Социальная медицина развитие ребенка
Яна Абросимова
Консультация для воспитателей «Социальное здоровье детей»
Дошкольный возраст – один из критических периодов в жизни ребенка. В это время активно формируется высшая нервная деятельность, происходит нарастание подвижности и силы нервных процессов, что способно привести к истощению малыша. Родители и воспитатели часто отмечают смену настроения крохи, повышенную раздражительность, быструю утомляемость и невнимательность.У дошкольников нередко проявляются признаки невротических реакций: они то и дело крутят волосы, грызут ногти, совершают беспорядочные движения – подпрыгивают и покачиваются, долгое время не засыпают. В этом возрасте происходит «глубинная» перестройка обмена веществ, из-за чего малыш чаще подвергается влиянию детских инфекций. Дошкольный период отличается повышенным риском формирования и проявления хронических заболеваний и всевозможных аллергических реакций, особенно у часто болеющих детей. Однако даже здоровый ребенок дошкольного возраста нуждается в заботе и тщательном уходе со стороны взрослых. Поддержание психического и социального здоровья – один из важных моментов в полноценном развитии детей дошкольного возраста. Психическое здоровье малыша формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся темперамент, характер и самооценка ребенка. Эффективное созидание психологического комфорта и психическое оздоровление детей возможно только при учете этих индивидуальных особенностей. Внешние факторы, воздействующие на ребенка– это внутрисемейная среда и условия в детском саду.
Социальное здоровье предполагает адекватное восприятие действительности, адаптацию к общественной среде, проявление интереса к окружающему миру. Спокойная доброжелательная обстановка, созданная родителями и воспитателями, – залог нормального психосоциального развития дошкольников. Как правило, если в семье царит взаимоуважение и понимание, а в детском саду малыш чувствует себя уверенно и комфортно, его психосоциальное здоровье находится в полном порядке. При выполнении этих условий исключения встречаются крайне редко.
Через общение у детей закладывается характер, тип поведения в обществе и формируется личность. Именно поэтому социальная адаптация так важна для детей дошкольного возраста. Приходя в любой коллектив, людям необходимо время, чтобы привыкнуть и «раскрыть» себя, дети же учатся в коллективе жить, что непосредственно влияет на их развитие. В процессе социальной адаптации дети учатся жить по определенным правилам и учитывать нормы поведения. В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт,который предоставляет ему его ближайшее окружение: родители, воспитатели сада и сверстники. Социальная компетентность достигается благодаря тому, что ребенок активно общается и обменивается информацией. Социально неадаптированные дети чаще всего отвергают опыты других людей и не входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Это может привести к асоциальному поведению в будущем ввиду не усвоения культурных навыков и необходимых социальных качеств.
Любая деятельность имеет цель, а способность ребенка добиться цели придает ему уверенности в себе и дает осознание своей компетенции. Чувство значимости напрямую отражает оценку общества и влияет на его самооценку. Самооценка детей напрямую влияет на их социальное здоровье и поведение.
Для того чтобы личность ребенка развивалась гармонично, социальное развитие детей должно опираться на целостную педагогическую систему. К методам, которые влияют на формирование социального статуса ребенка,относят следующие виды деятельности:
1.Игровая деятельность: в игре дети примеряют на себя различные социальные роли, которые дают им чувствовать себя полноправными членами общества.
2.Исследовательская деятельность: обогащает опыт ребенка, позволяя ему находить решения самостоятельно.
3.Предметная деятельность: дает возможность ребенку познавать окружающий мир и удовлетворяет его познавательные интересы.
4.Коммуникативная деятельность: помогает ребенку найти эмоциональный контакт со взрослым, получить его поддержку и оценку.
Таким образом, при создании условий для социального развития детей, необходимо не только передавать им социальный опыт в виде знаний и умений, но и способствовать раскрытию внутреннего потенциала.
При исследовании социального компонента здоровья детей от двух до 18 лет, было отмечено, что в основном трудности социально-психологической адаптации начинают наблюдаться с младшего школьного возраста, усиливаясь в подростковом возрасте, снижаясь в старшем школьном возрасте.
Говоря о социальном здоровье дошкольников,назовем критерии:
1. Принятие социальных правил и норм.
2. Приспособление к требованиям социума и одновременное сохранение своего лица.
