Социальная активность ребенка как условие развития детского творчества

Социальная активность ребенка как условие развития детского творчества thumbnail

ДАРЬЯ КОВАЛЕНКО
«Условия развития детского творчества». Консультация для воспитателей

Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы, творчество как стиль жизни. Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни и во всех видах деятельности. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творчеством, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.

Другое важное условие проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального и интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Другим условием развития детского творчества является обучение, как организованный взрослым процесс передачи (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творчества.

Еще одно условие развития творчества детей – это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выполняющих задачу, и отсутствие средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность. Учет индивидуальных особенностей ребенка – одно из основных условий развития творчества в процессе обучения.

Важным условием развития творчества ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Чрезвычайно важное, условие эффективного развития творчества вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

Условие успешного развития творчества заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку.

Известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни.

Однако создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться.

Воспитание творчества детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Источник

Педагогические условия развития творческой активности у дошкольников в художественно-изобразительной деятельности.  

   Рассматривая вопросы определения педагогических условий для  эффективного творческого развития ребенка, формирования его творческой активности, выделяют ряд значимых положений.

Так отмечают, необходимость  определённой этапности, последовательности в формирования творчества у детей дошкольного возраста, которая связана:

«от процесса возникновения и становления этой формы детской деятельности (обогащение жизненными впечатлениями – сам акт творчества – применение в жизни его продукции);

-от путей становления художественного образа у детей (замысел –  поиски средства – воплощение);

-от последовательно меняющихся взаимоотношений взрослых и детей (показ процесса творчества – частичное соучастие в нём – самостоятельная композиция детей)», – отмечала Ветлугина Н.А. в своей книге “Основные вопросы художественного творчества ребёнка”  

     Авторы отмечают ( Н.Н.Григорьева, Т.С.Комарова, Р.Г. Казакова и др.), что одним  из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни и во всех видах деятельности.

Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.

Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важнейших условий развития детского творчества.

Другим условием развития детского творчества является обучение как организованный взрослый процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом.

Отмечая значение занятий рисованием лепкой, аппликацией, конструированием в развитии детей, Н.П. Сакулина подчеркивает, что организация занятий и указания воспитателя, должны способствовать тому, чтобы дошкольники сосредоточенно, углубленно выполняли задуманное.

Т. С. Комарова считала, что обучение изобразительной деятельности, способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение…

Вместе с тем, каждая система обучения дошкольников, направлена на формирование творчества, должна  развивать у них мышление, воображение, умение ставить цели и добиваться ее.

Мотивация задания и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, – важное условие творческой активности ребенка на занятии.

Еще одно условие развития творческих возможностей детей – это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность.

Учет индивидуальных особенностей ребенка – одно из основных условий развития творчества в процессе обучения. По мнению Б. Джефферсона, для обеспечения творческого развития детей можно использовать два метода: – предоставление детям возможности самостоятельного выражения своего отношения в рисунке и постановку перед детьми заданной темы.

Большинство педагогов и психологов отмечают спад творчества в начальной школе. Однако, одни из них – вслед за С.Л. Соловейчиком – связывают это с жесткими педагогическими воздействиями, ограничивающими развитие творчества.

Давыдов В.В. считал, что формированию творчества у дошкольников необходимо такими средствами, которые способствуют, прежде всего, развитию его воображения. Эта мысль нашла свое подтверждение в исследованиях Г.Л. Урадовских, Л.А. Парамонова, при сравнении уровней развития воображения, с уровнем развития конструирующего творчества, чем выше уровень воображения, тем выше уровень творчества.

В развитии художественного детского творчества, нужно соблюдать принцип свободы, являющийся вообще неприменимым условием всякого творчества. Это значит, что творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов.

Л. С. Выготский считал, что для создания новых образований, необходима внутренняя взаимосвязь между мышлением и воображением. Иначе даже интенсивного, но изолированного развития воображения для творчества деятельности недостаточно.

Каждая система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества должна с необходимой предосторожностью развивать у них мышление, воображение, умение ставить цели и добиваться ее.

По мере обогащения разных видов детской деятельности у детей возникает способность к построению новых и достаточных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и на самой детской деятельности.

Детское творчество имеет свою возрастную специфику. Дошкольный период- первый основной этап творческого присвоения социокультурного опыта (Л.С. Выготский, Запорожец) – любое новое знание, любые новые впечатления предполагается ребенком через его уникальный внутренний мир.

При этом главное выступает реализация в обучении, именно в обучении формируется творческая личность (С.Л. Рубинштейн, Эльконин). Детское творчество проявляется в каждой конкретной деятельности, дает возможность определить пути его формирования.

