Социальная история развития ребенка

Социальная история развития ребенка thumbnail

Социальные истории для детей с РАС – это одна из эффективных обучающих методик, которая позволяет решить многие задачи не только у малышей или подростков, но даже у взрослых людей.

Социальные истории для детей с РАС - создание и использование

Что собой представляет социальная история? Это краткий рассказ с подробными иллюстрациями. В связи с использованием картинок социальные истории входят в методы визуальной поддержки.

В группу этих методов входят многие виды печатных (или электронных) материалов. Ярлыки и указатели. Причинно-следственные картинки, например, для изучения эмоций. Пары картинок «Сначала-потом» — для изучения режима или адекватных норм поведения с другими людьми.

Кроме того, популярная система ПЭКС также фундаментально опирается на визуальную поддержку. И это неслучайно, ведь визуализация при обучении очень эффективна для людей с аутистическими чертами, так как использует самый сильный канал восприятия. В среднем случае именно зрение развито у ребёнка с РАС более всего, и этим дети с РАС очень похожи на нейротипичных.

Поэтому создание социальных историй может существенно помочь во многих знаниях и навыках:

  • В изучении рутинных комплексных действий при самообслуживании (в т.ч. приучение к горшку, мытьё головы, чистка зубов, отход ко сну и пр.)
  • В подготовке к предстоящим неизвестным до сих пор событиям (перелёт, поездка на поезде, поход в бассейн, в цирк, празднование дня рождения, Нового года и т.п.)
  • В освоении правил поведения в школе, на приёме у врача, в магазине, в аптеке или при переходе улицы.

Более того! Если написать сценарий индивидуально — о том, что не удаётся понять именно вашему ребёнку — грамотная социальная история часто срабатывает лучше других методов, потому что:

  • Она способна исчерпывающе, наглядно и последовательно сопроводить ребёнка через то дело, которое пока что трудно поддаётся к самостоятельному выполнению.
  • При этом она не исчезает, как родительский рассказ, а постоянно находится в поле зрения, что даёт ребёнку время, чтобы усвоить материал.

Значительным плюсом социальных историй является и то, что можно использовать фотографии самого ребёнка, его близких и окружающих предметов. Это выручает в тех случаях, когда у ребёнка ещё не сформирован тот высокий уровень абстракции, который позволяет понимать рисованные картинки или схематические символы.

Опишем главные правила составления эффективной социальной истории.

Первое: ОДНА ИСТОРИЯ – ОДНА ИДЕЯ

Это означает, что надо чётко выделить тему, и она должна быть максимально однородной.

Например, как вести себя на площадке (качели, горка, ждать своей очереди), а не обобщённое — как вести себя с другими детьми. Визит к стоматологу, а не вообще к врачу. Идём в супермаркет за ежедневными покупками. Подготовка ко сну. Как чистить зубы. Как разогреть себе завтрак в микроволновке. Как сходить в туалет по-большому. Как мыть руки.

Вы видите, что объединяет все эти истории – комплексный навык, но узкий в охвате. Таким образом утро может состоять из 2-3 историй: чистим зубы, идём в туалет, разогреваем завтрак, одеваемся. И на каждый вид деятельности – своя подробная история.

Второе: ФОРМИРУЕМ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ

В процессе написания текста не привлекайте осуждение и грубый запрет без объяснений. Помните, социальная история – это плацдарм для формирования уверенности в себе и позитивных ожиданий от самостоятельной деятельности.

Третье: ОБЪЯСНЯЕМ ПРОСТО И ДОСТУПНО

Для этого необходимо собрать всю информацию о процессе, который вы будете описывать в истории. Когда происходит событие, как долго длится, кто участвует, какие чувства и ожидания у главных участников, какие действия должен выполнить ребёнок, какие результаты будут получены.

Зная своего ребёнка, можно включать в историю особые сравнения, особенно связанные с его любимыми зверями, героями или ролевыми играми. Например, объяснить ожидание в очереди можно с помощью сравнения с тигром на охоте.

