Социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка раннего детства

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка раннего детства thumbnail

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность

В период раннего детства (от одного года до трех лет) социальная ситуация младенчества распадается. Если раньше взрослый был центром мира ребенка, то теперь ребенок акцентирует свое внимание на предмете. Если раньше связь между ребенком и взрослым была непосредственной, общение происходило ради общения, то теперь связь между ребенком и взрослым опосредована предметом, и наоборот, связь ребенка с предметом опосредована взрослым как образцом действия с предметом, носителем собственно человеческих способов употребления предметов.

Л. Ф. Обухова представляет социальную ситуацию развития в раннем возрасте следующим образом: ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый. Тем самым складывающаяся социальная ситуация предстает как ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого.

В совместной деятельности со взрослым у ребенка формируется предметная (орудийно-предметная) деятельность, направленная на усвоение ребенком общественно выработанных способов действия с предметами. Это ведущая деятельность в данном периоде, содержанием которой выступают культурно-обусловленные способы употребления предметов. Однако, как пишет Д. Б. Эльконин, ребенок самостоятельно никогда не в состоянии открыть общественного способа употребления предметов, поскольку на вещи не написано, для чего она служит, ее физические свойства не ориентируют предметное действие, которое должно быть с ней произведено. Только в совместной деятельности со взрослым ребенок учится использовать предметы по их назначению, т.е. открывает цель и способ действия с предметами.

Выделяют три этапа в развитии предметного действия:

  • 1) этап совместного действия – на стороне взрослых и ориентация, и исполнение, и оценка действия (например, взрослый берет ручку ребенка, берет вместе с ним ложку, наполняет кашей и подносит ко рту);
  • 2) этап частично-совместного действия – взрослый только начинает действие, а ребенок его заканчивает;
  • 3) этап самостоятельного действия – ребенок сам выполняет действие, на стороне взрослых последовательно меняющиеся функции: ориентировки, показа, указания, контроля, оценки выполняемого ребенком действия.

Развитие предметного действия ведет к переносу действия:

  • а) с одного предмета на другой (ребенок научился расчесываться своей расческой, затем может расчесываться и маминой щеткой, и бабушкиным гребешком и т.п.);
  • б) из одной ситуации в другую, т.е. ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях (научившись пользоваться расческой, ребенок пытается расчесать маму, куклу, собачку и пр.).

Благодаря этим двум переносам происходит обобщение функции, отрыв действия от предмета и от ситуации, что способствует отделению ребенка от взрослого, отождествлению и сравнению себя с ним. Именно на этой основе появляются игровые действия, действия “понарошку”, основанные на подражании взрослым.

пример

Сначала (примерно в возрасте от 15 до 18 месяцев) дети способны действовать “понарошку” только с предметами, похожими на настоящие (они могут кормить взрослых или кукол, пользуясь настоящими или игрушечными чашками, ложками и т.д.). Затем они уже могут использовать один предмет в качестве заместителя другого, могут вообразить, что предмет представляет нечто иное, чем он есть на самом деле (обувная коробка – машина, палочка – ложка, веник – лошадка и т.п.).

Игры детей на этом этапе еще непродолжительны, возникают эпизодически, для них характерны примитивность сюжета и однообразие выполняемых действий. Для детей данного возрастного периода характерна так называемая предметная игра, основное содержание которой – воспроизведение виденных и усвоенных предметных действий (они “варят кашу”, “укладывают спать”, “кормят куклу”).

В конце раннего детства, как указывает В. С. Мухина, в поведении ребенка появляются предпосылки сюжетноролевой игры: переименование предметов, отождествление ребенком своих действий с действиями взрослого, называние себя именем другого человека.

пример

Предпосылки сюжетно-ролевой игры наиболее ярко проявляются в феномене “роль в действии”: ребенок, воспроизводя действие конкретного взрослого, не осознает этого. Например, если девочку, которая разговаривает по телефону как мама, спросить: “Ты кто?” – она называет свое имя, но если мы скажем: “Ты, разговариваешь по телефону как мама, ты, наверное, мама. Маша – мама?”, – девочка с удовольствием соглашается: “Маша – мама”.

Помимо предметных и игровых действий в раннем возрасте складываются и другие виды деятельности, в первую очередь продуктивные – рисование, лепка, конструирование. Благодаря этим действиям слово начинает отрываться от предмета и обобщаться. Как отмечает Л. Ф. Обухова, начинается переход от “мышления в движениях” к “образному мышлению”.

Источник

С психологической точки зрения ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психическое развитие.

