Социализация значение социализации для развития ребенка
Дошкольный возраст – это период больших перемен и подготовки к новому этапу детства – обучению в школе. Именно в этот период активно протекают процессы всестороннего развития ребенка, введения новых навыков, обучение новым знаниям. Одним из ответственных этапов развития является социализация дошкольников.
Малышу необходимо научиться взаимодействию с окружающими его людьми, освоить навыки общения и построения отношений.
Социализация дошкольников является базовой ступенью развития, без которой невозможна дальнейшая развивающая деятельность и обучение. О социализации дошкольников и пойдет речь в данной статье.
Что представляет собой процесс социализации дошкольника?
Для чего это нужно?
Процесс социализации детей дошкольного возраста – это усвоение и приобретение базовых навыков взаимодействия между членами общества.
Социализация необходима в первую очередь для того, чтобы подготовить маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу.
Именно поэтому на данном этапе важно не изолировать чадо от общества, а наоборот – посещать с ним детские коллективы, на площадках, в детском саду, ходить в гости к друзьям и приглашать их к себе.
Социализация необходима для того, чтобы малыш научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить отношения.
Социальное развитие заключается в получении зрелости к жизни в обществе. Производится она по мере развития сознания и коммуникативных навыков, а также понимания чувств и способа мышления других людей.
В чем заключается социализация дошкольников?
Социальное развитие можно рассматривать с двух точек зрения:
- Как интеграция детей с социальной группой.
- Как формирование личности в группе, т. е. процесс уникальных моделей бытия, мышления и поведения в разных ситуациях.
Социализация дошкольников заключается в изучении поведения, социальных ролей и норм, которые принимает социальная группа, а также создания благожелательного отношения к людям.
Кроха делает свои первые шаги на пути познания и усвоения традиций и образцов культуры, которые будут определять его поведение в будущем.
Процесс социализации приводит к овладению ребенком знаниями о своей группе и о социальных ролях, а также к освоению принятых в этой группе норм и ценностей.
Знания о ролях касается отношения ребенка к исполняющему данную роль (дочери, ученика, друга, дежурного), а также определяет права и обязанности исполняющего роль.
Влияние семьи на процесс социализации
На процесс социализации влияет в первую очередь семья. Каждый из ее членов исполняет конкретные социальные роли, главные из них – это родительские роли. Общим в них является стремление к безопасности детей, уход и воспитание.
Взаимные контакты между малышом и родителями, зависят от многих факторов, таких как: отношения родителей, возраст и образование родителей, особенности их личности и норм воспитания, характерных для данной культуры.
Как чрезмерная концентрация на малыше, так и чрезмерное отдаление от него, отражаются отрицательно на процессах психоэмоционального и социального развития ребенка.
Неправильное отношение родителей, а также чрезмерно авторитарный или слишком либеральный стиль воспитания может вызвать различные нарушения и трудности в адаптации.
В этом возрасте детки, окруженные чрезмерной внимательностью родителей, или воспитывающиеся слишком свободно, как правило, инфантильные и не умеют налаживать положительные контакты со сверстниками, а также их эгоцентричное, и даже эгоистическое отношение неизбежно приводит к неприятию их группой.
В области социальных контактов между ребенком и его братьями и сестрами наблюдается зависимости, связанные с порядком рождения малыша и полом.
Трудности в адаптации могут возникнуть у крохи, который появился первый в семье, которому впоследствии мама уделяет меньше времени, в пользу новорожденного брата или сестры.
В такой ситуации просыпается чувство зависти, а у младших деток даже агрессивное поведение в отношении нового члена семьи ( они могут бить, щипать, забирать игрушки, и даже совершать попытки выбросить из коляски). По мнению психологов отношения с братьями и сестрами в этом возрасте неустойчивы.
У 3, 5 и 7-летних деток выраженность отрицательных эмоций в отношении братьев и сестер ослабевает, а в связи с этим контакты доброжелательные и позитивные, а дети 4 и 6-лет, более возбудимы в этот период, и вступают в частые конфликты с братьями и сестрами.
По-разному детки относятся к старшим и младшим братьям и сестрам.