Четвёртое: ПРОСТОЙ, ТОЧНЫЙ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ЯЗЫК ИЗЛОЖЕНИЯ

Лёгкий к пониманию язык позволяет составить историю для любого возраста. Для малышей выгодно использовать рассказ от 1-го лица. Школьникам и подросткам может быть понятно повествование от 3-го лица.

Будучи кратким рассказом, социальная история, тем не менее, может включать до 3-х типов предложений.

Вид первый – Описательные предложения общего порядка

Эти предложения отвечают на вопросы Кто? Что? Когда? Где? Зачем?

Например: «Стоматолог будет осматривать мои зубы с помощью зеркальца. Оно закреплено у него на голове».

Социальные истории для детей с РАС - создание и использование

Вид второй – Описание эмоций и чувств участников = Что произойдёт

Чаще всего перечисляются реакции людей: эмоции, чувства и настроение.

Например: «Мама и папа будут гордиться мной».

Вид третий – Директивное предложение = Что должен делать ребёнок

Позитивная подача ожидаемого поведения, которое должен продемонстрировать главный герой социальной истории

Например: «Я должен буду держать свой рот широко открытым, запрокинуть голову и не двигать ею. В это время стоматолог будет осматривать мои зубы»

(!) Пропорция для разных видов предложений внутри 1-ой социальной истории:

  • На ОДНО директивное предложение = 2-5 предложений остальных видов.

Пятое: ИЛЛЮСТРАЦИИ – ЗАЛОГ УСПЕХА

Подбирая иллюстрации для своей истории, учитывайте способность ребёнка к пониманию разных уровней абстракции. Перечислим от самого простого уровня – до самого взрослого варианта визуализации:

  • Цветные фотографии самого ребёнка и всего, что его окружает
  • Цветные фотографии других людей в обстоятельствах, соответствующих тексту
  • Чёрно-белые фотографии
  • Цветные рисунки со значительной детализацией и натуральностью
  • Цветные рисунки в игрушечном или мультяшном стиле
  • Чёрно-белые рисунки
  • Схематическое обозначение (символьные иконки)

Кроме того, помните о любимых героях маленького человека! Их также можно вплетать в повествование — как мотивирующих участников или для сравнения.

Шестое: УПРОЩАЕМ И СОКРАЩАЕМ ВИД СТРАНИЦЫ

Не более 2-х коротких предложений под каждой картинкой. Например, как здесь.

Седьмое: ПОЛОЖИТЕ ИСТОРИИ В БЫСТРОМ ДОСТУПЕ

Рассматривать и читать социальные истории можно в разное время дня. Наиболее удобно, если они будут лежать в папке, которая доступна ребёнку. Тогда он сможет попросить вас о чтении не только устно, но и принеся папку вам в руки. Часто листая папку, он быстро научится сам выбирать актуальную в данный момент страницу, что ещё раз продемонстрирует вам, насколько не напрасны ваши усилия для развития самого любимого ученика!

Социальные истории для детей с РАС - создание и использование

Перевод с дополнениями

Источник

P.S. Мы подготовили много социальных историй для всех возрастов в ЭТОМ РАЗДЕЛЕ. Надеемся, вы найдете там полезные материалы!

Источник

Эффективный метод для обучения детей с аутизмом социальным навыкам

Дети с аутизмом испытывают трудности в социальном взаимодействии. Теория модели психического описывает их проблемы, когда им нужно посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Популярная стратегия решения этих проблем – социальные истории, которые помогают людям в спектре аутизма «считывать» и понимать социальные ситуации.

Адекватное социальное поведение объясняется ребенку в форме истории. Этот метод был разработан Кэрол Грей, и его цель – предоставить аутичному человеку ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом (например, ответы на вопросы «кто», «что», «когда», «где» и «почему» социальных ситуаций).

Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка и могут включать вещи, которые ребенок ценит, или которыми он интересуется. Например, если ребенку нравятся динозавры, то вы можете сделать динозавров персонажами истории про учебу в школе и так далее. Дети с аутизмом часто лучше воспринимают визуальную информацию, так что желательно, чтобы история включала рисунки, фотографии или даже реальные предметы.