3. Знание своих прав и обязанностей.
4. Признание интересов других людей.
5. Проявление толерантности и эмпатии.
6. Налаживание гармоничных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
7. Оптимистическое отношение к трудностям.
8. Способность помогать и поддерживать других.
9. Контроль и регулирование своего поведения.
10. Достойное принятие выигрыша и проигрыша.
11. Владение этикетом.
12. Разделение зла и добра.
13. Человечность и справедливость и т. д.
Если нет тяжелых нарушений в психическом развитии ребенка, необходимо проводить профилактическую работу по формированию социального здоровья, особенно с детьми,входящими в группу риска:
-дети, воспитывающиеся в семье с одним родителем,
-дети из алкоголизированных, наркотизированных семей,
-одаренные,
-дети с проблемами в учебной деятельности,
-дети из семей с низким или чрезмерно высоким материально-экономическим достатком,
-дети, проживающие в экономически слабо развитых регионах,
-дети, требующие различного рода формы реабилитации и т. д.
Необходимо отметить, что в механизмах процесса воспитания социально здоровой личности не может быть единообразия. В каждом регионе, образовательном учреждении свои особенности и проблемы, в зависимости от сложившейся социально-педагогической инфраструктуры складывается своя система формирования социального здоровья у детей в сфере образования.
Эффективным средством развития социального здоровья детей дошкольного возраста является игротерапия. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Самое главное, для поддержания психологического и социального здоровья это – атмосфера, дух детского сада, обстановка, развивающая среда с её материалами и личность воспитателя.
Особые качества,которые требуются от педагогов:
• Умение видеть, наблюдать детей «изнутри», чувствовать их состояние, настроение;
• Умение понимать, т. е. разбираться в мотивах поведения, потребностях, быть «адвокатом» ребенка;
• Психологическая зрелость и уравновешенность;
• Умение выбирать средства общения;
• Умение играть, сочинять, петь, танцевать, шутить.
Какие же средства можно использовать для сохранения и развития социального здоровья детей?
1. Воспитательное воздействие словом (беседы, разговоры-убеждения, разъяснения). Беседа с коллективом детей объединяет их общими интересами, заставляет ребенка интересоваться не только собственными мыслями, но и высказыванием товарища, приучает его говорить и выслушивать других. А это не всегда умеют делать и взрослые. В детских садах дети всегда любят превращать ковёр на полу в этакий круг, где удобнее и интереснее общаться. Круг – это место гармонизации. В круге проводится коррекция разговорами, играми. Коррекция подразумевает воспитывать, корректировать проблемы ребёнка: его страхи, тревоги, обиды, неумение дружить и устанавливать контакты.
2. Использование сказки. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя, даст возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми
3. Ролевые и подвижные игры. Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.
4. Детский театр в дошкольном учреждении – это не только естественная среда развития детей, но и эффективное средство психокоррекционного воздействия, успешное средство для работы с проблемными детьми. Необходимо стремиться к тому, чтобы любой недостаток превратить в достоинство, только не переделывать его, а возвышать, возводить в степень достоинства. Например, сверхзастенчивость – явный недостаток. Но ведь его можно поднять до уровня положительного качества – скромности. Драчун может играть в спектакле роль защитника слабых, а жадный – роль бережливого и щедрого персонажа. Примеряя на себя различные образы, ребёнок обретает цельность, неповторимость и индивидуальность.
5. Ритуалы и традиции группы.
– Ежедневные ритуалы.
Утреннее приветствие. Формирование положительных эмоций в утренние часы. Утром обсуждайте, какой сегодня день, с каким настроением каждый пришел в д/сад, о чем хочет рассказать друзьям, что ребенок ждет от сегодняшнего дня, с какими материалами хочет поработать.Вечером подводите итоги: чем каждому запомнился и понравился сегодняшний день, чему научился за день, что было особенным в этот день, что бы хотелось изменить, исправить, сделать не так, как поступить по-другому, кого бы хотелось поблагодарить сегодня. Можно составить с детьми календари дел и событий прошедшего дня (краткая схема-запись или рисунок- пиктограмма)
– Традиционные еженедельные ритуалы.
По окончании недели проводите «Пятничный круг», обсуждайте, чем была интересна эта неделя, чему каждый научился, чему радовался. Пересматривайте листочки календаря.