А. Бакушинский, Е. Флерина, В. Глоцер, Б. Джефферсон, считали, что в творчество нельзя вторгаться и нельзя управлять; доступно лишь создавать для него соответствующие условия. В широком смысле процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Для полноценной реализации потенций к такому развитию важно создать условия. Для этого необходимо знать содержание творческих способностей, учитывать сенситивные периоды их развития, конкретные пути, методы влияния на успешность их формирования.

Большое значение – для организации обучения детей с целью формирования у них творчества имеют данные о возможности развития креативности (творчески) с помощью специальных методов, связанных с решением задач открытого типа; т. е. задач, имеющих несколько решений.  (П. Торренс, О.М. Дьяченко, Л.Ф. Обухова).

Руководство художественно-творческой деятельностью детей, основывается на интеграции различных видов искусства, должно осуществляться таким образом, чтобы дети поняли, что одно и тоже явление, образ действий или воображения в разных видах художественной деятельности передается разными средствами. Успешное осуществление воспитания и развития художественного творчества осуществляется под руководством педагога при определенных педагогических условиях.

 Одно из главных условий полноценного формирования художественно-творческих способностей – приоритетное внимание к специфическим детским деятельностях: игре, изобразительной, конструктивной, которые могут при их оптимальном осуществлении обеспечить всестороннее развитие ребенка.

Также важным условием развития художественного детского творчества является создание эстетической среды в группах детского учреждения. О необходимости организации эстетически благоприятной среды для развития художественных способностей и творческой одаренности детей говорили многие ученые: А.Ф. Лазурский, А.И. Савинков, С.Т. Шатский. Н.М и др.

Конышев Н.М. рассматривает   возможности развития     художественного творчества, используя в работе с детьми образцы аналоги и художественно- комбинаторные задания. Художественное творчество, прежде всего, предполагает создание ребенком оригинального образа (выражающего определенное настроение, отношение) и воплощение этого образа путем самостоятельного подбора необходимых средств. Такой тип занятия исключает работу по образцу, а использует образцы-аналоги, которые демонстрируют возможные варианты творческого решения поставленной задачи. На этих образцах (педагог разъясняет, что именно требуется искать, как это можно сделать, какие практические действия можно предпринять).

Такая организация творческого занятия проистекает из психологической природы творчества, которая предполагает, что процесс творческого поиска человек все- таки от чего-то отталкивается « То, что ни на что не похоже, не существует»,- отмечал Поль Валери в своей книге “Об искусстве” . Прежде всего, они дают представления о том образе и настроении, которые должны быть отражены в композиции. Рассматривая творческую, поисковую деятельность детей, следует особо выделить так называемые художественно- комбинаторные работы, они предполагают создание оригинального художественного образа.

Художественно – комбинаторные задания больше напоминают своеобразную игру с материалом, поиск не запланированных художественных эффектов, использование неожиданных средств. (Эта работа очень важна для детей, поскольку она способствует разработке гибкости и оригинальности мышления). Все разновидности художественного творчества строятся на совершенно особой основе, предполагающие не выдвижение  «научных гипотез», а свободное оперирование соответствующими образами. Именно эти качества и формируют художественно-комбинаторные работы.

Аналогично может быть построена работа по ассоциациям, которые возникают у детей при виде заданной формы. Первоначально эти ассоциации могут быть не очень отчетливыми, а по мере воплощения образа вообще могут меняться. Стимулируя творческую работу в художественно-комбинаторных заданиях, воспитатель (педагог) должен побуждать детей к свободному экспериментированию, поощрять любые оригинальные решения.

И.Г.Андреева в своём автореферате “Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности”  выделила условия развития творческой активности в аспекте   театрализованной игре:

  • не регламентировать творческую деятельность детей, избегать  воспроизведения трафаретных  и однообразных действий, сюжетов и приемов;
  • представлять детям возможность выбора в процессе театрализованной игры (сюжета, роли, партнеров и т.п.);  
  • поощрять детей к импровизации по ходу действия (придумывание сюжетов . Введение оригинальных персонажей в традиционные сюжеты, смене и совмещению ролей и пр.)
  • расширять набор предметов заместителей, учить детей гибко использовать их в игровой ситуации;
  • создавать эмоционально  насыщенную атмосферу в процессе театрализованной деятельности (взрослые включаются в игру заряжая детей своими интересами, эмоциями, вносят в игру моменты неожиданности, сказочности и т.д.);
  • внимательно и тактично наблюдать за свободной театральной деятельностью детей, включаться в нее по мере необходимости, в качестве равноправных партнеров.

   Так педагогическая технология  Веселовой Л.Г. формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста на материале экологического содержания, предполагает интеграцию следующих технологических модулей:  

  • организация интегрированных занятий по ознакомлению с экологическими системами;
  • организация игровой деятельности детей;
  • организация предметно-пространственной среды детского сада;
  • организация методическо-просветительской работы с педагогическим коллективом.