Как составить социальную историю для человека с аутизмом

Кэрол Грей рекомендует специфическую схему социальной истории. Эта схема включает несколько описательных и несколько перспективных предложений.

Описательные предложения

Описательные предложения рассказывают о том, что люди делают в конкретных социальных ситуациях, и определяют, где эти ситуации происходят, кто в них участвует, что эти люди делают и почему. Пример описательных предложений: «Иногда в школе включается пожарная тревога. Пожарная тревога – это очень громкий звонок, который включают, когда в школе настоящий пожар, или когда все тренируются в выходе из здания в случае пожара. Учителя, уборщики и директор помогают нам всем построиться и быстрее выйти из здания. Пожарная тревога очень громкая, чтобы все ее услышали. Иногда я думаю, что она слишком громкая».

Перспективные предложения

Этот тип предложений описывает реакции других людей, чтобы человек узнал точку зрения окружающих на эту ситуацию. Эти предложения описывают внутренние состояния людей, их мысли, чувства и настроение. Перспективные предложения представляют реакцию людей на ситуацию, так что человек может выучить, как другие люди воспринимают различные события. Пример перспективного предложения: «Пожарная тревога не беспокоит всех людей. Учителя, уборщики и директор могут не понимать, почему меня беспокоит пожарная тревога. Иногда они могут разозлиться, потому что я не выхожу достаточно быстро или не понимаю, что делать. Их работа состоит в том, чтобы вывести меня из здания как можно скорее, чтобы я был в безопасности в случае настоящего пожара».

Директивные предложения

Директивные предложения описывают желательный или подходящий образ действий в данной ситуации. Такие предложения строятся в утвердительной форме, объясняя в позитивных терминах, какое поведение является желательным. Природа директивных предложений такова, что их нужно использовать с большой осторожностью и не ограничивать выбор человека. Чем больше в истории описательных предложений, тем больше у человека возможностей для собственных реакций на социальную ситуацию. Чем больше директивных утверждений, тем более конкретными должны быть подсказки человеку о том, как следует реагировать.

Директивные предложения формулируются только позитивно и только от первого лица. Директивные предложения обычно следуют за описательными предложениями, и они рассказывают о том, что является ожидаемым ответом на подсказку или ситуацию. Директивные предложения обычно начинаются с «Я могу попытаться…», «Я попытаюсь…» или «Я буду работать над…». Пример директивного предложения: «Я попытаюсь оставаться спокойным, когда звонит пожарная тревога».

Нужно следить за тем, чтобы не использовать слишком много директивных или контролирующих предложений в социальной истории, а то вы превратите ее в «антисоциальную историю» – набор требований и команд.

Контролирующие предложения

Эти предложения определяют стратегии, которые человек может использовать, чтобы вспомнить или понять социальную историю. Они обычно добавляются после того, как вы изучили социальную историю вместе. Контролирующее предложение пишется ребенком, либо составляется по его подсказке. Пример контролирующего предложения: «Когда звучит пожарная тревога, думай о динозаврах и о том, как они идут друг за другом из леса, чтобы спастись от огненных метеоритов».

Когда история написана, вы можете дополнить ее картинками, которые значимы для ребенка, и которые помогут ему запомнить историю. Историю можно использовать в качестве «сказки на ночь», читать вместе с ребенком вместо книги и так далее. Можно читать историю ребенку ежедневно, либо читать историю ребенку в разное время в течение недели. Кэрол Грей сообщает фантастические результаты от применения ее метода.

Не используйте слишком много контролирующих и директивных предложений

Два типа предложений используются лишь изредка: директивные и контролирующие предложения. Их можно вообще не использовать, но если они включаются в историю, то Кэрол Грей рекомендует использовать их в следующем соотношении: 0-1 директивное или контролирующее предложение на каждые 2-5 описательных или перспективных предложений.

Кэрол Грей разработала именно это соотношение директивных или контролирующих предложений к описательным и/или перспективным предложениям для метода социальных историй. Она считает, что на каждое директивное или контролирующее предложение должно приходиться от двух до пяти описательных или перспективных предложений. В зависимости от конкретного человека и ее или его потребностей можно полностью отказаться от директивных или контролирующих предложений.

