспитателя, что это бросается в глаза всем исследователям
Описав все семь основных симптомов поведения детей на рубеже раннего и дошкольного возраста, Л. С. Выготский определяет их в целом как трудновоспитуемость. Определяя это понятие, он говорит об изменениях в социальных отношениях ребенка с ближайшими взрослыми. Все симптомы, вращаются вокруг оси «Я» и окружающих людей. Все это заставляет говорить об «эмансипации», о психологическом отделении от ближайших взрослых. При этом Выготский настаивал на том, что среда играет роль не обстановки, а источника детского развития.
Теоретически осмысляя известные по литературе данные и собственные наблюдения, Л. С.Выготский делает главный вывод: специфика поведения в кризисе трех лет говорит о том, что «ребенок мотивирует свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми»; кризис трех лет это «прежде всего кризис социальных отношений; возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка… мотив дифференцирован от ситуации».
Л. И. Божович, рассматривая кризис трех лет, связывает его с появлением некоторого системного новообразования, которое выражается в возникновении слова «Я». Доминирующей является потребность в реализации и утверждении собственного Я. Депривация именно этой тенденции вызывает основные трудности в поведении детей. После возникновения «системы Я» как следствие возникают и другие новообразования, самым значительным из которых является самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть «хорошим».
Появление самооценки (желания быть хорошим)к концу третьего года жизни приводит к усложнению внутренней жизни ребенка: с одной стороны, присутствует желание действовать по своему собственному усмотрению, с другой – соответствовать требованиям значимых взрослых. Это приводит к возникновению амбивалентных тенденций в поведении.
По мнению Л. И. Божович, три года – важный рубеж в развитии ребенка; «система Я» включает в себя некоторое знание о себе и отношение к себе. Это подлинный старт развития самосознания, которое далее на каждом возрастном этапе имеет специфические особенности.
Д. Б. Эльконин определяет новообразование раннего возраста, оформляющееся в три года, – личное действие и сознание «я сам». Внутри совместной со взрослым предметно-манипулятивной деятельности действие ребенка есть продолжение ситуации действования. Но к трем годам возникает желание действовать по собственному усмотрению, действовать вопреки ситуации, вопреки предложенному взрослым.
Д. Б. Эльконин считал, что в процессе совместной деятельности «взрослые постепенно передают ребенку общественно выработанные способы употребления предметов. В совместной деятельности взрослые организуют действие ребенка, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за ходом формирования этих действий. В процессе овладения способами действий ребенок второго года жизни, подражая действиям взрослых, одновременно подчеркивает правильность своих действий, произнося слово «Так!». По примерам, приведенным Д. Б. Элькониным, многочисленным наблюдениям можно сделать вывод о стремлении ребенка максимально точно уподобить свое действие действию взрослого. «Процесс овладения предметным действием неразрывно связан с построением самим ребенком образца этого действия, тождественного тому образцу, носителем которого является взрослый».
Ребенок раннего возраста, овладевая предметным действием, проходит этап полной ситуационной зависимости собственного действия. Выполняя одно и то же действие с разными взрослыми и в разных ситуациях, ребенок поначалу точно воспроизводит не само действие, а целостную ситуацию, при этом одно и то же действие по своему рисунку различается в зависимости от того, в какую ситуацию оно включено и с каким взрослым оно осуществляется. В наблюдениях Д. Б. Эльконина этот аспект также присутствует, но не акцентируется. Можно далее предположить, что речь, слово становится тем средством, которое позволяет выявить и выделить действие как единое, сквозное для всех ситуаций действования.
Таким образом, в раннем возрасте ребенок строит свое действие посредством уподобления действию-образцу взрослого. К трем годам, когда ребенок овладевает речью, ему открывается его действие как таковое, а не только как вплетенное в ситуацию совместной деятельности со взрослым. И возникает «личное действие» и «я сам». Сопоставление исследований по предметным действиям и кризису трех лет позволяет предположить, что Д. Б. Эльконин имел в виду дифференциацию поначалу целостной ситуации действования совместно со взрослым, точно по образцу, представленному взрослым; дифференциацию, направленную на выделение личного, «моего», действия.
Наиболее развернутое исследование кризиса трех лет проведено Т. В. Гуськовой. В нем на основании анализа отечественных и иностранных исследований поставлен основной вопрос о выделении новообразования кризиса трех лет как конструктивной составляющей возрастного кризиса в противоположность описанию негативных проявлений этого возрастного перехода.