– Традиционные ежемесячные ритуалы.
По окончании месяца устраивайте круг «Прощание с (название месяца). Рассматривайте листочки календаря, рисунки, радуйтесь сделанному. Обсуждайте, каким будет следующий месяц, что в нем принято отмечать, что бы вы хотели сделать в следующем месяце, какие дела надо обязательно выполнить. Рассматривайте календари всех видов. Планируйте совместные дела на месяц и загадывайте желания.
Источник
Этот вопрос является определяющим тогда, когда рассматривается внимательно результат развития ребенка (психического), над которым разбивают копья отечественные и зарубежные психологи. Но вот ответ на этот вопрос является очень неоднозначным, поскольку важным является каждый фактор. Но вот определяющим – их сочетание между собой.
Биологический фактор
Биологический фактор – наследственные, видовые и врожденные черты: особенности строения всех функциональных систем, физические признаки. То, с чем человек родился (то есть его анатомо-психофизиологические особенности) являются его задатками, которые являются основой для развития человеческих свойств и способностей.
Наследственная информация передается генами, устойчивыми структурами, которые могут мутировать и изменяться. Но для этого необходимы внутренние и внешние причины (облучения, интоксикации и прочее). Именно этим объясняются аномалии развития: физический недостаток, соматическое заболевание и прочее.
Также многими причинами объясняется и врожденность некоторых особенностей, то есть то, каковы были особенности внутриутробного пребывания ребенка. На результат развития могут повлиять: здоровье мамы, влияние лекарств, алкоголя, никотина, наркотических веществ).
Поэтому ни в коем случае нельзя скидывать со счетов влияние биологического фактора. Но вот для полного разворачивания генетической программы необходимо разворачивание его в социальном плане.
Социальная среда
Ребенок попадает в определенную среду. Что же такое социальная среда? К среде может быть отнесены и воздействия природной среды и физической среды: солнечное влияние, климат и прочее. Но определяющим в развитии ребенка является социальное взаимодействие в человеческом обществе.
В том случае, если нет рядом человека с маленьким ребенком, то развития не происходит. Примером могут служить «тарзанятки», которые росли в логове зверей несколько лет. У них наблюдается отсутствие речи и нормальных интеллектуальных способностей, человеческих чувств и самосознания.
Общение с людьми позволяет ребенку освоить опыт поведения в человеческом обществе, основные правила и законы, овладеть речью. Более того, он впитывает в себя опыт, который был накоплен веками и который отражается с помощью письменности.
Окружение
На ребенка влияет непосредственное социальное окружение (семья, родственники, сверстники и непосредственное окружение), которое можно назвать социальные микро факторы. Но также непосредственное влияние оказывают макро факторы – средства массовой информации; социально-экономическая ситуация в стране и во всем мире; тип поселения.
Если учитывать все эти положения, то необходимо акцентировать два основных закона, принципа психического развития: принцип развития только в деятельности, принцип историзма.
Принцип историзма подразумевает то, что содержание всех периодов в детстве определяются конкретными историческими условиями жизни и социальной обстановкой. Ребенок впитывает в себя все эти особенности окружающей обстановки и фильтруются через социализацию, обучение и воспитание.
Принцип того, развитие происходит только в деятельности, сводится иносказательно к следующему: «чтобы научиться плавать, нужно плавать». Так и здесь, только в совокупности всех факторов и психологических особенностей, которые обязательно должны проявиться в жизни, заключается залог успешности в психическом развитии ребенка.
Исходя из особенностей взаимоотношений среды и генотипа, можно выделить основные этапы, их содержание и результат.
Источник
В начале прошлого столетия известный немецкий врач Альфред Гротьян впервые провел курс лекций о медицине как предмете, рассматривающем влияние социальных факторов на здоровье населения. Он поднимал вопросы о регуляции рождаемости, алкоголизме, венерических заболеваниях, став одним из основоположников науки об общественном здоровье. Работы Гротьяна и его единомышленников получили отклик и начали стремительно распространяться во многих государствах. Это привело к тому, что развитие социальной медицины имело мощный скачок в ХХ веке. Тем не менее содержание самого предмета все еще остается темой научных полемик. Итак, что такое социальная медицина, что она изучает и какие задачи готова решать, попытаемся разобраться.