Как использовать социальные истории

Если человек с аутизмом умеет читать, то родитель может представить историю, прочитав ее дважды. Затем человек может читать историю один раз в день самостоятельно. Если человек с аутизмом не умеет читать, то родитель может записать свое чтение истории на видео или аудио, одновременно подсказывая человеку, что пора перевернуть страницу. Можно подсказывать с помощь звонка или вербального предложения о том, что пора перевернуть страницу.

Человек слушает и «читает» историю один раз в день. Когда у человека с аутизмом развивается навык, описанный в социальной истории, можно постепенно уменьшать ее применение. Это можно сделать, уменьшив количество раз в неделю, когда история читается, а затем напоминать об истории только раз в месяц или по необходимости. Другой способ уменьшения применения – переписывать историю, постепенно убирая из нее директивные предложения.

Социальные истории можно использовать для самых разных целей

Социальные истории могут быть использованы не только для обучения тому, как вести себя в социальных ситуациях. Их можно использовать для освоения нового распорядка дня, новых занятий и того, как реагировать на различные чувства, такие как злость и фрустрацию. Хотя на данный момент продолжаются исследования по оценке эффективности социальных историй, они кажутся многообещающим методом для улучшения социального поведения аутичных людей.

Примеры социальны историй:

Я здороваюсь

Взрослым и незнакомым людям я говорю : «Здравствуйте!». Так же можно сказать: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!»

Друзьям и родственникам можно сказать : «Привет!»

Если человек находиться вдалеке, то чтобы с ним поздороваться, можно помахать рукой.

Если невозможно сказать вслух слова приветствия, то можно просто улыбнуться. Улыбка-всегда приятно.

Игра вместе

Я говорю с детьми, с которыми я играю.

Очень важно не говорить с детьми, которые играют с другими детьми.

Если я буду говорить с детьми, которые играют в другие игры, то мои друзья расстроятся, они подумают, что я их игнорирую.

Возможно, в следующий раз они уже не захотят играть со мною.

Если я говорю только с моими друзьями, то мы веселимся вместе.

В следующий раз они снова будут со мной играть.

Когда меня зовет взрослый

Когда взрослый зовет меня, то мне нужно прекратить то, что я делаю, и подойти к нему.

Возможно, что взрослый хочет сказать мне то, что мне нужно срочно узнать.

Если я не подойду, то я не узнаю то, что мне нужно знать.

Взрослым не нравятся дети, которые их не слушают.

Я буду слушать взрослых.

Список литературы

Социальные Истории

Инновационная методика

Для развития социальной компетентности у детей с аутизмом

Грей Кэрол

Источник

Анна Валяева
Значение социальных историй для коррекции нежелательного поведения дошкольников с РАС

Значение социальных историй для коррекции нежелательного поведения дошкольников с РАС.

Социальные истории для детей с РАС – это одна из эффективных обучающих методик, которая позволяет решить многие задачи не только у малышей или подростков, но даже у взрослых людей.

Социальные истории – это короткие, представленные наглядно истории, которые позитивным образом показывают использование коммуникации и социального взаимодействия, а также поведенческих навыков.

В связи с использованием картинок социальные истории входят в методы визуальной поддержки.

В группу этих методов входят многие виды печатных (или электронных) материалов. Ярлыки и указатели. Причинно-следственные картинки, например, для изучения эмоций. Пары картинок «Сначала-потом» — для изучения режима или адекватных норм поведения с другими людьми.

Поэтому создание социальных историй может существенно помочь во многих знаниях и навыках:

• В изучении рутинных комплексных действий при самообслуживании (в т. ч. приучение к горшку, мытьё головы, чистка зубов, отход ко сну и пр.)

• В подготовке к предстоящим неизвестным до сих пор событиям (перелёт, поездка на поезде, поход в бассейн, в цирк, празднование дня рождения, Нового года и т. п.)

• В освоении правил поведения в школе, на приёме у врача, в магазине, в аптеке или при переходе улицы.

Если написать сценарий индивидуально — о том, что не удаётся понять именно вашему ребёнку — грамотная социальная история часто срабатывает лучше других методов, потому что:

• Она способна исчерпывающе, наглядно и последовательно сопроводить ребёнка через то дело, которое пока что трудно поддаётся к самостоятельному выполнению.