Т. В. Гуськова останавливает свое внимание на кризисе развития и различает объективный кризис (появление качественно нового в психической жизни ребенка) и субъективный кризис (общая картина симптомов, сопровождающихся объективный кризис). Кризисприводит к появлению у ребенка двух наиболее ярких черт: уязвимости и непредсказуемости поведения. По этим внешним формам можно судить о появлении новообразования, которое должно собрать в себе, соединить три линии – отношения к предметной действительности, к другим людям и к себе.
На основании этих базовых исходных посылок Т. В. Гуськова выделяет в поведении детей два «пояса»симптомов: симптомы, которые направлены на достижение в предметно-практической сфере, и симптомы, концентрирующиеся вокруг отношений ребенка и взрослого.
Исследование симптомов кризиса позволяет Т. В. Гуськовой ввести представление о поведенческом корреляте центрального новообразования кризиса трех лет – «гордости за достижение». В этом определении «сняты» те характеристики, которые дает, в частности, Д. Б. Эльконин (личное действие, однако они расширены и существенно обогащены фактическим материалом. В исследовании Т. В. Гуськовой впервые были выделены два методологических принципа исследования критических возрастов.
1. Введено положение об изменении ребенка критического возраста. При всей очевидности этого требования относительно исследования поведенческой картины кризисов именно Т. В. Гуськова впервые вводит принцип сравнения поведения одного и того же ребенка в одинаковых ситуациях до кризиса (в стабильный период) и в момент кризиса. Это делает ее исследование воплощающим идею Л. С.Выготского об относительной трудновоспитуемости: в критический период нельзя говорить о некоторой общей внешней картине поведения, поведение ребенка может быть понято лишь при сравнении разных форм поведения у одного ребенка.
2. Анализ привычных ситуаций действования. Основанием клинического наблюдения становится ситуационный анализ – метод, при котором психологическая способность, функция изучается относительно условий, в которых она возникает или проявляется.
Итак, к трем годам ребенок вычленяет собственное действие как существенный момент ситуации, у него возникает личное действие, система «я сам» (Д. Б. Эльконин, «гордость за достижение» (Т. В. Гуськова, «система Я» (Л. И. Божович).
А. Н. Леонтьев, определявший личность как особое сверхчувственное качество, как иерархию мотивов, особое значение уделяет первым признакам кризиса трех лет – характерному «Я сам!». «Я сам» – говорит ребенок и превращает способ действия взрослого в содержание своего собственного действия. Эта формула выражает подлинную сущность той психологической ситуации, в которой находится ребенок на рубеже этой новой стадии своего развития – на рубеже дошкольного детства. Суть анализа, который проводится в связи с этой, новой для психического развития ребенка, ситуации, А. Н. Леонтьев, заключается в расхождении цели действия и ее мотива. Ребенок хочет действовать самостоятельно, но реальность его жизни делает это невозможным. Эта ситуация – первая ступень к формированию личности. Большинство исследователей содержание психологической ситуации, в которой находится ребёнок на рубеже дошкольного детства, выражают в формуле «Я Сам», рассматривают кризис 3-х лет как феномен, ведущий к самостоятельности. Самостоятельность – основное психологическое новообразование, развивается в соответствии с общим универсальным законом развития от общего к частному и несомненно оказывает влияние на психическое развитие ребёнка. Таким образом, кризис 3-х лет это кризис социальных отношений, а всякий кризис есть кризис выделения своего «Я». Содержание кризиса связано с нарастающей эмансипацией ребенка от взрослого и связана со сменой позиции ребенка по отношению к окружающим взрослым и прежде всего к авторитету родителей – он пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими.
Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех изменений, возможных в данный период, и определяет путь, следуя которому человек приобретает качественные образования развития. В новой социальной ситуации развития происходит усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов в совместной деятельности со взрослым. Развитие здесь происходит путём превращения совместного действия в действие, разделенное со взрослым, а затем и самостоятельное («Я – сам» по А. Н. Леонтьеву). Предметная деятельность, в свою очередь, обеспечивает развитие всех сторон психики.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Психология/ Л. С. Выготский. – М.: Апрель Пресс. Эксмо – Пресс, 2002.
2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии/ Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997.
3. Власова З. И. Об общих и специальных проявлениях специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса 3-х лет/ З. И. Власова// Психолог в детском саду. – 2004.- №4
4. Общение детей в детском саду и семье/ Ред. Т. А. Репина, Р. Б. Стеркина. – М.: “Педагогика”, 1990.
5. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов/ К. Н. Поливанова. – М.: ACADEMA, 2000.
6. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития/ К. Н. Поливанова. М.: Академия, 2000.
7. Смирнова Е. О. Особенности отношения родителей к ребёнку с трудностями общении/ Е. О. Смирнова, И. В. Хохлачёва// Вопросы психологии. – 2008.- №4.
Источник