Понятие социальной медицины
Вопрос здоровья населения занимает приоритетное место в системе государственных ценностей, поскольку оно является мощным экономическим потенциалом и ресурсом, который позволяет обеспечить соответствующий уровень и безопасность жизни, следовательно, и дальнейшее ее развитие. Общественное здоровье формируется путем воздействия социальных, поведенческих, биологических, генетических и других факторов, из которых некоторые могут нести вполне серьезную угрозу риска заболеваний. Исходя из вышесказанного, тандем социальной работы и медицины имеет огромную значимость.
Социальная медицина – это дисциплина о здоровье общества, о всевозможных методах его укрепления и сохранения, а также улучшении медико-социальной помощи.
Термин «социальная медицина» впервые был употреблен французскими учеными Рашу и Фарко еще в середине XIX столетия. В Англии, отмечая тяжелые условия рабочих, это определение использовали санитарные инспекторы Э. Чедвик и Дж. Саймон. В русской публикации оно было отмечено у земского врача В. О. Португалова – общественного деятеля и революционера.
Предмет социальной медицины
Общее мнение ведущих социал-гигиенистов определяет, что целью изучения социальной медицины является общественное здоровье, а именно процессы его формирования, воздействующие факторы, способы оценки и прочее. Другими словами, в рамках системы здравоохранения данный предмет изучает и устраняет проблемы воздействия социальных, экономических, социологических условий на здоровье населения. В фокусе его внимания будут находиться не отдельные лица, а общество в целом или намеченные социальные группы.
Из вышесказанного следует, что и социальная, и клиническая медицина связаны со здоровьем и заболеваниями людей, решая одни задачи разными подходами и методами. Если клиническая медицина сконцентрирована на самих заболеваниях, то социальная медицина – на проблемах, вызывающих эти заболевания и сопровождающих их.
Основные направления
Социальная медицина – это результат объединения теоретической и практической медицины, профилактики болезней, социальной диагностики, социологии, антропологии, статистического прогноза и других наук естествознания. Ее основными направлениями и объектами являются:
- характеристика болезни и социальной патологии;
- диагностирование социальных болезней и патологий;
- распространение и передача социальных заболеваний и патологий;
- патологические отклонения определенных сообществ;
- организация медико-социальной работы;
- социальная гигиена (питания, труда, коммунального проживания, общественных туалетов и прочее);
- социально-медицинская экология;
- организация здравоохранения.
На сегодняшний день особое ударение ставится на социально-медицинской экологии и диагностике, которые позволяют своевременно выявить патологии у социальных групп и отдельных граждан.
Разделы социальной медицины
Структура социальной медицины состоит из нескольких разделов, каждый из которых представляет собой отдельное самостоятельное направление.
- Общественная медицина направлена на сохранение качества жизни и здоровья как нации в целом, так и каждого человека. Она решает проблемы ухудшения здоровья и уровня жизни отдельных лиц, перенесших насилие, террор или определенные заболевания. Также в рамках этого раздела проводится профилактика нежелательных ситуаций, решаются проблемы семьи и брака.
- Пенитенциарная медицина изучает места лишения свободы (закрытые общества). Ее деятельность является особенно актуальной в условиях современной демократии и появления высокого уровня генетических мутаций, в результате которых все чаще встречаются лица с социопатическим характером.
- Военная социальная медицина исследует моральное и психофизическое состояние участников боевых походов и военных операций, оценочные показатели людей и местности боевых действий. В настоящее время социальная медицина этого раздела находится в стадии становления и проработки методов изыскания и оказания помощи пострадавшим лицам.
- Социологическая медицина изучает, разбирает и анализирует непонятные и сложные медицинские явления. К примеру, тотальное старение населения или возросшую численность людей, страдающих заболеванием Альцгеймера. Ко всему прочему она занимается исследованиями научно-практических достижений в области медицинской генетики и электронных технологий, которые могут существенно повлиять на организацию современных обществ.
Методы исследования
В работе социальной медицины применяются разнообразные подходы и методы исследования, по результатам которых будут определяться дальнейшие меры здравоохранения.
- Статистический метод является ведущим в оценочном учете здоровья населения, на нем базируется государственная и ведомственная отчетность.