Преобладание негативных контактов, как правило, проходит с возрастом, однако резкие ссоры или уничтожение предметов, являющихся собственностью братьев и сестер, и даже драки происходят также под конец дошкольного периода.
Положительные социальные контакты со старшим отпрыском выражаются во взаимодействии на занятиях или в развлечениях.
На протяжении многих эпох и культур меняются правила, роли, которые должен выполнять малыш.
Родители, а позднее учителя и воспитатели пытаются с помощью определенных воздействий управлять поведением ребенка, чтобы привить ему эти элементы роли, которые в данный период жизни он должен выполнять.
Игры и социализация дошкольников
Младенец с самых первых моментов после рождения находится в людской среде. Первые межличностных отношений, в которые вступает, инициируются взрослым. Постепенно, по мере развития двигательного аппарата, расширяет диапазон и разновидности собственной активности ребенка.
Развиваются различные формы социальной активности, которые меняются и совершенствуются с возрастом.
Это заметно, в играх со сверстниками, в которых дети приобретают специфический опыт: вступают в эквивалентные взаимодействия со сверстниками и принимают ответственное сотрудничество; планируют и совместно определяют цели; заводят дружеские отношения.
Социальные контакты в игре принимают различные формы. Это одиночные и командные игры, которые подразумевают различные социальные роли и их имитацию, а также различные уровни взаимодействия.
Младшие дошкольники чаще проводят время в одиночной игре, в то же время пятилетние чаще предпочитают коллективные, командные формы развлечений.
К концу периода дошкольного возраста детки способны легко принимать участие в командных играх и развлекательных мероприятиях, для которых характерно определение общей цели и плана действий.
Социальное развитие поддерживают игры имитирующие поведение и социальные роли взрослых, в которых дети играют различные переживания и отвечают на чувства других.
Учатся сотрудничать, договариваться, а также изучают социальные роли и правила поведения, связанные с определенными социальными ситуациями (покупка, посещение врача, путешествие).
Благодаря этому чадо учится регулировать свои чувства и понимать чувства других.
Для малыша дошкольного возраста хорошей школой социального обучения являются игры. Особенно полезны для социализации дошкольников коллективные сюжетно-ролевые игры.
Благодаря этому чадо может познать суть исполняемой роли. То, что для ребенка незаметно в жизни, в игре становится правилом поведения. Отсюда ребенок начинает понимать смысл установленного ограничения и введенных вами правила.
Смотрим игры для социализации дошкольников.
Еще один аспект игр – в игре малыш не функционирует в соответствии с принужденными правилами, но самостоятельно их устанавливает и им подчиняет свои действия. Эволюция игр и развлечений – это эволюция отношения ребенка к правилам.
Развлечения и игры служат в понимании ребенком социальных ролей взрослых. Дети практикуют в игре различные социальные роли: семейные, профессиональные.
Принимают эти роли в соответствии с полом: девочки играют женские роли, а мальчики – мужские.
Это важно потому, что пол является биологическим атрибутом социальной роли. Разыгрывая социальные роли, ребенок не только познает социальные рамки данной роли, но также исследует собственную личность.
Дети дошкольного возраста, заводят первых друзей, хотя такие отношения еще не прочны и не основаны на совместном действии. Детки воспринимают дружбу как отношения, основанные на приятной игре.
Дружба проявляется в большем расположении дошкольника к определенному ребенку, проявление к нему большего внимания. К другу чаще, чем к другим детям направляются просьбы, поздравления, друзья чаще проводят время – играют и гуляют друг с другом.
Ранние дружеские отношения характеризуется мимолетностью. Дети принимают во внимание внешние, а не внутренние причины конфликта и пытаются его решить на физическом плане, например, через выход из конфликтной ситуации и переход к другой деятельности.
Отмечается четкий эгоцентричный подход, выраженный в неспособности сотрудничать и видеть различия между перспективой собственной и партнера.
Дружеские отношения в дошкольном возрасте являются, как правило, нестабильными, а некоторые дети (например, агрессивные) имеют трудности с заключением дружбы.