Такое особое значение этого возраста связано с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития информации. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Три эти фактора определяют разностороннее и полноценное психическое развитие ребенка. (Немов, с. 66)

Новообразования, которые возникают к концу 1-го года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром.Социальная ситуация развития в этом возрасте такова: «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». В этом возрасте ребенок всецело поглощен предметом. Это проявляется, например, в том, как ребенок садится на стульчик или возит за собой машину – ребенок все время смотрит на этот предмет. Правда, за предметом ребенок еще «не видит» взрослого, но без него он не овладеет человеческими способами употребления предметов.

Читайте также:  Внутриутробное развитие ребенка по месяцам таблица

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок, в то же время, должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе ведущей деятельности, которая рождается в период раннего возраста. Это предметная (предметно-манипулятивная) деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, т.к. мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности, как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то, что общение уже не является ведущей деятельностью в этом возрасте, оно продолжает интенсивно развиваться и становится речевым. Общение, связанное с предметными действиями, уже не может быть эмоциональным. Оно должно стать опосредствовано словом, имеющим предметную отнесенность. (Обухова, 95 г., С. 213)

За период раннего детства, примерно к 3-м годам память, восприятие, воображение и внимание начинают приобретать человеческие свойства. Но главное состоит в том, что ребенок начинает не только понимать, но и активно пользоваться языком в общении с людьми, что влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Благодаря речевому взаимодействию со взрослыми ребенок из биологического существа, индивида, к середине раннего возраста превращается в человека, а к концу периода – в личность.

Речь не только незаменима в общении для ребенка, но и играет важнейшую роль в развитии мышления. (Немов, С. 67)

Источник

метки: Ребенок, Взрослый, Действие, Развитие, Предмет, Начинать, Ранний, Возраст

Лекция 5

Тема «Психологические особенности раннего детства»

Вопросы:

1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте;

2. Общение со взрослым и развитие речи в раннем детстве;

3. Познавательное развитие ребенка в раннем возрасте;

4. Формирование личности в раннем детстве;

5. Кризис трех лет.

К очникам не переносить!

Вопрос 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте.

Основная потребность ребенка раннего возраста – позна­ние окружающего мира через действия с предметами. Само­стоятельно ребенок не может открыть способ употребления орудий и других специфически человеческих предметов, спо­соб использования их не является очевидным. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии. Происходит рас­членение предметной и социальной среды.

Складывающаяся социальная ситуация развития, характер­ная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребенок- предмет- взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения – ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимо­действия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет.

Взрослый для ребенка раннего возраста – это прежде всего соучастник предметной деятельности и игры. Кро­ме того, взрослый выступает как образец для подражания, как чело­век, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения.

Ведущей деятельностью ребенка в раннем детстве являет­ся предметно-манипулятивная или орудийно-предметная де­ятельность. Особенно значимыми для психического развития считаются орудийные и соотносящие действия.

Орудийно-предметные действия – это действия с предме­том – орудием в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным способом использования. При­меры орудийных действий – пить из кружки, причесываться расческой, рисовать карандашом, копать лопаткой, насыпать в ведерко.

Внутри ведущей предметной деятельности начинают скла­дываться новые виды деятельности, достигающие разверну­тых форм в дошкольном детстве – это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

14 стр., 6612 слов

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего детства

… предметно- развивающая среда для организации самостоятельной игровой деятельности детей. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме математического развития детей раннего возраста. 2. Определить условия успешного математического развития …

Игра рождается внутри предметной деятельности. Сна­чала ребенок манипулирует предметами так, как показал взрослый, причем требует тот же самый предмет (ту самую ручку, ту самую книгу, которую держит в руках мама).

Следу­ющие этапы в развитии предметных действий, которые приводят к обособлению игры: перенос показанного действия на другие предметы (замещение), использование предметов-за­местителей; воспроизведение увиденного на игрушках.

Одна из ранних форм игры детей раннего возраста – предметная игра – представляет собой многократное воспро­изведение общих схем использования вещей, варьирование функций («значений») предмета в реальном практическом действии.

Другой новый вид деятельности, складывающийся на ос­нове предметной, – рисование, изобразительная деятель­ность. Рождаясь как «действие черкания» карандашом, рисо­вание в раннем детстве проходит несколько стадий:

1. каракули;

Читайте также:  Бытовое развитие ребенка это

2. узнавание предмета в случайном сочетании линий;

3. изображение по замыслу, по словесно сформулированному намерению (собственно изобразительная деятельность).