• При этом она не исчезает, как родительский рассказ, а постоянно находится в поле зрения, что даёт ребёнку время, чтобы усвоить материал.

Значительным плюсом социальных историй является и то, что можно использовать фотографии самого ребёнка, его близких и окружающих предметов. Это выручает в тех случаях, когда у ребёнка ещё не сформирован тот высокий уровень абстракции, который позволяет понимать рисованные картинки или схематические символы.

Организация поведения дошкольников с РАС с помощью социальных историй.

Основная цель составления и использования социальных историй – больше проявлений желательного поведения

Однако данный метод может также быть использован для:

• Улучшения навыков социального взаимодействия (делиться, соблюдать очередность);

• Способствовать коммуникативным навыкам (просить того, что хочешь, говорить о чувствах)

Использование социальных историй:

– способствует увеличению независимости (одевание, туалет, мытьё рук);

– помогает предотвратить проблемы в поведении (переход от одной активности к другой, правила в группе, поездки, массовые мероприятия, посещение врача);

– готовит к тому, что будет – подготовка ребёнка или описание ежедневных активностей (праздники, выходные).

Причины для использования социальных историй:

– Чтобы объяснить ожидания и правила или ситуации, которые детям может быть трудно понять (активности в течение дня или «что такое дождливый день»);

– Для снижения проявлений негативного поведения (драки, отказ делиться, отказ следовать инструкции).

Условия для составления социальной истории:

• Составление социальной истории с использованием реальных фотографий для привлечения интереса ребёнка.

• Читать историю как книжку (слушать запись).

• Сделать 3 копии; 1- для ребенка, 2- для семьи, 3– тех, кто работает с ребенком.

• Заламинировать странички, чтобы сделать их более прочными и скрепить в книжку.

Этапы составлений социальной истории

:

• Определение цели: (чего мы хотим достичь, используя историю);

• Сбор информации: (где, когда, кто участвует, последовательность событий, что происходит, почему);

• Составление текста: (возраст ребенка, возраст его развития, умение читать, особенности снимания, интересы ребенка).

Внимание – на цель составляемой истории.

• Уровень сложности языка, который используется в Социальной истории должен

соответствовать уровню ребенка.

• История должна соответствовать когнитивному уровню ребенка.

Главные правила составления эффективной социальной истории

.

Первое: ОДНА ИСТОРИЯ – ОДНА ИДЕЯ

Это означает, что надо чётко выделить тему, и она должна быть максимально однородной.

Например, как вести себя на площадке (качели, горка, ждать своей очереди, а не обобщённое — как вести себя с другими детьми. Визит к стоматологу, а не вообще к врачу. Идём в супермаркет за ежедневными покупками. Подготовка ко сну. Как чистить зубы. Как разогреть себе завтрак в микроволновке. Как сходить в туалет по-большому. Как мыть руки.

Как правило, все истории объединяет комплексный навык, но узкий в охвате. Таким образом утро может состоять из 2-3 историй: чистим зубы, идём в туалет, разогреваем завтрак, одеваемся. И на каждый вид деятельности – своя подробная история.

Второе: ФОРМИРУЕМ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ

В процессе написания текста не привлекайте осуждение и грубый запрет без объяснений. Помните, социальная история – это плацдарм для формирования уверенности в себе и позитивных ожиданий от самостоятельной деятельности.

Третье: ОБЪЯСНЯЕМ ПРОСТО И ДОСТУПНО

Для этого необходимо собрать всю информацию о процессе, который вы будете описывать в истории. Когда происходит событие, как долго длится, кто участвует, какие чувства и ожидания у главных участников, какие действия должен выполнить ребёнок, какие результаты будут получены.

Зная своего ребёнка, можно включать в историю особые сравнения, особенно связанные с его любимыми зверями, героями или ролевыми играми. Например, объяснить ожидание в очереди можно с помощью сравнения с тигром на охоте.