- Метод экспертизы применяется в медицинских учреждениях при установлении качества, эффективности лечения.
- Демографический метод используется для выявления потребности общества в амбулаторной и стационарной помощи.
- Исторический метод оценивает события и факты в их связи со временем и пространством.
- Социологический метод изучает условия жизни и труда граждан, выявляет факторы риска.
- Экономический метод обеспечивает эффективное использование ресурсов здравоохранения.
- Экспериментальный метод ищет рациональные формы работы медицинских учреждений, проверяет гипотезы и проекты.
Помимо этого, часто употребляются такие подходы, как моделирование, прогнозирование, эпидемиология и другие.
Немного истории
Основы социальной медицины были заложены еще в цивилизациях Древнего мира, когда лекари не ограничивались только медицинской помощью, но и осуществляли санитарный контроль за состоянием колодцев, рынков, общественных бань, процедурой похорон и вели надзор за кварталами бедных. При египетском фараоне Эхнатоне впервые были сформированы такие понятия, как боль, болезнь, здоровье, а профессия врача обрела социальный статус.
В Средние века стремительные распространения инфекционных заболеваний подвигли местные сообщества принять и законодательно оформить ряд мер по ликвидации эпидемических очагов: изоляция больных, сжигание домов и вещей заболевших, карантин поселений, устройство лепрозориев и другое. В XVI-XVII веках труды Томмазо Кампанеллы и Томаса Мора сумели обратить внимание общества на важность здорового образа жизни, гигиены и питания. Значимое место в истории социальной медицины имеют работы итальянского врача Бернардино Рамаццини, который занимался исследованиями профессиональных заболеваний у ремесленников.
В 1784 году в Германии был введен термин «медицинская полиция», понятие которого подразумевало инспекцию лечебниц и аптек, наблюдение за здоровьем общества и предупреждение эпидемий. Во Франции вопрос здоровья населения стал рассматриваться как национальный ресурс во времена Великой революции, вследствие чего были приняты законы и проведены реформы. В Англии в 1848 году было сформировано ведомство общественного здоровья и принят соответствующий закон. В это же время ведущими мировыми державами были подписаны первые договоренности о способах борьбы с инфекционными заболеваниями.
На рубеже XIX и XX столетий социальная медицина была окончательно утверждена как научная дисциплина.
Развитие отечественной медицины
История отечественной социальной медицины перекликается с общей историей. Первоначально ведущая роль в социальной помощи принадлежала церкви, которая брала на себя заботу о страждущих единоверцах. Монархам также не чужды были страдания людские. Царь Иван Грозный радел о государственной помощи обездоленным (1551 год), он утверждал, что больницы, приюты и богадельни должны быть в каждом городе. Ощутимый вклад в общественную медицину внес Петр I, создавая сеть социальных учреждений и требуя от городских магистрат наличия госпиталей. При Екатерине II также были основаны территориальные институты помощи.
Дальнейшему прогрессу общественной медицины посодействовала земская реформа 1864 года, на основании которой земство несло ответственность о «народном здравии». Результатом преобразований стала организация медицинской помощи по участковому принципу.
Необходимо также отметить, что основные вложения в становление, развитие и решение проблем социальной медицины принадлежали трудам некоторых людей, работавших в этой сфере. Это М. В. Ломоносов, С. Г. Зыбелин, И. Л. Данилевский, Е. О. Мухин, С. П. Боткин, М. Я. Мудров, Е. Т. Белопольский, Ф. Ф. Эрисман и Н. А. Семашко.
Сегодняшние задачи
Социальная медицина, помимо защиты здоровья общества, несет ответственность и за его социальное благополучие, являясь непосредственным блюстителем социальной защиты населения. Ее поставленные задачи включают:
- исследование влияния образа жизни граждан и социально-экономических факторов на здоровье отдельных групп и общества в целом;
- аргументация принимаемых мер, направленных на минимизацию или устранение действия негативных факторов окружающей среды;
- создание условий для высокого уровня медицинского обслуживания всех категорий граждан;
- программы улучшения здоровья и увеличения активного долголетия всех членов общества.
Основные функции социальной медицины – это прежде всего защита и сохранение общественного здоровья при любых политических, идеологических, социально-экономических, природных и других обстоятельствах.
Источник