Рисование – это знаковая, символическая деятельность, поскольку любое, самое несовершенное изображение пред­ставляет собой знак предмета. Требуются руководство и по­мощь со стороны взрослых, чтобы стимулировать переход от черкания как орудийного действия карандашом к изображе­нию.

Вопрос 2. Общение со взрослым и развитие речи в раннем детстве.

Раннее детство – сенситивный период для усвоения речи. Развитие предметной деятельности создает мощный стимул к усвоению речи. Именно речевое общение с взрослым по по­воду действий с предметом становится необходимым как ору­дие организации взаимодействия, делового сотрудничества.

В раннем детстве продолжается совершенствование пони­мания речи взрослых и происходит переход к собственной активной речи ребенка. На начальных этапах понимание сло­весных сообщений относится к ситуации в целом.

Вопросы взрослых: «Где мама (огонек, часы, собачка)?», просьбы выполнить то или иное действие организуют пове­дение ребенка. Сначала ребенок способен воспринять, по­нять инструкцию только по ходу действия. Затем словесные указания могут быть даны заранее, для руководства ориенти­ровочной деятельностью ребенка.

Высшее достижение в понимании речи на третьем году жизни связано с пониманием рассказа другого человека, кото­рый сообщает о предметах и явлениях, выходящих за преде­лы непосредственной ситуации общения ребенка и взросло­го. Речь начинает выступать в роли основного средства познания, это важнейшее приобретение развития.

Переходная фаза от доречевого этапа к собственно рече­вому занимает обычно около 6 месяцев – от конца первого развития детей 1 года жизни”>года жизни ребенка до достижения им полутора лет. В случае замедленного речевого развития этот период может растя­нуться на год – полтора.

В конце первого года жизни характерна автономная речь, исходящая из аморфных слов-корней. Активный словарь ре­бенка 11-12 месяцев включает обычно от 4-5 до 30-40 слов; после года он увеличивается примерно до 100 слов, большин­ство из которых употребляется изредка. После полутора лет речевое поведение ребенка резко изменяется, становится зна­чительно более активным. Это выражается в первую очередь в появлении вопросов о названиях предметов: «Что это?» Темп речевого развития резко возрастает. К двум годам детс­кий словарь составляет уже более 200 слов, а к трем – примерно 1200-1500 слов.

19 стр., 9047 слов

Коррекция эмоционального развития ребенка в раннем детстве (от …

… навыков правилосообразного поведения. Творческая компетентность, как средство развития интереса к продуктивным видам деятельности. Индикаторы компетентного развития ребенка от 0 до 3-х месяцев Образовательная область … положения; 4. Критический период в нервно-психическом развитии (3-ий год жизни); 5. Пубертатный период. Основные особенности развития ребенка раннего возраста 1. Быстрый темп: ни в …

Вопрос 3. Познавательное развитие ребенка в раннем возрасте.

Большое значение для психического развития в этом воз­расте имеет формирование сенсорики. В первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышле­ние. Это объясняется тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классифика­ция, подведение под понятие и др.

Зрительное восприятие в раннем детстве носит непроиз­вольный и избирательный характер, часто опирается на от­дельные, «бросающиеся в глаза» или случайные признаки. Этим объясняется удивительная особенность восприя­тия полуторагодовалых – двухлетних детей. Они способны иногда узнавать близких на фотографиях, где те в другом воз­расте, в незнакомом окружении, и, напротив, испугаться, впервые увидев дома маму в новой шляпе.

Следующая ступень – зрительное соотнесение свойств предметов (зрительная ориентировка).

Становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу – сначала по фор­ме, величине, потом по цвету. Накапливается запас представле­ний о свойствах предметов (образы восприятия).

Развивается слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.

В раннем возрасте начинается формирование сен­сорных эталонов – вначале предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые затем, постепенно обобща­ясь, переходят на уровень сенсорных. Таким образом, снача­ла представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т. д.).

Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится эталоном – цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.

Вопрос 4. Формирование личности в раннем детстве.

Отличительная особенность психики ребенка раннего воз­раста – единство эмоционального и действенного отноше­ния к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно – каждый предмет, попадающий в поле зрения ребенка, притягателен. Наглядная ситуация часто «ру­ководит» и восприятием, и поведением ребенка.

Психологические новообразования раннего детства: отделе­ние ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми.

Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и жела­ний. Эти чувства и желания вызываются прежде всего тем, что непосредственно окружает ребенка, попадается ему на глаза. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоя­тельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Если, например, ребенок заплакал от огор­чения, то его нетрудно утешить – дать взамен игрушки, кото­рой он лишился, другую или вообще чем-нибудь занять его. Но уже в начале раннего детства в связи с формированием ус­тойчивых представлений о предметах начинают возникать чув­ства и желания, связанные с предметами, о которых ребенок помнит, хотя и не видит их перед собой в данный момент.

Читайте также:  Развитие ребенка для родителей

5 стр., 2096 слов

формирование ситуативно-деловой формы общения у детей третьего …

… поиска эффективных источников и средств формирования коммуникативных умений у детей раннего возраста с целью профилактики отрицательного влияния несформированности коммуникативных умений на … на формирование ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни. Объект исследования: ситуативно-деловое общение у детей третьего года жизни. Предмет исследования: формирование ситуативно-деловой …

Установление связи чувств и желаний с представлениями делает поведение ребенка более целенаправленным, менее зависимым от конкретной ситуации, создает основу для раз­вития речевой регуляции поведения, т. е. выполнения дей­ствий, направленных на словесно обозначенные цели.

Поскольку поведение детей определяется характером их чувств и желаний, большое значение имеет развитие у них та­ких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей, поступать в соответствии с требованиями взрос­лых. Уже в младенчестве у детей начинают формироваться любовь, симпатия к близким людям – матери, отцу, воспитательнице в яслях. В раннем детстве эта симпатия приобретает новые формы. Ребенок стремится получить от взрослого по­хвалу, ласку, огорчается, если взрослый им недоволен. При­мерно к середине второго года, если ребенок общается с другими детьми, чувство симпатии переносится и на них. Оно выражается в сочувствии, помощи пострадавшему ребенку, иногда в желании поделиться сладостями, игрушками.

Ребенок легко заражается чувствами других людей. Так, в яслях, когда один-два ребенка начинают плакать, этот плач подхватывают и другие, и он нередко распространяется на всю группу.

Начиная с полутора лет оценка поведения ребенка взрос­лыми становится одним из важных источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у детей чувство гордости, и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения.

Несколько позднее, чем чувство гордости, ребенок начи­нает испытывать чувство стыда, в случаях если его действия не оправдывают ожиданий взрослых, порицаются ими. Чаще всего ребенку становится стыдно, если он неправильно про­износит слова, ошибается, рассказывая стишок, и т.п. Но постепенно он начинает стыдиться и не одобряемых взрослы­ми поступков, когда ему специально указывают на них, стыдят его.

В раннем возрасте ребенок хорошо усваивает свое имя. Имя отличает ребен­ка от других и одновременно указывает на его пол (обычно детям не нравятся имена, которые могут принадлежать как мальчикам, так и девочкам).

Ребенок узнает свое имя преж­де, чем фамилию, и пользуется именем в общении с другими. Ребенок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложится в основу его личности. Ребенок отстаивает право на свое имя и протестует, если его называют другим именем.

Ребенок начинает знакомиться с собой с конца второго года жизни. Это знакомство относится сначала к внешнему облику, а потом к внутреннему миру. На втором году жизни дети обычно не узнают себя в зеркале, на фотографии или в кино, сосредоточивая внимание на изображениях других лю­дей, которых они знают. Узнавание возникает при помощи взрослых. Оно очень занимает ребенка, и он как бы упраж­няется в запоминании своего облика.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

… необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком. Чтобы работа с аутичным ребенком оказалась более эффективной, желательно начинать ее с развития психических процессов, в особенности … невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям. 2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется …

Узнавание себя на фотографии и в кинофильме затрудня­ет детей больше, чем узнавание в зеркале. В два года они хо­рошо узнают других людей и обстановку, в которой произво­дилась съемка, но себя начинают узнавать только с середины третьего года жизни, причем в течение некоторого времени ребенок говорит о своем изображении в кино так, как будто это второй он («тот Саша»).

В этом проявляется трудность осознания неизменности самого себя в разной обстановке.

Осознание себя как постоянного источника разнообраз­ных желаний и действий, отделенного от других людей, про­исходит к концу третьего года жизни под влиянием возраста­ющей практической самостоятельности ребенка. Ребенок овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого разнообразные предметные действия, усваивает простейшие навыки самообслуживания. В результате этого он начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ре­бенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице: «Я бегаю»; «Дай мне куклу»; «Возьми меня с собой».

Отделение себя от других людей и осознание собственных возросших возможностей, в свою очередь, приводят к появ­лению нового отношения ребенка к взрослым. Он начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет быть таким, как взрос­лые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью, что приводит к возникновению очередного кризиса.

Источник