Норма социального поведения – это такое поведение, как сочувствие, оказание помощи, обмена и взаимодействия, который полезны для других, а не непосредственно для человека творящего добро. Эмпатия заключается в разделении эмоциональных переживаний других людей. Она проявляется в понимании и сопереживании другому человеку.
С развитием ребенка способность к эмпатии возрастает. Младшие дети чаще сочувствуют тому что понимают исходя из собственного опыта. Дети старшего дошкольного возраста способны к эмпатии с лицами и фигурами, которые никогда не встречались в реальности, а поэтому сочувствуют героями сказок, фильмов.
Способность сопереживать вместе с другим человеком влияет существенным образом на межличностные контакты, а его развитие в значительной степени зависит от правильных образцов поведения родителей и воспитателей.
Агрессия дошкольников
Родители и воспитатели наблюдают у детей негативные проявления, такие как агрессия и отсутствие послушания. Под агрессией понимается действие, которое предпринимается с намерением причинить вред другим.
Появляется она в развитии отпрыска тогда, когда он начинает понимать, что может быть причиной беспокойства других людей, и силой заполучить желаемое.
Детишки проявляют две формы агрессии: инструментальную и враждебную. Агрессия инструментальная возникает в стремлении к достижению чего-то желаемого: предмета, пространства.
В этом случае чадо может толкнуть другого ребенка, ударить. В свою очередь, агрессия враждебная, ее также называют “агрессией, ориентированной на человека” рассчитана на причинение боли другому человеку, как месть, как способ определения доминирования.
Агрессия инструментальная исчезает с возрастом, по мере того, как дети учатся вести себя в обществе. А агрессия, ориентированная на человека, возрастает между 4 и 7 годами жизни ребенка.
Социализация дошкольников очень важна, задумайтесь!
Подписывайтесь на канал “Сосед-Домосед”. Впереди вас ждет масса полезной информации для дома и семьи.
© Сосед-Домосед 2020. Все права защищены.
Вам понравились эти советы? Поставьте лайк, оцените наш труд.
Источник
Важность социализации в жизни ребенка.
На процесс социального становления человека, формирования его личности влияют разнообразные социальные факторы, под воздействием которых в отдельных случаях могут сформироваться неадекватные данному обществу социальные качества личности, приводящие в последующем к разного рода социальным конфликтам. Поэтому процесс социализации в основном является институционализированным, реализуется через систему определенных социальных институтов, призванных корректировать формирование социальных качеств личности в соответствии с общественно значимыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействия каких-то факторов либо нейтрализовать их.
В современном понимании термин «социализация» имеет несколько значений и интерпретируется разными авторами неоднозначно. Возникновение термина «социализация» связывают с именем американского социолога Ф.Г. Гиддингса, который назвал так процесс формирования личности, происходящий как в результате стихийного воздействия окружения, так и благодаря воздействиям общества согласно сознательному плану. Подобные воздействия исходят от семьи, детского сада, школы и других институтов социализации и носят воспитательную направленность.
Социализацию можно рассматривать как процесс приобщения ребенка к жизни, к существующим или новым для него социальным условиям. Социализация – это процесс усвоения индивидом норм и ценностей общества, включение личности в систему общественных отношений, в результате которого происходит освоение человеком социального опыта, позволяющее ему демонстрировать через поведение активное ценностно-дифференцированное отношение к фактам и событиям окружающего мира. Социализация предполагает усвоение социально положительных норм и ценностей, если же ребенок усваиваются антигуманные ценности и антисоциальные нормы поведения, то речь идет о процессе десоциализации личности. Всякое общество, прилагая массу целенаправленных усилий различного характера в плане организации и управления социализационными процессами, заинтересовано в том, чтобы ребенок, в будущем, как член этого общества :
- успешно овладел ролями мужчины или женщины (поло-ролевая социализация);
- создал прочную семью (семейная социализация);
- компетентно участвовал в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация);
- стал законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д.
С этой позиции каждый человек (особенно в детстве, отрочестве и юности) является одновременно объектом и субъектом социализации. Жизненный опыт родителей, так же, как и общественный опыт, не передается через механизмы генной наследственности, поэтому каждый человек приобретает свой социальный опыт прижизненно в процессе жизнедеятельности.
На протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед человеком встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно (а чаще неосознанно) ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свои субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие). Людей, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека (родители, соседи, учителя и др.), принято называть агентами социализации.
Социализация может носить непосредственный и опосредованный характер. В первом случае (в основном в дошкольном возрасте) нормы и ценности усваиваются человеком некритично, напрямую («если мама сказала, значит, так и есть»). Позднее процесс социализации приобретает опосредованность. Новая норма или ценность переосмысляется человеком с точки зрения жизненного опыта, личной значимости, влияний референтного окружения, совокупности уже освоенных и принятых норм и ценностей.
Характерной особенностью процесса социализации является его непрерывность. Процесс социализации личности – прижизненный, он начинается с появлением человека на свет и началом формирования его сознания. Результатом социализации человека на каждом возрастном этапе выступает социализированность – достижение им определенного баланса адаптированности и обособления в обществе (А. В. Мудрик).
Состояние социализированности динамично по своей сути: возникающие в жизни человека новые ситуации, условия и события делают достигнутое равновесие неэффективным и требуют поиска новых вариантов социализации.
Педагогический аспект социализации переплетается с философским и психологическим. В процессе усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок общества и социальных групп происходит не только обогащение жизненного опыта, но и создаются условия для реализации ребенка себя как личности.
В дошкольном возрасте у ребенка закладываются базовые составляющие психологического здоровья, поэтому успешное проживание этого периода жизни чрезвычайно важно для последующей социализации. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
С самого раннего возраста у ребенка начинает вырабатываться представление об окружающем мире посредством контакта с родителями и другими значимыми для него людьми, формируется самооценка.
Когда ребенок еще не в полной мере владеет речью, основным источником информации о его физическом и моральном состоянии для окружающих являются его эмоциональные реакции. Однако в период дошкольного детства, большинство родителей начинают обращать пристальное внимание преимущественно на когнитивное развитие ребенка (развитие памяти, мышления, внимания), порой игнорируя его эмоциональный фон. До этого периода особенности эмоциональной жизни характеризовали обстоятельства ситуации, в которую включен ребенок в настоящий момент: обладание желанным предметом, успешная игра, помощь со стороны взрослого или ее отсутствие. Ребенок способен отвлечься от актуальной ситуации, у него появляются переживания, с ней не связанные: предвосхищение результата, реакции окружающих на его действие. Ребенок эмоционально переживает не только настоящий момент, но и то, что еще предстоит ему сделать. Также в этом возрасте значительно расширяется и круг эмоций, присущих ребенку. Агрессия, сочувствие другому, тревожность, сопереживание – без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.
Ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием (мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества, мотивы, связанные с осваивающимися моральными нормами).
Таким образом, социализированность ребенка-это результат усилий семьи, педагогов, психологов и других специалистов, она возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка.
Источник
, . , , . .
. ,
, , , , .
https://www.allbest.ru/
. . , .
– , , , , . .
, , , .
, , , . , – , , , , , .
, – , , , , .
(.. , .. , .. , .. , .. , .. , .. .), – , . , , .
, , . :
– ( , , );
– ( );
– (, ).
, , , .
, ( ). , , . , , -. , , , . , , , – , . , – (-, -, – ..) , , .. .
, , , . , , (.. ).
, – , , , .
, , -. , , , .
, -. , , . .
: (. , .. , . , . .), (.. , .. , .. , .. , .. .), (.. , .. , .. .) .. , .. , .. , .. . .
– .. , .. .
– .. , .. . : , . .. , .. , .. , .. .
, , .. , .
: , , .
, . , , : . , . . .. , , , , . , , . , .(1)
, , . , : , , ; ., .. , .. , , ; ; .., .. , .. , – , .
. , , , . , , .
:
– ( );
– ( );
– ( );
– ( , ).
– (, , ). , , , . . . , .
, (. , . , , .) – (. , . , . .). (.. , .. , .. ). , , , , . (. , . , . .) , . (. , . , . , . , . ) – , .
. .. : – , , , . (4, .124)
, . : – , , – , , . , .