Подводя итоги, вышеизложенные рассуждения об условиях развития творчества имеют смысл, если помнить при этом другое замечание большого ученного: «Любимое искусство должно быть не стеной, отгораживающей от мира, а дорогой в мир, окном, через которое лучше всего видна жизнь, способом отражения и выражения своих впечатлений от жизни, языком для общения с людьми», – сказал Б.Н. Теплов в книге “Психологические вопросы художественного воспитания”.

Таким образом, рассмотрев различные педагогические условия для развития творческой активности в художественно – изобразительной деятельности можно сделать вывод, что единого подхода здесь нет, и не может быть, руководство художественно – творческой деятельностью детей, основывается на интеграции различных видов искусства, в различных видах деятельности, передается разными средствами

Источник

Педагогические условия развития социальной активности старших дошкольников в образовательном пространстве ДОУ

В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база, которая повлияла на формирование дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.

Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

За основу методологии ФГОС дошкольного образования был взят главный принцип нового дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной.

Мы с вами хорошо знаем, что любая деятельность человека протекает в процессе его взаимодействия с окружающим миром, с обществом, с социальным окружением. Одной из форм взаимодействия человека и общества является процесс социализации. Человек усваивает нормы, правила, требования общества, становясь его полноправным членом, причем этот процесс идет за счет активной деятельности самого индивида, его активного включения в социальную среду.

И на первый план выдвигается задача приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, что означает для него “открытие путей для оптимального освоения норм общества, а главное расширение его способностей саморазвития. (Д.И. Фельдштейн)

Как же сформировать социальную активность дошкольников?

Социальная активность как сложное образование личности, включает осознание ею значимости деятельности, готовность и желание участвовать в ней, умение действовать самостоятельно, проявляя инициативу, исполнительность и ответственность. Ребенок как губка, впитывает впечатления, знания, стили поведения педагога, работающего с ним. Поэтому как стихийное, так специально организованное обучение и воспитание во многом определяют особенности его психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у ребенка с помощью взрослого складываются необходимые качества и свойства личности.

Особенностью социальной активности является то, что она проявляется в деятельности. Однако активность – это не просто деятельность, это единство отражения, выражения и реализации внешних и внутренних тенденций в жизни личности. «Активность – ценностный способ моделирования, структурирования и самоосуществления личностью деятельности, общение и поведение».

Как мы с вами очень хорошо знаем в жизни современного ребенка – дошкольника ведущей является игровая деятельность. Общение, игра и социально признаваемая деятельность – реальные формы проявления, деятельности по усвоению норм взаимоотношений.

Осознавая свое «Я», дошкольник стремится проявить свою активность, подражая взрослому, воссоздавая в игровой деятельности социальную суть человеческой деятельности – ее задачи и нормы отношений между людьми. На основе моделирования в наиболее развернутой форме игровой деятельности – ролевой игре – отношений между взрослыми у дошкольника формируется стремление к социальной значимой и социально оцениваемой деятельности, развивается социальная активность.

У ребенка активность облекается в социальной формы разные виды деятельности: игру, труд, учение. Каждый из видов деятельности направлен на удовлетворение каких-то потребностей: игра на удовлетворение потребности проявить активность в той сфере, в которой невозможно реальное действие; труд на удовлетворение потребности в получении реального результата, в самоутверждении, учение на удовлетворение потребности в познании и т.д.

Активность является стимулом к деятельности. Но если деятельность не организуется, если не обеспечивается ее развитие, то активность все равно «ищет выход» и может принимать нежелательные формы (баловство, агрессивность и другие).

Еще важное место в развитии человека как личности занимает деятельность самостоятельная, по усвоению норм человеческих взаимоотношений.

 В соответствии с ФГОС образовательные задачи в ДОУ должны решаться:  

•          в ходе режимных моментов,

•         в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях),

•         в самостоятельной деятельности детей

•         в совместной деятельности с семьей.

    Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Прежде чем перейти к вопросу организации этой самостоятельной деятельности в условиях ДОУ, отметим, что же необходимо понимать под самостоятельностью.

В условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкальной. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

В соответствии с ФГОС одной из специфик дошкольного возраста, создания условий социальной ситуации развития, является построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка сначала в совместной деятельности с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.   (зона ближайшего развития каждого ребенка – концепцией Л. С. Выготского). Через:

  • создание условий для овладения культурными средствами,

  • организацию видов деятельность, способствующих развитию психических процессов, детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей,

  • поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства,

  • оценку индивидуального развития.

При этом особая роль отводится воспитателю.

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

  Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

 Предметно – развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.

  При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

  Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

  Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Например, чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.

  Прежде всего, обучение на художественных занятиях строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу, но и без  помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет так же действовать и вне занятий: организовывать игры-драматизации, по собственному желанию петь, рисовать.