Четвёртое: ПРОСТОЙ, ТОЧНЫЙ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ЯЗЫК ИЗЛОЖЕНИЯ

Лёгкий к пониманию язык позволяет составить историю для любого возраста. Для малышей выгодно использовать рассказ от 1-го лица. Школьникам и подросткам может быть понятно повествование от 3-го лица.

Социальные истории могут работать не для всех детей.

• Социальные истории – это лишь часть обучения социальным навыкам. Для того, чтобы добиться максимального успеха, их необходимо использовать в сочетании с другими стратегиями обучения.

• При составлении Социальных Историй использовать все имеющиеся ресурсы (специалисты, педагоги, родители)

На что обращать внимание

• Внимание – на цель составляемой истории.

• Уровень сложности языка, который используется в Социальной истории должен соответствовать уровню ребенка.

• История должна соответствовать когнитивному уровню ребенка.

Типы предложений для составления социальных историй:

Будучи кратким рассказом, социальная история, тем не менее, может включать до 3-х типов предложений.

Вид первый – Описательные предложения общего порядка

Эти предложения отвечают на вопросы Кто? Что? Когда? Где? Зачем?

Например: «Стоматолог будет осматривать мои зубы с помощью зеркальца. Оно закреплено у него на голове».

Вид второй – Описание эмоций и чувств участников = Что произойдёт

Чаще всего перечисляются реакции людей: эмоции, чувства и настроение.

Например: «Мама и папа будут гордиться мной».

Вид третий – Директивное предложение = Что должен делать ребёнок

Позитивная подача ожидаемого поведения, которое должен продемонстрировать главный герой социальной истории

Например: «Я должен буду держать свой рот широко открытым, запрокинуть голову и не двигать ею. В это время стоматолог будет осматривать мои зубы»

Вид четвёртый – Пропорция для разных видов предложений внутри 1-ой социальной истории:

• На ОДНО директивное предложение = 2-5 предложений остальных видов.

Вид пятый – ИЛЛЮСТРАЦИИ – ЗАЛОГ УСПЕХА

Подбирая иллюстрации для своей истории, учитывайте способность ребёнка к пониманию разных уровней абстракции. Перечислим от самого простого уровня – до самого взрослого варианта визуализации:

• Цветные фотографии самого ребёнка и всего, что его окружает

• Цветные фотографии других людей в обстоятельствах, соответствующих тексту

• Чёрно-белые фотографии

• Цветные рисунки со значительной детализацией и натуральностью

• Цветные рисунки в игрушечном или мультяшном стиле

• Чёрно-белые рисунки

• Схематическое обозначение (символьные иконки)

Кроме того, помните о любимых героях маленького человека! Их также можно вплетать в повествование — как мотивирующих участников или для сравнения.

Вид шестой – УПРОЩАЕМ И СОКРАЩАЕМ ВИД СТРАНИЦЫ

Не более 2-х коротких предложений под каждой картинкой. Например, как здесь.

Вид седьмой – ПОЛОЖИТЕ ИСТОРИИ В БЫСТРОМ ДОСТУПЕ

Рассматривать и читать социальные истории можно в разное время дня. Наиболее удобно, если они будут лежать в папке, которая доступна ребёнку. Тогда он сможет попросить вас о чтении не только устно, но и принеся папку вам в руки. Часто листая папку, он быстро научится сам выбирать актуальную в данный момент страницу, что ещё раз продемонстрирует вам, насколько не напрасны ваши усилия для развития самого любимого ученика!

Советы родителям и педагогам по составлению социальных историй

Процесс создания социальных историй.

1. Выберите цель (чего нужно добиться, вводя данную историю)

Например:

• Научить поведению (правила игры на детской площадке)

• Описать важные для социализации навыки (как делиться, как привлекать к себе внимание)

• Описать шаги по выполнению задачи (убирать вещи, откусить кусочек пищи)

• Описать рутины или изменение в рутинах (когда идет дождь – мы не выходим на прогулку)

• Описать успехи (еда)

Сбор информации

• Где возникает данная ситуация (на детской площадке)

• Когда возникает данная ситуация (перед обедом)

• Кто участвует в ситуации (родитель и ребенок)

• Последовательность событий (мама входит в комнату, произносит имя ребенка, прикасается к ребенку)

• Что происходит (ребенок плачет)

• Почему (ребенок голоден и хочет есть)

1. Создание текста

Внимание к следующим вещам:

• Возраст ребенка

• Возраст развития ребенка

• Может ли ребенок читать

• Особенности концентрации внимания

• Интересы ребенка

Описательные предложения

• 2-5 предложений, описывающих, что делают взрослые и ребенок в данной социальной ситуации

Например:

Когда я на детской площадке, я могу играть на горке.