. , . , , . , : , (, , , .) , () .(5, .8)
. (. , .. , .. , . . , . , . ). . – , , , , .(5, .9)
, , , . , , .. : – , , , , , , ( ) , .(7, .340)
.. : , , , , , . (54, .6)
.. , (7,.22).
.. , , , , . , , . (58)
– , . , . – .
, , , . .
( – ). , –, – , , . ( – , ). .. .
, (.. , .. ), . , .. , -, (6,.301). .. , , , , (2,.276).
.. :
– , : , ;
– , , ;
– .(6, .293)
, , , – , .
.. , , – , , , .
, , , , , -, , , (.. ) (11)
, , . . , . . : 1) , , ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ; 6) ; 7) , .
.. () . , – . (7, .33). , – , – . , .
, , : 1) ; 2) ; 3) , , : :
– – . , , , ;
– – . , -, – , , ;
– -, – . ( , , .
, . , , , .. ( , , – , .. ). , , , , .
, .
. , , , .. . , , , , .
, , . , , , : , , .., , .
, , . , . , , , , , .
: , , .
-, .
, , . .. , , -, -, , , , , . (54, .19)
. .. , , , , , , , . . , , , , .. . (6)
. , , .
:
1) , : – , – , – , – ;
2) ( – );
3) – ;
4) ( – , , ).
:
, , ( );
, , (- ).
, , , , , , .. , , , .
. , , .. . . , , . – , , – – – , – . , , , , – .
: – ; – ; – ; – ; – .
. ( , , , , , ). , .. , . , , . . , – , , , .. , . , .. , : -, ; -, , . , , .
.. – , . (53)
.. : , , – , , . , . , , , .(7)
– , , , , , , , . , , .. , . , , .
.. , , , . ( ), , , , .
, ( ) – , , , , .. , . .
. , .
:
1) – , , , . , ;
2) – , , , ;
3) – , , . (79)
, , , , , . ( ) ( ) .
(.. , .. , .. ), (.. , .. ), (.. ), (. , . ).
, , . (.. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. ).
.. , . , , , , . : , , , .
, , .. , , . – .
, , . . , , .
, , :
– ( );
– ( ) ( );
– ( ).
, , : , (, ), – , – , .
, , , . .
. .. , , , , , , . .. , . , , , , , . , , , .
:
– , , , ;
– ( ) ;
– , , ;
– – ;
– , , .(77,.343)
, ( , , ) . , . , . (77)
, . , : , . , .
, , . . , . .
, , , , , .
, . , , , , ().
, , , , , , .
, , . :
1) ;
2) .
. , ( , ). , , , .. 帻 (8,.122)
, , , , , , , . (8)
, , . , . , , , , .
: , , . .. -, , .. , . , , .
– (, , ). , .
:
– . , . , , (. , . ). – , .
(. , . , . , . .), , .
.. , .. , .. .
: – , , , . ( ). . (. , .. , . .).
, (.. , . , .. .). (.. ), , . (-), (.. , .. , .. ), – (.. ). , .
, , (.. , .. , .. ). , , : .
, , :
– ( , );
– ( – );
– ( ).
, , . , , .
. .
– , , . , . , .
. , . -. .
: .. , , . . , .
.. , , , , . , , , .
– , , , , , – . , , – , , – , , .(73)
, – . .. : .. .(19,16)
– (.. , .. , .. , .. .).
, , (.. , .. , .. ).
(10, 49, 64, 70), , , – – , , , (64, 166.).
(49) (56), .
:
– ;
– ;
– ;
– () .
, , , – .
( ), ; .
: , , , . : ( ).
– , , , . (37,.65). , , , . – – .
(.. , .. ), (.. , .. ), (.. , .. ) :
– ();
– ( );
– , (36).
, , , – , .
.. , .. , .. :
– ;
– ;
– – , , .
. , -. – .
[40,6 K], 16.09.2010
. . , . , . : .
[34,3 K], 03.02.2009
. . . , .
[595,1 K], 01.05.2013
. . . . , (-, ).
[52,9 K], 27.12.2011
“”. . . . .
[28,1 K], 20.02.2015
. – . .
[45,7 K], 27.02.2015
– , , , , , . . . , .
[28,1 K], 08.12.2010
- ?
, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.
Источник