На занятиях педагог показывает, как по-разному может быть преподнесена сказка. Сначала дети ее слушают, потом рассматривают иллюстрации и по ним составляют сказку, затем инсценируют ее в настольном театре или зарисовывают персонажей и используют фигурки для показа их на фланелеграфе. Впоследствии они применяют эти приемы совершенно самостоятельно — в свободное от занятий время рассматривают иллюстрации, пересказывают сказки, драматизируют их.

В свободном распоряжении детей должно быть достаточное количество книг (в детском книжном шкафу). Наряду с книгами можно иметь несколько тематических папок с картинками, фотографиями, детскими рисунками и  альбомов для свободного рассматривания детьми. И конечно, такую работу необходимо планировать ежедневно в календарно-тематический плане (чтение, рассматривание и обсуждение книг, участие в разборе и систематизации книг и картинок, починка и т. п.).
      В группах также могут функционировать центры музыкально-театрализованной деятельности для театрализованных игр. В данном центре находится все необходимое оборудование —  ширма и комплекты различных видов кукольного театра, театральные костюмы, настольно-печатные игры, музыкальные инструменты, магнитофон. Одной из наиболее ярких форм самостоятельной художественной деятельности является игра. Она может быть различной в зависимости от содержания деятельности. Так, дети подбирают книжки-малышки для того, чтобы играть в библиотеку, магазин; делают из бумаги, лепят из пластилина, теста игрушки, чтобы украсить комнату кукольного домика для игры в семью. Иногда ребятам предлагаю придумать и нарисовать декоративные узоры для ткани. Это служит толчком для развертывания игры в магазин, в котором дети «покупают» эти ткани.
      Все материалы, используемые для художественной самостоятельной деятельности, постоянно обновляются, варьируются.

Другое педагогическое условие — влияние праздников и развлечений. Ребенок получает массу впечатлений на праздниках от звучания музыки, песен, красочного художественного оформления помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. Ребенок, наблюдая, принимая в этом участие, получает художественные впечатления. Придя в детский сад, он делится ими со сверстниками, воспитателем, выражает свое отношение к увиденному в играх.

      В соответствии с Федеральными государственными требованиями математическое развитие дошкольников осуществляется через совместную образовательную деятельность воспитателя и детей, а также через самостоятельную познавательно – игровую деятельность самих детей. Ребенок-дошкольник, даже старшего возраста – существо играющее, и наибольший интерес у него вызывает игра, игровые упражнения. Но, очень часто методика обучения элементарным математическим представлениям должна не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развивать у дошкольника мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции. Математика должна быть веселой и занимательной.

Чтобы самостоятельная познавательно-игровая математическая деятельность была эффективной необходимо:

– создать специальную предметно-развивающую среду;

– предложить детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового математического материала;

– использовать специальные приемы руководства самостоятельной познавательно-игровой математической деятельностью.

     Эффективность самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности можно отследить  по:

– уровень детской самостоятельности;

– познавательная активность детей;

– уровень мотивации.

Как можно педагогам организовать самостоятельную деятельность детей:

1. Накануне в группе организовать выставку «Кукла Масленица» с помощью демонстрационного материала: картины, детские рисунки, вырезки из газет, детские книги, тряпичные куклы.

2. Вводная беседа педагога с детьми по теме.

Цель и выставки и беседы: мотивация детей на самостоятельное изучение, рассмотрение демонстрационного материала.

3. Внести материал разнообразных свойств для художественного творчества (карандаши, кисти, краски, восковые мелки, бумагу для аппликаций). Используя педагогический метод авансирования (т. е. заранее похвалить ребенка, заставить поверить его в свои силы) педагог мотивирует детей на самостоятельное художественное творчество (аппликации «Солнышко», рисунки «Кукла Масленица» и др.)

4. Во время прогулки рассказать детям о правилах подвижной праздничной игры (в которую играют на праздник Масленица): пошла коза по лесу, веснушка – весна, холодно – горячо. И предложить им самостоятельно в них сыграть, а так же рассказать об играх другим детям и сыграть вместе.

5. Дети по желанию берут заранее изготовленные поделки «Солнышко» и через эти поделки педагог может побуждать к хороводным играм. (Роль воспитателя – направляет, остальное дети делают сами)

6.  В уголке «Хозяюшка» предложить детям испечь блины (после чтение художественной литературы, закличек и стихотворений про блины), с.р.и. «Кулинары»

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

В завершении хочу отметить, что благодаря переходу на новую форму календарного планирования, организация самостоятельной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая – подгрупповая, совместная деятельность). Но в комплексно – тематическом планировании ДОУ не делается акцент на самостоятельной деятельности воспитанников, эта деятельность отдельно не прописывается, а только подразумевается. Следовательно, остается открытым такой вопрос: включение раздела организация самостоятельной деятельности в комплексно – тематическое планирование ДОУ.

Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая  выполняется без непосредственного участия  воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Таким образом, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.

Источник