Когда я играю с машинками, я делюсь с моими друзьями.

Когда я обедаю, я сижу за столом.

Когда мне нужна игрушка, я говорю моей маме

Направляющие предложения

• Предложение. Описывающее желаемое поведение ребенка

Примеры:

Я могу залезать на ступеньки и скатиться с горки.

Я даю машинку моему другу.

Я сижу за столом рядом с моим другом.

Я смотрю на игрушку, которую я хочу.

Реакции других

• Предложение, которое показывает реакцию других людей на ситуацию, для того, чтобы ребенок смог понять точку зрения других

Примеры:

Когда я залезаю по ступенькам и скатываюсь с горки, моя учительница счастлива.

Когда я даю машинку другу, он будет со мной играть.

Учительница даст мне еду, когда я сяду за стол.

Когда я посмотрю на игрушку, моя мама даст мне ее.

Утвердительное предложение

• Предложение, которое описывает общепризнанные ценности или мнения

Например:

Детская площадка – безопасное место, когда я залезаю на ступеньки и скатываюсь с горки.

Умение делиться поможет мне иметь друзей.

Все люди едят сидя.

Получить игрушку легко.

Контроль

• Предложение, которое поможет ребенку запомнить то, что делать в данной социальной ситуации

Например:

Я могу залезать на ступеньки, чтобы скатиться с горки.

Я умею делиться машинками с другом.

Я умею сидеть во время еды.

Я смотрю на игрушку, которую я хочу.

Составление текста

Занятие в кругу

После обеда у нас занятие в кругу. В кругу мы поем песни.

В кругу мы читаем книжки.

Я умею сидеть на моем коврике.

Я умею слушать учительницу.

Моя учительница будет счастлива.

Мои друзья сидят в кругу.

Я умею сидеть на занятии в кругу.

Составление текста

Занятие в кругу

Когда я пообедал – будет занятие в кругу.

В кругу мы поем песни, читаем книжки и играем в игры.

Я могу сидеть на моем коврике и петь песню.

Я могу сидеть на ковре и слушать, когда моя учительница читает книжку.

Во время игры я следую правилам.

Когда я сижу в кругу и слушаю, моя учительница счастлива.

Я смогу сидеть в кругу с моими друзьями.

Мне нравится заниматься в кругу.

Я могу сидеть и слушать на занятиях в кругу.

Составление текста

Просить игрушку

Когда я хочу получить игрушку, я говорю моей маме.

Я могу посмотреть на игрушку, которую хочу.

Мама даст мне игрушку, когда я посмотрю на нее.

Получить игрушку легко.

Я смотрю на игрушку, которую хочу.

Превращение в положительное

Драться/толкаться

Не убирать за собой

Не действовать по очереди

Не бросать игрушки

Расстраиваться во время смены активности

Плакать, когда встречаешь новых людей

Увеличение интереса (и визуализация)

Включение картинок очень помогает ребенку лучше понять, о чем идет речь.

Картинки (фотографии) помогают детям лучше понимать события и делать их более осмысленными

Примеры наглядности

• Фотографии

• Детские рисунки

• Контурные изображения

• Клипы

• Изображения из журналов

Идеи для тем

• Здороваться

• Просить игрушку

• Говорить спасибо

• Делиться

• Смотреть, когда слушаешь

• Мытье рук

• Туалет

• Оставаться с няней

• Есть за столом

• Поход в магазин

• Пробовать новую еду

• Поход в школу

• Встречи с новыми людьми

• Дождливые дни

• Красивые руки и ноги

• Передвижение по дому/в школе.

Источник